город Воронеж |
|
27 февраля 2023 г. |
Дело N А48-9235/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 февраля 2023 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи |
Воскобойникова М.С., |
судей |
Щербатых Е.Ю., |
|
Поротикова А.И., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шиловой А.В.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "АГНИ": Горяйнова И.Ю., представителя по доверенности от 10.08.2021, паспорт РФ;
от Управления муниципального имущества и землепользования Администрации г. Орла: Тишиной И.В., представителя по доверенности N 25/6953 от 16.12.2022, паспорт РФ;
от Департамента государственного имущества и земельных отношений Орловской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
от Администрации г. Орла: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании при использования системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "АГНИ" на решение Арбитражного суда Орловской области от 12.09.2022 по делу N А48-9235/2021, по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "АГНИ" (ОГРН 1125740006325, ИНН 5753058880) к Управлению муниципального имущества и землепользования Администрации г. Орла (ИНН 5701000921, ОГРН 1025700826502), о признании недействительным уведомления об одностороннем внесудебном расторжении договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции N 177 от 20.02.2019, изложенного в письме УМИЗ г. Орла от 24.09.2021,
третьи лица: Департамента государственного имущества и земельных отношений Орловской области (ОГРН 1025700833784, ИНН 5753004003), Администрация г. Орла (ИНН 5701000745, ОГРН 1025700831640),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "АГНИ" (далее - ООО "АГНИ", истец) обратилось в Арбитражный суд Орловской области с иском к Управлению муниципального имущества и землепользования Администрации города Орла (далее - УМИЗ г. Орла, ответчик) о признании недействительным уведомления об одностороннем внесудебном расторжении договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции N 177 от 20.02.2019, изложенного в письме УМИЗ г. Орла от 24.09.2021.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Департамент государственного имущества и земельных отношений Орловской области, Администрация г. Орла.
Решением Арбитражного суда Орловской области от 12.09.2022 по делу N А48-9235/2021 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, ООО "АГНИ" обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просило обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, обжалуемое решение принято без учета всех обстоятельств дела, кроме того, судом сделаны выводы, не соответствующие обстоятельствам и материалам дела.
Определением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2022 указанная жалоба принята к производству. Рассмотрение апелляционной жалобы откладывалось.
В материалы дела от УМИЗ г. Орла поступило письменное дополнение к отзыву на апелляционную жалобу; от ООО "АГНИ" - письменные возражения на отзывы; от Департамента государственного имущества и земельных отношений Орловской области - письменные объяснения; от ООО "АГНИ" - письменное ходатайство о приобщении к материалам дела копий адвокатских запросов N N 01, 02 от 06.02.2023 и копии ответа Главного управления МЧС России по Орловской области NИВ-140-703 от 15.02.2023.
В порядке статей 159, 184, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и пункта 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" вышеназванные документы приобщены апелляционным судом к материалам дела.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции 16.02.2023, проведенное при использования системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел", третьи лица явку полномочных представителей не обеспечили.
Учитывая наличие в материалах дела доказательств надлежащего извещения указанных лиц о месте и времени судебного заседания, апелляционная жалоба была рассмотрена в отсутствие их представителей в порядке статей 123, 156, 266 АПК РФ.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ООО "АГНИ" поддержал доводы апелляционной жалобы, считая решение незаконным и необоснованным, полагая, что оно принято с нарушением норм материального и процессуального права, а также при неполном выяснении обстоятельств дела, просил суд его отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель УМИЗ г. Орла возражал против доводов апелляционной жалобы, считая решение суда первой инстанции законным, обоснованным и не подлежащим отмене, а доводы апелляционной жалобы не состоятельными, просил обжалуемое решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 АПК РФ, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзывов, дополнений, объяснений и возражений, заслушав пояснения представителей сторон, исследовав и оценив представленные доказательства, считает необходимым решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Как следует из материалов дела и установлено арбитражным судом области, в соответствии с Положением об Управлении муниципального имущества и землепользования администрации г. Орла, утвержденным постановлением Администрации г. Орла от 27.06.2006 N 1156, истец осуществляет полномочия собственника муниципального имущества, в том числе осуществляет деятельность по организации размещения наружной рекламы на территории города Орла.
