27 февраля 2023 г. |
Дело N А84-4584/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16.02.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 27.02.2023.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Яковлева А.С.,
судей Градовой О.Г.,
Приваловой А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Волковой О.Л.,
с участием представителя Федерального казенного учреждения "Управление Черноморского флота" - Шуст Н.М. по доверенности N 45/494 от 28.09.2022,
представителя Министерства обороны Российской Федерации - Шуст Н.М. по доверенности N 207/4/105д от 04.10.2022,
в отсутствие представителя Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения "Управление Черноморского флота" на решение Арбитражного суда города Севастополя от 14.12.2022 по делу N А84-4584/2021, принятое по заявлению Федерального казенного учреждения "Управление Черноморского флота" к Государственному комитету по ценам и тарифам Республики Крым, с участием заинтересованного лица - Министерства обороны Российской Федерации, об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное казенное учреждение "Управление Черноморского флота" (далее - заявитель, ФКУ "Управление Черноморского флота") обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым по делу об административном правонарушении N 20-06/2-08 от 18.06.2021, которым учреждение признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 14.12.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано. Постановление Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым от 18.06.2021 N 20-06/2-08 изменено в части назначения наказания в виде административного штрафа, размер штрафа снижен судом с 100 000 руб. до 50 000 руб. Производство по требованию о прекращении производства по административному делу прекращено.
Не согласившись с указанным решением, ФКУ "Управление Черноморского флота" обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой указывает на нарушение судом норм материального права, просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. По мнению заявителя, административным органом не доказан состав административного правонарушения. Кроме того указывает на то, что заявитель не является теплоснабжающей организацией, у учреждения отсутствует права собственности или права оперативного управления на котельные, в связи с чем оно не является надлежащим субъектом административного правонарушения по ч.1 ст. 19.8.1 КоАП РФ.
В судебное заседание Государственный комитет по ценам и тарифам Республики Крым явку своего уполномоченного представителя не обеспечило, уведомлено надлежащим образом.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно- телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru), что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
В связи с наличием доказательств надлежащего извещения указанного лица о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в его отсутствие.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва, приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции по следующим мотивам.
Как следует из материалов дела, в ходе проведения контрольных мероприятий в отношении ФКУ "Управление Черноморского флота" установлены факты нарушения законодательства в области стандартов раскрытия информации в сфере теплоснабжения.
08.06.2021 по факту не раскрытия в установленный срок информации, предусмотренной подпунктами (е) и (ж) пункта 20 Стандартов раскрытия информации за первый квартал 2021 года, заведующим отделом контроля в топливно-энергетической сфере контрольно-ревизионного управления Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым в отношении ФКУ "Управление Черноморского флота", в присутствии представителя учреждения Куртасовой Ю.В., составлен протокол N 20-06/2-08 об административном правонарушении по части 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ.
Определением от 08.06.2021 ФКУ "Управление Черноморского флота" уведомлено о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.
18.06.2021 в отношении ФКУ "Управление Черноморского флота", с участием представителя учреждения Резниковой И.Г., вынесено постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 20-06/2-08, которым учреждение признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.19.8.1 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, ФКУ "Управление Черноморского флота" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Принимая обжалуемое решение, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно части 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за непредоставление сведений или предоставление заведомо ложных сведений о своей деятельности, неопубликование сведений или опубликование заведомо ложных сведений о своей деятельности субъектами естественных монополий, и (или) операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, и (или) теплоснабжающими организациями, а также должностными лицами федерального органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, должностными лицами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) либо должностными лицами органов местного самоуправления, осуществляющих регулирование цен (тарифов), если опубликование и (или) предоставление таких сведений являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо за нарушение порядка, способа или сроков, которые установлены стандартами раскрытия информации, и форм ее предоставления должностными лицами указанных органов и организациями, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.15, 13.19.1 и 13.19.3 данного Кодекса.
Субъектами административных правонарушений по части 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ являются субъекты естественных монополий, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, теплоснабжающие организации, должностные лица федерального органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) либо должностные лица органов местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 11 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) под теплоснабжающей организацией понимается организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя, владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии.
Частью 9 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" предусмотрена обязанность теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и органов регулирования раскрывать информацию в соответствии со стандартами раскрытия информации теплоснабжающими, теплосетевыми организациями и органами регулирования.
Стандарты раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями, органами регулирования устанавливают состав, порядок, сроки и периодичность предоставления информации, а также особенности раскрытия информации теплоснабжающими организациями и теплосетевыми организациями, функционирующими в ценовых зонах теплоснабжения (часть 10 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении").
