г. Чита |
|
27 февраля 2023 г. |
Дело N А10-4530/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 февраля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 февраля 2023 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ломако Н.В.,
судей Басаева Д.В., Будаевой Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лю-фа-хуан Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Бурятия на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 22 ноября 2022 года по делу N А10-4530/2022 по заявлению Государственного автономного учреждения здравоохранения "Республиканская клиническая больница им. Н.А.Семашко" (ОГРН 1020300902148, ИНН 0323054162) к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Республики Бурятия (ОГРН 1020300968710, ИНН 0323029832) о признании незаконным требования от 05.07.2022 N 1547,
при участии в судебном заседании:
от ТФОМС Республики Бурятия: Жалсанов Б.Д.- представитель по доверенности от 11.01.2023, представлен диплом о наличии высшего юридического образования,
УСТАНОВИЛ:
Государственное автономное учреждение здравоохранения "Республиканская клиническая больница им. Н.А.Семашко" (далее - ГАУЗ "РКБ им. Н.А.Семашко", Больница, Учреждение, медицинская организация) обратилось в суд с заявлением к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Республики Бурятия (далее - Фонд, ТФОМС РБ) о признании незаконным требования от 05.07.2022 N 1547.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 22 ноября 2022 года по делу N А10-4530/2022 заявленное требование удовлетворено. Признано незаконным, как не соответствующее требованиям Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании", вынесенное Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Республики Бурятия в отношении государственного автономного учреждения здравоохранения "Республиканская клиническая больница им. Н.А.Семашко" требование от 05.07.2022 N 1547 о восстановлении нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования в размере 1 360 774 руб. 37 коп.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ТФОМС РБ обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 22 ноября 2022 года по делу N А10-4530/2022 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Как следует из апелляционной жалобы, ГАУЗ "Республиканская клиническая больница" в период проведения проверки произведено восстановление нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования на счет по учету средств обязательного медицинского страхования на сумму 1 360 774 руб. 37 коп. по платежным поручениям от 04.03.2022 N 515828 на сумму 774300 руб. 00 коп, N 515828 от 04.03.2022 на сумму 774 300 руб., N 526850 от 05.03.2022 на сумму 362 452,47 руб., N 526851 от 05.03.2022 на сумму 114 400 руб., N 526852 от 05.03.2022 на сумму 109 621,90 руб.
Восстановление нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования на сумму 1 360 774 руб. 37 коп. на счет по учету средств обязательного медицинского страхования произведено медицинской организацией не в отчетных периодах 2020, 2021, в которых медицинской организацией допущены нарушения при расходовании средств обязательного медицинского страхования.
В материалы дела письменный отзыв относительно доводов апелляционной жалобы не поступал.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 13.01.2023.
Заявитель представителей в судебное заседание не направил, извещен надлежащим образом. Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Представитель ТФОМС РБ дал пояснения согласно доводам апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, на основании приказа директора ТФОМС РБ от 08.02.2022 N 99 "О проведении выездной плановой комплексной проверки" (л.д. 13), Программы комплексной проверки по соблюдению законодательства об обязательном медицинском страховании и использованию средств обязательного медицинского страхования (л.д. 25), в период с 14.02.2022 по 05.03.2022 в отношении ГАУЗ "РКБ им. Н.А.Семашко" должностными лицами Фонда проведена плановая комплексная проверка по использованию средств обязательного медицинского страхования за период 01.01.2020 по 31.12.2021.
