г. Санкт-Петербург |
|
21 февраля 2023 г. |
Дело N А42-8698/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 февраля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 февраля 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Новиковой Е.М.,
судей Мельниковой Н.А., Савиной Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Пановой А.М.,
при участии:
от истца - не явился (извещен),
от ответчика - не явился (извещен),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-42907/2022) общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальное предприятие-сервис" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 29.11.2022 по делу N А42-8698/2020, принятое по иску
общества с ограниченной ответственностью "Мурмашинская тепловая компания"
к обществу с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальное предприятие-сервис"
о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Мурмашинская тепловая компания" (далее - истец, Компания) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к обществу с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальное предприятие-сервис" (далее - ответчик, Общество) о взыскании 2 538 931 руб. 27 коп. задолженности за услуги по теплоснабжению и горячему водоснабжению (далее - ГВС) и 158 912 руб. 98 коп. неустойки с последующим ее начислением с 09.07.2021 до даты фактической уплаты долга.
Решением от 10.07.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 22.10.2021, иск удовлетворен.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 03.03.2022 решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении истец уточнил требования, просил взыскать с ответчика 1 892 386 руб. 79 коп. задолженности и 451 925 руб. 08 коп. неустойки.
Решением от 29.11.2022 исковые требования удовлетворены с учетом принятых уточнений заявленных требований от 16.11.2022.
Не согласившись с решением суда от 29.11.2022, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит изменить обжалуемый судебный акт.
В жалобе ответчик, не оспаривая уточненный расчет задолженности, ссылается на необоснованное начисление платы с применением повышающего коэффициента, отмечает, что между компанией и собственниками помещений в многоквартирных домах заключены прямые договоры, указывает на отсутствие договора теплоснабжения, в рамках которого поставляется тепловая энергия.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание, продолженное после перерыва, объявленного 07.02.2022, не явились, что в силу статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в отсутствие представителей.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Компания является единой теплоснабжающей организацией в границах муниципального образования городское поселение Мурмаши Кольского района Мурманской области и осуществляет поставку тепловой энергии.
Компания (энергоснабжающая организация) направила Обществу (абонент) договор теплоснабжения от 25.12.2018 N 1105 (далее - Договор N 1105), по условиям которого энергоснабжающая организация обязалась поставить абоненту тепловую энергию на нужды отопления МКД, подогрева горячей воды с использованием общедомового имущества в целях ГВС МКД, не подключенных к централизованной системе ГВС, и (или) в целях содержания общего имущества МКД, а абонент - оплачивать принятую тепловую энергию.
Перечень объектов теплоснабжения (МКД) указан в приложении N 3 к Договору N 1105.
Согласно пункту 6.1 Договора N 1105 объем тепловой энергии, поставленной за расчетный период в МКД, оборудованный узлами учета тепловой энергии (далее - УУТЭ), определяется в соответствии с показаниями приборов УУТЭ за вычетом объемов поставки тепловой энергии собственниками и пользователями нежилых помещений в доме по договорам, заключенным ими непосредственно с энергоснабжающей организацией.
В соответствии с пунктом 7.6.2 Договора N 1105 для целей определения обязательств абонента энергоснабжающая организация ежемесячно в срок до 10-го числа месяца, следующего за расчетным, выставляет абоненту платежные документы (счет, счет-фактуру) для окончательной оплаты поставленной тепловой энергии за расчетный период. Оплата производится абонентом до 20-го числа месяца, следующего за расчетным (пункт 7.6.3 Договора N 1105).
Компания (энергоснабжающая организация) также направила Обществу (абонент) договор на горячее водоснабжение от 25.12.2018 N 1145 (далее - Договор N 1145), по условиям которого энергоснабжающая организация обязалась подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть горячую воду из закрытых централизованных систем ГВС установленного качества и в установленном объеме, а абонент - оплачивать принятую горячую воду.
