г. Владивосток |
|
21 февраля 2023 г. |
Дело N А24-4565/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 февраля 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 февраля 2023 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Н.Н. Анисимовой,
судей А.В. Гончаровой, С.В. Понуровской,
при ведении протокола секретарем судебного заседания В.А. Ячмень,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Елизовский карьер",
апелляционное производство N 05АП-130/2023
на решение от 28.11.2022
судьи Е.Ю. Лебедевой
по делу N А24-4565/2022 Арбитражного суда Камчатского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Елизовский карьер" (ИНН 4102012387, ОГРН 1184101003349)
к Министерству природных ресурсов и экологии Камчатского края (ИНН 4101120894 ОГРН 1074101008134)
третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "Камчатнеруд" (ИНН 4105046169, ОГРН 1164101056096), акционерное общество "Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики" (ИНН 7723356562, ОГРН 1057723007407)
о признании незаконными решения от 11.08.2022 N 26.02/4843 об отказе в предоставлении права пользования участками недр местного значения, приказа от 29.06.2022 N 196-А о предоставлении права пользования участками недр местного значения,
при участии:
от ООО "Елизовский карьер": генеральный директор Богдасаров А.Ю.;
от ООО "Камчатнеруд": представитель Тараненко И.В., по доверенности от 06.07.2022, сроком действия на 1 год;
от АО "Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики": представитель Ковалева Е.В., по доверенности от 09.01.2023, сроком действия до 31.12.2023;
от Министерства природных ресурсов и экологии Камчатского края: не явились, извещены;
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Елизовский карьер" (далее - заявитель, общество, ООО "Елкар") обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с заявлением о признании незаконным решения Министерства природных ресурсов и экологии Камчатского края (далее - министерство, Минприроды Камчатского края) от 11.08.2022 N 26.02/4843 об отказе в предоставлении права пользования участками недр местного значения "Николаевский-127 уч. Восточный", "Николаевский-127 уч. Западный" и о признании незаконным приказа министерства от 29.06.2022 N 196-А о предоставлении права пользования участками недр местного значения "Николаевский-127 уч. Восточный", "Николаевский-127 уч. Западный" обществу с ограниченной ответственностью "Камчатнеруд".
Определениями арбитражного суда от 17.10.2022, 02.11.2022 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Камчатнеруд" (далее - третье лицо, резидент, ООО "Камчатнеруд"), акционерное общество "Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики" (далее - третье лицо, АО "КРДВ").
Решением арбитражного суда от 28.11.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ООО "Елкар" обратилось с апелляционной жалобой в Пятый арбитражный апелляционный суд, согласно которой просит отменить обжалуемое решение и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов жалобы указывает, что по смыслу Закона о недрах правовой статус заявителя как субъекта ТОСЭР не имеет правового значения. В этой связи считает, что в спорной ситуации министерством были нарушены антимонопольные требования, поскольку при наличии двух заявок предпочтение было отдано третьему лицу без проведения конкурентных процедур. При этом ссылается на выдачу министерству соответствующего предупреждения об обязании отменить оспариваемый приказ и отозвать лицензию у ООО "Камчатнеруд".
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объёме, ходатайствовал о приобщении к материалам дела письма УФАС России по Камчатскому краю от 22.12.2022 N 3359/05, а также об истребовании у АО "КРДВ" дополнительных доказательств.
К указанному ходатайству заявитель жалобы приложил дополнительные документы письмо администрации Елизовского муниципального района Камчатского края от 25.05.2022 N 566/з с приложением выписок из ЕГРН по земельным участкам с кадастровыми номерами 41:01:012:1656, 41:0101012:1657, 41:0101012:1658, 41:0101012:1865, письмо прокуратуры Камчатского края от 23.11.2022 N 7/4-855-2022 с приложением писем Минприроды Камчатского края от 11.08.2022 N ОГ-26-Р-146-26, от 26.08.2022 N ОГ-26-Кол-175-26.
Министерство, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явилось, заявлений, ходатайств не представило, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрела апелляционную жалобу в его отсутствие по имеющимся в материалах дела документам.
При этом по тексту представленного письменного отзыва уполномоченный орган с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает, что судом первой инстанции выяснены все обстоятельства дела, и им дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем обжалуемое решение отмене не подлежит.
Представители третьих лиц в судебном заседании также выразили несогласие с апелляционной жалобой ООО "Елкар", обжалуемое решение считают законным и обоснованным, принятым при полном исследовании всех обстоятельств дела, с правильным применением норм материального и процессуального права и не подлежащим отмене.
