г. Москва |
|
28 февраля 2023 г. |
Дело N А40-192024/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 февраля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 февраля 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи А.И. Проценко,
рассмотрев апелляционную жалобу ТСЖ ВСК "Фабрициуса-22" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 22.12.2022, принятое в порядке упрощенного производства по делу N А40-192024/22, по исковому заявлению ГУП "Экотехпром" к ТСЖ ВСК "Фабрициуса-22" о взыскании задолженности по обращению с ТКО,
без вызова сторон
УСТАНОВИЛ:
ГУП "Экотехпром" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к ТСЖ ВСК "Фабрициуса-22" о взыскании задолженности в сумме 364 064, 08 руб., образовавшейся в связи с ненадлежащим исполнением обязанности по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01.01.2022 по 30.04.2022, неустойки за период с 11.02.2022 по 15.08.2022 в сумме 49 705, 34 руб.
Дело рассмотрено судом в порядке главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением от 22 декабря 2022 года Арбитражного суда г. Москвы исковые требования удовлетворены частично.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, указывая на то, что суд неполно выяснил обстоятельства по делу, кроме того не применил нормы материального права, подлежащие применению, в связи с чем, выводы суда не соответствуют материалам дела.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст.ст. 266, 268 и 272.1 АПК РФ.
Изучив представленные в дело доказательства, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, ответчиком осуществляется управление многоквартирным жилым домом по адресу: г. Москва, ул. Фабрициуса, д. 22.
Приказом Департамента жилищно-коммунального хозяйства города Москвы от 14.02.2021 N 01-01-13-105/21 истцу присвоен статус регионального оператора по обращению с ТКО на территории города Москвы.
В соответствии п. 1 ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.
Согласно п. 5 ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, в том числе, типовая форма договора.
В соответствии с п. 8(1) Правил N 1156, региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном настоящим разделом, в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся в жилых помещениях в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, при которых договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации), - с лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, у ответчика возникла обязанность заключения с истцом договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. Проект договора направлен истцом в адрес ответчика, что подтверждается сведениями, размещенными на официальном сайте Почты России (номер почтового отправления 80104266328222).
Учитывая условия п. 8.12, п. 8.15 Правил N 1156, неподписание со стороны ответчика договора не свидетельствует о его незаключенности.
В соответствии с п. 6 типового договора, потребитель в многоквартирном доме или жилом доме оплачивает коммунальную услугу по оказанию услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 155 ЖК РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе.
Как указывает истец, ответчиком обязанность по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не исполнена, в результате чего за ответчиком образовалась задолженность за период с 01.01.2022 по 30.04.2022 в сумме 364 064, 68 руб.
Направленная истцом в адрес ответчика претензия об оплате, исх. N 1074и07/22 от 15.07.2022, оставлена последним без удовлетворения.
Согласно ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.
В силу ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 157.2 ЖК РФ, при управлении многоквартирным домом управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом коммунальные услуги собственникам помещений в многоквартирном доме и нанимателям жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме (далее в настоящей статье - собственники и пользователи помещений в многоквартирном доме) предоставляются ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с заключенными с каждым собственником помещения в многоквартирном доме, действующим от своего имени, договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в следующих случае принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения, предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса.
Ответчиком представлен протокол N 2 от 16.12.2021 внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Москва, ул. Фабрициуса, д. 22, согласно которому принято решение о заключении собственниками помещений в многоквартирном доме, действующим от своего имени, договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с п. 148 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, управляющая организация, товарищество или кооператив, осуществляющие управление многоквартирным домом, предоставляют региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами, приступающему к предоставлению коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в случаях, предусмотренных подпунктами "д" и "е" пункта 148(11) настоящих Правил, сведения, необходимые для начисления платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, не позднее чем за 5 рабочих дней до дня начала предоставления региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в указанных случаях.
Состав сведений, предоставление которых необходимо, определен в указанном пункте Правил N 354.
Из представленной в материалы дела переписки следует, что необходимые сведения ответчиком не были представлены истцу.
