г. Хабаровск |
|
28 февраля 2023 г. |
А04-7909/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 февраля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 февраля 2023 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сапрыкиной Е.И.
судей Вертопраховой Е.В., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ивановой Н.А.
при участии в заседании:
от Администрации ЗАТО городского округа Циолковский Амурской области: Ивковой С.В., по доверенности от 30.12.2022;
от Контрольно-счетной палаты Амурской области: Кузьмина В.М., по доверенности от 05.07.2021;
от ООО Торгово-производственное предприятие "Контур": не явились;
рассмотрев в судебном заседании (веб-конференция) апелляционную жалобу Администрации закрытого административно-территориального образования городского округа Циолковский Амурской области
на решение от 12.12.2022 по делу N А04-7909/2022
Арбитражного суда Амурской области
по заявлению Администрации закрытого административно-территориального образования городского округа Циолковский Амурской области
к Контрольно-счетной палате Амурской области
о признании незаконным представления в части
третье лицо: Общество с ограниченной ответственностью "Торгово-производственное предприятие "Контур"
УСТАНОВИЛ:
Администрация закрытого административно-территориального образования городского округа Циолковский Амурской области (далее - заявитель, администрация) обратилась в Арбитражный суд Амурской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, о признании незаконным пункта 3 резолютивной части представления Контрольно-счетной палаты Амурской области (далее - счетная палата, орган контроля) от 06.09.2022 N 66.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено Общество с ограниченной ответственностью "Торгово-производственное предприятие "Контур".
Решением суда от 12.12.2022 в удовлетворении требования отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, администрация обратилась в апелляционный суд с жалобой, в которой просила его отменить, указав на неполное выяснение всех обстоятельств спора.
В обоснование жалобы указывает на то, что судом первой инстанции не был принят во внимание тот факт, что дополнительным соглашением N 1 от 25.10.2021 к муниципальному контракту от 15.06.2021 N 2618 произведен перерасчет сметной стоимости, в соответствии с которым цена составила 76 967 868 руб. без учета НДС; оплата за выполненные работы произведена Управлением градостроительства, капитального строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации ЗАТО Циолковский в соответствии с названным дополнительным соглашением без учета НДС.
Третье лицо в отзыве на жалобу поддержало доводы апеллянта, настаивало на отмене судебного акта.
В судебном заседании представитель администрации поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представитель контрольно-счетной палаты в заседании суда второй инстанции выразил несогласие с доводами апеллянта, указав на законность судебного решения.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы с учетом отзывов, заслушав участников процесса, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как видно из материалов дела, на основании плана работы Контрольно-счетной палаты Амурской области на 2022 год и поручения председателя счетной палаты от 30.06.2022 N 47 органом финансового контроля в отношении Администрации ЗАТО Циолковский проведена проверка по вопросу целевого и эффективного использования средств, выделенных в 2021 году на софинансирование мероприятий, направленных на модернизацию коммунальной инфраструктуры в рамках подпрограммы "Обеспечение доступности коммунальных услуг, повышение качества и надежности жилищно-коммунального обслуживания населения" государственной программы "Модернизация жилищно-коммунального комплекса, энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Амурской области" бюджету ЗАТО Циолковский.
По результатам контрольного мероприятия составлен акт от 02.08.2022 и
06.09.2022 вынесено представление N 66, согласно пункту 3 которого заявителю предложено произвести возврат в областной бюджет неправомерно использованные средства субсидии в сумме 13278,4 тыс. рублей (в размере доли софинансирования, предусмотренного Соглашением - 97,0 процентов).
Не согласившись с данным представлением в указанной части, администрация обратилась в арбитражный суд.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания недействительным акта и незаконными действий (бездействия) процессуальный закон предусматривает совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному правовому акту и нарушение прав и охраняемых законом интересов в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленного требования, пришел к выводу об отсутствии совокупности таких условий.
Возражения заявителя жалобы направлены на несогласие с данным выводом.
Проверив доводы апеллянта, судебная коллегия приходит к следующему.
В рамках подпрограммы "Обеспечение доступности коммунальных услуг, повышение качества и надежности жилищно-коммунального обслуживания населения" государственной программы "Модернизация жилищно-коммунального комплекса, энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Амурской области", утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 25.09.2013 N 452, предусмотрено основное мероприятие "Проведение мероприятий по обеспечению доступности коммунальных услуг, повышению качества и надежности жилищно-коммунального обслуживания населения".
В рамках основного мероприятия предусмотрено мероприятие "Расходы, направленные на модернизацию коммунальной инфраструктуры".
Постановлением администрации от 03.07.2017 N 274 утверждено Положение о Единой комиссии по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд ЗАТО Циолковский и утвержден состав Единой комиссии.
