город Ростов-на-Дону |
|
22 февраля 2023 г. |
дело N А32-36517/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 февраля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 февраля 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Глазуновой И.Н.,
судей Ефимовой О.Ю., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Струкачевой Н.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Россети Кубань" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.12.2022 по делу N А32-36517/2022
по заявлению публичного акционерного общества "Россети Кубань"
к заинтересованному лицу Управлению Федеральной антимонопольной службы по
Краснодарскому краю
при участии третьего лица Варелджяна Вазгена Тиграновича
об оспаривании постановления о наложении штрафа по делу об административном
правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Россети Кубань" (далее - заявитель, общество, ПАО "Россети Кубань") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее - заинтересованное лицо, административный орган, УФАС по Краснодарскому краю) об оспаривании постановления о наложении штрафа по делу об административном правонарушении от 20.07.2022 по делу N 023/04/9.21-2180/2022.
Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 17.08.2022 к участию в деле в качестве третьего лица привлечен Варелджян Вазген Тигранович.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 01.12.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Решение суда мотивировано наличием в действиях общества состава административного правонарушения, отсутствием нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, привлечением в пределах срока, установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отсутствием оснований для признания правонарушения малозначительным.
Не согласившись с принятым судебным актом, ПАО "Россети Кубань" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Доводы апелляционной жалобы сводятся к неисполнимости вынесенного в адрес ПАО "Россети Кубань" представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения по делу N 023/04/9.21-2180/2022, а постановление о наложении административного штрафа подлежит отмене. Как указывает апеллянт, судом первой инстанции не принято во внимание требование судебного пристава о запрете заключения договоров в отношении спорного земельного участка.
Отзыв на апелляционную жалобу в материалы дела не представлен.
Дело слушанием откладывалось, определением от 26.01.2023 с целью проверки доводов апелляционной жалобы коллегия указала Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю - представить письменные пояснения, в которых дополнительно обосновать наличие в деяниях ПАО "Россети Кубань" состава вменяемого правонарушения с учетом требования судебного пристава-исполнителя по ИП N 30998/21/23022-ИП.
Данное определение не исполнено.
Дело рассмотрено в порядке, предусмотренном статьей 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующему.
ПАО "Россети Кубань" (ранее - ПАО "Кубаньэнерго") включено в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль по виду деятельности - услуг по передачи электрической энергии.
Согласно ст. 9.21 КоАП РФ, нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
Как следует из материалов дела, 08.04.2022 посредством портала Сетевой организации в сети Интернет (далее - портал) Варелджян В.Т. подал в ПАО "Россети Кубань" заявку на технологическое присоединение к электрическим сетям ЭПУ земельного участка, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Адлерский рн, ул. Урожайная, д. 39, кад. N 23:49:0402052:4441 (далее - Объект).
Заявка зарегистрирована на портале ПАО "Россети Кубань" 12.04.2022 за N 4367252 (далее - Заявка).
В Заявке указана максимальная присоединяемая мощность 120 кВт (с учетом ранее присоединенной 0 кВт), класс напряжения 0,4 кВ, категория надежности III, характер нагрузки - бытовая.
15.04.2022 по результатам рассмотрения Заявки, ПАО "Россети Кубань" указало на несоответствие сведений, представленных в заявке о в части максимальной мощности ЭПУ и содержащихся в приложенном расчете нагрузок ЭПУ, которые могут быть присоединены к устройствам противоаварийной автоматики.
16.04.2022 заявителем представлен скорректированный перечень ЭПУ, которые могут быть присоединены к устройствам противоаварийной и режимной автоматики.
19.04.2022 сетевая организация повторно уведомила заявителя о некорректности поданных документов, указав на несоответствие сведений, представленных в заявке о в части максимальной мощности ЭПУ и содержащихся в приложенном расчете нагрузок ЭПУ, которые могут быть присоединены к устройствам противоаварийной автоматики.
Впоследствии Заявителем подана заявка на заключение договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям Объекта от 27.04.2022 N 4577380. По результатам рассмотрения Заявки сетевая организация ответила отказом от 11.05.2022. Поводом для отказа в заключении договора об осуществлении технологического присоединения явилось отсутствие контактного номера телефона Заявителя.
25.05.2022 Заявителем подана заявка на заключение договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям Объекта N 4846571.
По результатам рассмотрения Заявки сетевая организация ответила отказом от 01.06.2022. Поводом для отказа послужило предоставление некорректного наименования энергопринимающих устройств, которые необходимо присоединить к электрическим сетям сетевой организации.
В рамках административного расследования по делу N 023/04/9.21-2188/2022 УФАС установлено, что заявки N 4367252, 4577380, 4846571, 4267252 аннулированы Заявителем в связи с подачей новой заявки.
