г. Красноярск |
|
22 февраля 2023 г. |
Дело N А33-28918/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 февраля 2023 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шелега Д.И.,
судей: Бабенко А.Н., Иванцовой О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Маланчик Д.Г.,
при участии:
от антимонопольного органа (Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю): Блинцовой А.С., представителя по доверенности от 27.12.2022 N 46,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 26 декабря 2022 года по делу N А33-28918/2022,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Россети Сибирь" (ИНН 2460069527, ОГРН 1052460054327, далее - общество, ПАО "Россети Сибирь") обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю (ИНН 2466009115, ОГРН 1022402675965, далее - административный орган, управление, Красноярское УФАС России) о признании незаконным и отмене постановления от 05.10.2022 N 024/04/9.21-603/2022 о назначении административного наказания.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Кобылинская Наталья Олеговна (далее - заявитель, Кобылинская Н.О.).
Решением от 26.12.2022 оспариваемое постановление административного органа изменено в части размера назначенного наказания.
Управление полагает состоявшийся судебный акт подлежащим отмене, ссылаясь на отсутствие правовых оснований для снижения размера наказания, назначенного обществу, ниже низшего.
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда: http://3aas.arbitr.ru/, а также в общедоступном информационном сервисе "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru) в сети "Интернет").
При изложенных обстоятельствах, в силу статей 121-123, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции признает лиц, участвующих в деле надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, поводом к возбуждению дела N 024/04/9.21-603/2022 об административном правонарушении является заявление Кобылинской Н.О. от 01.02.2022 об уклонении общества от заключения договора об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя, что является нарушением Правил технологического присоединения от 27.12.2004 N 861.
Постановлением антимонопольного органа от 05.10.2022 по делу N 024/04/9.21-603/2022 общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс, КоАП РФ) с назначением наказания в виде административного штрафа.
Указанное постановление оспорено обществом в судебном порядке.
Повторное нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения), в том числе, к электрическим сетям, влечёт административную ответственность в соответствии с частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным КоАП РФ, применяются Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике, Закон N35-ФЗ), Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N861 (далее - Правила N 861), а также иные законы и правовые акты об энергоснабжении, обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
В пункте 3 Правил N 861 указано, что независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом, в сроки, установленные Правилами технологического присоединения. Заключение договора является обязательным для сетевой организации, однократным и публичным (абзацы 2, 3 части 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике, пункт 6 Правил технологического присоединения). В пункте 7 Правил N 861 предусмотрена процедура технологического присоединения.
Согласно пункту 103 Правил N 861 договор между сетевой организацией и заявителями, указанными в пунктах 12(1) и 14 этих Правил, заключается путем направления заявителю выставляемого сетевой организацией счета для внесения платы (части платы) за технологическое присоединение и оплаты заявителем указанного счета.
В силу пункта 105 Правил технологического присоединения в отношении заявителей, указанных в пунктах 12(1) и 14 Правил технологического присоединения, сетевая организация в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявки размещает на своем официальном сайте или ином официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", определяемом Правительством Российской Федерации, в отдельном разделе (далее - личный кабинет потребителя), сведения, перечисленные в указанном пункте.
Из материалов дела следует, что Кобылинская Н.О. неоднократно обращалась в общество с заявками на осуществление технологического присоединения принадлежащих ей энергопринимающих устройств, расположенных по адресу, указанному в заявках.
С заявкой на осуществление технологического присоединения принадлежащих Кобылинской Н.О. энергопринимающих устройств, также обращалось СНТ "Палати".
Обществом указанные заявки аннулированы в связи с фактическим технологическим присоединением объекта к электрическим сетям СНТ "Палати".
В обоснование правомерности аннулирования заявок Кобылинской Н.О. и СНТ "Палати" общество ссылается на акт от 16.12.1998 и выписку из Единого государственного реестра недвижимости, согласно которым объект заявителя приобретен в 2017 году и включен в перечень объектов товарищества, которые были в 1998 году технологически присоединены к сетям ПАО "Россети Сибирь".
Согласно пункту 19 Правил N 861 документом, подтверждающим технологическое присоединение к электрическим сетям энергопринимающих устройств, является акт об осуществлении технологического присоединения.