В отсутствие необходимых сведений у истца не имеется возможности заключения прямых договоров с собственниками помещений многоквартирного жилого дома, в связи с чем, доводы отзыва об отсутствии обязанности оплаты фактически оказанных истцом в спорный период услуг по вывозу отходов не могут быть приняты судом во внимание.
Таким образом, поскольку ответчиком не представлено доказательств надлежащего исполнения обязанности по оплате оказанных истцом услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в спорный период, суд первой инстанции пришел к выводу, что требование истца о взыскании задолженности в сумме 364 064, 68 руб., подлежит удовлетворению в заявленном размере.
В соответствии с п. 1 ст. 330 ГК РФ, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки исполнения, должник обязан уплатить кредитору неустойку (штраф, пени), установленную договором.
В связи с ненадлежащим исполнением ответчиком обязательств по оплате, истцом заявлено о взыскании с ответчика согласно п. 22 типового договора пени в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки.
Согласно представленному истцом расчету, выполненному по каждому месяцу, в котором ответчиком нарушен срок оплаты, размер пени (неустойки) за период с 11.02.2022 по 15.08.2022 составил 49 705, 34 руб.
В соответствии с п. 1 ст. 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", постановлением Правительства РФ от 28.03.2022 N 497 с 01.04.2022 на территории Российской Федерации сроком на 6 месяцев введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, в отношении юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей (за исключением лиц, указанных в пункте 2 данного постановления).
Согласно пп. 2 п. 3 ст. 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", на срок действия моратория в отношении должников, на которых он распространяется, наступают последствия, предусмотренные абзацами пятым и седьмым - десятым пункта 1 статьи 63 настоящего Федерального закона.
К таким последствия относятся, в частности: не начисляются неустойки (штрафы, пени) и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей.
В соответствии с разъяснениями, данными в п. 7 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.12.2020 N 44 "О некоторых вопросах применения положений статьи 9.1 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", в период действия моратория проценты за пользование чужими денежными средствами (статья 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, неустойка (статья 330 ГК РФ), пени за просрочку уплаты налога или сбора (статья 75 Налогового кодекса Российской Федерации), а также иные финансовые санкции не начисляются на требования, возникшие до введения моратория, к лицу, подпадающему под его действие (подпункт 2 пункта 3 статьи 9.1, абзац десятый пункта 1 статьи 63 Закона о банкротстве).
В частности, это означает, что не подлежит удовлетворению предъявленное в общеисковом порядке заявление кредитора о взыскании с такого лица финансовых санкций, начисленных за период действия моратория.
В данном случае требования по оплате услуг за январь, февраль, март 2022 года возникли до введения моратория, и ответчик не является лицом, на которое его действие не распространяется, в связи с чем, пени не подлежит начислению по таким требованиям в период действия моратория, и подлежит исчислению за период по 31.03.2022.
По оплате оказанных в апреле 2022 года услуг действие моратория не подлежит применению, поскольку требования возникли после введения моратория.
При расчете пени необходимо учитывать, что в соответствии с п. 1 ст. 9 Федерального закона от 14.03.2022 N 58-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Постановлением Правительства РФ от 26.03.2022 N 474 "О некоторых особенностях регулирования жилищных отношений в 2022 году" установлено, что с 28.02.2022 до 01.01.2023 начисление и уплата пени в случае неполного и (или) несвоевременного внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, взносов на капитальный ремонт, установленных жилищным законодательством Российской Федерации, а также начисление и взыскание неустойки (штрафа, пени) за несвоевременное и (или) не полностью исполненное юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательство по оплате услуг, предоставляемых на основании договоров в соответствии с законодательством Российской Федерации о газоснабжении, об электроэнергетике, о теплоснабжении, о водоснабжении и водоотведении, об обращении с твердыми коммунальными отходами, осуществляются в порядке, предусмотренном указанным законодательством Российской Федерации, исходя из минимального значения ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации из следующих значений: ключевая ставка Центрального банка Российской Федерации, действующая по состоянию на 27 февраля 2022 г., и ключевая ставка Центрального банка Российской Федерации, действующая на день фактической оплаты. Ключевая ставка на 27.02.2022 установлена Банком России в размере 9,5 % годовых. Ключевая ставка на дату принятия решения установлена Банком России в размере 7,5 % годовых.
Следовательно, размер пени за спорный период с учетом установленного моратория и применяемой ставки на дату принятия решения за указанный истцом период оставляет 8 874, 37 руб.
Аналогичная правовая позиция определения законной неустойки изложена в ответе на вопрос N 3 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2016), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 19.10.2016.
Таким образом, поскольку ответчиком не исполнена обязанность по оплате в полном объеме в установленный срок, и доказательств обратного не представили, заявленное истцом требование о взыскании пени (неустойки), согласно выполненному судом с учетом всех установленных обстоятельств расчету в сумме 8 874, 37 руб. является обоснованным, соразмерным и подлежит удовлетворению в указанном размере.
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев дело повторно, проверив правильность выводов суда первой инстанции и обоснованность доводов апелляционной жалобы, полагает, что она не подлежит удовлетворению, а решение арбитражного суда отмене, по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 157.2 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом коммунальные услуги собственникам помещений в многоквартирном доме и нанимателям жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме (далее в настоящей статье - собственники и пользователи помещений в многоквартирном доме) предоставляются ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с заключенными с каждым собственником помещения в многоквартирном доме, действующим от своего имени, договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в следующих случаях:
-собственники заключают с ресурсоснабжающими организациями договоры, содержащие положения о предоставлении коммунальных услуг в случае принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о заключении собственниками, действующими от своего имени в порядке, установленном жилищным законодательством, договора холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления, договора на оказание услуг по обращению с ТКО с ресурсоснабжающей организацией (п. 4.4 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ);
На основании пункта 4.4 ч.2 статьи 44 ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся принятие решения о заключении собственниками помещений в многоквартирном доме, действующими от своего имени, в порядке, установленном настоящим Кодексом, соответственно договора холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) (далее также - договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг), договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Потребителем 11.01.2022 (исх. N 1) было направлено обращение в адрес ООО "Спецтранс", согласно которому ответчик ссылается на решение собственников жилых помещений в МКД в соответствии с протоколом общего собрания собственников помещений в МКД от 16.12.2021 года N 2.
24.02.2022 (исх. N 03-000714 исх/2) в адрес ТСЖ "Фабрициуса 22" был направлен ответ ТСЖ "Фабрициуса" об отсутствии законных оснований для заключения договоров на оказание с 01.01.2022 услуг по обращению с ТКО с собственниками жилых помещений в МКД в связи с не предоставлением ответчиком сведений в соответствии с пунктом 5 раздела 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
04.03.2022 (исх. N 12) от ТСЖ "Фабрициуса 22" в адрес ГУП "Экотехпром" была направлен реестр собственников и пользователей помещений в МКД по адресу: г. Москва, ул. Фабрициуса 22, однако в представленном ответчике реестре отсутствовали необходимые в соответствии с Правилами сведения, а именно: фамилия, имя, отчество (при наличии), дата и место рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, контактный телефон и адрес электронной почты (при наличии) каждого собственника и пользователя жилых помещений в МКД, наименование (фирменное наименование) и место государственной регистрации юридического лица, контактный телефон, если собственником жилого помещения в МКД является юридическое лицо, о чем ГУП "Экотехпром" написал ответчику согласно письму от 15.03.2022 (исх. 03-001212исх/2).
16.03.2022 ответчиком был предоставлен отказ в предоставлении данных о собственниках, необходимых для перехода на прямые договоры в соответствии с Правилами.
05.04.2022 (исх. N 03-001866исх/2) ГУП "Экотехпром" повторно направил запрос о предоставлении сведений, необходимых для перехода с собственниками жилых помещений в МКД на прямые договоры.
13.05.2022 (исх. N 01-09-5145/2) ГУП "Экотехпром" повторно запросил у ТСЖ "Фабрициуса 22" недостающие документы в соответствии с Правилами, необходимые для заключения с собственниками жилых помещений в МКД прямых договоров на оказание услуг по вывозу ТКО.
25.07.2022 (исх. N 25) в адрес ГУП "Экотехпром" и ООО "Спецтранс" было направлено письмо об отказе оплаты услуг Регионального оператора.