План-график закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд управления градостроительства, капитального строительства и жилищно-коммунального хозяйства Администрации ЗАТО Циолковский на 2021 финансовый год и на плановый период 2022 и 2023.
В план-график включены следующие объекты закупок: выполнение работ по объекту "Реконструкция дымовых труб котельной ГП 201 ЗАТО Циолковский", стоимостью 80145,9 тыс. рублей; выполнение работ на разработку проектно-сметной документации на реконструкцию сетей теплоснабжения, водоснабжения по ул. Красногвардейской, ул. Маршала Неделина, ул. Сосновой, ул. Строителей г. Циолковский стоимостью 12898,9 тыс. рублей; выполнение работ на разработку проектно-сметной документации на реконструкцию сетей канализации по ул. Красногвардейской, ул. Маршала Неделина, ул. Сосновой, ул. Строителей г. Циолковский стоимостью 7065,1 тыс. рублей.
Постановлением Правительства Амурской области от 14.04.2021 N 223 бюджету ЗАТО Циолковский распределена субсидия на софинансирование мероприятий, направленных на модернизацию коммунальной инфраструктуры на 2021 год, в размере 91005,3 тыс. рублей (целевая статья расходов 0510287400 "Расходы, направленные на модернизацию коммунальной инфраструктуры", вид расходов 523 "Консолидированные субсидии").
12.03.2021 между Министерством ЖКХ Амурской области и Муниципальным образованием ЗАТО Циолковский заключено Соглашение N 01-39-3645 о предоставлении субсидии из областного бюджета на расходы, направленные на модернизацию коммунальной инфраструктуры.
Из пунктов 2.1., 2.2. указанного Соглашения следует, что общий объем бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете ЗАТО Циолковский на финансовое обеспечение расходных обязательств, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, составляет в 2021 году 102 690 556,70 руб.. (102690,6 тыс. рублей.).
Размер субсидии, предоставляемой из областного бюджета, исходя из выраженного в процентах от общего объема расходного обязательства, составляет в 2021 году - 97%, в размере, не превышающем 99 609 840 руб. (99609,8 тыс. рублей)
Дополнительными соглашениями от 12.08.2021 N 1, от 24.12.2021 N 2 в вышепоименованное Соглашение внесены изменения в части финансового обеспечения расходных обязательств, согласно которым общий объем бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете ЗАТО Циолковский на финансовое обеспечение расходных обязательств, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, составляет в 2021 году 93 819 868 руб. (93946,4 тыс. рублей). Размер субсидии, предоставляемой из областного бюджета, исходя из выраженного в процентах от общего объема расходного обязательства, составляет в 2021 году - 97%, в размере, не превышающем 91 005 271,96 руб.. (91005,3 тыс. рублей)
Согласно перечню мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, являющегося приложением N 1 к Соглашению с учетом дополнительного соглашения, субсидия предоставляется, в том числе на мероприятие: "Реконструкция дымовых труб котельной ГП 201 ЗАТО Циолковский" с объемом финансового обеспечения 76967,9 тыс. рублей, в том числе, за счет средств областного бюджета 74658,8 тыс. рублей, за счет средств местного бюджета - 2309,0 тыс. рублей.
27.04.2021 Управлением градостроительства, капитального строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации ЗАТО Циолковский (заказчик) размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по объекту "Реконструкция дымовых труб котельной ГП - 201 ЗАТО Циолковский".
На сайте размещена конкурсная документация, содержащая раздел V "Обоснование начальной (максимальной) цены контракта". При определении начальной (максимальной) цены контракта использовался один из предусмотренных Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" методов - проектно-сметный.
В указанном разделе документации содержится Протокол начальной (максимальной) цены контракта и Расчет начальной (максимальной) цены контракта. При расчете НМЦК использовалась проектная документация, включая сводный сметный расчет стоимости реконструкции объекта, а также положительное заключение государственной экспертизы (реестровый N 28-1-1-3-053875-2020 от 27.10.2020), выданное ГАУ Амурской области "Управление государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий".
Проектную документацию, включая сводный сметный расчет и локальные сметы, разработало ООО "Якутгазпроект". Сводный сметный расчет был разработан (в том числе) на основании Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации МДС 81-35.2004, утвержденной Постановлением Госстроя России от 05.03.2004 N 15/1.
Согласно расчету, начальная (максимальная) цена контракта составляла 80145,91 тыс. рублей, в том числе строительно-монтажные работы, оборудование, временные здания и сооружения, непредвиденные работы и затраты - 66788,26 тыс. рублей и НДС по ставке 20% - 13357,65 тыс. рублей.
Расчет начальной (максимальной) цены контракта согласован ГКУ Амурской области "Строитель" (письмо, исх. от 12.04.2021 N 06-01-1400).
