г. Самара |
|
21 февраля 2023 г. |
А55-4841/2022 |
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мальцева Н.А.,
судей Гольдштейна Д.К., Львова Я.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Садохиной М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 14 февраля 2023 года в помещении суда, в зале N 4,
апелляционную жалобу конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью "СуперПринт" на определение Арбитражного суда Самарской области от 07 декабря 2022 года, вынесенное по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЭкоСтройРесурс" о включении требования в реестр требований кредиторов должника в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) общества с ограниченной ответственностью "СуперПринт", ИНН 6323028910,
с участием:
от ООО "ЭкоСтройРесурс" - представитель Маркина Т.М., по доверенности от 21.11.2022,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Тольяттихимбанк" обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании общества с ограниченной ответственностью "СуперПринт" несостоятельным (банкротом).
Определением Арбитражного суда Самарской области от 01.03.2022 заявление акционерного общества "Тольяттихимбанк" принято, возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве) в отношении общества с ограниченной ответственностью "СуперПринт".
Определением Арбитражного суда Самарской области от 25.05.2022 требования акционерного общества "Тольяттихимбанк" признаны обоснованными. Введена в отношении общества с ограниченной ответственностью "СуперПринт" процедура наблюдения. Временным управляющим должника утвержден Кывыржик Андрей Дмитриевич, член союза "УрСО АУ".
Общество с ограниченной ответственностью "ЭкоСтройРесурс" обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлениями, в которых просит включить в третью очередь реестра требований кредиторов должника требование в размере 781 519,84 рублей.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 07.09.2022 объединены заявления общества с ограниченной ответственностью "ЭкоСтройРесурс" (вх.N 195295 от 29.06.2022, вх. N 195868 от 30.06.2022) о включении требования в реестр требований кредиторов должника объединить в одно производство для совместного рассмотрения.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 07.12.2022 заявление общества с ограниченной ответственностью "ЭкоСтройРесурс" удовлетворено частично.
Требование общества с ограниченной ответственностью "ЭкоСтройРесурс" включено в реестр требований кредиторов должника общества с ограниченной ответственностью "СуперПринт" в размере 765 282,84 руб., в состав требований кредиторов третьей очереди.
В остальной части заявление оставлено без рассмотрения.
Не согласившись с принятым судебным актом, конкурсный управляющий должника обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в части, принять по делу новый судебный акт.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2022 апелляционная жалоба принята к производству, судебное заседание назначено на 14.02.2023.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным ст. 121 АПК РФ.
В судебном заседании представитель ООО "ЭкоСтройРесурс" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом путем направления почтовых извещений и размещения информации о времени и месте судебного заседания на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с требованиями абз. 2 ч. 1 ст. 121 АПК РФ, в связи с чем суд вправе рассмотреть апелляционную жалобу в их отсутствие согласно ч. 3 ст. 156 АПК РФ.
В силу части 5 статьи 268 АПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Согласно пункту 27 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" если заявителем подана жалоба на часть судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции в судебном заседании выясняет мнение присутствующих в заседании лиц относительно того, имеются ли у них возражения по проверке только части судебного акта, о чем делается отметка в протоколе судебного заседания.
При непредставлении лицами, участвующими в деле, указанных возражений до начала судебного разбирательства, суд апелляционной инстанции начинает проверку судебного акта в оспариваемой части и по собственной инициативе не вправе выходить за пределы апелляционной жалобы, за исключением проверки соблюдения судом норм процессуального права, приведенных в части 4 статьи 270 АПК РФ.
Поскольку в порядке апелляционного производства обжалуется только часть судебного акта, касающаяся включения требований в размере 103 416, 60 руб., суд апелляционной инстанции не вправе выйти за рамки апелляционной жалобы и проверяет законность и обоснованность судебного акта суда первой инстанции лишь в обжалуемой части.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены определения суда первой инстанции в обжалуемой части, исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).