Согласно пункту 3.2 Договора N 1145 горячая вода поставляется Компанией на нужды ГВС МКД (в том числе в целях содержания общего имущества МКД), перечень которых определен в приложении N 5.
В силу пунктов 6.6, 6.7.3 Договора N 1145 расчетный период равен календарному месяцу. Оплата производится абонентом до 20-го числа месяца, следующего за расчетным.
Договоры N 1105 и N 1145 подписаны Обществом с протоколами разногласий, однако протоколы согласования разногласий от 20.03.2019 Обществом не подписаны.
В период с мая по август 2020 года Компания в целях содержания общего имущества в МКД, находящихся в управлении Общества, поставила тепловую энергию и горячую воду на общую сумму 2 538 931 руб. 27 коп. и выставляла соответствующие счета и счета-фактуры, которые последним не были оплачены.
Ссылаясь на наличие у Общества задолженности по оплате стоимости тепловой энергии, потребленной на нужды отопления в спорный период, а также по оплате стоимости поставленной горячей воды, Компания обратилась в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Повторно рассмотрев дело по правилам статьи 268 АПК РФ, исследовав письменные доказательства и доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) правила, предусмотренные статьями 539 - 547 ГК РФ, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Согласно пункту 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую тепловую энергию.
В силу пункта 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество воды в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
При рассмотрении спора суд правомерно исходил из того, что отсутствие письменного договора с организацией, чьи теплопотребляющие установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождает ответчика от обязанности своевременно произвести оплату фактически принятой энергии.
При этом, если подача абоненту через присоединённую сеть тепловой энергии и горячей воды осуществляются в целях оказания соответствующих коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, то эти отношения подпадают под действие жилищного законодательства (подпункт 10 пункта 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации, далее - ЖК РФ). В этом случае в силу прямого указания пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу Российской Федерации
В силу статьи 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с частью 4 статьи 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе плату за горячую воду и тепловую энергию
В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объёма потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учёта, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Управляющие компании в силу статей 161, 162 ЖК РФ должны предоставлять собственникам помещений в многоквартирных домах весь комплекс коммунальных услуг, в том числе приобретать коммунальные ресурсы в виде горячей воды для содержания мест общего пользования многоквартирных жилых домов, и не могут осуществлять только часть функций управления.
При выборе собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления домом управляющей организацией последняя на основании подпунктов 2 и 3 части 3 статьи 162 ЖК РФ должна заключить с ресурсоснабжающими организациями договоры на приобретение всех коммунальных ресурсов, предоставление которых возможно исходя из степени благоустройства многоквартирного дома. Заключение управляющей организацией соответствующего договора поставки коммунальных ресурсов обусловлено наличием у неё цели оказания собственникам жилых помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги в соответствии с договором управления.
В соответствии с пунктом 13 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 настоящих Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путём их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
Условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом настоящих Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Приготовление горячей воды в многоквартирных домах, присоединённых по двухтрубной системе, производится с использованием оборудования, входящего в состав общедомового имущества. В силу названных норм ответчик обязан оплачивать тепловую энергию, поставленную на нужды ГВС для содержания общедомового имущества.
В рассматриваемом деле факт поставки ресурса в спорный период и его объем установлен судом, подтвержден материалами дела и подателем апелляционной жалобы не оспорен.
Разногласия сторон касаются применения повышающего коэффициента при расчете стоимости ресурса, поставленного в целях содержания общего имущества многоквартирных домов, в которых, как пояснил ответчик, общедомовые приборы учета установлены, но в исковой период находились на поверке либо в ремонте.
Довод о неправомерности применения повышающего коэффициента отклоняется судом апелляционной инстанции.
Согласно пункту 5 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261 "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 1 июля 2012 года собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
В соответствии с частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 этого Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
Согласно подпункту "к" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), содержание общего имущества включает в себя обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.), за исключением случаев, когда обязанность по установке и вводу в эксплуатацию приборов учета электрической энергии возложена на гарантирующего поставщика в соответствии с Федеральным законом "Об электроэнергетике".
