г. Владимир |
|
21 февраля 2023 г. |
Дело N А43-13260/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 февраля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 февраля 2023 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Наумовой Е.Н., судей Захаровой Т.А., Ковбасюка А.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бундиной Ю.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации городского округа город Кулебаки Нижегородской области на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 01.12.2022 по делу N А43-13260/2022,
по иску Федерального агентства лесного хозяйства, город Москва (ИНН 7705598840, ОГРН 1047796366298) к администрации городского округа город Кулебаки Нижегородской области, город Кулебаки Нижегородской области (ИНН 5251010483, ОГРН 1155247011039), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области, город Нижний Новгород, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области, город Нижний Новгород, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области", город Нижний Новгород, Нижегородская межрайонная природоохранная прокуратура, Правительство Нижегородской области,
о признании незаконной постановки на кадастровый учет земельного участка, о снятии с кадастрового учета земельного участка,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом,
установил.
Федеральное агентство лесного хозяйства (далее - Агентство) обратилось арбитражный суд с иском к администрации городского округа город Кулебаки Нижегородской области (далее - Администрация) и Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области о признании незаконной постановки на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 52:38:0030001:717, площадью 6300 квадратных метров, расположенного относительно ориентира: Нижегородская область, город Кулебаки, улица Олега Кошевого, дом 40.
Истец также просил снять с государственного кадастрового учета данный земельный участок.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Министерство лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области (далее - Министерство), ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области", Нижегородская межрайонная природоохранная прокуратура, Правительство Нижегородской области.
Решением от 01.12.2022 Арбитражный суд Нижегородской области удовлетворил заявленные требования.
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация обратилась в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы считает, что судом не дана надлежащая оценка доводам Администрации о приоритетности сведений из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) при определении принадлежности земельного участка к определённой категории земель.
Апеллянт указывает, что право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 52:39:0000000:33 было зарегистрировано без графики, т.е. без определения границ данного земельного участка.
Отмечает, что изначально при решении вопроса о возможности размещения многотопливной автозаправочной станции на земельном участке площадью 0,36 га г.Кулебаки, ул. О.Кошевого,40 на спорном земельном участке, согласование данного размещения было предметом рассмотрения на совещании межведомственной комиссии по распоряжению муниципальным имуществом и земельными ресурсами Кулебакского района; на заседании данной комиссии в качестве приглашенного лица присутствовал и.о. руководителя Кулебакского районного лесничества Котынов Е.А.
По мнению заявителя жалобы, истцом пропущен срок исковой давности. Ответчик считает, что истец узнал о факте постановке на кадастровый учет земельного участка (52:38:0030001:717), т.е. о нарушении своих прав с 06.11.2018, согласно письму Агентства N АВ-03-27/18464 о внесении в ЕГРН сведений о границах Кулебакского лесничества Нижегородской области (реестровые номера - 52.39.2.72; 52.51.2.315).
Агентство, Министерство и Нижегородская межрайонная природоохранная прокуратура в отзывах на апелляционную жалобу указали на законность и обоснованность принятого судебного акта, в удовлетворении жалобы просили отказать.
Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, явку полномочных представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, по имеющимся в нем материалам.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев дело, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, земельный участок с кадастровым номером 52:38:0030001:717, площадью 6300 квадратных метров, расположенный относительно ориентира: Нижегородская область, город Кулебаки, улица Олега Кошевого, дом 40, поставлен Администрацией на кадастровый учет 19.01.2010, относится к землям населенных пунктов, предназначенных для использования под автозаправочные и газонакопительные станции, объекты торговли. Право собственности на данный участок не зарегистрировано, государственная собственность на земельный участок не разграничена.
При проведении сопряженного пространственного анализа данных о границах земельного участка с кадастровым номером 52:38:0030001:717 и границ земель лесного фонда установлено, что указанный земельный участок имеет пересечение границ и полностью расположен на землях лесного фонда, а именно - на территории земельного участка с кадастровым номером 52:39:0000000:33.
Земельный участок с кадастровым номером 52:39:0000000:33, площадью 208 599 643 кв. м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах земельного участка - Нижегородская область, Кулебакский район, Кулебакский лесхоз, протяженность с севера на юг 41 км., с востока на запад 52 км., относится к землям лесного фонда, поставлен на кадастровый учет 14.12.2007. Описание местоположения границ данного земельного участка отсутствует. Право собственности Российской Федерации зарегистрировано 17.07.2013.
Данное обстоятельство послужило основанием для обращения Агентства в суд с настоящим иском.
Земли в Российской Федерации по своему целевому назначению подразделяются на категории. Земли лесного фонда и земли сельскохозяйственного назначения являются самостоятельными категориями земель (статья 7 Земельного кодекса Российской Федерации).
К землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, -вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
Порядок использования и охраны земель лесного фонда регулируется Земельным кодексом Российской Федерации и лесным законодательством (статья 101 Земельного кодекса Российской Федерации).
На основании статьи 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса.
В настоящее время земли лесного фонда и лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (статья 3 Федерального закона Российской Федерации от 04.12.2006 N 201 "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", статья 8 Лесного кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации, в федеральной собственности находятся, в том числе, земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами.
В статье 8 (часть 1) Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. При этом согласно статье 101 (пункт 1) Земельного кодекса Российской Федерации, к землям лесного фонда относятся лесные земли и нелесные земли, состав которых устанавливается лесным законодательством.
Согласно статье 70 Земельного кодекса Российской Федерации и статье 92 Лесного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет земельных и лесных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости". В статье 1 (часть 7) Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации) определено, что государственный кадастровый учет недвижимого имущества - это внесение в ЕГРН сведений, в том числе, о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных данным законом сведений об объектах недвижимости.
Кадастровый учет по единым правилам всех, и в том числе лесных земельных участков, позволяет установить их точное количество, местоположение, границы, площадь, исключить наложение, предотвратить или разрешить споры о правах и границах, обеспечить надлежащее предоставление земельных участков из публичных земель под разрешенные законодательством цели использования (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.06.2014 N 4890/14).
В статье 22 (часть 8) Закона о регистрации определено, что местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
В соответствии с нормами Лесного кодекса Российской Федерации местоположение, границы и площадь лесных участков определяются на основании материалов лесоустройства по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади.
Сведения, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, не являются бесспорным доказательством отнесения земель к определенной категории, носят информационный характер и могут быть изменены по заявлению заинтересованного лица.
Особенности учета лесных участков в составе земель лесного фонда установлены Федеральным законом от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 201-ФЗ).
Частью 6 статьи 4.6 Закона N 201-ФЗ предусмотрено, что сведения о лесных участках, внесенных в государственный лесной реестр (далее - ГЛР), исключаются из ГЛР органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений, в том числе на основании заявления заинтересованного лица, если указанные сведения соответствуют одновременно следующим условиям: сведения об этих лесных участках не внесены в ЕГРН; границы этих лесных участков пересекают границы иных лесных и (или) земельных участков, а также границы лесничеств, за исключением случаев, если такое пересечение допускается федеральным законом; договоры аренды этих лесных участков прекращены или расторгнуты ко дню исключения сведений об этих лесных участках из ГЛР (в случае, если эти лесные участки были образованы в целях заключения указанных договоров аренды).
Согласно части 3 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон N 172-ФЗ) в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в ГЛР, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями ЕГРН, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющихдокументах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в этом реестре, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 названной статьи.
Правила этой части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 01.01.2016.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что Закон N 280-ФЗ, которым внесены изменения в статью 14 Закона N 172-ФЗ, был принят в целях преодоления противоречивого толкования положений законодательства в правоприменительной практике и защиты законных интересов добросовестных приобретателей земельных участков.
Федеральный законодатель, установив приоритет сведений о категории земельных участков, содержащихся в правоустанавливающих документах и ЕГРН, исключил возможность произвольного толкования оспариваемого законоположения и, соответственно, изъятия земельных участков у лиц, которые приобрели их на законном основании, только по формальным основаниям их расположения в границах лесничеств и лесопарков в соответствии с данными государственного лесного реестра (определения от 21.09.2017 N 1793-О, 1794-О, 1795-О, от 24.02.2022 N 423-О).
Пункт 2 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что категория земель указывается в актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков; договорах, предметом которых являются земельные участки; государственном кадастре недвижимости; документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
По смыслу указанной нормы данные документы лишь фиксируют категорию земель, но не определяют ее.
Содержащиеся в названных документах сведения о категории земельного участка в случае возникновения соответствующего спора могут быть изменены.
Из изложенного следует, что положения Закона N 280-ФЗ, устанавливая прежде всего административную процедуру устранения противоречий между сведениями двух публичных реестров (ЕГРН и ГЛР) и условия, при которых отдается приоритет сведениям ЕГРН, направлены на защиту добросовестных приобретателей земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости или осуществляется деятельность, не связанная с использованием лесов, полагавшихся на сведения ЕГРН (ранее - ЕГРП).
При этом при возникновении спора о праве положениями названного Закона не исключается необходимость исследования вопросов законности формирования спорных участков и законности возникновения прав на них.
Согласно Графическому совмещению границ земельный участок с кадастровым номером 52:38:0030001:717 целиком расположен на земельном участке лесного фонда 52:39:0000000:33
Таким образом, одна и та же часть поверхности земли учтена и как земельный участок земель лесного фонда с кадастровым номером 52:39:0000000:33, на который зарегистрировано право собственности Российской Федерации и как земельный участок земель населенных пунктов с кадастровым номером 52:38:0030001:717.
