г. Москва |
|
28 февраля 2023 г. |
Дело N А40-199147/22 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Кухаренко Ю.Н.,
рассмотрев апелляционную жалобу ОАО "Российские железные дороги"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 30.11.2022
по рассмотренному в порядке упрощенного производства делу N А40-199147/22
по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727)
к обществу с ограниченной ответственностью "Газпромнефть-Логистика" (ОГРН 1068905016124, ИНН 8905039538),
о взыскании,
без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
ОАО "РЖД" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к ООО "Газпромнефть-Логистика" (далее - ответчик) о взыскании убытков, возникших в процессе провозки груза вагонами-цистернами N N 512433483, 51843118 в размере 20 086 руб. 08 коп.
Решением суда от 30.11.2022 в иске отказано.
ОАО "Российские железные дороги", не согласившись с решением суда, подало апелляционную жалобу, в которой считает его незаконным, необоснованным.
В своей жалобе заявитель указывает на то, что истцом не представлено доказательств того, что на момент погрузки груза у спорных вагонов имелась техническая неисправность, таким образом, не доказано, что убытки возникли по вине ответчика.
Полагает, что неисправность вагонов возникла до прибытия на станцию назначения, ответственным за техническое состояние является грузоотправитель.
По доводам, приведенным в жалобе, заявитель просит решение суда отменить, исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Ответчик по жалобе возражает по доводам отзыва.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (по веб-адресу: https://9aas.arbitr.ru/) и Картотеке арбитражных дел (по веб-адресу: https://kad.arbitr.ru/) в соответствии с положениями части 6 статьи 121 АПК РФ.
Дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в порядке части 1 статьи 272.1 АПК РФ без вызова сторон.
Проверив законность и обоснованность решения суда в порядке статей 266, 268, 272.1 АПК РФ, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, 16.06.2022 г. на станции Яничкино Московской железной дороги истцом (перевозчиком) принят к перевозке от ответчика (грузоотправителя) груз - "топливо дизельное с температурой вспышки выше 61 С (в закрытом тигле), Аварийная карточка (АК) 315(214039), 30/ООН 1202" в вагонах N N 51243483, 51843118 назначением на станцию Новороссийск Северо-Кавказской железной дороги, что подтверждается железнодорожной накладной N ЭУ458158.
В пути следования 21.06.2022 г. на станции Лиски Юго-Восточной железной дороги у вагонов-цистерн N N 51243483, 51843118 выявлена капельная течь груза "топливо дизельное с температурой вспышки выше 61С" из объекта удержания (котел вагона- цистерны).
Вагоны отцеплены и поданы на специально выделенный железнодорожный путь, так как груз, находящийся в вагонах-цистернах, является жидким легковоспламеняющимся веществом и относится к категории опасных грузов.
При осмотре на горочной вытяжке на станции Лиски на верхнем загрузочном люке вагона N 51243483 имелось исправное ЗПУ "Блок-Гарант М" отправителя с контрольным знаком РЖДЕ8601144, на люке вагона N 51843118 имелось исправное ЗПУ "Блок-Гарант М" отправителя с контрольным знаком РЖДЕ8601146, что соответствует данным перевозочного документа.
При снятии с верхних загрузочных люков исправных ЗПУ грузоотправителя, установлено, что в люках вагонов N N 51843118, 51243483 находился груз на 200 мм и 150 мм ниже уровня горловины загрузочного люка соответственно. Течь котлов устранена путем затягивания штанги основного клапана на 2,5 и 2 оборота. На верхний загрузочный люк вагона N 51243483 наложено ЗПУ станции Лиски Тетрон с контрольным знаком РЖДТ3376467. На верхний загрузочный люк вагона N 51843118 наложено ЗПУ станции Лиски Тетрон с контрольным знаком РЖДТ1469295.
Вагоны после устранения течи направлены на контрольное взвешивание, что подтверждается актами общей формы станции Лиски от 21.06.2022 г. N N 2/320, 2/323. С учетом применения погрешностей "МИ 3115-2008 Рекомендация. Государственная система обеспечения единства измерений. Масса грузов, перевозимых железнодорожным транспортом. Измерения и учет массы грузов при взаиморасчетах между грузоотправителем и грузополучателем", утвержденных 30.05.2008 г. ФГУП "ВНИИМС" Ростехрегулирования, недостача массы груза против перевозочного документа в норме МИ.