02.06.2022 Валерджян В.Т. подана новая заявка на технологическое присоединение Объекта. Заявка зарегистрирована ПАО "Россети Кубань" 02.06.2022 за N 4929273.
По результатам рассмотрения заявки N 4929273, ПАО "Россети Кубань" направило Заявителю замечания о ее некомплектности, а именно: к заявке приложены сведения из публичной кадастровой карты с обозначением на нах Объекта, однако Объект, сведения о котором указаны в предоставленных сведениях из публичной кадастровой карты не является ЭПУ в понятиях статьи 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", а также пункта 2 Правил N 861, следовательно, и данные публичной кадастровой карты об объекте не являются планом расположения ЭПУ. Подпунктом "в" пункта 10 Правил N 861, предусмотрено, что к заявке, направляемой заявителем, прилагается план расположения энергопринимающих устройств, которые необходимо присоединить к электрическим сетям сетевой организации.
В материалы дела об административном правонарушении N 023/04/9.21-2180/2022 представлена Заявка N 4929273 с приложениями к ней, из содержания которых следует, что Заявителем также приложен план расположения энергопринимающих устройств.
Данный план содержит схематическое расположение земельного участка, а также контуры границ земельного участка, нанесенные на географическую основу (карту местности).
20.07.2022 Краснодарским УФАС России в отношении ПАО "Россети Кубань" вынесено постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 023/04/9.21-2180/2022 и вынесено представление об устранении причин и условий совершения административного правонарушения.
В соответствии с постановлением общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 600 000 рублей.
Несогласие в данным постановлением явилось основанием для обращения в суд.
Принимая решение по делу, суд первой инстанции руководствовался Правилами технологического присоединения N 861 и пришел к выводу, что с учетом сведений, содержащихся непосредственно в заявке о наименовании присоединяемых энергопринимающих устройств, а также кадастрового паспорта земельного участка, с предоставлением плана расположениям ЭПУ, заявителем были предоставлены все необходимые документы, предусмотренные Правилами технологического присоединения N 861, поэтому у ПАО "Россети Кубань" отсутствовали основания для приостановления рассмотрения Заявки. Учитывая дату поступления Заявки (02.06.2022), сетевая организация должна была разместить в личном кабинете потребителя документы, предусмотренные п. 105 Правил технологического присоединения N 861, не позднее 01.07.2022. Так как ранее ПАО "Россети Кубань" было привлечено к административной ответственности по ст. 9.21 КоАП РФ, суд первой инстанции указал, что в действиях ПАО "Россети Кубань", выразившихся в нарушении требований п.п.11, 15 Правил технологического присоединения N 861, содержится нарушение ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ при этом отсутствуют основания для применения к действиям общества, нарушающим порядок технологического присоединения, положений ст. 2.9 КоАП РФ, а назначенное наказание соответствует функции превенции.
Нарушений процессуального права при производстве по делу об административном правонарушении не установлено.
Между тем судом первой инстанции не учтено следующее.
В силу части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Объективную сторону административного правонарушения составляет нарушение указанными субъектами, в том числе установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям.
Подключение (технологическое присоединение) является совокупностью организационных и технических действий, дающих возможность потреблять соответствующий ресурс.
Согласно пункту 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер. Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
Вместе с тем судом апелляционной инстанции установлено, что судебным приставом-исполнителем Адлерского РОСП г. Сочи Нестеровым В.А., на основании статей 12, 14 Федеральною закона от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации" и статей 6, 50, 64 Федерального закона от 02 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", в связи с исполнением исполнительного документа - исполнительный лист N ФСN037525415 от 17.02.2021, выданный органом: Адлерский районный суд г. Сочи по делу N 2-1819/2021, вступившему в законную силу 17.02.2021, предмет исполнения: "Наложить арест на земельный, с кадастровым номером 23:49:0402052:960 по адресу: г. Сочи, Адлерский район, ул. Урожайная, 39. Запретить до рассмотрения дела по существу передачу, оформление (переоформление) прав на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0402052:960 по адресу: г. Сочи, Адлерский район, ул. Урожайная, 39. Наложить арест на одноэтажный капитальный объект незавершенного строительства, расположенный на земельном участке с кадастровым номером 23:49:0402052:960 по адресу: г. Сочи, Адлерский район, ул. Урожайная, 39. Запретить до рассмотрения дела по существу оформление/переоформление на одноэтажный капитальный объект незавершенного строительства, расположенный на земельном участке с кадастровым номером 23:49:0402052:960 по адресу: г. Сочи, Адлерский район, ул. Урожайная. 39. Запретить до рассмотрения дела по существу ответчику и иным лицам осуществление строительных работ, а также нахождение строительной техники па земельном участке с кадастровым номером 23:49:0402052:960 по адресу: г. Сочи, Адлерский район, ул. Урожайная, 39. Запретить до рассмотрения дела по существу подключение, а также заключение договоров на поставку электроэнергии, подачу водоснабжения и газоснабжения на земельном участке с кадастровым номером 23:49:0402052:960 по адресу: г. Сочи, Адлерский рапой, ул. Урожайная, 39, в отношении должника Валерджяна В.А., в адрес ПАО "Россети Кубань" направлено требование о запрете до рассмотрения дела по существу подключения, а также заключения договоров на поставку электроэнергии, подачу водоснабжения и газоснабжения на земельном участке с кадастровым номером 23:49:0402052:960 по адресу: г. Сочи, Адлерский район, ул. Урожайная, 39.
