г. Санкт-Петербург |
|
27 февраля 2023 г. |
Дело N А56-17315/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 февраля 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Протас Н.И.
судей Денисюк М.И., Зотеевой Л.В.
при ведении протокола судебного заседания: Семакиной Т.А.
при участии:
от заявителя: Ковалевич В.В. по доверенности от 14.06.2022
от заинтересованного лица: Давыдова Л.В. по доверенности от 23.12.2022
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-42124/2022) Северо-западного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.12.2022 по делу N А56-17315/2022, принятое
по иску Северо-западного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
к Федеральному государственному унитарному предприятию "Специальное конструкторско-технологическое бюро "Технолог"
о взыскании
УСТАНОВИЛ:
Северо-Западное межрегиональное управление федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - истец, Управление) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к федеральному государственному унитарному предприятию "Специальное конструкторско-технологическое бюро "Технолог" (далее - ответчик, Общество) с иском о взыскании 576 590 руб. 00 коп. в возмещение вреда, причиненного водному объекту.
Решением суда от 05.12.2022 в иске отказано.
Не согласившись с указанным решением, Управление направило апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, удовлетворить иск. Податель жалобы указывает, что то исходя из представленных Обществом документов, невозможно установить, ремонт каких именно сетей водоотведения был произведен по договору, принимая во внимание то, что расчет ущерба причиненного водным объектам был произведен вследствие поступления загрязняющих веществ в составе сточных вод по выпускам N 1 и N 2 ФГУП"СКТБ "Технолог"; кроме того, предприятием не представлены необходимые Протоколы испытаний (анализов проб сточных вод по выпускам N1 и N2), исходя из которых и устанавливается наличие или отсутствие превышений над НДС (нормативы допустимых сбросов), что в свою очередь является основным показателем для расчета вреда причиненного водным объектам; ответчиком не доказано изменилось ли качество сбрасываемых сточных вод по выпускам N1 и N2 вследствие проведенных работ.
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, представитель Общества просил оставить жалобу без удовлетворения по мотивам, изложенным в отзыве на жалобу.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 16.04.2021 в 11:55 на телефон оперативного дежурного Северо-Западного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользованию (далее - Управление) поступило обращение гражданина с информацией, о сбросе не очищенных сточных вод с территории ФГУП "СКТБ "Технолог".
С целью проверки данной информации государственными инспекторами Управления 16.04.2021 совместно с сотрудниками ФГБУ "ЦЛАТИ по Северо-Западному Федеральному округу", был произведен оперативный выезд по адресу: Санкт-Петербург, Невский район, Усть-Славянка, Советский пр-кт, д. 33А (территория ФГУП "СКТБ "Технолог").
В ходе оперативного выезда был произведен осмотр акватории, береговой полосы, и водоохранной зоны р. Славянка и ручья б/н (впадающий в р. Славянка с правого берега), а также специалистом ФГБУ "ЦЛАТИ по Северо-Западному Федеральному округу" были произведены отборы проб сточной и природной воды, отобранной из трубы на береговом склоне выпуска N 2 ФГУП "СКТБ "Технолог" из падающей струи в ручей без названия, из ручья без названия, ~ 10 м выше по течению от выпуска N 2 ФГУП "СКТБ "Технолог", из ручья без названия, ~ 10 м ниже по течению от выпуска N 1 и N 2 ФГУП "СКТБ "Технолог".
Вода в ручье б/н (вдоль правого берега) имела мутно-серый цвет, местами наблюдались участки сине-фиолетового цвета. В месте впадения ручья б/н в р. Славянка наблюдался налет (осадок) серого цвета, ощущался специфический химический запах (пороховой). Вода в р. Славянка выше от места впадения ручья б/н на момент осмотра имела природный цвет воды, без запаха, прозрачная. Ниже от места впадения ручья б/н имела мутный шлейф вдоль правого берега р. Славянка.
Был произведен осмотр 3-х официально зарегистрированных выпусков сточных вод с территории предприятия ФГУП "СКТБ "Технолог" в ручей б/н, расположенных на вышеуказанной территории.
Через выпуск N 1 на момент осмотра наблюдался расход сточных вод, с пенообразованием.
В рамках административного расследования проверено соблюдение требований водного законодательства Российской Федерации юридическим лицом ФГУП "СКТБ "Технолог".