20.02.2019 между ООО "АГНИ" и УМИЗ г. Орла по результатам аукциона заключен договор N 177 на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, по условиям которого УМИЗ г. Орла за плату предоставляет ООО "АГНИ" возможность установить на объекте недвижимости - земельном участке с кадастровым номером 57:25:0020704:14, расположенном по адресу: г. Орел, ул. Комсомольская, в районе дома N 192 и эксплуатировать отдельно стоящую, двухстороннюю щитовую рекламную конструкцию "билборд", с размером информационного поля (3х6 м) согласно Схеме размещения рекламных конструкций на территории г. Орла (N 316 б в Адресной программе), соответствующую техническим требованиям, предъявляемым к объектам данного типа, нормам действующего законодательства и условиям договора.
Срок действия договора установлен сторонами с 25.02.2019 по 24.02.2024 (пункт 2.1 договора).
Согласно пункту 3.1 договора размер годовой платы за установку и эксплуатацию рекламной конструкции составил 74 499 руб. без учета НДС.
В соответствии с пунктами 4.2.2-4.2.4 договора, ООО "АГНИ" обязалось: получить в течение двух месяцев с момента заключения договора разрешение на установку рекламной конструкции в порядке, предусмотренном действующим законодательством; установить рекламную конструкцию после получения разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции в установленном порядке; использовать рекламную конструкцию в соответствии с проектом и разрешительной документацией. Рекламная конструкция должна быть размещена в месте, соответствующем месту, указанному в Схеме размещения рекламных конструкций.
Как следует из материалов дела, 18.12.2019 Департамент государственного имущества и земельных отношений Орловской области выдал ООО "АГНИ" разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции: тип рекламной конструкции - отдельно стоящая рекламная конструкция "билборд", размер рекламной конструкции - 3-м х 6 м, количество сторон рекламной конструкции - односторонняя, общая площадь информационного поля - 36 кв.м.
Указанным разрешением на установку и эксплуатацию рекламной конструкции предусмотрено, что рекламная конструкция размещается в соответствии с договором от 20.02.2019 N 177 на объекте недвижимости - земельном участке с кадастровым номером 57:25:0020704:14, расположенном по адресу: г. Орел, ул. Комсомольская, в районе дома N 192 (место N 316 б в Схеме размещения рекламных конструкций на территории г. Орла) в соответствии с проектной документацией ООО "Проект 57" и согласованным эскизным проектом.
Разрешение на установку и эксплуатацию спорной рекламной конструкции выдано ООО "АГНИ" на срок по 24.02.2024.
Письмом от 23.09.2021 УМИЗ г. Орла уведомило ООО "АГНИ" о том, что место установки рекламной конструкции, установленной по адресу: г. Орел, ул. Комсомольская, в районе дома N 192 (место N 316 б в Адресной программе Схемы размещения рекламных конструкций на территории г. Орла) не соответствует месту, определенному указанной Схемой.
Названным письмом истец также уведомил ответчика о расторжении в одностороннем порядке договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции N 177 от 20.02.2019.
Посчитав незаконным одностороннее расторжение УМИЗ г. Орла договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции N 177 от 20.02.2019, изложенное в уведомлении от 23.09.2021, ООО "АГНИ" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в качестве оснований возникновения гражданских прав и обязанностей указаны основания, предусмотренные законом и иными правовыми актами, а также действия граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии со статьей 307 ГК РФ обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.
Из материалов дела следует, что между ООО "АГНИ" и УМИЗ г. Орла по результатам аукциона заключен договор N 177 на установку и эксплуатацию рекламной конструкции от 20.02.2019 (далее - договор N 177 от 20.02.2019).
