город Омск |
|
21 февраля 2023 г. |
Дело N А70-13739/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 февраля 2023 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Воронова Т.А.,
судей Грязниковой А.С., Краецкой Е.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Зайцевой И.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-14905/2022) Департамента лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу на решение Арбитражного суда Тюменской области от 25.10.2022 по делу N А70-13739/2022 (судья Маркова Н.Л.),
принятое по иску Департамента лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу к обществу с ограниченной ответственностью "Эколенд" (ИНН 7203533046, ОГРН 1227200001984) о признании права собственности отсутствующим,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области, федеральное государственное бюджетное учреждение "Рослесинфорг", садоводческое некоммерческое товарищество собственников недвижимости "Поселок Новокаменский", товарищество собственников недвижимости "Сибирские рощи",
в судебном заседании, проведенном с использованием системы веб-конференции, приняли участие:
от Департамента лесного хозяйства - до перерыва Трофимова Е.А. (предъявлены паспорт, диплом, доверенность от 09.01.023 N 11 сроком действия до 31.12.2023); после перерыва - не явились, извещены надлежаще;
от ООО "Эколенд" - Пшеничников А.Г. (предъявлены паспорт, диплом, доверенность от 24.08.2022 N 02/2022 сроком действия по 31.12.2023);
от третьих лиц - не явились, извещены надлежаще;
УСТАНОВИЛ:
Департамент лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу (далее - Департамент, истец) обратился в Арбитражный суд Тюменской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Эколенд" (далее - ООО "Эколенд", общество, ответчик), в котором просил:
1) о признании отсутствующим права собственности ООО "Эколенд" на часть земельного участка с кадастровым номером (КН) 77:17:1104002:113 в части наложения на земли лесного фонда Тюменского лесничества, Каменского участкового лесничества, Кулаковского СП квартал 54 выдел 29, квартал 57 выдел 9-14, 53, Тюменского лесничества Тюменского сельского участкового лесничества, Каменского СП квартал 33 выдел 70 в координатах границ земель лесного фонда, указанных в заключении N 7 Тюменского филиала ФГБУ "Рослесинфорг" от 01.04.2022, согласно приведенным в иске координатам поворотных точек;
2) об исключении из ЕГРН сведений о земельном участке с КН 77:17:1104002:113 в части его наложения на лесной участок в координатах, указанных в заключении N 7 Тюменского филиала ФГБУ "Рослесинфорг" от 01.04.2022.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области, федеральное государственное бюджетное учреждение "Рослесинфорг", садоводческое некоммерческое товарищество собственников недвижимости "Поселок Новокаменский", товарищество собственников недвижимости "Сибирские рощи".
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 25.10.2022 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Департамент обратился с апелляционной жалобой в Восьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
В обоснование апелляционной жалобы истец указывает, что в соответствии с положениями части 3 статьи 5 Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ право собственности на лесной участок удостоверяется не только сведениями ЕГРН, но и свидетельством о государственной регистрации права, в связи с чем приоритета сведений ЕГРН в данном случае не имеется. Право собственности Российской Федерации на смежный участок, относящийся к землям лесного фонда, подтверждается сведениями ЕГРН, Государственного лесного реестра (ГЛР), таксационными описаниями. На участке ответчика расположены леса, соответственно, при приобретении участка ответчик должен был предполагать, что участки относятся к лесному фонду, общество не является добросовестным приобретателем. Единственным и добросовестным собственником участков, относящихся к землям лесного фонда, является Российская Федерация. Использование спорной территории с нарушением законодательства может нанести ущерб экологической системе, в настоящее время на участке присутствует древесно-кустарниковая и сорная растительность, сельскохозяйственная деятельность не ведется.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "Эколенд" просит решение суда первой инстанции оставить без изменения.
В заседании суда апелляционной инстанции представители сторон поддержали письменно изложенные позиции.
Представители надлежаще извещенных третьих лиц в судебное заседание не явились; на основании статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
В обоснование заявленных исковых требований Департамент указывает, что согласно выписке из ЕГРН ответчику на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 72:17:1104002:113, площадью 924000 кв.м., номер государственной регистрации 72:17:1104002:113-72/052/2022-10. Дата регистрации 25.02.2022. Земельный участок относится к категории: земли сельскохозяйственного назначения.