Истец посчиатл, что аварийная ситуация, выразившаяся в проливе опасного груза из вагонов-цистерн, произошла по вине ответчика и повлекла дополнительные расходы для ОАО "РЖД" в связи с ликвидацией последствий на сумму 20 086 руб. 08 коп., из них: плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования вагонов, контейнеров в перевозочном процессе, определяемая по правилам пункта 2.3 Тарифного руководства в размере 352 руб. 80 коп. с учетом НДС 20% (акты общей формы от 21.06.2022 г. N N 2/321, 2/322, 2/324, 2/325); сбор за маневровую работу локомотива, не совмещенную во времени с подачей и уборкой вагонов в размере 3 585 руб. 60 коп. с учетом НДС 20% (акт общей формы от 21.06.2022 г. N 58200-1-0/165); сбор за подачу и уборку вагонов по правилам пункта 2.7 Тарифного руководства N 3 в размере 6 389 руб. 28 коп. с учетом НДС 20% (памятка ГУ-45 от 21.06.2022 г. N 1726); сбор за взвешивание груза при подаче вагонов на вагонные весы и уборке их после взвешивания локомотивом, принадлежащим ОАО "РЖД", по правилам пункта 2.4 Тарифного руководства N 3 в размере 6 110 руб. 40 коп. с учетом НДС 20% (акты общей формы от 21.06.2022 г. NN 3/320, 3/323); сбор за предоставление ЗПУ в размере 1 812 руб. учетом НДС 20% (акты общей формы от 21.06.2022 г. NN 4/51, 4/52, 4/53); договорной сбор за оказание услуг по наложению и снятию ЗПУ и закруток на вагоны в размере 1 836 руб. с учетом НДС 20% (акты общей формы от 21.06.2022 г. NN 2/318, 4/51, 4/52, 4/53).
По факту возникновения аварийной ситуации перевозчиком составлен акт служебного расследования допущенного нарушения при перевозке опасного груза от 21.06.2020 г. Согласно акту, грузоотправитель нарушил требования п.п. 3.1.1., 3.1.5 Правил перевозок СНГ, случай течи груза топливо дизельное с температурой вспышки ниже 61 С (в закрытом тигле) отнесен на ответственность грузоотправителя.
Истцом в адрес ответчика направлена претензия N исх.6182 Ю-В ТЦФТО от 12.07.2022 г., которая осталась без удовлетворения, что послужило основанием для обращения с настоящим иском в суд.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с их условиями и требованиями закона, иных правовых актов.
В соответствии ст. 19 УЖТ что грузоотправители (отправители), грузополучатели (получатели), перевозчики, владельцы инфраструктур, иные физические и юридические лица несут ответственность за убытки, возникшие в процессе перевозки в связи с произошедшими по их вине аварийными ситуациями, включая перевозку грузов, грузобагажа с соблюдением особых условий перевозки, загрязнение окружающей среды, перерывы в движении поездов, в том числе возмещают в соответствии с законодательством Российской Федерации расходы на ликвидацию таких ситуаций.
В соответствии со ст. 18 УЖТ грузоотправители обязаны подготавливать грузы, грузобагаж для перевозок в соответствии с установленными обязательными требованиями, техническими условиями на продукцию, ее тару и упаковку и иными актами таким образом, чтобы обеспечивать безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, качество перевозимой продукции, сохранность грузов, грузобагажа, вагонов, контейнеров, пожарную безопасность и экологическую безопасность. Согласно абз. 4-5 ст. 20 УЖТ перед наливом цистерн грузоотправители проверяют техническую исправность котлов, арматуры и универсальных сливных приборов цистерн. Пригодность в коммерческом отношении вагонов, контейнеров (состояние грузовых отсеков вагонов, контейнеров, пригодных для перевозки конкретного груза, отсутствие внутри вагонов, контейнеров постороннего запаха, других неблагоприятных факторов, за исключением последствий атмосферных осадков в открытых вагонах, а также особенности внутренних конструкций кузовов вагонов, контейнеров, влияющие на состояние грузов при погрузке, выгрузке и перевозке) для перевозки груза определяется в отношении: вагонов - грузоотправителями, если погрузка обеспечивается ими, или перевозчиком, если погрузка обеспечивается им; контейнеров - грузоотправителями.
Из транспортной железнодорожной накладной N ЭУ458158 следует, что погрузка груза в вагоны производилась силами и средствами грузоотправителя (ответчика).