В составе конкурсной документации имеется проект муниципального контракта, пунктом 2.3 которого предусмотрено, что цена контракта является твердой, определена на весь срок исполнения контракта и включает в себя прибыль подрядчика, уплату налогов, сборов, других обязательных платежей и иных расходов подрядчика, связанных с выполнением обязательств по Контракту.
Согласно пункту 2.7 проекта муниципального контракта, по соглашению сторон цена контракта может быть снижена без изменения предусмотренных контрактом объема, качества выполняемой работы, и иных условий контракта.
На участие в спорном открытом конкурсе была подана одна заявка от ООО "Торгово-производственное предприятие "Контур", которым предложена цена контракта - 80 000,0 тыс. рублей.
По результатам конкурса с ООО ТПК "Контур" заключен муниципальный контракт от 15.06.2021 N 2618, цена которого составила 80 000 000 руб.
Пунктом 2.1 контракта определено, что цена контракта НДС не облагается, так как контракт заключается с лицом, не являющимся в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах плательщиком НДС (ООО ТПК "Контур" применяет упрощенную систему налогообложения).
Неотъемлемой частью муниципального контракта является Приложение N 7 Смета контракта. Объект: "Реконструкция дымовых труб котельной ГП-201 ЗАТО Циолковский".
Смета муниципального контракта с НДС составляет 80000,0 тыс. рублей, в том числе: строительно-монтажные работы, оборудование, временные здания и сооружения, непредвиденные работы и затраты - 66666,67 тыс. рублей и НДС по ставке 20% - 13333,33 тыс. рублей.
Дополнительным соглашением от 25.10.2021 N 1, заключенным между заказчиком и ООО ТПК "Контур" цена контракта уменьшена; пункт 2.1. контракта N 2618 от 15.06.2021 изложен в следующей редакции: "2.1. Цена контракта составляет 76 967 868 (семьдесят шесть миллионов девятьсот шестьдесят семь тысяч восемьсот шестьдесят восемь) рублей. Цена контракта НДС не облагается, так как контракт заключается с лицом, не являющимся в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах плательщиком НДС.". Соответствующие изменения внесены в приложения к контракту N 4 (график оплаты) и N 7 (смета контракта).
В соответствии с условиями названного контракта, приемка и оплата выполненных работ осуществляется на основании первичных учетных документов, подтверждающих их выполнение, составленных после завершения выполнения конструктивных решений (элементов), комплексов (видов) работ на основании сметы контракта (Приложение N 7), Графика выполнения строительно-монтажных работ (Приложение N 3) и Графика оплаты выполненных работ (Приложение N 4), условий Контракта, в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (пункт 5.1.). Первичным учетным документом, являющимся основанием для оплаты работ, является акт о приемке выполненных работ (форма N КС-2).
Согласно счету на оплату от 22.10.2021 N 51 ООО ТПК "Контур" работы по контракту выполнены на 76967,9 тыс. рублей, что подтверждается актами о приемке выполненных работ (форма N КС-2) от 22.10.2021 N 1 на сумму 399,6 тыс. рублей, от 22.10.2021 N 2-2104,5 тыс. рублей, от 22.10.2021 N 3 - 74201,4 тыс. рублей, от 22.10.2021 N 4 - 241,1 тыс. рублей, от 22.10.2021 N 5 - 21,3 тыс. рублей), справкой о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3) от 22.10.201 N 1.
Заказчиком платежным поручением от 09.11.2021 N 253 оплачены работы в сумме 76967,9 тыс. рублей.
Проверяя эффективность использования денежных средств, выделенных на софинансирование мероприятий в 2021 году по вышепоименованным государственной программы и подпрограмме, орган финансового контроля установил, что в актах о приемке выполненных работ 22.10.2021 N N 1-5 по вышепоименованному объекту к итоговой сумме затрат (расходов) применен "тендерный коэффициент" в размере 1,2085, который увеличил общую стоимость принятых работ на сумму 13278,4 тыс. руб., в том числе по акту от 22.10.2021 N 1 увеличение стоимости на 68,9 тыс. руб.; акт от 22.10.2021 N 2 увеличение стоимости на сумму 363,1 тыс. руб.; акт от 22.10.2021 N 3 увеличение стоимости на сумму 12801,1 тыс. руб.; акт от 22.10.2021 N 4 увеличение стоимости на 41,6 тыс. руб.; акт от 22.10.2021 N 5 увеличение стоимости на 3,7 тыс. руб..
При этом счетная палата в акте проверки от 02.08.2022 указала, что возможность применения "тендерного коэффициента" не предусмотрена ни конкурсной документацией, ни локальным сметным расчетом (сметой), ни условиями муниципального контракта; данное обстоятельство квалифицировано как неправомерное использование бюджетных средств.
