город Ростов-на-Дону |
|
27 февраля 2023 г. |
дело N А32-53847/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 февраля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 февраля 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Глазуновой И.Н.,
судей Ефимовой О.Ю., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Струкачевой Н.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Краснодарской таможни
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 06.12.2022 по делу N А32-53847/2020
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "СТАР"
к заинтересованному лицу Краснодарской таможне
об обязании осуществить возврат лишне взысканных таможенных платежей и
пеней,
при участии:
от Краснодарской таможни: представитель Лемешко Ю.С. по доверенности от 28.10.2022 (лично); посредством системы веб-конференции ИС "Картотека арбитражных дел": представители Федченко О.В. по доверенности от 27.01.2023, Шульга О.В. по доверенности от 27.05.2022,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "СТАР" (далее - заявитель, общество, ООО "СТАР") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Краснодарской таможне (далее - заинтересованное лицо, таможенный орган) об обязании осуществить возврат излишне взысканных таможенных платежей и пеней по ДТ N N 10309180/251017/0001173; 10309180/141217/0001960; 10309180/141217/0001961; 10309180/141217/0001962; 10309180/151217/0002007; 10309180/181217/0002046; 10309180/191217/0002067; 10309180/191217/0002068; 10309180/211217/0002136; 10309180/211217/0002137; 10309180/231217/0002175; 10309180/231217/0002201; 10309180/261217/0002243; 10309180/261217/0002244 в размере 2 341 364, 43 руб., в течение десяти дней от даты вступления решения суда в законную силу.
Решением от 06.12.2022 Арбитражный суд Краснодарского края обязал Краснодарскую таможню осуществить возврат ООО "СТАР" осуществить возврат излишне взысканных таможенных платежей и пеней по ДТ N N 10309180/251017/0001173; 10309180/141217/0001960; 10309180/141217/0001961 в сумме 483 491, 59 руб., в течение десяти дней от даты вступления решения суда в законную силу. Суд взыскал с Краснодарской таможни в пользу ООО "СТАР" расходы по уплате государственной пошлины в размере 12 669,83 руб.
Решение суда мотивировано тем, что имущественное требование о возврате таможенных платежей, поступивших в бюджет, заявлено обществом правомерно.
Общество представило суду доказательства несоответствия оспариваемых действий таможенного органа действующему законодательству и нарушение этими действиями его прав и имущественных интересов, таможенный орган, в свою очередь, не доказал суду обстоятельства, послужившие основанием для совершения оспариваемых действий.
В частности, обществом представлены все документы и сведения, достаточные для подтверждения заявленной таможенной стоимости, свидетельствующие о совершении сделки и правильности определения первого метода (по стоимости сделки с ввозимыми товарами). В связи с чем у таможенного органа отсутствовали правовые основания для применения шестого (резервного) метода (по цене сделки с однородными товарами).
Не согласившись с принятым судебным актом, Краснодарская таможня обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Доводы апелляционной жалобы Краснодарской таможни сводятся к тому, что декларантом не соблюдены положения пункта 7 статьи 325 ТК ЕАЭС, не устранены признаки недостоверности заявленных сведений о таможенной стоимости товаров, в связи с которыми были осуществлены запросы документов. Южной оперативной таможней в ходе оперативно-розыскного мероприятия "обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств" (постановление о производстве ОРМ от 27.04.2022 N 3, акт обследования от 28.04.2022) при исследовании компьютера, находящегося в офисе по месту осуществления деятельности ООО "СТАР", были изъяты файлы с жесткого диска и электронная переписка общества (электронная почта), в том числе с иностранными контрагентами. При детальном анализе указанной информации были выявлены факты предварительного направления турецкой стороне обществом спецификаций к контракту N 1 от 14.07.2017, инвойсов, упаковочных листов, прайс-листов: направлялись сообщения с пометками "на проверку", "на подпись", "для подписи" содержащие файлы без подписей иностранного лица. Исходя из вышеприведенных обстоятельств, коммерческие и иные документы (спецификации, инвойсы, упаковочные листы, прайс-листы), представленные ООО "СТАР" при таможенном декларировании и таможенном контроле товаров, оформлялись непосредственно обществом, а не внешнеэкономическим контрагентом. Данное обстоятельство указывает на фиктивность оформленных при реализации внешнеэкономических сделок документов и, соответственно, самих сделок. Таможенный орган полагает, что не соответствует имеющимся в материалах дела документам вывод суда о представлении декларантом в полном объеме документов, отражающих содержание сделки. Представленные спецификации не содержат всех необходимых сведений о физических и качественных характеристиках товаров, в том числе, влияющих на ценообразование данной группы товаров. Вместе с тем, в спецификациях не отражены товарный сорт, наличие/отсутствие дефектов, срок годности (хранения), способ упаковки, условия хранения (транспортировки), непосредственное назначение (в качестве образцов, для употребления в пищу, для переработки и т.д.). В инвойсах дополнительно к сведениям спецификаций указаны только дата сбора урожая и вид упаковки. Вместе с тем, инвойс является финансовым документом, оформленным в одностороннем порядке продавцом товара. Исходя из условий контракта, инвойс заполняется на основании сведений, содержащихся в спецификации, и выставляется покупателю в целях оплаты по ранее согласованным ценам, ассортименту и условиям поставки товара. Обществом при таможенном контроле не представлены надлежаще оформленные экспортные декларации с отметками таможенного органа Турции. Обществом при проведении таможенного контроля не представлены, в том числе по запросам таможенного поста, прайс-листы продавца (производителя) товаров, представляющих публичную оферту, на основании которых можно было бы подтвердить соответствие уровня заявленной стоимости товаров ценам, по которым данные товары реализуются продавцами в адрес иных участников внешнеторговых отношений. Обществом не представлены калькуляции цены реализации товаров на внутреннем рынке России, договоров поставок на внутреннем рынке, счетов-фактур и товарных накладных по реализации товаров, задекларированных по спорным ДТ. Выводы суда о том, что таможней была использована не полностью соответствующая по сопоставимым условиям ценовая информация, не основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела и представленных таможней доказательств. Как также указывает заявитель жалобы, при рассмотрении дела судом необоснованно возложено бремя доказывания имеющих значение обстоятельств (недостоверность и отсутствие документального подтверждения заявленной таможенной стоимости, наличие ценового отклонения от стоимости однородных товаров) исключительно на таможенный орган. Решения Туапсинского таможенного поста о внесении изменений (дополнений) в ДТ NN 10309180/251017/0001173; 10309180/141217/0001960; 10309180/141217/0001961 в установленные статьей 289 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и статьей 198 АПК РФ сроки (в течение трех месяцев со дня, когда лицу стало известно о нарушении его прав, свобод или законных интересов принятыми по спорным ДТ решениями о внесении изменений в ДТ, выразившемся в доначислении и взыскании сумм таможенных платежей) данные решения заявителем в вышестоящий таможенный орган или в суд обжалованы не были.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "СТАР" просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители Краснодарской таможни заявили ходатайство об отложении судебного заседания до рассмотрения Арбитражным судом Северо-Кавказского округа кассационных жалоб ООО "СТАР" и Краснодарской таможни на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 02.08.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2022 по делу N А32-898/2022.
Ходатайство об отложении рассмотрения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции рассмотрено и отклонено по следующим основаниям.
В соответствии с положениями части 5 статьи 158 АПК РФ арбитражный суд может отложить судебное разбирательство, если признает, что оно не может быть рассмотрено в данном судебном заседании, в том числе вследствие неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле, других участников арбитражного процесса, в случае возникновения технических неполадок при использовании технических средств ведения судебного заседания, в том числе систем видеоконференц-связи, а также при удовлетворении ходатайства стороны об отложении судебного разбирательства в связи с необходимостью представления ею дополнительных доказательств, при совершении иных процессуальных действий.
Из содержания данной нормы следует, что полномочие суда по вопросу удовлетворения ходатайства об отложении судебного разбирательства относится к числу дискреционных и зависит от наличия обстоятельств, препятствующих участию стороны в судебном заседании, которые суд оценит в качестве уважительных причин неявки, а также обстоятельств, связанных с необходимостью предоставления доказательств, совершения иных процессуальных действий, способных повлиять на разрешение спора. Кроме того, даже в случае наличия уважительных причин неявки в судебное заседание лица, извещенного о времени и месте его проведения, отложение судебного разбирательства является правом, а не обязанностью суда.