Согласно п. 3.2.6 Правил перевозок СНГ пригодность вагонов -цистерн для перевозки конкретного груза в коммерческом отношении определяет грузоотправитель, который несет ответственность в соответствии с действующим законодательством за последствия неправильного использования вагонов.
В соответствии с п. 13 Правил N 245 грузоотправитель предоставляет перевозчику свидетельство о техническом состоянии вагона-цистерны для перевозки опасного груза, которое подтверждает исправность котла, арматуры, универсального сливного прибора и гарантирует безопасную перевозку до станции назначения. Данное свидетельство предоставляется грузоотправителем работникам ОАО "РЖД" на каждый вагон, в момент осмотра его под погрузку опасного груза и распространяет свое действие до станции назначения. Свидетельство является гарантией безопасной перевозки, в соответствии с чем перевозчик берет на себя обязательство перевозки опасного груза. Номер свидетельства о техническом состоянии отмечается перевозчиком в журнале формы ВУ-14.
На станции отправления ответчик представил истцу свидетельство N 270111 о техническом состоянии вагона-цистерны N 51243483 и свидетельство N 270112 о техническом состоянии вагона-цистерны N51843118 для перевозки опасного груза, согласно которым техническое состояние котла, арматуры, универсального сливного прибора, включая рабочее и конструктивное оборудование исправно и гарантируется безопасная перевозка железнодорожным транспортом до станции назначения, включая этап выдачи. Таким образом, грузоотправитель (ответчик), предоставляя перевозчику вышеуказанные свидетельства о техническом состоянии вагонов-цистерн гарантировал в техническом отношении исправное состояние котла, арматуры, универсального сливного прибора, включая рабочее и конструктивное оборудование, а также гарантировал безопасную перевозку груза на всем пути следования до станции назначения, включая этап выдачи груза.
В соответствии с п. 2 ст. 20 Федерального закона от 10.01.2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (далее - Закон о железнодорожном транспорте) владельцы инфраструктур, перевозчики, грузоотправители (отправители) и другие участники перевозочного процесса в пределах установленной законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте компетенции обеспечивают безопасные для жизни и здоровья пассажиров условия проезда, безопасность перевозок грузов, багажа и грузобагажа, безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, экологическую безопасность. Согласно п. 6 ст. 21 Закона о железнодорожном транспорте за нарушение правил безопасности движения на железнодорожном транспорте и эксплуатации транспортных и иных связанных с перевозочным процессом технических средств виновные лица несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
В ст. 393 ГК РФ предусмотрено, что должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства (ч. 1). Убытки определяются в соответствии с правилами, предусмотренными ст. 15 ГК РФ (ч. 2).
В силу ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Для взыскания убытков необходима доказанность в совокупности следующих обстоятельств: факта наступления вреда, вины причинителя вреда, наличия причинно-следственной связи между противоправными действиями (бездействием) причинителя вреда и наступившими последствиями, размера причиненного вреда. Согласно п. 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 г. N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой ГК РФ", по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (п. 2 ст. 15 ГК РФ). Право на возмещение убытков возникает у кредитора как из нарушения договорного обязательства (ст. 393 ГК РФ), так и из деликтного обязательства (ст. 1064 ГК РФ). Возмещение убытков является мерой гражданско-правовой ответственности, поэтому лицо, требующее возмещения убытков, должно доказать факт нарушения права, наличие и размер понесенных убытков, причинную связь между нарушением права и возникшими убытками. Между противоправным поведением одного лица и убытками, возникшими у другого лица, чье право нарушено, должна существовать прямая (непосредственная) причинная связь. Под причинно-следственной связью понимается объективно существующая связь между явлениями, при которой одно явление (причина) предшествует во времени другому (следствию) и с необходимостью порождает его. Причинная связь между фактом причинения вреда (убытков) и действием (бездействием) причинителя вреда должна быть прямой (непосредственной). Недоказанность одного из указанных фактов свидетельствует об отсутствии состава гражданско- правовой ответственности.
В соответствии с ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. В силу ч. 2 ст. 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий. По смыслу ч. 2 ст. 65 АПК РФ обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, определяются арбитражным судом на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права.
Из положений указанных норм следует, что формирование предмета доказывания в ходе рассмотрения конкретного спора, а также определение источников, методов и способов собирания объективных доказательств, посредством которых устанавливаются фактические обстоятельства дела, является исключительной прерогативой суда, рассматривающего спор по существу. В соответствии со ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы.
