г. Москва |
|
27 февраля 2023 г. |
Дело N А40-197837/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 февраля 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Никифоровой Г.М.,
судей: |
Попова В.И., Яковлевой Л.Г., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Бурцевым П.С., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ГУ МРО ФСС РФ (Филиал N 6) на решение Арбитражного суда города Москвы от 16.12.2022 г. по делу N А40-197837/22, по заявлению АНО "СОЮЗЭКСПЕРТИЗА" Торгово-промышленной палаты Российской Федерации (ИНН 7710310183, ОГРН 1027739381548) к ГУ МРО ФСС РФ (Филиал N 6) (ИНН 7710030933, ОГРН 1027700532298) о признании недействительными уведомления о страховом тарифе на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний от 22.04.2022, решения о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний от 06.09.2022 N 770622100163403,
при участии:
от заявителя: |
Миронова О.Н. по дов. от 07.07.2022 |
от заинтересованного лица: |
Титова Т.В. по дов. от 13.01.2023 |
от третьего лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Автономная некоммерческая организация "СОЮЗЭКСПЕРТИЗА" Торгово-промышленной палаты Российской Федерации (далее - заявитель, организация, АНО "СОЮЗЭКСПЕРТИЗА" ТПП РФ) к обратилась в суд с заявлением к Государственному учреждению - Московскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (Филиал N 6) (далее - фонд, заинтересованное лицо) о признании недействительными уведомления страхователю о страховом тарифе на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний от 22.04.2022, решения Фонда от 06.09.2022 N 770622100163403, требование Фонда об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 22.09.2022 N 770622200161701.( с учетом уточнения в порядке ст. 49 АПК РФ)
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 16.12.2022 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Фонд обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель Фонда в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель заявителя поддержал решение суда первой инстанции.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы, заслушанного мнения представителей лиц, участвующих в деле, полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
Как установлено судом и следует из материалов дела 09.08.2022 страхователем получен акт камеральной проверки правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Фонд социального страхования Российской Федерации от 02.08.2022. N 770622100163401.
06.09.2022 состоялось рассмотрение возражений страхователя, по результатам которого вынесено решение N 770622100163403 о привлечении АНО "СОЮЗЭКСПЕРТИЗА" ТПП РФ к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Указанные в решении сумма недоимки, пени и штраф образовались в связи с тем, что заявитель производил уплату страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний по страховому тарифу 0,2 %, а, по мнению страховщика, должен был, начиная с января 2022 года, уплачивать страховые взносы по страховому тарифу в размере 0,6 %.
Как указывает заявитель уведомление о страховом тарифе на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2022 год направлено 27.04.2022 посредством почтовой связи на юридический адрес АНО "СОЮЗЭКСПЕРТИЗА" ТПП РФ Документ был направлен по адресу: 127006, УЛИЦА ДМИТРОВКА М., 13/17, КВ.1. ГОРОД МОСКВА. Однако на указанную дату юридическим адресом АНО "СОЮЗЭКСПЕРТИЗА" ТПП РФ, указанным в ЕГРЮЛ, был адрес: 125009, МОСКВА ГОРОД, УЛИЦА ДМИТРОВКА М.. 13/17, К. 1.
Также 06.04.2022 в адрес АНО "СОЮЗЭКСПЕРТИЗА" ТПП РФ поступило письмо Московского межрайонного почтамта N 4 УФПС г. Москвы о том, что на основании Приказа УФПС г. Москвы филиала АО "Почта России" от 09.12.2021 г. N 626-п "О передаче домов зоны обслуживания ОПС 125009 в зону обслуживания ОПС 125375 ММП N4" территориальный адрес: ул. Дмитровка М., дом 13/17, стр. 1, передан из зоны обслуживания отделения почтовой связи N 125009 в зону обслуживания почтовой связи N 125375, почтовый индекс 125375.
На основании заявления АНО "СОЮЗЭКСПЕРТИЗА" ТПП РФ 06.05.2022 в ЕГРЮЛ внесены изменения в части адреса юридического лица. Новый адрес местонахождения страхователя: 125375, ГОРОД МОСКВА, УЛИЦА ДМИТРОВКА М., 13/17, СТР.1.
Таким образом, по мнению заявителя, вина организации в неполучении уведомления о страховом тарифе отсутствует.
При этом заявитель указывает, что установление АНО "СОЮЗЭКСПЕРТИЗА" ТПП РФ страхового тарифа с января 2022 года в размере 0,6 % в соответствии с основным видом деятельности "52.29 Деятельность вспомогательная прочая, связанная с перевозками" необоснованно, поскольку не соответствует реально осуществляемым видам деятельности страхователя. Также не согласен с отказом страховщика в пересмотре установленного страхового тарифа.
Суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования, учитывая следующее.
Правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний урегулированы Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Федеральный закон N 125- ФЗ).
Согласно Федеральному закону N 125-ФЗ органы Фонда социального страхования Российской Федерации осуществляют контроль за соблюдением страхователями законодательства по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в части правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации, а также расходования этих средств страхователями.
