г. Санкт-Петербург |
|
27 февраля 2023 г. |
Дело N А21-11038/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 февраля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 февраля 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Протас Н.И., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания: Семакиной Т.А.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен надлежащим образом
от заинтересованного лица: не явился, извещен надлежащим образом
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-42271/2022) Комитета муниципального контроля Администрации городского округа "Город Калининград" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 22.11.2022 по делу N А21-11038/2022, принятое
по заявлению ООО "Балт-Аллюр СПМ"
к Комитету муниципального контроля Администрации городского округа "Город Калининград"
об оспаривании предписания
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Балт-Аллюр СПМ" ОГРН 1023901655304, адрес: 236011, г. Калининград, ул. Римская, д. 33, корп. 1, литер II из лит. А; далее - заявитель, Общество, ООО "Балт-Аллюр СПМ") обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением к Комитету муниципального контроля Администрации ГО "Город Калининград" (ОГРН: 1193926000080, адрес: 236022, г. Калининград, пл. Победы, д. 1, далее - Комитет, заинтересованное лицо) о признании незаконным предписания на демонтаж рекламной конструкции от 10.08.2022 N УК-466/рк, а именно объемных букв "ПRОДУКТЫ на Римской", установленной над входной дверью в магазин по адресу: г. Калининград, ул. Римская, д. 33, корп. 1 литер II.
Решением от 22.11.2022 суд первой инстанции требования ООО "Балт-Аллюр СПМ" удовлетворил; признал незаконным и отменил предписание Комитета от 10.08.2022; взыскал с Комитета в пользу ООО "Балт-Аллюр СПМ" расходы по госпошлине в размере 3000 руб.
Не согласившись с решением суда, Комитет обратился в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт. Податель жалобы не согласен с выводами суда о том, что конструкция является вывеской.
Стороны, извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей в суд не направили, в связи с чем, дело рассмотрено в отсутствие сторон в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, Общество в помещении по адресу: г. Калининград, ул. Римская, д. 33, корп. 1 литер II осуществляет свою предпринимательскую деятельность (продуктовый магазин).
В ходе контрольных мероприятий, проведенных 08.08.2022 зафиксирован факт размещения рекламной конструкции (объемных букв "ПRОДУКТЫ на Римской") на фасаде дома над козырьком входной двери в магазин без разрешения на ее установку и эксплуатацию.
Предписание от 10.08.2022 N УК-466/рк о демонтаже рекламных конструкций со сроком исполнения до 16.09.2022 получено Обществом.
Несогласие с требованием указанного предписания послужило основанием для обращения ООО "Балт-Аллюр СПМ" в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции, сделав вывод, что спорная вывеска носит информационный характер, не является рекламой, заявленные требования удовлетворил.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в виду следующего.
Понятие рекламы дано в пункте 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе". Реклама это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Органы местного самоуправления вправе определять типы и виды рекламных конструкций, допустимых и недопустимых к установке на территории соответствующего муниципального образования, в том числе требования к таким рекламным конструкциям, с учетом необходимости сохранения внешнего архитектурного облика сложившейся застройки городских округов (пункт 4 части 15 статьи 19 Федерального закона N 38-ФЗ).
Решением городского Совета депутатов города Калининграда от 22 октября 2014 N 319 утверждены "Правила установки и эксплуатации рекламных конструкций на территории городского округа "Город Калининград" (далее Правила, опубликованы и вступили в действие с 30.10.2014).
Пунктом 2.1 Правил закреплено, что к рекламным конструкциям относятся рекламные вывески, световые короба, касетоны, объемные буквы (цифры), настенные панно, маркизы, крышные установки, кронштейны, электронные экраны, электронные табло, проекционные установки, медиафасады, флаговые композиции, стелы, билборды, сити-форматы, указатели (знаки информирования об объектах притяжения (ГОСТ Р 52044-2003)), тумбы, баннерные панно, объемно-пространственные конструкции (пневмостенды, пневмофигуры, аэростаты, дирижабли, иные имиджевые декоративные рекламные конструкции), монтируемые и располагаемые на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также на остановочных пунктах движения общественного транспорта (остановочных павильонах).
Рекламной вывеской согласно п.2.1.1 является рекламная конструкция индивидуальной формы и размера, статичное информационное поле. Устанавливается на фасадах или других внешних поверхностях зданий, строений и сооружений, над входом, или слева, или справа от входа в помещение рекламируемого объекта.
Правила установки и эксплуатации рекламных конструкций распространяются на всю территорию городского округа "Город Калининград", включая расположенные на ней здания, сооружения и прочее независимо от их ведомственной принадлежности или формы собственности (пункт 1.3 Правил).