Согласно Федеральному закону "О несостоятельности (банкротстве)" размер денежных обязательств по требованиям кредиторов считается установленным, если он подтвержден вступившим в законную силу решением суда или документами, свидетельствующими о признании должником этих требований, а также в иных случаях, предусмотренных указанным Федеральным законом.
При этом установленными могут быть признаны требования, в отношении которых представлен достаточные доказательства наличия и размера задолженности и возможность принудительного исполнения которых в установленном законом порядке на момент их предъявления уполномоченным органом в суд не утрачена.
В соответствии с пунктом 5 статьи 100 и абзацем 2 пункта 1 статьи 142 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" требования кредиторов, по которым не поступили возражения, рассматриваются арбитражным судом для проверки их обоснованности и наличия оснований для включения в реестр требований кредиторов. По результатам рассмотрения арбитражный суд выносит определение о включении или об отказе во включении требований кредиторов в реестр требований кредиторов. Указанные требования могут быть рассмотрены арбитражным судом без привлечения лиц, участвующих в деле о банкротстве.
В соответствии с процессуальными правилами доказывания (статьи 65, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) заявитель обязан доказать допустимыми доказательствами правомерность своих требований, вытекающих из неисполнения другой стороной ее обязательств.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, требование кредитора основано на неисполнении должником обязательств по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N ТКО-18216 от 10.04.2020, заключенному с ООО "ЭкоСтройРесурс", в размере 827 332,80 рублей.
При заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО применяются Правила обращения с ТКО, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156).
В силу ст. 425 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) условия заключенного Договора применяются к отношениям, возникшим до даты заключения типового Договора, то есть распространяют свое действие с даты фактического оказания Региональным оператором услуг Потребителю, а именно с 01.01.2019.
Договор о предоставлении услуг по обращению с ТКО является договором возмездного оказания услуг.
Согласно п. 1 ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг Исполнитель обязуется по заданию Заказчика оказать услуги, а Заказчик оплатить эти услуги.
В силу ст. 781 ГК РФ Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
В соответствии с п. 1 Договора Региональный оператор принимает на себя обязательство оказывать услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) в объеме и месте, которые определены в Договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с действующим законодательством, а Потребитель обязуется оплачивать услуги Регионального оператора по цене, определенной в пределах утверждённого в установленном порядке единого тарифа на услугу Регионального оператора.
В соответствии с ч. 4 ст.154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) плата за коммунальные услуги включает в себя, в числе прочего, плату за обращение с ТКО.
Обязанность заключения Договора на оказание услуг по обращению с ТКО, а также оплаты соответствующих услуг, предусмотрена ст.ст. 30, 154, 155, 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), ст.ст. 24.6, 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), пунктом 4 Правил N 1156.
Пунктом 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ установлено правило, в соответствии с которым Региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО.
Обязанность собственников ТКО заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с Региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления, закреплена п. 4 ст. 24.7 Закона N 89-ФЗ.
Пунктом 8 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" определено, что обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с ТКО и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с ТКО на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 01.01.2019.
С 01.01.2019 деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению ТКО на территории Самарской области осуществляется Региональным оператором.
Учитывая изложенное, с 01.01.2019 у потребителей возникает обязанность по оплате услуг Регионального оператора.
О наделении ООО "ЭкоСтройРесурс" статусом Регионального оператора по обращению с ТКО на всей территории Самарской области потребители были проинформированы путем опубликования Региональным оператором на своем официальном сайте: https://ecostr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 23.12.2018 Предложения о заключении Договора по обращению с ТКО и типового договора.
Норма п. 5 ст. 24.7 Закона N 89-ФЗ предписывает заключать договор на оказание услуг по обращению с ТКО в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации, с возможностью его дополнения по соглашению сторон иными непротиворечащими законодательству Российской Федерации положениями.
В силу своей правовой природы договор с Региональным оператором на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным, обязанность его заключения установлена законом, а не волей контрагентов.
Согласно п. 4 ст. 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. Согласно п.1 ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивными нормами) действовавшими в момент его заключения.
