г. Владивосток |
|
27 февраля 2023 г. |
Дело N А51-16579/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 февраля 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 февраля 2023 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Гончаровой,
судей Н.Н. Анисимовой, С.В. Понуровской,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.Д. Спинка,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы судебных приставов по Приморскому краю,
апелляционное производство N 05АП-8261/2022,
на решение от 11.11.2022
судьи А.А. Фокиной
по делу N А51-16579/2022 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Рыбозавод Большекаменский" (ИНН 2537073053, ОГРН 1052503453232)
к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Приморскому краю (ИНН 2540108500, ОГРН 1042504382942), Межрайонному отделу судебных приставов по
особым исполнительным производствам
третье лицо: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 13 по Приморскому краю (ИНН 2540088123, ОГРН 1042504383261)
о признании незаконным и отмене постановления от 26.08.2022 "Об отказе в приостановлении исполнительного производства" по исполнительному производству N 50610/21/25037-ИП как не соответствующее пункту 1 статьи 40 ФЗ "Об исполнительном производстве" и постановлению Правительства РФ от 28.03.2022 N 497,
при участии: от ООО "Рыбозавод Большекаменский": представитель Ткаченко И.В. по доверенности от 10.03.2021, сроком действия до 10.03.2023, диплом о высшем юридическом образовании (регистрационный номер 21675), паспорт.
От УФССП по Приморскому краю, МОСП по ОИП, МИФНС N 13 по Приморскому краю не явились, извещены надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Рыбозавод Большекаменский" (далее - заявитель, общество, ООО "Рыбозавод Большекаменский", должник) обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным и отмене постановления Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП по Приморскому краю от 26.08.2022 "Об отказе в приостановлении исполнительного производства" по исполнительному производству N 50610/21/25037-ИП.
В порядке статьи 51 АПК РФ судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, как взыскатель по исполнительному производству привлечена Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 13 по Приморскому краю (далее - третье лицо, МИФНС, взыскатель).
Решением Арбитражного суда Приморского края от 11.11.2022 постановление Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП по Приморскому краю от 26.08.2022 N 25037/22/1406 "Об отказе в приостановлении исполнительного производства" по исполнительному производству N 50610/21/25037-ИП признано незаконным как не соответствующее Федеральному закону от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Управление Федеральной службы судебных приставов по Приморскому краю обратилось с апелляционной жалобой в Пятый арбитражный апелляционный суд.
В обоснование своей позиции Управление ссылается на то, что при обращении к судебному приставу-исполнителю с ходатайством о приостановлении исполнительного производства N 50610/21/25037-ИП должником не было представлено доказательств того, что в отношении него подано заявление о банкротстве, в том числе вопрос о принятии которого не разрешен к дате введения моратория. Управление полагает, что судебным приставом-исполнителем обоснованно вынесено постановление об отказе в удовлетворении ходатайства общества о приостановлении исполнительного производства N 50610/21/25037-ИП, поскольку оснований для его удовлетворения не имелось. Более того, Управление указывает, что на момент поступления данного ходатайства материалам указанного исполнительного производства подтверждался факт наличия у должника имущества, достаточного для погашения задолженности перед взыскателем. При этом должником не были представлены документы, подтверждающие отсутствие возможности исполнения требований исполнительного документа или существенное изменение финансового положения должника в связи с обстоятельствами, связанными с введением моратория на банкротство.
Через канцелярию суда от общества в порядке статьи 262 АПК РФ отзыв, по тексту которого просит оставить апелляционную жалобу без удовлетворения, решение - без изменения
Определением суда от 24.01.2023 судебное заседание откладывалось до 21.02.2023.
В судебном составе, рассматривающем настоящее дело, в связи с нахождением судьи О.Ю. Еремеевой в отпуске на основании определения суда от 20.02.2023 произведена её замена на судью С.В. Понуровскую, и рассмотрение апелляционной жалобы в порядке части 5 статьи 18 АПК РФ начиналось сначала.
Иные лица, за исключением общества, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о причине неявки не сообщили Суд, руководствуясь статьями 156, 266 АПК РФ, с учетом отсутствия возражений представителя общества провел судебное заседание в отсутствие УФССП по Приморскому краю, МОСП по ОИП, МИФНС N 13 по Приморскому краю.
Представитель ООО "Рыбозавод Большекаменский" на доводы апелляционной жалобы возражал по доводам, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.
Из материалов дела судебно коллегией установлено следующее.
06.07.2021 МИФНС N 13 по Приморскому краю вынесено постановление о взыскании налога, сбора, пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) N 253601926, которым с ООО "Рыбозавод Большекаменский" взыскана задолженность по налогам и сборам, пени, штраф в размере 60947544,25 руб.
На основании поступившего посредством системы межведомственного взаимодействия для принудительного исполнения исполнительного документа постановлением Отдела от 09.07.2021 в отношении ООО "Рыбозавод Большекаменский" возбуждено исполнительное производство N 50610/21/25037-ИП; должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
24.08.2022 в адрес Отдела от ООО "Рыбозавод Большекаменский" поступило ходатайство о приостановлении названного исполнительного производства на период действия моратория, введенного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами", рассмотрев которое, судебный пристав-исполнитель вынес постановление от 26.08.2022 N 25037/22/1406 "Об отказе в приостановлении исполнительного производства".
В обоснование принятого постановления судебным приставом-исполнителем указано, что у должника имеется имущество, достаточное для погашения задолженности по исполнительному производству, при этом должником не представлены документы, подтверждающие отсутствие возможности исполнения требований исполнительного документа или существенное изменение финансового положения должника в связи с обстоятельствами, связанными с введением моратория на банкротство.
Копия постановления направлена 30.08.2022 на юридический адрес должника (РПО N 69005974448257) и возвращена отправителю 01.10.2022 после неудачной попытки вручения (31.08.2022) согласно отчету об отслеживании, полученному с официального сайта АО "Почта России".
По сведениям заявителя фактически копия постановления от 26.08.2022 N 25037/22/1406 вручена представителю заявителя только 19.09.2022.
Не согласившись с постановлением от 26.08.2022 N 25037/22/1406 "Об отказе в приостановлении исполнительного производства", заявитель 27.09.2022 обратился в суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции в связи со следующим.
На основании части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частей 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов органов, осуществляющих публичные полномочия, и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на физических лиц (далее также - граждане), юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования (далее также - организации) обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий закреплены в Федеральном законе от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ, Закон об исполнительном производстве).
В соответствии с частью 1 статьи 121 Закона об исполнительном производстве постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
По правилам части 1 статьи 128 Закона об исполнительном производстве постановления должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть оспорены в арбитражном суде либо суде общей юрисдикции, в районе деятельности которого указанное лицо исполняет свои обязанности.
Согласно части 1 статьи 329 АПК РФ постановления судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в арбитражном суде в случаях, предусмотренных Кодексом и другими федеральными законами, по правилам, установленным главой 24 Кодекса.
Частями 1, 2 статьи 5 Закона N 229-ФЗ установлено, что принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.
Согласно пункту 6 части 2 статьи 39 Закона 229-ФЗ исполнительное производство может быть приостановлено судом в порядке, установленном процессуальным законодательством Российской Федерации и данным Законом, полностью или частично в случаях, предусмотренных статьей 40 данного Закона.
В силу пункта 9 части 1 статьи 40 Закона N 229-ФЗ исполнительное производство подлежит приостановлению судебным приставом-исполнителем полностью или частично в случае распространения на должника моратория на возбуждение дел о банкротстве, предусмотренного статьей 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 127-ФЗ).
В силку пункта 1 ст. 9.1 Закона 127-ФЗ для обеспечения стабильности экономики в исключительных случаях (при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, существенном изменении курса рубля и подобных обстоятельствах) Правительство Российской Федерации вправе ввести мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами (далее для целей настоящей статьи - мораторий), на срок, устанавливаемый Правительством Российской Федерации.
В акте Правительства Российской Федерации о введении моратория могут быть указаны отдельные виды экономической деятельности, предусмотренные Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, а также отдельные категории лиц и (или) перечень лиц, пострадавших в результате обстоятельств, послуживших основанием для введения моратория, на которых распространяется действие моратория.
Исходя из подпунктов 2, 4 пункта 3 статьи 9.1, пункта 1 статьи 63 Закона N 127-ФЗ на срок действия моратория в отношении должников, на которых он распространяется: не начисляются неустойки (штрафы, пени) и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей; приостанавливается исполнительное производство по имущественным взысканиям по требованиям, возникшим до введения моратория (при этом не снимаются аресты на имущество должника и иные ограничения в части распоряжения имуществом должника, наложенные в ходе исполнительного производства).
В пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.12.2020 N 44 "О некоторых вопросах применения положений статьи 9.1 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", разъяснено, что со дня введения в действие моратория в силу прямого указания закона исполнительное производство по имущественным взысканиям по требованиям, возникшим до введения моратория, приостанавливается (подпункт 4 пункта 3 статьи 9.1 Закона N 127-ФЗ). Исполнительное производство считается приостановленным на основании акта о введении в действие моратория до его возобновления. Это означает недопустимость применения мер принудительного исполнения в период действия моратория, а также невозможность исполнения исполнительного документа, предъявленного взыскателем непосредственно в банк или иную кредитную организацию (далее - банк) в порядке, установленном частью 1 статьи 8 Закона N 229-ФЗ. В случае поступления исполнительного документа в банк в отношении должника, на которого распространяется действие моратория, банк принимает такой исполнительный документ и оставляет его без исполнения до окончания действия моратория. В ходе приостановленного исполнительного производства судебным приставом-исполнителем могут быть осуществлены отдельные исполнительные действия, например наложение ареста, установление запрета на распоряжение имуществом.
Постановлением Правительства N 497, вступившим в силу со дня его официального опубликования (01.04.2022) и действующим в течение 6 месяцев, введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, в отношении юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей.
Исходя из буквального содержания Постановления N 497, введенный этим нормативным правовым актом мораторий на возбуждение дел о банкротстве применяется в отношении всех юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, кроме застройщиков многоквартирных домов и проблемных объектов.
Исходя из требований ст. 9.1 Закона N 127-ФЗ одним из правовых последствий распространения на должников, определенных по указанным выше правилам, моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлению кредиторов является приостановление исполнительного производства по имущественным взысканиям по требованиям, возникшим до введения моратория.
Этот вывод следует и из содержания иных законов.
Так, 08.06.2020 вступил в силу Федеральный закон от 08.06.2020 N 166-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции", согласно которому часть 1 статьи 40 Закона об исполнительном производстве дополнена пунктом 9.
С отмеченной даты в соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 40 данного закона исполнительное производство подлежит приостановлению судебным приставом-исполнителем полностью или частично в случае распространения на должника моратория на возбуждение дел о банкротстве, предусмотренного статьей 9.1 Закона N 127-ФЗ.
Данная норма имеет императивный характер, что обуславливает необходимость ее соблюдения судебным приставом-исполнителем.
При этом, суд также отметил, что в соответствии с п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.12.2020 N 44 "О некоторых вопросах применения положений статьи 9.1 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" в соответствии с п. 1 ст. 9.1 Закона о банкротстве на лицо, которое отвечает требованиям, установленным актом Правительства Российской Федерации о введении в действие моратория, распространяются правила о моратории независимо от того, обладает оно признаками неплатежеспособности и (или) недостаточности имущества либо нет.
В соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 9.1 Закона о банкротстве любое лицо, на которое распространяется действие моратория, вправе заявить об отказе от применения в отношении его моратория, внеся сведения об этом в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве.
Принимая во внимание, что заявитель не отказывался от применения моратория, введенного Постановлением Правительства РФ от 28.03.2022 года N 497, у судебного пристава-исполнителя отсутствовали правовые основания для отказа в удовлетворении ходатайства заявителя о приостановлении исполнительного производства.
На основании вышеизложенных норм и разъяснений, а также обстоятельств дела, учитывая, что требования об уплате налогов, сборов, страховых взносов, пени, штрафов в отношении общества возникли до введения Постановлением Правительства РФ от 28.03.2022 N 497 моратория, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что на спорные правоотношения распространяет свое действие пункт 4 части 3 статьи 9.1 Закона о банкротстве.
Изложенные выше правовые позиции согласуются с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, содержащейся в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2022 N 305-ЭС21-25305 по делу N А40-233155/2020, согласно которой правовая норма, содержащаяся в пункта 9 части 1 статьи 40 Закона об исполнительном производстве, имеет императивный характер, что обуславливает необходимость ее соблюдения судебным приставом-исполнителем.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, апелляционный суд, принимая во внимание, что на дату рассмотрения заявления должника у судебного пристава имелись все правовые основания для приостановления исполнительного производства применительно к пункту 9 части 1 статьи 40 Закона N 229-ФЗ, соглашается с выводом суда первой инстанции, что оспариваемое постановление судебного пристава от 26.08.2022 по исполнительному производству N 50610/21/25037-ИП не соответствует требованиям Закона N 229-ФЗ, а также нарушает права и законные интересы заявителя, следовательно, имеются основания для удовлетворения заявленных требований.
Доводы заявителя жалобы о том, что исполнительное производство не может быть приостановлено на основании пункта 9 части 1 статьи 40 Закона N 229-ФЗ, поскольку дело о банкротстве в отношении должника не возбуждалось, в отношении должника не подано заявление о банкротстве, а также, что введенный Постановлением N 497 мораторий на возбуждение дел о банкротстве не подлежит применению к должникам, чье имущественное положение позволяет исполнить требования исполнительного документа, подлежат отклонению как основанные на неверном толковании норм права, а также с учетом правовой позиции, изложенной в пункте 2 Постановления Пленума от 24.12.2020 N 44, предусматривающей, что в соответствии с пунктом 1 статьи 9.1 Закона о банкротстве на лицо, которое отвечает требованиям, установленным актом Правительства Российской Федерации о введении в действие моратория, распространяются правила о моратории независимо от того, обладает оно признаками неплатежеспособности и (или) недостаточности имущества либо нет.
Должник по спорному исполнительному производству не отказывался от исполнения своих обязательств, а воспользовался мерой государственной поддержки в виде моратория.
Вместе с тем, поскольку на момент принятия судом резолютивной части решения срок, установленный Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497, истёк (с 02.10.2022 действие моратория прекращено), суд первой инстанции не усмотрел оснований для возложения на судебного пристава-исполнителя обязанности повторно рассмотреть вопрос о приостановлении исполнительного производства N 50610/21/25037-ИП в соответствии с ходатайством ООО "Рыбозавод Большекаменский" (вх. Отдела от 24.08.2022).
При таких обстоятельствах, доводы апелляционной жалобы отклоняются, как основанные не неправильном толковании норм права. Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения судебного акта.
Нарушения норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ основаниями для отмены обжалуемого судебного акта, апелляционным судом не установлены.
При таких обстоятельствах оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Согласно части 2 статьи 329 АПК РФ заявление об оспаривании постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 АПК РФ, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 11.11.2022 по делу N А51-16579/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
А.В. Гончарова |
Судьи |
Н.Н. Анисимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-16579/2022
Истец: ООО "РЫБОЗАВОД БОЛЬШЕКАМЕНСКИЙ"
Ответчик: ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ ПО ПРИМОРСКОМУ КРАЮ, межрайонный отдел судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Приморскому краю, МООИП УФССП по ПК
Третье лицо: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 13 по Приморскому краю