В соответствии с выданным Департаментом государственного имущества и земельных отношений Орловской области ООО "АГНИ" разрешением на установку и эксплуатацию рекламной конструкции предусмотрено, что рекламная конструкция размещается в соответствии с договором от 20.02.2019 N 177 на объекте недвижимости - земельном участке с кадастровым номером 57:25:0020704:14, расположенном по адресу: г. Орел, ул. Комсомольская, в районе дома N 192 (место N 316 б в Схеме размещения рекламных конструкций на территории г. Орла) в соответствии с проектной документацией ООО "Проект 57" и согласованным эскизным проектом.
Решение о расторжении договора N 177 на установку и эксплуатацию рекламной конструкции от 20.02.2019 в одностороннем порядке принято в связи с тем, что место установки рекламной конструкции, установленной по адресу: г. Орел, ул. Комсомольская, в районе дома N 192 (место N 316б в Адресной программе Схемы размещения рекламных конструкций на территории г. Орла) не соответствует месту, определенному указанной Схемой. УМИЗ г. Орла в адрес ООО "АГНИ" направлено уведомление от 23.09.2021.
В соответствии со статьей 153 ГК РФ сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.
Поскольку оспариваемое уведомление 23.09.2021 об одностороннем отказе от исполнения договоров направлено на прекращение обязательств по договору N 177 от 20.02.2019, названное уведомление является сделкой по смыслу статьи 153 ГК РФ.
В силу статьи 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Статьей 168 ГК РФ предусмотрено, что за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 этой статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
По общему правилу право на односторонний отказ от исполнения обязательства либо на изменение его условий должно быть предусмотрено положениями ГК РФ, другими законами и иными правовыми актами (пункт 1 статьи 310 ГК РФ).
Право на односторонний отказ от исполнения обязательства либо на изменение его условий может быть предусмотрено договором для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, в отношениях между собой, а также для лица, не осуществляющего предпринимательскую деятельность, по отношению к лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность (абзац первый пункта 2 статьи 310 ГК РФ).
Согласно пункту 2.2.3 договора N 177 от 20.02.2019, договор может быть расторгнут в одностороннем порядке по инициативе УМИЗ г. Орла без возмещения расходов, понесенных ООО "АГНИ", в том числе, в случае размещения рекламной конструкции, не соответствующей условиям, определенным в Схеме размещения рекламных конструкций на территории г. Орла (тип, вид, размер, место установки конструкции).
Согласно пункту 1 статьи 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором (пункт 1 статьи 450.1 ГК РФ).
В случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным (пункт 2 статьи 450.1 ГК РФ).
Пунктом 4 статьи 450.1 ГК РФ также закреплено, что сторона, которой настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором предоставлено право на отказ от договора (исполнения договора), должна при осуществлении этого права действовать добросовестно и разумно в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
Отказывая в удовлетворении иска, арбитражный суд первой инстанции в соответствии с положениями статей 307, 310, 450.1 ГК РФ, руководствуясь разъяснениями, изложенными в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22.11.2016 N 54 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах и их исполнении", исходил из того, что в договоре N177 от 20.02.2019 стороны согласовали право УМИЗ г. Орла на односторонний отказ от договора в случае в случае размещения рекламной конструкции, не соответствующей условиям, определенным в Схеме размещения рекламных конструкций на территории г. Орла (тип, вид, размер, место установки конструкции).
Установив обстоятельства получения ООО "АГНИ" уведомления УМИЗ г. Орла о расторжении в одностороннем порядке договора N 177 от 20.02.2019; факт несоответствия размещения спорной рекламной конструкции месту, указанному в Схеме размещения рекламных конструкций на территории г. Орла (акты обследования от 24.09.2022, от 05.04.2022), исходя из того, что истец был ознакомлен со Схемой размещения рекламных конструкций на территории г. Орла на стадии участия в аукционе на право размещения рекламной конструкции, и, следуя презумпции добросовестности действий участников гражданских правоотношений, арбитражный суд области пришел к выводу об отсутствии оснований для признания недействительным уведомления об одностороннем расторжении договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции N 177 от 20.02.2019, изложенного в письме от 24.09.2021.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, оставляя без изменения обжалуемый судебный акт, отклоняет довод истца о том, что Схема размещения рекламных конструкций не позволяла достоверно установить место размещения спорной рекламной конструкции, в силу следующего.