В обоснование возражений на апелляционную жалобу АО "КРДВ" ходатайствовало о приобщении к материалам дела дополнительных документов, а именно заявки N ТОР/171 от 17.05.2022, дополнительного соглашения N 5 от 14.07.2022, плана-графика реализации инвестиционного проекта.
Заявленные лицами, участвующими в деле, ходатайства о приобщении дополнительных документов, были судом апелляционной инстанции рассмотрены и на основании статей 266, 268 АПК РФ удовлетворены, в результате чего представленные дополнительные документы были приобщены к материалам дела, как связанные с обстоятельствами спора и представленные в обоснование возражений на жалобу (со стороны АО "КРДВ").
Рассмотрев ходатайство заявителя об истребовании доказательств, судебная коллегия на основании статей 66, 159, 268 АПК РФ не нашла оснований для его удовлетворения ввиду несоблюдения условий, предусмотренных статьей 66 АПК РФ, для подачи такого ходатайства в суде апелляционной инстанции, тем более, что часть истребуемых документов приобщена судом в материалы дела по ходатайству третьего лица.
В судебном заседании 07.02.2023 в порядке статей 163, 184, 185 АПК РФ судом апелляционной инстанции был объявлен перерыв до 14.02.2023, о чём лица, участвующие в деле, были уведомлены путем размещения на официальном сайте суда информации о времени и месте продолжения судебного заседания.
Из материалов дела коллегией суда установлено следующее.
16.08.2018 между АО "КРДВ" и ООО "Камчатнеруд" (резидент) заключено соглашение N 1/Р-309 об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития, по условиям пункта 1.1 которого резидент обязуется осуществлять виды деятельности, указанные в пункте 1.1.1 в соответствии с представленной им заявкой от 26.06.2018 N ТОР/249 (в редакции от 04.07.2018) на заключение соглашение об осуществление деятельности и бизнес-планом инвестиционного проекта "Организация добычи и производства нерудных строительных материалов для нужд строительного хозяйства Камчатского края".
Согласно пункту 1.2 данного соглашения резидент осуществляет деятельность, указанную в пункте 1.1.1 соглашения, на территории опережающего социально-экономического развития "Камчатка" (далее - ТОСЭР).
28.12.2021 между АО "КРДВ" (арендатор) и ООО "Камчатнеруд" (субарендатор) заключен договор субаренды земельных участков, расположенных в границах территории опережающего социально-экономического развития N 837/21/з, в том числе земельного участка с кадастровым номером 41:05:0101012:1656 площадью 420633 кв.м (пункт 1.2.1 договора субаренды), земельного участка с кадастровым номером 41:05:0101012:1657 площадью 178550 кв.м (пункт 1.2.2 договора субаренды), земельного участка с кадастровым номером 41:05:0101012:1658 площадью 56208 кв.м (пункт 1.2.3 договора субаренды), земельного участка с кадастровым номером 41:05:0101012:1865 площадью 133951 кв.м(пункт 1.2.4 договора субаренды).
В соответствии с пунктами 1.2.1, 1.2.2, 1.2.3, 1.2.4 данного договора вид разрешенного использования земельных участков: производственная деятельность.
Субарендатор обязан не передавать земельный участок в субаренду, а также не уступать принадлежащие ему права по настоящему договору третьим лицам без предварительного письменного согласия арендатора (пункт 4.2.8 договора).
06.08.2021 ООО "Камчатнеруд" обратилось в министерство с заявлением исх.N 80 о включении в перечень участков недр местного значения по Камчатскому краю участка недр местного значения "Николаевский-127", расположенного на территории Елизовского муниципального района Камчатского края.
По результатам рассмотрения указанного обращения письмом министерства от 21.03.2022 N 26.02/1453 резидент был поставлен в известность о том, что участки недр местного значения "Николаевский 127 уч. Западный" и "Николаевский 127 уч. Восточный" включены в дополнение N 1 к перечню участков недр местного значения по Камчатскому краю на 2022 год.
25.05.2022 ООО "Камчатнеруд" обратилось в министерство с заявлением о предоставлении права пользования участками недр местного значения "Николаевский 127 уч. Западный" и "Николаевский 127 уч. Восточный" для геологического изучения в целях поиска и оценки месторождения песчано-гравийной смеси.
