г. Санкт-Петербург |
|
21 февраля 2023 г. |
Дело N А56-36425/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 февраля 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фуркало О.В.
судей Лебедева Г.В., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Васильевой Я.А.,
при участии:
от заявителя: Голованова О.А., по доверенности от 29.12.2021;
от заинтересованного лица: Орлов Г.В., по доверенности от 18.07.2022;
Калашников Р.А., удостоверение;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-1122/2023) акционерного общества "Северо - Западный региональный центр концерна ВКО "Алмаз - Антей" - Обуховский завод" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.11.2022 по делу N А56-36425/2022 (судья Боканова М.Ю.), принятое
по заявлению акционерного общества "Северо - Западный региональный центр концерна ВКО "Алмаз - Антей" - Обуховский завод"
к Федеральному государственному казенному учреждению "Специальное управление Федеральной противопожарной службы N 50 Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий"
начальник отдела ФГПН ФГКУ "Специальное управление ФПС N 50 МЧС России" -
заместитель главного государственного инспектора ФГКУ "Специальное управление
ФПС N 50 МЧС России" по пожарному надзору Калашников Роман Анатольевич
о признании незаконными действий, решений о проведении выездной проверки,
возложении обязанностей,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Северо-Западный региональный центр Концерна ВКО "Алмаз-Антей" - Обуховский завод" (далее - Общество, АО "Обуховский завод") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением (уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), в котором просит:
- признать действия должностного лица органа государственного контроля - заместителя начальника управления - начальника отдела ФГПН ФГКУ "Специальное управление ФПС N 50 МЧС России" - заместителя главного государственного инспектора ФГКУ "Специальное управление ФПС N 50 МЧС России" по пожарному надзору Калашникова Романа Анатольевича незаконными;
- признать незаконными 47 решений Федерального государственного казенного учреждения "Специальное управление Федеральной противопожарной службы N 50 Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" (далее - Управление) о проведении выездных проверок от 28.01.2022 N 13-2-10 по N 59-2-10;
- обязать Управление вынести одно решение о проведении проверки в отношении АО "Обуховский завод", включающее возможность проведения контрольного мероприятия в отношении всех 47 объектов контроля, включенных в план контрольно-надзорных мероприятий.
Решением от 30.11.2022 суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
В апелляционной жалобе Общество просит решение суда отменить, ссылаясь на отсутствие полномочий у должностного лица Калашникова Р.А. полномочий выносить оспариваемые решения о проведении проверки; в материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие, что Калашников Р.А. является заместителем главного государственного инспектора.
Также податель жалобы считает, что у Управления имелась возможность вынести одно решение о проведении выездной проверки в отношении 47 объектов контроля, в связи, с чем Калашниковым Р.А. нарушен принцип контрольно - надзорной деятельности. Указывает на нарушение о проведении 47 проверок до истечения срока на обжалование оспариваемых решений; решения приняты 15.03.2022 после введения моратория на проведение проверок на 2022 год постановлением Правительства РФ N 336 от 10.03.2022 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля. Считает, что поскольку ФЗ N 248-ФЗ от 31.07.2020 предусмотрена процедура досудебного обжалования решений о проведении проверки, а также учитывая, что жалобы были поданы до вступления в силу Постановления N 336 от 10.03.2022, то проверки считаются незавершенными. В связи с введением моратория на проведение проверок на 2022 год все контроль - надзорные мероприятия должны быть завершены.
От Управления и Калашникова Р.А. поступили отзывы на апелляционную жалобу.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы жалобы, просил решение суда отменить.
Представитель Управления и Калашников Р.А. просили в удовлетворении жалобы отказать, по мотивам, изложенным в представленных отзывах.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 28.01.2022 Управлением в отношении АО "Обуховский завод" вынесено 47 решений N 13-2-10 по N 59-2-10 о проведении выездных проверок в отношении 47 принадлежащих Обществу объектов контроля.
