г. Москва |
|
28 февраля 2023 г. |
Дело N А40-151079/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 февраля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 февраля 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи: В.А. Свиридова,
судей: |
И.В. Бекетовой, Т.Б.Красновой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Н.С. Криворотовой |
Рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу Управления Росреестра по г. Москве на решение Арбитражного суда г.Москвы от 03.10.2022 по делу N А40-151079/22 (84-1132)
по заявлению Департамент городского имущества города Москвы
к Управлению Росреестра по Москве
об оспаривании решения,
при участии:
от заявителя: |
Бурцев Д.Ю. по дов. от 22.11.2022; |
от ответчика: |
Клименко Н.А. по дов. от 24.01.2023; |
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества города Москвы (далее Департамент) обратился в Арбитражный суд г.Москвы с заявление к Управлению Росреестра по Москве (далее Управление) о признании незаконным решения от 26.04.2022 г., изложенного в уведомлении КУВД-001/2022- 990824/5, об обязании осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности города Москвы в отношении нежилых помещений, а именно: комнаты 1, 1а, 2, 3, 3 а, 4 помещения I, комнаты 1, 3, 3 а, 3б, 3в, 3г, помещения II, расположенного на 0 этаже (подвальное помещение), общей площадью 236,1 кв.м.; с кадастровым номером 77:05:0001002:5967 расположенные по адресу: г.Москва, Даниловская наб., д.2, корп. 4.
Решением суда от 03.10.2022 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением суда, ответчик подал апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт, об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Отзыв на апелляционную жалобу не поступал.
Представитель ответчика в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель заявителя поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложил свои доводы.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, заслушав позиции сторон, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, считает, что решение подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как следует из заявления, Департамент городского имущества города Москвы в соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Правительства Москвы от 20.02.2013 N 99-ПП, выполняет полномочия собственника в отношении имущества города Москвы, обеспечивает в установленном порядке регистрацию права собственности города Москвы на недвижимое имущество, осуществляет защиту интересов города Москвы в установленной сфере деятельности в судах.
Департаментом проводились работы по разделу нежилого помещения с кадастровым номером 77:05:0001002:5967, расположенного по адресу: г. Москва, Даниловская наб., д. 2, корп. 4.
ГБУ МосгорБТИ на основании акта Мосжилинспекции о завершенном переустройстве и (или) перепланировке помещения в многоквартирном доме от 24.12.2021 (далее - Акт) был подготовлен технический план в целях постановки на государственный кадастровый учет помещений, образованных в результате раздела Объекта.
14.01.2022 ГБУ МосгорБТИ направлено заявление о постановке на государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права города Москвы в адрес Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление Росреестра по Москве) в отношении нежилых помещений:
- комнаты 1, 1а, 2, 3, 3 а, 4 помещения I, комнаты 1, 3, 3 а, 3б, 3в, 3г, помещения II, расположенного на 0 этаже (подвальное помещение), общей площадью 236,1 кв. м.
В качестве основания для осуществления регистрационных действий представлен технический план кадастрового инженера от 02.02.2022 с приложением, в том числе декларации Департамента об объекте недвижимости от 29.112.2021; акт Мосжилинспекции о завершенном переустройстве и (или) перепланировке помещения в многоквартирном доме от 24.12.2021.
Уведомлением от 26.04.2022 N КУВД-001/2022-990824/5, государственным регистратором сообщено об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на основании ст. 27 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ. (далее - Закон). Свое решение регистратор мотивировал отсутствием документов, подтверждающих проведенную реконструкцию данного объекта.
Департамент, не согласившись с принятыми государственным регистратором решениями об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права города Москвы в отношении нежилых помещений, посчитав его не законным, не обоснованным обратился в суд с настоящим заявлением.
При обращении в регистрирующий орган Департаментом представлены все документы, необходимые для осуществления регистрационных действий. Мотивы государственного регистратора, касающиеся разночтений в площади объекта, указанного в техническом плане и решении суда, не являются препятствием к осуществлению регистрационных действий.
