г. Чита |
|
27 февраля 2023 г. |
Дело N А58-5098/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 февраля 2023 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Будаевой Е.А.,
судей Басаева Д.В., Ломако Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Зиминым Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Республики Саха (Якутия) на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 30 ноября 2022 года по делу N А58-5098/2022 по заявлению государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "Республиканская больница N 2 - Центр экстренной медицинской помощи" (ИНН 1435111251, ОГРН 1021401053057) к Министерству финансов Республики Саха (Якутия) (ИНН 1435027673, ОГРН 1031402066079) о признании незаконными представления от 20.04.2022 N 17/19-1/14-547, предписания от 20.04.2022 N 17/16-1/14-648,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Словеснова А.В. (доверенность от 27.05.2022), Максимовой М.С. (доверенность от 14.02.2023);
от заинтересованного лица: не явился, извещен;
УСТАНОВИЛ:
Государственное бюджетное учреждение Республики Саха (Якутия) "Республиканская больница N 2 - Центр экстренной медицинской помощи" (далее - заявитель, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Министерству финансов Республики Саха (Якутия) (далее - заинтересованное лицо, Минфин) о признании недействительными представления от 20.04.2022 N 17/16-1/14-647, предписания от 20.04.2022 N 17/16-1/14-648.
Решением суда от 30 ноября 2022 года требования удовлетворены частично. Признано недействительным представление Министерства финансов Республики Саха (Якутия) от 20.04.2022 N 17/16-1/14-647 в части выводов о неправомерном расходовании бюджетных средств в размере 6 491 450, 84 руб.; предписание Министерства финансов Республики Саха (Якутия) от 20.04.2022 N 17/16-1/14-648 признано недействительным в части восстановления в доход государственного бюджета Республики Саха (Якутия) неправомерного использования бюджетных средств в размере 6 491 450, 84 руб.
Не согласившись с решением суда первой инстанции в части удовлетворения требований, министерство обжаловало его в апелляционном порядке, указав на то, что пунктом 10 Порядка предоставления бюджетных средств на осуществление выплат стимулирующего характера в целях предотвращения распространения на территории Республики Саха (Якутия) новой коронавирусной инфекции (COVID-19), утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 23.06.2020 N 184, установлено, что стимулирующие выплаты начисляются за фактически отработанное время согласно табелю учета рабочего времени по основной ставке; Порядком начисление иных и /или дополнительных ставок, в том числе внешних/внутренних не предусмотрено.
В отзыве на апелляционную жалобу заявитель выражает согласие с решением суда, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель заинтересованного лица в судебное заседание не явился.
В судебном заседании представители заявителя доводы отзыва поддержали.
Судом первой инстанции установлены следующие фактические обстоятельства.
В соответствии с приказом Министерства финансов Республики Саха (Якутия) от 11.01.2022 N 01-04/2 "О назначении выездной проверки в Государственном бюджетном учреждении Республики Саха (Якутия) "Республиканская больница N 2 - Центр экстренной медицинской помощи" и на основании плана контрольных мероприятий Министерства финансов Республики Саха (Якутия) в период с 17.01.2022 по 11.02.2022 в отношении государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "Республиканская больница N 2 - Центр экстренной медицинской помощи" проведена выездная проверка предоставления и (или) использования субсидий, предоставления из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) бюджетным учреждениям, и их отражения в бухгалтерском учете и бухгалтерской (финансовой) отчетности, а так же соблюдения законодательства Российской Федерации и иных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в отношении отдельных закупок для обеспечения Республики Саха (Якутия).