В соответствии с п. 3.1.1 Правил перевозок СНГ перевозка жидких грузов наливом осуществляется только в технически исправных и предназначенных для этих грузов вагонах-цистернах и вагонах бункерного типа. Согласно п. 3.1.5. указанных Правил персонал, обеспечивающий налив, слив вагонов -цистерн, вагонов бункерного типа, обязан знать конструкцию и оборудование вагонов - цистерн, вагонов бункерного типа, а также назначение их отдельных элементов, обеспечивать сохранность железнодорожного подвижного состава при производстве работ по наливу, сливу груза. Запрещается выполнение технологических операций, связанных с осмотром, подготовкой вагонов -цистерн и оборудования грузовых фронтов к процессу налива или слива воспламеняющихся газов, легковоспламеняющихся жидкостей, окисляющих веществ и органических пероксидов с использованием искрообразующих инструментов. Пломбы или ЗПУ, применяемые для пломбирования вагонов - цистерн с воспламеняющимися газами, легковоспламеняющимися жидкостями, окисляющими веществами и органическими пероксидами, должны исключать вероятность возникновения искр при их навешивании, снятии, а также в пути следования.
На основании п. 3.2.23 Правил перевозок СНГ по окончании налива грузоотправитель обязан: установить уплотнительную прокладку из материала, не вступающего в реакцию с перевозимым грузом, соответствующую диаметру крышки; герметично закрыть крышки загрузочного люка, бункера, сливоналивной арматуры, заглушек; опломбировать вагон-цистерну; удалить возникшие при наливе груза загрязнения с наружной поверхности котла (бункера), рамы, ходовых частей, тормозного оборудования вагона-цистерны (вагона бункерного типа); нанести знаки опасности, оранжевые таблички, надписи; проверить наличие трафаретов и отличительной окраски; при необходимости восстановить видимость трафаретов и маркировки на вагоне - цистерне. В случае нарушения указанных требований железная дорога имеет право не принимать от грузоотправителя вагон-цистерну или вагон бункерного типа до устранения выявленных нарушений.
В соответствии с п. 80.1 Правил приема грузов, порожних грузовых вагонов к перевозке железнодорожным транспортом утвержденных Приказом Минтранса России от 07.12.2016 г. N 374 (далее - Правила приема грузов) прием к перевозке грузов в железнодорожном подвижном составе крытого типа, опломбированным с наложением запорно-пломбировочного устройства, или с наложением закруток установленного типа, в случаях, предусмотренных правилами перевозок железнодорожным транспортом, производится перевозчиком без проверки грузов в вагонах путем проведения визуального осмотра состояния вагонов (проверяется исправность ЗПУ, оттиски ЗПУ и соответствие их данным, указанным в накладной, закруток, состояние крышек люков и стенок, пола, крыши вагона).
Согласно п. 2.5.4 Инструкции по техническому обслуживанию вагонов в эксплуатации (Инструкция осмотрщику вагонов), утверждённый Советом по железнодорожному транспорту Государств - участников Содружества Протокол от 21-22.05.2009 г. N 50 запрещается подавать под погрузку вагоны, имеющие неисправности. Пунктом 2.5.8 Инструкции осмотрщика вагонов, закреплено, что по окончании технического обслуживания осмотрщик сообщает о готовности вагонов оператору ПТО. В книге формы ВУ-14, против каждого номера вагона или группы вагонов, осмотрщик ставит подпись, удостоверяя их пригодность для перевозок конкретного груза. Техническая готовность под погрузку состава подтверждается подписью руководителя смены ПТО в книге формы ВУ -14. При передаче вагона с путей необщего пользования на пути общего пользования при принятии груза к перевозке истцом, в соответствии с п. 2.4.4. Инструкции осмотрщика вагонов, вагоны с поврежденными или не приведенными в транспортное положение деталями и узлами вагона от грузополучателей (грузоотправителей) с подъездных путей не принимаются, о чем ставится в известность приемосдатчик груза и дежурный по станции для учета вагонов на простое подъездного пути до подписания актов формы ВУ-25-М (ВУ-25) на поврежденные вагоны. Пунктом 87 Правил приема грузов установлено, что в случае, если в момент фактической передачи вагонов с грузами перевозчиком будут обнаружены обстоятельства, свидетельствующие о коммерческой неисправности вагонов или повреждения груза, вагоны с грузами к отправлению не принимаются, памятка приемосдатчика перевозчиком не подписывается и вагоны с грузами находятся на ответственности грузоотправителя. Грузоотправитель обязан устранить выявленные перевозчиком неисправности и вновь предъявить вагоны с грузами перевозчику.
