г. Пермь |
|
22 февраля 2023 г. |
Дело N А60-44634/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 февраля 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 февраля 2023 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Григорьевой Н.П.,
судей Журавлевой У.В., Муталлиевой И.О.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Лебедевой Е.В.,
с участием:
от истца (посредством веб-конференции) - Гуцалюк М.В., паспорт, доверенность от 08.12.2022, диплом,
от ответчика (посредством веб-конференции) - Жумагулова Ж.Т, паспорт, доверенность от 11.01.2021, диплом,
от третьего лица - не явились,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика, Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области,
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 01 декабря 2022 года
по делу N А60-44634/2022
по иску Екатеринбургского муниципального унитарного предприятия "Специализированная автобаза" (ОГРН 1026602351049, ИНН 6608003655)
к Министерству природных ресурсов и экологии Свердловской области (ОГРН 1026605251287, ИНН 6661089658),
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Желдорпуть" (ОГРН 1056602660916, ИНН 6658202960)
о взыскании расходов, понесенных при ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов
УСТАНОВИЛ:
Екатеринбургское муниципальное унитарное предприятие "Специализированная автобаза" (далее - истец, ЕМУП "Спецавтобаза") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с исковым заявлением о взыскании с Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области (далее - ответчик) расходов, понесенных при ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов (далее - ТКО), расположенного по адресу: Свердловская область, Белоярский ГО, с. Колюткино, через дорогу от автобусной остановки и разворотного кольца на въезде в село (кадастровый квартал: 66:06:4504001:11), входящем в единое землепользование - 66:06:0000000:126 (МНР ТКО N 2033) в сумме 23055 руб. 56 коп.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Желдорпуть" (далее - третье лицо, ООО "Желдорпуть").
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 01.12.2022 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой.
В обоснование жалобы указал, что свалка на территории: Свердловская область, Белоярский ГО, с. Колюткино, через дорогу от автобусной остановки и разворотного кольца на въезде в село (кадастровый квартал: 66:06:4504001:11), входящем в единое землепользование - 66:06:0000000:126 (МНР ТКО N 2033), ликвидирована арендатором лесного участка ООО "Желдорпуть" в октябре 2020 года. Также указано, что ликвидация свалок не относится к полномочиям, переданным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в связи с чем финансирование данных мероприятий не может осуществляться за счет средств субвенций из Федерального бюджета в силу установленных бюджетным законодательством запретов. Кроме того, Рослесхоз в своих разъяснениях прямо указывает на отсутствие к переданным полномочиям органам государственной власти субъектов Российской Федерации ликвидацию свалок, и, соответственно отсутствие денежных средств на такие цели у органов субъекта. Считает, что надлежащим ответчиком по делу является Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области, которое осуществляет функции по управлению федеральным имуществом. Также заявитель жалобы выражает несогласие с размером взысканных расходов. По мнению апеллянта, истец не подтвердил обоснованность расчета размеры взыскиваемых расходов. Просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт, в удовлетворении исковых требований отказать.
Истцом в материалы дела представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором он отклонил приведенные в жалобе доводы, просил решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика апелляционную жалобу поддержал, по доводам, изложенным в жалобе. Представитель истца с жалобой не согласился, поддержал доводы, изложенные в отзыве.
Третье лицо, извещенное надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, что в соответствии со ст. 156 АПК РФ не препятствует рассмотрению дела в его отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, в адрес истца поступили сведения о принятии мер к ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, объем которых превышает 1 м3, на территории: Свердловская область, Белоярский ГО, с. Колюткино, через дорогу от автобусной остановки и разворотного кольца на въезде в село (кадастровый квартал: 66:06:4504001:11), входящем в единое землепользование - 66:06:0000000:126 (МНР ТКО N 2033).
Истец направил уведомления об обнаружении мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов и необходимости его ликвидации ответственным лицам, в частности, в Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области (N 2033 от 29.04.2020).
Поскольку по истечении 30 дней с момента направления уведомления договор на оказание услуг по ликвидации несанкционированного размещения ТКО не заключен, место несанкционированного размещения ТКО не ликвидировано, истец собственными силами ликвидировал по указанным выше адресам несанкционированное размещение ТКО.
Расходы истца по ликвидации места несанкционированного размещения ТКО составили 23055 руб. 56 коп.
Неисполнение ответчиком во внесудебном порядке требований истца послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Проанализировав материалы дела, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что ответчик должен нести расходы по ликвидации несанкционированных свалок, и исходил из доказанности ликвидации истцом места несанкционированного размещения ТКО, поскольку расходы ответчиком не возмещены, в пользу истца взысканы денежные средства в сумме 23 055 руб. 56 коп.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзывов на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Доводы жалобы о том, что надлежащим ответчиком по делу является Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области, которое осуществляет функции по управлению федеральным имуществом, отклоняются в силу следующего.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон 89-ФЗ) территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с названным Законом.