В ходе проведения административного расследования было установлено, что ФГУП "СКТБ "Технолог" осуществляет сброс сточных вод в водный объект через выпуски N 1 и N 2 (р. Славянка) на основании Решения о предоставлении водного объекта в пользование N 78-01.04.03.003-Р-РСБХ-С-2019-03513/00 от 19.08.2019 сроком до 13.09.2020 продлённого Комитетом по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности до 12.09.2021 (письмо исх. 01-16195/20-0-1 от 14.10.2020).
ФГУП "СКТБ "Технолог" разработана программа регулярных наблюдений за водным объектам (р. Славянка) и его водоохранной зоной, и согласована с Невско-Ладожским бассейновым водным управлением в установленный срок.
Нормативы допустимых сбросов (НДС) веществ и микроорганизмов в водный объект (р. Славянка) разработаны и утверждены в установленном законом порядке (Приказ Невско-Ладожского БВУ от 14.09.2015 г. N 75), получены разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду N 26-13799-С-15/20 и N 26-13800-С-15/20, выданное Департаментом 02.11.2015, по выпускам N1 и N2, на период с 02.11.2015 по 13.09.2020 г.
Контроль качества очищенных сточных вод, сбрасываемых в р. Славянка и ручей без названия и качества воды р. Славянка (50 м до сброса и 50 м после сброса) проводятся в соответствии с "Программой регулярных наблюдений за водным объектом и его водоохранной зоной" лабораторией ФГУП "СКТБ "Технолог" (Аттестат аккредитации N РОСС RU.0001.510955, выдан 01.02.2018).
В рамках административно расследования была назначена аналитическая экспертиза (Определение N АД-178/14/2021 от 01.06.2021). Для отбора и анализа проб воды к проверке, в качестве организации, обеспечивающей государственный контроль, была привлечена аккредитованная лаборатория Федерального государственного бюджетного учреждения "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Cеверо-Западному федеральному округу" (сокращенно - ФГБУ "ЦЛАТИ по Северо-Западному ФО"), аттестат аккредитации N РОСС RU.0001.515006, выдан 02.09.2014.
По результатам проведенных ФГБУ "ЦЛАТИ по Северо-Западному ФО" исследований и измерений отобранных проб воды были представлены следующие документы:
Заключение экспертной организации по результатам экспертного сопровождения в рамках обеспечения федерального государственного экологического надзора N 057-З-21 от 08.07.2021, N0 58-З-21 от 13.07.2021;
Протоколы испытаний N N 3106.21.В - 3111.21.В от 18.06.2021;
Протоколы испытаний N N 3265.21.В - 3270.21.В от 29.06.2021;
Протоколы испытаний N N 3586.21В - 3591.21.В от 01.07.2021;
Протоколы испытаний N N 4103.21.В - 4108.21.В от 13.07.2021.
По результатам проведенных анализов и измерений (усредненные величины по 4-м отборам проб, выполненных 03.06.2021-29.06.2021) установлено следующее:
- в сточной воде на выпуске N 1 ФГУП "СКТБ "Технолог" наблюдается повышенное содержание (концентрации) 7 загрязняющих веществ и показателей качества воды из 22 проконтролированных, которые превышают допустимые концентрации загрязняющих веществ, установленные предприятию в Нормативах допустимого сброса в реку Славянку, водохозяйственный участок: 01.04.03.004 - Нева от в/п Новосаратовка до устья, рег. N 14.09.15-75/1 и данные превышения составляют: по БПК5 - 29,8 раз, по ХПК - 4,5 раза, по взвешенным веществам - 1,8 раз, по аммоний-иону - 8,8 раз, по СПАВ анионоактивные (АПАВ) - 1,6 раз, по железу - 24,7 раз, по марганцу - 23,2 раза;
- в сточной воде на выпуске N 2 ФГУП "СКТБ "Технолог" наблюдается повышенное содержание (концентрации) 6 загрязняющих веществ и показателей качества воды из 22 проконтролированных, которые превышают допустимые концентрации загрязняющих веществ, установленные предприятию в Нормативах допустимого сброса в реку Славянку, водохозяйственный участок: 01.04.03.004 - Нева от в/п Новосаратовка до устья, рег. N 14.09.15-75/2 и данные превышения составляют: по БПК5 - 14,5 раз, по ХПК - 6,7 раз, по аммоний-иону - 5,2 раза, по железу - 5,0 раз, по марганцу - 26,0 раз, по нефтепродуктам - 2,8 раз;
- в природной воде ручья без названия (приток реки Славянки) в точке контроля в 10 м выше по течению от выпуска N 2 ФГУП "СКТБ "Технолог" наблюдаются повышенные концентрации 9 загрязняющих веществ и показателей качества воды (БПК5, аммоний-ион, нитрит-ион, фосфат-ион, СПАВ анионоактивные (АПАВ), железо, марганец, свинец, нефтепродукты) из 22 проконтролированных, которые превышают допустимые концентрации загрязняющих веществ, установленные для воды водных объектов рыбохозяйственного значения ПДК рыбхоз);
