г. Санкт-Петербург |
|
25 февраля 2023 г. |
Дело N А56-50133/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 февраля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 февраля 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Масенковой И.В.
судей Семиглазова В.А., Слобожаниной В.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Васильевой Я.А.
при участии:
от истца (заявителя): Бобу Е.И. по доверенности от 30.12.2022
от ответчика (должника): Деников В.В, по доверенности от 29.12.2022
от 3-го лица: Денников В.В. по доверенности от 27.12.2022
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-36677/2022) Комитета по управлению муниципальным имуществом и градостроительству Администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области и Администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.09.2022 по делу А56-50133/2022 (судья Нетосов С.В,), принятое
по иску общества с ограниченной ответственностью "Линк Девелопмент"
к Администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области
3-е лицо: Комитет по управлению муниципальным имуществом и градостроительству Администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области
о признании незаконным решения об отказе в размещении объекта без предоставления земельных участков и установлении сервитута,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Линк Девелопмент" (далее- истец) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к Администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области о признании незаконным решения об отказе в размещении объекта без предоставления земельных участков и установлении сервитута.
Определением от 18.08.2022 суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора Комитет по управлению муниципальным имуществом и градостроительству Администрации Муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области.
Решением суда от 26.09.2022 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ответчик и третье лицо подали апелляционную жалобу, в которой они просят обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податели указывают, что размещение объектов связи, предназначенных для оказания услуг сотовой связи, не предусмотрено ни в основных, ни в условно-разрешенных видах разрешенного использования земельных участков, в силу чего выдача разрешения на размещение сооружения связи не представляется возможным. Полагает ошибочной ссылку суда первой инстанции на классификатор видов разрешенного использования, поскольку ни в указанном классификаторе, ни в Правилах землепользования и застройки не предусмотрено размещение на земельном участке в территориальной зоне ТЖ-1-3 объектов для сотовой связи.
Истцом представлены возражения на апелляционную жалобу, которые приобщены судом апелляционной инстанции к материалам дела.
В судебном заседании представитель ответчика и третьего лица доводы апелляционной жалобы поддержал, на ее удовлетворении настаивал.
Представитель истца против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по доводам, изложенным в возражениях на апелляционную жалобу.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 14.03.2022 года ООО "Линк Девелопмент" (далее - Общество) обратилось в Администрацию муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области (далее - Администрация) с заявлением исх. N ЛД-180 о размещении объекта (антенно-мачтовое сооружение связи) на находящихся на территории г.Выборг, Выборгского района, Ленинградской области, в целях размещения антенно-мачтового сооружения связи на срок - 49 лет, в границах кадастрового квартала 47:01:10103006, землях, государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
Общество получило от Администрации решение об отказе в размещении объекта, выраженное в письме N А-2487 от 04.04.2022.
ООО "Линк Девелопмент", не согласившись с решением Администрации об отказе в размещении объекта, обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, признав заявленные требования обоснованными, заявление удовлетворил.
Заслушав объяснения представителей сторон, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, выводы суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ч. 4 ст. 200 АПК РФ).
В силу положений ст. 197, 198, 200 АПК РФ, п. 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Пункт 3 ч. 1 ст. 199 и ч. 5 ст. 200 АПК РФ предусматривают распределение бремени доказывания по заявлению о признании ненормативного правового акта недействительным, а именно: заявитель должен доказать нарушение его прав и законных интересов оспариваемым актом, а орган, принявший этот акт, должен доказать его соответствие закону или иному нормативному правовому акту, а также наличие обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта.
В соответствии со ст. 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута в случаях, перечисленных в п. 1 данной статьи, в том числе для размещения объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно перечню, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300, на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без их предоставления и установления сервитутов могут размещаться сооружения связи, для размещения которых не требуется разрешения на строительство (п. 11).
В соответствии с п. 3 ст. 39.36 ЗК РФ порядок и условия размещения объектов, виды которых установлены Правительством Российской Федерации, устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Порядок и условия размещения этих объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута на территории Ленинградской области (далее - Порядок N 301) утверждён Постановлением Правительства Ленинградской области от 03.08.2015 N 301.
