г. Москва |
|
21 февраля 2023 г. |
Дело N А40-58907/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 февраля 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Суминой О.С.,
судей: |
Лепихина Д.Е., Кочешковой М.В., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Аверьяновой К.К., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Комитета государственного строительного надзора города Москвы
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 18.07.2022 по делу N А40-58907/22
по заявлению АО "Московская кардолетная фабрика" (ОГРН 1027700447543)
к Комитету государственного строительного надзора города Москвы
об оспаривании постановления
при участии:
от заявителя: |
Федотов П.С. по доверенности от 28.04.2022; |
от заинтересованного лица: |
Тимощук В.В. по доверенности от 16.11.2022; |
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Московская кардолентная фабрика" (далее - АО "Московская кардолентная фабрика", Общество, Заявитель) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконными и отмене постановления Комитета государственного строительного надзора г. Москвы (далее - Мосгосстройнадзор) от 28.02.2022 N 587-Ю о привлечении к административной ответственности по ч. 5 ст. 9.5 КоАП РФ, а также предписания от 12.11.2021 N 8076/21.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 18 июля 2022 года заявленные АО "Московская кардолентная фабрика" требования удовлетворены (далее - Решение суда от 18.07.2022).
Мосгосстройнадзор, не согласившись с принятым судебным актом, подал апелляционную жалобу, которой просит решение Арбитражного суда города Москвы от 18.07.2022 отменить, в удовлетворении заявленных АО "Московская кардолетная фабрика" требований - отказать.
В судебном заседании представитель общества, административного органа поддержали свои доводы и возражения.
Законность и обоснованность принятого судом решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Изучив материалы дела, выслушав представителей общества и административного органа, апелляционный суд с учетом положения ч. 1 ст. 268 АПК РФ о повторности рассмотрения дела, п. 13 ч. 2 ст. 271 АПК РФ приходит к выводу об отмене оспариваемого решения суда по следующим мотивам.
Как установлено судом и следует из материалов дела, на основании распоряжения Комитета государственного строительного надзора г. Москвы от 25.10.2021 N РП-8076/21-(0)-0 в отношении АО "Московская кардолетная фабрика" проведена проверка объекта капитального строительства - здания, расположенного по адресу: Москва, ул. Марксистская, д. 3, стр. 2 (далее также - Здание).
В ходе проверки было установлено: согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости по адресу: ул. Марксистская, д. 3, стр. 2, расположено трехэтажное нежилое здание площадью 9990,4 кв. м, 1906 года постройки.
Согласно данным ГБУ "МосгорБТИ" ранее площадь здания составляла 7946,6 кв.м.
Изменение общей площади здания произошло в результате проведения работ по реконструкции без оформленного в установленном порядке разрешения на строительство (реконструкцию) и выделения земельного участка для целей строительства (реконструкции).
Из изложенного Мосгорстройнадзором сделан вывод, что в нарушение ч. 1, ч. 2 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации на момент проведения проверки правообладателем АО "Московская кардолентная фабрика" осуществляется эксплуатация объекта недвижимости по адресу: Москва, ул. Марксистская, д. 3, стр. 2, после реконструкции без оформленного в установленном порядке разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, что образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 5 ст. 9.5 КоАП РФ.
По результатам проверки были составлены акт проверки объекта капитального строительства от 12.11.2021 и выдано предписание от 12.11.2021 N 8076/21. В последующем, должностным лицом Мосгорстроинадзора вынесено постановление от
28.02.2022 N 587-Ю, которым АО "Московская кардолетная фабрика" признано виновным в совершении административного правонарушения, по ч. 5 ст. 9.5 КоАП РФ и Обществу назначен административный штраф в размере 500 000 рублей.
Указанные обстоятельства послужили Обществу основанием к обращению с заявлением в суд.
Проверив порядок привлечения заявителя к административной ответственности, суд первой инстанции установил, что положения ст. ст. 25.1, 28.2, 29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соблюдены административным органом, что заявителем не оспаривается.
Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления, судом не установлено.
Удовлетворяя заявленные Обществом требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что привлекая общество к административной ответственности, административный орган, по сути, подвергает сомнениям возникновение у общества права собственности на объект недвижимости, которое было зарегистрировано, и исходит из того, что общество не вправе эксплуатировать принадлежащее ему имущество и ограничено в реализации зарегистрированного права собственности в отношении этого имущества. Суд первой инстанции пришел к выводу, что у Мосгосстройнадзора отсутствовали правовые для привлечения Общества к административной ответственности по ч. 5 ст. 9.5 КоАП РФ. По тем же основаниям признано незаконным и предписание от 12.11.2021 N 8076/21.
Между тем, судом не учтено следующее.
Как следует из частей 1 и 2 статьи 55 ГрК РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), проекту планировки территории в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом" или Государственную корпорацию по космической деятельности "Роскосмос", выдавшие разрешение на строительство.
Частью 5 статьи 9.5 КоАП РФ предусмотрено, что эксплуатация объекта капитального строительства без разрешения на ввод его в эксплуатацию, за исключением случаев, если для осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства не требуется выдача разрешения на строительство - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.
Судом апелляционной инстанции установлено, на основании Распоряжения о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица от 25.10.2021 N РП-8076/21-(0)-0 Комитетом, 12.11.2021 была проведена проверка объекта капитального строительства, расположенного по адресу: ул. Марксистская, д. 3, стр.2.
В ходе проверки, было установлено: согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости по адресу: ул. Марксистская, д. 3, стр. 2, расположено трехэтажное нежилое здание площадью 9990.4 кв. м, 1906 года постройки.
Согласно данным ГБУ "МосгорБТИ" ранее площадь здания по адресу: ул. Марксистская, д. 3, стр. 2, составляла 7946,6 кв. м.
Изменение общей площади произошло в результате незаконно возведенной на крыше здания надстройки (чердак - мансарда): Надстройка (чердак - мансарда) в здании по адресу: ул. Марксистская, д, 3, стр. 2, возведена без оформленного в установленном порядке разрешения на строительство (реконструкцию) и выделении земельного участка для целей строительства (реконструкции).
В нарушение ч. 1, ч. 2 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) АО "Московская кардолентная фабрика" осуществляется эксплуатация объекта недвижимости по адресу: ул. Марксистская, д. 3, стр. 2, после реконструкции без оформленного в установленном порядке разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, о чем были составлены акт проверки объекта капитального строительства от 12.11.2021, предписание об устранении выявленного нарушения и протокол об административном правонарушении от 23.11.2021 по ч. 1 ст. 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Согласно ч. 1 ст. ГрК РФ разрешение на ввод объекта капитального строительства (далее - ОКС) в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции ОКСа в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного ОКСа требованиям к строительству, реконструкции ОКСа, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка.
В силу п. 14 ст. 1 ГрК РФ изменение параметров ОКСа, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение ОКСа, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций ОКСа является реконструкцией ОКСа.
В соответствии с ч. 6 ст. 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство обязано осуществлять строительство, реконструкцию ОКСа в соответствии с проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов.
Согласно ч. 1 ст. 55 ГрК РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию удостоверяет выполнение строительства, реконструкции ОКСа в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также требованиям, установленным градостроительным планом земельного участка.
В соответствии с ч. 2 ст. 55 ГрК РФ для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
В силу ч. 5 ст. 9.5 КоАП РФ эксплуатация ОКСа без разрешения на ввод его в эксплуатацию, за исключением случаев, если для осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта ОКСов не требуется выдача разрешения на строительство, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от 500 000 до 1 000 000 рублей.
Факт осуществления эксплуатации помещения без разрешения на ввод объекта в эксплуатацию подтвержден при проведении проверки материалами административного дела, а также не отрицается ни Заявителем, ни судом.
