г.Москва |
|
25 февраля 2023 г. |
Дело N А40-181576/22 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Лепихина Д.Е.,
рассмотрев апелляционную жалобу Федеральной службы охраны Российской Федерации на решение Арбитражного суда города Москвы от 16.11.2022 по делу N А40-181576/22, принятое в порядке упрощенного производства,
по иску Федеральной службы охраны Российской Федерации
к ООО "Специмпорт"
о взыскании задолженности,
без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
Федеральная служба охраны Российской Федерации обратилась в Арбитражный суд г.Москвы с иском к ООО "Специмпорт" о взыскании штрафа в сумме 186 130 руб. 80 коп.
Решением суда от 16.11.2022 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятым по делу решением, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.
Ответчик возражает против доводов апелляционной жалобы, просит отказать в ее удовлетворении. Представил письменный отзыв на жалобу.
Дело рассмотрено без вызова сторон в порядке ст.272.1 АПК РФ.
Законность и обоснованность судебного решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, между ООО "Специмпорт" (ответчик) и ФСО России (истец) заключен государственный контракт N КС03-21-5010-001-00-389 от 14.12.2021 на поставку товара для государственных нужд.
В соответствии с контрактом поставщиком были взяты обязательства по поставке товара для государственных нужд на сумму 1 861 308 руб.
Приложением N 1 (спецификация) контракта определены сроки исполнения поставщиком обязательств по поставке всего объема товара - до 01.10.2022.
Истцом во исполнение обязательств по контракту 21.12.2021 перечислен аванс ответчику в размере 930 654 руб.
Ответчиком в адрес истца были направлены письма от 27.04.2022 N 31 и от 27.05.2022 N 38 с просьбой расторгнуть контракт в связи с существенным изменением закупочных цен на продукцию и материалы иностранного производства, а также в связи с наложением санкций на поставку товара, что обусловлено сложившейся геополитической ситуацией в мире, введением санкций и мер ограничительного характера, не применять штрафные санкции на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 04.07.2018 N 783 "О списании начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком сумм неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом".
Соглашением от 06.06.2022 N КСОЗ-21-5010-001-01-389 контракт был расторгнут.
В связи с неисполнением поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, ответчику начислен штраф в размере 10 процентов цены контракта на основании п.8.2 контракта, что составляет 186 130 руб. 80 коп.
В адрес ответчика были направлены претензии от 05.07.2022 N 9/6/УМТО-2395 и 04.07.2022 N 9/6/УМТО-2356 с требованием об уплате штрафа и процентов за пользование чужими денежными средствами.
Ответчиком платежным поручением N 181 от 15.06.2022 в соответствии с достигнутыми договоренностями был осуществлен возврат аванса по контракту в сумме 930 654 руб.
Кроме того, платежным поручением N 210 от 15.07.2022 ответчик осуществил уплату истцу денежной суммы в размере 33 656,53 руб.
В добровольном порядке ответчиком требования истца не удовлетворены.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд.
При принятии решения суд первой инстанции исходил из того, что вина ответчика в нарушении договорных обязательств отсутствует.
Рассматривая спор, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, правильно установил фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, и применил нормы материального права.
Так, судом обоснованно учтено, что в п.40 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, разъяснено, что списание, рассрочка начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю) сумм неустоек (штрафов, пеней) в связи с ненадлежащим исполнением государственного (муниципального) контракта при определенных условиях является именно обязанностью государственного (муниципального) заказчика, поскольку данные действия призваны быть одной из мер поддержки исполнителей по государственным (муниципальным) контрактам.
В соответствии с п.9.1 ст.34 Федерального Закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Правительство Российской Федерации вправе установить случаи и порядок списания начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком сумм неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом.
Такие случаи были предусмотрены Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2018 N 783, которым утверждены Правила осуществления заказчиком списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом.
Подпунктом "г" п.2 Постановления Правительства Российской Федерации от 04.07.2018 N 783 предусмотрено, что списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) осуществляется по контрактам, обязательства по которым исполнены в полном объеме, за исключением контрактов, по которым обязательства не были исполнены в полном объеме по причине возникновения при исполнении контракта не зависящих от сторон контракта обстоятельств, влекущих невозможность его исполнения без изменения условий, в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) с введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера).
Согласно п.п. "д" п.3 указанного Постановления списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) осуществляется заказчиком в следующих случае и порядке: если неуплаченные неустойки (штрафы, пени) начислены вследствие неисполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту в связи с возникновением не зависящих от него обстоятельств, повлекших невозможность исполнения контракта в связи с введением санкций и (или) мер ограничительного характера, заказчик осуществляет списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней).
Как указано в п.4 указанного Постановления списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) осуществляется на основании учетных данных заказчика, имеющих документальное подтверждение. Заказчик в целях списания начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) обеспечивает сверку расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по начисленным и неуплаченным суммам неустоек (штрафов, пеней).
Согласно материалам дела, рассматриваемый товар является продукцией европейского производства (страны происхождения товара - Словакия, Германия). Ответчиком производителю обуви было осуществлено авансирование в иностранной валюте для запуска производства в размере 50% от стоимости, по курсу 83 рубля 12 копеек за 1 евро на 24.12.2021. Окончательный расчет с производителем должен был осуществляться также в иностранной валюте на момент готовности продукции.
Фактически ограничены и запрещены перевозки, включая авиаперевозки, контейнерные перевозки, автоперевозки, что повлекло за собой разрыв логистических цепочек и невозможность доставки импортных товаров. Введен запрет авиаперелетов российских авиаперевозчиков.
Данные обстоятельства явились причинами резкого роста курса иностранных валют.
Производителями специальной обуви в одностороннем порядке были изменены условия работы с дилерами в Российской Федерации.
Существенно изменены закупочные цены на продукцию и материалы иностранного производства, нарушены логистические цепочки по доставке грузов, произошло значительное увеличение стоимости логистики.
Необходимый товар попал под меры ограничительного характера.
Предоставленных доказательств было достаточно для списания начисленной суммы штрафа в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.07.2018 N 783 (ред. от 23.03.2022).
В сложившейся ситуации отказ истцу во взыскании неустойки (штрафа) не только соответствует названным положениям законодательства, но и направлен на сбалансирование экономических взаимоотношений сторон в ситуации, очевидно влияющей на всех участников гражданского оборота.
Последствия в виде невозможности исполнения обязательств из-за введения международных санкций, приведших к срыву поставок необходимого товара, могут быть признаны обстоятельствами непреодолимой силы.
В Определении N 307-ЭС18-11373 от 20.08.2018 Верховный Суд РФ указал, что к непреодолимым обстоятельствам может относиться введение иностранными государствами запретов и ограничений в области предпринимательской деятельности, а также иных ограничительных и запретительных мер, действующих в отношении Российской Федерации или Российских хозяйствующих субъектов, если такие меры повлияли на выполнение указанными лицами обстоятельств.
В этой связи последствия нарушения контракта вызваны не формальным нарушением ответчиком своих обязательств, а общей и объективной ситуацией (ст.401 ГК РФ).
В связи с чем применение такой санкции, какая установлена в п.8.2 контракта не допустимо.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных ст.270 АПК РФ, для изменения или отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271, 272.1 АПК РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 16.11.2022 по делу N А40-181576/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражном суде Московского округа.
Судья |
Д.Е. Лепихин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-181576/2022
Истец: ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ОХРАНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ответчик: ООО "СПЕЦИМПОРТ"