В ходе проведенной выездной плановой комплексной проверки в ГАУЗ "РКБ им. Н.А.Семашко" установлены нарушения требований законодательства по использованию средств обязательного медицинского страхования, предусмотренных Федеральным законом от 21 ноября 2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Федеральным законом от 29.11.2010 N326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", Законом Республики Бурятия от 06.05.2013 г. N3296-IV "О некоторых вопросах охраны здоровья граждан в Республике Бурятия"; Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"; Федеральным законом N157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней", Приказом Минздрава России от 28.02.2019 N108н "Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования", Постановлением Правительства РБ от 30.12.2020 N 833 "О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Республики Бурятия на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов", Постановлением Правительства Республики Бурятия от 27.12.2019 N 707 "О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Республики Бурятия на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов", Письмом Минздрава России от 24.12.2019 N 11-7/И/2-12330 "О направлении разъяснений по вопросам формирования и экономического обоснования территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов", письмом Минздрава России от 31.12.2020 N11-7/И/2-20700 "О направлении разъяснений по вопросам формирования и экономического обоснования территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, включая подходы к определению дифференцированных нормативов объема медицинской помощи", письмом ФФОМС от 21.08.2015 N 4524/30-4 "О приобретении за счет средств ОМС иммунобиологических препаратов для иммунопрофилактики", письмом ФФОМС от 21.01.2003 N 207/30-3 "Об оплате расходов на проведение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров", письмом ФФОМС от 30.08.2010 N 3979/30-4/и "О рекомендациях к Приказу ФОМС", письмом ФФОМС от 31.07.2018 N 9229/101/4549 "О возможности использования медицинскими организациями средств обязательного медицинского страхования для осуществления страхования объектов недвижимого и движимого государственного имущества", выразившиеся в нецелевом (незаконном) использование средств обязательного медицинского страхования в размере 3 547 780 руб. 94 коп., в том числе в 2020 году- 3 108 664 руб. 14 коп., в 2021 году- 439 116 руб. 80 коп.
Результаты проверки оформлены актом плановой комплексной проверки по использованию средств обязательного медицинского страхования от 05 марта 2022 года N 1/2022-4 (л.д.31-67), содержащим требование ТФОМС РБ о восстановлении нецелевого (незаконного) использования средств ОМС в размере 3 547 780 руб. 94 коп. и уплате штрафных санкций (в размере 10 процентов)- 354778 руб. 09 коп., а также об устранении причин, вследствие которых допущено нецелевое (незаконное) использование средств ОМС, нарушение порядка ведения бухгалтерского учета и представления отчетности и прочие нарушения.
При этом, как следует из указанного акта проверки, Фондом также установлено восстановление медицинской организацией в момент проведения проверки нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования (на счет по учету средств обязательного медицинского страхования) на сумму 1 360 774 руб. 37 коп., а именно по платежному поручению от 04.03.2022 N 515828 на сумму 774300 руб. 00 коп.; по заявке на кассовый расход от 05.03.2022 N 2091 на сумму 109 621 руб. 90 коп.; по заявке на кассовый расход от 05.03.2022 N 2092 на сумму 362452 руб. 47 коп.; по заявке на кассовый расход от 05.03.2022 N 2095 на сумму 114400 руб. 00 коп.
ГАУЗ "РКБ им. Н.А.Семашко" не согласившись с выводами и требованиями Фонда, изложенными в акте проверки от 05.03.2022, направило в Территориальный Фонд обязательного медицинского страхования свои возражения на акт (л.д.79-85).
Рассмотрев акт проверки и заявленные медицинской организацией возражения, Фондом вынесено и направлено в адрес ГАУЗ "РКБ им. Н.А.Семашко" заключение от 28.03.2022, согласно которому возражения медицинской организации по восстановлению нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования приняты частично.
Как следует из указанного заключения, Фондом, в том числе приняты возражения в части суммы нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования фактически восстановленной медицинской организацией в момент проведения проверки на счет по учету средств обязательного медицинского страхования в размере 1 360 774 руб. 37 коп.
28 марта 2022 года Фондом в адрес ГАУЗ "РКБ им. Н.А.Семашко" выставлено требование N 674 о восстановлении нецелевого (незаконного) использования средств ОМС на сумму 870 543 руб. 89 коп. и штрафных санкций на сумму 223 131 руб. 83 коп. в срок до 11 апреля 2022 года (л.д.104).
07.04.2022 ГАУЗ "Республиканская клиническая больница" платежными поручениями N 754026, N 754027 во исполнение требования от 28.03.2022 N674 восстановило сумму нецелевого использования средств ОМС в размере 870 543,89 руб., уплатило штраф в сумме 223 131,83 руб.
