город Москва |
|
27 февраля 2023 г. |
дело N А40-142776/22 |
Резолютивная часть постановления оглашена 13.02.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 27.02.2023.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Сумина О.С., Лепихин Д.Е.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Аверьяновой К.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве на решение Арбитражного суда г. Москвы от 08.11.2022
по делу N А40-142776/22,
по заявлению Министерства обороны Российской Федерации
к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве
третье лицо: ФГУП "Управление гостиничным хозяйством" Министерства обороны Российской Федерации
о признании незаконным решения;
при участии:
от заявителя - Кривошеина М.А. по доверенности от 11.10.2022;
от заинтересованного лица - Скиперский А.С. по доверенности от 24.01.2023;
от третьего лица - Рябова Д.С. по доверенности от 26.12.2022;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 08.11.2022 признаны незаконными решения Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве, оформленные уведомлениями от 13.04.2022 N КУВД-001/2021-55938720/5, N КУВД001/2021-55932582/6, от 14.04.2022 N КУВД-001/202155908875/6, N КУВД-001/2021-55911283/5 об отказе государственной регистрации прав и на Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве возложена обязанность в течение 10 дней срок со дня вступления в законную силу судебного акта устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем осуществления государственной регистрации права собственности Российской Федерации в отношении недвижимого имущества.
Регистрирующий орган не согласился с выводами суда, обратился с апелляционной жалобой, просит решение суда отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
В качестве третьего лица в деле участвует ФГУП "Управление гостиничным хозяйством" Министерства обороны Российской Федерации.
Представители лиц, участвующих в деле в судебном заседании поддержали свои доводы и возражения.
Через канцелярию суда от заявителя по делу и третьего лица поступили отзывы на апелляционную жалобу, которые приобщены судом к материалам дела.
Дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что Министерство обороны Российской Федерации в лице ФГУП "Управление гостиничным хозяйством" Министерства обороны Российской Федерации обратилось в Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве с заявлениями от 10.06.2021 и 27.12.2021 о регистрации права собственности Российской Федерации в отношении объектов недвижимого имущества: нежилое помещение (этаж N 1, пом. XXIV ком. 1-22) площадью 227,3 кв.м., инвентарный номер 45:290:002:000028620:0008 (кадастровый номер 77:04:0005009:9572); нежилое помещение (этаж N 1, пом. VIII ком. 1-14) площадью 142,3 кв.м., инвентарный номер 45:290:002:000028620:0002 (кадастровый номер 77:04: 0005009:9566); нежилое помещение (этаж N 1, пом. IX ком. 1-10, 1а) площадью 95.2 кв.м., инвентарный номер 45: 290:002: 000028620:0003 (кадастровый номер 77:04: 0005009:9567); нежилое помещение (этаж N 1, пом. III ком. 1-5, помещение VI комнаты 1-16) площадью 216,6 кв.м., инвентарный номер 45:290:002:000028620:0001 (кадастровый номер 77:04:0005009:9565), расположенные в многоквартирном жилом доме по адресу: Москва, улица Авиаконструктора Миля, дом 19.
Регистрирующим органом отказано в государственной регистрации права (N КУВД-001/2021-55938720/5 от 13.04.2022, КУВД-001/2021-55932582/6 от 13.04.2022, КУВД-001/2021- 55908875/6 от 14.04.2022, КУВД-001/2021-55911283/5 от 14.4.2022).
Рассмотрев повторно материалы дела, проверив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отемны судебного акта, исходя из следующего.
В силу п. 1, пп. 1, 6, 8 п. 2 ст. 14 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" от 13.07.2015 N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются в том числе: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременении объектов недвижимости.
Из материалов дела следует, что Министерством обороны Российской Федерации в качестве приложений при подаче заявления на регистрацию представлены все необходимые документы.