Типовая форма Договора, содержащая положения о предоставлении услуг по обращению с ТКО, утверждена Правилами N 1156.
В силу своей публичности договор с Региональным оператором считается заключенным вне зависимости от соблюдения формальных условий его заключения и подписи Потребителя (ст. 426 ГК РФ) с 01.01.2019, а также согласно ст. 425 ГК РФ оказываемые Потребителю услуги, вне зависимости от даты заключения Договора, подлежат оплате с даты фактического оказания Региональным оператором услуг Потребителю, то есть с 01.01.2019.
Данная позиция подтверждается письмом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 16.10.2018 N 41963-АЧ/04, в котором указано, что договоры на оказание услуг по обращению с ТКО между собственниками помещений и Региональным оператором считаются заключенными с даты начала оказания услуг по обращению с ТКО.
Согласно п. 5. Договора под расчетным периодом понимается один календарный месяц. Оплата услуг по договору осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области в установленном законом порядке единого тарифа на услугу Регионального оператора. Единый тариф на услугу регионального оператора доступен на официальном сайте регионального оператора и уполномоченного органа исполнительной власти.
Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 18.12.2018 N 846, а также Приказами департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области N 95 от 28.03.2019, N 781 от 19.12.2019, N 830 от 18.12.2020 утвержден единый предельный тариф на услугу Регионального оператора по обращению с ТКО в размере 498,47 руб./м3 (без учета НДС) или 598,16 руб./м3 (с учетом НДС) (далее - тариф).
В соответствии с п. 16 Договора установлено, что стороны производят учет объема и (или) массы ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2016 г. N 505 "Об утверждении правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов", следующим способом: расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО.
С 01.01.2019 Региональный оператор принимал ТКО, обеспечивал их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение, то есть фактически оказывал услуги по обращению с ТКО.
Услуги по обращению с ТКО были оказаны Региональным оператором надлежащим образом, в адрес Потребителя были выставлены универсальные передаточные документы (УПД) на оплату услуг по обращению с ТКО за период 01.01.2019-31.01.2022.
В соответствии с п. 7 Договора Потребитель ежемесячно оплачивает услуги по обращению с ТКО до десятого числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с ТКО.
В соответствии с п. 17 Договора в случае нарушения Региональным оператором обязательств по настоящему договору Потребитель с участием представителя Регионального оператора составляет Акт о нарушении Региональным оператором обязательств по договору и вручает его представителю Регионального оператора. При неявке представителя Регионального оператора Потребитель составляет указанный акт в присутствии не менее чем 2 незаинтересованных лиц или с использованием фото- и (или) видеофиксации и в течение 3 рабочих дней направляет Акт Региональному оператору с требованием устранить выявленные нарушения в течение разумного срока, определенного Потребителем.
Потребителем не предоставлено надлежащих доказательств, подтверждающих оказание Региональным оператором услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность.
В период 01.01.2019-31.01.2022 от должника в адрес кредитора не поступали оформленные в соответствии с действующим законодательством в сфере обращения с отходами документы, подтверждающие ненадлежащее оказание услуги по обращению с ТКО, а также иные претензии и (или) возражения.
Неисполнение должником обязанности по оплате услуг по обращению с ТКО послужило основанием для обращения кредитора в арбитражный суд с настоящим требованием.
Таким образом, согласно расчету кредитора, потребителем по договору за период с 01.01.2019 по 31.01.2022 не исполнены обязательства по оплате оказанных Региональным оператором услуг, в связи с чем у потребителя образовалась задолженность в размере 781 519 руб. 84 коп., в том числе:
- 765 282 руб. 84 коп. - основной долг по договору на оказание услуг по обращению с ТКО N ТКО-18216 от 10.04.2020 за период с 01.01.2019 по 31.01.2022 (в том числе 661 866 руб. 24 коп. за период 01.01.2019-31.08.2021 по решению Арбитражного суда Самарской области по делу N А55-35864/2021);
- 16 237 руб. 00 коп. - расходы по госпошлине по делу N А55-35864/2021.