Вместе с тем, 05 июля 2022 года Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Бурятия выставил в адрес ГАУЗ "Республиканская клиническая больница" со ссылкой на акт проверки от 05.03.2022 N 1/2022-4 требование N 1547, согласно которому медицинской организации предписывается произвести восстановление нецелевого (незаконного) использования средств ОМС на сумму 1 360 774 руб. 37 коп. в срок до 19 июля 2022 года.
Несогласие с требованием ТФОМС РБ от 05.07.2022 N 1547, явилось основанием для обращения заявителя в суд с настоящим требованием.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заинтересованное лицо обратилось в суд апелляционной инстанции.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции правильно руководствовался следующими нормами права.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действия (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Из положений статьи 197, 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемых ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 10 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов относятся к бюджетам бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 144 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетами территориальных государственных внебюджетных фондов являются бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования.
На основании статьи 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная система Российской Федерации основана на принципах адресности и целевого характера бюджетных средств.
Согласно статье 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации (статья 47 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств (пункт 1 статьи 306.4 БК РФ, в редакции, действовавшей в спорный период).
Нецелевое использование бюджетных средств, источником финансового обеспечения (софинансирования) которых являлся межбюджетный трансферт, имеющий целевое назначение, влечет бесспорное взыскание суммы средств, использованных не по целевому назначению, или сокращение предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований).
Федеральным законом от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании" (далее - Федеральный закон N 326-ФЗ) регулируются отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, в котором определено, что обязательное медицинское страхование - это вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных настоящим Федеральным законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования.
Согласно пункту 5 части 2 статьи 20 Федерального закона N 326-ФЗ медицинские организации обязаны использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
Согласно части 5 статьи 26 Федерального закона N 326-ФЗ расходы бюджетов территориальных фондов осуществляются в целях финансового обеспечения: выполнения территориальных программ обязательного медицинского страхования; исполнения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в результате принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, и (или) нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан; исполнения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих в результате принятия законов и (или) нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации; ведения дела по обязательному медицинскому страхованию страховыми медицинскими организациями; выполнения функций органа управления территориального фонда. Данный перечень расходов является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Частью 9 статьи 39 Федерального закона N 326-ФЗ установлена обязанность медицинской организации возвратить в течение 10 рабочих дней со дня предъявления Фондом соответствующего требования средства, использованные не по целевому назначению.
Таким образом, средства обязательного медицинского страхования относятся к государственным финансовым средствам, имеющим особый правовой режим, и подлежат использованию в соответствии с их целевым назначением. Нецелевое расходование этих средств является основанием для их возврата.
Возврат (возмещение) средств, в том числе использованных не по целевому назначению, и (или) уплата штрафов, пеней осуществляется медицинской организацией на основании полученного акта в порядке, определенном Федеральным законом N 326- ФЗ (часть 27 Положения).
В соответствии с частью 2 статьи 34 Федерального закона N 326-ФЗ территориальный фонд осуществляет управление средствами обязательного медицинского страхования на территории субъекта Российской Федерации, предназначенными для обеспечения гарантий бесплатного оказания застрахованным лицам медицинской помощи в рамках программ обязательного медицинского страхования и в целях обеспечения финансовой устойчивости обязательного медицинского страхования на территории субъекта Российской Федерации, а также решения иных задач, установленных настоящим Федеральным законом, положением о территориальном фонде, законом о бюджете территориального фонда.
На основании пункта 12 части 7 статьи 34 Федерального закона N 326-ФЗ, подпункта 8.12 пункта 8 раздела 3 Типового положения о территориальном фонде обязательного медицинского страхования, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 21.01.2011 N 15н, территориальный фонд осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии.
Приказом Минздрава России от 26.03.2021 N 255н утвержден "Порядок осуществления территориальными фондами обязательного медицинского страхования контроля за деятельностью страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, а также контроля за использованием средств обязательного медицинского страхования указанными страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями" (далее - Порядок N 255н) (действует с 02.05.2021).