04.08.2022 (исх. N 01-09-12811/2) ГУП "Экотехпром" предоставил мотивированный ответ на письмо (исх. N 25) согласно которому ГУП "Экотехпром" сообщает, что в нарушение п. 148 Правил товарищество не предоставило сведений необходимых для заключения с собственниками жилых помещений в МКД прямых договоров с Региональным оператором, вместе с тем, до заключения договоров на оказание услуг по обращению с ТКО с каждым действующим от своего имени собственником помещений в МКД по адресу: г. Москва ул. Фабрициуса д. 22, услуги оказываются в рамках договора на оказание услуг по обращению с ТКО от 14.12.2021 N 9-8-8636, заключенного между ГУП "Экотехпром" в лице ООО "Спецтранс" в порядке оферты и направленного в адрес потребителя 30.12.2021.
В соответствии с ч. 1 ст. 157.2 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом коммунальные услуги собственникам помещений в многоквартирном доме и нанимателям жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме (далее в настоящей статье - собственники и пользователи помещений в многоквартирном доме) предоставляются ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с заключенными с каждым собственником помещения в многоквартирном доме, действующим от своего имени, договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в следующих случаях:
-собственники заключают с ресурсоснабжающими организациями договоры, содержащие положения о предоставлении коммунальных услуг в случае принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о заключении собственниками, действующими от своего имени в порядке, установленном жилищным законодательством, договора холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления, договора на оказание услуг по обращению с ТКО с ресурсоснабжающей организацией (п. 4.4 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ);
Положениями п. 148 (1) Правил к Постановлению Правительства РФ 06.05.2011 N 354 (ред. от 23.09.2022) "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов") установлено, что управляющая организация, товарищество или кооператив, осуществляющие управление многоквартирным домом, предоставляют региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами, приступающему к предоставлению коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в случаях, предусмотренных подпунктами "д" и "е" пункта 148(11) настоящих Правил, сведения, необходимые для начисления платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, не позднее чем за 5 рабочих дней до дня начала предоставления региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в указанных случаях. Такие сведения должны включать в себя:
-фамилию, имя, отчество (при наличии), дату и место рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, контактный телефон и адрес электронной почты (при наличии) каждого собственника и пользователя жилых помещений в многоквартирном доме, наименование (фирменное наименование) и место государственной регистрации юридического лица, контактный телефон, если собственником жилого помещения в многоквартирном доме является юридическое лицо;
-адреса жилых помещений в многоквартирном доме, собственникам или пользователям которых предоставляется коммунальная услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами, с указанием общей площади жилого помещения, общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, а также количества лиц, постоянно проживающих в жилом помещении, и иных сведений, необходимых для расчета платы за коммунальные услуги в соответствии с настоящими Правилами;
-сведения о применении в отношении собственника или пользователя жилых помещений в многоквартирном доме мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации;
-сведения о случаях, периодах и основаниях перерасчета размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю, копии документов, подтверждающих право потребителя на перерасчет размера платы в соответствии с настоящими Правилами, за предыдущие 12 месяцев;
-реквизиты документов, подтверждающих право собственности на каждое жилое помещение в многоквартирном доме и (или) их копии (при их наличии).
Предоставление указанных сведений осуществляется одновременно на бумажном носителе за подписью единоличного исполнительного органа управляющей организации, товарищества или кооператива и на электронном носителе. Предоставление указанных сведений не требует согласия потребителя на передачу персональных данных в силу пункта 5 части 1 статьи 6 Федерального закона "О персональных данных".
В соответствии с п.4 пунктом б) Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами к Постановлению Правительства РФ от 15 мая 2013 г. N 416 "О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами" (с изменениями и дополнениями) управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением следующих стандартов:
-ведение реестра собственников помещений в многоквартирном доме в соответствии счастью 3.1 статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации, сбор, обновление и хранение информации о нанимателях помещений в многоквартирном доме, а также о лицах, использующих общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме на основании договоров (по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме), включая ведение актуальных списков в электронном виде с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных;
Таким образом, судом первой инстанции обосновано сделан вывод о том, что в отсутствие необходимых сведений у истца, не имеется возможности заключения прямых договоров с собственниками помещений многоквартирного жилого дома.