Для решения вопроса местного значения в данной сфере на территории муниципального образования создано ЕМУП "Спецавтобаза", которое в соответствии с лицензией 066 N 00468 от 23.08.2016 осуществляет сбор, транспортировку, обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение отходов 1-4 классов опасности.
Ответственность за несанкционированные свалки возлагается на лиц, на чьей территории находятся отходы.
Из материалов дела следует, что региональным оператором выявлено несанкционированное размещение твердых коммунальных отходов (свалки) в Свердловской области, Белоярский ГО, с. Колюткино, через дорогу от автобусной остановки и разворотного кольца на въезде в село (кадастровый квартал:66:06:4504001:11), входящем в единое землепользование - 66:06:0000000:126 (МНР ТКО N 2033).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости и информации, расположенной на публичной кадастровой карте (https://pkk.rosreestr.ru/) земельный участок 66:06:4504001:11, входящий в единое землепользование - 66:06:0000000:126 относится к категории земель лесного фонда, право собственности, на которые не разграничено.
На основании п. 16 Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменений в Постановление Правительства РФ от 25.08.2008 N 641" в случае обнаружения региональным оператором места складирования твердых коммунальных отходов, объем которых превышает 1 куб. метр, на земельном участке, не предназначенном для этих целей и не указанном в соглашении (далее - место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов), региональный оператор обязан в течение 5 рабочих дней: а) уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка, орган местного самоуправления и орган, осуществляющий государственный экологический надзор, об обнаружении места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов; б) уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка о необходимости ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в течение 30 дней после получения уведомления и направить ему проект договора на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов. Истцом в соответствии с требованиями указанного постановления, уведомления в адрес ответчика направлены, что подтверждается материалами дела.
В соответствии с п. 17 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156, если собственник земельного участка в течение 30 дней со дня получения уведомления регионального оператора не обеспечил ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов самостоятельно и не заключил договор с региональным оператором на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, региональный оператор в течение 30 дней после отправления уведомления собственнику земельного участка ликвидирует место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов. В этом случае региональный оператор вправе обратиться в суд с требованием о взыскании понесенных расходов.
Ссылка ответчика относительно отсутствия у него обязанности по ликвидации несанкционированной свалки и возмещению расходов по ее ликвидации истцу, обоснованно не принята судом первой инстанции во внимание, поскольку согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости, земельный участок 66:06:4504001:11, входящий в единое землепользование - 66:06:0000000:126, относится к категории земель лесного фонда, право собственности на которые не разграничены.
Согласно п.1,2 ст.101 Земельного кодекса Российской Федерации, к землям лесного фонда относятся лесные земли и нелесные земли, состав которых устанавливается Земельным кодексом Российской Федерации и лесным законодательством.
Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (п. 1 ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации).
Вместе с тем, полномочия Российской Федерации по владению, пользованию и распоряжению земельными участками лесного фонда, переданы для осуществления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (статья 9.1 ЗК РФ).
В соответствии п. 1 Постановления Правительства Свердловской области от 16.09.2015 N 832-ПП "Об утверждении Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Свердловской области", уполномоченным органом в области лесных отношений на территории Свердловской области является Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области.
В силу подп. 7 п. 19 Постановления Правительства Свердловской области от 16.09.2015 N 832-ПП "Об утверждении Положения о Министерстве природных ресурсов Свердловской области" Министерство осуществляет на территории свердловской области полномочия Российской Федерации, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в частности предоставляет лесные участки, расположенные в границах земель лесного фонда, в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, заключает договоры купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях лесного фонда, устанавливает сервитуты, участвует в установлении публичных сервитутов в отношении лесных участков, расположенных в границах земель лесного фонда.
Поскольку исключительно министерство обладает полномочиями по распоряжению землями лесного фонда, только министерство и выступает в любых правоотношениях, в том числе в правоотношениях по обращению с ТКО, обязанное нести расходы по их содержанию.
На основании изложенного, обстоятельством, имеющим значение для возложения обязанности по ликвидации несанкционированной свалки на конкретное лицо, является установление того, кто является ответственным за организацию такой свалки.
Пунктом 7.8 ГОСТа 30772-2001 собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся, которые намерены осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение.
Если это лицо не установлено, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся (примечание к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001).