В соответствии с Порядком N 255н, территориальным фондом осуществляется контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования медицинскими организациями, имеющими право на осуществление медицинской деятельности и включенными в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования по территориальным программам обязательного медицинского страхования субъекта Российской Федерации: организаций любой предусмотренной законодательством Российской Федерации организационно-правовой формы; индивидуальных предпринимателей, осуществляющих медицинскую деятельность (пункт 27).
Контроль осуществляется путем проведения проверок (пункт 28).
Проверки проводятся работниками территориального фонда с целью предупреждения и выявления нарушений норм, установленных Федеральным законом N 326-ФЗ, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (пункт 29).
Проверки проводятся в форме документарной (камеральной) и (или) выездной проверок (пункт 30).
Согласно пункту 39 Порядка N 255н, проверка использования средств обязательного медицинского страхования, полученных медицинскими организациями, включает в том числе, проверку
- обоснованности получения средств обязательного медицинского страхования медицинской организацией на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, в том числе проверяются:
наличие лицензии медицинской организации на право осуществления ею определенных видов медицинской деятельности, сроки ее действия и виды медицинской помощи и услуг, указанные в лицензии, и фактически оказываемые виды медицинской помощи по данным статистической документации и сводных учетных документов, составленных на основании счетов, предъявляемых медицинской организацией на оплату за оказанную медицинскую помощь;
правильность составления заявок на авансирование медицинской помощи в соответствии с договором на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию;
правильность и своевременность представления медицинской организацией в страховые медицинские организации реестра счетов и счета на оплату медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам (в течение 5 (пяти) рабочих дней месяца, следующего за отчетным);
соответствие размера полученных средств обязательного медицинского страхования на оплату медицинской помощи стоимости оказанной медицинской помощи в представленных медицинской организацией реестрах счетов и счетах на оплату медицинской помощи (с учетом результатов контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию). При проверке в том числе отражаются факты полученных средств обязательного медицинского страхования на оплату медицинской помощи по счетам и реестрам счетов с нарушениями в их оформлении и предъявлении на оплату медицинской организацией, и на оплату медицинской помощи при взимании платы с застрахованных лиц за оказанную медицинскую помощь, предусмотренную территориальной программой обязательного медицинского страхования;
наличие актов сверки расчетов между медицинской организацией и страховыми медицинскими организациями, составленных в соответствии с договорами на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию (согласно Типовому договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию сверка расчетов страховой медицинской организацией и медицинской организацией проводится ежемесячно на 1 число месяца, следующего за отчетным, а также ежегодно по состоянию на конец финансового года, по результатам которой составляется акт о принятии к оплате оказанной медицинской помощи, подтверждающий сумму окончательного расчета между сторонами);
соблюдение требований ведения раздельного учета по операциям со средствами обязательного медицинского страхования;
наличие, продолжительность и размеры дебиторской и кредиторской задолженности по оплате медицинской помощи, причины задолженности;
наличие и обоснованность претензий медицинской организации к страховым медицинским организациям в части осуществления оплаты медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию;
наличие претензий и (или) исков страховых медицинских организаций к медицинской организации в целях возмещения вреда, причиненного застрахованному лицу, и примененных к медицинской организации санкций.
В соответствии с пунктом 42 Порядка N 255н, по результатам проверки составляется акт проверки, включающий:
42.1. Заголовочную часть, в которой указывается наименование темы проверки, полное наименование медицинской организации и дата составления акта.