В силу статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В силу пункта 11 статьи 5 Закона о рекламе при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования гражданского законодательства о государственном языке Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 статьи 19 Закона о рекламе рекламная конструкция и ее территориальное размещение должны соответствовать требованиям технического регламента.
В силу пунктов 5.1, 5.8 статьи 19 Закона о рекламе заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Форма проведения торгов (аукцион или конкурс) устанавливается органами государственной власти или представительными органами муниципальных образований. Торги на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, который находится в государственной собственности, муниципальной собственности или государственная собственность на который не разграничена, а также на здании или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, после утверждения в соответствии с частью 5.8 настоящей статьи схем размещения рекламных конструкций проводятся органом государственной власти, органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа либо уполномоченной ими организацией только в отношении рекламных конструкций, указанных в данных схемах.
Органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов утверждают схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности. Схема размещения рекламных конструкций является документом, определяющим места размещения рекламных конструкций, типы и виды рекламных конструкций, установка которых допускается на данных местах. Схема размещения рекламных конструкций должна соответствовать документам территориального планирования и обеспечивать соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, градостроительных норм и правил, требований безопасности и содержать карты размещения рекламных конструкций с указанием типов и видов рекламных конструкций, площади информационных полей и технических характеристик рекламных конструкций.
В соответствии с пунктом 1.2 Положения "О порядке проведения торгов на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельных участках, зданиях, ином недвижимом имуществе, находящемся в собственности муниципального образования "Город Орел", а также на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, на территории города Орла", утвержденного решением Орловского городского Совета народных депутатов от 25.08.2016 N 13/0302-ГС, места размещения рекламных конструкций определяются Схемой размещения рекламных конструкций на территории города Орла, согласованной приказом Департамента государственного имущества и земельных отношений Орловской области от 10.03.2016 N 5 и утвержденной постановлением Администрации города Орла от 18.03.2016 N 1040 в соответствии с положениями пункта 5.8 статьи 19 Федерального закона от 1.03.2006 N38-ФЗ "О рекламе".
Схема рекламных конструкций города Орла принята администрацией города Орла в соответствии с имеющейся компетенцией в соответствии с требованиями Федерального закона "О рекламе", в установленном порядке не отменена и не признана несоответствующей законодательству Российской Федерации.
Схема размещения рекламных конструкций на территории города Орла состоит из четырех приложений к постановлению:
Приложение N 1 к постановлению - Адресная программа установки и эксплуатации рекламных конструкций в городе Орле;
Приложение N 2 - Схемы размещения рекламных конструкций на территории города Орла, М 1:2000;
Приложение N 3 - Схемы размещения рекламных конструкций на территории города Орла, М 1:500;
Приложение N 4 - Схемы размещения рекламных конструкций на территории города Орла. Фотоматериалы.
Арбитражными судами первой и апелляционной инстанций обозревалась Схема размещения рекламных конструкций на территории города Орла на официальном сайте администрации города Орла www.orel-adm.ru, раздел "Деятельность", в нем раздел "Муниципальное имущество", в нем непосредственно "Схема размещения рекламных конструкций на территории города Орла", в которой приведены все четыре вышеуказанных Приложения.
Отклоняя доводы ООО "АГНИ" о том, что оно не знало о содержании Схемы размещения рекламных конструкций на территории города Орла на стадии участия в аукционе, апелляционный суд отмечает следующее.
В материалах дела имеется извещение о проведении аукциона, информация о размещении извещения в сети Интернет, заявка ООО "АГНИ" на участие в аукционе лот N 17 (номер места согласно схеме 316б).
В заявке на участие в аукционе ООО "АГНИ" прямо указано, что оно ознакомлено со Схемой размещения рекламных конструкций на территории города Орла место N 316б в Адресной программе.
Кроме того, на электронной площадке аукциона имелась ссылка, по которой участники аукциона имели возможность ознакомиться со Схемой размещения рекламных конструкций на территории города Орла на официальном сайте администрации города Орла.