В соответствии с п. 7, 8 ст. 18 Федерального закона 125-ФЗ страховщик имеет право проводить проверки правильности исчисления, своевременности и полноты уплаты (перечисления) страховых взносов страхователями, а также правильности выплаты обеспечения по страхованию застрахованным, требовать и получать от страхователей необходимые документы и объяснения по вопросам, возникающим в ходе проверок, требовать от страхователей документы, служащие основанием для исчисления и уплаты (перечисления) страховых взносов, осуществления расходов на выплату обеспечения по страхованию, а также документы, подтверждающие правильность исчисления, своевременность и полноту уплаты (перечисления) страховых взносов, правильность и обоснованность расходов страхователя на выплату обеспечения по страхованию. Контроль проводится посредством выездных и камеральных проверок.
Камеральная проверка проводится по месту нахождения исполнительного органа фонда на основе представленной страхователями отчетности и других документов о деятельности страхователя. Если камеральной проверкой выявлены ошибки в отчетности и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных страхователем, исполнительный орган Фонда обязан составить акт камеральной проверки.
В соответствии со статьей 17 вышеназванного Федерального закона N 125-ФЗ страхователь обязан в установленном порядке и в определенные страховщиком сроки начислять и перечислять страховщику страховые взносы.
Согласно пункту 1 статьи 22 Федерального закона N 125-ФЗ страховые взносы уплачиваются страхователем исходя из страхового тарифа с учетом скидки или надбавки, устанавливаемых страховщиком.
При этом из содержания статьи 21 Федерального закона N 125-ФЗ следует, что страховые тарифы дифференцируются по отраслям экономики в зависимости от класса профессионального риска и устанавливаются федеральным законом.
Как закреплено п. 5 Порядка, в редакции приказа Министерства здравоохранения и социальной защиты Российской Федерации от 25.01.2017 N 75н, в случае если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, до 15 апреля (включительно) не представил документы, указанные в пункте 3 этого Порядка, территориальный орган Фонда относит в соответствующем году данного страхователя к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности в соответствии с кодами по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, указанными в отношении этого страхователя в Едином государственном реестре юридических лиц, и в срок до 1 мая уведомляет страхователя об установленном с начала текущего года размере страхового тарифа, соответствующем этому классу профессионального риска.
Классификации видов экономической деятельности по классам профессионального риска утверждена приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30.12.2016 N851H.
Но в соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, отраженной в постановлении от 05.07.2011 N 14943/2010, в пункте 5 Порядка указано на "осуществляемые виды деятельности", поэтому вид фактически осуществляемой организацией деятельности не может быть определен лишь на основании документов, о которых приведены сведения о видах экономической деятельности данной организации.
На основании правовых подходов, выраженных в Определениях Верховного Суда Российской Федерации от 11.09.2018 N 309-КП8-7926, от 12.11.2018 N 304-КП8-9969, предусмотренное пунктом 5 Порядка право фонда самостоятельно отнести страхователя к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности и аналогичные положения пункта 13 Правил не являются санкцией, применяемой к страхователю за нарушение им сроков представления документов, подтверждающих основной вид экономической деятельности, а являются мерой, призванной гарантировать права застрахованных лиц на страховое обеспечение в случае неисполнения страхователем своих обязанностей по подтверждению основного вида экономической деятельности.
Как закреплено в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 12.11.2018 N 304-КП 8-996, право фонда, установленное в пункте 5 Порядка, основано на предусмотренной в законодательстве опровержимой презумпции, позволяющей фонду в условиях отсутствия надлежащей информации установить страхователю повышенный тариф страховых взносов, во всяком случае обеспечивающий права застрахованных лиц; страхователь и после истечения установленного пунктом 5 Порядка срока не лишен правомочия представить в фонд документы в подтверждение основного вида фактически осуществляемой экономической деятельности, а впоследствии оспаривать позицию и акты фонда в судебном порядке, бремя доказывания в суде обоснованности заявленного тарифа, в силу части 1 статьи 65 АПК РФ, лежит на страхователе.
В настоящем случае, как верно установлено судом первой инстанции, усматривается из материалов дела, заявитель не отрицает факт непредставления со своей стороны в установленный законом срок в фонд сведений, необходимых для определения основного вида экономической деятельности
Правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска утверждаются Правительством Российской Федерации (пункт 3 статьи 22 Федерального закона N 125-ФЗ).
Порядок отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска в целях установления страховых тарифов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний установлен Правилами отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 N 713 (далее по тексту - Правила N 713).
Согласно пункту 8 Правил N 713 экономическая деятельность юридических и физических лиц, являющихся страхователями по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежит отнесению к виду экономической деятельности, которому соответствует основной вид экономической деятельности, осуществляемый этими лицами.
Пункт 9 Правил N 713 предусматривает, что основным видом экономической деятельности коммерческой организации является тот вид, который имеет наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг.
Основной вид деятельности страхователя - юридического лица, а также виды экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, ежегодно подтверждаются страхователем в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (пункт 11 Правил N 713).