Рассмотрев ходатайство об отложении судебного заседания, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что в данном случае препятствия для рассмотрения апелляционной жалобы отсутствуют, материалы дела содержат достаточно доказательств для рассмотрения апелляционной жалобы по существу.
В судебном заседании представители Краснодарской таможни поддержали доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном статьей 156 АПК РФ, в отсутствие ООО "СТАР", извещенного надлежащим образом о времени судебного заседания.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителей лица, участвующего в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и верно установлено судом первой инстанции, ООО "СТАР", г. Краснодар, зарегистрировано в качестве юридического лица 13.12.2016 Межрайонной ИФНС N 16 по Краснодарскому краю за основным государственным регистрационным номером 1162375058526, ИНН 2310196847, является участником внешнеторговой деятельности.
В рамках исполнения обязательств по внешнеэкономическому контракту N 1 от 14.07.2017, заключенного с Фирмой AS STAR TARIM URUNLERI NAK.VE TIC. LTD.STI (Турция) на территорию Российской Федерации в октябре, декабре 2017 г., на условиях поставки CFR Туапсе ввезены свежие фрукты: виноград столовый, груши, мандарины, лимоны, апельсины, огурцы, страна происхождения - Турция, изготовитель AS STAR TARIM URUNLERI NAK.VE TIC. LTD.STI.
Указанный товар был ввезен на территорию Российской Федерации и оформлен в таможенном отношении в Краснодарской таможне по декларациям на товары (далее - ДТ) N N 10309180/251017/0001173; 10309180/141217/0001960; 10309180/141217/0001961.
По ДТ N 10309180/251017/0001173 оформлены следующие товары:
товар N 1 - мандарины сатсума свежие для употребления в пищу, сорт DOBASHI, упакованы в 5392 пластиковых ящиках на 82 паллетах и в 6344 деревянных ящика, на 72 паллетах, вес нетто - 140700 кг, вес брутто - 148736 кг, марка AS STAR, ИТС 0,60 долл. США/кг;
товар N 2 - лимоны свежие для употребления в пищу, сорт ENTERDONAT, в 3430 деревянных ящиках на 49 паллетах и в 2700 пластиковых ящиках на 27 паллетах, вес нетто - 70300 кг, вес брутто - 73884 кг, марка AS STAR, ИТС 0,60 долл. США/кг;
товар N 3 - виноград столовый свежий для употребления в пищу, сорт SULTANI, REDGLOB в 10512 пластмассовых ящика, на 117 паллетах, вес нетто - 102100 кг, вес брутто - 107728 кг, марка AS STAR, ИТС 0,85 долл. США/кг;
товар N 4 - груши свежие для употребления в пищу, сорт SANTA MARIA, в 2288 пластиковых ящиках, на 13 паллетах, вес нетто - 9600 кг, вес брутто - 10292 кг, марка AS STAR, ИТС - 0,55 долл. США/кг.
По ДТ N 10309180/141217/0001960 оформлены следующие товары:
товар N 1 -мандарины сатсума свежие для употребления в пищу, сорт отсутствует, упакованы в 6700 пластмассовых ящика, на 88 паллетах, вес нетто - 83200 кг, вес брутто - 87192 кг, марка AS STAR, ИТС 0,50 долл. США/кг;
товар N 2 - апельсины сладкие свежие для употребления в пищу, сорт NAVELINA, в 7296 картонных коробках на 76 паллетах и в 1216 пластиковых ящиках, вес нетто - 87300 кг, вес брутто - 91996 кг, марка AS STAR, ИТС 0,50 долл. США/кг.
По ДТ N 10309180/141217/0001961 оформлены следующие товары:
товар N 1 - огурцы свежие для употребления в пищу, сорт RUS HIYARI, в 6710 пластиковых ящиках на 51 паллетах, вес нетто - 45400 кг, вес брутто - 47784 кг, марка AS STAR, ИТС 0,80 долл. США/кг;
товар N 2 - лимоны свежие для употребления в пищу, сорт ENTERDONAT, в 5460 деревянных ящиках на 78 паллетах, вес нетто - 72400 кг, вес брутто - 76752 кг, марка AS STAR, ИТС 0,50 долл. США/кг;
товар N 3 - мандарины сатсума свежие для употребления в пищу, сорт отсутствует, упакованы в 14592 деревянных ящика, на 149 паллетах и в 14632 пластмассовых ящика, на 157 паллетах, вес нетто - 286300 кг, вес брутто - 302304 кг, марка AS STAR, ИТС 0,50 долл. США/кг.
При осуществлении таможенного оформления таможенная стоимость ввезенных и оформленных по ДТ N N 10309180/251017/0001173; 10309180/141217/0001960; 10309180/141217/0001961 товаров была заявлена ООО "СТАР" первым методом определения таможенной стоимости в соответствии со ст. 4 и ст. 5 Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза".
В подтверждение заявленной таможенной стоимости товаров, оформленных по ДТ N 10309180/251017/0001173; 10309180/141217/0001960; 10309180/141217/0001961 ООО "СТАР" в соответствии со ст. 183 Таможенного кодекса Таможенного союза, а также в соответствии с п. 1 Приложения N 1 к Порядку декларирования таможенной стоимости, утвержденного Решением Комиссии ТС от 20.09.2010 N 376 "О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров", были представлены следующие документы: контракт купли-продажи N 1 от 14.07.2017; спецификации к контракту на каждую поставку, инвойсы, коносаменты, сертификаты происхождения формы А.
Посчитав, что сведения о таможенной стоимости товаров, оформляемых по спорным ДТ должным образом не подтверждены, Краснодарской таможней направлены решения о проведении дополнительной проверки от 25.10.2017 по ДТ N 10309180/251017/0001173, от 14.12.2017 по ДТ N 10309180/141217/0001960, от 14.12.2017 по ДТ N 10309180/141217/0001961 с указанием причины принятия решения - установлены более низкие цены декларируемых товаров по сравнению с ценой на идентичные и однородные товары, расчетом обеспечения уплаты таможенных платежей по товарам, а также с указанием перечня документов, которые необходимо дополнительно представить в установленный срок, а именно: контракт со всеми действующими приложениями и спецификациями, инвойс, упаковочный лист, прайс-лист производителя ввозимых товаров либо его коммерческое предложение, представляющее собой открытую оферту неограниченному кругу лиц; экспортную таможенную декларацию страны отправления (если ее заполнение предусмотрено в стране отправления); банковские платежные документы, подтверждающие оплату по данной поставке (платежное поручение, выписка с лицевого счета) в случае, если товар оплачен, ведомость банковского контроля; договоры на поставку оцениваемых, идентичных и однородных товаров для их продажи на единой таможенной территории Таможенного союза; бухгалтерские документы об оприходовании ввезенного товара/ранее ввезенных идентичных товаров в рамках внешнеторгового контракта; информация о стоимости реализации товара на внутреннем рынке РФ (договора поставки, счета-фактуры, товарные накладные в адрес нескольких покупателей товара); документы и сведения о физических характеристиках, качестве и репутации на рынке ввозимых товаров и их влияние на ценообразование.
Товары были выпущены под обеспечение уплаты таможенных платежей в соответствии с расчетами таможенного органа.
В нарушение установленного срока ООО "СТАР" в Краснодарскую таможню представлены дополнительно запрошенные документы и пояснения, что подтверждается описями вложения по накладной ООО "Экспресс-Сервис", а также штампами отметками таможенного поста о принятии.
В связи с тем, что дополнительные документы были представлены ООО "СТАР" с нарушением установленного срока, Краснодарской таможней по результатам проведения дополнительной проверки приняты решения о корректировки таможенной стоимости товаров от 26.11.2017 по ДТ N 10309180/251017/0001173, от 17.01.2018 по ДТ N 10309180/141217/0001960, от 17.01.2018 по ДТ N 10309180/141217/0001961.
В результате корректировки таможенной стоимости Краснодарской таможней взысканы таможенные платежи и пени в размере 2 659 673, 32 руб., в том числе ввозная пошлина - 460 079, 03 руб., НДС - 2 176 181, 73 руб., пени по ввозной пошлине - 4 074, 45 руб., пени по НДС -19 338, 11 руб., путем зачета денежного залога, внесенного обществом.
