г. Вологда |
|
27 февраля 2023 г. |
Дело N А13-11744/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 февраля 2023 года.
В полном объеме постановление изготовлено 27 февраля 2023 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Черединой Н.В., судей Зайцевой А.Я. и Колтаковой Н.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Смирновой Е.В.,
при участии от Департамента лесного комплекса Вологодской области представителя Солодягина А.В. по доверенности от 13.12.2022, от закрытого акционерного общества "Вожега-лес" представителей Губиной С.Ю. по доверенности от 17.03.2022, Мызиной А.В. по доверенности от 12.01.2023,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Вожега-лес" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 16 декабря 2022 года по делу N А13-11744/2022,
УСТАНОВИЛ:
Департамент лесного комплекса Вологодской области (адрес: 160000, г. Вологда, ул. Герцена, д. 27; ОГРН 1053500056136, ИНН 3525151968; далее - Департамент) обратился в Арбитражный суд Вологодской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к акционерному обществу "Вожега-лес" (адрес: 162150, Вологодская обл., Вожегодский р-н, пос. Кадниковский, ул. Горького, д. 6; ОГРН 1043500600065, ИНН 3506003682; далее - Общество) о возложении обязанности ликвидировать захламление лесного массива бытовым мусором в выделе 7 квартала 27 Вожегодского сельского участкового лесничества колхоза "им. Чкалова" Вожегодского лесничества на площади 0,08 га в срок до 01.11.2022.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Чистяков Андрей Юрьевич, администрация Вожегодского городского поселения.
Решением суда от 16 декабря 2022 года (с учетом определения об исправлении опечатки) исковые требования Департамента удовлетворены; на Общество возложена обязанность в срок до 01.06.2023 ликвидировать захламление лесного массива бытовым мусором в выделе 7 квартала 27 Вожегодского сельского участкового лесничества леса колхоза "им. Чкалова" Вожегодского лесничества на площади 0,08 га. Этим же решением суда с Общества в доход федерального бюджета взыскано 6 000 руб. государственной пошлины.
Общество с решением суда не согласилось, обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить, отказать в удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы ссылается на то, что судом не установлено, у кого в аренде находится квартал 27 Вожегодского сельского участкового лесничества колхоза "им. Чкалова". Указывает, что вина Общества в организации на территории лесного участка свалки мусора отсутствует, обязательства по договору аренды лесного участка исполняются арендатором надлежащим образом, таким образом, по мнению апеллянта, правовых оснований для возложения на Общество обязанности ликвидировать несанкционированную свалку не имеется. Ответчик полагает, что в обязанности Общества не входит ликвидация несанкционированных свалок, поскольку очистка лесов от загрязнения и иного негативного воздействия не относится к санитарно-оздоровительным мероприятиям. Кроме того, считает, что Департаментом в материалы дела не представлено доказательств вины Общества.
Представители Общества в судебном заседании доводы жалобы поддержали в полном объеме.
Представитель Департамента против удовлетворения жалобы возражал, по мотивам, изложенным в отзыве.
Судебное заседание состоялось в соответствии со статьями 156, 266 АПК РФ без участия представителей третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения жалобы.
Заслушав пояснения представителей сторон, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность судебного акта, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения суда.
Как следует из материалов дела, Департаментом (Арендодатель) и сельскохозяйственным производственным кооперативом "Климовское" (Арендатор) заключен договор аренды лесного участка от 25.12.2008 N 02-02-16/1047-2009, согласно которому Арендодатель, действующий в соответствии со статьями 72 и 74 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), на основании решения Департамента от 18.12.2008 N 395 о переоформлении договора безвозмездного пользования участками лесного фонда от 23.06.2002, обязуется предоставить, а Арендатор обязуется принять во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности, определенный в пункте 2 настоящего договора.
В соответствии с пунктом 2 договора лесной участок площадью 8 540 га, предоставляемый в аренду, расположен по адресу: Вологодская обл., Вожегодский муниципальный район, Вожегодский районный отдел - государственное лесничество, Участковое лесничество Вожегодское, колхоз имени Чкалова, кварталы 2,3, 9-10, 12-36, 38-63, 66-70, 75-77, 80, 82-84, 87-94.