Общество, не согласившись с вынесением 47 решений, полагая, что Управление должно было вынести 1 решение о проведении проверки в отношении контролируемого юридического лица, включающее возможность проведения контрольных мероприятий в отношении всех 47 объектов; либо вынести несколько решений, но с учетом систематизации объектов контроля по категории риска, при этом достигнув цели проведения контрольно-надзорной деятельности в отношении всех 47 объектов, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что решения Управления соответствует требованиям закона и не нарушают прав и законных интересов Общества, в связи, с чем в удовлетворении заявленных требований отказал.
Суд апелляционной инстанции оставил жалобу без удовлетворения ввиду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из части 4 статьи 200 АПК РФ следует, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта, оспариваемых действий (бездействие) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 31 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон N 248-ФЗ) под контролируемыми лицами в целях вышеуказанного Федерального закона понимаются граждане и организации, деятельность, действия или результаты деятельности которых либо производственные объекты, находящиеся во владении и (или) в пользовании которых, подлежат государственному контролю (надзору), муниципальному контролю.
Частью 1 статьи 31 Закона N 248-ФЗ введено понятие контролируемых лиц, которыми признаются граждане и организации, деятельность, действия или результаты деятельности которых либо производственные объекты, находящиеся во владении и (или) в пользовании которых, подлежат государственному контролю (надзору), муниципальному контролю. Права контролируемых лиц, в том числе присутствовать при проведении контрольного (надзорного) мероприятия, давать пояснения по вопросам их проведения, за исключением мероприятий, при проведении которых не осуществляется взаимодействие контрольных (надзорных) органов с контролируемыми лицами, установлены статьей 36 Закона N 248-ФЗ.
Пунктом 7 статьи 56 Закона N 248-ФЗ выездная проверка предусмотрена в качестве одного из видов контрольных (надзорных) мероприятий.
В соответствии со статьей 7 Закона N 248-ФЗ деятельность по организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля ведется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами.
Действия и решения контрольного (надзорного) органа и его должностных лиц должны быть законными и обоснованными.
Проведение контрольных (надзорных) мероприятий, совершение контрольных (надзорных) действий, принятие решений по результатам контрольных (надзорных) мероприятий, оценка исполнения решений контрольного (надзорного) органа осуществляются контрольным (надзорным) органом, его должностными лицами в пределах своей компетенции.
Решения контрольного (надзорного) органа, действия его должностных лиц должны быть объективными и должны подтверждаться фактическими данными и документами, содержащими достоверную информацию.
При организации и осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля не допускаются необоснованное принятие решений контрольным (надзорным) органом и (или) совершение необоснованных действий (бездействия) должностными лицами контрольного (надзорного) органа.
Податель жалобы считает, что в статьях 26, 27 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - 248-ФЗ) и пункте 4 Положения о федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2012 N 290 содержатся положения, устанавливающие право действовать от имени учреждений, выполняющих функций контрольно - надзорных органов, только их руководителям,
В соответствии с подпунктом Н пункта 10 Постановления 290 начальник структурного подразделения специального подразделения федеральной противопожарной службы, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора является заместителем главного государственного инспектора специального подразделения ФПС по пожарному надзору.
В соответствии с подпунктом А пункта 19 Постановления 290 заместители главных государственных инспекторов специальных подразделений федеральной противопожарной службы по пожарному надзору имеют право принимать решение о проведении контрольных (надзорных) мероприятий.
Довод Общества о том, что у Калашникова Р.А. отсутствуют полномочия на принятие решений о проведении проверок, не состоятелен и подлежит отклонению.
Полномочия Калашникова Р.А. подтверждаются выпиской из приказа от 20.10.2021 N 178-НС, положениями подпункта Н пункта 10, подпункта А пункта 19 Постановления 290.
В соответствии с пунктом 3 Указа Президента РФ от 11.07.2004 N 868 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" (далее - Указ) Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
В соответствии с пунктом 2 Указа в систему МЧС России входит федеральная противопожарная служба Государственной противопожарной службы.