42.2. Содержательную часть, в которой отражается следующая информация:
номер и дата приказа территориального фонда о проведении проверки;
фамилии, инициалы и должности руководителя и членов комиссии (рабочей группы), проводивших проверку;
даты начала и окончания проведения проверки (датой начала проведения проверки, которая отражается в содержательной части акта проверки, является дата начала работы комиссии (рабочей группы), а датой окончания - дата подписания акта проверки руководителем и членами комиссии (рабочей группы), проводившими проверку);
наименование темы и способа проверки;
проверяемый период;
фамилии, инициалы руководителя медицинской организации и других должностных лиц медицинской организации, которые в проверяемый период имели право первой (второй) подписи. При наличии изменений в проверяемом периоде в составе вышеназванных лиц их перечень приводится с одновременным указанием периода, в течение которого эти лица занимали соответствующие должности согласно приказам, распоряжениям о назначении их на должность и увольнении с занимаемой должности;
реквизиты счетов (включая счета, закрытые на дату проведения проверки, но действовавшие в проверяемом периоде), используемых медицинской организацией, с указанием остатков денежных средств на даты начала и окончания проверяемого периода, а также на дату начала проведения проверки;
сведения о лицензии (номер, дата выдачи и окончания срока действия);
иные данные, необходимые для полной характеристики медицинской организации, в том числе в акте проверки кратко отражаются сведения о предыдущих проверках использования средств обязательного медицинского страхования медицинской организацией, территориальным фондом и контрольными органами об устранении (неустранении) недостатков и нарушений, выявленных предыдущей проверкой;
сведения о способе проведения проверки по степени охвата ею первичных документов (сплошной, выборочный) с указанием, какая документация была проверена сплошным, а какая выборочным способом;
описание проверенных вопросов использования средств обязательного медицинского страхования в соответствии с программой проверки (при необходимости, исходя из конкретных обстоятельств проведения проверки, в акте проверки может быть отражена информация по вопросам и периодам деятельности медицинской организации, не включенным в проверяемый период и программу проверки).
Содержательная часть акта проверки должна быть объективной и обоснованной, четкой, лаконичной, доступно и системно изложенной.
Результаты проверки излагаются в акте проверки на основании проверенных данных и фактов, подтвержденных документами, результатами проведенных проверок и процедур фактического контроля, других действий, связанных с проведением проверки.
Описание фактов нарушений и недостатков, выявленных в ходе проверки (в том числе фактов нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования), должно содержать обязательную информацию о конкретно нарушенных нормах законодательных, иных нормативных правовых актов Российской Федерации или их отдельных положений с указанием, за какой период допущены нарушения, когда и в чем они выразились, сумм документально подтвержденных нецелевых расходов и расходов, произведенных с нарушением законодательных, иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
В акте проверки не допускается включение различного рода выводов, предположений и фактов, не подтвержденных документами.
В случае непредставления или неполного представления медицинской организацией документов для проведения проверки в акте проверки приводится их перечень.
Объем акта проверки количеством страниц не ограничивается.
В соответствии с пунктом 42.3. Порядка N 255н, заключительную часть, включающую обобщенную информацию о результатах проверки, с указанием выявленных нарушений и недостатков и сроков их устранения или сроков представления плана мероприятий по устранению выявленных нарушений и недостатков.
При наличии фактов нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования, выявленных в ходе проверки, в заключительную часть акта включается обобщенная информация о направлениях и суммах нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования, с требованием о возврате медицинской организацией средств обязательного медицинского страхования, использованных не по целевому назначению, и уплате штрафа за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств обязательного медицинского страхования, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, в соответствии с частью 9 статьи 39 Федерального закона N 326-ФЗ.
Согласно пункту 43 Порядка N 255н, при несогласии с актом проверки (или отдельными его положениями) подписывающий его руководитель медицинской организации вносит запись, что акт проверки подписывается с возражениями, которые прикладываются к акту проверки или направляются в территориальный фонд не позднее 5 (пяти) рабочих дней со дня получения акта проверки. Письменные возражения медицинской организации на акт проверки приобщаются к материалам проверки.
При наличии письменных возражений на акт проверки в срок не позднее 5 (пяти) рабочих дней со дня их получения территориальный фонд направляет руководителю медицинской организации письменное сообщение о результатах рассмотрения возражений на акт проверки, подписанное директором территориального фонда, с указанием оснований, по которым возражения признаются необоснованными, или о признании обоснованными возражений (обоснованными частично возражений) медицинской организации.