По результатам заседании комиссии по недропользованию Камчатского края резиденту было отказано в предоставлении права пользования участками недр по мотиву несоответствия поданной заявки пункту 33 Административного регламента предоставления Министерством природных ресурсов и экологии Камчатского края государственной услуги по подготовке материалов для принятия решения о предоставлении права пользования участками недр местного значения на территории Камчатского края без проведения аукционов, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Камчатского края от 16.12.2021 N 410-П (далее - Административный регламент, Регламент N 410-П).
Указанное решение было оформлено протоколом N 5 от 25.05.2022, по результатам рассмотрения которого Минприроды Камчатского края был оформлен мотивированный отказ от 01.06.2022 N 26.02/3206.
02.06.2022 ООО "Камчатнеруд", подготовив надлежащую справку банка о движении денежных средств по своим счетам, повторно обратилось в министерство с заявлением о предоставлении права пользования участками недр местного значения "Николаевский 127 уч. Западный" и "Николаевский 127 уч. Восточный".
Со своей стороны ООО "Елкар" также направило в министерство заявления вх.N 26/2909, N 26/2910 о предоставлении права пользования участками недр местного значения "Николаевский 127 уч. Западный" и "Николаевский-127 Восточный".
17.06.2022 комиссия по недропользованию Камчатского края по результатам рассмотрения заявочных материалов приняла решение, оформленное протоколом N 6, рекомендовать Минприроды Камчатского края предоставить ООО "Камчатнеруд" право пользования участками недр местного значения "Николаевский-127 уч. Западный" и "Николаевский-127 уч. Восточный" для геологического изучения в целях поисков и оценки месторождений песчано-гравийной смеси сроком на 7 лет (пункт 1.1.2 протокола заседания комиссии) и отказать ООО "Елкар" в предоставлении права пользования участками недр местного значения "Николаевский-127 уч. Западный" и "Николаевский-127 уч. Восточный" для геологического изучения в целях поисков и оценки месторождений песчано-гравийной смеси (пункт 1.2.2 протокола заседания комиссии).
В этой связи приказом министерства от 29.06.2022 N 196-А ООО "Камчатнеруд" предоставлено право пользования участками недр местного значения "Николаевский-127 уч. Западный" и "Николаевский-127 уч. Восточный" для геологического изучения в целях поисков и оценки месторождений песчано-гравийной смеси сроком на 7 лет.
19.07.2022 ООО "Камчатнеруд" получена лицензия на пользование недрами серия ПТР N 005443 тип ТР, наименование участка - "Николаевский-127 уч. Западный" и "Николаевский-127 уч. Восточный". Срок окончания пользования - 18.07.2029.
Кроме того, письмом министерства от 11.08.2022 N 26.02/4843 ООО "Елкар" отказано в предоставлении права пользования участками недр местного значения "Николаевский-127 уч. Западный" и "Николаевский-127 уч. Восточный", мотивированное тем, что комиссией по недропользованию Камчатского края отказано обществу в предоставлении права пользования данными участками в связи с тем, что ООО "Елкар" не является заявителем на включение вышеуказанных участков недр местного значения в Перечень участков недр местного значения по Камчатскому краю. При этом заявителем на включение участков недр местного значения в перечень в соответствии с приказом Роснедра от 06.10.2020 N 428 является ООО "Камчатнеруд", которым также подана заявка на предоставление права пользования участками недр местного значения.
Не согласившись с указанными решением и приказом министерства, полагая их несоответствующими закону и нарушающими права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, последнее обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, в удовлетворении которого обжалуемым решением суда было отказано.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе и отзывах на нее, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции на основании следующего.
Отношения, связанные с получением права пользования недрами, регулируется Законом Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах, Закон N 2395-1).
Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются пользователям недр в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) (часть 2 статьи 25.1 Закона N 2395-1).
По правилам части 1 статьи 18 указанного Закона участки недр местного значения предоставляются в пользование для геологического изучения общераспространенных полезных ископаемых, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых или для осуществления по совмещенной лицензии их геологического изучения, разведки и добычи, для геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод, используемых для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения, для разведки и добычи подземных вод или для геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод и их добычи, для добычи подземных вод, используемых для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения садоводческих некоммерческих товариществ и (или) огороднических некоммерческих товариществ, а также в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Полномочия органов государственной власти Камчатского края в сфере регулирования отношений недропользования в Камчатском крае, а также иные вопросы в указанной сфере закреплены Законом Камчатского края от 19.09.2008 N 127 "Об отдельных вопросах в сфере регулирования отношений недропользования в Камчатском крае" (далее - Закон N 127)
В соответствии с абзацем "г" подпункта 16 пункта 3 статьи 3 указанного Закона исполнительный орган государственной власти Камчатского края, осуществляющий функции по выработке и реализации региональной политики в сфере регулирования отношений недропользования, принимает решение о предоставлении права пользования участком недр местного значения, включенным в перечень участков недр местного значения, утвержденный в соответствии с пунктом 9 настоящей части, для геологического изучения недр в целях поисков и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых.
