г. Тула |
|
22 февраля 2023 г. |
Дело N А68-7840/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15.02.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 22.02.2023.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Бычковой Т.В., судей Егураевой Н.В. и Селивончика А.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем Куприковой А.С., в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Мастер Дон" на решение Арбитражного суда Тульской области от 24.11.2022 по делу N А68-7840/2022 (судья Тажеева Л.Д.), принятое по исковому заявлению акционерного общества "ТНС Энерго Тула" (г. Тула, ИНН 7105037307, ОГРН 1067105008376) к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Мастер Дон" (Тульская область, г. Донской, ИНН 7114023075, ОГРН 1167154073844), третье лицо - публичное акционерное общество "Россети Центр и Приволжья" (г. Нижний Новгород, ИНН 5260200603, ОГРН 1075260020043), о взыскании основного долга в размере основного долга в размере 2 773 332 руб. 19 коп., пени в размере 19 141 руб. 03 коп., пени по день фактического исполнения обязательства, почтовых расходов в размере 70 руб. 80 коп.,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "ТНС энерго Тула" (АО "ТНС энерго Тула", истец) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Мастер Дон" (ООО "УК Мастер Дон", отвеитчик) о взыскании долга за потребленную в период февраль - апрель 2022 электроэнергию в сумме 2 773 332 руб. 19 коп., пеней в сумме 19 141 руб. 03 коп. и далее по день фактического исполнения обязательства.
14.10.2022 истец заявил об уточнении иска и просил взыскать с ответчика основной долг за электроэнергию в сумме 2 788 658 руб. 72 коп., пеней по состоянию на 14.10.2022 в сумме 67 734 руб. 40 коп. и далее по день фактического исполнения обязательства.
Суд принял уточнение исковых требований истца от 14.10.2022 к производству и рассмотрел по существу.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 24.11.2022 уточненные исковые требования удовлетворены в полном объеме.
ООО "УК Мастер Дон" обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой на решение Арбитражного суда Тульской области от 24.11.2022 по делу N А68-7840/2022, в которой просит отменить указанное решение и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Заявитель жалобы полагает, что судом первой инстанции при принятии обжалуемого судебного акта не было учтено, что истец является для потребителей исполнителем коммунальной услуги по электроснабжению, поскольку истцом заключены прямые договоры с потребителями коммунальных услуг.
Заявитель жалобы указывает, что ответчик как управляющая организация не приобретает у истца электрическую энергию для последующего предоставления коммунальных услуг потребителям, соответственно обязательства управляющей компании перед истцом в данной ситуации ограничены нормативом потребления на общедомовые нужды (ОДН), а применяемая истцом методика расчета является неправильной.
Апеллянт полагает, что суд первой инстанции неправильно применил нормы материального права, взыскав с ответчика задолженность по оплате электроэнергии, поставленной в многоквартирные дома (далее МКД) в которых общедомовые приборы учета (ОДПУ) и трансформаторы тока (далее ТТ) в спорном периоде являлись не поверенными задолженность исходя из показаний ОДПУ, а не норматива потребления.
От АО "ТНС энерго Тула" в суд поступил отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому истец возражает по доводам апелляционной жалобы и просит отказать в ее удовлетворении.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, представителей для участия в судебном заседании не направили. Дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле, в соответствии со статьями 156, 266 АПК РФ.
Обжалуемый судебный акт проверен судом апелляционной инстанции в порядке статей 266 и 268 АПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы и в обжалуемой части.
Изучив доводы апелляционной жалобы, Двадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к выводам об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, в период февраль - апрель 2022 года на основании договора энергоснабжения N 71527800092 от 15.02.2021 истцом в многоквартирные дома, находящиеся в управлении ответчика, поставлена электроэнергия для содержания общего имущества в многоквартирных домах, что подтверждается счетами-фактурами, ведомостями электропотребления, расчетом истца на оптическом диске, реестрами показаний ИПУ и ОДПУ предоставленными истцом на оптическом диске.
Однако ответчик потребленную энергию своевременно не оплатил. В адрес ответчика была направлена претензия.
Направленная в адрес ответчика претензия с требованием оплатить задолженность, оставлена ответчиком без исполнения, что послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, удовлетворяя уточненные исковые требования, обоснованно исходил из следующего.
В соответствии со ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.
