г. Красноярск |
|
22 февраля 2023 г. |
Дело N А33-29278/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 февраля 2023 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шелега Д.И.,
судей: Бабенко А.Н., Иванцовой О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Маланчик Д.Г.,
при участии:
от антимонопольного органа (Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю): Блинцовой А.С., представителя по доверенности от 27.12.2022 N 46,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 27 декабря 2022 года по делу N А33-29278/2022,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Россети Сибирь" (ИНН 2460069527, ОГРН 1052460054327, далее - общество, ПАО "Россети Сибирь") обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю (ИНН 2466009115, ОГРН 1022402675965, далее - административный орган, управление, Красноярское УФАС России) о признании незаконным и отмене постановления от 24.10.2022 N 024/04/9.21-1149/2022 о назначении административного наказания.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Орлов Евгений Викторович (далее - заявитель, Орлов Е.В.).
Решением от 27.12.2022 оспариваемое постановление административного органа изменено в части размера назначенного наказания.
Управление полагает состоявшийся судебный акт подлежащим отмене, ссылаясь на отсутствие правовых оснований для снижения размера наказания, назначенного обществу, ниже низшего.
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда: http://3aas.arbitr.ru/, а также в общедоступном информационном сервисе "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru) в сети "Интернет").
При изложенных обстоятельствах, в силу статей 121-123, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции признает лиц, участвующих в деле надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, поводом к возбуждению дела N 024/04/9.21-1149/2022 об административном правонарушении является заявление Орлова Е.В. от 07.04.2022 об уклонении общества от заключения договора об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя, что является нарушением Правил технологического присоединения от 27.12.2004 N 861.
Постановлением антимонопольного органа от 24.10.2022 по делу N 024/04/9.21-1149/2022 общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс, КоАП РФ) с назначением наказания в виде административного штрафа.
Общество оспорило указанное постановление в судебном порядке.
Повторное нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения), в том числе, к электрическим сетям, влечёт административную ответственность в соответствии с частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике, Закон N35-ФЗ), Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N861 (далее - Правила N 861), а также иные законы и правовые акты об энергоснабжении, обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
В пункте 3 Правил N 861 указано, что независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом, в сроки, установленные Правилами технологического присоединения. Заключение договора является обязательным для сетевой организации, однократным и публичным (абзацы 2, 3 части 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике, пункт 6 Правил технологического присоединения). В пункте 7 Правил N 861 предусмотрена процедура технологического присоединения.
Согласно пункту 103 Правил N 861 договор между сетевой организацией и заявителями, указанными в пунктах 12(1) и 14 этих Правил, заключается путем направления заявителю выставляемого сетевой организацией счета для внесения платы (части платы) за технологическое присоединение и оплаты заявителем указанного счета.
В силу пункта 105 Правил технологического присоединения в отношении заявителей, указанных в пунктах 12(1) и 14 Правил технологического присоединения, сетевая организация в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявки размещает на своем официальном сайте или ином официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", определяемом Правительством Российской Федерации, в отдельном разделе (далее - личный кабинет потребителя), сведения, перечисленные в указанном пункте.
Согласно пункту 19 Правил N 861 документом, подтверждающим технологическое присоединение к электрическим сетям энергопринимающих устройств, является акт об осуществлении технологического присоединения.
Предусмотренных Правилами N 861 документов, подтверждающих согласование и осуществление прямого или опосредованного технологического присоединения спорного объекта к электрическим сетям, сетевой организацией антимонопольному органу и суду не представлено.
Из материалов дела следует, что Орлов Е.В. неоднократно обращался в общество с заявками на осуществление временного технологического присоединения принадлежащих ему энергопринимающих устройств - от 11.06.2020 N 78148, от 15.06.2020 N78763, от 02.12.2021 N3310701, от 20.12.2021 N3464304, от 27.12.2021 N3518504. В связи с истечением срока давности исследование вопроса о наличии либо отсутствии в действиях ПАО "Россети Сибирь" в части аннулирования заявок от 11.06.2020 N78148 и от 15.06.2020 N78763 признаков правонарушения административным органом не осуществлялось.
По итогам рассмотрения заявки потребителя от 02.12.2021 N 3310701 (с учетом представленных 04.12.2021 скорректированных сведений по данной заявке) 17.12.2021 заявка аннулирована обществом в виду наличия технологического присоединения объекта потребителя к электрическим сетям ТСО "Энергия".