Согласно пункту 1 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Камчатского края, утвержденного постановлением Правительства Камчатского края от 12.04.2011 N 137-П, министерство является исполнительным органом Камчатского края, участвующим в проведении государственной политики, осуществляющим на территории Камчатского края выработку и реализацию региональной политики, нормативное правовое регулирование, контроль (надзор), предоставление государственных услуг и иные правоприменительные функции в соответствующей сфере деятельности.
В силу пункта 22.14 названного Положения в полномочия министерства входит предоставление (прекращение) права пользования участком недр местного значения.
Как установлено пунктом 1 статьи 4 Закона N 127, комиссия по недропользованию Камчатского края образуется постановлением Правительства Камчатского края.
В состав комиссии по недропользованию Камчатского края входят представители исполнительных органов государственной власти Камчатского края, Законодательного Собрания Камчатского края, а также по согласованию представители территориальных органов федеральных органов исполнительной власти по Камчатскому краю в сфере недропользования, некоммерческих организаций (пункт 2 статьи 4 Закона N 127).
В развитие указанных норм права постановлением Правительства Камчатского края от 10.07.2009 N 276-П утверждено Положение о комиссии по недропользованию Камчатского края (далее - Положение N276-П).
Основной задачей комиссии является рассмотрение вопросов, в том числе о предоставлении права пользования участком недр местного значения, включенным в перечень участков недр местного значения в отношении участков недр, содержащих общераспространенные полезные ископаемые, утвержденный Министерством природных ресурсов и экологии Камчатского края, для его геологического изучения в целях поисков и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых (подпункт 5 пункта 2.1 Положения N 276-П).
Из пункта 2.2 указанного Положения следует, что комиссия в целях выполнения возложенной на нее задачи рассматривает заявки о предоставлении права пользования участками недр местного значения без проведения конкурсов и аукционов (бесконкурсная основа) и прилагаемые к нему документы по основаниям, установленным пунктами 2 - 6(2) части 2.1 настоящего раздела.
Решения комиссии принимаются большинством голосов членов комиссии, участвующих в заседании, при условии, что в заседании принимают участие не менее половины от общего числа ее членов. При равенстве голосов голос председательствующего на заседании комиссии является решающим (пункт 3.3 Положения N 276-П).
В соответствии с разделом 2 Административного регламента государственная услуга "Подготовка материалов для принятия решения о предоставлении права пользования участками недр местного значения на территории Камчатского края без проведения аукционов" предоставляется Министерством природных ресурсов и экологии Камчатского края. Структурным подразделением министерства, осуществляющим предоставление государственной услуги, является отдел недропользования и горной промышленности (подпункты 12, 13 Административного регламента).
Согласно подпункту 14 Административного регламента результатом предоставления государственной услуги является:
1) поступление копии подписанного министром (лицом, его замещающим) приказа министерства о предоставлении права пользования участком недр местного значения без проведения аукциона в отдел для последующего оформления, государственной регистрации и выдачи лицензии на пользование участком недр местного значения и направление заявителю (представителю заявителя) уведомления о принятом министерством решении о предоставлении права пользования участком недр местного значения без проведения аукциона;
2) направление заявителю (представителю заявителя) мотивированного отказа в предоставлении права пользования участком недр местного значения без проведения аукциона.
По правилам 74 названного Регламента основанием для начала административного действия по рассмотрению полного комплекта документов комиссией является поступление в Комиссию полного комплекта документов заявочных материалов, а также информации о возможности (не возможности) удовлетворения заявки на получение права пользования участком недр местного значения без проведения аукционов.
Комиссия определяет соответствие представленных заявителем (представителем заявителя) материалов требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации, в том числе Камчатского края, и принимает решение с рекомендацией министерству о предоставлении права пользования участком недр или об отказе в предоставлении права пользования участком недр с обоснованием причин отказа (при наличии оснований, указанных в части 53 раздела 2 настоящего Административного регламента). Решение комиссии оформляется в течение пяти рабочих дней протоколом заседания комиссии, составляемым в 2 экземплярах.
Результатом исполнения административной процедуры является направление в Министерство подписанного протокола заседания комиссии.