По ДТ N N 10309180/251017/0001173; 10309180/141217/0001960; 10309180/141217/0001961 дополнительно начисленный в результате корректировки таможенной стоимости НДС в размере 2 176 181, 73 руб. был возвращен из бюджета РФ ООО "СТАР" в порядке обращения в налоговый орган за получением налогового вычета в соответствии со статьями 171, 172 Налогового кодекса Российской Федерации.
В связи с тем, что запрошенные в процессе проведения дополнительной проверки документы, были предоставлены в Краснодарскую таможню с нарушением установленного срока, ООО "СТАР" в соответствии с Порядком внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, утвержденным решением Евразийской экономической комиссии от 10 декабря 2013 г. N 289 "О внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, и признании утратившими силу некоторых решений Комиссии Таможенного союза и Коллегии Евразийской экономической комиссии" (далее - решение ЕЭК от 10 декабря 2013 г. N 289) обратилось с Заявлением на внесение изменений в ДТ от 15.10.2020 и просьбой пересмотреть принятые решения о корректировке таможенной стоимости товаров, оформленных, в том числе по ДТ N 10309180/251017/0001173; 10309180/141217/0001960; 10309180/141217/0001961, приняв заявленную таможенную стоимость первым методом определения таможенной стоимости.
К указанному заявлению ООО "СТАР" представлены следующие комплекты документов:
копия контракта N 1 от 14.07.2017 с дополнительными соглашениями от 17.09.2017, N 1 от 25.09.2017, N 3 от 20.11.2017, N 4 от 09.04.2018, N 5 от 13.07.2018, N 6 от 14.07.2018, N 7 от 26.12.2018, N 8 от 15.01.2019, N 9 от 16.01.2019, N 10 от 22.10.2019, N 11 от 05.03.2020;
копия ведомости банковского контроля УНК 17080003/2275/0060/2/1 от 03.08.2017 по состоянию на 02.10.2020;
копия ДТ N 10309180/251017/0001173, с приложением копий: решения о зачете N 10309000/291117/ЗДзО-1485/-/, письма от 30.11.2017 N 21.4-28/28268 "О зачете денежных средств", КДТ N 10309180/251017/0001173/02, КДТ N 10309180/251017/0001173/03, ДТС-2, решения о корректировке таможенной стоимости от 26.11.2017, письма о предоставлении документов с отметкой о принятии, описи вложения от 30.11.2017 по накладной ND806059, накладной ND806059, пояснений по обстоятельствам рассматриваемой сделки и условий продажи товаров, пояснений в отношении соблюдения структуры таможенной стоимости товара, пояснений в отношении сведений о заявленной таможенной стоимости, решения о проведении дополнительной проверки от 25.10.2017 с расчетом обеспечения, таможенной расписки, Приложения N 2017-373 от 21.10.2017 к контракту, инвойса N 2017-373 от 24.10.2017, упаковочного листа, коносамента N 22, экспортной декларации N 17550100ЕХ012150 от 24.10.2017 с переводом и с приложением Е-Фактуры AST2017000000373, прайс - листа от 21.10.2017, оборотно-сальдовой ведомости по счету 41 от 26.10.2017 ;
копия ДТ N 10309180/141217/0001960, с приложением копий: решения о зачете N 10309000/170118/ЗДзО-119/-/, письма от 19.01.2018 N 21.4-09/01207 "О зачете денежных средств", КДТ N 10309180/141217/0001960/01, КДТ N 10309180/141217/0001960/02, ДТС-2, решения о корректировке таможенной стоимости от 17.01.2018, письма о предоставлении документов с отметкой о принятии, описью вложения от 06.02.2018 по накладной NJ046767, накладной N J046767, пояснений по обстоятельствам рассматриваемой сделки и условий продажи товаров, пояснений в отношении соблюдения структуры таможенной стоимости товара, пояснений в отношении сведений о заявленной таможенной стоимости, решения о проведении дополнительной проверки от 14.12.2017 с расчетом обеспечения, таможенной расписки, Приложения N 2017-642 от 10.12.2017 к контракту, инвойса N 2017-642 от 13.12.2017, упаковочного листа, коносамента N 09, экспортной декларации N 17550100ЕХ016736 от 13.12.2017 с переводом и с приложением Е-Фактуры AST2017000000642, прайс - листа от 10.12.2017, оборотно-сальдовой ведомости по счету 41 от 16.12.2017;
копия ДТ N 10309180/141217/0001961, с приложением копий: решения о зачете N 10309000/170118/ЗДзО-120/-/, письма от 19.01.2018 N 21.4-09/01207 "О зачете денежных средств", КДТ N 10309180/141217/0001961/01, КДТ N 10309180/141217/0001961/02, ДТС-2, решения о корректировке таможенной стоимости от 17.01.2018, письма о предоставлении документов с отметкой о принятии, описью вложения от 06.02.2018 по накладной NJ046767, накладной N J046767, пояснений по обстоятельствам рассматриваемой сделки и условий продажи товаров, пояснений в отношении соблюдения структуры таможенной стоимости товара, пояснений в отношении сведений о заявленной таможенной стоимости, решения о проведении дополнительной проверки от 14.12.2017 с расчетом обеспечения, таможенной расписки, Приложения N 2017-632 от 10.12.2017 к контракту, инвойса N 2017-632 от 13.12.2017, упаковочного листа, коносамента N 06, экспортной декларации N 17550100ЕХ016644 от 13.12.2017 с переводом, прайс-листа от 10.12.2017, оборотно-сальдовой ведомости по счету 41 от 16.12.2017.
Описью вложения в ценное письмо от 15.10.2020 РПО 35005152006357 подтверждено направление вышеперечисленных документов, а также CD-R диска с электронными копиями КДТ и ДТС-1 к ДТ N N 10309180/251017/0001173; 10309180/141217/0001960; 10309180/141217/0001961. Получено Краснодарской таможней 21.10.2020.
В ответном письме от 20.11.2020 N 22.4-11/23229 "О рассмотрении заявления о необходимости внесения изменений в сведения, указанные в ДТ" с приложением акта N 10309000/211/201120/А0031 (направлено 24.11.2020) Краснодарской таможней было отказано во внесении изменений в спорные ДТ.
Основанием для отказа в рассмотрении заявления Краснодарская таможня указала на нарушение пункта 12 Порядка, в соответствии с которым в представленных КДТ к указанным ДТ отсутствуют даты заполнения, подписи и печати лица, заполнившего ДТ, по ДТ N 10309180/251017/0001173 пропущен трехлетний срок с момента уплаты таможенных платежей ввиду чего невозможно внесение изменений в указанную ДТ; отсутствуют отметки таможенных органов в экспортных декларациях; в представленных прайс-листах отсутствует информация о качественных характеристиках товара, представленный прайс-лист не отвечает требованиям публичной оферты;
в представленных коносаментах отсутствует отметка об оплате фрахта (вместо - freight prepaid фрахт оплачен, указано freight adnvance - фрахтовый аванс); не представлены бухгалтерские документы об оприходовании/реализации товаров; в коммерческом инвойсе не указаны качественные характеристики товара, коммерческий инвойс является платежным документом продавца, соответственно двухстороннее согласование существенных условий сделки документально не подтверждено, не представлены е-фактуры.
Посчитав незаконным бездействие Краснодарской таможни в рассмотрении заявления на внесение изменений с представленными документами по спорным декларациям, общество обратилось в арбитражный суд.
Принимая решение по данному делу, суд первой инстанции с учетом положений статей 198 - 201 АПК РФ, пришел к правильному выводу об обоснованности заявленных требований.
Доводы таможенного органа о том, что обществом не были оспорены в установленном порядке решения о корректировке таможенной стоимости, судом апелляционной инстанции отклоняются, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 34 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза" с учетом установленных Конституцией Российской Федерации (часть 1 статьи 35 и часть 1 статьи 46) гарантий защиты права частной собственности при излишнем внесении таможенных платежей в связи с принятием таможенным органом незаконных решений по результатам таможенного контроля, заинтересованное лицо вправе обратиться непосредственно в суд с имущественным требованием о возложении на таможенный орган обязанности по возврату излишне внесенных в бюджет платежей в течение трех лет со дня, когда плательщик узнал или должен был узнать о нарушении своего права (об излишнем внесении таможенных платежей в бюджет).