В силу п. 1 ст. 541 ГК РФ количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
В соответствии со статьей 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно ст. 154 ЖК РФ, в структуре платы за жилое помещение и коммунальные услуги выделяется плата за содержание жилого помещения, которая включает в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Расчет объема потребленной на общедомовые нужды электроэнергии истец произвел в соответствии с п.5.1 договора ресурсоснабжения N 71527800092, действующего с 01.03.2019 и утвержденного Решением Арбитражного суда Тульской области от 15.02.2021 по делу NА68-969/2020, а именно: Определение объема покупки электрической энергии (мощности), поставленной ГП в точках поставки по настоящему Договору, осуществляется с использованием приборов учета, измерительных комплексов, систем учета, определенных в Приложении N 2 к настоящему Договору, или расчетными способами, установленными действующим законодательством РФ. При наличии контрольного прибора учета, установленного в отношении точки поставки, такой прибор учета в обязательном порядке указывается в Приложении N 2 к настоящему Договору. Кроме того, согласно сведениям сетевой организации ОДПУ по адресу мкр. Руднев, ул.Ленина, д.22 расположен на опоре, при этом, сумма, выставленная по указанному дому за спорный период, равна 0 руб.
В силу постановления Правительства Российской Федерации от 18.04.2020 N 554 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам совершенствования организации учета электрической энергии" в раздел X "Правила организации учета электрической энергии на розничных рынках" Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения N 442) внесены изменения, которые вступили в силу с 01.07.2020.
В частности, постановлением Правительства РФ от 18.04.2020 N 554 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам совершенствования организации учета электрической энергии" изменен порядок учета потребленной электроэнергии в случае истечения межповерочных интервалов приборов учета (трансформаторов тока).
В случае истечения интервала между поверками измерительного трансформатора, используемого для обеспечения коммерческого учета электрической энергии в составе измерительного комплекса, объем потребления (производства) электрической энергии для расчета за потребленную (произведенную) электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги по передаче электрической энергии определяются как объем потребления (производства) электрической энергии, определенный на основании показаний прибора учета, входящего в соответствующий измерительный комплекс (пункт 184 Основных положений N 422 в новой редакции.
В целях обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности) на розничных рынках до 31 декабря 2023 года гарантирующие поставщики в отношении коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии и сетевые организации при истечении интервала между поверками приборов учета электрической энергии, в том числе не принадлежащих гарантирующему поставщику (сетевой организации), вправе в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, осуществлять их поверку в течение срока их эксплуатации, установленного заводом-изготовителем, вместо их замены. Обязанности по организации проведения такой поверки и сопутствующие расходы несут гарантирующие поставщики и сетевые организации. С даты истечения интервала между поверками приборов учета электрической энергии и до даты проведения поверки соответствующего прибора учета его показания используются для определения объемов потребления (производства) электрической энергии (мощности) на розничных рынках, оказанных услуг по передаче электрической энергии, а также фактических потерь электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства.
В случае если в результате поверки прибора учета электрической энергии в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, не подтверждено его соответствие метрологическим требованиям, то объем потребления (производства) электрической энергии (мощности) на розничных рынках, оказанных услуг по передаче электрической энергии, а также фактических потерь электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства должен быть пересчитан за указанный период в порядке, предусмотренном пунктом 140 настоящего документа, исходя из замещающей информации, а в отношении коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии - пунктом 138 настоящего документа (абзац 14 пункта 136 Основных положений N 442).
В связи с приведенными нормами права с 01.07.2020 при истечении межповерочного интервала коллективных (общедомовых) приборов учета либо трансформаторов тока показания таких приборов учета могут быть использованы в расчетах, пока последующей поверкой не доказана их неисправность; в случае неподтверждения соответствия коллективного (общедомового) прибора учета либо трансформатора тока метрологическим требованиям в ходе последующей поверки ранее начисленный объем электрической энергии подлежит перерасчету в порядке пункта 138 Основных положений N 442.
Суд области обоснованно указал, что само по себе истечение межповерочного интервала, в силу нового правового регулирования, не является доказательством неисправности или непригодности приборов учета для использования в расчетах их показаний.
Следует отметить, что сложившаяся судебная практика Верховного Суда Российской Федерации закрепила правовую позицию, согласно которой нарушение срока поверки прибора учета само по себе не свидетельствует о его неисправности или непригодности для определения фактического количества потребленной электроэнергии, следовательно, не может являться безусловным основанием для определения количества принятого ресурса расчетным способом.
Как верно отмечено судом первой инстанции, ответчик не представил доказательств того, что неповеренные общедомовые приборы учета и трансформаторы тока не соответствую метрологическим требования, а значит, объем потребленной электроэнергии определяется по показаниям таких приборов учета.
Таким образом, в спорном периоде у истца не имелось определять объем электроэнергии, поставленной для целей содержания общего имущества в МКД исходя из норматива потребления.
Представленными в дело ведомостями потребления электроэнергии, счетами-фактурами за период февраль - апрель 2022 г., расшифровками показаний ОДПУ и ИПУ, представленных в т.ч. на магнитном носителе (CD), актами снятия показаний приборов учета электрической энергии, подтверждается наличие у ответчика перед истцом долга во взыскиваемой судом сумме по расчету с учетом уточнения 2 788 658 руб. 72 коп.