Предусмотренных Правилами N 861 документов, подтверждающих согласование и осуществление прямого или опосредованного технологического присоединения спорного объекта к электрическим сетям, сетевой организацией антимонопольному органу и суду не представлено.
С учетом изложенного, нормативно обоснован вывод суда первой инстанции о том, что указание в акте от 16.12.1998 на заключение договора энергоснабжения объектов СНТ "Палати" - "садовых домиков" само по себе не свидетельствует о наличии технологического присоединения к электрическим сетям товарищества объекта потребителя, расположенного по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, СНТ "Палати", р-н с. Дрокино, д. 381-Б. Из представленного акта не следует, что объект заявителя включен в перечень объектов товарищества, которые в 1998 году были технологически присоединены к сетям общества.
Доказательств заключения СНТ "Палати" с Кобылинской Н.О. договора на технологическое подключение к сетям товарищества, наличия обращения Кобылинской Н.О. за разрешением на подключение к линии энергоснабжения СНТ "Палати", осуществления платежей Кобылинской Н.О. за электричество, а также документов, подтверждающих фактическое технологическое присоединение объекта к электрическим сетям СНТ "Палати", в материалы дела не представлено.
Кроме того, обращение СНТ "Палати" с заявкой от 27.05.2021 свидетельствует о том, что объект заявителя фактически не присоединен к электрическим сетям садового товарищества.
Учитывая вышеизложенное, ПАО "Россети Сибирь" должно было по заявке от 12.01.2022 не позднее 3 рабочих дней (до 17.01.2022) направить уведомление о несоответствии заявки требованиям Правил N 861, либо не позднее 10 рабочих дней (до 26.01.2022) разместить в личном кабинете заявителя договор на технологическое присоединение и другие документы, предусмотренные пунктом 105 Правил. Указанные обязательства ПАО "Россети Сибирь" не исполнены, следовательно, в действиях ПАО "Россети Сибирь" содержатся признаки вмененного ему административного правонарушения.
Доказательства, свидетельствующие о том, что общество предприняло все зависящие от него меры к выполнению требований действующего законодательства, либо невозможность принятия этих мер вызвана чрезвычайными или иными непреодолимыми обстоятельствами, в материалы дела не представлены и судом таких обстоятельств не установлено.
Принимая во внимание приведенное правовое регулирование, по результатам исследования и оценки, представленных в материалы дела доказательств, доводов сторон, суд первой инстанции признал доказанным антимонопольным органом наличие в действиях общества состава вменяемого правонарушения.
Поскольку общество ранее привлекалось к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 Кодекса, совокупность указанных обстоятельств правомерно расценена судом первой инстанции как достаточная для привлечения общества к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Процедура и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
Красноярское УФАС России полагает, что правовые основания для снижения размера, назначенного обществу административного штрафа, отсутствуют.
Суд первой инстанции, рассмотрев представленные в материалы дела доказательства, доводы сторон, руководствуясь положениями частей 1, 3, 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, постановления Конституционного суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П, определения Конституционного суда Российской Федерации от 15.09.2015 N 1828-О, учитывая характер совершенного правонарушения и его последствия, финансовое положение общества, конституционный принцип соразмерности административного наказания, счел возможным снизить размер назначенного обществу административного штрафа до 300 000 рублей.
Правила, установленные частью 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, судом при снижении административного штрафа соблюдены, в связи с чем доводы управления являются несостоятельными.
Указание управления на то, что суд не установил исключительных обстоятельств, позволяющих снизить размер назначенного обществу штрафа, отклоняется, поскольку не свидетельствует о нарушении охраняемых законом публичных интересов - общество признано виновным в совершении вменяемого правонарушения и ему назначен административный штраф, размер которого определен судом с учетом целей административного наказания. Размер административного штрафа соответствует характеру вменяемого административного правонарушения, отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ. Основания для применения положений статьей 2.9 Кодекса, судом не установлены.
При изложенных обстоятельствах, основания для отмены решения суда первой инстанции и для удовлетворения апелляционной жалобы, регламентированные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлены.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 26 декабря 2022 года по делу N А33-28918/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение.
Председательствующий |
Д.И. Шелег |
Судьи |
А.Н. Бабенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-28918/2022
Истец: ПАО "РОССЕТИ СИБИРЬ"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю
Третье лицо: Кобылинская Наталья ОЛеговна