- в природной воде ручья без названия (приток реки Славянки) в точке контроля в 10 м ниже по течению от выпусков N 1 и N 2 ФГУП "СКТБ "Технолог" наблюдаются повышенные концентрации 10 загрязняющих веществ и показателей качества воды (БПК5, ХПК, аммоний-ион, нитрит-ион, фосфат-ион, СПАВ анионоактивные (АПАВ), железо, марганец, свинец, нефтепродукты) из 22 проконтролированных, которые превышают допустимые концентрации загрязняющих веществ, установленные для воды водных объектов рыбохозяйственного значения (ПДК рыбхоз);
- в природной воде реки Славянки в точке контроля в ~ 50 м выше по течению реки от выпуска N 2 ФГУП "СКТБ "Технолог" наблюдаются повышенные концентрации 8-и загрязняющих веществ и показателей качества воды (БПК5, аммоний-ион, нитрит-ион, фосфат-ион, СПАВ анионоактивные (АПАВ), железо, марганец, нефтепродукты) из 22 проконтролированных, которые превышают допустимые концентрации загрязняющих веществ, установленные для воды водных объектов рыбохозяйственного значения (ПДК рыбхоз);
- в природной воде реки Славянки в точке контроля в ~ 20 м ниже по течению реки от выпусков N 1 и N 2 ФГУП "СКТБ "Технолог" наблюдаются повышенные концентрации 9-и загрязняющих веществ и показателей качества воды (БПК5, взвешенные вещества, аммонийион, нитрит-ион, фосфат-ион, СПАВ анионоактивные (АПАВ), железо, марганец, нефтепродукты) из 22 проконтролированных, которые превышают допустимые концентрации загрязняющих веществ, установленные для воды водных объектов рыбохозяйственного значения (ПДК рыбхоз).
В результате проведенных анализов и измерений (усредненные величины по 4-м отборам проб, выполненных 03.06.2021-29.06.2021) обнаружено:
- негативное влияние сточных вод выпусков N 1 и N 2 ФГУП "СКТБ "Технолог" на водный объект - ручей без названия (приток реки Славянки) по следующим загрязняющим веществам: БПК5, ХПК, аммоний-ион, свинец, нефтепродукты; увеличение коэффициента комплексности загрязненности воды ручья без названия в ~ 10 м ниже по течению от выпуска N1 и N 2 ФГУП "СКТБ "Технолог", что свидетельствует о появлении новых загрязняющих веществ в воде анализируемого водного объекта; негативное влияние сточных вод выпусков N 1 и N2 ФГУП "СКТБ "Технолог" на водный объект - реку Славянку по следующим загрязняющим веществам и показателям качества воды: взвешенные вещества, нитрит-ион, железо, марганец обнаружено увеличение коэффициента комплексности загрязненности воды р. Славянка, ниже по течению ~ 20 м от выпусков N 1 и N 2 ФГУП "СКТБ "Технолог", что свидетельствует о появлении новых загрязняющих веществ в воде анализируемого водного объекта.
По результатам административного расследования Общество было признано виновным и привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 8.14 КоАП РФ за нарушение правил водопользования при сбросе сточных вод (постановление о назначении административного наказания N АД-178/14/2021 от 05.08.2021), назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 95 000 рублей.
Управление в соответствии с требованиями "Методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства" (далее - Методика), утвержденной приказом от 13 апреля 2009 года N 87 Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, зарегистрированной в Минюсте РФ 25 мая 2009 г N13989 произвёло расчёт вреда, причиненного водным объектам - ручей без названия, р. Славянка (бассейн р. Нева), вследствие поступления загрязняющих веществ в составе сточных вод по выпускам N1 и N2 ФГУП "СКТБ Технолог" (далее Предприятие) за период с 03.06.2021 по 29.06.2021.
30 августа 2021 года за N 02-14/21052 в адрес ФГУП "СКТБ "Технолог" было направлено Претензионное письмо и материалы по расчету вреда, причиненного водным объектам - ручей без названия, р. Славянка (бассейн р. Нева).
Поскольку добровольно вред, причиненный водным объектам, не возмещен, Управление обратилось в суд с иском.
Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
Выслушав представителей сторон, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.