В соответствии со ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований, в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В силу ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства является недопустимым, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
В обоснование заявленных требований ООО "ЭкоСтройРесурс" представлены следующие доказательства: УПД на оплату услуг по обращению с ТКО за период 01.01.2019 по 31.08.2021 на сумму 661 866 руб. 24 коп.: N N КУ08-014811 от 31 августа 2020 г., КУ08-014812 от 31 августа 2020 г., КУ08-014813 от 31 августа 2020 г., КУ08-014815 от 31 августа 2020 г., КУ08-014816 от 31 августа 2020 г., КУ08-014817 от 31 августа 2020 г., КУ08-014818 от 31 августа 2020 г., КУ09-014158 от 30 сентября 2020 г., КУ10-005465 от 31 октября 2020 г., КУ11-013640 от 30 ноября 2020 г., КУ12-013611 от 31 декабря 2020 г., КУ01-002937 от 31 января 2021 г., КУ02-006215 от 28 февраля 2021 г., КУОЗ-006400 от 31 марта 2021 г., КУ04-003881 от 30 апреля 2021 г., КУ05-008298 от 31 мая 2021 г., КУ06-008365 от 30 июня 2021 г., КУ07-007457 от 31 июля 2021 г., КУ08-003546 от 31 августа 2021 г.; УПД за период с 01.09.2021 по 31.01.2022 на сумму 103 416,60 рублей: NN КУ09-006649 от 30 сентября 2021 г., КУ10-004003 от 31 октября 2021 г., КУ11-004598 от 30 ноября 2021 г., КУ12-001382 от 31 декабря 2021 г., КУ01-006424 от 31 января 2022 г.
Более того, решением Арбитражного суда Самарской области по делу N А55-35864/2021 с общества с ограниченной ответственностью "СуперПрин" в пользу общества с ограниченной ответственностью "ЭкоСтройРесурс" взысканы 661 866 руб. 24 коп. основного долга (за период с 01.09.2019 по 31.08.2021) и расходы по госпошлине в сумме 16 237,00 руб.
В соответствии с ч. 2 ст. 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
При указанных обстоятельствах факт наличия задолженности у должника в размере 661 866 руб. 24 коп. перед заявителем суд первой инстанции посчитал установленным и имеющим преюдициальное значение.
В указанной части судебный акт не обжалуется и апелляционному пересмотру не подлежит.
Доводы апелляционной жалобы аналогичны возражениям конкурсного управляющего относительно удовлетворения заявления кредитора в части установления в реестре требований кредиторов требования в сумме 103 416,60 руб., указывая на недоказанность факта оказания услуг ООО "СуперПринт" за период с сентября 2021 г. по январь 2022 г.
Так, конкурсный управляющий отмечал, что начиная с июня 2021 г. деятельность ООО "СуперПринт" прекращена, сотрудники уволены, что подтверждается данными налогового органа.
Признавая несостоятельными вышеуказанные доводы, суд первой инстанции исходил из того, что указанным обстоятельствам дана оценка в рамках дела N А55-35864/2021, что в рассматриваемом случае имеет преюдициальное значение.
Так, должник при рассмотрении дела N А55-35864/2021 ссылался на отсутствие договорных отношений, а также указывал, что услуги по вывозу ТКО со стороны ООО "ЭкоСтройРесурс" не оказывались. Кроме того, должник сообщил, что в период взыскания он фактически деятельность не вел.
Изложенные доводы ответчика являются несостоятельными, исходя из следующего.
В соответствии со ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) собственники ТКО (физические, юридические лица, индивидуальные предприниматели) (далее - Потребитель) обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО (далее - Договор) с Региональным оператором.
Согласно п.4 ст. 426 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
Типовая форма Договора, содержащая положения о предоставлении услуг по обращению с ТКО утверждена Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156.
В силу положений абз. 1,2 п. 8 (17) постановления Правительства РФ N 1156 Региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения Соглашения с Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 01.11.2018 (далее - Соглашение) извещает потенциальных Потребителей о необходимости заключения Договора всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно- телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации. Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия Соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное Потребителям предложение о заключении Договора и текст типового договора.
Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 18.12.2018 N 846 "Об установлении единого предельного тарифа на услуги регионального оператора по обращению с ТКО ООО "ЭкоСтройРесурс" утвержден единый предельный тариф на услугу Регионального оператора.
Во исполнение абз. 1, 2 п. 8 (17) постановления Правительства РФ N 1156 Региональным оператором опубликовано предложение о заключении и типовой Договор для Потребителей на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 23.12.2018, а также посредством публикации в газете "Волжская коммуна" N 343 (30578) от 25.12.2018.
Следовательно, Региональный оператор путем размещения предложения о заключении Договора и текста типового договора в газете "Волжская коммуна" и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" исполнил обязанность, предусмотренную федеральным законодательством РФ, по направлению всем Потребителям Самарской области предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО и проекта такого договора.
В соответствии с абз. 3, 4 п. 8(17) постановления Правительства РФ N 1156 Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения Региональным оператором предложения о заключении Договора направляет региональному оператору заявку и документы в соответствии с п. 8(5) - 8(7) настоящих Правил. В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с п. 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16- й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационнотелекоммуникационной сети "Интернет".
Как установлено судом, в адрес регионального оператора поступила заявка от 29.07.2019 N 66 от ООО "СуперПринт" на заключение договора с указанием площади здания, принадлежащего ответчику - 1536,80 кв.м.
Письмом исх. КУ-01363/20 от 20.04.2020 региональный оператор направил в адрес ООО "СуперПринт" договор на оказание услуг по обращению с ТКО N ТКО-18216 от 10.04.2020.
Согласно п. 8(12) постановления Правительства РФ N 1156 в случае если по истечении 15 рабочих дней со дня поступления потребителю от регионального оператора проекта договора на оказание услуг по обращению с ТКО потребитель не представил подписанный экземпляр договора на оказание услуг по обращению с ТКО либо мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с п. 8(10) настоящих Правил.
Обязанность собственников ТКО заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с Региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления, закреплена п. 4 ст. 24.7 Закона N 89-ФЗ.
Как установлено судом, должник уклонился от подписания договора, полагая, что отсутствие подписи в договоре освободит его от обязанностей потребителя перед Региональным оператором.
Таким образом, руководствуясь статьей 432 ГК РФ, положениями Закона N 89-ФЗ, нормами Правил N 1156, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным между сторонами на условиях типового договора в силу закона.
Также в рамках дела N А55-35864/2021 доводам должника о том, что ООО "ЭкоСтройРесурс" услуги по обращению с ТКО фактически не оказывались, ТКО не вывозилось с предприятия Общества, а также ссылке на отсутствие согласованного места для мусорного контейнера, судом дана оценка, где указанные доводы не приняты ввиду следующего.
Согласно п. 4 постановления Правительства РФ N 1156 обращение с ТКО на территории субъекта РФ обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО и Территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенных с потребителями.
Также на основании п. 1.2 Соглашения об осуществлении деятельности регионального оператора по обращению с ТКО на всей территории Самарской области от 01.11.2018, заключенного между Региональным оператором и Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, на Регионального оператора возложена обязанность по осуществлению деятельности по обращению с ТКО на территории Самарской области в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами.
Исходя из изложенного, Территориальная схема обращения с отходами является обязательной для исполнения Региональным оператором по обращению с ТКО и другими операторами, осуществляющими обращение с ТКО на территории Самарской области.
Территориальная схема Самарской области утверждена приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 23.09.2016 N 228 (далее - Территориальная схема), электронная модель которой опубликована на официальном сайте Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области.
Частью 3 ст. 13.3 Закона N 89-ФЗ предусмотрено, что Территориальная схема обращения с отходами в обязательном порядке содержит схему потоков отходое, в том числе ТКО, от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов, объектов размещения отходов, а также сведения о зонах деятельности регионального оператора и направления транспортирования отходов в пределах зоны деятельности регионального оператора также содержатся в Территориальной схеме.