Бесспорные доказательства, опровергающие данные истца в части количества потребленной (переданной) электроэнергии, ответчик ни в суд первой инстанции ни в суд апелляционной инстанции не представил.
Кроме долга, истец просит взыскать с ответчика предусмотренные абзацем 10 пункта 2 статьи 37 Федерального закона "Об электроэнергетике" пени в сумме 67 734 руб. 40 коп., рассчитав их размер по состоянию на 14.10.2022 и далее по день взыскания долга.
Согласно ст. 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки исполнения.
Указанное требование судом области удовлетворено на основании абзаца 10 пункта 2 статьи 37 Федерального закона "Об электроэнергетике", в соответствии с которым управляющие организации, приобретающие электрическую энергию для целей предоставления коммунальных услуг, теплоснабжающие организации (единые теплоснабжающие организации), организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты электрической энергии уплачивают гарантирующему поставщику пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение шестидесяти календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения шестидесяти календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в шестидесятидневный срок оплата не произведена. Начиная с шестьдесят первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена, пени уплачиваются в размере одной стосемидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
Согласно пункту 65 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" по смыслу статьи 330 ГК РФ, истец вправе требовать присуждения неустойки по день фактического исполнения обязательства (в частности, фактической уплаты кредитору денежных средств, передачи товара, завершения работ). Присуждая неустойку, суд по требованию истца в резолютивной части решения указывает сумму неустойки, исчисленную на дату вынесения решения и подлежащую взысканию, а также то, что такое взыскание производится до момента фактического исполнения обязательства. Таким образом, исковые требования истца к ответчику удовлетворяются полностью.
На основании изложенного, суд первой инстанции обоснованно взыскал с ответчика в пользу истца пени по состоянию на 14.10.2022 в сумме 67 734 руб. 40 коп., пени, начисленные с 15.10.2021 по день фактической уплаты долга, исходя из механизма начисления пени, установленного абзацем 10 п. 2 ст. 37 Федерального закона "Об электроэнергетике".
Довод ответчика о прямых договорах собственников жилых помещений с истцом по оплате электроэнергии на содержание общего имущества, судом апелляционной инстанции отклоняется исходя из следующего.
Частью 9.1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) установлено, что плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, отведение сточных вод, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующей коммунальной услуги при содержании общего имущества, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 23.11.2019 N 1498 "О внесении изменения в Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме" (далее - Постановление N 1498) предусмотрено внесение в постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов") (далее - Правила N 354), а также в постановление Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность", изменений, в соответствии с которыми расходы на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, сточных вод, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, включаются в размер платы за содержание жилого помещения в случаях, когда многоквартирный дом находится в управлении Управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного кооператива, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.
С 01.01.2017 организации, управляющие многоквартирным домом на основании пункта 21.1 постановления Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами" (вместе с "Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями"), приобретают у ресурсоснабжающих организаций коммунальные ресурсы, используемые в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, путем заключения договоров рееурсоснабжения на покупку коммунальных ресурсов, используемых в целях предоставления коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме и в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Постановлением N 1498 предусмотрено, что объем коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, подлежащий ежемесячной оплате исполнителем, определяется исходя из разницы между объемом коммунальных ресурсов, определенных по показаниям общедомовых приборов учета коммунальных ресурсов, и объемом коммунальных услуг, подлежащих оплате потребителями коммунальных услуг в соответствии с Правилами N 354 по следующей формуле, Vд = уодпу - Vпотр, a при отсутствии общедомовых приборов учета - исходя из нормативов потребления коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также тарифов, установленных в соответствии с федеральным законом.
Согласно пункту 40 Правил N 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме, вне зависимости от выбранного способа управления этим домом в составе платы за коммунальные услуги, должен отдельно оплачивать коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
Таким образом, законодательно закреплено, что при наличии управляющей организации собственники имеют право вносить непосредственно ресурсоснабжающей организации только плату за коммунальные услуги, оплата же содержания жилья в состав платы которой входит, в том числе оплата энергии, потребляемой при содержании общего имущества в многоквартирном доме, должна производиться в адрес управляющей организации.
Все доводы и аргументы заявителя апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции, признаются несостоятельными, поскольку не опровергают законности принятого по делу судебного акта и основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, обстоятельств дела.
Оспариваемый судебный акт принят при правильном применении норм материального права, содержащиеся в нем выводы не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам.
На основании статьи 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на ее заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тульской области от 24.11.2022 по делу N А68-7840/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Т.В. Бычкова |
Судьи |
Н.В. Егураева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А68-7840/2022
Истец: АО "ТНС Энерго Тула"
Ответчик: ООО "Управляющая Компания Мастер Дон", ПАО "Россети Центр и Приволжье"
Третье лицо: ПАО "Россети Центр и Приволжья"