Кроме того, согласно п. 6.17 Распоряжения ОАО "РЖД" от 28.11.2017 N 2451р (ред. от 08.10.2020) "О вводе в действие Регламента многоступенчатого контроля по обеспечению безопасности движения при приеме груза и порожних вагонов к перевозке, в пути следования и при выдаче груза" (вместе с "Регламентом многоступенчатого контроля по обеспечению безопасности движения поездов при приеме груза и порожних вагонов к перевозке, в пути следования и при выдаче груза") при коммерческом осмотре груженых вагонов - цистерн особое внимание уделяется отсутствию течи груза через нижний сливной прибор, верхний загрузочный люк, парения газов через специальную арматуру вагонов-цистерн при перевозке газов, повреждения котлов вагонов - цистерн и специализированных контейнеров-цистерн, наличие соответствующих знаков опасности при перевозке опасных грузов. Определение возможности и условий дальнейшего следования (в том числе после устранения неисправностей) определяется работниками вагонного хозяйства.
Из имеющихся в материалах дела доказательств следует, что на момент отправки груза каких-либо замечаний относительно технического обслуживания и технической пригодности вагона-цистерны у перевозчика не имелось. Представлена копия книги предъявления вагонов грузового парка к техническому и коммерческому осмотру перед погрузкой на станции ЯНИЧКИНО Московской железной дороги (ВУ-14 ОГ) от 15.06.2022 г. с отметками о годности спорных вагонов к перевозке.
Согласно правовой позиции президиума ВАС РФ, изложенной в постановлении от 11.09.2012 г. N 3659/12, приняв груз к перевозке и оформив документы, перевозчик фактически подтвердил (засвидетельствовал документами) соблюдение грузоотправителем требований Правил N 245 и факт отсутствия течи у вагона-цистерны при его отправке. Обязанности, предусмотренные правилами перевозок выполнены грузоотправителем надлежащим образом, спорная цистерна принята перевозчиком (истцом) к перевозке без замечаний. Следовательно, вагон принят перевозчиком в исправном техническом и коммерческом состоянии.
Приняв груз к перевозке, перевозчик (истец) фактически подтвердил соблюдение грузоотправителем требований Правил перевозок СНГ и Правил N 245 и факт отсутствия неисправностей у спорных вагонов при их отправке. Истцом не представлено доказательств, что на момент погрузки груза у спорных вагонов имелась техническая неисправность. После передачи вагона к перевозке ответчик не может осуществлять контроль за ходом осуществления перевозки, в связи с осуществлением контроля перевозчиком. Доказательств ненадлежащей проверки грузоотправителем вагонов - цистерн в деле не имеется.
Таким образом, истцом не доказано и документально не подтверждено совершение ответчиком неправомерных действий (бездействия), которые привели к возникновению у истца убытков в размере 20 086 руб. 08 коп.
Судом первой инстанции не установлено причинно-следственной связи между убытками истца и действиями ответчика, как и вины ответчика в произошедшей аварийной ситуации. Заявляя требование о взыскании убытков, истец должен доказать одновременное наличие следующих обстоятельств: совершение ответчиком противоправного (незаконного) деяния; наступление последствий этого деяния в виде причинения убытков и вреда; размер причиненных убытков (ущерба, вреда, упущенной выгоды); наличие причинной связи между противоправным деянием ответчика и наступившими последствиями. Отсутствие доказательств хотя бы одного из указанных обстоятельств влечет недоказанность всего сложного состава гражданско-правового института убытков и отказ в удовлетворении исковых требований, вследствие их необоснованности.
Учитывая, что наличие вины ответчика в нарушении своих обязательств истцом не доказано, как и факт возникновения убытков по вине ответчика, основания для удовлетворения исковых требований отсутствовали.
Рассмотрев дело в порядке ст. ст. 266, 268, 272.1 АПК РФ, изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд не находит оснований для ее удовлетворения на основании следующего.