В соответствии с пунктом 3 Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Указом (далее -Положение о МЧС) МЧС России осуществляет свою деятельность непосредственно и через входящие в его систему органы и организации, в том числе федеральную противопожарную службу Государственной противопожарной службы.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 3 Положения о федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, утвержденного постановлением Правительства РФ от 20.07.2005 N 385 (далее -положение о ФПС) Федеральная противопожарная служба осуществляет свою деятельность через органы управления, подразделения и организации, к которым относятся, в том числе и пожарно-спасательные подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях организации профилактики и тушения пожаров, проведения аварийно-спасательных работ в закрытых административно-территориальных образованиях, особо важных и режимных организациях (специальные и воинские подразделения федеральной противопожарной службы).
Устав федерального государственного казенного учреждения "Специальное управление федеральной противопожарной службы N 50 Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" утвержден приказом МЧС России от 28.06.2021 N 409.
Пунктом 2.1 Устава Управления предусмотрено, что оно является пожарно-спасательным подразделением федеральной противопожарной службы, созданным в целях организации профилактики и тушения пожаров, проведения аварийно-спасательных работ в закрытых административно-территориальных образованиях, особо важных и режимных организациях (выписка из устава прилагается).
Пунктом 2.2 Устава Управления предусмотрено, что учреждение является органом федерального государственного надзора.
Пунктом 2.5 Устава Управления предусмотрено, что учреждение осуществляет за счет средств федерального бюджета основные виды деятельности, в том числе: организация и осуществление федерального государственного пожарного надзора в ЗАТО, особо важных и режимных организациях, за исключением объектов, на которых осуществляют деятельность федеральные органы исполнительной власти в сфере обороны, войск национальной гвардии Российской Федерации, внутренних дел, государственной охраны, внешней разведки, мобилизационной подготовки и мобилизации, а также в лесах, на опасных производственных объектах ведения подземных горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения.
Довод заявителя о том, что Управление в нарушение части 5 статьи 200 АПК РФ не предоставило документов о том, что имеет статус специального подразделения федеральной противопожарной службы, апелляционным судом отклоняется.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ специальными подразделениями федеральной противопожарной службы являются пожарно-спасательные подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях организации профилактики и тушения пожаров, проведения аварийно-спасательных работ в закрытых административно-территориальных образованиях, федеральной территории, особо важных и режимных организациях.
Пунктом 2.1 Устава Управления предусмотрено, что оно является пожарно-спасательным подразделением федеральной противопожарной службы, созданным в целях организации профилактики и тушения пожаров, проведения аварийно-спасательных работ в закрытых административно-территориальных образованиях, особо важных и режимных организациях.
В соответствии с пунктом 7 Правил формирования плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, его согласования с органами прокуратуры, включения в него и исключения из него контрольных (надзорных) мероприятий в течение года, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 N 2428 (далее - Правила) в ежегодный план подлежат включению контрольные (надзорные) мероприятия (далее - КНМ) по объектам контроля, для которых в году реализации ежегодного плана истекает установленный период времени.
В соответствии с пунктом 7 Правил формирования плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, его согласования с органами прокуратуры, включения в него и исключения из него контрольных (надзорных) мероприятий в течение года, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 N 2428 (далее - Правила) в ежегодный план подлежат включению контрольные (надзорные) мероприятия (далее - КНМ) по объектам контроля, для которых в году реализации ежегодного плана истекает установленный период времени.
В соответствии с пунктом 29 Положения о федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденного Постановлением (далее -Положение) к сведениям об объектах надзора, подлежащих учету в целях осуществления федерального государственного пожарного надзора, относятся, в том числе: наименование, место нахождения, дата ввода объекта надзора в эксплуатацию, информация об организациях и о гражданах, являющихся собственниками (правообладателями) объектов надзора.
В соответствии с пунктом 40 Положения при осуществлении федерального государственного пожарного надзора объекты надзора подлежат отнесению к одной из категорий риска согласно приложению. При этом в указанном приложении в качестве объекта надзора рассматривается объект защиты. В соответствии с пунктом 2 приложения к Положению под объектом защиты понимаются поднадзорные здания, сооружения и помещения, а также наружные установки.