Также, неподписание потребителем договора не освобождает потребителя от обязанности оплаты услуг по вывозу твердых коммунальных отходов.
В соответствии с положениями Федерального Закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", с 01.01.2022 выполнение работ по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, хранению и размещению твердых коммунальных отходов в городе Москве будет осуществлять исключительно региональным оператором.
ГУП "Экотехпром" присвоен статус регионального оператора по обращению с ТКО на территории города Москвы (приказ Департамента жилищно-коммунального хозяйства города Москвы от 13.05.2021 N 01-01-13-105/21).
В соответствии с протоколом подведения итогов открытого конкурса в электронной форме от 17.09.2021 г. N 32110565588, между ООО "Спецтранс" ГУП "Экотехпром" заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 01.10.2022 N 32110565588.
Между сторонами 20.10.2021 было заключено дополнительное соглашение N 1, в соответствии с которым на ООО "Спецтранс", в том числе, возложена обязанность по заключению договоров на оказанию услуг по обращению с ТКО с потребителями, от имени ГУП "Экотехпром", по доверенности.
В силу п. 1 статьи 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ, региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.
Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.
В соответствии с Правилами обращения с ТКО, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641" "потребитель" - собственник твердых коммунальных отходов или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В силу абзаца 2 пункта 8(17) Правил обращения с ТКО, региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил.
Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) настоящих Правил.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Предложение ГУП "Экотехпром" - публичная оферта о заключении договора. Формы договора, контактные данные территориальных управлений опубликованы в журнале Вестник Москвы N 27 от 16.11.2021 и на официальном сайте регионального оператора www.eco-pro.ru.
30.12.2021 в адрес потребителя был направлена оферта о заключении договора по обращению с твердыми коммунальными отходами, которая была получена потребителем 16.01.2022, что подтверждается распечаткой с почты России и самим потребителем в соответствии представленным в суд отзывом.
Согласно пункт 8.11 Правил обращения с ТКО, потребитель в течение 15 рабочих дней со дня поступления 2 экземпляров проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан их подписать и направить 1 экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации (в случае подписания указанного проекта договора или мотивированного отказа от его подписания действующим от имени потребителя иным лицом к проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами или мотивированному отказу от его подписания прилагаются документы, подтверждающие полномочия такого лица).
На основании пункта 8.12. Правил в случае если по истечении 15 рабочих дней со дня поступления потребителю от регионального оператора проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами потребитель не представил подписанный экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами либо мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8.10 настоящих Правил.
В соответствии с пунктом 8.15. Правил в случае если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не урегулированы или региональный оператор не направит указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий в срок, предусмотренный пунктом 8.14 настоящих Правил, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8.10 настоящих Правил.
Ввиду вышеизложенного, неподписание договора потребителем не освобождает потребителя от обязанности оплаты услуг по вывозу ТКО, так как Региональный оператор, своевременно и в полном объеме оказывал потребителю услуги по вывозу твердых коммунальных отходов с 01.01.2022.
Таким образом, в связи с не предоставлением потребителем сведений, необходимых для перехода собственников на прямые договоры с Региональным оператором на обращение с твердыми коммунальными отходами, у ответчика отсутствуют законные основания уклонения от оплаты услуг Регионального оператора по действующему договору N 9-8-8636.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что доводы апелляционной жалобы, сводятся фактически к повторению утверждений, исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права, а лишь указывают на несогласие с оценкой судом доказательств.
С учетом изложенного, апелляционный суд считает, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, в связи с чем, апелляционная жалоба по изложенным в ней основаниям удовлетворению не подлежит.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, в связи, с чем отмене не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 и 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 22 декабря 2022 года по делу N А40-192024/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
А.И. Проценко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-192024/2022
Истец: ГУП ГОРОДА МОСКВЫ "ЭКОТЕХПРОМ", ООО "Спецтранс"
Ответчик: ТСЖ ВО ВНОВЬ СОЗДАВАЕМОМ КОНДОМИНИУМЕ "ФАБРИЦИУСА-22"