Пунктом 75 Регламента N 410-П определено, что основанием для инициации административного действия по поступлению копии подписанного министром (лицом, его замещающим) приказа о предоставлении права пользования участком недр местного значения без проведения аукциона в отдел для последующего оформления, государственной регистрации и выдачи лицензии на пользование участком недр местного значения и направлению заявителю (представителю заявителя) уведомления о принятом министерством решении о предоставлении права пользования участком недр местного значения без проведения аукциона или направлению заявителю (представителю Заявителя) мотивированного отказа в предоставлении права пользования участком недр местного значения без проведения аукциона является поступление в министерство протокола заседания комиссии.
Протокол заседания комиссии в течение 1 рабочего дня со дня поступления в министерство направляется в отдел.
В случае положительного решения, принятого комиссией, исполнитель в течение трех рабочих дней со дня поступления в отдел протокола готовит проект приказа министерства, а также проект уведомления заявителя о принятом министерством решении о предоставлении права пользования участком недр местного значения без проведения аукциона и обеспечивает их подписание министром (лицом, его замещающим).
В случае отрицательного решения, принятого комиссией, исполнитель в течение трех рабочих дней со дня поступления в отдел протокола готовит проект мотивированного отказа заявителю (представителю заявителя) в предоставлении права пользования участком недр местного значения без проведения аукциона с указанием причин отказа и обеспечивает его подписание министром (лицом, его замещающим).
В случае принятия министерством решения об отказе в предоставлении права пользования участком недр местного значения заявитель уведомляется министерством в письменной форме с обоснованием причин отказа не позднее 35 календарных дней со дня регистрации документов в министерстве (пункт 18 Административного регламента).
Постановлением Правительства Камчатского края от 20.04.2022 N 197-П утверждён Порядок предоставления в пользование участков недр местного значения на территории Камчатского края (далее - Порядок N 197-П).
На основании пункта 39 данного Порядка решение о предоставлении (об отказе в предоставлении) права пользования участком недр местного значения либо участками недр для сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов принимается министерством с учетом рекомендаций комиссии не позднее 10 календарных дней со дня принятия комиссией соответствующего решения.
Пунктом 42 Порядка N 197-П предусмотрено, что в случае принятия решения об отказе в предоставлении права пользования участком недр местного значения либо участком недр для сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов, заявитель уведомляется министерством в письменной форме в течение 5 календарных дней со дня принятия решения комиссией с обоснованием причин.
Из материалов дела усматривается, что 17.06.2022 на заседании комиссии по недропользованию Камчатского края были рассмотрены заявочные материалы ООО "Камчатнеруд" и ООО "Елкар" о предоставлении права пользования недрами для геологического изучения в целях поисков и оценки месторождений песчано-гравийной смеси на участки недр местного значения "Николаевский 127 уч. Западный" и "Николаевский 127 уч. Восточный".
При этом комиссия в соответствии с пунктом 3.3 Положения N 276-П простым большинством голосов членов комиссии ("за" - 7, "против" - 1, "воздержался" - нет) приняла решение, оформленное протоколом от 17.06.2022 N 6, рекомендовать министерству предоставить ООО "Камчатнеруд" право пользования участками недр местного значения "Николаевский-127 уч. Западный" и "Николаевский-127 уч. Восточный" для геологического изучения в целях поисков и оценки месторождений песчано-гравийной смеси сроком на 7 лет и отказать ООО "Елкар" в испрашиваемом праве.
Как верно отмечено судом первой инстанции, данное решение комиссии по недропользованию Камчатского края, оформленное протоколом от 17.06.2022 N 6, в указанной части не оспорено и не признано недействительным.
В этой связи министерство в пределах предоставленных ему полномочий письмом от 11.08.2022 N 26.02/4843 с учетом мнения комиссии, а равно учитывая, что ООО "Елкар" не являлось заявителем на включение вышеуказанных участков недр местного значения в Перечень участков недр местного значения по Камчатскому краю, отказало заявителю в испрашиваемом праве и оспариваемым приказом от 29.06.2022 N 196-П предоставило ООО "Камчатнеруд" право пользования участками недр местного значения "Николаевский-127 уч. Западный" и "Николаевский-127 уч. Восточный".
Оценив оспариваемый отказ и оспариваемый приказ в соответствии со статьей 71 АПК РФ в совокупности с имеющимися в материалах дела документами, судебная коллегия приходит к выводу о том, что они были приняты в пределах предоставленных министерству полномочий с учетом рекомендаций комиссии и на основании действующего правового регулирования.