Оспариваемым пунктом 3 представления от 06.09.2022 заявителю предложено произвести возврат в областной бюджет неправомерно использованных средств субсидии в сумме 13278,4 тыс. рублей (в размере доли софинансирования, предусмотренного Соглашением - 97,0 процентов), в рамках исполнения муниципального контракта от 15.06.2021 N 2618 на выполнение работ по объекту "Реконструкция дымовых труб котельной ГП - 201 ЗАТО Циолковский", заключенного между Управлением градостроительства, капитального строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации ЗАТО Циолковский и ООО ТПК "Контур", применяющим упрощенную систему налогообложения.
В силу статьи 28 БК РФ бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
Статьей 38 БК РФ установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78.1 БК РФ в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, в том числе в рамках исполнения государственного (муниципального) социального заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.
В силу пункта 3 статьи 219 БК РФ получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств. Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.
Согласно положениям подпункта 3 пункта 1 статьи 162 БК РФ получатель бюджетных средств, в том числе обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
Нецелевым использованием бюджетных средств признается направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств (пункт 1 статьи 306.4 БК РФ).
Следовательно, для определения нецелевого характера использования бюджетных средств необходимо учитывать в совокупности как отклонение от регламентируемого режима их использования, так и соотношение результата использования с целью, установленной при выделении этих средств, а также иные фактические обстоятельства, существовавшие при освоении выделенных средств.
Как усматривается из материалов дела, муниципальный контракт от 15.06.2021 N 2618 на выполнение работ по объекту "Реконструкция дымовых труб котельной ГП - 201 ЗАТО Циолковский" заключен между Управлением и ООО ТПК "Контур" в соответствии Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В соответствии с частью 1 статьи 34 указанного Закона контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
При заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона (часть 2 статьи 34).
Согласно части 10 статьи 70 Закона N 44-ФЗ контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении электронного аукциона и документации о таком аукционе по цене, предложенной его победителем.
С учетом приведенных положений Закона о контрактной системе любой участник закупки, в том числе тот, который освобожден от уплаты НДС и применяет упрощенную систему налогообложения, вправе участвовать в закупке для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Контракт по итогам процедур закупки заключается и оплачивается заказчиком по цене, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, вне зависимости от применяемой данным участником системы налогообложения.
Корректировка заказчиком цены контракта, предложенной лицом, применяющим упрощенную систему налогообложения, при проведении закупки, а также при заключении государственного или муниципального контракта с таким участником размещения заказа не допускается, и поставленные товары (выполненные работы, оказанные услуги) оплачиваются по цене, указанной в контракте.
Из материалов дела следует, что при расчете НМЦК контракта использовалась проектная документация, включая сводный сметный расчет стоимости реконструкции объекта, а также положительное заключение государственной экспертизы.
Сводный сметный расчет был разработан, в том числе, на основании Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации МДС 81-35.2004, утвержденной Постановлением Госстроя России от 05.03.2004 N 15/1, которой определено, что затраты, связанные с уплатой НДС, включаются в сметную стоимость строительства.
Согласно расчету, в начальную (максимальную) цену контракта был включен НДС по ставке 20%, в смету муниципального контракта были включены средства на покрытие затрат по уплате НДС в размере 20%. То есть, цена контракта фактически включала НДС.
Между тем, в ходе выполнения работ по указанному контракту сторонами внесены изменения путем замены НДС на "тендерный коэффициент", не предусмотренный ни действующим законодательством, ни аукционной документацией, ни муниципальным контрактом, что обоснованно квалифицировано органом финансового контроля как нарушение бюджетного законодательства.
Ссылка апеллянта на то, что суд первой инстанции неправомерно не приял во внимание дополнительное соглашение от 25.10.2021, несостоятельна, поскольку оценка данному документу дана арбитражным судом в совокупности с актами о приемке выполненных работ (КС-2), справками о стоимости выполненных работ и затрат (КС-3), счетом на оплату N 51, которые датированы и подписаны сторонами 22.10.2021, то есть ранее спорного документа, что указывает на формальный характер заключения данного дополнительного соглашения к контракту.
Учитывая выше установленное, оспариваемое представление счетной палаты в части пункта 3 является законным и обоснованным, не нарушает права и законные интересы администрации в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
При таких обстоятельствах у второй инстанции нет оснований для того, что согласиться с заявленной апелляционной жалобой.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, арбитражным судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Амурской области от 12.12.2022 по делу N А04-7909/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.И. Сапрыкина |
Судьи |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-7909/2022
Истец: Администрация ЗАТО Циолковский
Ответчик: Контрольно-счетная палата Амурской области
Третье лицо: ООО Торгово-производственное предприятие "Контур"