В целях реализации функций по принудительному исполнению требований исполнительного документа судебному приставу-исполнителю предоставлен широкий круг полномочий, закрепленных в части 2 статьи 12 Закона N 118-ФЗ, части 1 статьи 64 Закона N 229-ФЗ.
Согласно статье 64 Закона N 229-ФЗ исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе. В статье 64 указанного Закона приведен открытый перечень исполнительных действий, которые судебный пристав-исполнитель вправе совершать в процессе исполнения требований исполнительных документов.
В постановлении Пленум Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" разъяснил, что перечень исполнительных действий, приведенный в части 1 статьи 64 Закона N 229-ФЗ, не является исчерпывающим, и судебный пристав-исполнитель вправе совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов (пункт 17 части 1 названной статьи), если они соответствуют задачам и принципам исполнительного производства (статьи 2 и 4 Закона N 229-ФЗ), не нарушают защищаемые федеральным законом права должника и иных лиц. К числу таких действий относится установление запрета на заключение соответствующего договора, подключение и ресурсоснабжение.
В соответствии со статьей 6 Закона N 229-ФЗ законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.
В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Общество указывает, что в его адрес поступил реестр требований от 25.10.2021 Адлерского РОСП г. Сочи о запрете заключения договоров на поставку и подключение спорного объекта капитального строительства, расположенною на земельном участке с кадастровым номером 23:49:0402052:960, в отношении которого подана заявка, к системам электроснабжения и другим коммуникациям. В свою очередь ОПА "Россети Кубань" 08.12.2022 в адрес Адлерского отдела судебных приставов направлен запрос о предоставлении копии требования в отношении Варелджяп В.Г. и получена копии указанных требований.
Апелляционный суд полагает, что Варелджян В.Г. не мог не знать о возбуждении исполнительного производства N 30998/2 1/23022-ИП от 24.03.2021. При таких обстоятельствах подача третьим лицом заявки на заключение договора технологического присоединения в отношении объекта, на который наложен арест и имеется запрет па совершение иных действий, связанных с вводом в эксплуатацию, свидетельствует о злоупотреблении им правом (статья 10 Гражданского кодекса РФ).
В настоящее время представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения по делу N 023/04/9.21-2180/2022 неисполнимо.
Сведений о снятии запрета (ареста) с объекта третьего лица на момент рассмотрения дела апелляционному суду не представлено.
Таким образом, действия общества в рассматриваемом случае не являются противоправными и не образуют состав вмененного административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах вменяемое деяние, так как оно сформулировано в протоколе об административном правонарушении, а затем и в постановлении о назначении административного наказания, не образует объективную сторону вменяемого правонарушения, вина сетевой организации административным органом не доказана.
При таких обстоятельствах общество привлечено к административной ответственности необоснованно.
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В данном случае административный орган, вопреки положениям статьи 210 АПК РФ, не доказал наличие события и состава административного правонарушения, вменяемого предприятию, что в силу пунктов 1, 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении, и, как следствие, свидетельствует о незаконности оспариваемого постановления о привлечении к административной ответственности.
В соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
С учетом изложенного оспариваемое постановление о назначении административного наказания о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, подлежит признанию незаконным и подлежащим отмене, а заявленные обществом требования - удовлетворению.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене, как принятое при несоответствии выводов, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела, с принятием по делу нового судебного акта об удовлетворении требований заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.12.2022 по делу N А32-36517/2022 отменить. Принять новый судебный акт.
Заявленные требования удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю о наложении штрафа на публичное акционерное общество "Россети Кубань" по делу об административном правонарушении от 20.07.2022 по делу N 023/04/9.21-2180/2022.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.Н. Глазунова |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-36517/2022
Истец: ПАО "РОССЕТИ КУБАНЬ"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю, УФАС по КК
Третье лицо: Варелджян В Т