Земельный участок с кадастровым номером 52:39:0000000:33 поставлен на кадастровый учет 14.12.2007, право собственности Российской Федерации зарегистрировано 17.07.2013.
Право федеральной собственности на земельный участок лесного фонда не прекращалось, перевод спорного участка из земель лесного фонда в земли других категорий, в порядке, установленном земельным законодательством, не осуществлялся.
Таким образом, спорный земельный участок всегда находился в ведении Российской Федерации, а не Администрации и не мог передаваться в пользование других лиц.
Постановка Администрацией 19.01.2010 на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 52:38:0030001:717, на котором расположен лес, с указанием категории "земли населенных пунктов" была осуществлена с превышением полномочий и без согласования с собственником лесного фонда.
Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Исследованные доказательства позволили арбитражному суду прийти к выводу, что спорный земельный участок с кадастровым номером 52:38:0030001:717 расположен на землях лесного фонда, из чего следует, что в нарушение требований действующего законодательства спорный земельный участок был сформирован из земель лесного фонда, без согласования с собственником - Российской Федерацией, изъят из земель лесного фонда, чем нарушены имущественные права и законные интересы Российской Федерации.
Довод Администрации о том, что постановка земельного участка на кадастровый учет была осуществлена с целью реализации инвестиционного проекта, противоречит вышеизложенным выводам.
Кроме того, из материалов дела следует, что инвестиционный проект - строительство автозаправочного комплекса с магазином и кафе, утвержденный решением инвестиционного совета при Губернаторе Нижегородской области от 18.02.2009 N 3707-78-2850 и распоряжением Правительства Нижегородской области от 13.08.2009 N 1966-р, не был реализован. Организация - ООО "Петрол Систем" (ОГРН: 1027705008561, ИНН: 7705467037), которой Администрацией был передан на основании договора аренды от 25.01.2010 земельный участок с кадастровым номером 52:38:0030001:717, ликвидирована 03.02.2016.
Ссылка ответчика на письмо Министерства от 28.04.2022, в котором оно сообщает, что земельный участок с кадастровым номером 52:38:0030001:717 исключен из площади пересечений из ГЛР, не принята судом, поскольку решением межведомственной рабочей группы по приведению сведений государственного лесного реестра в соответствие со сведениями единого государственного реестра недвижимости от 24.05.2022 сведения об исключении из ГЛР спорного земельного участка аннулированы.
Ссылка заявителя на часть 3 статьи 14 Закона N 172-ФЗ в редакции Закона N 280-ФЗ судом отклоняется.
В рассматриваемом случае уполномоченный орган не принимал решение о переводе части лесного участка, за счет которой образован спорный земельный участок, из земель лесного фонда в земли населенных пунктов. Генеральный план г.о. Кулебаки не был утвержден и согласован в установленном порядке. Пересечение границ земельного участка с границами лесничества исключало возможность образования такого участка путем утверждения схемы его расположения на кадастровом плане территории. Земельный участок образован за счет земель лесного фонда в противоречие вышеприведенным нормативным положениям. Администрация не является лицом, добросовестно приобретшим земельный участок до 01.01.2016 на законном основании в смысле части 3 статьи 14 Закона N 172-ФЗ в редакции Закона N 280-ФЗ. Соответствующая административная процедура устранения противоречий сведений лесного реестра и реестра недвижимости в рассматриваемом случае не применима.
Довод Администрации о пропуске истцом срока исковой давности судом отклоняется в силу следующего.
В соответствии со статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности устанавливается в три года. Течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (пункт 1 статьи 200 названного кодекса).
Исковая давность не распространяется на требования собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения не были соединены с лишением владения (статьи 208 и 304 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Негаторный иск является одним из способов защиты права собственности и иных вещных прав. Он представляет собой требование владельца к лицу, не владеющему индивидуально-определенной вещью, об устранении препятствий в осуществлении права, не связанного с лишением владения имуществом.
Заявленные в рамках настоящего дела требования являются разновидностью негаторного иска, поскольку спорный земельный участок из законного владения и собственности Российской Федерации не выбывал.
Исследовав материалы дела, проверив доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции считает обоснованным решение суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции и отклонены как основанные на неправильном толковании норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по апелляционной жалобе судом не рассматривался, поскольку в соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 01.12.2022 по делу N А43-13260/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации городского округа город Кулебаки Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Е.Н. Наумова |
Судьи |
Т.А. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-13260/2022
Истец: Дубову К С, Федеральное агентство лесного хозяйства
Ответчик: Администрация городского округа город Кулебаки Нижегородской области
Третье лицо: Министерство лесного хозяйства и охраны объектов животного мира НО, Нижегородская межрайонная природоохранная прокуратура, Правительство НО, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"