По результатам проведенной проверки составлен акт выездной проверки от 18.02.2022, в котором установлены нарушения, в том числе:
- в нарушение пункта 4 Правил определения объема и условий предоставления из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) субсидий на иные цели бюджетным и автономным учреждениям, утвержденных постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 15.08.2011 N 390, абзаца 2 пункта 2.1 Устава, 2.3.1 Соглашения N 02-26/43и о порядке и условиях предоставления целевых субсидий от 29.01.2020, пункта 1.1 Дополнительного соглашения от 15.12.2020 к Соглашению N 02-26/43и от 29.01.2020, заключенных между Министерством здравоохранения Республики Саха (Якутия) и Учреждением, в 2020 году Учреждением допущено нецелевое использование бюджетных средств, полученных из государственного бюджета Республики Саха (Якутия), на общую сумму 5 659 396, 00 руб. в виде расходов, не связанных с обеспечением выполнения функций объекта контроля и не соответствующих целям его деятельности, а именно на обеспечение нужд сторонних медицинских учреждений тест-системами;
- в нарушение пункта распоряжения Главы Республики Саха (Якутия) от 29.03.2020 N 129-РГ, пунктов 7 и 10 Порядка предоставления бюджетных средств на осуществление выплат стимулирующего характера в целях предотвращения распространения на территории Республики Саха (Якутия) новой коронавирусной инфекции (COVID-19), утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 23.06.2020 N 184, пункта 8 Порядка предоставления субсидии, утвержденного приказом Министерства здравоохранения РС (Я) от 30.03.3030 N 01-07/404, пункта 2.4 Положения о стимулирующих выплатах за особые условия труда за счет средств Республики Саха (Якутия), утвержденного приказом Министерства здравоохранения Республики Саха (Якутия) от 27.04.2020 N 179/1, в 2020 году Учреждением допущена переплата средств целевой субсидии из резервного фонда Правительства Республики Саха (Якутия) в виде осуществления выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку за фактически отработанные часы по дополнительной ставке на общую сумму 3 288 527, 54 руб. с учетом начислений на выплаты по оплате труда;
- в нарушение пункта 1 распоряжения Главы Республики Саха (Якутия) от 29.03.2020 N 129-РГ, пунктов 7 и 10 Порядка N 184, пункта 8 Порядка предоставления субсидии N 01-07/404, пункта 2.4 Положения N 179/1 с января по август 2021 года Учреждением допущена переплата средств целевой субсидии из резервного фонда Правительства Республики Саха (Якутия) в виде осуществления выплат стимулирующего характера за особые условия труда и нагрузку за фактически отработанные часы по дополнительной ставке на общую сумму 2 301 076, 30 руб. с учетом начислений на выплаты по оплате труда;
- в нарушение пункта 1 распоряжения Главы Республики Саха (Якутия) от 20.09.2021 N 467-РГ, пунктов 7 и 10 Порядка предоставления бюджетных средств на осуществление региональных социальных выплат в целях предотвращения распространения на территории Республики Саха (Якутия) новой коронавирусной инфекции (COVID-19), утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 23.12.2021 N 535, пункта 10 Порядка предоставления целевой субсидии на осуществление региональных социальных выплат работникам государственных бюджетных, автономных, казенных учреждений Республики Саха (Якутия), федеральных государственных бюджетных и автономных учреждений, оказывающих медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция (COVID-19), и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), в том числе водителям автотранспортных организаций, оказывающих транспортные услуги медицинским организациям, подведомственным Министерству здравоохранения Республики Саха (Якутия), утвержденного приказом Министерства здравоохранения Республики Саха (Якутия) от 03.12.2021 N 01-07/1711, пункта 2.2 Положения о региональных социальных выплатах в целях предотвращения распространения на территории Республики Саха (Якутия) новой коронавирусной инфекции (COVID-19), утвержденного приказом Учреждения от 06.12.2021 N 525/2, с сентября по декабрь 2021 года Учреждением допущена переплата средств целевой субсидии из резервного фонда Правительства Республики Саха (Якутия) в виде осуществления региональных социальных выплат за фактически отработанные часы по дополнительной ставке на общую сумму 901 847 руб.;
- в нарушение пункта 1 распоряжения Главы Республики Саха (Якутия) от 29.03.2020 N 129-РГ, пунктов 7 и 10 Порядка N 184, пункта 8 Порядка предоставления субсидии N 01-07/404, пункта 2.4 Положения N 179/1 в марте 2021 года Учреждением допущена переплата средств целевой субсидии из резервного фонда Правительства Республики Саха (Якутия) в виде осуществления выплат сверх установленного стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку за фактически отработанные часы по основной ставке на сумму 34 372, 80 руб. с учетом начислений на выплаты по оплате труда.
Минфином в адрес учреждения представление от 20.04.2022 N 17/16-1/14-647, в котором установлены нарушения на сумму 12 854 454, 64 руб., в том числе нецелевое расходование бюджетных средств - 5 659 396 руб., неправомерное расходование бюджетных средств - 6 525 823, 64 руб.; другие нарушения - 669 235 руб.
