г. Москва |
|
27 февраля 2023 г. |
Дело N А40-233272/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 февраля 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: И.В. Бекетовой,
судей: |
В.А.Свиридова, Т.Б. Красновой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Н.С. Криворотовой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФКП "Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны РФ"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 01.12.2022 по делу N А40-233272/22
по заявлению 182 отдела государственного архитектурно-строительного надзора Минобороны России
к Федеральному казенному предприятию "Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации" (ИНН: 7704684769)
о привлечении
к административной ответственности,
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от заинтересованного лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
182 отдел государственного архитектурно-строительного надзора (далее - заявитель, административный орган, 182 отдел ГАСН МО РФ) обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Федеральному казенному предприятию "Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации" (далее - предприятие, ФКП "Управление заказчика КС Минобороны России") о привлечении к административной ответственности по ч. 6 ст. 19.5 КоАП РФ на основании протокола N 182-110-2022 от 13.10.2022.
Решением от 01.12.2022 суд привлек ФКП "Управление заказчика КС Минобороны России" к административной ответственности по ч. 6 ст. 19.5 КоАП РФ и назначил наказание в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях предприятия состава вмененного административного правонарушения.
С таким решением суда не согласилось ФКП "Управление заказчика КС Минобороны России" и обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой.
Дело рассмотрено в соответствии со ст.ст. 121 - 123, 156 АПК РФ в отсутствие представителей сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети интернет в картотеке арбитражных дел по веб-адресу http://kad.arbitr.ru.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Апелляционный суд, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, полагает, что обжалуемое решение подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения по следующим основаниям.
Оспариваемым решением суда предприятие признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч.6 ст.19.5 КоАП РФ.
Диспозицией данной нормы права является невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Привлекая ФКП "Управление заказчика КС Минобороны России" к административной ответственности, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Как установлено судом, в соответствии с решением начальника 182 отдела ГАСН N 65 от 19 мая 2022 года в целях осуществления государственного строительного надзора объекта капитального строительства "Реконструкция и строительство сооружений войсковой части 13991, проведена проверка в отношении ФКП "УЗКС МО РФ", которое является заказчиком строительства данного объекта.
По результатам проверки составлен акт N 182-57-2022 от 18 июля 2022 года, в котором зафиксированы выявленные нарушения положений требований проектной документации, порядка ведения и предоставления исполнительной документации.
В связи с чем, 18.07.2022 ФКП "УЗКС МО РФ" вынесено предписание N 182-57/1-2022 об устранении выявленных нарушений при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства, в котором определены сроки устранения недостатков - до 20.09.2022.
19.09.2022 ФКП "УЗКС МО РФ" представило извещение об устранении нарушений при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства N 182-2019-22 от 19 сентября 2022, в котором указало на частичное устранение нарушений. Указанные в предписании нарушения подрядчиком не оспаривались. Предписание не было оспорено и признано незаконным.
По истечении срока устранения выявленных недостатков в соответствии с Решением начальника 182 отдела ГАСН от 22.07.2022 N 86 с 13 сентября по 26 сентября 2022 года проведена проверка по программе проверок, в том числе по проверке исполнения требований раннее выданных предписаний, о чем юридическое лицо было извещено надлежащим образом. Копия Решения N 86 от 22 июля 2022 года направлена 25 июля 2022 года (исх. N 197/182/291дсп) и в соответствии с почтовым уведомлением получена адресатом 02 августа 2022 года.
В ходе проведения указанной проверки не нашло подтверждения факта, указанного в извещении о частичном устранении нарушений, и выявлено неисполнение требований предписания N 182-57/1-2022 от 18 июля 2022 года, что свидетельствует о ненадлежащем проведении строительного контроля заказчиком.
Ввиду того, что ФКП "УЗКС МО РФ" не исполнило предписание 182 отдела ГАСН об устранении выявленного нарушения обязательных требований в полном объеме в установленный в предписании срок, юридическому лицу направлено приглашение на составление протокола об административном правонарушении на 13 октября 2022 года (исх. N 197/182/470дсп от 28 сентября 2022 года, получен адресатом 05 октября 2022 года).