Состав, порядок, сроки и периодичность предоставления информации, подлежащей раскрытию теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями, а также органами регулирования установлен Стандартами N 570.
Согласно подпункту "д" пункта 3 Стандартов N 570 единой теплоснабжающей организацией информация раскрывается путем опубликования на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" единой теплоснабжающей организации.
Однако ФКУ "Управление Черноморского флота" не выполнена обязанность по раскрытию в установленные сроки информации, предусмотренной подпунктами (е) "о выводе источников тепловой энергии, тепловых сетей из эксплуатации" и (ж) "об основаниях ограничения и прекращения подачи тепловой энергии потребителям" пункта 20 Стандартов раскрытия информации.
Выражая несогласие с постановлением о привлечении к административной ответственности и решением суда первой инстанции, заявитель жалобы указывает на то, что учреждение не является теплоснабжающей организацией. Данный довод судом рассмотрен и отклоняется на основании следующего.
Как следует из материалов дела, ФКУ "Управление Черноморского флота" в комитет было подано заявление об установлении цен (тарифов) и выборе метода регулирования на 2021 год и последующие годы в сфере теплоснабжения (вх. комитета от 30.04.2020 N 1701/05) с приложением материалов, необходимых для установления тарифов на тепловую энергию. В разделе 1 "Общая информация" пояснительной записки по расчету тарифа па тепловую энергию для котельных ФКУ "Управление Черноморского флота" на территории Евпаторийского района, г. Симферополя указано, что предметами деятельности ФКУ "Управление Черноморского флота" являются в т.ч. оказание коммунальных услуг организациям и населению. Также в данном разделе указано, что ФКУ "Управление Черноморского флота" является теплоснабжающей организацией в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении".
Письмом Комитета от 17.06.2020 N 663/05-16 у ФКУ "Управление Черноморского флота", в рамках тарифного дела по установлению тарифов на 2021 и последующие периоды регулирования, были запрошены дополнительные сведения, в том числе Реестры заключенных договоров с потребителями тепловой энергии. В ответ на вышеуказанный запрос Евпаторийской квартирно-эксплуатационной частью района, письмом от 03.07.2020 N 6/1870 (вх. Комитета от 06.07.2020 N 2634/05) и Симферопольской квартирно-эксплуатационной частью, письмом от 06.07.2020 N 5/2492 (вх. Комитета от 06.07.2020 N 2645/05), представлены документы, свидетельствующие о наличии сторонних потребителей тепловой энергии, которые относятся к категории потребителей - "население".
В состав дополнительных материалов к тарифному делу на установление тарифов в сфере теплоснабжения для ФКУ "Управление Черноморского флота" (Евпаторийская КЭЧ) входит реестр договоров с потребителями тепловой энергии от котельных Минобороны России в зоне ответственности КЭЧ - Квартирно-эксплуатационная часть, является структурным подразделением ФКУ "Управлением черноморского флота" (Евпаторийского района), заключенных в 2019 году, в соответствии с которым ФКУ "Управлением Черноморского флота" заключены договоры с 154 потребителями, преимущественно физическими лицами, с указанием адресов и фамилий (наименований) потребителей тепловой энергии.
Также представлена справка о начислениях и оплатах за потребленную тепловую энергию за 2019 год за подписью начальника Евпаторийского КЭЧ района, в соответствии с которой в 2019 году производились начисления и оплата по 4 объектам жилищного фонда.
Кроме того, постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда по делу N А83-14759/2018 с товарищества собственников недвижимости "Звездный 1П" в пользу федерального казенного учреждения "Управление Черноморского флота" была взыскана задолженность за потреблённую тепловую энергию в размере 650644,82 руб.
В 2021 году факт поставки учреждением тепловой энергии потребителям подтверждается счетами от 30.04.2021 N 884 и N 962.
Таким образом, обращаясь в комитет по ценам с заявлениями об установлении тарифов на поставку тепловой энергии на 2021 год, учреждение действовало как теплоснабжающая организация.
Кроме того, в соответствии с пунктом 6 приказа Министерства обороны Российской Федерации от 30.12.2017 N 860 (далее - Приказ МО РФ N 860) квартирно-эксплуатационное управление Черноморского флота и подчиненные ему КЭЧ отнесены к коммунально-эксплуатационным органам.