В силу пункта 9 Порядка N 301 решение об отказе в размещении объекта принимается в случае, если:
а) заявление подано в уполномоченный орган, не обладающий правом принятия решения о размещении объектов на землях или земельных участках, на использование которых испрашивается разрешение, либо с нарушением требований, установленных пунктами 4 и 5 Порядка;
б) в заявлении указаны объекты, предполагаемые к размещению, не предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 "Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов";
в) в заявлении указана цель использования земель или земельного участка, не соответствующая назначению объекта;
г) размещение указанных в заявлении объектов приведет к невозможности использования земель или земельных участков в соответствии с их разрешенным использованием;
д) земельный участок, на использование которого испрашивается разрешение, предоставлен физическому, юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, либо уполномоченным органом принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со ст. 39.15 ЗК РФ, либо уполномоченным органом принято решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка в соответствии со ст. 39.11 ЗК РФ;
е) на землях или земельном участке, на использование которых испрашивается разрешение, предполагается размещение нестационарного торгового объекта, включенного в схему размещения нестационарных торговых объектов;
ж) размещение объекта не соответствует утвержденным документам территориального планирования, правилам землепользования и застройки, документации по планировке территории или землеустроительной документации;
з) планируемое размещение объекта не соответствует требованиям технических регламентов, противопожарным, санитарно-эпидемиологическим, гигиеническим, экологическим и (или) иным установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации правилам, нормативам, в том числе правилам благоустройства и (или) нормативам градостроительного проектирования.
В силу п. 10 Порядка N 301 в решении об отказе в размещении объекта должно быть указано основание отказа, предусмотренное п. 9 Порядка. В случае, если заявление подано с нарушением требований, предусмотренных п. 4 и 5 этого Порядка, в решении об отказе в размещении объекта должно быть указано, в чем состоит такое нарушение. Заявитель вправе обжаловать решение об отказе в размещении объекта в установленном действующим законодательством порядке.
Исходя из положений п. 7, 8, 9 ст. 1, ст. 30, 34, 35, 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) в совокупности правила землепользования и застройки представляют собой документ градостроительного зонирования, которым устанавливаются территориальные зоны и градостроительные регламенты; градостроительные регламенты устанавливаются для каждой территориальной зоны и включают определение видов разрешенного использования земельных участков в пределах границ территориальной зоны.
Согласно абз. 3 п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее е - ЗК РФ) виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Согласно примечанию 2 к классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утверждённому Приказом Росреестра от 10.11.2020 N П/0412 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков", содержание видов разрешенного использования, перечисленных в настоящем классификаторе, допускает без отдельного указания в классификаторе размещение и эксплуатацию линейного объекта (кроме железных дорог общего пользования и автомобильных дорог общего пользования федерального и регионального значения), размещение защитных сооружений (насаждений), объектов мелиорации, антенно-мачтовых сооружений, информационных и геодезических знаков, элементов благоустройства, если федеральным законом не установлено иное.
В соответствии с разъяснениями, приведенными в письме Департамента недвижимости Министерства экономического развития Российской Федерации от 18.03.2016 N Д23 и 1239, положения примечания 2 к названному Приказу следует понимать как дополнение к любому из видов разрешенного использования, указанного в классификаторе, если иное прямо не запрещено федеральным законом.
Размещение указанных в этом примечании антенно-мачтовых сооружений допускается на земельных участках с любым видом разрешенного использования без дополнительного кадастрового учета изменений в части разрешенного использования земельного участка.
Исходя из содержания примечания 2 к Приказу Росреестра от 10.11.2020 N П/0412 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков" и указанных разъяснений Департамента недвижимости Министерства экономического развития Российской Федерации, размещение антенно-мачтового сооружения связи на земельных участках, в видах разрешенного использования которых специально не оговорено размещение объектов связи, допустимо и не требует дополнительного кадастрового учета изменений в части разрешенного использования земельного участка.
Частью 17 ст. 51 ГрК РФ закреплено, что выдача разрешения на строительство не требуется в случае размещения антенных опор (мачт и башен) высотой до 50 метров, предназначенных для размещения средств связи (п. 4.5).