При этом обращение в суд с имущественным требованием о возврате таможенных платежей, поступивших в бюджет излишне, не предполагает необходимости соблюдения административной процедуры возврата. Заявленное требование должно быть рассмотрено судом по существу независимо от того, оспаривалось ли в отдельном судебном порядке решение таможенного органа, послужившее основанием для излишнего внесения таможенных платежей в бюджет.
Аналогичная позиция ранее также была выражена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 N 8605/08, определениях Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 16.05.2019 N 305-ЭС19-344, от 22.03.2018 N 303-КГ17-20407 и нашла отражение в пункте 46 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 14.11.2018.
В рассматриваемом случае общество обратилось в суд с имущественным требованием о возложении на таможенный орган обязанности возвратить таможенные платежи, указав в качестве основания данного заявления на несоответствие таможенному законодательству решений о корректировке таможенной стоимости, принятых по результатам таможенного контроля, начатого до выпуска товаров.
С учетом изложенных разъяснений суд первой инстанции правомерно разрешил спор по существу, дав оценку законности решений о корректировке таможенной стоимости, и разрешил вопрос о наличии оснований для их возврата с учетом соблюдения срока обращения в суд и текущего состояния расчетов по таможенным платежам.
Аналогичная правовая позиция изложена в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 14.05.2020 N 307-ЭС19-18595 по делу N А56-122276/2018.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно возложил бремя доказывания правомерности вынесения решений о корректировке таможенной стоимости на Краснодарскую таможню.
Положения главы 5 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС), закрепляют порядок определения таможенной стоимости товаров и условия применения методов определения таможенной стоимости.
В силу пункта 10 статьи 38 ТК ЕАЭС таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.
На основании пункта 15 статьи 38 ТК ЕАЭС основой таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, определенном статьей 39 ТК ЕАЭС.
В пункте 1 статьи 39 ТК ЕАЭС установлено, что таможенной стоимостью ввозимых товаров является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на таможенную территорию Союза и дополненная в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса, при выполнении следующих условий: отсутствуют ограничения в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение товарами, за исключением ограничений, которые: ограничивают географический регион, в котором товары могут быть перепроданы; существенно не влияют на стоимость товаров; установлены актами органов Союза или законодательством государств-членов (подпункт 1); продажа товаров или их цена не зависит от каких-либо условий или обязательств, влияние которых на цену товаров не может быть количественно определено (подпункт 2); никакая часть дохода или выручки от последующей продажи, распоряжения иным способом или использования товаров покупателем не причитается прямо или косвенно продавцу, кроме случаев, когда в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса могут быть произведены дополнительные начисления (подпункт 3); покупатель и продавец не являются взаимосвязанными лицами, или покупатель и продавец являются взаимосвязанными лицами таким образом, что стоимость сделки с ввозимыми товарами приемлема для таможенных целей в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи (подпункт 4).
Согласно пункту 2 статьи 39 ТК ЕАЭС в случае, если хотя бы одно из условий, указанных в пункте 1 настоящей статьи, не выполняется, цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате, не является приемлемой для определения таможенной стоимости ввозимых товаров и метод 1 не применяется.
В случае, если таможенная стоимость ввозимых товаров не может быть определена в соответствии со статьями 39 и 41 - 44 настоящего Кодекса, таможенная стоимость таких товаров определяется исходя из принципов и положений настоящей главы на основе сведений, имеющихся на таможенной территории Союза (пункт 1 статьи 45 ТК ЕАЭС).
Методы определения таможенной стоимости товаров, используемые в соответствии со статьей 45 ТК ЕАЭС, являются теми же, что и предусмотренные статьями 39 и 41 - 44 настоящего Кодекса, однако при определении таможенной стоимости в соответствии с настоящей статьей допускается гибкость при их применении (пункт 2 статьи 45 ТК ЕАЭС).
В соответствии с подпунктами 4 и 9 пункта 1 статьи 106 ТК ЕАЭС в декларации на товары подлежат указанию, в том числе, сведения о товарах, в частности таможенная стоимость товаров (величина, метод определения таможенной стоимости товаров), и о документах, подтверждающих сведения, заявленные в декларации на товары, указанных в статье 108 ТК ЕАЭС.
Согласно подпункту 10 пункта 1 статьи 108 ТК ЕАЭС документы, подтверждающие заявленную таможенную стоимость товаров, в том числе ее величину и метод определения, относятся к документам, подтверждающим сведения, заявленные в таможенной декларации.
После выпуска товаров изменение (дополнение) сведений, заявленных в декларации на товары, и сведений в электронном виде декларации на товары на бумажном носителе, производится по решению таможенного органа либо с разрешения таможенного органа (пункт 3 статьи 112 ТК ЕАЭС).
В пункте 1 статьи 313 ТК ЕАЭС определено, что при проведении таможенного контроля таможенной стоимости товаров, заявленной при таможенном декларировании, таможенным органом осуществляется проверка правильности определения и заявления таможенной стоимости товаров (выбора и применения метода определения таможенной стоимости товаров, структуры и величины таможенной стоимости товаров, документального подтверждения сведений о таможенной стоимости товаров).
Согласно пункту 2 статьи 313 ТК ЕАЭС при проведении контроля таможенной стоимости товаров таможенный орган вправе запросить у декларанта пояснения в письменной форме о факторах, влияющих на формирование цены товаров, а также об иных обстоятельствах, имеющих отношение к товарам, перемещаемым через таможенную границу ЕАЭС.
На основании пункта 4 статьи 325 ТК ЕАЭС таможенный орган вправе запросить коммерческие, бухгалтерские документы, сертификат о происхождении товара и (или) иные документы и (или) сведения, в том числе письменные пояснения, необходимые для установления достоверности и полноты проверяемых сведений, заявленных в таможенной декларации, и (или) сведений, содержащихся в иных документах, в следующих случаях: документы, представленные при подаче таможенной декларации либо представленные в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, не содержат необходимых сведений или должным образом не подтверждают заявленные сведения (подпункт 1); таможенным органом выявлены признаки несоблюдения положений настоящего Кодекса и иных международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства государств-членов, в том числе недостоверности сведений, содержащихся в таких документах (подпункт 2).
При завершении проверки таможенных, иных документов и (или) сведений в случае, если представленные в соответствии с настоящей статьей документы и (или) сведения либо объяснения причин, по которым такие документы и (или) сведения не могут быть представлены и (или) отсутствуют, либо результаты таможенного контроля в иных формах и (или) таможенной экспертизы товаров и (или) документов, проведенных в рамках такой проверки, не подтверждают соблюдение положений настоящего Кодекса, иных международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов, в том числе достоверность и (или) полноту проверяемых сведений, и (или) не устраняют оснований для проведения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений, таможенным органом на основании информации, имеющейся в его распоряжении, принимается решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в таможенной декларации, в соответствии со статьей 112 ТК ЕАЭС (пункт 17 статьи 325 ТК ЕАЭС).
Согласно правовой позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 8 постановления от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза" (далее - постановление N 49), принимая во внимание публичный характер таможенных правоотношений, при оценке соблюдения декларантом данных требований Таможенного кодекса судам следует исходить из презумпции достоверности информации (документов, сведений), представленной декларантом в ходе таможенного контроля, бремя опровержения которой лежит на таможенном органе (часть 5 статьи 200 АПК РФ и часть 11 статьи 226 КоАП РФ).
В соответствии с пунктом 9 постановления N 49 при оценке выполнения декларантом требований пункта 10 статьи 38 ТК ЕАЭС судам следует принимать во внимание, что таможенная стоимость, определяемая исходя из установленной договором цены товаров, не может считаться количественно определяемой и документально подтвержденной, если декларант не представил доказательства совершения сделки, на основании которой приобретен товар, в любой не противоречащей закону форме, или содержащаяся в представленных им документах ценовая информация не соотносится с количественными характеристиками товара, или отсутствует информация об условиях поставки и оплаты товара.
