г. Вологда |
|
04 марта 2024 г. |
Дело N А66-6031/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 февраля 2024 года.
В полном объёме постановление изготовлено 04 марта 2024 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Шадриной А.Н., судей Зреляковой Л.В. и Черединой Н.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бахориковой М.А.
при участии от администрации города Твери Клециной О.С. по доверенности от 28.03.2023, от общества с ограниченной ответственностью "Ирбис" Суслова А.А. по доверенности от 06.02.2024,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием информационной системы "Картотека арбитражных дел" посредством веб-конференции апелляционную жалобу администрации города Твери на решение Арбитражного суда Тверской области от 30 ноября 2023 года по делу N А66-6031/2023,
УСТАНОВИЛ:
администрация города Твери (адрес: 170100, город Тверь, улица Советская, дом 11; ОГРН 1066950062717, ИНН 6901000920; далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Тверской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Ирбис" (адрес: 170100, Тверская область, город Тверь, улица Индустриальная, дом 3, офис 11А; ОГРН 1196952013830, ИНН 6950233420; далее - Общество) о взыскании 414 477 руб. 11 коп., в том числе 385 560 руб. 10 коп. задолженности по арендной плате за период с 15.06.2021 по 31.12.2022, 28 917 руб. 01 коп. пеней за период с 18.10.2022 по 31.12.2022 (с учетом уточнения иска).
Решением суда от 30 ноября 2023 года в удовлетворении иска отказано.
Администрация с решением суда не согласилась, в апелляционной жалобе просит его отменить, принять новый судебный акт. В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что факт нахождения на земельном участке объектов инженерной инфраструктуры не является достаточным основанием для применения пониженной ставки арендной платы.
В судебном заседании представитель апеллянта поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Общество в отзыве на жалобу и представитель в судебном заседании просят апелляционную инстанцию решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Исследовав доказательства по делу, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения суда.
Как следует из материалов дела, 28.06.2012 Министерством имущественных и земельных отношений Тверской области (арендодатель) и обществом с ограниченной ответственностью "Лидер" (арендатор) заключен договор аренды земельного участка N 019-з/12, предметом которого является земельный участок общей площадью 12 034 кв. м с кадастровым номером 69:40:0300159:680, расположенный по адресу: г. Тверь, ул. Оснабрюкская, в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка.
Земельный участок предоставлен арендатору под строительство модульной котельной.
Срок аренды участка установлен с 28.06.2012 по 27.12.2012.
Размер и условия внесения арендной платы согласованы сторонами в разделе 3 договора.
Согласно пунктам 3.1, 3.2 договора размер арендной платы за участок определяется в соответствии с Расчетом арендной платы, являющимся неотъемлемой частью настоящего договора и вносится арендатором, следующими частями в сроки:
- не позднее 15.04. - годовой суммы;
- не позднее 15.07. - годовой суммы;
- не позднее 15.10. - годовой суммы.
Пунктом 5.2 договора стороны предусмотрели, что в случае неуплаты арендной платы в установленные договором сроки, арендатор уплачивает арендодателю пени в размере 0,10 % от просроченной суммы арендной платы за каждый день просрочки.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 30 декабря 2016 года по делу N А66-7988/2016 общество с ограниченной ответственностью "Лидер" признано несостоятельным (банкротом).
Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) земельный участок с кадастровым номером 69:40:0300159:680 по адресу: г. Тверь, ул. Оснабрюкская поставлен на кадастровый учет 21.06.2012, имеет вид разрешенного использования - для проектирования и строительства модульной котельной.
В границах названного земельного участка расположены следующие объекты недвижимого имущества:
нежилое здание (блочно-модульная котельная, мощностью 4,64 МВт), площадью 57,3 кв. м, год ввода в эксплуатацию 2016, дата присвоения кадастрового номера 69:40:03000159:1700 - 15.02.2017 (том 1, листы 26-30);
сооружение (автоматизированная блочно-модульная котельная) площадью 54 кв. м, год ввода в эксплуатацию 2013, дата присвоения кадастрового номера 69:40:03000159:690 - 02.10.2013 (том 1, листы 22-25, 32).
Согласно официальным сведениям Единого федерального реестра 31.07.2020 открытые торги в форме публичного предложения с закрытой формой представления предложений о цене в форме конкурса (Сообщение N 5281101 от 31.07.2020) по продаже имущества должника - общества с ограниченной ответственностью "Лидер", проводившиеся с 10 час 00 мин 29.06.2020 по лоту N 1 (код торгов 1293) признаны состоявшимися.
Победителем по Лоту N 1 - "Автоматизированная блочно-модульная котельная АБМК -4, 64-1-1-ПС ТУ 4938-001-72812556-2010, заводской номер 55 и право аренды на земельный участок, расположенный по адресу: Тверская область, г. Тверь, ул. Оснабрюкская, площадью 12 034 кв. м, кадастровый номер: 69:40:0300159:680" признан индивидуальный предприниматель Кирин Игорь Алексеевич (ИНН 470306568244, ОГРНИП 319470400034002).
