г. Санкт-Петербург |
|
21 февраля 2023 г. |
Дело N А56-80578/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 февраля 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Зотеевой Л.В.,
при ведении протокола судебного заседания Семакиной Т.А.,
при участии:
от заявителя: Семенова А.Ю. по доверенности;
от ответчика: Каткова Е.А. по доверенности;
рассмотрев в открытом судебном заседании по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в суде первой инстанции дело
по заявлению Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
об оспаривании постановления,
УСТАНОВИЛ:
Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области (далее - заявитель, МТУ Росимущества) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее - административный орган, Управление, УФАС) от 27.07.2022 г. о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 078/04/7.32.4-883/2022, в соответствии с которым заявитель привлечен к административной ответственности по части 8 статьи 7.32.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 40 000 руб.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда от 04.10.2022 г., принятым в виде резолютивной части, оспариваемое постановление признано незаконным и отменено в связи с малозначительностью допущенного правонарушения. Мотивированное решение изготовлено судом первой инстанции 20.10.2022 г.
Не согласившись с вынесенным решением, УФАС подана апелляционная жалоба, в которой Управление просит отменить обжалуемое решение, принять по делу новый судебный акт. Податель жалобы не согласился с выводами суда о малозначительности допущенного МТУ Росимущества правонарушения.
Определением от 26.12.2022 г. суд перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в суде первой инстанции, в связи с рассмотрением дела судом первой инстанции в отсутствие материалов дела об административном правонарушении.
В судебном заседании представитель МТУ Росимущества заявленные требования поддержал, указав на отсутствие событие и состава вмененного правонарушения; представитель Управления требования не признал, представил материалы дела об административном правонарушении, просил отказать заявителю в удовлетворении заявления в полном объеме.
Исследовав материалы дела, апелляционный суд установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, на сайте проведения торгов http://torgi.gov.ru 21.09.2021 г. опубликовано извещение N 210921/0028058/01 о проведении торгов по продаже древесины, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда (лот 10).
Количество и породный состав древесины: 41066 куб. м., в том числе: сосна - 6531 куб.м., ель - 12415 куб.м., береза - 12674 куб.м., лиственница - 81 куб.м., осина - 9056 куб.м., ольха серая - 234 куб.м., ольха черная - 75 куб.м.
Цена древесины: 12 791 059 руб. 88 коп. без учета НДС.
Согласно протоколу заседания комиссии об итогах реализации древесины от 11.10.2021 г. по лоту N 10 победителем продажи признано ООО "Промтехлес".
Общество 12.10.2021 г. направило в адрес МТУ Росимущества подписанный проект договора купли-продажи древесины в двух экземплярах.
В тот же день МТУ Росимущества на основании письма Комитета по природным ресурсам Ленинградской области от 11.10.2021 г. N 02-21891 разместило протокол об аннулировании итогов продажи древесины.
Посчитав, что у МТУ Росимущества отсутствовали правовые основания для аннулирования итогов продажи древесины, ООО "Промтехлес" обратилось с соответствующей жалобой в Управление.
Управление решением от 26.11.2021 г. N 78/33714/21 признало жалобу ООО "Промтехлес" обоснованной; в действиях МТУ Росимущества установлены нарушения пункта 9 Постановления правительства Российской Федерации от 23.07.2009 N 604 "О реализации древесины, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со ст. 43-46 ЛК РФ"; МТУ Росимущества решено выдать предписание.
Согласно выданному предписанию от 26.11.2021 г. N 78/33715/21 МТУ Росимущества предписано отменить протокол об аннулировании итогов продажи древесины от 12.10.2021 г.; провести дальнейшую процедуру продажи древесины; представить доказательства исполнения предписания в антимонопольный орган.
Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения уполномоченным должностным лицом Управления в отношении МТУ Росимущества дела N 078/04/7.32.4-883/2022 об административном правонарушении и составления 26.07.2022 г. протокола об административном правонарушении, ответственность за которое установлена частью 8 статьи 7.32.4 КоАП РФ.
Постановлением УФАС от 27.07.2022 г. о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 078/04/7.32.4-883/2022 заявитель привлечен к административной ответственности по части 8 статьи 7.32.4 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 40 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, МТУ Росимущества обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Оценив представленные доказательства, апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Согласно части 8 статьи 7.32.4 КоАП РФ нарушение сроков заключения договоров по результатам проведения обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, продажи государственного или муниципального имущества или в случае, если торги признаны несостоявшимися, либо уклонение организатора торгов, продавца государственного или муниципального имущества, организатора продажи государственного или муниципального имущества от заключения такого договора, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Непосредственным объектом административного правонарушения является установленный законом порядок заключения договора по результатам проведения обязательных торгов.
Объективная сторона правонарушения состоит в уклонении от заключения договора путем незаконной отмены торгов.
В соответствии с частью 3 статьи 20 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) порядок реализации древесины, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со статьями 43 - 46 настоящего Кодекса, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Правила реализации древесины, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса Российской Федерации установлена постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2009 N 604 (далее - Правила).
В силу пункта 9 Правил продавец осуществляет размещение сообщения в течение 5 рабочих дней со дня получения сведений, указанных в пункте 8 настоящих Правил.