Документы, подтверждающие фактическое технологическое присоединение объекта к электрическим сетям ТСО "Энергия" (в том числе акт обследования), в материалы дела не представлены.
Заявка от 20.12.2021 N 3464304 аннулирована в соответствии с пунктом 51 Правил N 861, в связи с тем, что объект заявителя не является передвижным.
Повторно поданное 27.12.2021 обращение потребителя, с приложением документов, аналогичных пакету документов, представленных к заявке от 02.12.2021, принято обществом в работу только 19.04.2022 (плановая дата принятия заявки в работу указана 30.12.2021), что подтверждается скриншотами личного кабинета заявителя.
Учитывая неправомерность направления 03.12.2021 уведомления о несоответствии заявки от 02.12.2021 N 3310701, а также отсутствие доказательств направления уведомления о несоответствии заявки от 27.12.2021 N 3518504, ПАО "Россети Сибирь" должно было по итогам рассмотрения заявок от 02.12.2021 N 3310701, от 27.12.2021 N3518504 в течение 10 рабочих дней разместить в личном кабинете заявителя условия типового договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и иные документы, предусмотренные пунктом 105 Правил (не позднее 17.12.2021 и 18.01.2022 соответственно), либо направить обоснованное уведомление о несоответствии указанных заявок (не позднее 07.12.2021, не позднее 30.12.2021 соответственно).
Договор присоединения N 20.2400.4229.22 для электроснабжения энергопринимающих устройств, по адресу указанному в договоре, заключен между ПАО "Россети Сибирь" (сетевая организация) и гражданином Орловым Е.В. (заявителем) только 21.04.2022, по итогам рассмотрения заявки от 27.12.2021 N3518504 (то есть после обращения последнего с жалобой в антимонопольный орган).
Указанное бездействие общества свидетельствует о наличии объективной стороны вменного ему административного правонарушения.
Доказательства, свидетельствующие о том, что общество предприняло все зависящие от него меры к выполнению требований действующего законодательства, либо невозможность принятия этих мер вызвана чрезвычайными или иными непреодолимыми обстоятельствами, в материалы дела не представлены и судом таких обстоятельств не установлено.
Принимая во внимание приведенное правовое регулирование, по результатам исследования и оценки, представленных в материалы дела доказательств, доводов сторон, суд первой инстанции признал доказанным антимонопольным органом наличие в действиях общества состава вменяемого правонарушения.
Поскольку общество ранее привлекалось к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 Кодекса, совокупность указанных обстоятельств правомерно расценена судом первой инстанции как достаточная для привлечения общества к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Процедура и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
Красноярское УФАС России полагает, что правовые основания для снижения размера, назначенного обществу административного штрафа, отсутствуют.
Суд первой инстанции, рассмотрев представленные в материалы дела доказательства, доводы сторон, руководствуясь положениями частей 1, 3, 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, постановления Конституционного суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П, определения Конституционного суда Российской Федерации от 15.09.2015 N 1828-О, учитывая характер совершенного правонарушения и его последствия, финансовое положение общества, конституционный принцип соразмерности административного наказания, счел возможным снизить размер назначенного обществу административного штрафа до 300 000 рублей.
Правила, установленные частью 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, судом при снижении административного штрафа соблюдены, в связи с чем доводы управления являются несостоятельными.
Указание управления на то, что суд не установил исключительных обстоятельств, позволяющих снизить размер назначенного обществу штрафа, отклоняется, поскольку не свидетельствует о нарушении охраняемых законом публичных интересов - общество признано виновным в совершении вменяемого правонарушения и ему назначен административный штраф, размер которого определен судом с учетом целей административного наказания.
Указанный размер административного штрафа соответствует характеру вменяемого административного правонарушения, отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ. Основания для применения положений статьей 2.9 Кодекса, судом не установлены.
При изложенных обстоятельствах, основания для отмены решения суда первой инстанции и для удовлетворения апелляционной жалобы, регламентированные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлены.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 27 декабря 2022 года по делу N А33-29278/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение.
Председательствующий |
Д.И. Шелег |
Судьи |
А.Н. Бабенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-29278/2022
Истец: ПАО "РОССЕТИ СИБИРЬ"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю
Третье лицо: Орлов В.Е.