В соответствии с заключением Тюменского филиала ФГБУ "Рослесинфорг" N 7 от 01.04.2022 имеется пересечение (наложение) границ земельного участка с кадастровым номером 72:17:1104002:113 с границами земель лесного фонда по действующим материалам лесоустройства. Наложение установлено Тюменским лесничеством, Каменским участковым лесничеством, Кулаковского СП квартал 54, выдел 29, квартал 57, выдел 9-14,53. Тюменским сельским участковым лесничеством, Каменское СП квартал 33, выдел 70. Площадь пересечения составляет 10134 кв.м.
Истец указывает, что ФГБУ "Рослесинфорг" обладает актуальной информацией о состоянии лесного фонда РФ, о его составе, количественных и качественных характеристик лесов. Кроме того, специалисты учреждения обладают достаточными знаниями в области картографии для осуществления картографического наложения спорных границ земельных участков с границами земельного участка. относящегося к категории "земли лесного фонда", обладая достоверной и актуальной информацией о лесном фонде.
Как утверждает Департамент, в соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от 01.11.2008 серия 72 НК 775959 Российской Федерации на праве собственности принадлежит лесной участок с кадастровым (или условным) номером 72-72-01/218/2008-045, который отнесен к категории "земли лесного фонда", площадью 59360 га с указанием адреса объекта: Тюменская обл., Тюменский р-н, Тюменское лесничество с перечислением участковых лесничеств, в том числе указано Каменское участковое лесничество: Кулаковское СП (кварталы 54-62). Тюменское сельское участковое лесничество Каменское СП (кварталы 17-36). Основанием для выдачи указанного свидетельства послужили статья 8 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) и приказ Рослесхоза "Об определении количества лесничеств на территории Тюменской области и установлении их границ от 04.07.2007 N 333. Право собственности на земельный участок категории "земли лесного фонда" с кадастровым номером 72-72-01/218/2008-045, зарегистрировано за Российской Федерацией и по настоящее время никем не оспорено, дополнительно подтверждается выписками из государственного лесного реестра от 18.04.2022 N 29, N 30, таксационными описаниями.
Согласно выписке из ГЛР от 18.04.2022 N 29 квартал 54 выделы 29, квартал 57, выделы 9, 10, 11, 53 Кулаковского СП Каменского участкового лесничества Тюменского лесничества Тюменского лесничества отнесены к лесному участку земель лесного фонда КН 72:17:1104002:682.
Согласно выписке из ГЛР от 18.04.2022 N 30, квартал 33, выдел 70 Каменского СП Тюменского сельского лесничества Тюменского лесничества отнесены к лесному участку земель лесного фонда КН 72:17:0000000:877.
26.11.2010 в ЕГРН внесена информация о земельном участке КН 72:17:0000000:866. Вид категории - земли лесного фонда, декларированная площадь 11192803 кв.м., с указанием адреса: Тюменская обл., Тюменский р-н, Тюменское лесничество с указанием участковых лесничеств, в том числе указаны Каменское участковое лесничество Кулаковское СП (кварталы 54-62), Тюменское сельское участковое: Каменское СП (кварталы 17-36). В особых отметках указано, что граница земельного участка не установлена в соответствии с требования земельного законодательства. Сведения об объекте недвижимости имеют статус: "актуальные, ранее учтенные".
Согласно сведениям ЕГРН 22.07.2013 поставлен на учет земельный участок КН 72:17:1104002:682, площадью 9347102 кв.м., образованный из земельного участка с кадастровым номером 72:17:000000:877, вид категории - земли лесного фонда с указанием адреса: Тюменская обл., Тюменский р-н, Тюменское лесничество Каменское участковое лесничество Кулаковское СП квартал 57-62. Сведения об объекте недвижимости имеют статус "актуальные" с указанием координат и плана земельного участка.
Части спорного земельного участка КН 77:17:1104002:113 имеют пересечение с защитными лесами земель лесного фонда.
Согласно вышеуказанному заключению ФГБУ "Рослесинфорг" спорный земельный участок пересекает границы земель лесного фонда.
Согласно выписке из ЕГРН категория земельного участка КН 77:17:1104002:113 - земли сельскохозяйственного назначения, что при установлении факта наложения на земли лесного фонда не изменяет правового статуса земель лесного фонда и не влечет прекращения зарегистрированного права собственности РФ на лесной участок.