В соответствии с пунктом 20 Правил, при поступлении одной заявки покупателем признается лицо, подавшее эту заявку в установленном порядке. О признании его покупателем заявитель уведомляется способом связи, который был указан в заявке.
Согласно пункту 21 Правил покупатель в течение 5 рабочих дней со дня его уведомления представляет продавцу подписанный им проект договора купли-продажи древесины.
Продавец в течение 5 рабочих дней со дня поступления проекта договора купли-продажи древесины подписывает его и направляет копию покупателю или отклоняет представленный проект договора с указанием причин, если проект договора не соответствует проекту договора купли-продажи, размещенному в сообщении, в соответствии с подпунктом "ж" пункта 10 настоящих Правил (пункт 22 Правил).
Иных оснований для отклонения продавцом подписанного покупателем договора Правила не содержат.
Как следует из материалов дела, согласно протоколу заседания комиссии об итогах реализации древесины от 11.10.2021 г. по лоту N 10 победителем продажи признано ООО "Промтехлес".
Общество 12.10.2021 г. направило в адрес МТУ Росимущества подписанный проект договора купли-продажи древесины в двух экземплярах.
Однако 12.10.2021 г. организатор продажи на основании письма Комитета по природным ресурсам Ленинградской области от 11.10.2021 г. N 02-21891 аннулировал итоги продажи по причине завышения объёмов древесины в извещении, а также ввиду не завершения рубки.
Вместе с тем, в материалы дела представлена копия акта инвентаризации от 01.10.2021 г. о проверке объема древесины, произведенного специалистами ООО "Промтехлес" до окончания срока подачи заявок, согласно которому объем древесины составил 41066 м3, то есть объем соответствовал заявленному в извещении.
Представленный ООО "Промтехлес" акт инвентаризации от 01.10.2021 г. заявителем надлежащими доказательствами не опровергнут.
В отсутствие надлежащих доказательств несоответствия объема древесины заявленному в извещении о проведении продажи у МТУ Росимущества отсутствовали правовые основания для аннулирования результатов продажи.
Решение УФАС от 26.11.2021 г. N 78/33714/21, которым жалоба ООО "Промтехлес" признана обоснованной, в действиях МТУ Росимущества установлены нарушения пункта 9 Постановления правительства Российской Федерации от 23.07.2009 N 604 "О реализации древесины, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со ст. 43-46 ЛК РФ", а также выданное на основании указанного решения предписание признаны законными и обоснованными вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.06.2022 по делу N А56-116631/2021.
Нарушение порядка заключения договора по результатам проведения обязательных торгов (пункты 9, 21, 22 Постановления правительства Российской Федерации от 23.07.2009 N 604 "О реализации древесины, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со ст. 43-46 ЛК РФ", свидетельствует о наличии в действиях Организатора продажи события вмененного административного правонарушения.
Доказательств, свидетельствующих об объективной невозможности соблюдения заявителем требований законодательства, а равно принятии необходимых мер, направленных на недопущение совершения административного правонарушения, в материалах дела отсутствуют, что свидетельствует о наличии вины заявителя во вменяемом правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд соглашается с выводами Управления о наличии в действиях МТУ Росимущества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 8 статьи 7.32.4 КоАП РФ.
Протокол об административном правонарушении составлен и постановление вынесено уполномоченным должностным лицом в пределах предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Существенных нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, влекущих отмену оспариваемого постановления, судом не установлено.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" указано, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Оценив характер и степень общественной опасности допущенного МТУ Росимущества правонарушения с учетом конкретных обстоятельств дела, учитывая, что совершенное заявителем правонарушение посягает на охраняемые общественные отношения в сфере законодательно определенного порядка проведения торгов и привело к нарушению порядка заключения договора с победителем торгов, а также принимая во внимание отсутствие исключительных обстоятельств совершения правонарушения, суд апелляционной инстанции не находит правовых оснований для применения в данном случае статьи 2.9 КоАП РФ и признания совершенного заявителем правонарушения малозначительным.
При этом следует отметить, что устранение нарушения путем отмены протокола об аннулировании итогов продажи древесины от 12.10.2021 г. и заключения с победителем торгов - ООО "Промтехлес" договора купли-продажи древесины от 20.12.2021 г. N 8 уже после вынесения УФАС предписания об устранении нарушения не свидетельствует об отсутствии негативных последствий совершения правонарушения, а подтверждает лишь устранение нарушения уже после его выявления уполномоченным органом на основании выданного предписания.
Административное наказание в виде штрафа в размере 40 000 руб. назначено Управлением в пределах санкции, установленной частью 8 статьи 7.32.4 КоАП РФ.
По мнению суда апелляционной инстанции, назначенное наказание отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
При указанных обстоятельствах оснований для удовлетворения заявления МТУ Росимущества апелляционный суд не усматривает.
Руководствуясь частью 6.1 статьи 268, пунктом 2 статьи 269, статьями 270-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20 октября 2022 года по делу N А56-80578/2022 отменить.
В удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 27.07.2022 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 078/04/7.32.4-883/2022, в соответствии с которым Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области привлечено к административной ответственности по части 8 статьи 7.32.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-80578/2022
Истец: МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В ГОРОДЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу