г. Красноярск |
|
27 февраля 2023 г. |
Дело N А69-1283/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена "21" февраля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен "27" февраля 2023 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Морозовой Н.А.,
судей: Бутиной И.Н., Петровской О.В.,
при ведении протокола судебного заседания Каверзиной Т.П.,
при участии: от ответчика (Службы по тарифам Республики Тыва) - Даржаа С.Ю., представителя по доверенности от 09.01.2023,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Тыва
на решение Арбитражного суда Республики Тыва
от "23" декабря 2022 года по делу N А69-1283/2022,
УСТАНОВИЛ:
государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Тыва (ИНН 1701033158, ОГРН 1021700510590, далее - заявитель, территориальный орган ФСС) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Службе по тарифам Республики Тыва (ИНН 1701038082, ОГРН 1051700510619, далее - ответчик), третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика - Имажап Ай-Суу Николаевна, о взыскании излишне перечисленного пособия по уходу за ребёнком до достижения им возраста 1,5 лет в размере 9741 рубль 93 копейки.
Решением суда от 23.12.2022 в иске отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, истец обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, в которой просил решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель указывает, что в связи с прекращением трудовых отношений Имажап С-А.Н. со Службой по тарифам Республики Тыва с 18.11.2020 утрачивает право получения застрахованным лицом пособия по уходу за ребёнком до полутора лет, и последним днём выплаты пособия является 18.11.2020, поскольку после возникновения трудовых отношений между Имажап А-С.Н. и Финансовым управлением Администрации муниципального района "Кызылский кожуун" (второй новый работодатель) имеет место новый страховой случай. Таким образом, 9741 рубль 92 копейки - это излишне перечисленная сумма, двойная выплата за период с 19.11.2020 по 31.12.2020, которая возникла по вине Службы по тарифам Республики Тыва, нарушевшей срок направления извещения о прекращении работы Имажап А-С.Н.
Ответчик представил в материалы дела отзыв на апелляционную жалобу, в котором возразил против удовлетворения жалобы, настаивая на законности и обоснованности обжалуемого судебного акта.
Истец, надлежащим образом извещённый о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем размещения публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда: http://3aas.arbitr.ru/, а также в общедоступной автоматизированной системе "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru) в сети "Интернет"), явку своих представителей в судебное заседание не обеспечил.
При изложенных обстоятельствах в силу статей 121 - 123, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает жалобу в отсутствие его представителей.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом установлены следующие обстоятельства.
Служба по тарифам Республики Тыва зарегистрирована в Едином государственном реестре юридических лиц в качестве юридического лица, за основным государственным регистрационным номером (ОГРН) 1051700510619, ИНН 1701038082, а также зарегистрировано с 31.01.2001, в территориальном органе Фонда социального страхования РФ, в качестве страхователя по обязательному социальному страхованию на случай временной трудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за регистрационным номером 1701091382 (абзац 2 части 2 статьи 6 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" и статья 2.1 Федерального закона N 255-ФЗ от 29.12.2006 "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством").
На основании представленных 13.01.2020 ответчиком сведений, территориальным органом ФСС было произведено назначение ежемесячного пособия по уходу за ребёнком до 1,5 лет застрахованной Имажап А-С.Н. за период с 01.01.2020 по 21.03.2021, при этом пособие начислено и выплачено в полном объёме по 31.12.2020.
Вместе с тем, с 18.11.2020, трудовые отношения между ответчиком и застрахованным лицом - Имажап А-С.Н. были прекращены, однако ответчик соответствующие сведения направил в территориальный орган ФСС только - 26.01.2021 вх. N 37, к которым был приложен приказ о прекращении трудового договора с работником.
В результате несвоевременного представления ответчиком в территориальный орган ФСС указанных сведений излишне начислено и выплачено пособие Имажап А-С.Н., оставшаяся часть которого составила 9741 рубль 93 копейки.
Территориальным органом в адрес ответчика была направлена претензия от 19.10.2021 исх. N 13-27/1716-1403 о необходимости возмещения им расходов, излишне понесённых страховщиком.
Неисполнение ответчиком возмещения им расходов, излишне понесённых страховщиком послужило основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия причинения ущерба бюджету страховщика.
Исследовав представленные доказательства, суд апелляционной инстанции пришёл к следующим выводам.
В силу пункта 8 части 1 статьи 11 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" страховщики имеют право обращаться в суд с исками о защите своих прав и возмещении причинённого вреда.
В силу части 1 статьи 2.2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" Фонд социального страхования Российской Федерации является страховщиком, осуществляющим обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101 "О фонде социального страхования Российской Федерации" Фонд является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации. Денежные средства и иное имущество, находящееся в оперативном управлении Фонда, а также имущество, закрепленное за подведомственными Фонду санаторно-курортными учреждениями, являются федеральной собственностью. Денежные средства Фонда не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат.
В соответствии с пунктом 3 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101, региональные отделения, управляющие средствами государственного социального страхования на территории субъектов Российской Федерации, входят в Фонд социального страхования Российской Федерации и являются его исполнительными органами.
С учётом вышеизложенного, как верно указал суд первой инстанции, Территориальный орган ФСС действует в рамках законодательства РФ в области социального страхования и вправе обратиться с иском о взыскании убытков.
По существу заявленных требований апелляционный суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 11.1 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" застрахованным лицам, фактически осуществляющим уход за ребёнком и находящимся в отпуске по уходу за ребёнком, выплачивается ежемесячное пособие по уходу за ребёнком со дня предоставления отпуска по уходу за ребёнком до достижения ребёнком возраста полутора лет.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2020 N 2375 утверждено также Положения об особенностях назначения и выплаты в 2021 году застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат (далее - Положение N 2375), согласно которому пособия по обязательному социальному страхованию на случай нетрудоспособности и в связи с материнством застрахованным лицам, то есть лицам, работающим по трудовому договору, назначаются и выплачиваются непосредственно территориальным отделением Фонда на основании сведений, представленных работодателем и застрахованным лицом.
В силу пунктов 2 и 3 Положения N 2375 при наступлении страхового случая застрахованное лицо обращается к страхователю по месту своей работы с заявлением о выплате соответствующего вида пособия и документами, необходимыми для назначения и выплаты пособия в соответствии с законодательством Российской Федерации. Страхователь в свою очередь в течение пяти календарных дней передаёт сведения необходимые для назначения пособия в территориальное отделение Фонда.
В соответствии с пунктом 10 Положения N 2375 после получения документов (сведений), необходимых для назначения и выплаты соответствующего вида пособия, либо реестра сведений территориальный орган Фонда в течение 10 календарных дней со дня их получения принимает решение о назначении и выплате пособия.
Таким образом, Территориальный орган ФСС исчисляет и выплачивает застрахованному лицу (работнику) пособие по уходу за ребёнком на основании сведений, представленных в Фонд страхователем, в данном случае ответчиком.
Как верно установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, на основании представленных 13.01.2020 ответчиком сведений, Территориальным органом ФСС было произведено назначение ежемесячного пособия по уходу за ребёнком до 1,5 лет застрахованной Имажап А-С.Н. за период с 01.01.2020 по 21.03.2021, при этом пособие начислено и выплачено в полном объёме по 31.12.2020, что не оспаривается сторонами.
Пунктом 6 Положения N 2375 установлена обязанность страхователя в случаях прекращения обстоятельств, наличие которых явилось основанием для назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребёнком, в том числе в случае начала (возобновления) его работы на условиях полного рабочего дня, в 3-дневный срок направить в территориальный орган Фонда уведомление о прекращении права застрахованного лица на получение пособия. Форма данного уведомления утверждена Приказом ФСС РФ от 04.02.2021 N 26.
За непредставление (несвоевременное представление) документов, недостоверность либо сокрытие сведений, влияющих на право получения застрахованным лицом соответствующего вида пособия или исчисление его размера, возмещение расходов на оплату дополнительных оплачиваемых выходных дней одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами страхователь несёт ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 19 Положения N 2375).
Расходы, излишне понесённые страховщиком в связи с сокрытием или недостоверностью представленных страхователем указанных сведений, подлежат возмещению страхователем в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, с застрахованным лицом - Имажап А-С.Н. трудовые отношения были расторгнуты с 18.11.2020, что следует согласно приказа от 18.11.2020 N 75/2020-лс, следовательно, в соответствии с пунктом 6 Положения N 2375, с указанной даты ответчик должен был в 3-дневный срок направить уведомление о прекращении права застрахованного лица на получение пособия, вместе с тем соответствующие сведения направлены в Территориальный орган ФСС только 26.01.2021.
Взыскиваемые Территориальным органом ФСС суммы составляют:
за ноябрь 2020 года - 9635 рублей 28 копеек (802,94 х 12), принимая во внимание, что размер 1 дня пособия составляет 802 рубля 94 копейки (24 088,23 / 30), период просрочки - 12 дней (с 18.11.2020 по 30.11.2020);
за декабрь 2020 года - 24 088 рублей 23 копейки.
Итого: 33 723 рубля 51 копейка.
Следовательно, Территориальный орган ФСС в своей претензии от 19.10.2021 N 13-27/1716-1403, с учётом возвращённой суммы - 23 981 рубля 59 копеек, обосновано предложил ответчику добровольно возместить - 9741 рубль 92 копейки (33 723,51 - 23 981,59).
При этом, Территориальным органом ФСС правомерно отмечено, что поскольку трудовые отношения между Службой по тарифам Республики Тыва и Имажап А-С.Н. прекращены с 18.11.2020 и с указанной даты статус Имажап А-С.Н. как застрахованного лица прекращён, то при возникновении новых трудовых правоотношений сведения за указанного застрахованного лица предоставляется, в данном случае, Финансовым управлением Администрации муниципального района "Кызылский кожуун", которым был ей предоставлен отпуск по уходу за ребёнком с 19.11.2020 по 31.03.2021, что является страховым случаем, согласно пункта 4 части 2 статьи 1.3 Федерального закона N 255-ФЗ.
Апелляционный суд отмечает, что суд первой инстанции признал полностью обоснованными правовое обоснование и расчёты истца.
Доводы апелляционной жалобы, повторяющие позицию в суде первой инстанции, верны.
Однако суд первой инстанции правильно отказал в иске по иным причинам.
Территориальный орган ФСС обратился в арбитражный суд с требованиями о взыскании убытков.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причинённых ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чьё право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
В пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ).
По общему правилу лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинён не по его вине (пункт 2 статьи 1064 ГК РФ).
Бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред. Вина в нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное.
Таким образом, лицо, требующее возмещения ущерба, должно доказать противоправность поведения причинителя вреда, его вину, наличие и размер убытков, а также причинно-следственную связь между допущенным нарушением и возникшими убытками.
При этом, отсутствие одного из перечисленных условий влечёт отказ в удовлетворении требования о взыскании убытков.
Как следует из совокупных положений, предусмотренных частью 6 статьи 15, статьёй 15.1 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию", а также пункта 19 Положения N 2375, расходы, излишне понесённые страховщиком подлежат возмещению страхователем в соответствии с законодательством Российской Федерации в случае непредставления (несвоевременного представления) документов, недостоверности либо сокрытия сведений, при наличии обязательного условия - если они повлияли на право получения застрахованным лицом соответствующего вида пособия или исчисление его размера.
С учётом изложенного, один лишь факт несвоевременного представления страхователем сведений о прекращении права застрахованного лица на получение пособия не может свидетельствовать о наличии у страховщика убытков.
Таким образом, в предмет доказывания настоящего спора входит причинение ущерба бюджету страховщика, связанное с получением застрахованным лицом соответствующего пособия при отсутствии права на его получение или большим исчислением его размера.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, после расторжения трудового договора с Службой по тарифам Республики Тыва - 18.11.2020, на следующий день - 19.11.2020, Имажап А-С.Н. принята на должность начальника Финансового управления Администрации муниципального района "Кызылский кожуун" (приказ от 19.11.2020 N 216) и в тот же день (19.11.2020), на основании её заявления от 19.11.2020 и дополнительного соглашения N 1 к трудовому договору от 19.11.2020 N 98, Администрацией муниципального района "Кызылский кожуун" распоряжением от 19.11.2020 N 218/1 ей был предоставлен отпуск по уходу за ребёнком (Лопсан А.О.- 21.09.2019 г.р.) до достижения им 1,5 лет с 19.11.2020 по 21.03.2021.