Распоряжение лесными участками, в границах которых расположен земельный участок КН 77:17:1104002:113 произведено без согласия РФ, что нарушает права РФ как собственника земельного участка лесного фонда, а также препятствует осуществлению ведения лесного хозяйства.
На основании изложенного, истец обратился в суд с настоящими исковыми требованиями.
Ответчик против удовлетворения иска возражал.
Оценив представленные доказательства и доводы сторон по правилам статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции отказал в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения.
Согласно части 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным Кодексом.
Защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Под способами защиты гражданских прав понимаются закрепленные законом материально-правовые меры принудительного характера, посредством которых производится восстановление (признание) нарушенных (оспариваемых) прав. Избранный способ защиты должен соответствовать характеру и последствиям нарушения и в случае удовлетворения требований истца должен привести к восстановлению его нарушенных или оспариваемых прав. В тех случаях, когда закон предусматривает для конкретного правоотношения определенный способ защиты, лицо, обращающееся в суд, вправе воспользоваться именно этим способом защиты.
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Согласно п.5 ст.1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации) государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
В соответствии со статьей 2 Закона о регистрации государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним представляет собой юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В пункте 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Постановление N 10/22) разъяснено, что признание зарегистрированного права отсутствующим является исключительным и самостоятельным способом защиты, обеспечивающим восстановление прав истца посредством исключения из единого государственного реестра недвижимости записи о праве собственности ответчика на объект (в том числе в случаях двойной регистрации на один и тот же объект).
Исходя из правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда РФ от 29.05.2019 N 1307-О, требование о признании зарегистрированного права (обременения) отсутствующим в соответствии со сложившейся правоприменительной практикой предъявляется, когда запись в реестре нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения. Данный способ защиты обеспечивает достоверность, непротиворечивость публичных сведений о существовании, принадлежности и правовом режиме объектов недвижимости, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 25.09.2014 N 2109-О, от 28.01.2016 N 140-О, от 07.07.2016 N 1421-О).
Ответчиком по иску, направленному на оспаривание зарегистрированного права или обременения, является лицо, за которым зарегистрировано спорное право или обременение (пункт 53 Постановления N 10/22).
Обращаясь с иском о признании зарегистрированного права на земельный участок отсутствующим, Департамент утверждает, что часть земельного участка, зарегистрированного за ответчиком на праве собственности, является землей лесного фонда.
Согласно действующему в настоящее время Лесному кодексу РФ 2006 г., ранее действовавшим Основам лесного законодательства Союза ССР и союзных республик, утвержденных Законом СССР от 17.05.1977, Лесным кодексом РСФСР 1978 года, Основам лесного законодательства Российской Федерации, утвержденным постановлением Верховного Совета от 06.03.1993 N 4616-1, Лесного кодекса от 29.01.1997 N 22-ФЗ, лесные участки, составляющие лесной фонд, находились и находятся в государственной собственности, в настоящее время - исключительной собственности Российской Федерации.
Пунктами 3, 11 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", в редакции Федерального закона от 29.07.2017 N280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель", предусмотрен порядок разрешения противоречий, возникающих в сведениях о принадлежности земель к той или иной категории, в том числе, установлены специальные правила для земель лесного фонда.
Так, согласно части 3 статьи 14 названного закона, если:
- права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года,
- и в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда,
- а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель,
- то принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со 1) сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, 2) либо - при отсутствии таких сведений в ЕГРН - в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки (таким образом, вопреки мнению истца, категория определяется по правоустанавливающим документам только в отсутствие сведений в ЕГРН);
- за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи (в рассматриваемом случае спорные участки не относятся к категориям земель, исключения для которых установлены частью 6 статьи 14).
Если же категория земель не указана в ЕГРН и правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельный участок, принимается решение органа местного самоуправления городского округа или муниципального района об отнесении земельного участка к землям определенной категории в зависимости от цели использования, для которой он предоставлялся с учетом требований части 12 настоящей статьи. Указанное правило применяется независимо от наличия в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации и (или) лесоустроительной документации сведений о нахождении земельного участка в границах земель лесного фонда.
В данном случае спорный участок ответчика с КН 77:17:1104002:113 поставлен на кадастровый учет 27.02.2008 в качестве земель сельскохозяйственного назначения. То есть, сведения о категории земли содержатся в ЕГРН.