Таким образом, документом, регулирующим обращение с отходами, образующимися на территории субъекта Российской Федерации, является Территориальная схема, ориентированная на вовлечение всех отходов в хозяйственный оборот. При этом Территориальная схема обязательна для соблюдения всеми участниками, осуществляющими обращение с отходами, в том числе, лицами, в деятельности которых образуются отходы.
Пунктом 9 Правил N 1156 установлено, что потребители осуществляют складирование ТКО в местах (площадках) накопления ТКО, определенных договором на оказание услуг по обращению с ТКО, в соответствии с Территориальной схемой обращения с отходами.
С учетом положений Правил N 1156 Договором установлено, что стороны производят учет объема и (или) массы ТКО в соответствии с "Правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2016 г. N 505 "Об утверждении правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов", следующим способом: расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО.
Пунктом 14.1 Договора, Приложением N 1 к Договору (столбец 8 строка 1) установлено, что потребитель обязан осуществлять складирование ТКО в местах накопления ТКО, определенных договором на оказание услуг по обращению с ТКО, в соответствии с Территориальной схемой обращения с отходами.
Следовательно, у должника имеется возможность получения услуги по обращению с ТКО посредством использования любой, в том числе ближайшей, контейнерной площадки, включенной в территориальную схему обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Самарской области, расположенной на территории общего пользования.
В случае осуществления коммерческого учета объема и массы ТКО, исходя из нормативов накопления ТКО, потребитель не ограничен количеством мест накопления ТКО и имеет право складировать ТКО в любых местах накопления ТКО, включенных в территориальную схему.
Указанная позиция Регионального оператора подтверждается судебной практикой: решением Арбитражного суда Самарской области от 10.12.2020, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2021 по делу N А55-12827/2020, решением Арбитражного суда Самарской области от 25.06.2020, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.09.2020 по делу А55-6713/2020.
Доводы должника относительно того, что деятельность ООО "СуперПринт" не велась, несостоятельны, поскольку должнику на праве собственности принадлежит объект недвижимости, расположенный по адресу: 445000 Самарская обл., г. Тольятти, Поволжское шоссе, 33 Г (кадастровый номер 63:09:0202049:841), что подтверждается выпиской из ЕГРН от 28.12.2021, приобщенной в материалы дела с заявлением истца исх.N ЭСР-319/22 от 10.01.2022.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
В силу ст. ст. 154, 155 ЖК РФ услуга по обращению с ТКО относится к коммунальной услуге и подлежит ежемесячной оплате. В соответствии с частью 4 статьи 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за обращение с твердыми коммунальными отходами.
При этом императивно установленная обязанность оплачивать коммунальные услуги не зависит от типа помещений и правового статуса потребителя таких услуг, поскольку коммунальные услуги потребляются в процессе любой экономической деятельности.
В соответствии с п. 11 ст. 155 ЖК РФ неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
На основании вышеизложенного, должник, являющийся собственником объекта недвижимости, обязан в полном объеме оплатить оказанные Региональным оператором услуги по обращению с ТКО.
В настоящем споре конкурсный управляющий должника утверждал, что деятельность Общества не велась, начиная с июня 2021 г. При этом, Арбитражным судом Самарской области в деле N А55-35864/2021 дана оценка обстоятельствам, имевшим место и в более поздний период: до августа 2021 г.
Кроме того, кредитором в опровержение доводов о том, что вывоз ТКО от объекта должника за спорный период с 01.09.2021 по 31.01.2022 осуществляло ПАР "Тольяттиазот", представлены сведения с сайта Росприроднадзора - Реестр лицензий на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности - в отношении Лицензии Л020-00113-63/00041689, выданной Межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Самарской и Ульяновской областям хозяйствующему субъекту ПАО "ТОАЗ" ; копия Лицензии Л020-00113-63/00041689 от 25.12.2015; копия договора N ТКО-21638 от 16.11.2020 на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенного между Региональным оператором и ПАО "ТОАЗ" на период 01.01.2021-31.12.2021; копия договора N ТКО-29391-21-09067Т от 07.12.2021 на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенного между Региональным оператором и ПАО "ТОАЗ" на период с 01.01.2022 по 31.12.2022.
Исходя из правовой позиции, изложенной в пункте 26 постановления Пленума ВС РФ от 22.06.2012 N 35, в силу пунктов 3 - 5 статьи 71 и пунктов 3 - 5 статьи 100 Закона о банкротстве проверка обоснованности и размера требований кредиторов осуществляется судом независимо от наличия разногласий относительно этих требований между должником и лицами, имеющими право заявлять соответствующие возражения, с одной стороны, и предъявившим требование кредитором - с другой стороны. При установлении требований кредиторов в деле о банкротстве судам следует исходить из того, что установленными могут быть признаны только требования, в отношении которых представлены достаточные доказательства наличия и размера задолженности.
Положения пунктов 1 статей 71 и 100 Закона о банкротстве позволяют кредиторам предъявить требование к должнику, приложив к нему судебный акт, а при его отсутствии - иные документы, подтверждающие обоснованность требования.
В соответствии со статьей 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суды принимают судебные постановления в форме судебных приказов, решений суда, определений суда, постановлений президиума суда надзорной инстанции (часть 1).
Вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации (часть 2).
Согласно пункту 6 статьи 16 Закона о банкротстве требования кредиторов включаются в реестр требований кредиторов и исключаются из него арбитражным управляющим или реестродержателем исключительно на основании вступивших в силу судебных актов, устанавливающих их состав и размер, если иное не определено настоящим пунктом.
Разногласия по требованиям кредиторов или уполномоченных органов, подтвержденным вступившим в законную силу решением суда в части их состава и размера, не подлежат рассмотрению арбитражным судом, а заявления о таких разногласиях подлежат возвращению без рассмотрения, за исключением разногласий, связанных с исполнением судебных актов или их пересмотром (абзац 2 пункта 10 статьи 16 Закона о банкротстве).
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации (определение от 20.09.2018 N 305-ЭС18-6622), если требования кредитора включаются в реестр на основании судебного акта, принятого вне рамок дела о банкротстве (пункт 6 статьи 16 Закона о банкротстве), принцип достаточности доказательств и соответствующие стандарты доказывания реализуются через предоставление конкурирующим конкурсным кредиторам и арбитражному управляющему права обжаловать указанный судебный акт в общем установленном процессуальным законодательством порядке (пункт 24 постановления Пленума ВС РФ от 22.06.2012 N 35).
Обстоятельства отмены решения Арбитражного суда Самарской области по делу N А55-35864/2021 в установленном порядке и его исполнения в полном объеме не установлены.
Оценив доказательства, имеющиеся в материалах дела, в порядке, предусмотренном статьями 65,71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции правомерно нашел требование кредитора в размере 103 416,60 рублей обоснованным и подлежащим включению в реестр требований кредиторов должника в силу статей 4, 100 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".
Приведенные в апелляционной жалобе доводы проверены судом апелляционной инстанции и признаны несостоятельными, поскольку данные доводы не опровергают установленные по делу обстоятельства.
Доводы заявителя жалобы о недоказанности факта оказания Региональным оператором Потребителю услуг по обращению с ТКО в связи с отсутствием в материалах дела отчетов аппаратуры спутниковой навигации (ГЛОНАСС), установленной на мусоровозах, маршрутных журналов (листов), путевых листов, паспорта отходов и иных документов, судебной коллегией отклонены, поскольку не предоставлены доказательства того, что в спорный период ТКО вывозились Должником собственным транспортом либо иной специализированной организацией в порядке, предусмотренном действующим законодательством в сфере обращения с ТКО, с учетом того, что 01.01.2019 ООО "ЭкоСтройРесурс" является единственным и Самарской области лицом, наделенным статусом Регионального оператора по обращению с ТКО на территории Самарской области, имеющим право осуществлять деятельность Регионального оператора и собирать плату за услуги по обращению с ТКО на всей территории Самарской области.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Самарской области по делу N А55-35864/2021 установлены и признаны обоснованными порядок определения объема ТКО, ежемесячный объем ТКО на объекте Должника по договору на оказание услуг по обращению с ТКО исходя из норматива накопления ТКО, ежемесячный размер платы за услуги по обращению с ТКО, основания заключения Договора, обязательства сторон и исполнение Договора сторонами.
