г. Саратов |
|
22 февраля 2023 г. |
Дело N А57-10646/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена "15" февраля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен "22" февраля 2023 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Степуры С.М.,
судей Акимовой М.А., Пузиной Е.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Глебовой В.К., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального образования "Город Саратов" на решение Арбитражного суда Саратовской области от 14 декабря 2022 года по делу N А57-10646/2022
по заявлению индивидуального предпринимателя Главы КФХ Безрукова Михаила Михайловича (ОГРНИП 304643235800120, ИНН 643202928303),
заинтересованные лица Администрация муниципального образования "Город Саратов" (410031, Саратовская область, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 78, ОГРН 1036405000280, ИНН 6450011003), Комитет по управлению имуществом города Саратова (410012, Саратовская область, г. Саратов, Театральная площадь, д. 7, ОГРН 1026402195511, ИНН 6450003860)
о признании незаконными решений,
без участия в судебном заседании представителей сторон, извещенных надлежащим образом, в порядке статьи 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Двенадцатого арбитражного апелляционного суда;
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Глава КФХ Безруков Михаил Михайлович (далее - ИП Глава КФХ Безруков Михаил Михайлович, заявитель, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о признании незаконным решения Администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - администрация) от 03.02.2022 N 02-05-07-83б, обязании администрации рассмотреть заявление предпринимателя от 15.01.2022 по существу.
Также ИП Глава КФХ Безруков Михаил Михайлович обратился в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании незаконным решения Комитета по управлению имуществом города Саратова (далее - комитет) от 04.02.2022 N 10-05/1809, обязании комитета рассмотреть заявление от 15.01.2021 по существу.
Определением Арбитражного суда Саратовской области от 27.06.2022 указанное заявление принято к производству с присвоением делу N А57-10654/2022.
Определением Арбитражного суда Саратовской области от 18.10.2022 настоящее дело N А57-10646/2022 и дело N А57-10654/2022 объединены в одно производство для совместного рассмотрения с присвоением объединенному делу N А57-10646/2022.
В ходе судебного разбирательства от заявителя поступил отказ от заявленных требований в части признания незаконным решения комитета от 04.02.2022 N 10-05/1809, обязании комитета рассмотреть заявление от 15.01.2021 по существу в порядке статьи 49 АПК РФ.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 14 декабря 2022 года по делу N А57-10646/2022 принят отказ индивидуального предпринимателя Главы КФХ Безрукова Михаила Михайловича от заявленных требований в части признания незаконным решения Комитета по управлению имуществом города Саратова от 04.02.2022 N 10-05/1809 о возврате заявления индивидуального предпринимателя Главы КФХ Безрукова Михаила Михайловича и производство по делу в указанной части прекращено.
Признано незаконным решение Администрации муниципального образования "Город Саратов" от 03.02.2022 N 02-05-07-83б о возврате заявления индивидуального предпринимателя Главы КФХ Безрукова Михаила Михайловича.
Суд обязал Администрацию муниципального образования "Город Саратов" в лице структурного подразделения - Комитета по управлению имуществом города Саратова рассмотреть заявление индивидуального предпринимателя Главы КФХ Безрукова Михаила Михайловича от 26.01.2022 по существу в порядке и сроки, предусмотренные статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.
С Администрации муниципального образования "Город Саратов" в пользу индивидуального предпринимателя Главы КФХ Безрукова Михаила Михайловича взысканы расходы по оплате госпошлины в размере 300 руб.
Индивидуальному предпринимателю Главе КФХ Безрукову Михаилу Михайловичу (ОГРН 304643235800120) из федерального бюджета возвращена госпошлина в размере 300 руб., уплаченная согласно чеку-ордеру от 14.06.2022 N 221.
Администрация муниципального образования "Город Саратов" не согласилась с принятым решением и обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте судебного заседания, надлежащим образом, в порядке статьи 186 АПК РФ, путем направления определения, выполненного в форме электронного документа, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа. Также извещены о времени и месте судебного заседания посредством направления заказной корреспонденцией.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru), что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Согласно пункту 3 статьи 156 АПК РФ в случае неявки в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в их отсутствие.