В силу пункта 5, подпункта "ж" пункта 10 и подпункта "к" пункта 11 Правил N 491 общее имущество в многоквартирном доме, к которому относятся и общедомовые приборы учета, должно содержаться в состоянии, обеспечивающем соблюдение требований законодательства об энергосбережении. Содержание общего имущества включает в себя также обеспечение установки и ввода в эксплуатацию общедомовых приборов учета.
Применение истцом повышающего коэффициента 1,1 при определении стоимости тепловой энергии, поставленной в спорный период, обусловлено требованиями подпункта "е" пункта 22 Правил N 124. Установленное пунктом 44 Правил N 354 ограничение платы за ресурс, потребленный на общедомовые нужды МКД сверх установленного норматива, вносимой гражданами-потребителями, на исполнителя не распространяется.
Одним из принципов законодательства в сфере энергоснабжения является приоритет учетного способа подсчета ресурсов над расчетным, поскольку именно учетный метод точно отражает объем материального блага, потребленного абонентом, тогда как расчетный метод всегда завышает такой объем, стимулируя абонента к оборудованию сетей узлами учета (решение Верховного Суда Российской Федерации от 11.06.2013 N АКПИ13-205).
Применение повышающего коэффициента при расчёте объёма коммунальных услуг представляет собой меры, направленные на стимулирование потребителей коммунальных услуг на установку, своевременный ремонт и замену приборов учёта, используемых при расчётах за коммунальные услуги. При этом, объем реализованных коммунальных услуг остается неизменным.
Управляющая организация, наделенная обязанностью по содержанию и ремонту общедомового имущества, не предприняла должных мер по энергосбережению, допустив ненадлежащее содержание ОДПУ и невозможность учета показаний в исковой период. Вопреки мнению подателя жалобы, правовое значение имеет факт отсутствия надлежащего учета потребленного ресурса, а не цель его приобретения (приготовление горячей воды и последующее оказание услуг по содержанию общего имущества). В противном случае создается ситуация, при которой отсутствие учета может стать более выгодным для ответчика. При этом, вне зависимости от особенностей системы ресурсоснабжения МКД и того, кто является исполнителем услуг, собственникам помещений в отсутствии ИПУ плата за потребленные ресурсы начисляется исходя из норматива с применением повышающего коэффициента.
Вопреки доводам апелляционной жалобы судом первой инстанции материалы дела исследованы полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка. Оснований для иной оценки у суда апелляционной инстанции не имеется.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно признал требование истца в части взыскании задолженности подлежащим удовлетворению в полном объеме на сумму 1 892 386 руб. 79 коп.
Согласно пункту 1 статьи 330 ГК РФ неустойкой признаётся определённая законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
Истец начислил ответчику неустойку в сумме 451 925 руб. 08 коп. за период с 01.01.2021 по 31.03.2022.
Произведенный истцом расчет неустойки повторно проверен апелляционной коллегией, признан верным, оснований к снижению законной неустойки суд первой инстанции не установил.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не нашли своего подтверждения в ходе апелляционного обжалования, в силу чего, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, отмене не подлежит. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе подлежат распределению в соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ и в силу оставления апелляционной жалобы без удовлетворения относятся на апеллянта.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 29.11.2022 по делу N А42-8698/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.М. Новикова |
Судьи |
Н.А. Мельникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-8698/2020
Истец: ООО "МУРМАШИНСКАЯ ТЕПЛОВАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: ООО "ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ-СЕРВИС", ООО "ЖКП-Сервис"
Хронология рассмотрения дела:
15.06.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-5263/2023
21.02.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-42907/2022
29.11.2022 Решение Арбитражного суда Мурманской области N А42-8698/20
03.03.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-88/2022
22.10.2021 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-28573/2021
10.07.2021 Решение Арбитражного суда Мурманской области N А42-8698/20