Изменение площади помещений произошло в результате выполненной перепланировки, в связи с чем в состав приложений к техническому плану была включена проектная документация в отношении объектов, подготовленная ГБУ МосгорБТИ.
В свою очередь при подготовке технический планов кадастровый инженер, определяя площадь руководствовался Требованиями к определению площади здания, сооружения, помещения, машино-места, утвержденными Приказом Росреестра от 23.10.2020 N П/0393 (далее - Требования).
Согласно данной проектной документации при проведении мероприятий по перепланировке вышеуказанных помещений существующие инженерные сети были сохранены и соответствуют требованиям МГСН 2.01-99 "Энергосбережение в зданиях, нормативы по теплозащите и тепловодэлектроснабжению", СП 30.13330.2020 "Внутренний водопровод и канализация зданий. СНиП 2.04.01-85*.
В соответствии с проектной документацией, данные мероприятия не являются работами по реконструкции, предусматривающими изменение параметров объекта капитального строительства и его частей.
В соответствии с ч.2 ст.51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей (ч. 17).
Вместе с тем перечисленные в Уведомлении виды работ соответствуют требованиям Постановления Правительства Москвы от 27.08.2012 N 432-ПП "О перечне случаев, при которых получение разрешения на строительство не требуется".
В компетенцию органа регистрации прав не входит проверка и экспертиза строительной документации, в связи с чем, данное замечание органа регистрации прав является необоснованным.
В силу п.1 ст.65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В соответствии с п.1 ст.131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитута, а также иные права в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации и иными законами.
В соответствии с ч.1 ст.214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
В соответствии с п.2 ст.209 ГК РФ, собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
В соответствии с п.7 ч.2 ст.14 Закона N 218-ФЗ межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ являются основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно ч.5 ст.18 Закона N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям ст.21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим федеральным законом нормативных правовых актов федеральной органы исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
Истребование дополнительных документов, не предусмотренных Законом 218-ФЗ и иными нормативными актами в сфере государственной регистрации прав, выходит за рамки полномочий, предоставленных органу регистрации прав для рассмотрения поступивших документов.
В соответствии с п.11 ст.24 Закона N 218-ФЗ если законодательством Российской Федерации в отношении объектов недвижимости (за исключением единого недвижимого комплекса) не предусмотрены подготовка и (или) выдача разрешений и проектной документации, соответствующие сведения указываются в техническом плане на основании декларации.
Осуществление государственного кадастрового учета зданий, строений и сооружений в общем порядке производится на основании технического плана кадастрового инженера, подготовленного с соблюдением требований ст.24 Закона N 218-ФЗ, Приказа Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953 и прочих подзаконных нормативных актов.
Таким образом, согласно действующим нормам, подсчет площади здания для целей кадастрового учета осуществляется путем сложения площадей контуров этажей по внутренним поверхностям стен.
На основании изложенного суд приходит к мнению, что на осуществление регистрации государственного кадастрового учета изменений сведений в ЕГРН в регистрирующий орган представлены все документы, необходимые для совершения регистрационных действий, составленные в соответствии с требованиями закона о регистрации и подзаконных нормативных актов.
При таких обстоятельствах решение государственного регистратора нарушает требования ст.26, 29 Закона N 218-ФЗ, что выразилось в проведении ненадлежащей правовой экспертизы документов и отказе регистрирующим органом в государственном кадастровом учете, а также необоснованно препятствует Департаменту в исполнении возложенных на него функциональных обязанностей по обеспечению учета и регистрации объектов недвижимости, находящихся в собственности города Москвы.
Поскольку иных препятствий к совершению регистрационных действий регистратором не выявлено, в целях устранения нарушения прав и законных интересов Департамента на Управление Росреестра по Москве может быть возложена обязанность произвести государственный кадастровый учет и государственную регистрацию города Москвы на спорное здание на основании документов, предоставленных Департаментом с ранее поданным заявлением и дополнительными документами к нему.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, свидетельствуют о несогласии с выводами суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда.
Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч.4 ст.270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 03.10.2022 по делу N А40-151079/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
В.А. Свиридов |
Судьи |
И.В. Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-151079/2022
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