Исследовав и оценив материалы дела, проверив правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм процессуального и материального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта в силу следующего.
Как следует из материалов дела, 15.01.2022 ИП Глава КФХ Безруков М.М. обратился в администрацию с заявлением о заключении договора купли-продажи земельных участков с кадастровым номером 64:32:000000:23250, площадью 573 271 кв.м., с кадастровым номером 64:32:011212:313, площадью 1 465 911 кв.м., без проведения торгов по цене, определенной как произведение 15% кадастровой стоимости одного квадратного метра земельного участка и площади, соответствующей размеру этого земельного участка.
Решением администрации муниципального образования "Город Саратов" от 03.02.2022 N 02-05-07-83б заявление предпринимателя возвращено со ссылкой на пункт 2.8 административного регламента предоставления муниципальной услуги, утвержденного постановлением администрации муниципального образования "Город Саратов" от 24.01.2022 N 1367 (далее - регламент), а также пункт 1 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), так как в заявлении не были указаны: основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3 ЗК РФ, реквизиты решения об утверждении документа территориального планирования и (или) проекта планировки территории в случае если земельный участок предоставляется для размещения объектов, предусмотренных этим документом и (или) проектом, либо реквизиты решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок образовывался или его границы уточнялись на основании данного решения; цель использования земельного участка.
Не согласившись с указанным решением о возврате, заявитель обратился в суд с настоящими требованиями.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу, что решение администрации от 03.02.2022 N 02-05-07-83б о возврате заявления предпринимателя является необоснованным и подлежит отмене.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В свою очередь обязанность доказывания нарушения прав в соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ лежит на заявителе.
Отсутствие (недоказанность) хотя бы одного из названных условий служит основанием для оставления заявленного требования без удовлетворения.
Согласно пункту 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора купли-продажи в случае предоставления этого участка в собственность за плату.
Согласно пункту 1 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, установленных пунктом 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации.
В подпункте 8 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ).
Закон N 101-ФЗ регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения - сделкам, результатом совершения которых является возникновение или прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, определяет условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность.
По общему правилу продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации, в том числе, в случае предоставления земельных участков крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации на основании Закона N 101-ФЗ (п. 8 ч. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункта 5.1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ земельный участок, находящийся в муниципальной собственности и выделенный в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, передается использующим такой земельный участок сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству в собственность или аренду без проведения торгов в случае, если сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство обратились в орган местного самоуправления с заявлением о заключении договора купли-продажи или договора аренды такого земельного участка в течение шести месяцев с момента государственной регистрации права муниципальной собственности на такой земельный участок. При этом цена такого земельного участка устанавливается в размере не более 15 процентов его кадастровой стоимости, а арендная плата - в размере 0,3 процента его кадастровой стоимости.
Таким образом, данной нормой установлен льготный порядок приобретения прав на земельный участок, сформированный в счет невостребованных долей, с оформлением на него права муниципальной собственности в установленном Законом N 101-ФЗ порядке субъектом, который использовал соответствующий участок.
Орган местного самоуправления муниципального образования, в собственности которого находится земельный участок, выделенный в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, не позднее чем в течение двух недель со дня возникновения права муниципальной собственности на такой земельный участок обязан опубликовать в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и разместить на своем официальном сайте в сети Интернет (при его наличии) информацию о возможности приобретения такого земельного участка на условиях, предусмотренных настоящим пунктом. Указанная информация размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования.
Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, предусмотренном Земельным кодексом Российской Федерации (пункт 1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ).
В соответствии с подпунктом 12 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления, в том числе земельного участка крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Порядок рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов определен статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.
Положениями данной статьи предусмотрено, что для предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов заинтересованное лицо обращается в уполномоченный орган с заявлением.
Требования к содержанию заявления о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов содержатся в пункте 1 статьи 39.17 ЗК РФ.