Согласно сведениям из ЕГРН переход права собственности на объекты недвижимого имущества, расположенные в пределах земельного участка с кадастровым номером 69:40:0300159:680 к индивидуальному предпринимателю Кирину Игорю Алексеевичу зарегистрирован в следующем порядке:
в отношении здания с кадастровым номером 69:40:03000159:1700 - 20.02.2021;
в отношении сооружения с кадастровым номером 69:40:03000159:690 - 24.11.2020.
Согласно сведениям из ЕГРН в отношении объектов недвижимого имущества, расположенных в пределах спорного земельного участка, зарегистрирован переход права собственности от индивидуального предпринимателя Кирина Игоря Алексеевича к Обществу 15.06.2021.
В связи с тем, что арендная плата по договору вносилась Обществом несвоевременно и не в полном объеме, по мнению Администрации, за ответчиком образовалась задолженность по арендной плате в сумме 413 322 руб. за период с 15.06.2021 по 31.12.2022.
В досудебном порядке спор не был урегулирован.
Неисполнение требований претензии послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, рассмотрев заявленные требования, счел их необоснованными, в удовлетворении иска отказал.
Апелляционный суд не находит оснований не согласиться с обжалуемым судебным актом.
Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В пункте 3 статьи 3 ЗК РФ указано, что имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным и иным законодательством, а также специальными федеральными законами.
В силу пункта 2 статьи 22 ЗК РФ земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 настоящего Кодекса, могут быть предоставлены в аренду в соответствии с гражданским законодательством и названным Кодексом.
В соответствии со статьёй 606 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Согласно пункту 1 статьи 614 ГК РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
Из материалов дела следует, что между сторонами сложились правоотношения по аренде земельного участка, регулируемые договором.
Соответственно обязательства сторон по предоставлению в аренду земельного участка и внесению платежей за его пользование возникают в силу закона и заключенного ими возмездного договора.
Исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами (статья 424 ГК РФ).
Согласно пункту 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" при рассмотрении споров, связанных с взысканием арендной платы по договорам аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, судам необходимо учитывать следующее. В силу абзаца 2 пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях плата по договору аренды может устанавливаться или регулироваться уполномоченным на то органом, одним из таких случаев является пункт 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации. К договору аренды, заключенному после вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования размера арендной платы, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом в соответствии с этим федеральным законом, даже если в момент его заключения такой порядок еще не был установлен. Изменения регулируемой арендной платы, в том числе формулы, по которой определяется размер арендной платы, её компонентов, ставок арендной платы и т.п., по общему правилу применяются к отношениям, возникшим после таких изменений.
Согласно абзацу 2 пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" арендная плата за использование земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги и другие подобные сооружения (линейные объекты), ранее определялась в соответствии с утратившим силу с 01.03.2015 пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, а в настоящее время в соответствии с положениями статьи 39.7 ЗК РФ.
Пунктом 3 статьи 39.7 ЗК РФ, вступившей в законную силу с 01.03.2015, предусмотрено, что, если иное не установлено данным Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается: 1) Правительством Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности; 2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена; 3) органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Пунктом 4 статьи 39.7 ЗК РФ установлено, что размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для размещения объектов, предусмотренных подпунктом 2 статьи 49 данного Кодекса, а также для проведения работ, связанных с пользованием недрами, не может превышать размер арендной платы, рассчитанный для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
К объектам, предусмотренным подпунктом 2 статьи 49 ЗК РФ, относятся объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения.
Нормативным правовым актом, устанавливающим размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, являются Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582 (далее - Правила N 582).
Согласно пункту 5 Правил N 582 арендная плата рассчитывается в соответствии со ставками арендной платы, утвержденными Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, в отношении земельных участков, которые предоставлены без проведения торгов для размещения трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.
Ставки арендной платы в отношении указанных земельных участков утверждаются Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Федеральная служба) по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующих отраслях экономики.
Пунктом 5 Правил N 582 установлено, что до утверждения Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии ставок арендной платы, предусмотренных пунктом 3 настоящего постановления, арендная плата в отношении земельных участков, указанных в пункте 5 Правил, определяется в соответствии со ставками арендной платы, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации по состоянию на дату вступления в силу настоящего постановления.
Министерством экономического развития Российской Федерации во исполнение данного пункта Правил N 582 издан приказ от 23 апреля 2013 года N 217 "Об утверждении ставки арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод" (далее - Приказ N 217), которым утверждена ставка арендной платы в размере 0,7% кадастровой стоимости соответствующего земельного участка в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.
В рассматриваемом случае согласно сведениям из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером 69:40:0300159:680 имеет вид разрешенного использования - для проектирования и строительства модульной котельной.