Как подтверждается материалами дела, АНО "СОЮЗЭКСПЕРТИЗА" ТПП РФ не представила в установленный срок в фонд сведения и документы, указанные в п.3 Порядка N 55.
Однако суд установил, что уведомление страховщика об установленном с начала текущего года страховом тарифе на 2022 в срок до 1 мая 2022 г. в адрес АНО "СОЮЗЭКСПЕРТИЗА" ТПП РФ также не поступало.
До получения уведомления страхователь не знал об установленном ему страховом тарифе на 2022, ввиду указания фондом ошибочного адреса, соответственно, не мог ни обжаловать это решение, ни представить правильный расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения, за полугодие 2022, ни заплатить страховые взносы на основании вновь установленного страхового тарифа.
Вместе с возражениями на акт проверки 23.08.2022 страхователь направил в фонд: заявление о выдаче уведомления об установленном с начала текущего года АНО "СОЮЗЭКСПЕРТИЗА" ТПП РФ страховом тарифе на 2022, заявление о подтверждении основного вида деятельности вместе со справкой-подтверждением основного вида деятельности, а также заявление о пересмотре установленного АНО "СОЮЗЭКСПЕРТИЗА" ТПП РФ страхового тарифа на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Фонд 05.09.2022 направил ответ N 10-16/04-7995 о невозможности изменения размера страхового тарифа АНО "СОЮЗЭКСПЕРТИЗА" ТПП РФ, к которому приложил уведомление о страховом тарифе на обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Таким образом, заявитель получил сведения об установленном страховом тарифе 05.09.2022.
Фактически основным видом экономической деятельности АНО "СОЮЗЭКСПЕРТИЗА" ТПП РФ в 2021 году являлся вид деятельности по ОКВЭД 71.20.1 "Испытания и анализ состава и чистоты материалов и веществ: анализ химических и биологических свойств материалов и веществ: испытания и анализ в области гигиены питания, включая ветеринарный контроль и контроль за производством продуктов питания". Доход от данного вида деятельности составил 131 999 тыс. рублей, что составляет 30.6 % в общем объеме оказанных услуг, в нем занято наибольшее количество работников организации - 46 человек.
Поскольку страховой тариф предназначен для защиты имущественных интересов работника в случае повреждения его здоровья в результате выполнения трудовых функций, а подавляющее большинство сотрудников организации работают в офисе, без воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, то установление страховщиком повышенного страхового тарифа для АНО "СОЮЗЭКСПЕРТИЗА" ТПП РФ не имеет экономического обоснования и нарушает права и законные интересы страхователя.
Более того, АНО "СОЮЗЭКСПЕРТИЗА" ТПП РФ ни в 2021, ни в 2022 не осуществляет деятельность по ОКВЭД 52.29 "Деятельность вспомогательная прочая, связанная с перевозками", объем оказанных услуг - 0 руб., количество занятых сотрудников 0 человек.
В соответствии с приложением к Приказу Минтруда России от 30.12.2016 N 851 н "Об утверждении Классификации видов экономической деятельности по классам профессионального риска" фактически осуществляемый АНО "СОЮЗЭКСПЕРТИЗА" ТПП РФ вид деятельности но ОКВЭД 71.20.1 относится к 1 классу профессионального риска с установлением страхового тарифа в размере 0.2 (ст. 1 Федерального закона от 27.12.2019 N 445-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов").
Учитывая изложенное, оспариваемые заявителем Уведомление о страховом тарифе на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний от 22.04.2022, решение от 06.09.2022 N 770622100163403 о привлечении АНО "СОЮЗЭКСПЕРТИЗА" ТПП РФ к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, требование об уплате недоимки по страховым взносам от 22.09.2022 N 770622200161701, вынесенные фондом, являются необоснованными и незаконными, нарушают права и законные интересы АНО "СОЮЗЭКСПЕРТИЗА" ТПП РФ.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, коллегия признает несостоятельными ввиду следующего.
По смыслу части 1 статьи 64, части 1 и 2 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, определяются арбитражным судом на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, с учетом представленных сторонами доказательств, обосновывающих требования и возражения лиц, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права.
При оценке представленных в деле доказательств, суд руководствуется также положениями ч. 3.1 ст. 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которым, обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований и возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.
Коллегия учитывает, что несогласие заявителя с оценкой судом представленных доказательств и сформулированными на ее основе выводами по фактическим обстоятельствам дела не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Апелляционная жалоба не содержит указания на обстоятельства и соответствующие доказательства, наличие которых позволило бы иначе оценить те юридически значимые обстоятельства, верная оценка которых судом первой инстанции повлекла принятие обжалуемого решения.
Нарушений норм материального права при принятии обжалуемого решения арбитражным судом первой инстанции допущено не было.
руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 16.12.2022 г. по делу N А40-197837/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Г.М. Никифорова |
Судьи |
Л.Г. Яковлева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-197837/2022
Истец: АНО "СОЮЗЭКСПЕРТИЗА" ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННОЙ ПАЛАТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ответчик: ГУ Московское региональное отделение Фонда социального страхования РФ в лице филиала N 6 МРО ФСС РФ