Учреждению выдано предписание от 20.04.2022 N 17/16-1/14-648, которым предписано восстановить в доход государственного бюджета Республики Саха (Якутия) сумму нецелевого и неправомерного использования бюджетных средств в размере 12 185 219, 64 руб. в срок до 01.06.2022.
Представление и предписание обжаловано учреждением в судебном порядке.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев материалы дела, проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, оценив приведенные лицами, участвующими в деле, доводы, не установил оснований для отмены судебного акта в обжалуемой части.
В силу статьи 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации одной из задач судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.
Заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов (часть 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу положений части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из положений статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 6 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Суд апелляционной инстанции поддерживает обоснованный вывод суда первой инстанции о незаконности оспариваемых ненормативных актов в части расходования средств на оплату труда за особые условия труда и дополнительную нагрузку в сумме 6491450,84 руб., основанный на правильном применении и толковании правовых норм.
В соответствии с Распоряжением Главы Республики Саха (Якутия) от 29.03.2020 N 129-РГ "Об установлении выплат стимулирующего характера в целях предотвращения распространения на территории Республики Саха (Якутия) новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" установлены следующие выплаты стимулирующего характера работникам государственных бюджетных, автономных, казенных учреждений Республики Саха (Якутия), федеральных государственных бюджетных и автономных учреждений, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция (COVID-19), и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) и привлеченным к работе в обсерваторах, создаваемых на объектах, расположенных на территориях муниципальных районов и городских округов, а также водителям автотранспортных организаций, оказывающих транспортные услуги медицинским организациям, подведомственным Министерству здравоохранения Республики Саха (Якутия), за особые условия труда и дополнительную нагрузку:
врачам - в размере 66 000 (шестьдесят шесть тысяч) рублей 00 копеек;
среднему медицинскому персоналу - в размере 40 000 (сорок тысяч) рублей 00 копеек;
младшему медицинскому персоналу - в размере 20 000 (двадцать тысяч) рублей 00 копеек;
иным категориям работников - в размере 20 000 (двадцать тысяч) рублей 00 копеек.
Указанные выплаты стимулирующего характера указаны с учетом районного коэффициента и процентной надбавки за работу в особых климатических условиях и начисляются за фактически отработанное время с 17.03.2020 до момента отмены режима распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Указанным нормативным актом Правительству Республики Саха (Якутия) поручено разработать порядок выплат стимулирующего характера, связанные с реализацией настоящего распоряжения.
Правительство Республики Саха (Якутия) постановлением от 23.06.2020 N184 утвердило Порядок предоставления бюджетных средств на осуществление выплат стимулирующего характера в целях предотвращения распространения на территории Республики Саха (Якутия) новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Пунктом 10 указанного Порядка установлено, что стимулирующие выплаты с учетом районных коэффициентов (1,7, 2,0) и процентной надбавки за работу в особых климатических условиях (до 80 процентов) в соответствии с Законом Республики Саха (Якутия) от 18 мая 2005 года N 475-III "О размерах районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате в Республике Саха (Якутия)" начисляются за фактически отработанное время согласно табелю учета рабочего времени по основной ставке.
В 2021 году издано распоряжение Главы Республики Саха (Якутия) от 20.09.2021 N 467-РГ "Об установлении региональных социальных выплат в целях предотвращения распространения на территории Республики Саха (Якутия) новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" взамен распоряжения Главы Республики Саха (Якутия) от 29.03.2020 N 129-РГ "Об установлении выплат стимулирующего характера в целях предотвращения распространения на территории Республики Саха (Якутия) новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", которое действует с 01.09.2021.
На основании указанного нормативного акта, Правительство Республики Саха (Якутия) постановлением от 23.12.2021 N 535 утвердило Порядок предоставления бюджетных средств на осуществление региональных социальных выплат в целях предотвращения распространения на территории Республики Саха (Якутия) новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Пунктом 10 указанного Порядка установлено, что стимулирующие выплаты с учетом районных коэффициентов (1,7, 2,0) и процентной надбавки за работу в особых климатических условиях (до 80 процентов) в соответствии с Законом Республики Саха (Якутия) от 18 мая 2005 г. 234-3 N 475-III "О размерах районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате в Республике Саха (Якутия)" начисляются за фактически отработанное время согласно табелю учета рабочего времени по основной ставке.