В случае непризнания обоснованными возражений или признания обоснованными частично возражений медицинской организации в письменное сообщение включается информация о том, что сроки устранения нарушения и (или) сроки возврата (возмещения) средств, в том числе использованных не по целевому назначению, и (или) уплаты штрафов, пеней исчисляются со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
Письменное сообщение о результатах рассмотрения возражений на акт проверки вручается руководителю медицинской организации или лицу, им уполномоченному, под подпись либо направляется медицинской организации заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
Копия письменного сообщения территориального фонда о результатах рассмотрения возражений медицинской организации на акт проверки и документ, подтверждающий факт направления медицинской организации указанного письменного сообщения, приобщаются к материалам проверки.
Таким образом, в соответствии с требованиями, установленными Порядком N 255н, в случае поступления возражений на акт проверки, именно соответствующее требование территориального фонда, выставленное на основании акта проверки с учетом результата рассмотрения возражений, отраженного в письменном сообщении, является основанием для возврата (возмещения) средств использованных не по целевому назначению, и (или) уплаты штрафов, пеней.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, оспариваемое требование от 05.07.2022 N 1547 на сумму 1 360 774 руб. 37 коп., вынесено Фондом со ссылкой акт плановой комплексной проверки по использованию средств обязательного медицинского страхования от 05 марта 2022 года N 1/2022-4.
Вместе с тем, из указанного акта проверки следует, что Фонд по результатам проверки установил факт восстановления медицинской организацией в момент проведения проверки нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования (на счет по учету средств обязательного медицинского страхования) на сумму 1 360 774 руб. 37 коп., в том числе по платежному поручению от 04.03.2022 N 515828 на сумму 774300 руб. 00 коп.; по заявке на кассовый расход от 05.03.2022 N 2091 на сумму 109 621 руб. 90 коп.; по заявке на кассовый расход от 05.03.2022 N 2092 на сумму 362452 руб. 47 коп.; по заявке на кассовый расход от 05.03.2022 N 2095 на сумму 114400 руб. 00 коп.
При этом по результатам рассмотрения возражений медицинской организации на акт проверки 05 марта 2022 года N 1/2022-4, возражения медицинской организации в части отсутствия обязанности по восстановлению спорной суммы приняты, о чем свидетельствует заключение от 28.03.2022 и требование от 28.03.2022 N674.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для выдачи дополнительного требования о восстановлении нецелевого использования от 05.07.2022 N 1547, поскольку по результатам проведенной проверки Фонд признал факт восстановления медицинской организацией спорной суммы нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования (на счет по учету средств обязательного медицинского страхования) в размере 1 360 774 руб. 37 коп., что свидетельствует об.
Суд первой инстанции отметил, что из пояснений представителя ответчика следует, что фактически основанием для выставления в адрес ГАУЗ "РКБ им. Н.А.Семашко" спорного требования от 05.07.2022 N 1547 явились не выводы Территориального фонда, постановленные по результатам проведенной плановой комплексной проверки, а факт непринятия Федеральным фондом обязательного медицинского страхования полугодового отчета Территориального фонда на сумму 1 360 774 руб. 37 коп., ввиду несогласия с выводами Территориального фонда о восстановлении ГАУЗ "Республиканская клиническая больница" спорной суммы нецелевого использования в момент проведения проверки.
При таких обстоятельствах оспариваемое требование Фонда от 05 июля 2022 года N 1547 о восстановлении нецелевого использования средств ОМС в размере 1 360 774 руб. 37 коп. признано не соответствующим требованиям Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании" и не может быть признано законным и обоснованным.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, повторяют позицию по делу, не содержат фактов, которые не были проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 22 ноября 2022 года по делу N А10-4530/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В. Ломако |
Судьи |
Д.В. Басаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А10-4530/2022
Истец: Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республиканская клиническая больница им.Н.А.Семашко Министерства здравоохранения Республики Бурятия
Ответчик: Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Бурятия