При наличии сомнений относительно места размещения рекламной конструкции, указанного в Схеме размещения рекламных конструкций на территории г. Орла, ООО "АГНИ могло обратиться за разъяснениями к УМИЗ г. Орла, однако таких действий не предпринимало, запросов о разъяснении аукционной документации, не поступало.
В Адресной программе установки и эксплуатации рекламных конструкций в городе Орле (в настоящее время под порядковым номером 88) имеется рекламное место по адресу: ул.Комсомольская, в районе дома N 192; номер рекламного места по карте - N 316б; номер листа схемы М 1:500 - N 152; номер листа схемы М 1:2000 - N 59; вид и тип рекламной конструкции - щитовая реклама (билборд); размер информационного поля 3х6; количество сторон рекламной конструкции - 2; общая площадь информационного поля в метрах - 36кв.м; собственник или законный владелец имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция - Муниципальное образование "Город Орёл"; кадастровый номер земельного участка, на котором размещается рекламная конструкция - 57:25: 0020704:14.
На листе N 152 Схемы размещения рекламных конструкций на территории города Орла, М 1:500, указаны расстояния от опоры рекламной конструкции до края проезжей части дороги (8-м), а также до стены дома N 192 по ул. Комсомольская (32-м) и до угла этого же дома в направлении школы N 12 (33-м).
Таким образом, рекламное место N 316б однозначно определено в Схеме размещения рекламных конструкций на территории города Орла привязкой к нескольким недвижимым ориентирам на местности (приложение N 3 лист N 152).
В этой связи доводы ООО "АГНИ" о невозможности определить на Схеме конкретное местоположение рекламного места N 316б отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку не подтверждаются материалами дела.
Доводы ответчика о том, что из листа N 59 приложения N 2 Схемы непонятно местоположение спорной конструкции, не может быть признан состоятельным, поскольку приложение N 2 Схемы используется для того, чтобы обозреть общее территориальное планирование всех конструкций Схемы на каждом участке территории города, видеть все имеющиеся конструкции на интересующей территории, их количество (насыщенность рекламными полями), расположение по отношению друг к другу, дорогам, другим объектам планировочной структуры города.
На листе N 59 приложения N 2 Схемы на карте города можно видеть не только спорное рекламное место N 316б, но и все остальные рекламные места вдоль улицы Комсомольской от её пересечения с Карачевским шоссе до пересечения с пер.Карачевский, размеры конструкций.
Доводы ООО "АГНИ" о том, что из-за наличия приложения N 4 Схемы фотоматериалов, оно было введено в заблуждение относительно местоположения спорной конструкции не соответствуют действительности, сделаны без учета всего содержания Схемы, в частности приложения N 3, которым однозначно определяется на местности положение каждой конструкции.
Фотографии в составе Схемы наглядно подтверждают, как будет выглядеть конкретное место на территории города после установки на нем рекламной конструкции (вписывание объекта в архитектурный облик), не содержат никаких расстояний до ближайших объектов.
Согласно пункту 5.3 Порядка предварительного согласования схем размещения рекламных конструкций и вносимых в них изменений на территории Орловской области (утв. Постановлением Правительства Орловской области от 21.11.2014 N 360) фотоматериалы, составленные по форме согласно приложению 3 к настоящему Порядку, должны содержать: фотографии, выполненные с обзором местности за 50 - 70 метров до предполагаемого места установки и эксплуатации рекламной конструкции (по ходу движения и против хода движения) для оценки архитектурной и ландшафтной ситуации.
Доводы ООО "АГНИ" о том, что оно разместило конструкцию в соответствии со Схемой и условиями договора, а имеющийся в материалах дела акт не подтверждает местоположение рекламной конструкции, были предметом рассмотрения арбитражного суда области и правомерно отклонены в силу следующего.