Участок образован из участка с КН 77:17:1104002:95 вместе с участком с КН 77:17:1104002:3435, также имеющим сельскохозяйственное назначение, что следует из выписки из ЕГРН и публичной кадастровой карты.
Право собственности на участок за первым правообладателем - Строговым А.С. - зарегистрировано 29.03.2012, то есть право возникло до 01.01.2016.
При этом, сведения о земельных участках с КН 72:17:0000000:866 (границы не установлены) и 72:17:1104002:682 (границы установлены) в качестве участков лесного фонда внесены в ЕГРН 26.11.2010 и 22.07.2013. Свидетельство о регистрации права на участок с условным номером 72-72-01218/2008-045, как указывает Департамент, выдано 01.11.2008.
Истец утверждает, что фактически земли лесного фонда составляют и часть земельного участка ответчика - согласно сведениям заключению N 7 Тюменского филиала ФГБУ "Рослесинфорг" от 01.04.2022. Соответственно, по мнению Департамента, лесная часть участка ответчика не может находиться в частной собственности.
Однако, в данном случае имеется следующая совокупность условий:
- земельный участок ответчика зарегистрирован в качестве сельскохозяйственного и поставлен на кадастровый учет, сведения о нем внесены в ЕГРН ранее лесных участков истца;
- право собственности первого правообладателя зарегистрировано ранее 01.01.2016,
- в соответствии со сведениями в ЕГРН в отношении участка ответчика, внесенными ранее сведений об участках истца, участок отнесен не к землям лесного фонда, а к землям сельскохозяйственного назначения,
- следовательно, в соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ, принадлежность спорного земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, то есть, участок с КН 77:17:1104002:113 следует считать участком сельскохозяйственного назначения.
С учетом изложенного, приведенные Департаментом основания для удовлетворения иска отсутствуют
Довод Департамента о том, что ответчик не может считаться добросовестным, поскольку, видя на участке лесные насаждения, должен был предполагать отнесение участка к землям лесного фонда, подлежат отклонению. Наличие на части участка деревьев само по себе не означает принадлежность участка к лесному фонду, тем более, что на соседних участках расположены садовые товарищества. Согласно сведениям ЕГРН и публичной кадастровой карты участок не относится к лесным участкам. Соответственно, оснований полагать ООО "Эколенд" недобросовестным приобретателем у суда отсутствуют.
Конституционный Суд Российской Федерации в определениях от 21.09.2017 N 1793-О, 1794-О, 1795-О указал, что Закон от 29.07.2017 N280-ФЗ, которым внесены изменения в статью 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ о переводе земель, принят в целях преодоления противоречивого толкования положений законодательства в правоприменительной практике и защиты законных интересов добросовестных приобретателей земельных участков. Федеральный законодатель, установив приоритет сведений о категории земельных участков, содержащихся в правоустанавливающих документах и ЕГРН, исключил возможность произвольного толкования оспариваемого законоположения и, соответственно, изъятия земельных участков у лиц, которые приобрели их на законном основании, только по формальным основаниям их расположения в границах лесничеств и лесопарков в соответствии с данными государственного лесного реестра.
Указанный правовой подход при рассмотрении споров, возникающих в связи с наложением границ земель лесного фонда на земельные участки иных категорий, в частности земель категории сельскохозяйственного назначения, изложен в определении Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2020 N 302-ЭС20-13098.
Суд апелляционной инстанции также отмечает, что, заявляя исковые требования о признании права отсутствующим, Департамент фактически не заявляет требований об установлении границ смежных земельных участков или устранении кадастровой ошибки, не оспаривает формирование земельных участков - с представлением соответствующего этим требованиям круга доказательств.
В удовлетворении исковых требований отказано правомерно.
Нормы материального права судом первой инстанции при разрешении спора были применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, суд апелляционной инстанции не установил.
Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы, судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на ее подателя. Департамент от уплаты государственной пошлины освобожден.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тюменской области от 25.10.2022 по делу N А70-13739/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Т.А. Воронов |
Судьи |
А.С. Грязникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-13739/2022
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА ПО УРАЛЬСКОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ
Ответчик: ООО "Эколенд"
Третье лицо: СНТСН "Поселок Новокаменский", ТСН "Сибирские рощи", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области