Кроме того, суд первой инстанции установил, что в рамках дела N 2-304/2020, рассмотренного Кировским районным судом, обязанность по ликвидации свалки в пределах спорного кадастрового квартала 66:06:4504001:11 также возложена на ответчика по настоящему делу.
Так, вступившим в законную силу решением Кировского районного суда от 13.02.2020 по иску Свердловского межрайонного природоохранного прокурора на ответчика возложена обязанность организовать ликвидацию несанкционированного места размещения отходов, расположенное на части земельного участка в кадастровом номере 66:06:4504001:11, расположенном вблизи с. Колюткино Белоярского городского округа, в срок до 01.07.2020.
Суд первой инстанции, истолковав вышеуказанные нормы применительно к рассматриваемому спору, исследовав и оценив доказательства в их совокупности в соответствии с требованиями норм ст. 71 АПК РФ, правильно установил, что Министерство обладает полномочиями по распоряжению землями, государственная собственность на которые не разграничена.
Таким образом, является обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что ответчик обязан нести расходы по их содержанию, в том числе в правоотношениях по обращению с ТКО.
Довод жалобы о том, что указанная истцом свалка ликвидирована арендатором лесного участка ООО "Желдорпуть" в октябре 2020 года, отклоняется.
В качестве подтверждения факта ликвидации свалки арендатором лесного участка ответчиком в материалы дела представлен акт осмотра лесного участка N 8-Ч от 03.11.2020, согласно которому в результате осмотра лесного участка в границах земельного участка с кадастровым номером 66:06:4504001:11 на момент осмотра свалка у с. Колюткино ликвидирована.
Вместе с тем, указанный акт не опровергает доводы истца, основанные на представленных в материалы дела доказательствах о ликвидации МНР ТКО N 2033 силами истца, поскольку отражает только факт ликвидации МНР ТКО.
Согласно акту фиксации, МНР ТКО обнаружено истцом 24.04.2020, уведомление об обнаружении места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов направлено истцом ответчику в пределах предусмотренного п.16 Постановления Правительства РФ N 1156 срока 29.04.2020.
Никаких сообщений от ответчика о том, что в отношении него вынесен судебный акт или иных сведений о планируемой ликвидации МНР ТКО в течение 30 дней со дня получения уведомления регионального оператора в адрес истца не поступало, иное из материалов дела не следует.
МНР ТКО ликвидировано истцом 16.06.2020, отсутствие несанкционированно размещенных ранее отходов подтверждается представленным ответчиком акт осмотра лесного участка N 8-Ч от 03.11.2020.
При указанных обстоятельствах, приняв во внимание доказанность факта несения расходов по ликвидации несанкционированного размещения ТКО, проверив расчет истца и признав его арифметически верным, суд правомерно удовлетворил требования ЕМУП "Спецавтобаза", взыскав с Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области в его пользу расходы, понесенные при ликвидации места несанкционированного размещения ТКО в сумме 23055 руб. 56 коп.
Довод жалобы о несогласии с размером взысканных расходов, отклоняется, поскольку порядок расчета понесенных расходов на ликвидацию несанкционированного размещения ТКО законодательством РФ не урегулирован, а, следовательно, такие расходы учитываются организацией самостоятельно с учетом фактически понесенных затрат.
В соответствии с п. 3 ст. 424 ГК РФ в случаях, когда в возмездном договоре цена не предусмотрена и не может быть определена исходя из условий договора, исполнение договора должно быть оплачено по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, работы или услуги.
Вместе с тем, доказательств, свидетельствующих о том, что стоимость фактически истцом затрат на ликвидацию места несанкционированного размещения отходов не соответствует цене, которая обычно взимается за аналогичные услуги, ответчиком не представлено (ст. 9, 65 АПК РФ).
Учитывая, что факт проведения истцом работ по ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в отсутствие договорных отношений подтвержден материалами дела и ответчиком надлежащими доказательствами не оспорен, доказательств возмещения указанных расходов ответчик не представил, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о возложении на ответчика обязанности по компенсации затрат истца по ликвидации несанкционированной свалки.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, сводятся лишь к несогласию ответчика с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и установленных судом обстоятельств.
Суд апелляционной инстанции полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судом первой инстанции установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями ст. 71 АПК РФ. Оснований для переоценки доказательств суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со ст. 270 АПК РФ являются основаниями к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Таким образом, решение арбитражного суда от 01.12.2022 следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 01 декабря 2022 года по делу N А60-44634/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Н.П.Григорьева |
Судьи |
У.В.Журавлева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-44634/2022
Истец: МУП ЕКАТЕРИНБУРГСКОЕ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ АВТОБАЗА
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: ООО "ЖЕЛДОРПУТЬ"