Задолженность должника перед Региональным оператором за услуги по обращению с ТКО за период с 01.09.2021 по 31.01.2022 в сумме 103 416,60 руб. была установлена судом первой инстанции в рамках настоящего дела о банкротстве с учетом обстоятельств, установленных Арбитражным судом Самарской области по делу N А55-35864/2021.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о неприменении преюдиции несостоятельны, поскольку, хотя решение суда по делу N А55-35864/2021 относится к другому периоду, но в нем установлено, что заявитель оказывал услуги и с учетом иных обстоятельств подтверждается факт оказания услуг.
То, что должник прекратил свою деятельность, на что указывает заявитель апелляционной жалобы, не свидетельствует о прекращении с его стороны исполнять обязательства оплачивать за оказываемые услуги, которые продолжали оказываться- договор не расторгнут. Тем более, что достаточных доказательств прекращения деятельности не представлено.
Таким образом, является несостоятельной ссылка заявителя жалобы, что решение Арбитражного суда Самарской области по делу N А55-35864/2021 не имеет преюдициального значения при рассмотрении заявления кредитора в рамках настоящего дела.
Суд апелляционной инстанции считает, что убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба не содержит.
При таких обстоятельствах, учитывая отсутствие нарушений, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта по статье 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционную жалобу необходимо оставить без удовлетворения, а определение суда первой инстанции оставить без изменения.
Таким образом, определение Арбитражного суда Самарской области от 07 декабря 2022 года по делу А55-4841/2022, в обжалуемой части, следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 268-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Самарской области от 07 декабря 2022 года по делу А55-4841/2022, в обжалуемой части, оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в месячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.А. Мальцев |
Судьи |
Д.К. Гольдштейн |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-4841/2022
Должник: ООО "СуперПринт"
Кредитор: АО "Тольяттихимбанк"
Третье лицо: а/у Кывыржик А.Д., ГИБДД УМВД России по г. Тольятти, ГУ Управление ГИБДД МВД России по Самарской области, К/у Кывыржик Андрей Дмитриевич, Межрайонная ИФНС России N15 по Самарской области, ОМВД России по Красноярскому району, ООО "АгроКонцерн Покровский", ООО "Дом-Уют", ООО "Земский банк", ООО "Принт Колор", ООО "СолоФилмз", ООО "Солофильмз", ООО "Сюзанна", ООО "ЭкоСтройРесурс", ПАО "ТОАЗ", Союз "Уральская СРО АУ", Управление Росреестра по Самарской области, Управление Федеральной Службы Судебных Приставов по Самарской Области, ФГБУ Филиал "ФКП Росреестра" по Самарской области, ФНС России Межрайонная инспекция N 23 по Самарской области, Щеглов С.М.
Хронология рассмотрения дела:
22.10.2024 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-12551/2024
08.10.2024 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-11899/2024
07.10.2024 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-7818/2024
30.09.2024 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-10379/2024
16.07.2024 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-4301/2024
15.07.2024 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-8566/2024
28.06.2024 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-6557/2024
13.06.2024 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-3087/2024
17.04.2024 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-3475/2024
09.04.2024 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-3159/2024
09.02.2024 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-1460/2024
01.02.2024 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-418/2024
01.02.2024 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-20525/2023
15.11.2023 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-16184/2023
26.07.2023 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-10484/2023
18.07.2023 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-9843/2023
23.05.2023 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-6113/2023
21.02.2023 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-21069/2022
19.10.2022 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-4841/2022