В заявлении о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов указываются:
1) фамилия, имя, отчество, место жительства заявителя и реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина);
2) наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц, идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случаев, если заявителем является иностранное юридическое лицо;
3) кадастровый номер испрашиваемого земельного участка;
4) основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьей 39.5, пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса оснований;
5) вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок, если предоставление земельного участка указанному заявителю допускается на нескольких видах прав;
6) реквизиты решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в случае, если земельный участок предоставляется взамен земельного участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд;
7) цель использования земельного участка;
8) реквизиты решения об утверждении документа территориального планирования и (или) проекта планировки территории в случае, если земельный участок предоставляется для размещения объектов, предусмотренных этим документом и (или) этим проектом;
9) реквизиты решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок образовывался или его границы уточнялись на основании данного решения;
10) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем.
В силу требований пункта 3 статьи 39.17 ЗК РФ в течение десяти дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган возвращает это заявление заявителю, если оно не соответствует положениям пункта 1 настоящей статьи, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предоставляемые в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи. При этом уполномоченным органом должны быть указаны причины возврата заявления о предоставлении земельного участка.
Возвращая заявление ИП Главы КФХ Безрукова М.М. администрация муниципального образования "Город Саратов" указала на то, что в заявлении в нарушение пункта 2.8 административного регламента предоставления муниципальной услуги, утвержденного постановлением администрации муниципального образования "Город Саратов" от 24.01.2022 N 1367, а также пункта 1 статьи 39.17 ЗК РФ не указаны: основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3 ЗК РФ, реквизиты решения об утверждении документа территориального планирования и (или) проекта планировки территории в случае если земельный участок предоставляется для размещения объектов, предусмотренных этим документом и (или) проектом, либо реквизиты решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок образовывался или его границы уточнялись на основании данного решения; цель использования земельного участка.
Между тем, как установлено судом и следует из материалов дела, предприниматель, обращаясь в администрацию с заявлением о заключении договора купли-продажи земельных участков с кадастровыми номерами 64:32:000000:23250 и 64:32:011212:313, указал, что он с 2000 года является Главой КФХ и обрабатывает указанные сельскохозяйственные земли. В качестве основания приобретения земельного участка без торгов с сельскохозяйственной целью использования предпринимателем в заявлении указан пункт 5.1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ.
Довод апелляционной жалобы о непредставлении необходимого комплекта документов об утверждении документа территориального планирования и (или) проекта планировки территории в случае, если земельный участок предоставляется для размещения объектов, предусмотренным этим документом и (или) проектом, либо реквизиты о предварительном согласовании предоставления земельного участка, в случае, если испрашиваемый земельный участок образовался или его границы уточнялись на основании данного решения отклоняется судом апелляционной инстанции как несостоятельный, поскольку не доказана необходимость предоставления документов в соответствии с пунктами 8, 9 пункта 1 статьи 39.17 ЗК РФ, так как применение названных подпунктов указанной нормы зависит от наличия в споре определенных условий (если земельный участок предоставляется для размещения объектов, предусмотренных этим документом и (или) этим проектом; если испрашиваемый земельный участок образовывался или его границы уточнялись на основании данного решения). Факт наличия этих условий администрацией не доказан.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные ИП Главой КФХ Безруковым М.М. требования.
Доводов относительно обжалования решения суда первой инстанции в части прекращения производства по делу в части признания незаконным решения Комитета по управлению имуществом города Саратова от 04.02.2022 N 10-05/1809 о возврате заявления индивидуального предпринимателя Главы КФХ Безрукова Михаила Михайловича апелляционная жалоба не содержит.
Апелляционная коллегия, проанализировав предоставленные в материалы дела письменные доказательства, приходит к выводу о том, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства.
На основании вышеизложенного, судебная коллегия считает, что при рассмотрении заявления по существу суд первой инстанции полно и всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права, в связи с чем у судебной коллегии нет оснований для изменения или отмены судебного акта.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 14 декабря 2022 года по делу N А57-10646/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.М. Степура |
Судьи |
М.А. Акимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-10646/2022
Истец: ИП ГКФХ Безруков Михаил Михайлович
Ответчик: Администрация МО Город Саратов, Администрация муниципального образования "Город Саратов", Комитет по управлению имуществом города Саратова
Третье лицо: МИФНС России N22 по Саратовской области, ФГБУ "ФКП Росреестра" по Саратовской области