31.08.2021 сотрудниками отдела наружной рекламы УМИЗ г. Орла обнаружен факт несоответствия размещения ООО "АГНИ" рекламной конструкции по договору от 20.02.2019 N 177 условиям, определенным в схеме размещения рекламных конструкций в части местоположения (расстояния от опоры рекламной конструкции до края проезжей части дороги 4.6-м (должно быть 8-м), до стены дома N 192 по ул.Комсомольская 35-м (должно быть 32-м) и до угла этого же дома 14-м (должно быть 33-м).
О выявленном нарушении УМИЗ г. Орла сообщило ООО "АГНИ" письмом от 08.09.2021 N 7/6684, которое получено адресатом 10.09.2021 и содержит подробное описание выявленного нарушения.
На письмо УМИЗ г. Орла от 08.09.2021 с требованием привести конструкцию в соответствие со Схемой размещения рекламных конструкций на территории города Орла ООО "АГНИ" не ответило, от урегулирования спора до расторжения договора уклонилось.
В акте обследования от 24.09.2021 УМИЗ г. Орла комиссионно установлено, что размещение отдельно стоящей двухсторонней рекламной конструкции (щит 3x6м) по адресу: г. Орел, ул. Комсомольская, в районе дома N 192, не соответствует месту определенному схемой размещения рекламных конструкций, а именно: рекламная конструкция установлена на расстоянии 4,6 м от края дороги (должно быть 8-м), 35 м от стены дома (должно быть 32-м) и 14 м от угла дома (должно быть 33-м).
Оспаривая достоверность акта от 24.09.2021, ООО "АГНИ" не представило доказательств того, что установленная им рекламная конструкция по указанному договору размещена в месте, определённом сторонами в разделе 1 договора, то есть на месте N 316б в соответствии со Схемой размещения рекламных конструкций на территории города Орла в Адресной программе; указанные нарушения условий Схемы относительно места расположения спорной рекламной конструкции ответчиком не опровергнуты (статьи 9, 65 АПК РФ).
В ходе рассмотрения дела арбитражным судом области УМИЗ г. Орла неоднократно организовывало совместное обследование места расположения рекламной конструкции с участием представителя ООО "АГНИ". К материалам дела приобщены акты обследования от 05.04.2022, от 11.05.2022 с фотографией места, подтверждающие доводы УМИЗ г. Орла. ООО "АГНИ" при участии в совместном обследовании места расположения рекламной конструкции уклонилось от непосредственных замеров, не стало использовать свой измерительный прибор.
Доводы ООО "АГНИ" о том, что из акта обследования от 24.09.2021 не представляется возможным установить, о какой конструкции идет речь, были исследованы арбитражным судом области и обоснованно не приняты во внимание. В акте обследования от 24.09.2021 указано место обследования - г.Орел, ул.Комсомольская, район дома N 192, как указано и в Адресной программе установки и эксплуатации рекламных конструкций в городе Орле. Приложена фотография обследуемого места. Другой конструкции по этому адресу в Схеме размещения рекламных конструкций на территории города Орла не имеется.
В представленном апелляционному суду дополнении к отзыву УМИЗ г. Орла пояснило, что рекламная конструкция размещена ООО "АГНИ" значительно ближе к проезжей части автомобильной дороги и к школе N 12, чем предусмотрено Схемой размещения рекламных конструкций на территории города Орла.
Улица Комсомольская - центральная автомагистраль города Орла, соединяющая Заводской и Советский районы города по центру города. На данном участке автодороги большая интенсивность движения автотранспортных средств, в связи с чем существует повышенная аварийная обстановка. Рекламная конструкция является дополнительным отвлекающим элементом вдоль автодороги, может повлечь увеличение аварийных ситуаций на дороге, поскольку влияет на внимательность владельцев транспортных средств.
С учетом указанных обстоятельств, при разработке и утверждении Схемы размещения рекламных конструкций, принято решение определить местоположение рекламного места по адресу: ул.Комсомольская, в районе дома N 192, номер рекламного места по карте - N 316б - на расстоянии 8 м от центра информационного поля рекламной конструкции до края проезжей части, то есть 5 м от проезжей части до ближнего к ней края рекламной конструкции; а также максимально удалить конструкцию от школы N 12.
