город Ростов-на-Дону |
|
22 февраля 2023 г. |
дело N А32-783/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 февраля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 февраля 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Мисника Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Чекуновой А.Т.,
в отсутствие участвующих в деле лиц, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального образования город Краснодар
на определение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.12.2022 об отказе в приостановлении исполнительного производства, возбужденного на основании решения по делу N А32-783/2014
по иску индивидуального предпринимателя Дорошенко Натальи Викторовны
к Департаменту муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар,
Администрации муниципального образования город Краснодар
при участии третьих лиц: Ахиджак Гисса Исмаиловича
о признании незаконным бездействие по организации и проведению торгов, об обязании провести торги,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Дорошенко Наталья Викторовна (далее - заявитель, предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Департаменту муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар (далее - заинтересованное лицо-1, департамент) и Администрации муниципального образования город Краснодар (далее - заинтересованное лицо-2, администрация) о признании незаконным бездействия администрации по организации и проведению торгов на право заключения договора аренды земельного участка ориентировочной площадью 877,5 кв. м для размещения магазина, по ул. Обрывной, 12 в Центральном внутригородском округе г. Краснодара, ориентировочной площадью 977 кв. м, для размещения гаражей, по ул. Круговая, 24/1 в Прикубанском внутригородском округе г. Краснодара, ориентировочной площадью 3364 кв. м для размещения станции технического обслуживания, по ул. Полевая, 2/4 в станице Елизаветинской, обязать провести торги на право заключения договора аренды земельных участков
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 24.10.2014, оставленным без изменения постановлениями апелляционного суда от 26.03.2015 и кассационного суда от 30.06.2015, требования заявителя удовлетворены.
04.12.2015 администрация обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о прекращении исполнительного производства.
Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 19.09.2016, оставленным без изменениями постановлениями апелляционного суда от 16.12.2016 и кассационного суда от 05.04.2017, заявление администрации удовлетворено частично, суд прекратил исполнительное производство N 120611/15/23042-ИП, возбужденное 07.10.2015 на основании исполнительного листа N ФС005092028 от 17.08.2015, в части земельного участка площадью 3364,5 кв. м, расположенного по адресу: ст. Елизаветинская, ул. Полевая, 2/4. В остальной части в удовлетворении заявления отказано.
Определением Арбитражного суда Краснодарского края 16.09.2020 отказано в удовлетворении заявления администрации о прекращении исполнительного производства N 120611/15/23042-ИП, возбужденного 01.10.2015 в части земельного участка площадью 877,5кв.м., расположенного по адресу: г. Краснодар, ул. Обрывная, 12.
Определением суда от 18.12.2020 суд отказал в удовлетворении заявления администрации о приостановлении исполнительного производства N 120611/15/23042-ИП, возбужденного 01.10.2015 в части земельного участка площадью 877,5 кв.м., расположенного по адресу: г. Краснодар, ул. Обрывная, 12.
16.08.2022 в суд первой инстанции поступило заявление администрации о приостановлении исполнительного производства N 120611/15/23042-ИП до вступления в законную силу судебного акта по делу N А32- 24658/2022.
Заявление мотивировано тем, что Департамент муниципальной собственности администрации - уполномоченное структурное подразделение администрации, являющееся ответственным исполнителем вышеуказанного решения суда, что установлено Положением о департаменте муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар, утвержденным решением городской Думы Краснодара от 15.12.2005 N 4 (п. 19 Положения).
Постановлением администрации от 24.07.2020 N 2795 регламентирован порядок принятия решения о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, согласно подпункту 51.5 пункта 51 подраздела III.II раздела III которого работник, рассматривающий заявление об утверждении схемы расположения земельного участка подготавливает и направляет запросы о предоставлении сведений о наличии либо отсутствии оснований для принятия решения об отказе в образовании земельного участка, в том числе в адрес департамента архитектуры и градостроительства администрации.
Письмом от 07.04.2022 исх. N 5203/29 департамент архитектуры и градостроительства отказал в подготовке необходимого заключения о соответствии предполагаемого к строительству объекта документам территориального планирования и правилам землепользования и застройки в целях дальнейшего формирования испрашиваемого земельного участка, поскольку в соответствии с правилами землепользования и застройки на территории муниципального образования г. Краснодар, утвержденными решением городской Думы Краснодара от 30.01.2007 N 19 п. 6, земельный участок расположенный по ул. Обрывной, 12 в Центральном внутригородском округе города Краснодара, расположен в зоне застройки объектами делового, общественного и коммерческого назначения ОД-1, в указанной функциональной зоне предусмотрен планируемый к размещению объект местного значения (дошкольная образовательная организация на 290 мест).
Департамент муниципальной собственности и городских земель администрации обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с требованием о признании вышеуказанного отказа Департамента архитектуры и градостроительства администрации незаконным и обязании устранить допущенные нарушения. Делу присвоен порядковый номер N А32-24658/2022.
Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 13.12.2022 в удовлетворении заявления отказано.