В то же время выявление отдельных недостатков в оформлении представленных декларантом документов (договоров, спецификаций, счетов на оплату ввозимых товаров и др.) в соответствии с установленными требованиями, не опровергающих факт заключения сделки на определенных условиях, само по себе не может являться основанием для вывода о несоблюдении требований пункта 10 статьи 38 Таможенного кодекса.
Судом первой инстанции по материалам дела верно установлено, что заявителем в ходе проведения таможенного контроля с нарушением установленного срока предоставлены необходимые документы для подтверждения заявленной таможенной стоимости первым методом определения таможенной стоимости: контракт с приложениями, содержащими информацию о наименовании товара, сорте, весе нетто/брутто, цены за единицу, общей стоимости, условия поставки; инвойсы, содержащие информацию о наименовании товара, сорте, весе нетто/брутто, цены за единицу, общей стоимости, условия поставки; прайс-листы, содержащие информацию о наименовании товара, сорте, цены за единицу; экспортные декларации, оборотно-сальдовые ведомости по сч. 41.01 по оприходованию товара, ведомость банковского контроля, пояснения в отношении соблюдения структуры таможенной стоимости с коносаментами, пояснения в отношении обстоятельств рассматриваемой сделки и условий продажи товаров, пояснения в отношении сведений о заявленной таможенной стоимости, платежные поручения, подтверждающие оплату и списание таможенных платежей.
По результатам рассмотрения дополнительно представленных документов Краснодарской таможней приняты решения о корректировки таможенной стоимости товаров от 26.11.2017 по ДТ N 10309180/251017/0001173, от 17.01.2018 по ДТ N 10309180/141217/0001960, от 17.01.2018 по ДТ N 10309180/141217/0001961.
В результате корректировки таможенной стоимости Краснодарской таможней взысканы таможенные платежи и пени в размере 2 659 673, 32 руб., в том числе ввозная пошлина - 460 079, 03 руб., НДС - 2 176 181, 73 руб., пени по ввозной пошлине - 4 074, 45 руб., пени по НДС - 19 338, 11 руб., путем зачета денежного залога, внесенного обществом.
Судом первой инстанции рассмотрены и обоснованно отклонены доводы таможни о том, что экспортная декларация не может являться документом, подтверждающим таможенную стоимость товара в стране отправления, по причине отсутствия отметок контролирующих органов страны вывоза. У суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для переоценки вывода суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, по запросу таможенного органа ООО "СТАР" представлены графические образы электронных экспортных деклараций с нанесенными штрих-кодами в графе А, содержащей сведения о таможенном органе убытия. В графе 44 экспортных деклараций содержится информация об оформлении в Системе одного окна с предоставлением электронных документов в том числе электронного счета.
Заявителем суду даны пояснения, что оформление свежих фруктов и овощей производится в Системе одного окна в рамках электронного декларирования и отметки таможенного органа проставляются в виде штрих-кода в графе А.
Определением суда от 14.04.2021 рассмотрение настоящего дела, на основании ходатайства ответчика, приостанавливалось судом до вступления в законную силу судебного акта по делу N А32-44822/2020 с целью устранения конкуренции между судебными актами по делам с пересекающимся предметом доказывания. Указанная правовая позиция сформулирована в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.06.2008 N 18167/07.
В решении Арбитражного суда Краснодарского края от 02.08.2021 по делу N А32-44822/2020, вступившем в законную силу 09.12.2021, судом установлено, что в соответствии с протоколом осмотра доказательств 23АВ1461249 от 31.03.2021, выполненным Павлевской Т.О., временно исполняющей обязанности нотариуса Винокуровой А.П., в порядке обеспечения доказательств нотариусом произведен осмотр доказательств в виде информации, размещенной на интернет-сайте Управления таможни Министерства торговли Турецкой Республики по адресу: https://gumrukrehberi.gov.tr. Суду представлен осмотр русскоязычной версии сайта, как указано в Протоколе. Краснодарской таможней не представлено суду документальных доказательств, опровергающих недействительность сведений на указанном сайте Управления таможни Министерства торговли Турецкой Республики о порядке электронного декларирования в системе одного окна плодоовощной продукции в Турции.
В соответствии с информацией, содержащейся в приложениях к Протоколу -таможенная декларация заполняется в электронном виде и таможенные процедуры осуществляются в электронном виде с использованием программного обеспечения "BILGE", аббревиатура которого означает "компьютеризированная таможенная деятельность". Информация о таможенной декларации, зарегистрированной в таможенной компьютерной системе, передается в электронном виде соответствующей ассоциации экспортеров для получения подтверждения, после чего продолжается таможенное оформление. Затем таможенная служба проверяет точность информации, зарегистрированной в таможенной компьютерной системе. Как указано в Приложении 10 к Протоколу-Система BILGE гарантирует, что все таможенные операции выполняются в компьютерной среде в режиме реального времени, с момента входа до выхода товара из таможенной территории Турции. Таможенной декларации, зарегистрированной в системе BILGE, присваивается постоянный регистрационный номер. Указание электронного номера документа является особенностью таможенного оформления в рамках системы одного окна - система Министерства торговли генерирует 23-значный идентификационный номер документа, и этот номер передается на экраны налогоплательщика и соответствующее учреждение. 23-значный идентификационный номер, выданный системой, содержащий номер строки и дату документа следует указывать в поле N 44 таможенной декларации, заполняемую во время таможенных процедур. Таким образом, при проверке будет сверен 23-значный номер, указанный в таможенной декларации с номером документа в системе, и, если данные совпадают, декларация регистрируется.
Судом первой инстанции установлено, материалами дела подтверждается, ответчиком не оспаривается, что экспортные декларации представлены ответчиком по запросу таможенного органа в процессе проведения таможенного контроля и с заявлением на внесение изменений в ДТ.
Судом первой инстанции обоснованно не приняты доводы таможни о том, что к таможенному контролю представлены вторые экземпляры (2/7) экспортных таможенных деклараций, в то время, как письмом ФТС России от 04.08.2014 N 16-45/36756 "О направлении информации" доведен порядок использования экземпляров таможенной декларации Турции, в соответствии с которым у контрагента ООО "СТАР" может находиться только третий экземпляр, в связи с чем непредставление заверенной копии третьего экземпляра оригинальной национальной экспортной декларации свидетельствует о наличии фальсификации импортного документа.
Согласно разделу А. Заполнение таможенной декларации, доведенной письмом ФТС России от 04.08.2014 N 16-45/36756 "О направлении информации" аналитической справки, даны разъяснения, что "В случае использования двух комплектов по четыре экземпляра ТД вместо одного комплекта из восьми экземпляров оформляются парные экземпляры ТД. Соответственно:1/6, 2/7, 3/8, и 4/5......", соответственно, как экземпляр 2/7, так и экземпляр 3/8 являются различными экземплярами одной декларации.
В свою очередь, Краснодарская таможня, не представила суду документальных доказательств, опровергающих подлинность представленных заявителем документов, а также доказательств того, что представленный заявителем экземпляр таможенной декларации имеет отличия от иного экземпляра этой же декларации.
Судом первой инстанции обоснованно отклонены доводы таможни о том, что сведения о весе брутто товаров, указанные в инвойсах, приложениях к контракту, экспортных декларациях, коносаментах не идентифицируются с весом брутто, заявленным в графе 35 оспариваемых ДТ, количество наименований товаров, задекларированных в экспортных декларациях не соответствует количеству товаров, задекларированных в спорных декларациях на товары.
В соответствии с Инструкцией о порядке заполнения декларации на товары, утвержденной Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии N 39 от 26 апреля 2012 года "О внесении изменений и дополнений в Инструкцию о порядке заполнения декларации на товары, утвержденную Решением Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 года N 257" в графе 35 "Вес брутто" декларации на товары указывается в килограммах масса "брутто" товара, сведения о котором указываются в графе 31 ДТ. Под массой "брутто" понимается общая масса товара, включая все виды его упаковки, необходимые для обеспечения неизменности их состояния до поступления в оборот, но исключая контейнеры и другое транспортное оборудование. Так как поддон (паллет) используется для удобства транспортировки товаров и относится к транспортному оборудованию, то вес паллет в весе брутто не учитывается.
Соответственно, отличие веса брутто, указанного в графе 35 ДТ N N 10309180/251017/0001173; 10309180/141217/0001960; 10309180/141217/0001961, от веса брутто, указанного в графе 35 экспортных деклараций, обусловлено особенностями заполнения указанных граф в соответствии с национальным законодательством.