Право собственности на ОКС не исключает необходимость получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Регистрация права собственности сама по себе не заменяет введение объекта в эксплуатацию, поскольку право может быть зарегистрировано на объект незавершенного строительства.
В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 16.06.2011 N 272-ПП "Об утверждении Положения о Комитете государственного строительного надзора города Москвы" Комитет является отраслевым органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим государственный строительный надзор, выдачу разрешений на строительство и на ввод объектов в эксплуатацию при строительстве, реконструкции ОКСов, расположенных на территории города Москвы (независимо от того в чьей собственности они находятся).
Довод суда первой инстанции о том, что ОКС, право собственности на которое зарегистрировано, не может являться предметом государственного строительного надзора, по своей сути ограничивает действия Комитета по осуществлению строительного надзора, что потенциально создает угрозу жизни и здоровью граждан, что в свою очередь является прямым нарушением п. 4.3(2) Положения о Комитете, в соответствии с которым Комитет осуществляет государственный строительный надзор при строительстве, реконструкции ОКСов, не указанных в ч. 1 ст. 54 ГрК РФ, а также в отношении таких ОКСов, работы по строительству, реконструкции которых завершены.
При рассмотрении настоящего дела, суд первой инстанции не применил необходимую норму законодательства, а именно ст. 55 ГрК РФ устанавливающую процедуру оформления разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Регистрация права собственности не может подменять разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, выдаваемое уполномоченным органом государственного строительного надзора, требование, о получении которого установлено градостроительным законодательством.
Наличие права собственности на эксплуатируемый объект, при отсутствии акта ввода объекта в эксплуатацию, не может являться доказательством законности его получения и не позволяет определить наличие или отсутствие нарушений градостроительных и строительных норм и правил, что, в свою очередь приводит к возникновению потенциальной угрозы жизни и здоровью граждан, непосредственно эксплуатирующих такие объекты.
Действующим законодательством не предусмотрено прекращение надзорных мероприятий или прекращение производства по делу об административном правонарушении в связи с тем, что на реконструированный/построенный ОКС без разрешения на строительство и ввод объекта в эксплуатацию зарегистрировано право собственности.
Применение административного взыскания является мерой административного воздействия на лицо за совершения противоправного поступка за эксплуатацию объекта без разрешения и не влечет признание незаконным права собственности.
ОКС расположенный по адресу: г. Москва, ул. Марксисткая, д. 3, стр. 2, находящийся в собственности Заявителя не введен в эксплуатацию ни в соответствии с ГРК РФ, ни по решению суда.
АО "Московская кардолентная фабрика" привлечено к административной ответственности по ч. 5 ст. 9.5 КоАП РФ, исключительно за эксплуатацию ОКСа без установленных законом документов.
При этом, ни из материалов дела, ни из позиции общества не следует убедительных оснований невозможности обращения в уполномоченный орган власти за разрешением на ввод объекта в эксплуатацию; не усматривается и непреодолимых юридических препятствий для выдачи уполномоченным органом власти такого разрешения. В том числе, отсутствие у общества в рассматриваемом случае разрешения на строительство таковым являться не может.
Вышеизложенные обстоятельства не были учтены судом первой инстанции, что в силу ч. 1 ст. 268 АПК РФ позволяет апелляционному суду переоценить выводы суда.
На основании изложенного, апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, решение суда подлежит отмене.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 18.07.2022 по делу N А40-58907/22 отменить, апелляционную жалобу Комитета государственного строительного надзора города Москвы - удовлетворить.
В удовлетворении заявленных АО "Московская кардолетная фабрика" требований - отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
О.С. Сумина |
Судьи |
Д.Е. Лепихин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-58907/2022
Истец: АО "МОСКОВСКАЯ КАРДОЛЕНТНАЯ ФАБРИКА"
Ответчик: КОМИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОИТЕЛЬНОГО НАДЗОРА ГОРОДА МОСКВЫ