Как указано в решении суда и следует из материалов дела, прием вагонов N 51243483, 51843118 к перевозке осуществлялся без проверки грузов в вагоне путем проведения визуального осмотра состояния вагона (проверяется исправность ЗПУ, оттиски ЗПУ и соответствие их данным, указанным в накладной, состояние закруток крышек люков и стенок, пола, крыши вагона).
Таким образом Истцом не отрицается что вагон был визуально был осмотрен работниками ОАО "РЖД".
Судом первой инстанции дана верная оценка доводам Ответчика о том, что в виду того, что вагон был принят к перевозке без замечаний вагон находился в исправном состоянии, течь груза (которую объективно возможно заметить при приеме груза к перевозке в целях обеспечения требований безопасности перевозочного процесса опасного груза) отсутствовала.
Ответчиком не отрицается обязанность проверки внутренних составляющих цистерны арматуры и универсальных сливных приборов цистерны. Указанные обязанности были выполнены надлежащим образом.
При предъявлении груза к перевозке грузоотправитель предоставил Свидетельство о техническом состоянии вагона-цистерны для перевозки опасного груза, которым подтвердил, что вагоны-цистерны N 51243483, 51843118 по техническому и коммерческому состоянию котла, арматуры, универсального сливного прибора, включая рабочее и конструктивное оборудование, исправны, и что гарантируется безопасная перевозка до станции назначения.
Как было указано ранее в отзыве на исковое заявление, согласно п. 6.17 Распоряжения ОАО "РЖД" от 28.11.2017 N 2451р (ред. от 08.10.2020) "О вводе в действие Регламента многоступенчатого контроля по обеспечению безопасности движения при приеме груза и порожних вагонов к перевозке, в пути следования и при выдаче груза" (вместе с "Регламентом многоступенчатого контроля по обеспечению безопасности движения поездов при приеме груза и порожних вагонов к перевозке, в пути следования и при выдаче груза") При коммерческом осмотре груженых вагонов-цистерн особое внимание уделяется отсутствию течи груза через нижний сливной прибор, верхний загрузочный люк, парения газов через специальную арматуру вагонов-цистерн при перевозке газов, повреждения котлов вагонов-цистерн и специализированных контейнеров-цистерн, наличие соответствующих знаков опасности при перевозке опасных грузов. Определение возможности и условий дальнейшего следования (в том числе после устранения неисправностей) определяется работниками вагонного хозяйства.
Таким образом судом первой инстанции дана верная оценка доводам Ответчика о том, что, учитывая меры, предпринятые работниками ОАО "РЖД" при приеме вагонов N 51243483, 51843118 к перевозке Истцом не доказана причинно-следственная связь между действиями ООО "Газпромнефть-Логистика" и убытками ОАО "РЖД".
Также в решении первой инстанции отражено, что Перевозчик (ОАО "РЖД") принял указанный вагон к перевозке без разногласий.
Согласно ст. 19 УЖТ РФ грузоотправители (отправители), грузополучатели (получатели), перевозчики, владельцы инфраструктур несут ответственность за убытки, возникшие в процессе перевозки в связи с произошедшими по их вине аварийными ситуациями.
В силу требований п. 4 ст. 20 УЖТ РФ грузоотправитель проверяет исправность котлов, арматуры и универсальных сливных приборов вагонов-цистерн, не принадлежащих перевозчику.
Указанная обязанность как грузоотправителем ООО "Газпромнефть-Логистика" не оспаривается.
Исходя из того, что вагон был признан годным к перевозке обязанности, предусмотренные ст. ст. 19, 20 УЖТ РФ выполнены ООО "Газпромнефть-Логистика" надлежащим образом.
Из имеющихся в материалах делам доказательств следует, что на момент приема вагона перевозчиком каких-либо замечаний относительно технического обслуживания, технической пригодности и коммерческой исправности вагона-цистерны N у перевозчика (Истца) не имелось.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 11.09.2012 N 3659/12, приняв груз к перевозке и оформив документы, перевозчик фактически подтвердил (засвидетельствовал документами) соблюдение грузоотправителем требований Правил перевозок грузов наливом и факт отсутствия течи у вагона-цистерны при его отправке.
Обязанности, предусмотренные правилами перевозок выполнены грузоотправителем надлежащим образом, спорная цистерна была принята перевозчиком (Истцом) к перевозке без замечаний. Следовательно, вагон был принят перевозчиком в исправном техническом и коммерческом состоянии.