Довод ООО "АГНИ" о том, что указанное выше нарушение договора является несущественным и не может повлечь расторжение договора не соответствуют условиям данного договора N 177 от 20.02.2019.
Расторгая в одностороннем порядке договор, УМИЗ г. Орла действовало добросовестно, разумно и в соответствии с условиями договора, что подтверждается следующим.
Место установки рекламной конструкции - является существенным условием договора, поскольку входит в предмет договора (раздел 1 договора), договором вменено в обязанность ООО "Агни" соблюдать место установки (пункт 4.2.4) и указано в качестве основания расторжения договора (пункт 2.2.3).
Предмет договора N 177 на установку и эксплуатацию рекламной конструкции от 20.02.2019, в том числе место установки рекламной конструкции, установлен в договоре в соответствии с документацией об аукционе, поэтому не может быть изменен самовольно ООО "АГНИ" в силу пункта 8 статьи 448 ГК РФ.
УМИЗ г. Орла предупредило ООО "АГНИ" о нарушении условий договора и потребовало устранить нарушение. ООО "АГНИ" не устранило нарушение договора после получения предупреждения.
Доводы апелляционной жалобы о том, что рекламная конструкция стоит на том же месте с 2019 года и УМИЗ г. Орла в течение трех лет не предъявляло никаких претензий по месту размещения, не свидетельствуют о незаконности расторжения договора. УМИЗ г. Орла при установке рекламной конструкции не присутствовало и до 2021 года не выезжало для обследования места размещения конструкции. Сразу после выявления факта нарушения условий договора в 2021 году УМИЗ г. Орла направило в адрес ООО "АГНИ" требование об устранении нарушения договора, в связи с чем, УМИЗ г. Орла не лишено права на расторжение договора в одностороннем порядке.
При изложенных обстоятельствах, с учетом предусмотренного пунктом 2.3 договора N 177 от 20.02.2019 тридцатидневного срока на уведомление ООО "АГНИ" о расторжении договора, арбитражный суд области пришел к верному выводу о том, что правоотношения между истцом и ответчиком прекращены с 08.11.2022.
То обстоятельство, что в письме истец неверно определил дату прекращения отношений по договору N 177 от 20.02.2019, указав, что договор следует считать расторгнутым с 01.10.2022, не изменяет вывода суда о прекращении правоотношений между истцом и ответчиком по указанному договору.
Арбитражным судом области не установлено в действиях УМИЗ г. Орла признаков недобросовестности (статья 10 ГК РФ), поскольку в соответствии с требованиями закона, установив в ходе обследования ненадлежащее размещение рекламной конструкции, ответчик обоснованно, в пределах предоставленных ему правомочий, реализовал свое право на расторжение договора N 177 от 20.02.2019 в одностороннем порядке.
Ссылка ООО "АГНИ" на нечитаемость Схемы размещения рекламных конструкций на территории города Орла была изучена судом первой инстанции, а также проверена судом апелляционной инстанции в судебном заседании и не нашла своего подтверждения.
Несогласие заявителя жалобы с произведенной судом оценкой фактических обстоятельств дела не свидетельствует о неправильном применении норм материального и процессуального права и не может быть положено в обоснование отмены обжалуемого судебного акта.
По мнению суда апелляционной инстанции, все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судом первой инстанции установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ. Оснований для иной оценки у суда апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, допущено не было.
При таких обстоятельствах, решение Арбитражного суда Орловской области от 12.09.2022 по делу N А48-9235/2021 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Расходы по оплате госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы, в соответствии со статьей 110 АПК РФ, относятся на ее заявителя и возврату либо возмещению не подлежат.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Орловской области от 12.09.2022 по делу N А48-9235/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "АГНИ" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции в порядке, установленном статьями 273-277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
председательствующий судья |
М.С. Воскобойников |
Судьи |
Е.Ю. Щербатых |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А48-9235/2021
Истец: ООО "АГНИ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА И ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ОРЛА
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ОРЛА, Департамент государственного имущества и земельных отношений Орловской области