На основании договора уступки от 14.05.2018 права и обязанности Арендатора по договору аренды от 25.12.2008 N 02-02-16/1047-2009 с 14.05.2018 перешли к Обществу.
В ходе патрулирования лесного фонда 08.11.2021, 08.06.2022 истцом выявлен факт захламления лесного массива бытовым мусором в выделе 7 квартала 27 Вожегодского сельского участкового лесничества леса колхоза "им. Чкалова" Вожегодского лесничества на площади 0,08 га.
Ссылаясь на неправомерное размещение свалки бытовых отходов на землях лесного фонда, Департамент обратился в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции признал уточненные требования истца правомерными.
Апелляционный суд, проверив доводы апеллянта, не находит оснований не согласиться с решением суда.
Как верно указал суд, в силу статей 125, 304 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьи 83 ЛК РФ, Положения о Департаменте лесного комплекса Вологодской области, утвержденного постановлением Правительства Вологодской области от 24.09.2012 N 1108, Департамент уполномочен на предъявление в суд настоящего иска от имени собственника - Российской Федерации.
В силу статьи 5 ЛК РФ использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе.
Согласно пункту 1 статьи 19 ЛК РФ мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 настоящего Кодекса, или использующими леса в соответствии с настоящим Кодексом лицами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 50.7 ЛК РФ леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивного и нефтяного) и от иного негативного воздействия, защите от вредных организмов, а также подлежат воспроизводству.
Защита лесов включает в себя выполнение мер санитарной безопасности в лесах и ликвидацию очагов вредных организмов (часть 1 статьи 60.2 ЛК РФ).
Меры санитарной безопасности в лесах включают в себя: лесозащитное районирование; государственный лесопатологический мониторинг; проведение лесопатологических обследований; предупреждение распространения вредных организмов; иные меры санитарной безопасности в лесах (часть 1 статьи 60.3 ЛК РФ).
Уборка загрязнения, захламления участков земель лесного фонда относится к иным мерам санитарной безопасности в лесах, так как их перечень является открытым.
В соответствии с частью 1 статьи 51 и частью 1 статьи 60.12 ЛК РФ леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения и иного негативного воздействия в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) и другими федеральными законами.
Частью 3 статьи 60.12 ЛК РФ установлено, что охрана лесов от загрязнения и иного негативного воздействия осуществляется физическими и юридическими лицами, органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии с настоящим Кодексом и Законом N 7-ФЗ.
В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Действующее лесное законодательство не допускает размещение отходов производства и потребления на территории лесного фонда.
Согласно пункту 2 статьи 616 ГК РФ арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды.
В соответствии с пунктом 11 договора аренды лесного участка от 25.12.2008 N 02-02-16/1047-2009 Арендатор обязан использовать лесной участок по назначению в соответствии с лесным законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим договором, в том числе соблюдать лесохозяйственные требования при заготовке древесины, правила ухода за лесами, правила лесовосстановления, правила санитарной безопасности в лесах Российской Федерации, правила пожарной безопасности в лесах Российской Федерации, не допускать причинение вреда лесам вследствие нарушений требований лесного законодательства.
Таким образом, вопреки доводам жалобы, апелляционный суд считает обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что Арендатор лесного участка обязан осуществлять очистку участков лесного фонда в силу установленной законом обязанности по содержанию арендованного лесного участка в соответствии с вышеназванными императивными нормами права и условиями договора.
Аналогичная правовая позиция изложена в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 04.06.2020 N 307-ЭС20-8509, от 24.05.2021 N 307-ЭС21-6983, от 04.03.2021 N 307-ЭС21-125.
Доводы ответчика о том, что очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия не относится к санитарно-оздоровительным мероприятиям и не входит в обязанности Арендатора, а относится к вопросам местного значения поселения, обоснованно отклонены судом как основанные на неверном толковании норм права.