Делая указанный вывод, суд апелляционной инстанции отмечает, что по правилам абзаца шестого пункта 7 статьи 10.1 Закона о недрах одним из оснований предоставления права пользования участками недр является принятое в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации решение органа государственной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении права пользования участком недр местного значения, включенным в перечень участков недр местного значения, утвержденный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, для геологического изучения недр в целях поисков и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых.
Приказом Роснедра от 06.10.2020 N 428 утвержден Порядок подготовки, рассмотрения, согласования перечней участков недр местного значения, содержащих общераспространенные полезные ископаемые, или отказа в согласовании таких перечней (далее - Порядок N 428).
В перечень участков недр местного значения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в сфере регулирования отношений недропользования на своих территориях, включаются участки недр, расположенные на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, на основании заявок субъектов предпринимательской деятельности, а также обращений органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления на включение участка недр в перечень участков недр местного значения) (пункт 2 Порядка N 428).
Как уже было отмечено выше, участки недр местного значения "Николаевский-127 уч. Западный" и "Николаевский-127 уч. Восточный" были включены в дополнение N 1 к Перечню участков недр местного значения по Камчатскому краю на 2022 год на основании заявления ООО "Камчатнеруд" от 06.08.2021 N 80 (вх. N 26/4747 от 24.08.2021).
Соответственно, принимая во внимание, что заявитель не осуществлял действия по включению спорных участков в Перечень участков недр местного значения по Камчатскому краю, суд апелляционной инстанции считает, что оспариваемый отказ был принят при наличии на то правовых оснований и не привел к нарушению прав и законных интересов заявителя.
При этом данный вывод судебной коллегии согласуется с положениями пункта 49.1 Регламента N 410-П (в редакции от 07.09.2022), в силу которого в случае если в отношении одного участка недр местного значения поступило две и более заявок от субъектов предпринимательской деятельности, решение принимается в пользу заявителя, который инициировал включение данного участка недр в перечень участков недр местного значения, при условии соответствия представленных им документов требованиям законодательства Российской Федерации и приложениям N 1 и N 2 к настоящему Административному регламенту о формах заявок и подачи им заявки в течение 30 календарных дней с момента официального опубликования перечня участков недр местного значения.
То обстоятельство, что указанное нормоположение было введено в действие после принятия оспариваемого отказа и оспариваемого приказа, не свидетельствует о незаконности оспариваемых решений, поскольку материалами дела не подтверждается совокупность условий, предусмотренных главой 24 АПК РФ для признания ненормативных правовых актов, решений уполномоченных органов недействительными и незаконными, исходя из отсутствия объективной возможности для принятия положительного решения по заявлению ООО "Елкар".
Так, Федеральным законом от 29.12.2014 N 473-ФЗ "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" (далее - Закон N 473-ФЗ) регламентирован правовой режим территорий опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации, меры государственной поддержки и порядок осуществления деятельности на таких территориях.
Пункт 3 статьи 2 названного Закона определяет ТОСЭР как часть территории субъекта Российской Федерации, включая закрытое административно-территориальное образование, и (или) акватории водных объектов, на которых в соответствии с решением Правительства Российской Федерации установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности в целях формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного социально-экономического развития и создания комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения.
Согласно части 1 статьи 9 этого же Закона в соответствии с условиями соглашения о создании территории опережающего социально-экономического развития управляющей компании в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, передаются на праве собственности или аренды земельные участки, здания, строения, сооружения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и расположенные на территории опережающего социально-экономического развития. Распоряжение такими земельными участками, зданиями, строениями, сооружениями, а также объектами инфраструктуры территории опережающего социально-экономического развития осуществляется управляющей компанией в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 Правил передачи управляющей компании, осуществляющей функции по управлению территорией опережающего социально-экономического развития, на праве собственности или аренды находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, зданий, строений и сооружений, расположенных на территории опережающего социально-экономического развития, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.04.2015 N 390, земельные участки, здания, строения и сооружения передаются управляющей компании в целях осуществления функций по управлению территорией опережающего социально-экономического развития, в том числе для последующей передачи земельных участков, зданий, строений и сооружений резидентам территории опережающего социально-экономического развития для осуществления экономической деятельности, предусмотренной решением Правительства Российской Федерации о создании территории опережающего социально-экономического развития, а также для размещения автомобильных дорог, объектов, предназначенных для обеспечения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, связи на территории опережающего социально-экономического развития, определенных в плане-графике реализации мероприятий по созданию инфраструктуры территории опережающего социально-экономического развития, утвержденном Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики.