В связи с невыполнением в установленный срок замечаний предписания 182 отдела ГАСН N N 182-57/1-2022 от 18 июля 2022 года, 13 октября 2022 года в соответствии со статьями 28.1, 28.2, Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях составлен протокол об административном правонарушении по части 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ФКП "УЗКС МО РФ".
Частью 3 статьи 52 Градостроительного Кодекса РФ лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.
В соответствии с частью 4 статьи 53 Градостроительного Кодекса РФ в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда), должен проводиться контроль за выполнением работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также за безопасностью строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, если устранение выявленных в процессе проведения строительного контроля недостатков невозможно без разборки или повреждения других строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, за соответствием указанных работ, конструкций и участков сетей требованиям технических регламентов и проектной документации. По результатам проведения контроля за выполнением указанных работ, безопасностью указанных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения составляются акты освидетельствования указанных работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения.
В соответствии с положениями Государственного контракта функции заказчика переданы Министерством обороны РФ - ФКП "УЗКС МО РФ".
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 марта 2008 г. N 290-р учреждено в ведении Минобороны России федеральное казенное предприятие "Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации", основанное на праве оперативного управления (далее -предприятие), утвержден его устав.
В рамках статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации ФКП "УЗКС МО РФ" осуществляет строительный контроль в процессе строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Из части 2 статьи 53 ГрК РФ следует, что строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора (в данном случае строительство осуществляется на основании государственного контракта) строительный контроль проводится также застройщиком или техническим заказчиком либо привлекаемым ими на основании договора физическим или юридическим лицом.
Таким образом, ФКП "УЗКС МО РФ", являясь заказчиком строительства объекта, в силу положений Градостроительного кодекса РФ, Положения о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объекта капитального строительства, утвержденного постановлением Правительства РФ N 468 от 21 июня 2010 года, обязано осуществлю строительный контроль с целью проверки выполнения работ на соответствие проектной документации и требованиям технических регламентов
Вина предприятия в совершении правонарушения, предусмотренного ч.6 ст.19.5. КоАП РФ с учетом положения ч.2 ст.2.1. КоАП РФ заключается в том, что у него имелась возможность для соблюдения требования, за нарушение которого ч.6 ст.19.5. КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Апелляционная коллегия, оценив обстоятельства дела, считает, что предприятие имело возможность обеспечить выполнение предписания, но им не были приняты все зависящие меры для предупреждения правонарушения, не были надлежащим образом исполнены организационно-распорядительные и административные функции; контроль за соблюдением требований законодательства и выполнением предписания не был обеспечен.
Порядок составления протокола об административном правонарушении от 13.08.2021 административным органом не нарушен.
В соответствии с ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии с ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Согласно ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Процессуальных нарушений, свидетельствующих о невозможности привлечения общества к административной ответственности, не установлено. Обстоятельства, исключающие применение административной ответственности, отсутствуют. Квалификация правонарушения является верной, штраф назначен в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч. 6 ст. 19.5 КоАП РФ.
Признаков малозначительности совершенного правонарушения коллегия судей не усматривает.
Предприятие привлечено к административной ответственности в пределах срока давности, предусмотренного ч.1 ст.4.5. КоАП РФ.
Привлекая предприятие к административной ответственности, суд первой инстанции мотивировал свои выводы, основанные на конкретных доказательствах представленных в настоящее дело.
Правовых оснований для переоценки выводов суда первой инстанции в порядке ч.1 ст.268 АПК РФ апелляционный суд не усматривает.
То обстоятельство, что в судебном акте не отражены все имеющиеся в деле доказательства либо доводы участвующих в деле лиц, не свидетельствует об отсутствии их надлежащей судебной оценки и проверки (Определения ВС РФ от 05.07.2016 N 306-КГ16-7326, от 06.10.2017 N 305-КГ17-13953).
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 01.12.2022 по делу N А40-233272/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
И.В. Бекетова |
Судьи |
В.А. Свиридов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-233272/2022
Истец: 182 отдел государственного архитектурно-строительного надзора
Ответчик: Федеральное казенное предприятие "Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации"