город Томск |
|
28 февраля 2023 г. |
Дело N А27-21000/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 февраля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 февраля 2023 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Хайкиной С.Н.,
судей Бородулиной И.И.,
Кривошеиной С.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Легачевой А.М., рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу (N 07АП-947/2023) на решение от 26.12.2022 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-21000/2022 (судья Сарафанникова М.А.) по заявлению Государственного учреждения - Отделения пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу, город Кемерово (ОГРН 1024200702360, ИНН 4207010740) к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской и Томской областях, город Кемерово (ОГРН 1104205007840, ИНН 4205199592) о взыскании штрафа в размере 3 000 руб.
В судебном заседании приняли участие: без участия сторон, извещены
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Кемеровской области 10.11.2022 поступило заявление Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу (далее - заявитель, Пенсионный фонд) к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской и Томской областях (далее - страхователь, Управление) о взыскании штрафа за непредставление страхователем в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за март, апрель, май 2019 года в размере 3 000 руб.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 26.12.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Пенсионный фонд обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы её податель указывает, что в данном случае, представление сведений на застрахованных лиц, сведения о которых не были указаны в исходных формах СЗВ-М не может квалифицироваться в качестве уточнения (дополнения) сведений применительно к положениям статей 8.1, 15, 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) и Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н, поскольку сведения фактически были не дополнены, а представлены впервые и с нарушением срока.
Арбитражный апелляционный суд считает возможным на основании статей 123, 156, 266 АПК РФ рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 48 АПК РФ в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
Правопреемство как институт арбитражного процессуального права неразрывно связано с правопреемством как институтом гражданского права, поскольку необходимость привести процессуальное положение лиц, участвующих в деле, в соответствие с их юридическим интересом обусловливается изменениями в материально-правовых отношениях, то есть переход субъективного права или обязанности в гражданском правоотношении, по поводу которого производится судебное разбирательство, к другому лицу служит основанием для процессуального правопреемства.
Аналогичный правовой подход изложен в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 16.11.2018 N 43-П "По делу о проверке конституционности части первой статьи 44 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан А.Б. Болчинского и Б.А. Болчинского", а также в пункте 23 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 за 2019 год, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25.12.2019, согласно которому процессуальное правопреемство возможно не только для случаев перемены лиц в обязательствах (то есть обязательственной природы спорного или установленного судом правоотношения), но и для спорных или установленных судом абсолютных правоотношений. Процессуальное правопреемство должно обеспечивать не только рассмотрение дела с участием последующих правопреемников сторон по делу (истца или ответчика), которым переходят их права и обязанности в материальном правоотношении, но и исполнение принятого по делу судебного акта в случае удовлетворения иска, но уже в пользу правопреемника истца, заинтересованного в этом исполнении.
Рассмотрев ходатайство заявителя о процессуальном правопреемстве, апелляционный суд, руководствуясь статьей 48 АПК РФ, определил удовлетворить заявленное ходатайство, произвести процессуальную замену заявителя - Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу на его процессуального правопреемника - Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает решение суда не подлежащим отмене или изменению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, Управлением своевременно представлены в Пенсионный фонд исходные сведения по форме СЗВ-М на застрахованных лиц за март 2019 года (29.03.2019), апрель 2019 года (30.04.2019), май 2019 года (31.05.2019).
17.07.2019 страхователем предоставлены сведения по форме СЗВ-М (дополняющая) за март, апрель, май 2019 года на 2 застрахованных лица, информация о которых отсутствовала в исходных сведениях.
Полагая, что страхователем допущено нарушение требований законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного страхования, Пенсионным фондом составлены акты N N 052S18190012062, 052S18190012063, 052S18190012064 и вынесены решения NN 052S19190013166, 052S19190013167, 052S19190013168 от 05.09.2022 о привлечении Управления к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, в виде штрафа в размере 3 000 руб.