Определение мотивировано тем, что администрация просит суд приостановить исполнительное производство в связи с наличием у нее спора со своим функциональным органом, осуществляющим деятельность в области архитектуры и градостроительства. Из пояснений заявителя следует, что спор возник в процессе исполнения и в связи с исполнением решения суда по настоящему делу. Однако Законом N 229-ФЗ и АПК РФ не предусмотрено приостановление исполнительного производства по вышеуказанным основаниям. То есть совершение предусмотренных нормативными правовыми актами действий по исполнению решения не является основанием для приостановления исполнительного производства, а значит, исполнительное производство не может быть приостановлено в связи с исполнением должником вступившего в законную силу судебного акта.
Кроме того, приостановление исполнительного производства является препятствием для привлечения уполномоченных лиц должника к ответственности за неисполнение судебного акта.
Суд отметил, что сам факт оспаривания отказа департамента в рамках дела N А32-24658/2022 не является безусловным основанием для приостановления исполнительного производства.
Кроме того, решением Арбитражного суда Краснодарского края от 11.11.2022 по делу N А32-24658/2022 в удовлетворении требований отказано.
В вышеуказанном решении суд пришел к выводу, что обращением в суд с настоящим заявлением об оспаривании вышеуказанного письма заявитель по сути пытается воспрепятствовать исполнению решения суда от 24.10.2014 по делу N А32- 783/2014 и преодолеть вышеуказанные вступившие в законную силу определения суда об отказе в прекращении исполнительного производства, возбуждённого на основании решения суда от 24.10.2014, кроме того умышлено затягивает сроки исполнения решения суда.
Суд счел, что обращение в суд к управлению архитектуры за устранением препятствий в исполнении решения по настоящему делу в мае 2022, то есть по истечение более семи лет с момента вступления этого решения в законную силу не является надлежащим поведением должника.
Администрация муниципального образования город Краснодар обжаловала определение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просила определение отменить.
В апелляционной жалобе администрация повторила доводы заявления о приостановлении исполнительного производства, указала, что суд необоснованно счел, что администрация просит приостановить исполнительное производство в связи с наличием у нее спора со своим функциональным органом. Сторонами по делу N А32-24658/2022 являются функциональные подразделения администрации муниципального образования город Краснодар: заявитель - департамент муниципальной собственности и городских земель администрации и заинтересованное лицо - департамент архитектуры и градостроительства администрации.
Департамент муниципальной собственности и городских земель администрации, являясь уполномоченным функциональным органом администрации, ответственным за исполнение решения суда по делу N А32-783/2014, обладая статусом юридического лица несет ответственность за ненадлежащее исполнение, возложенных на него функций.
Департамент муниципальной собственности и городских земель администрации не имеет возможности исполнить вступившее в законную силу решение суда по делу N А32-783/2014 без предусмотренного нормативными правовыми актами, действующими на территории муниципального образования город Краснодар, а именно постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 24.07.2020 N 2795 "Об утверждении административного регламента предоставления администрацией муниципального образования город Краснодар муниципальной услуги "Принятие решения о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка" заключения департамента архитектуры и градостроительства администрации о соответствии (несоответствии) предполагаемого к строительству объекта документам территориального планирования и правилам землепользования и застройки.
Администрация считает, что от разрешения спора о признании незаконным отказа департамента архитектуры и градостроительства администрации в подготовке заключения о соответствии (несоответствии) предполагаемого к строительству объекта документам территориального планирования и правилам землепользования и застройки, рассматриваемого Арбитражным судом Краснодарского края по делу N А32-24658/2022, прямо зависит возможность исполнения, вступившего в законную силу решения суда по делу N А32-783/2014, а соответственно требования администрации о приостановлении исполнительного производства по настоящему делу обоснованны.
Кроме того, заявитель жалобы считает неверным утверждение суда об отсутствии действий со стороны администрации, направленных на исполнение решения суда в течение более семи лет, поскольку администрация ранее уже обращалась в суд с заявлением о прекращении исполнительного производства ввиду утраты реальной возможности его исполнения.
В отзыве на апелляционную жалобу заявитель апелляционную жалобу не признал, просил определение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. Суд рассмотрел апелляционную жалобу в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие указанных лиц.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда, являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 327 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд по заявлению взыскателя, должника, судебного пристава-исполнителя может приостановить или прекратить исполнительное производство, возбужденное судебным приставом-исполнителем на основании исполнительного листа, выданного арбитражным судом, в случаях, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве.
Частью 2 указанной статьи приостановление или прекращение исполнительного производства производится арбитражным судом, выдавшим исполнительный лист, либо арбитражным судом по месту нахождения судебного пристава-исполнителя.
Перечень оснований для приостановления исполнительного производства судом установлен в статье 39 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве, Закон N 229-ФЗ).
Согласно ч. 1 ст. 39 Закона об исполнительном производстве, исполнительное производство подлежит приостановлению судом полностью или частично в случаях:
1) предъявления иска об освобождении от наложенного ареста (исключении из описи) имущества, на которое обращено взыскание по исполнительному документу;
2) оспаривания результатов оценки арестованного имущества;
3) оспаривания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора;
4) в иных случаях, предусмотренных Федеральным законом.
Согласно ч. 2 ст. 39 Закона об исполнительном производстве исполнительное производство может быть приостановлено судом в порядке, установленном процессуальным законодательством Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, полностью или частично в случаях:
1) оспаривания исполнительного документа или судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ;
2) оспаривания в суде акта органа или должностного лица, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях;
3) нахождения должника в длительной служебной командировке;
4) принятия к производству заявления об оспаривании постановления, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя или отказа в совершении действий;
5) обращения взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ, с заявлением о разъяснении положений исполнительного документа, способа и порядка его исполнения;
6) в иных случаях, предусмотренных статьей 40 настоящего Федерального закона.
Целью приостановления исполнительного производства на основании пункта 1 части 2 статьи 39 Закона об исполнительном производстве является недопущение исполнения судебного акта, который может быть отменен по основаниям, предусмотренным законом.
При разрешении вопроса о необходимости приостановления исполнительного производства суд самостоятельно оценивает обстоятельства дела и доводы, содержащиеся в заявлении.
При оценке таких причин и обстоятельств суд должен исходить из необходимости соблюдения баланса интересов как должника, так и взыскателя, поскольку возможность приостановления исполнительного производства судом в случае оспаривания судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ, отвечает интересам именно должника.
Из пояснений заявителя следует, что спор возник в процессе исполнения в связи с исполнением вступившего в законную силу решения суда по настоящему делу, администрация указывает, что от разрешения спора по делу N А32-24658/2022 зависит возможность исполнения судебного акта по настоящему делу.
Однако, ни Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, ни специальный закон об исполнительном производстве не указывают в качестве основания для приостановления исполнительного производства совершение действий по исполнению решения. То есть совершение предусмотренных нормативными правовыми актами действий по исполнению решения не является основанием для приостановления исполнительного производства, а значит, исполнительное производство не может быть приостановлено в связи с исполнением должником вступившего в законную силу судебного акта.
Такой вывод соответствует разъяснениям по пункту 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", в соответствии с которым последствием приостановления исполнительного производства является недопущение применения мер принудительного исполнения, предусмотренных частью 3 статьи 68 Закона об исполнительном производстве, в период приостановления исполнительного производства до его возобновления (часть 6 статьи 45 Закона).
Доказательства наличия причин, объективно препятствовавших исполнению решению Арбитражного суда Краснодарского края от 18.04.2016 по настоящему делу администрация не представила, доводы администрации сводятся к тому, что между функциональными органами администрации имеется спор по порядку исполнения решения, однако данные обстоятельства не являются основанием для приостановления исполнительного производства.
То обстоятельство, что функциональные органы администрации не могут исполнить решение суда, ссылаясь на нормативный акт, принятый самой администрацией, является внутренней организационной проблемой администрации, которая не может рассматриваться в качестве уважительной причины неисполнения решения. Обязанность по исполнению решения возложена на администрацию, а не департамент.
С учетом изложенного, заявление администрации о приостановлении исполнительного производства администрации правомерно оставлено судом без удовлетворения.
Кроме того, апелляционный суд учитывает, что на момент рассмотрения апелляционной жалобы по настоящему делу окончательный судебный акт по делу N А32-24658/2022 вступил в законную силу.
Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2023 по делу N А32-24658/2022 решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.11.2022 отменено, производство по делу прекращено.
Апелляционный суд указал, что суд первой инстанции счел, что заявитель по делу N А32-24658/2022 по сути пытается воспрепятствовать исполнению решения суда от 24.10.2014 по делу N А32-783/2014 и преодолеть вышеуказанные вступившие в законную силу определения суда об отказе в прекращении исполнительного производства, возбуждённого на основании решения суда от 24.10.2014, кроме того умышлено затягивает сроки исполнения решения суда. Однако, в рассматриваемом по делу N А32-24658/2022 случае стороны равноправны и являются структурными подразделениями местной администрации. Таким образом, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что указанное дело не подлежит рассмотрению в суде.
Судом первой инстанции верно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 272, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.12.2022 об отказе в приостановлении исполнительного производства, возбужденного на основании решения по делу N А32-783/2014, оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий месяца со дня его принятия.
Судья |
Н.Н. Мисник |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-783/2014
Истец: Дорошенко Н. В., ИП Дорошенко Наталья Викторовна
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ МО Г. КРАСНОДАР, Администрация муниципального образования город Краснодар, Департамент муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар
Третье лицо: Ахиджак Г. И., Ахиджак Гисса Исмаилович, Департамент имущественных отношений Краснодарского края, УФМС РОССИИ ПО КРАСНОДАРСКОМУ КРАЮ
Хронология рассмотрения дела:
22.02.2023 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-1043/2023
13.11.2019 Определение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-783/14
05.04.2017 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-716/17
16.12.2016 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-17629/16
30.06.2015 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-3874/15
26.03.2015 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-22485/14
24.10.2014 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-783/14