В соответствии с абзацем 2 части 2 статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) к видам негативного воздействия на окружающую среду относится сброс загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона N 7-ФЗ, эксплуатация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности.
В соответствии с частью 2 статьи 39 Закона N 7-ФЗ, юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
На основании части 1 статьи 77 Закона N 7-ФЗ юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Согласно статье 78 Закона N 7-ФЗ компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.
В соответствии с частью 1 статьи 44 Водного кодекса Российской Федерации от (далее - ВК РФ) использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.
Статьей 56 ВК РФ установлен запрет на сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты.
В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 60 ВК РФ при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах).
В соответствии со статьей 69 ВК РФ лица, причинившие вред водным объектам, возмещают его в добровольном или в судебном порядке. Методика исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утверждается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации
В соответствии с пунктом 12 Методики размер вреда, исчисленный согласно пункту 11 настоящей Методики, уменьшается на величину фактической оплаты сверхнормативного или сверхлимитного (при его наличии) сброса вредных (загрязняющих) веществ, которая рассчитывается исходя из массы вредных (загрязняющих) веществ, учитываемых за период времени, принятый при оценке вреда.
В соответствии с пунктом 14 Методики случае выполнения мероприятий (строительство и/или реконструкция очистных сооружений, систем оборотного и повторного водоснабжения) по предупреждению сверхнормативного или сверхлимитного (при его наличии) сброса вредных (загрязняющих) веществ размер вреда, исчисленный в соответствии с пунктом 11 настоящей Методики, уменьшается на величину фактических затрат на выполнение указанных мероприятий в текущем году, осуществленных на момент исчисления размера вреда.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что ФГУП "СКТБ "Технолог" 06.07.2021 заключило с ООО "Промкомплект" договор подряда N 099-223-21-3 на выполнение работ по аварийному ремонту производственной канализации. Стоимость фактических затрат составила 4 839 069, 60 рублей.
Вышеуказанный договор заключен на аварийный ремонт, который производился согласно Локальной смете N 1 (Приложение N 2 к Договору). В рамках ремонта производились земляные работы с прокладкой канализационных труб и установкой канализационных колодцев необходимых для переключения стоков из строений 143 (производственное) и 140 (лабораторное) в производственную линию канализации и хозяйственно бытовую соответственно.
В результате выполненных работ произведено разделение стоков по видам загрязнения и перенаправление на соответствующие им очистные сооружения, что привело к улучшению качества их очистки.
В качестве документов, подтверждающих, что качество сточных вод пришло в норму после проведения вышеуказанного ремонта ответчиком в материалы дела были представлены документы о проведении проверки природоохранной прокуратурой в период с 13.01.2022 по 12.02.2022 на предмет соблюдения законодательства при сбросе сточных вод в водные объекты - руке Славянку и ручей без названия. Проверка проводилась при участии специалистов Северо-Западного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования. Согласно акту проверки от 11.02.2022 нарушений законодательства не выявлено.
Кроме того, ФГУП "СКТБ "Технолог" в рамках ежеквартального отчета водопользователя представляет ежемесячные сведения о качестве сточных вод в Невско-Ладожское бассейновое водное управление. В случае превышений нормативов при сбросе сточных вод данная информация поступает в Природоохранную прокуратуру, а также в Северо-Западного межрегионального управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования в том числе с целью возбуждения дела об административном правонарушении.
Таким образом, следует согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что в рассматриваемом случае размер вреда, исчисленный Управлением, должен быть уменьшен на размер фактически понесенных Обществом затрат на выполнение работ по ремонту производственной канализации.
Поскольку в данном случае расходы на проведенные мероприятия не учтены истцом при расчете вреда, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных исковых требований.
Апелляционным судом не установлено нарушений судом первой инстанции норм материального и процессуального права, обстоятельства, имеющие значение для дела, выяснены в полном объеме, выводы суда, изложенные в обжалуемом судебном акте, соответствуют обстоятельствам дела.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.
Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05 декабря 2022 года по делу N А56-17315/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Северо-Западного межрегионального управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.И. Протас |
Судьи |
М.И. Денисюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-17315/2022
Истец: СЕВЕРО-ЗАПАДНОЕ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
Ответчик: ФГУП "СПЕЦИАЛЬНОЕ КОНСТРУКТОРСКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ БЮРО "ТЕХНОЛОГ"
Хронология рассмотрения дела:
15.08.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-7321/2023
15.08.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-42124/2022
27.02.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-42124/2022
05.12.2022 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-17315/2022