По смыслу указанных положений распоряжение земельными участками, входящими в состав ТОСЭР, должно осуществляться уполномоченным органом в целях, предусмотренных Законом N 473-ФЗ, а также заключенного им соглашения о создании ТОСЭР "Камчатка". Основным способом такого распоряжения является предоставление земельных участков, входящим в состав ТОСЭР, в собственность или аренду управляющей компании (АО "КРДВ") для последующей их передачи резидентам ТОСЭР для осуществления экономической деятельности, предусмотренной целями создания такой ТОСЭР. Предоставление данных земельных участков исключительно на основании норм земельного законодательства и без учета особенностей, установленных Законом N 473-ФЗ, недопустимо.
Кроме того, из содержания Закона N 473-ФЗ следует, что осуществлять предпринимательскую деятельность на ТОСЭР вправе только его резидент, определение которого содержится в пункте 2 статьи 1 указанного Закона, - то есть индивидуальный предприниматель или являющееся коммерческой организацией юридическое лицо, государственная регистрация которых осуществлена на территории опережающего социально-экономического развития согласно законодательству Российской Федерации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), либо резидент иной территории опережающего социально-экономического развития, создавший филиал или представительство на этой территории опережающего социально-экономического развития, которые заключили в соответствии с настоящим Федеральным законом соглашение об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития и включены в реестр резидентов территории опережающего социально-экономического развития.
В развитие указанных норм права Постановлением Правительства РФ от 28.08.2015 N 899 "О создании территории опережающего социально-экономического развития "Камчатка" на территориях муниципальных образований Елизовское городское поселение, Паратунское сельское поселение, Раздольненское сельское поселение, Николаевское сельское поселение, Новоавачинское сельское поселение, входящих в состав Елизовского муниципального района, и Петропавловск-Камчатский городской округ Камчатского края создана ТОСЭР "Камчатка".
В пункте 2 данного Постановления закреплено, что местоположение границ ТОСЭР "Камчатка" определяется по границам кадастровых кварталов и земельных участков с кадастровыми номерами по перечню согласно приложению N 1.
На основании приложения N 1 к указанному Постановлению в перечень номеров кадастровых кварталов и кадастровых номеров земельных участков, по границам которых определяется местоположение границ ТОСЭР "Камчатка", включен кадастровый квартал 41:05:0101012, в который входят земельные участки с кадастровыми номерами 41:05:0101012:1656, 41:05:0101012:1865, 41:05:0101012:1658, предоставленные по договору субаренды от 28.12.2021 N 837/21/з резиденту ТОСЭР - ООО "Камчатнеруд" сроком до 16.08.2028.
Следовательно, земельные участки с кадастровыми номерами 41:05:0101012:1656, 41:05:0101012:1865, 41:05:0101012:1658 находятся в границах ТОСЭР "Камчатка", являются ее составной частью и в отношении них установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности.
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия отмечает, что обращение ООО "Камчатнеруд" в министерство с заявлением о предоставлении права пользования участками недр местного значения "Николаевский 127 уч. Западный" и "Николаевский-127 Восточный" было осуществлено в целях реализации инвестиционной деятельности в рамках соглашения N 1/Р-309 от 16.08.2019, заключенного с АО "КРДВ".
При этом, вопреки общему порядку предоставления права пользования участками недр местного значения, по смыслу которого сначала решается вопрос о пользовании недрами, а затем оформляются земельные участки в целях недропользования, заявление ООО "Камчатнеруд" о предоставлении права пользования недрами было обусловлено уже фактом предоставления ему земельных участков в целях осуществления деятельности на территории опережающего социально-экономического развития по инвестиционному проекту "Организация добычи и производства нерудных строительных материалов для нужд строительного хозяйства Камчатского края".
Участки недр местного значения "Николевский-127 уч. Восточный", "Николевский-127 уч. Западный" находятся в пределах кадастрового квартала 41:05:0101012 и включены в перечень участков недр местного значения по заявке резидента ТОСЭР ООО "Камчатнеруд" в целях реализации инвестиционного проекта об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития, что соответствует требованиям Закона N 473-ФЗ и свидетельствует о необходимости получения права пользования указанными участками недр ООО "Камчатнеруд".