Установленный статьями 13 и 42 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), статьей 60.12 ЛК РФ порядок использования и охраны лесного фонда включает в себя обязанность субъектов, осуществляющих владение и использование лесов, проводить мероприятия по защите соответствующих земель от загрязнения отходами производства и потребления и иного негативного воздействия. Данные мероприятия на лесных участках, связанные с исполнением публично-правовых обязанностей собственников и лесопользователей, должны осуществляться и в том случае, если невозможно установить лицо, виновное в их захламлении, загрязнении и ином негативном воздействии на них (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 13.10.2015 N 26-П).
В соответствии со статьей 51 Закона N 7-ФЗ отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. В силу части 2 статьи 51 Закона N 7-ФЗ запрещается среди прочего сброс отходов производства и потребления в недра и на почву.
Территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, согласно пункту 4.13 ГОСТ 30772-2001 "Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенного постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 28.12.2001 N 607-ст (далее - ГОСТ 30772-2001), являются несанкционированными свалками отходов.
При этом согласно примечанию к пункту 7.8 ГОСТ 30772-2001, если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, не установлены, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель и лесов; соблюдать требования экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы (статья 42 ЗК РФ).
Правилами санитарной безопасности в лесах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 09.12.2020 N 2047, (далее - Правила N 2047), предусмотрено, что меры санитарной безопасности в лесах включают в себя: лесозащитное районирование; государственный лесопатологический мониторинг; проведение лесопатологических обследований; предупреждение распространения вредных организмов; иные меры санитарной безопасности в лесах.
Исходя из положений пункта 5 части 1 статьи 60.3 ЛК РФ и подпункта "д" пункта 2 Правил N 2047 перечень мер санитарной безопасности, указанных в названных нормативных положениях, не является исчерпывающим, к таким мерам по смыслу действующего законодательства относится также очистка лесных участков от загрязнений.
Таким образом, применительно к рассматриваемому случаю Общество обязано осуществлять очистку участков лесного фонда не только от отходов, образовавшихся в результате его деятельности, но и от иного захламления, возникшего не по его вине, поскольку в данном случае таковая обязанность определяется не мерами гражданско-правовой ответственности Арендатора за причинение вреда, непременным условием которой является наличие вины, а выполнением им установленной законом обязанности по содержанию арендованного лесного участка в соответствии с императивными правовыми нормами.
С учетом фактических обстоятельств дела и приведенных правовых норм, вопреки позиции ответчика, Общество несет ответственность по надлежащему содержанию предоставленного ему в аренду лесного участка, и именно Общество обязано устранить выявленные нарушения.
При таких обстоятельствах суд правомерно удовлетворил исковые требования Департамента.
Ссылка ответчика на решение Вологодского областного суда от 05.12.2022 по делу N 3а-289/2022 не принимается апелляционным судом, поскольку данное решение не вступило в законную силу. Более того, наличие спора в отношении 27 квартала Вожегодского сельского участкового лесничества колхоза "им. Чкалова" Вожегодского лесничества не освобождает Общество от обязанности по уборке данного лесного участка от захламления бытовым мусором, образовавшегося в период действия договора аренды. Факт передачи 27 квартала Вожегодского сельского участкового лесничества леса колхоза "им. Чкалова" Вожегодского лесничества в аренду Обществу последним не оспаривается.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы апелляционный суд не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Приведенные ответчиком в апелляционной жалобе аргументы не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, основаны на иной правовой оценке апеллянтом обстоятельств спора, что не свидетельствует о неправомерности выводов суда.
Решение суда соответствует имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного решения, судом при рассмотрении спора не допущено.
Ввиду изложенного апелляционная жалоба Общества удовлетворению не подлежит.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины на основании статьи 110 АПК РФ относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 16 декабря 2022 года по делу N А13-11744/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Вожега-лес" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Чередина |
Судьи |
А.Я. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-11744/2022
Истец: Департамент лесного комплекса Вологодской области
Ответчик: ЗАО "Вожега-Лес"
Третье лицо: Администрация Вожегодского городского поселения, Чистяков Андрей Юрьевич, Отделение адресно-справочной работы УФМС по ВО