В границах названного земельного участка расположены следующие объекты недвижимого имущества:
нежилое здание (блочно-модульная котельная, мощностью 4,64 МВт), площадью 57,3 кв. м, год ввода в эксплуатацию 2016, дата присвоения кадастрового номера 69:40:03000159:1700 - 15.02.2017.;
сооружение (автоматизированная блочно-модульная котельная) площадью 54 кв. м, год ввода в эксплуатацию 2013, дата присвоения кадастрового номера 69:40:03000159:690 - 02.10.2013.
Из материалов дела следует, что организацией, эксплуатирующей спорные котельные, является общество с ограниченной ответственностью "Энергоресурс" на основании договора субаренды объектов теплоснабжения, заключенного с согласия Общества между обществом с ограниченной ответственностью "СтройИнвест" и обществом с ограниченной ответственностью "Энергоресурс", и на основании лицензии Ростехнадзора N АВ 148626 выданной обществу с ограниченной ответственностью "Энергоресурс" на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности.
Общество с ограниченной ответственностью "Энергоресурс" поставляет тепловую энергию, выработанную на указанных котельных, потребителям микрорайона "Мамулино" и является единой теплоснабжающей организацией в границах, обозначенных на схеме теплоснабжения (подача тепловой энергии потребителям на территории микрорайона Мамулино: в многоквартирный дом N 31 по улице Складская; в многоквартирные дома N 29, 4 корп. 1-2, 8 корп. 1 по улице Оснабрюкская; в многоквартирные дома N 4, 6, 8, 10 по улице Степана Горобца; МБ ДОУ детский сад N 6; УК "Мамулино-2"; УК "Мамулино-3"; УК "Форвард", а также иным юридическим лицам, расположенные на территории микрорайона Мамулино г. Твери).
Для вышеуказанных котельных Главным управлением "Региональная энергетическая комиссия" Тверской области установлены тарифы для потребителей Мамулино-2 приказами от 19.12.2019 N 417-нп о тарифах ООО "Энергоресурс" на 2020-2022 годы, от 25.11.2022 N 371-нп о тарифах ООО "Энергоресурс" на 2023 год.
Поскольку спорный земельный участок используется для эксплуатации расположенных на нем котельных, являющихся объектами теплоснабжения местного значения, арендная плата за земельный участок, предоставленный для размещения объекта, указанного в подпункте 2 статьи 49 ЗК РФ, с 1 марта 2015 года не может превышать размер арендной платы, рассчитанный по правилам Приказа N 217 для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2015), утвержденном 26 июня 2015 г. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации (вопрос N 7), сформулирована следующая правовая позиция: Правила N 582, которыми определены ставки за федеральные земли, не применяются при определении арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, земли, право государственной собственности на которые не разграничено; вместе с тем, если ставки утверждены непосредственно федеральным законом, они являются обязательными при определении размера арендной платы для всех публичных собственников.
Поскольку пунктом 4 статьи 39.7 ЗК РФ, вступившей в действие с 1 марта 2015 года, установлены случаи, при наличии которых размер арендной платы за некоторые виды публичных земель не может превышать размер арендной платы, установленный в отношении федеральных земель, данная норма Кодекса подлежит применению с указанной даты при определении арендной платы за все публичные земли независимо от того, какие правила установлены нормативными правовыми актами субъектов или муниципальных образований.
Указанная правовая позиция отражена в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2018), утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 28.03.2018.
Исходя из перерасчета арендной платы и применения ставки арендной платы, равной 0,7 кадастровой стоимости земельного участка, суд первой инстанции признал обоснованным размер долга в сумме 27 761 руб. 90 коп.
Поскольку задолженность в указанном размере уплачена ответчиком по платежному поручению от 16.05.2023 N 75, оснований для взыскания с ответчика задолженности по арендной плате у суда не имелось.
В связи с тем, что внесение арендной платы производилось ответчиком несвоевременно, истцом заявлено требование о взыскании неустойки за просрочку уплаты арендных платежей в размере 30 999 руб. 15 коп. за период с 18.10.2022 по 31.12.2022.
В соответствии со статьями 329 и 330 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой и другими способами, предусмотренными законом или договором.
Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Пунктом 5.2 договора предусмотрено, что за нарушение сроков внесения арендной платы арендатор выплачивает арендодателю пени из расчета 0,1 % от размера невнесенной арендной платы за каждый день просрочки.
Поскольку судом первой инстанции произведен перерасчет долга, по расчету суда неустойка за период с 18.10.2022 по 31.12.2022 составляет 2 082 руб. 14 коп.
Поскольку пени в указанном размере уплачены ответчиком по платежному поручению от 16.05.2023 N 76, оснований для взыскания с ответчика пеней у суда первой инстанции также не имелось.
В иске отказано правомерно.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе, позволяющих отменить обжалуемый судебный акт в апелляционной жалобе не содержится.
Принимая во внимание положения вышеуказанных норм материального и процессуального права, учитывая конкретные обстоятельства по делу, апелляционный суд считает, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тверской области от 30 ноября 2023 года по делу N А66-6031/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Твери - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Н. Шадрина |
Судьи |
Л.В. Зрелякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-6031/2023
Истец: Администрация города Твери
Ответчик: ООО "Ирбис"