Приведенное в примечании 2 Классификатора указание о размещении и эксплуатации антенно-мачтовых сооружений без отдельного указания в Классификаторе соответствует приведенным нормам законов.
Таким образом, размещение указанного в заявлении Общества антенно-мачтового сооружения не приведет к невозможности использования земель или земельных участков в соответствии с их разрешенным использованием, в связи с чем отказ в размещении объекта нельзя признать обоснованным.
Исходя из п. 1,4 Положения о Комитете по управлению муниципальным имуществом и градостроительству Администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области, утвержденного решением совета депутатов муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области от 27.05.2020 N 51, Комитет является самостоятельным юридическим лицом и уполномоченным органом Администрации по управлению и распоряжению муниципальным имуществом и земельными участками, находящимися в собственности муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области, земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в случаях, установленных законодательством, а также по вопросам градостроительной деятельности.
Учитывая изложенное, требование о признании незаконным решения Комитета, выраженного в письме N А-2487 от 04.04.2022, правомерно удовлетворено судом первой инстанции.
В соответствии с п. 2.3. Положения о порядке и условиях размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся на территории муниципальных образований Выборгского района Ленинградской области, без предоставления земельных участков и установления сервитутов на территории Выборгского района Ленинградской области, утвержденного Постановлением Администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области от 06.11.2019 N 4308 (Положение), решение выдается на основании заявления, которое подается заинтересованным лицом (далее - заявитель) в администрацию муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области (далее - Уполномоченный орган).
При этом, в силу положений п. 2.4. Положения, Уполномоченный орган в течение 10 рабочих дней со дня регистрации заявления и прилагаемых к нему документов и в течение 3 рабочих дней со дня принятия соответствующего решения выдает разрешение, к которому прикладывается схема границ предполагаемых к использованию земель или части земельного участка на кадастровом плане территории и расчет платы за получение разрешения (в случае, установленном п. 3 настоящего Положения), либо принимает решение об отказе в получении разрешения.
На основании изложенного окончательное решение по заявлению подлежит принятию непосредственно Администрацией, в связи с чем заявленные к ней требования об обязании совершить действия также удовлетворены правомерно.
При этом, апелляционным судом отклоняются как необоснованные, доводы апелляционной жалобы о том, что размещение объектов связи, предназначенных для оказания услуг сотовой связи, не предусмотрено ни в основных, ни в условно-разрешенных видах разрешенного использования земельных участков, в силу чего выдача разрешения на размещение сооружения связи не представляется возможным, а ссылка суда первой инстанции на классификатор видов разрешенного использования является неверной в связи с тем, что ни в указанном классификаторе, ни в Правилах землепользования и застройки не предусмотрено размещение на земельном участке в территориальной зоне ТЖ-1-3 объектов для сотовой связи. Так, в письме Департамента недвижимости Министерства экономического развития Российской Федерации от 18.03.2016 N Д23 и 1239, указано, что положения примечания 2 к названному Приказу следует понимать как дополнение к любому из видов разрешенного использования, указанного в классификаторе, если иное прямо не запрещено федеральным законом. Размещение указанных в этом примечании антенно-мачтовых сооружений допускается на земельных участках с любым видом разрешенного использования без дополнительного кадастрового учета изменений в части разрешенного использования земельного участка., следовательно, на участках в территориальной зоне ТЖ-1-3 такое размещение является возможным. Требований к отдельному указанию на возможность размещения именно объектов сотовой связи действующий порядок не содержит и основанием для отказа отсутствие такого указания не является.
При указанных обстоятельствах оснований для признания апелляционной жалобы обоснованной и ее удовлетворения у апелляционного суда не имеется.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правомерности выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении иска и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу спора, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.09.2022 по делу N А56-50133/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
И.В. Масенкова |
Судьи |
В.А. Семиглазов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-50133/2022
Истец: ООО "ЛИНК ДЕВЕЛОПМЕНТ"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ВЫБОРГСКИЙ РАЙОН" ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Комитет по управлению муниципальным имуществом и градостроительству Администрации Муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области