Требования об уплате финансовых санкций от 03.10.2019 N N 052S01190018249, 052S01190018248, 052S01190018247, направленные в адрес страхователя 07.10.2019, в добровольном порядке Управлением не исполнены, что явилось основанием для обращения Пенсионного фонда в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, руководствуясь правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 14.07.2003 N 12-П, исходя из правоприменительной практики Верховного Суда Российской Федерации, пришел к выводу, что представление в рассматриваемом случае дополняющих сведений по форме СЗВ-М за период март, апрель, май 2019 года на 2 застрахованных лица до обнаружения Пенсионным фондом неполноты представленных сведений не позволяет квалифицировать действия Управления как нарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ.
Арбитражный апелляционный суд поддерживает выводы арбитражного суда первой инстанции, в связи с чем отклоняет доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из установленных фактических обстоятельств дела и следующих норм права.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ), статьей 1 Закона N 27-ФЗ, Управление является страхователем в сфере обязательного пенсионного страхования.
В силу абзаца 3 пункта 2 статьи 14 Федерального закона N 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
В соответствии с преамбулой Федерального закона N 27-ФЗ данный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании. Этим же законом определены обязанность (статья 15 Федерального закона N 27-ФЗ), объем и сроки (статья 11 Федерального закона N 27-ФЗ) представления таких сведений.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Статьей 16 Федерального закона N 27-ФЗ установлена обязанность органов Пенсионного фонда Российской Федерации осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
Сведения о застрахованных лицах направляются по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п "Об утверждении формы "Сведения о застрахованных лицах" (далее - Постановление N 83п) (действовало в спорный период).
Согласно Постановлению N 83п в разделе 3 "Тип формы" указывается один из предлагаемых кодов: "исходная", "дополняющая", "отменяющая".
В соответствии с частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Вместе с тем, в силу статьи 15 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
В абзаце 3 пункта 39 Инструкции N 766н (действовала в спорный период) указано, что страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных и принятых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
При этом, статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в Пенсионный фонд сведениях, до их обнаружения Пенсионным фондом, и представить в Пенсионный фонд достоверные сведения (уточненные/исправленные).
Из материалов дела следует, что основанием для привлечения Управления к ответственности по части 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ послужил вывод Пенсионного фонда о непредставлении страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, за март, апрель, май 2019 года в отношении 2 застрахованных лиц.
С учетом пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ срок представления сведений о застрахованных лицах за отчетный период - март 2019 года - не позднее 15 апреля 2019 года, за отчетный период - апрель 2019 года - не позднее 15 мая 2019 года, за отчетный период - май 2019 года - не позднее 17 июня 2019 года (с учётом выходных дней).
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что Управление первоначально представило сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М тип "исходная" за март, апрель, май 2019 года в установленный Федеральным законом N 27-ФЗ срок.
17.07.2019 страхователем представлены сведения по форме СЗВ-М тип "дополняющая" на двух застрахованных лиц, сведения о которых отсутствовали в исходной форме.
В рассматриваемом случае Пенсионным фондом уведомление в адрес Управления об устранении имеющихся ошибок (расхождений) не направлялось, что свидетельствует о том, что страхователь не был лишен возможности в порядке статьи 15 Федерального закона N 27-ФЗ самостоятельно произвести корректировку представленных сведений за спорные отчетные периоды (март, апрель, май 2019 года).
Учитывая изложенное, Управление самостоятельно выявило ошибку в неверно представленных сведениях и предприняло меры к ее устранению путем направления "дополняющей" формы в Пенсионный фонд за соответствующие отчетные периоды, который, в свою очередь, при получении дополняющих сведений провел проверку представленных дополняющих сведений и выявил указанное выше нарушение Федерального закона N 27-ФЗ, в связи с чем решениями NN 052S19190013166, 052S19190013167, 052S19190013168 от 05.09.2022 назначил Управлению финансовые санкции за представление дополняющих сведений по форме СЗВ-М за спорные отчетные периоды.
Доказательства того, что скорректированные Управлением сведения по форме СЗВ-М тип "дополняющая" за март, апрель, май 2019 года являются неполными и (или) содержат недостоверные сведения, в материалы дела не представлены.
Исследовав материалы дела по правилам статьи 71 АПК РФ, установив, что Управление самостоятельно устранило допущенные ошибки в индивидуальных (персонифицированных) сведений на застрахованных лиц по форме СЗВ-М за отчетные периоды - март, апрель, май 2019 года, что не опровергнуто Пенсионным фондом, тем самым Управление реализовало в порядке статьи 15 Федерального закона N 27-ФЗ свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за указанные отчетные периоды, откорректировав их путем представления в адрес Пенсионного фонда дополнительных сведений о застрахованных лицах за эти отчетные периоды до момента обнаружения ошибки Пенсионным фондом, что допускает не применять к страхователю финансовые санкции, предусмотренные частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных Пенсионным фондом требований о взыскании с Управления финансовых санкций за представление дополняющей формы отчетности по форме СЗВ-М за март, апрель, май 2019 года.
В ином случае страхователь был бы наказан за добросовестное поведение, связанное с исполнением предусмотренной законом обязанности по представлению сведений о застрахованных лицах, что не отвечает принципу справедливости при привлечении к ответственности за неисполнение публично-правовой обязанности.
Формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа, является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности.
Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами Пенсионного фонда, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
Суд апелляционной инстанции руководствуется правовым подходом, изложенным в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 06.02.2018 N 6-П, в соответствии с которым принципы справедливости и соразмерности предполагают пропорциональность не только в санкциях, но и в условиях освобождения от ответственности в зависимости от тяжести содеянного, причиненного ущерба, степени вины и других существенных обстоятельств, не исключая поощрения к правомерному поведению в фискальных правоотношениях.
Доводы апелляционной жалобы о том, что представление сведений на двух застрахованных лиц, сведения о которых не были указаны в отчетах по форме СЗВ-М тип "исходная" за март, апрель, май 2019 года, не может квалифицироваться в качестве уточнения (дополнения) сведений, так как сведения фактически были не дополнены, а представлены в отношении 2 застрахованных лиц впервые и с нарушением срока, подлежат отклонению как основанные на неверном толковании указанных норм права, поскольку отсутствие в форме СЗВ-М тип "исходная" сведений об одном или нескольких застрахованных лицах не лишает страхователя права представить уточненные сведения в "дополняющей" форме отчетности, в данном случае Управление самостоятельно внесло исправления в представленные сведения о застрахованных лицах, при этом законодательно не установлен срок для представления "дополняющей" формы СЗВ-М при самостоятельном выявлении ошибки страхователем (статья 17 Федерального закона N 27-ФЗ, пункт 39 Инструкции N 766н), ввиду чего основания для привлечения страхователя к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, отсутствуют.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в рассматриваемом случае к страхователю финансовые санкции применяться не должны.
Таким образом, учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Иное толкование Пенсионным фондом положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств дела, не свидетельствуют о неправильном применении или нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
В связи с изложенным, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Поскольку органы Пенсионного фонда освобождены от уплаты государственной пошлины на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, вопрос о распределении в соответствии со статьей 110 АПК РФ судебных расходов по государственной пошлине судом апелляционной инстанции не рассматривается.
Руководствуясь статьями 48, 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
произвести процессуальную замену заявителя - Государственного учреждения - Отделения пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу на его процессуального правопреемника - Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу.
Решение от 26.12.2022 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-21000/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
Председательствующий |
С.Н. Хайкина |
Судьи |
И.И. Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-21000/2022
Истец: ГУ Отделение Пенсионного фонда РФ по Кемеровской области- Кузбассу
Ответчик: Межрегиональное территориальное управление федерального агентства по управлению государтсвенным имуществом в Кемеровской и Томской области