Согласно п.7.2 Правил, установка и эксплуатация рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, не допускаются. В случае установки и (или) эксплуатации рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, она подлежит демонтажу на основании предписания, подготовленного уполномоченным распоряжением администрации структурным подразделением и подписанного уполномоченным распоряжением администрации должностным лицом. Демонтаж осуществляется в течение месяца с момента выдачи предписания на демонтаж рекламной конструкции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей) потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах).
Указанная в пункте 1 настоящей статьи информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации (пункт 2 этой же статьи).
Согласно пункту 1 статьи 3 Закона о рекламе информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке, является рекламой и должна в связи с этим отвечать требованиям, предъявляемым Законом о рекламе.
При применении данной нормы судам следует исходить из того, что не может быть квалифицирована в качестве рекламы информация, которая хотя и отвечает перечисленным критериям, однако обязательна к размещению в силу закона или размещается в силу обычая делового оборота. К такой информации относятся, в частности, сведения, предоставляемые лицами в соответствии со статьей 495 ГК РФ, статьей 11 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", статьей 18 Федерального закона "О качестве и безопасности пищевых продуктов", статьями 9, 10 Закона "О защите прав потребителей", пунктом 16 статьи 2, частью 5 статьи 18 Федерального закона "О лотереях", статьей 92 Федерального закона "Об акционерных обществах", статьей 27 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации".
То обстоятельство, что информация, обязательная к размещению в силу закона или размещенная в силу обычая делового оборота, приведена не в полном объеме, само по себе не влечет признания этой информации рекламой.
Не следует рассматривать в качестве рекламы и размещение наименования (коммерческого обозначения) организации в месте ее нахождения, а также иной информации для потребителей непосредственно в месте реализации товара, оказания услуг (например, информации о режиме работы, реализуемом товаре), поскольку размещение такой информации в указанном месте не преследует целей, связанных с рекламой.
В соответствии с Постановлением администрации городского округа "Город Калининград" от 22.09.2015 N 1630 "Об утверждении Порядка установки и эксплуатации информационных конструкций (вывесок) на территории городского округа "Город Калининград" обязательная информационная вывеска устанавливается в районе входных дверей (на расстоянии не более 2 метров от входа) здания, помещения, в которых находится организация, и содержит информацию, которую организация обязана довести до сведения потребителя (фирменное наименование организации, место ее нахождения (адрес) и режим работы), также допускается размещение иной информации, не содержащей признаков рекламы. Площадь обязательной информационной вывески не должна превышать одного квадратного метра. Количество обязательных информационных вывесок не может превышать количества входов в помещение организации. Обязательная информационная вывеска должна иметь жесткий каркас, узел крепления, информационное поле.
При размещении на территории городского округа "Город Калининград" информационных конструкций, оформленных в соответствии с вышеуказанным постановлением, согласования администрации городского округа "Город Калининград" не требуется (п. 1.2. постановления).
Суд первой инстанции правильно применил приведенные нормы материального права с учетом их толкования Пленумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и, исходя из установленных по делу обстоятельств, в том числе характера информации, размещенной на вывеске, места расположения вывески, ее площади, сделал обоснованный вывод о том, что спорная вывеска, содержащая фирменное наименование Общества и указание на характер оказываемых им услуг, размещенная Обществом в месте осуществления предпринимательской деятельности, на фасаде дома непосредственно над помещением, в котором осуществляется предпринимательства деятельность, в пределах его габаритов, не относится к рекламе, поскольку не содержит информации, направленной на привлечение внимания, формирование или поддержание интереса к объекту рекламирования и его продвижению на рынке.
Суд установил, что размеры объемных букв "ПRОДУКТЫ на Римской" отвечают признакам, предъявляемым к вывескам о раскрытии информации, необходимой потребителю, в том числе информация о режиме работы магазина, указанная на вывеске. Более того, размер конструкции не превышает 1 кв. метр, как установлено постановлением главы города, что подтверждается фотоматериалами, представленными в материалы дела, актом осмотра и Комитетом не оспаривается.
Представленный Обществом макет вывески с размерами подтверждают, что площадь конструкции установленной над входом в магазин составляет 2000х500 мм, т.е. 1,0 кв.м., что не превышает размеры конструкции, для которых необходимо получение специального разрешения.
Следовательно, не подлежит демонтажу объект, содержащий исключительно информацию, доведение которой до третьих лиц является обязательным в силу требований действующего законодательства.
Учитывая изложенное, апелляционный суд находит обоснованным вывод суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для выдачи Обществу оспариваемого предписания.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, как несостоятельные, необоснованные и не опровергающие правомерные выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 22 ноября 2022 года по делу N А21-11038/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета муниципального контроля Администрации городского округа "Город Калининград" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
Н.И. Протас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-11038/2022
Истец: ООО "Балт-Аллюр СПМ"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА "ГОРОД КАЛИНИНГРАД"