Приняв груз к перевозке, перевозчик (истец) фактически подтвердил соблюдение грузоотправителем требований Правил перевозок грузов наливом и факт отсутствия неисправностей у вагонов N 51243483, 51843118 при их отправке.
Согласно ч. 1 ст. 65 и ч. 1 ст. 66 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Доказательства представляются лицами, участвующими в деле.
ОАО "РЖД" не доказано, что течь образовалась по вине Ответчика и имела место быть на момент приема вагона к перевозке.
Заявляя требование о взыскании убытков, истец должен доказать одновременное наличие следующих обстоятельств: совершение ответчиком противоправного (незаконного) деяния; наступление последствий этого деяния в виде причинения убытков и вреда; размер причиненных убытков (ущерба, вреда, упущенной выгоды); наличие причинной связи между противоправным деянием ответчика и наступившими последствиями.
Отсутствие доказательств хотя бы одного из указанных обстоятельств влечет недоказанность всего сложного состава гражданско-правового института убытков и отказ в удовлетворении исковых требований, вследствие их необоснованности.
Кроме того, согласно ст. 95 УЖТ РФ Перевозчик несет ответственность за несохранность груза, грузобагажа после принятия его для перевозки и хранения и до выдачи его грузополучателю (получателю), если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза, грузобагажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить или устранить по не зависящим от него причинам, в частности вследствие: причин, зависящих от грузоотправителя (отправителя) или грузополучателя (получателя); особых естественных свойств перевозимых груза, грузобагажа;
Кроме того, на всем протяжении пути от станции отправки до станции на которой были обнаружены неисправности вагон проходил пункты технического осмотра.
Для обеспечения сохранности перевозимых грузов, безопасного и безостановочного следования поездов, по гарантийным участкам на всех ПТО (Пункты технического обслуживания вагонов) должно производиться выявление и устранение технических неисправностей вагонов перед погрузкой, в формируемых и транзитных поездах.
ПТО участковых станций располагаются в местах смены локомотивов и локомотивных бригад, а также на станциях, предшествующих перегонам с затяжными спусками. Они предназначены для выявления и устранения только тех технических неисправностей, которые угрожают безопасности движения поездов на гарантийных участках, и для опробования тормозов.
Кроме ПТО существуют также пункты опробования тормозов (ПОТ). Они размещаются на станциях смены локомотивов и локомотивных бригад, перед затяжными спусками и предназначены для опробования тормозов.
Пункты технической передачи вагонов размешаются на станциях примыкания к подъездным путям промышленных и строительных предприятий, речных и морских портов. Эти пункты могут размещаться также и непосредственно на производственных участках этих предприятий. Предназначены для контроля за сохранностью вагонов, выявления неисправностей, а также для предъявления претензий к виновным в повреждении вагонов.
Ни на одном пункте технического осмотра в пути следования вагонов, начиная от принятия работниками ОАО "РЖД" вагонов к перевозке на станции отправления, и на ПТО на всем пути следования до станции на которой произошел инцидент технических неисправностей выявлено не было.
Исходя из специфики перевозочного процесса на перевозчика законом возложена обязанность по обеспечению сохранности принятых к перевозке вагонов. Исключить свою ответственность за возникновение неисправностей вагонов, принятых к перевозке, перевозчик может только предоставив допустимые и относимые доказательства возникновения причин неисправностей вагонов вне перевозки, либо доказательства возникновения неисправностей по причинам некачественного изготовления и/или ремонта вагонов (акт-рекламация ВУ-41-М), либо доказательства возникновения неисправностей по причинам естественного износа, либо доказательства, освобождающие перевозчика от ответственности как лицо, осуществляющее деятельность, связанную с повышенной опасностью.
Таким образом, фактически, несогласие Истца с выводом суда, изложенным в решении первой инстанции, направлено на его переоценку и не свидетельствует о нарушении норм материального или процессуального права, допущенных судом первой инстанции.
При указанных обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу, что доводы жалобы не могут являться основанием для отмены либо изменения законного и обоснованного решения суда.
Руководствуясь ст.ст. 266, 267, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 30.11.2022 по делу N А40-199147/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с ОАО "Российские железные дороги" в доход федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 3000 рублей.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Судья |
Ю.Н. Кухаренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-199147/2022
Истец: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
Ответчик: ООО "ГАЗПРОМНЕФТЬ-ЛОГИСТИКА"