Минфин по результатам проверки пришел к выводу о том, что редакция пункта 10 Порядков N 184 и N 535 ограничивает получение доплат за особые условия труда и дополнительную нагрузку работникам, осуществляющим внутреннее совместительство, в связи с чем средства, направленные учреждением на оплату труда за особые условия труда и дополнительную нагрузку указанной категории работников, являются необоснованным расходованием бюджетных средств.
Суд первой инстанции, признавая вывод Минфина неправомерным, верно указал на следующее.
Бюджетная система Российской Федерации основана, в том числе на принципе результативности и эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (статья 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 70 Бюджетного кодекса Российской Федерации обеспечение выполнения функций бюджетных учреждений включает: оплату труда работников казенных учреждений, денежное содержание (денежное вознаграждение, денежное довольствие, заработную плату) работников органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации и муниципальные должности, государственных и муниципальных служащих, иных категорий работников, командировочные и иные выплаты в соответствии с трудовыми договорами (служебными контрактами, контрактами) и законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
По общему правилу, установленному частью 1 статьи 16 Трудового кодекса Российской Федерации, трудовые отношения между работником и работодателем возникают на основании трудового договора.
Согласно части 2 статьи 57 Трудового кодекса Российской Федерации обязательными для включения в трудовой договор являются условия о месте работы, а также трудовая функция работника.
Трудовой функцией работника является работа по определенной должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работы.
В соответствии со статьей 60.1 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право заключать трудовые договоры о выполнении в свободное от основной работы время другой регулярной оплачиваемой работы у того же работодателя (внутреннее совместительство) и (или) у другого работодателя.
Согласно статье 282 Трудового кодекса Российской Федерации совместительство - это выполнение работником другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время.
Таким образом, под другой работой понимается выполнение в свободное от основной работы время работы на условиях самостоятельного трудового договора.
В трудовом договоре обязательно указание на то, что работа является совместительством (часть 4 статьи 282 Трудового кодекса Российской Федерации).
Специфика работы по совместительству состоит в том, что условия такой работы изначально поставлены в зависимость от наличия у работника основной работы.
При внутреннем совместительстве помимо основного трудового договора с работником должен быть заключен второй трудовой договор о работе по совместительству и издан дополнительный приказ о приеме на работу по совместительству.
На основании части 1 статьи 147 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливается в повышенном размере.
С учетом того, что выплаты стимулирующего характера в целях предотвращения распространения на территории Республики Саха (Якутия) новой коронавирусной инфекции (COVID-19) должны производиться за фактически отработанное время, оснований не оплачивать данную доплату работникам, осуществляющим внутренне совместительство, как правильно указал суд первой инстанции, у учреждения не имелось.
Апелляционный суд согласен с судом первой инстанции в том, что Минфин неправильно применил пункт 10 Порядков N 184 и N 535 в части выплаты надбавки "за фактически отработанное время согласно табелю учета рабочего времени по основной ставке", расценив данную редакцию как запрет на оплату расходов вне основного места работы, тогда как из буквального содержания данной нормы права следует, что надбавка должна быть оплачена за фактическое время работы в размере, определенной основной ставкой должностного оклада специалиста, выполняющего определенную работу.
В соответствии со статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации тарифная ставка это фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Согласно требованиям статьи 91 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником.
На основании Приказа Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению" для учета использования рабочего времени или регистрации различных случаев отклонений от нормального использования рабочего времени используется табель учета использования рабочего времени, который должен содержать информацию о соблюдении режима рабочего времени каждым из работников и является основанием для начисления зарплаты, пособий и иных выплат работникам.
Суд первой инстанции правильно отметил, что Минфин произвел подмену правового понятия "табеля учета рабочего времени по основной ставке" понятием "основного места работы", необоснованно исключив выплату доплат за особые условия труда и дополнительную нагрузку работникам, выполняющим работу на условиях внутреннего совместительства.
Доводы апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции проверены, но признаны не опровергающими обоснованные выводы суда первой инстанции, поскольку основаны на неправильном толковании правовых норм.
Предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены судебного акта в обжалуемой части судом апелляционной инстанции не установлены.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 30 ноября 2022 года по делу N А58-5098/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.А. Будаева |
Судьи |
Д.В. Басаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-5098/2022
Истец: Государственное бюджетное учреждение Республики Саха (Якутия) "Республиканская больница N2 - Центр экстренной медицинской помощи"
Ответчик: Республика Саха (Якутия) в лице Министерство финансов Республики Саха (Якутия)