В данном случае, прекращение трудовых отношений Службы по тарифам Республики Тыва с застрахованным лицом (Имажап А-С.Н.), иными словами, изменение места работы, не повлекло фактическую утрату ею права на получение пособия по уходу за ребенком (Лопсан А.О.- 21.09.2019 г.р.) до 1,5 лет, поскольку на следующий день после увольнения (19.11.2020) по новому месту работы ей был предоставлен также отпуск по уходу за ребёнком на тех же условиях, а именно: на основании такого же страхового случая - по уходу за ребёнком (Лопсан А.О - 21.09.2019 г.р.) и за тот же период (по 21.03.2021), что подтверждается представленной территориальным органом ФСС справкой о назначенных и выплаченных пособиях за период с 01.01.2019 по 18.07.2022 N 1 (часть 6 статьи 15, статья 15.1 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ, пункт 19 Положения N 2375).
И на этом месте ей должны были выплачивать пособие.
В соответствии с справкой о назначенных и выплаченных пособиях за период с 01.01.2019 по 18.07.2022 N 1 следует, что Имажап А-С.Н. по прежнему месту работы получала пособие по уходу за ребёнком до 1,5 лет в размере 24 088 рублей 23 копеек, исходя из среднего дохода за 2 предыдущих года (2017 и 2018 гг.), после увольнения размер пособия был снижен до 21 097 рублей 47 копеек и связано это было с заменой расчётного периода.
Вместе с тем, размер пособия за этот период был для неё рассчитан неверно.
В силу части 1 статьи 14 Федерального закона N 255-ФЗ и пункта 7 Положения об исчислении пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 11.09.2021 N 1540, замена календарных лет, которые используются в целях расчёта среднего заработка для исчисления пособий, может осуществляться только на годы (год), непосредственно предшествующие годам, в которых застрахованное лицо находилось в отпуске по уходу за ребёнком, если это приведёт к увеличению размера пособия.
Однако, как видно из справки о назначенных и выплаченных пособиях за период с 01.01.2019 по 18.07.2022 N 1, указанная замена расчётного периода привела не к увеличению размера пособия, а к его уменьшению, что не соответствует положениям части 1 статьи 14 Федерального закона N 255-ФЗ и пункта 7 Положения об исчислении пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 11.09.2021 N 1540.
Правильная сумма пособия должна была составлять 24 088 рублей 23 копейки.
Неправильно рассчитанное пособие составило 21 097 рублей 48 копеек.
Разница = 2990 рублей 75 копеек.
Из представленного самим истцом расчёта (т.1, л.д. 76) следует, что за декабрь 2020, январь 2021 и февраль 2021 года была перечислена сумма 21 097 рублей 48 копеек, то есть за три месяца было недоплачено 2990 рублей 75 копеек х 3 = 8972 рубля 25 копеек.
За март сумма начисления составила 14 291 руль 84 копейки, что составляет неполный месяц (21 день, с 01.03.2021 по 21.03.2021) исходя из суммы 21 097 рублей 48 копеек, а следовало считать от суммы 24 088 рублей 23 копейки / 31 х 21 = 16 317 рублей 83 копейки. Разница, таким образом, 16 317 рублей 83 копейки - 14 291 руль 84 копейки = 2025 рублей 99 копеек.
Итого общая сумма недоначисленного 2025 рублей 99 копеек + 8972 рубля 25 копеек > (больше) чем 9741 рубль 92 копейки (сумма требуемых истцом убытков).
Таким образом, судом первой инстанции верно установлено, что несоблюдение требований, предусмотренных пунктом 6 Положения N 2375, а именно несвоевременное представление Службой по тарифам Республики Тыва уведомления о прекращении права застрахованного лица - Имажап А-С.Н. на получение пособия о уходу за ребёнком (Лопсан А.О.- 21.09.2019 г.р.) не повлияло на право получения ею данного пособия и на исчисление его размера, что свидетельствует об отсутствии причинения ущерба бюджету страховщика, то есть не повлекло возникновение убытков у истца.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правильно отказал в удовлетворении исковых требований.
Решение суда является законным и обоснованным.
На основании статьи 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации истец и ответчик освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Тыва от "23" декабря 2022 года по делу N А69-1283/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Н.А. Морозова |
Судьи |
И.Н. Бутина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А69-1283/2022
Истец: ГУ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО РЕСПУБЛИКЕ ТЫВА, Отделение фонда пенсионного и социального страхования РФ по РТ
Ответчик: СЛУЖБА ПО ТАРИФАМ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА
Третье лицо: Имажап Ай-Суу Николаевна