В этой связи, учитывая, что ООО "Елкар" не является лицом, по заявлению которого участки недр местного значения были включены в Перечень участков недр местного значения по Камчатскому краю на 2022 год, равно как заявитель не имеет статус резидента ТОСЭР и не обладает правами владения и пользования земельными участками, необходимыми для недропользования, следует признать, что оспариваемый отказ не привел к нарушению его прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Несогласие заявителя жалобы с выводами министерства, мотивированными необходимостью соблюдения принципов разумности и справедливости, с указанием на то, что данная формулировка в полной мере не обосновывает принятое решение, коллегией суда не принимается, поскольку, следуя указанным принципам, министерство обоснованно приняло во внимание действия ООО "Камчатнеруд" по включению спорных участков в перечень участков недр местного значения, что с учетом наличия у него статуса резидента ТОСЭР и права субаренды земельных участков, необходимых для недропользования, позволяет сделать вывод о наличии объективных препятствий в принятии положительного решения по обращению заявителя.
Утверждение ООО "Елкар" о том, что по смыслу Закона о недрах правовой статус лица, заинтересованного в предоставлении права пользования участками недр местного значения, в качестве субъекта ТОСЭР не имеет правового значения, судом апелляционной инстанции не принимается.
В соответствии с преамбулой Закона N 2395-1 настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории Российской Федерации, ее континентального шельфа, а также в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды.
В свою очередь Закон N 473-ФЗ определяет правовой режим территорий опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации, меры государственной поддержки и порядок осуществления деятельности на таких территориях.
При таких обстоятельствах, учитывая, что на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 28.08.2015 N 899 создана ТОСЭР "Камчатка", суд апелляционной инстанции считает, что при решении вопросов о ведении предпринимательской деятельности в области недропользования и предоставлении участков недр в границах указанной ТОСЭР следует учитывать положения, определяющие правовой режим данных территорий, а также субъектов, наделенных статусом резидента.
Иной правовой подход вступает в противоречие с действующим правовым регулированием и целями создания ТОСЭР.
Доводы общества о нарушении министерством требований антимонопольного законодательства при вынесении оспариваемых решения и приказа со ссылкой на информацию, приведенную в письме УФАС России по Камчатскому краю от 22.12.2022 N 3359/06, судебной коллегией не принимаются, поскольку оценка законности и обоснованности оспариваемых ненормативных правовых актов, решений дана судом с учетом конкретных обстоятельств дела, имевших место на дату их принятия.
К аналогичному выводу коллегия суда приходит и при оценке переписки общества с администрацией Елизовского муниципального района Камчатского края, прокуратурой Камчатского края и Минприроды Камчатского края в отношении деятельности ООО "Камчатнеруд" в пределах спорных участков недр местного значения.
При этом заинтересованность заявителя в получении участков недр, находящихся в границах ТОСЭР, переданных в субаренду третьему лицу, получившему лицензию на право пользование недрами, и по заявке которого данные участки были включены в Перечень участков недр местного значения по Камчатскому краю, само по себе не является обстоятельством, свидетельствующим о нарушении его прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Подводя итог изложенному, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для принятия положительного решения по заявлению ООО "Елкар" и, следовательно, не усматривает предусмотренной нормами главы 24 АПК РФ возможности удовлетворения заявленных требований, поскольку принятые отказ министерства от 11.08.2022, а также приказ от 29.06.2022 N 196-А не противоречат закону и не привели к нарушению прав и законных интересов общества.
Соответственно суд первой инстанции обоснованно в порядке части 3 статьи 201 АПК РФ отказал в удовлетворении заявленных требований.
В целом доводы заявителя апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку не опровергают выводов суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены судебного акта.
Нормы права применены судом первой инстанции правильно. Судебный акт принят на основании всестороннего, объективного и полного исследования имеющихся в материалах дела доказательств. Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
Таким образом, основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в сумме 1500 руб. на основании статьи 110 АПК РФ относятся коллегией на заявителя, а в оставшейся части подлежат возврату плательщику из бюджета как излишне уплаченные в порядке статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Камчатского края от 28.11.2022 по делу N А24-4565/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Елизовский карьер" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей, излишне уплаченную при подаче апелляционной жалобы по платежному поручению N 63 от 26.12.2022 через Северо-восточное отделение N 8645 ПАО "Сбербанк" г. Магадан. Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Н.Н. Анисимова |
Судьи |
А.В. Гончарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А24-4565/2022
Истец: ООО "Елизовский карьер"
Ответчик: Министерство природных ресурсов и экологии Камчатского края
Третье лицо: АО "КРДВ", ООО "Камчатнеруд", ООО Представитель "Камчатнеруд" - Тараненко И.В., Пятый арбитражный апелляционный суд