В соответствии с ч 5 ст. 69 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" от 13.07.2015 N 218-ФЗ, в случае отсутствия в Едином государственном реестре недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, в том числе при поступлении предусмотренного ст. 62 настоящего Федерального закона запроса о предоставлении сведений, или межведомственного запроса о предоставлении сведений, или заявления о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, орган регистрации прав, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, в течение пяти рабочих дней со дня получения им указанных запросов или заявления обеспечивает включение документов и сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости на основании: имеющейся в его распоряжении документации о ранее учтенном объекте недвижимости; документа (копии документа, заверенной в порядке, установленном федеральным законом), устанавливающего или подтверждающего право на объект недвижимости, в том числе документа, указанного в п. 9 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и представленного заинтересованным лицом при его обращении с соответствующим заявлением в орган регистрации прав; документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет указанного объекта недвижимости или государственную регистрацию права на него либо устанавливающих или подтверждающих право на него и представленных соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления либо органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, в орган регистрации прав по его запросам, если документы и сведения о ранее учтенном объекте недвижимости отсутствуют в составе имеющейся в распоряжении органа регистрации прав документации о ранее учтенном объекте недвижимости.
В приложенных к заявлению выписках из реестра федерального имущества N 5467/8, 5467/3, 5467/2, 1516/2 от 31.03.2021 и 17.12.2021 в графе "документы основания возникновения вещного права" указаны: акт государственной приемочной комиссии от 27.09.2002, реестровый номер объекта В13510009621-290411, акт государственной приемочной комиссии от 16.12.2002; реестровый номер объекта В13510009622- 290411, акт государственной приемочной комиссии от 16.12.2002; реестровый номер объекта В13 510009623 - 290411, акт государственной приемочной комиссии от 16.12.2002; реестровый номер объекта В13510009624 - 290411.
В соответствии с п. 1 ст. 214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
Министерство обороны Российской Федерации, как самостоятельно, так и в лице своих подведомственных организаций, вправе владеть и распоряжаться от имени собственника (Российской Федерации) всем недвижимым имуществом, в том числе и Объектами, указанными в заявлении соответственно, что следует из совокупного толкования нижеприведенных нормативно-правовых актов.
Разграничение государственной собственности на федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность в Российской Федерации состоялось в 1991 году, когда порядок разграничения собственности урегулирован постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, г. Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность".
Согласно п. 1 постановления Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 объекты государственной собственности, указанные в Приложении 1 к постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.
В силу п. 12 ст. 1 Федерального закона "Об обороне" от 31.05.1996 N 61-ФЗ Имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Имущество Вооруженных Сил Российской Федерации в отношении которого в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" допускается заключение концессионного соглашения, может быть передано концессионеру в соответствии с указанным Федеральным законом.
К объектам, необходимым для обеспечения функционирования федеральных органов власти и управления и решения общероссийских задач относится имущество вооруженных сил, железнодорожных, пограничных и внутренних войск, органов безопасности, органов внутренних дел Российской Федерации и других учреждений, финансирование которых осуществляется из республиканского бюджета Российской Федерации, а также расположенных на территории Российской Федерации учреждений, финансировавшийся из государственного бюджета СССР.
Согласно п. п. 68, 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082 Министерство обороны Российской Федерации осуществляет расквартирование и обустройство войск (сил), управление и распоряжение жилищным фондом, закрепленным за Министерством обороны Российской Федерации в соответствии с его назначением и организует строительство и эксплуатацию объектов военной и социальной инфраструктур в Вооруженных силах.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерство обороны Российской Федерации наделено полномочиями по управлению федеральным имуществом, находящегося у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
В соответствии с п.п. 1 п. 8 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, Министерство в целях реализации своих полномочий имеет право издавать нормативные правовые акты и иные документы по вопросам, отнесенным к его компетенции.
Согласно п. п. 2, 8, 9 Положения о Департаменте военного имущества Министерства обороны Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 25.02.2014 N ПО, Департамент Министерства обороны Российской Федерации осуществляет мероприятия по закреплению имущества Вооружённых Сил Российской Федерации на праве оперативного управления или хозяйственного ведения за учреждениями и предприятиями, а также по прекращению права оперативного управления или хозяйственного ведения учреждений и предприятий имуществом Вооружённых Сил Российской Федерации.
Согласно архивным выпискам из реестра федерального имущества N 97/5 от 10.03.2017, N 160/2 от 26.02.2018, N 97/6 от 10.03.2017, N 8516 от 23.05.2011 с 2008 правообладателем объектов значится ФГУ "Люберецкая квартирно-эксплуатационная часть района" Министерства обороны Российской Федерации.