В соответствии со статьями 16, 24 Закона 248-ФЗ, пунктами 29, 40 и приложением Положения объектами надзора при осуществлении государственного пожарного надзора являются здания, сооружения и помещения, а также наружные установки.
Довод Общества о том, что суд первой инстанции дал неверную правовую оценку плану контрольных (надзорных) мероприятий, так как он устанавливает не количество выездных проверок, а перечень объектов контроля, апелляционным судом не принимается.
Как следует из материалов дела, во исполнение требований Закона N 248-ФЗ и Постановления, распоряжением Управления от 25.06.2021 N 9-р, на основании полученных результатов отнесения объектов защиты к определенной категории риска, установлены категории риска поднадзорных объектов контроля. В соответствии с вышеуказанным распоряжением, каждое здание Общества, являющееся объектом контроля, отнесено к одной из категории объектов - значительного, среднего или низкого риска. В план проверок на 2022 год были включены КНМ в отношении объектов, относящихся только к категории значительного риска, что соответствует указанным выше положениям законодательства.
Вопрос процедуры рассмотрения органами прокуратуры проектов ежегодных планов контрольных (надзорных) мероприятий устанавливается приказом Генерального прокурора Российской Федерации.
Правильность включения Управлением в план проверок 2022 года КНМ была проверена уполномоченными органами, в соответствии с частью 4 статьи 61 Закона N 248-ФЗ и пункта 1.6 Порядка согласования органами прокуратуры проектов ежегодных планов контрольных (надзорных) мероприятий, утвержденного приказом Генеральной Прокуратуры от 02.06.2021 N 294 (далее - приказ 294).
План N 2022042701, размещенный на информационном ресурсе Генеральной прокуратуры РФ ФГИС "Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий, содержит перечень согласованных КИМ в количестве 113, из которых 47 КНМ - в отношении объектов контроля, находящихся во владении (пользовании) Общества. При этом каждое КНМ имеет свой уникальный номер.
Кроме того, Общество обращалось в органы прокуратуры с обращением по вопросу включения в план контрольных (надзорных) мероприятий на 2022 год; согласно письму прокуратуры Обществу разъяснено, что в силу п.14 Правил внесение изменений в ежегодный план проверок осуществляется уполномоченными лицами органа государственного контроля (надзора).
Действующим законодательством не предусмотрено основания для внесения изменений в план N 2022042701 по обращению заявителя в части проведения одного КНМ вместо 47.
Довод Общества о введении моратория на проведение проверок в 2022 году, апелляционным судом не может быть принят во внимание, поскольку контрольные (надзорные) мероприятия были проведены в период с 03.02.2022 по 16.02.2022, то есть до введения моратория.
При таких обстоятельствах, заинтересованными лицами не было допущено нарушений, на которое ссылается Общество и, следовательно, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявления.
Апелляционным судом не установлено нарушений судом первой инстанции норм материального и процессуального права, являющихся основанием для изменения или отмены судебного акта арбитражного суда первой инстанции, обстоятельства, имеющие значение для дела, выяснены в полном объеме, выводы суда, изложенные в обжалуемом судебном акте, соответствуют обстоятельствам дела.
При таких обстоятельствах решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.11.2022 по делу N А56-36425/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Фуркало |
Судьи |
Г.В. Лебедев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-36425/2022
Истец: АО "СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР КОНЦЕРНА ВКО "АЛМАЗ-АНТЕЙ" - ОБУХОВСКИЙ ЗАВОД"
Ответчик: ОТДЕЛ ФГПН ФГКУ "СПЕЦИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФПС N50 МЧС РОССИИ"
Третье лицо: Калашников Роман Анатольевич (заместителя начальника управления - - начальника отдела ФГПН ФГКУ "Специальное управление ФПС N50 МЧС России"), Роман Анатольевич Калашников