Пунктом 11 Приказа МО РФ N 860 установлено, что квартирно-эксплуатационное управление Черноморского флота и подчиненные ему КЭЧ предназначены для контроля и организации коммунально-эксплуатационного обеспечения материально-технической базы воинских частей, дислоцированных на территории Республики Крым и в г.Севастополе. В соответствии с пунктом 2 Приказа МО РФ N 860 в понятие коммунально-эксплуатационного обеспечения входит снабжение тепловой энергией.
При этом квартирно-эксплуатационное управление Черноморского флота и подчиненные ему КЭЧ входят в структуру подразделений ФКУ "Управление Черноморского флота".
Приказом Командующего Черноморским флотом 04.02.2019 N 140 в приказ от 31.12.2016 N 5526 дсп внесены изменения в Положение о квартирно-эксплуатационном управлении Черноморского флота, согласно которым раздел "Основные функции КЭУ флота" пополнены подпунктом "в" пункта 8: "производство, распределение и отпуск тепловой энергии, оказание услуг по холодному водоснабжению и канализации потребителям".
Материалами дела установлено и не отрицается заявителем, что именно ФКУ "Управление Черноморского флота" несет расходы на содержание котельных.
Кроме того, вступившими в законную силу судебными актами по делам Арбитражного суда Республики Крым N А83-17006/2020, А83-19090/2021, Арбитражного суда города Севастополя N А84-7507/2020, Верховного Суда Республики Крым N 2а-107/2021 установлено, что ФКУ "Управление ЧФ" является теплоснабжающей организацией и может быть субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ.
Таким образом, ФКУ "Управление Черноморского флота" являясь теплоснабжающей организацией, не исполнена обязанность по своевременному раскрытию информации.
Соответственно, вывод административного органа о наличии в действиях заявителя объективной стороны состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена в части 1 статьи 19.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является верным.
Доводы жалобы об отсутствии у учреждения права собственности или права оперативного управления на котельные не опровергают установленные факты владения учреждением источниками тепловой энергии и продажу потребителям тепловой энергии.
В силу статьи 1.5. КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
О вине учреждения в допущенном нарушении свидетельствует несовершение им установленных законодательством Российской Федерации действий, которые он должен был и имел возможность совершить. Доказательств, подтверждающих отсутствие у учреждения реальной возможности соблюсти требования действующего законодательства, а также принять все меры, направленные на предупреждение совершения административного правонарушения, в материалах дела не имеется.
При указанных обстоятельствах в действиях учреждения имеется состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ.
Процедура привлечения к административной ответственности административным органом не нарушена, заявитель надлежащим образом извещен о времени и месте составления протокола и рассмотрении дела об административном правонарушении.
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ, не пропущен.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Постановлением от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. При этом квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях. Такие обстоятельства, как личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания (пункты 18, 18.1).
Согласно пункту 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Исключительных обстоятельств для признания совершенного учреждением административного правонарушения малозначительным судом не установлено. Правовых оснований для замены административного наказания в виде штрафа на предупреждение в порядке статьи 4.1.1 КоАП РФ не имеется в силу прямого указания в данной норме.
При решении вопроса о возможности снижения административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного санкцией части 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ, суд с учетом конкретных обстоятельств настоящего дела, а также принимая во внимание социально значимую деятельность ФКУ "Управление Черноморского флота", а также общие критерии назначения административного наказания (дифференцированность, соразмерность, справедливость), характер совершенного административного правонарушения, степень вины юридического лица, его имущественное и финансовое положение, руководствуясь положениями части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, пришел к выводу о возможности уменьшения размера административного штрафа до 50 000 рублей, поскольку указанный размер штрафа соответствует характеру вменяемого административного правонарушения, отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судом рассмотрены и отклоняются, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм права, а сводятся лишь к переоценке установленных по делу обстоятельств, которым судом первой инстанции была дана надлежащая правовая оценка при правильном применении норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, в связи с чем вопрос о распределении судебных расходов по данному делу судом не разрешается.
Руководствуясь статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Севастополя от 14.12.2022 по делу N А84-4584/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения "Управление Черноморского флота" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа через арбитражный суд первой инстанции в течение двух месяцев со дня его принятия по правилам, предусмотренным главой 35 АПК РФ.
Председательствующий |
А.С. Яковлев |
Судьи |
О.Г. Градова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А84-4584/2021
Истец: Федеральное казенное учреждение "Управление Черноморского Флота"
Третье лицо: МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, Государственный комитет по ценам и тарифам Республики Крым