В графе "документы-основания возникновения вещного права" указаны сведения, идентичные выпискам из реестра федерального имущества от 31.03.2021 и 17.12.2021.
07.04.2015 объекты с кадастровыми номерами 77:04:0005009:9572, 77:04: 0005009:9566, 77:04:0005009:9565, 77:04: 0005009:9567 переданы в хозяйственное ведение предприятия согласно приказа Директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации N 690 от 07.04.2015 по акту приема-передачи от 24.04.2015.
Указанным приказом прекращено право оперативного управления федерального государственного казённого учреждения "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации и закреплено на праве хозяйственного ведения за государственным унитарным сельскохозяйственным предприятием "Заозерный-Агропродукт" Министерства обороны Российской Федерации.
Приказом Директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации N 510 от 18.03.2015 государственное унитарное сельскохозяйственное предприятие "Заозерный-Агропродукт" Министерства обороны Российской Федерации переименовано в федеральное государственное унитарное предприятие "Управление гостиничным хозяйством" Министерства обороны Российской Федерации, из чего следует, что после ФГУ "Люберецкая квартирно-эксплуатационная часть района" Министерства обороны Российской Федерации объекты перешли в оперативное управление ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации.
Из выписок из Единого государственного реестра юридических лиц следует, что на ФГУ "Люберецкая квартирно-эксплуатационная часть района" Министерства обороны Российской Федерации и ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, указанные учреждения являются подведомственными Министерству обороны Российской Федерации, а именно: "Люберецкая квартирно-эксплуатационная часть района" Министерства обороны Российской Федерации образовано 11.08.1993 Министерством обороны Российской Федерации (п. 13-14 раздела "Сведения об участниках/учредителях юридического лица").
Квартирно-эксплуатационное управление г. Москвы главного квартирно-эксплуатационного управления Мистерства обороны Российской Федерации образовано 28.01.2003 Министерством обороны Российской Федерации (п. 28-20 раздела "Сведения об участниках/учредителях юридического лица").
08.08.2012, Квартирно-эксплуатационным управлением г. Москвы главного квартирно-эксплуатационного управления Министерства обороны Российской Федерации образовано ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (п. 32-34 раздела "Сведения об участниках/учредителях юридического лица").
ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации образовано в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 5.07.2010 N 756 в результате переименования ФГУ "Московская центральная квартирно-эксплуатационная часть района" Министерства обороны Российской Федерации (созданного в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.07.2007 N 982-р) и реорганизации путем присоединения к нему 65 федеральных государственных учреждений (в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 17.12.2010 N 1871).
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.03.2012 N 422-р в мае 2012 года Федеральное государственное учреждение "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации переименовано в федеральное государственное казенное учреждение "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации.
Полномочия собственника имущества предприятия осуществляет Министерство обороны Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации в лице Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации.
Из изложенного следует, что на протяжении всего периода, после ввода объектов в эксплуатацию, их правообладателем в лице своих подведомственных организаций изначально и по настоящий момент является Министерство обороны Российской Федерации, а ФГУП "Управление гостиничным хозяйством" Министерства обороны Российской Федерации в настоящее время наделено правом хозяйственного ведения.
В силу п. 1, п. 8 ст. 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 12 ст. 28 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" от 13.07.2015 N 218-ФЗ в случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации.
Государственная регистрация прав на имущество осуществляется уполномоченным в соответствии с законом органом на основе принципов проверки законности оснований регистрации, публичности и достоверности государственного реестра.
В рассматриваемом случае, оспариваемые решения регистрирующего органа об отказе государственной регистрации права не соответствуют положениям действующего законодательства и нарушают права и законные интересы заявителя.
Возложение на регистрирующий орган соответствующей обязанности является способом устранения нарушенных прав заявителя в порядке, предусмотренном ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме и отклонены, судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, нормы процессуального законодательства при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 08.11.2022 по делу N А40-142776/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
О.С. Сумина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-142776/2022
Истец: МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Третье лицо: ФГУП "УПРАВЛЕНИЕ ГОСТИНИЧНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