Материалами дела подтверждается, что во всех упаковочных листах на товар по каждой поставке содержится информация о весе брутто с паллетами и весе брутто без паллет.
Судом установлено, вес брутто товара, указанный в Приложениях к контракту, в инвойсах, в коносаментах и в экспортных декларациях по каждой поставке, оформленной в спорных ДТ, указан с учетом веса паллетов и идентифицируется в полном объеме с указанными документами. Различие в количестве товарных позиций в экспортной декларации Турции и спорных ДТ также обусловлено особенностями заполнения указанных граф в соответствии с национальным законодательством.
Судом апелляционной инстанции отклоняются доводы таможни о том, что сведения об оплате ввезенных ООО "СТАР" товаров в экспортных декларациях противоречат сведениям об условиях оплаты товара, согласованных в контракте.
В обоснование своих доводов Краснодарская таможня указывает на то, что в экспортных декларациях условия оплаты указаны как "оплата против документов", считая, что данный вид оплаты представляет собой инкассо документов, когда на импортера возлагается обязанность при предъявлении ему документов немедленно произвести оплату. Суд первой инстанции указал, что не представлено ни одного документального доказательства, основанного на норме закона, что указание в экспортной декларации Турции условий оплаты - "оплата против документов" является указанием на немедленную оплату за поставленный товар. В то время, как материалами дела подтверждается, что в соответствии с п. 7.1 контракта N 1 от 14.07.2017 оплату за поставляемые товары покупатель осуществляет в долларах США путем банковского перевода с правом отсрочки платежа на срок до 120 банковских дней с момента получения партии товара, против предоставленных продавцом инвойсов или без таковой.
Краснодарской таможней не опровергнуто, что данные, содержащиеся в представленных документах недостоверны, или таможней получены экспортные декларации из Турции, отличные от представленных заявителем в процессе таможенного оформления и в материалы дела.
Судом первой инстанции обоснованно отклонены доводы таможни о том, что е-фактуры, указанные в экспортных декларациях, не представлялись таможне, а в представленных с заявлением на внесении изменений отсутствуют сведения, позволяющие их идентифицировать с данными поставками, незаконны и не обоснованы, на основании следующего.
Судом установлено, что Е-фактуры представлены заявителем с заявлением на внесение изменений, так как они поименованы в гр. 44 экспортных декларации. Ранее в процессе таможенного оформления, Краснодарской таможней указанные документы не запрашивались. Указанный документ являются электронным документом, формируемым в процессе электронного декларирования в Турецкой Республике, в соответствии с правилами и законами страны продавца, соответственно на полноту и правильность заполнения покупатель не может влиять в силу объективных причин, тем более таможенным органом не представлено ни одного доказательства недействительности данного документа.
Отсрочка платежа, согласованная сторонами, не противоречит нормам Российского права (ст. 483, ч. 1 ст. 516 ГК РФ), а также нормам международного права (раздел I главы III Конвенции ООН о договорах международной купли-продажи товаров.) При этом, вопреки мнению таможенного органа, не всякое несовпадение по времени исполнения встречных обязанностей сторон может быть истолковано в качестве коммерческого кредита, обязательства коммерческого кредитования возникают не автоматически, а лишь при достижении соглашения об этом (определение ВАС РФ от 26.04.2012 N 4737/10).
Судом первой инстанции также обоснованно отклонены доводы таможни об отсутствии в представленных коносаментах отметок об оплате фрахта, поскольку ответчиком не представлены суду доказательства того, что отметки в коносаментах об оплате фрахта в виде аванса не свидетельствуют о произведенной оплате.
В обоснование доводов о правомерности принятых решений по корректировке таможенной стоимости Краснодарской таможней указано на то, что в представленных прайс-листах отсутствуют сведения о сроке их действия, не указаны условия поставок, в соответствии с которыми определена цена товара.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что прайс-листы выставлены производителем на конкретную поставку с указанием даты выставления данного документа. Материалами дела подтверждено, что цена товара за килограмм, указанная в прайс-листе на каждую поставку, соответствует цене на товар в соответствующем приложении к контракту, согласованном сторонами, а также соответствует цене товара, указанной в соответствующем инвойсе.
Судом первой инстанции правомерно отклонены доводы таможни о невозможности сопоставления сведений о таможенной стоимости с данными бухгалтерского учета по причине не предоставления обществом калькуляции цены реализации товаров на внутреннем рынке, договоров поставок на внутреннем рынке, счетов-фактур и товарных накладных по реализации товаров, на основании того, что таможенным органом не представлены суду Краснодарской таможней правовые обоснования влияния сведений о реализации ввезенной плодоовощной продукции на внутреннем рынке Российской Федерации, на полноту и достоверность сведений о таможенной стоимости данного товара, при условии предоставления всех коммерческих документов по внешне-экономической сделке купли продажи. Материалами дела подтверждается, что документы по оприходованию ввезенных товаров в соответствии с ПБУ представлены обществом по запросу таможенного органа.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно посчитал, что вывод таможенного органа о невозможности определения таможенной стоимости по первому методу, исходя из представленных документов, а также его аргументация не соответствуют действующему законодательству и фактическим обстоятельствам.
Из материалов дела следует, что документальным подтверждением заключения сделки является контракт купли-продажи N 1 от 14.07.2017, заключенный между ООО "СТАР" (Россия) и фирмой AS STAR TARIM URUNLERI NAK.VE TIC. LTD.STI (Турция);
Пунктом 1.1 контракта N 1 от 14.07.2017 г. определено наименование поставляемого товара.
Пунктом 1.2 контракта определено, что цены на товар устанавливаются в Приложениях, которые являются неотъемлемой частью настоящего контракта.
Пунктом 2.1 контракта определена общая сумма контракта, составляющая 100000000 долларов США (с изменениями, внесенными дополнительным соглашением 11 от 05.03.2020).
Приложениями к контракту сторонами согласованы: наименование товара с указанием сорта, количество (вес брутто и нетто), цена за кг, сумма по каждому товару, условия поставки, общая стоимость по каждой поставки с подробным описанием включенных в стоимость расходов. Информация о товаре, его стоимости, количестве и пр. содержится в инвойсах;
В пункте 3.2 контракта указано, что товар поставляется на условиях согласно Инкотермс-2010, условия поставки могут быть различными. Условия поставки оговариваются в Инвойсе или приложениях к контракту. В Приложениях к контракту и инвойсах указаны конкретные условия поставки, в соответствии с которыми поставлен спорный товар - CFR Туапсе. Разделом 7 контракта определены условия и порядок осуществления платежей. Оплата производится в долларах США, путем банковского перевода с правом отсрочки платежа на срок до 120 банковских дней с момента получении партии товара, против предоставленных продавцом инвойсов или без таковой. В конце контракта указаны банковские реквизиты продавца и покупателя. Во всех инвойсах содержаться все необходимые реквизиты сторон;
В материалы дела Краснодарская таможня не представила каких-либо доказательств, подтверждающих отсутствие информации и невозможность применения методов, предшествующих шестому, для определения таможенной стоимости ввезенных товаров.
Суд первой инстанции верно признал несостоятельным вывод таможенного органа о правомерности применения шестого метода определения таможенной стоимости. У суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для переоценки вывода суда первой инстанции.
В случае отказа от использования метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами таможенный орган обязан указать, влияние каких именно условий не может быть учтено при определении таможенной стоимости по этому методу, и в чем заключается такое влияние. В этом смысле, различие стоимости сделки с ценовой информацией, содержащейся в других источниках, не относящихся непосредственно к указанной сделке, не может рассматриваться как наличие такого условия либо как доказательство недостоверности условий сделки, а является лишь основанием для проведения проверочных мероприятий с целью выяснения этих обстоятельств, в том числе истребования у декларанта соответствующих документов и объяснений.
Доказательства того, что покупатель по контракту уплатил цену больше заявленной, ответчик не представил. Низкий ценовой уровень сам по себе не свидетельствует о недостоверности заявленной таможенной стоимости товара.
Кроме того, противоречий между одними и теми же сведениями, содержащимися в различных документах, относящихся к ДТ N N 10309180/251017/0001173; 10309180/141217/0001960; 10309180/141217/0001961 и контракту N 1 от 14.07.2017, судом не выявлено.
Материалами дела подтверждается, что ООО "СТАР" по спорным декларациям произведена оплата поставщику в полном объеме.
Заявителем представлена ведомость банковского контроля, в соответствии с которой ООО "СТАР" за период с 09.09.2017 по 14.08.2020 в рамках настоящего контракта было оформлено 730 партий товара. Судом установлено, что в соответствии с разделом V. Итоговые данные расчетов по контракту Ведомости банковского контроля, расчет между сторонами произведен в полном объеме.
В пункте 25 раздела III.I "Сведения о подтверждающих документах" ведомости банковского контроля по контракту N 1 от 14.07.2017 в качестве документа, подтверждающего уплату денежных средств в сумме 218665,00 долларов США, за ввезенный товар в сумме 218 665, 00 долларов США, указана ДТ N 10309180/251017/0001173.
В пункте 61 раздела III.I "Сведения о подтверждающих документах" ведомости банковского контроля по контракту N 1 от 14.07.2017 в качестве документа, подтверждающего уплату денежных средств в сумме 85 250,00 долларов США, за ввезенный товар в сумме 85 250,00 долларов США, указана ДТ N 10309180/141217/0001960.
В пункте 62 раздела III.I "Сведения о подтверждающих документах" ведомости банковского контроля по контракту N 1 от 14.07.2017 в качестве документа, подтверждающего уплату денежных средств в сумме 215670,00 долларов США, за ввезенный товар в сумме 215 670, 00 долларов США, указана ДТ N 10309180/141217/0001961.
Краснодарской таможней не представлены доказательства того, что заявителем произведена оплата за оформленный по спорным декларациям товар в большем объеме, чем указано в ведомости банковского контроля.
Краснодарская таможня указывает на то, что декларантом заявлена таможенная стоимость товара с уровнем в несколько раз ниже стоимостной информации по идентичным/однородным товарам, оформляемым в сопоставимый период времени.
Вместе с тем, судом первой инстанции правомерно отмечено, что при корректировке таможенной стоимости товаров необходимо учитывать страну отправления, условия поставки, вес товара, упаковку товара, сортность, производителя товара, его репутацию на рынке сбыта продукта, торговую марку, коммерческие условия и другие условия, поскольку они существенно влияют на таможенную стоимость ввозимого товара. Кроме того, в соответствии с пунктом 3 статьи 6 и пунктом 3 статьи 7 Соглашения необходимо учитывать тот факт, что, если выявлено наличие более одной стоимости сделки с идентичными или однородными товарами, для определения таможенной стоимости оцениваемых товаров применяется самая низкая из них.
Материалами дела подтверждается, что по спорным декларациям заявителем был ввезен товар на условиях поставки CFR Туапсе, страна происхождения - Турция, изготовитель AS STAR TARIM URUNLERI NAK.VE TIC. LTD.STI.
Судом первой инстанции установлено, что по ДТ N 10309180/251017/0001173 оформлены следующие товары:
товар N 1 - мандарины сатсума свежие для употребления в пищу, сорт DOBASHI, упакованы в 5 392 пластиковых ящиках на 82 паллетах и в 6344 деревянных ящика, на 72 паллетах, вес нетто - 140 700 кг, вес брутто - 148 736 кг, марка AS STAR, ИТС 0,60 долл. США/кг, а по ДТ N 10317020/091017/0001567, полученной из информационно-аналитической системы "Мониторинг-Анализ", на условиях поставки CFR Геленджик оформлен товар - мандарины свежие, урожай 2017 г., для употребления в пищу, сорт MIHOWASE, упакованы в 6640 пластиковых ящика на 78 поддонах, вес нетто - 66 610 кг, вес брутто 68 906 кг, производитель AGRIKEY TARIMSAL YATIRIMLAR ANONIM SIRKETI, страна происхождения Турция, ИТС 0,85 долл. США/кг;
товар N 2 - лимоны свежие для употребления в пищу, сорт ENTERDONAT, в 3 430 деревянных ящиках на 49 паллетах и в 2 700 пластиковых ящиках на 27 паллетах, вес нетто - 70 300 кг, вес брутто - 73 884 кг, марка AS STAR, ИТС 0,60 долл. США/кг, а по ДТ N 10317020/251017/0001797, полученной из информационно-аналитической системы "Мониторинг-Анализ", на условиях поставки CFR Геленджик оформлен товар- лимоны свежие, сорт INTERDONATO, для употребления в пищу, урожай 2017 г., упакованы в 10 400 пластмассовые ящики, вес нетто - 93480 кг, вес брутто 99 480 кг, производитель UMUT TARIM..., страна происхождения Турция, ИТС 0,85 долл. США/кг;
товар N 3 - виноград столовый свежий для употребления в пищу, сорт SULTANI, REDGLOB в 10512 пластмассовых ящика, на 117 паллетах, вес нетто - 102100 кг, вес брутто - 107728 кг, марка AS STAR, ИТС 0,85 долл. США/кг, а по ДТ N 10317020/151017/0001650, полученной из информационно-аналитической системы "Мониторинг-Анализ", на условиях поставки CFR Геленджик оформлен товар- виноград столовых сортов свежий для употребления в пищу, урожай 2017 г., упакованы в пластиковые ящики, вес нетто - 22 500 кг, вес брутто 23 432 кг, производитель ZYNP FIZIK TEDAVI VE OZEL SAGLIK HIZ. MEDIKAL TURZ. TIC. LTD. STI, страна происхождения Турция, ИТС 1,40 долл. США/кг;
товар N 4 - груши свежие для употребления в пищу, сорт SANTA MARIA, в 2 288 пластиковых ящиках, на 13 паллетах, вес нетто - 9 600 кг, вес брутто - 10 292 кг, марка AS STAR, ИТС - 0,55 долл. США/кг, а по ДТ N 10317110/100917/0019133, полученной из информационно-аналитической системы "Мониторинг-Анализ", был ввезен на условиях поставки DAP Новороссийск и оформлен товар - груши свежие, сорт SANTA MARIA, класс 1, год урожая 2017, упакованные в пластиковых ящиках на 78 поддонах, вес нетто -55150 кг, вес брутто 58816 кг, изготовитель ASIA GIDA NAKLIYAT VE TICARET LIMITED SIRKETI, страна происхождения Турция, ИТС 0,81 долл. США /кг.
Судом первой инстанции установлено, что по ДТ N 10309180/141217/0001960 оформлены следующие товары:
товар N 1 -мандарины сатсума свежие для употребления в пищу, сорт отсутствует, упакованы в 6 700 пластмассовых ящика, на 88 паллетах, вес нетто - 83 200 кг, вес брутто - 87 192 кг, марка AS STAR, ИТС 0,50 долл. США/кг, а по ДТ N 10317110/051217/0026294, полученной из информационно-аналитической системы "Мониторинг-Анализ", на условиях поставки FOB МЕРСИН оформлен товар - мандарины свежие, для употребления в пищу, сорт SATSUMA, урожай 2017 г., упакованы в пластиковые и деревянные ящики на поддонах, вес нетто - 267 300, вес брутто 278 700 кг, производитель ONPAK GIDA TARIM URUNLERI VE SANAYI TICARET LIMITED SIRKETI., страна происхождения Турция, ИТС 0,65 долл. США/кг;
товар N 2 - апельсины сладкие свежие для употребления в пищу, сорт NAVELINA, в 7 296 картонных коробках на 76 паллетах и в 1216 пластиковых ящиках, вес нетто - 87 300 кг, вес брутто - 91 996 кг, марка AS STAR, ИТС 0,50 долл. США/кг, а по ДТ N 10317020/221117/0002140, полученной из информационно-аналитической системы "Мониторинг-Анализ", на условиях поставки CFR Геленджик оформлен товар - апельсины свежие сладкие, сорт NOVALINA, для употребления в пищу, урожай 2017 г., в пластиковых ящиках, вес нетто - 50 000 кг, вес брутто 52 064 кг, производитель YILMAZ-AYGAR NARENCIYE SEBZE MEYVE PAKETLEME TES. INS. TAAH.PLASTIK SAN. TIC. LTD STI, страна происхождения Турция, ИТС 0,61 долл. США/кг.
Судом первой инстанции установлено, что по ДТ N 10309180/141217/0001961 оформлены следующие товары:
товар N 1 - огурцы свежие для употребления в пищу, сорт RUS HIYARI, в 6710 пластиковых ящиках на 51 паллетах, вес нетто - 45 400 кг, вес брутто - 47 784 кг, марка AS STAR, ИТС 0,80 долл. США/кг, а по ДТ N 10317110/251117/0025199, полученной из информационно-аналитической системы "Мониторинг-Анализ", на условиях поставки CIF Новороссийск, оформлен товар N 1 - огурцы свежие для пищевых целей, урожай 2017 г., в пластиковых ящиках, вес нетто -21632 кг, вес брутто 23500 кг, производитель ILSA DIS. TIC. LTD. STI, страна происхождения Турция, ИТС 1,12 долл. США/кг;
товар N 2 - лимоны свежие для употребления в пищу, сорт ENTERDONAT, в 5 460 деревянных ящиках на 78 паллетах, вес нетто - 72 400 кг, вес брутто - 76 752 кг, марка AS STAR, ИТС 0,50 долл. США/кг, а по ДТ N 10309180/111217/0001898, полученной из информационно-аналитической системы "Мониторинг-Анализ", на условиях поставки CFR Туапсе оформлен товар- лимоны свежие для употребления в пищу, упакованы в 5 200 деревянных ящика на 52 поддонах, вес нетто - 44 580 кг, вес брутто 48 064 кг, производитель ESMELER TARIM TARIM URUNLERI PAKETLEME DEPOLAMA NAKLIYE TAAH.ITH.IHR.TIC.LTD..STI, страна происхождения Турция, ИТС 0,70 долл. США/кг;
товар N 3 - мандарины сатсума свежие для употребления в пищу, сорт отсутствует, упакованы в 14592 деревянных ящика, на 149 паллетах и в 14632 пластмассовых ящика, на 157 паллетах, вес нетто - 286 300 кг, вес брутто - 302 304 кг, марка AS STAR, ИТС 0,50 долл. США/кг, а по ДТ N 10317110/051217/0026294, полученной из информационно-аналитической системы "Мониторинг-Анализ", на условиях поставки FOB МЕРСИН оформлен товар - мандарины свежие, для употребления в пищу, сорт SATSUMA, урожай 2017 г., упакованы в пластиковые и деревянные ящики на поддонах, вес нетто - 267 300, вес брутто 278 700 кг, производитель ONPAK GIDA TARIM URUNLERI VE SANAYI TICARET LIMITED SIRKETI., страна происхождения Турция, ИТС 0,65 долл. США/кг.
Судом первой инстанции установлено, что количество ввезенного заявителем по спорным ДТ N N 10309180/251017/0001173; 10309180/141217/0001960; 10309180/141217/0001961 товаров в несколько раз превышает количество товаров, используемых таможней в качестве основы для корректировки, в то время как размер партии имеет существенное значение на формирование цены товара. По всем товарам для оценки использовалась информация о стоимости товаров иных производителей.
Краснодарской таможней для корректировки товаров в большинстве случаев была использована информация на товары, которая не сопоставима с информацией по условиям поставки; заявителем осуществляется поставка больших партий товара в рамках одного контракта; заявителем ввозится при отсутствии классности, что также существенно влияет на стоимость товара.
Краснодарской таможней не представлены доказательства того, что для сравнения и корректировки таможенной стоимости использовалась ценовая информация в соответствии с положениями, установленными пунктом 3 статьи 6 и пунктом 3 статьи 7 Соглашения, когда необходимо учитывать тот факт, что, если выявлено наличие более одной стоимости сделки с идентичными или однородными товарами, для определения таможенной стоимости оцениваемых товаров применяется самая низкая из них.
Из изложенного следует, что таможенным органом не доказана обоснованность применения методов определения таможенной стоимости товара, отличных от первого, так как - не представлены доказательства того, что использованная ценовая информация (из базы данных таможенных деклараций) была сопоставлена с конкретными условиями сделки, а также не доказано, что использованная информация подтверждает ценовую информацию, сложившуюся на рынке согласно коммерческим условиям, сопоставимым с условиями контракта, заключенного ООО "СТАР".
Кроме того, информация, содержащаяся в базах данных таможни, носит учетно- статистический характер и не обладает необходимыми признаками, установленными законом, позволяющими использовать ее в качестве основы для определения таможенной стоимости по методам по цене сделки с идентичными или однородными товарами. Более того, на формирование рыночной цены может оказывать влияние система факторов, в том числе: технические, функциональные и качественные характеристики товара, коммерческие условия сделки, налоги страны импорта, и прочие. Эти причины могут привести к объективным расхождениям в уровне цен на один и тот же товар.
Не принимаются доводы апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции не были учтены документы и сведения, полученные таможенным органом в ходе оперативно-розыскных мероприятий. Полученные в ходе ОРМ сведения указывают на фиктивность документов, оформленных при реализации внешнеэкономичских сделок, а также самих сделок.
Суд апелляционной инстанции критически относится к указанным доводам таможни, так как отсутствуют доказательства того, что таможенным органом в рамках оперативно-розыскных мероприятий были изъяты у общества печати, штампы, факсимиле с оттисками иностранной организации, подтверждающие факт оформления документов ООО "СТАР". Само по себе нахождение документов в формате "Word" не свидетельствует о том, что документы оформлялись обществом.
Таможенный орган представил заключение специалиста Центрального экспертно- криминалистического таможенного управления N 12406006/0014095 от 30.06.2022, в котором специалист сделал вывод, что подпись, выполненная от имени представителя иностранного контрагента в контракте N 1 от 14.07.2017, вероятно выполнена одним лицом, а в дополнительных соглашениях от 17.09.2017, N 1 от 25.09.2017, N 3 от 20.11.2017, N 4 от 09.04.2018, N 5 от 13.07.2018, N 6 от 14.07.2018, N 7 от 26.12.2018, N 8 от 15.01.2019, N 9 от 16.01.2019, от 15.05.2019, вероятно выполнена другим лицом.
Суд первой инстанции правомерно указал, что выводы специалиста в указанном заключении носят вероятностный характер и, следовательно, данное заключение не может быть использовано в качестве доказательства не подписания дополнительных соглашений уполномоченным лицом иностранного контрагента. В заключении специалиста Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления N 12406006/0014095 от 30.06.2022 указано, что в месте расположения оттиска печати и подписи иностранного контрагента признаков компьютерного монтажа не выявлено. Указанное подтверждает, что оттиск печати поставлен иностранным контрагентом. При наличии надлежащего оттиска печати, не принимаются доводы таможенного органа о подписании контракта, дополнительных соглашений, инвойсов, прайс-листов ненадлежащим лицом.
Суд первой инстанции правомерно установил, ведомостью банковского контроля по спорному контракту поставки оплачены заявителем в полном объеме.
Краснодарской таможней и материалами дела, подтверждается уплата заявителем таможенных платежей в полном объеме по корректировке таможенной стоимости по спорным ДТ.
При расчете налога на добавленную стоимость в соответствии со статьями 171, 172 Налогового кодекса Российской Федерации ООО "СТАР" приняло к вычету в полном объеме НДС, уплаченный по ДТ N N 10309180/251017/0001173; 10309180/141217/0001960; 10309180/141217/0001961.
Соответственно, ввозная пошлина - 490 079, 03 руб., пени по ввозной пошлине - 4 074, 45 руб. и пени по НДС - 19 338, 11 руб., всего - 483 491, 59 руб. дополнительно начисленные по результатам корректировки таможенной стоимости товаров, оформленных в спорных ДТ, являются излишне взысканными и подлежащими возврату в полном объеме.
Из содержания статьи 66 ТК ЕАЭС излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с настоящим Кодексом и (или) законодательством государств - членов таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.
Право плательщика на зачет и возврат из соответствующего бюджета излишне уплаченных либо взысканных сумм налога непосредственно связано с наличием переплаты сумм налога в этот бюджет и отсутствием задолженности по налогам, зачисляемым в тот же бюджет.
Наличие переплаты в указанной сумме подтверждается ответчиком. В материалы дела Краснодарской таможней не представлены доказательства о наличии у заявителя задолженности по уплате таможенных платежей перед бюджетом РФ.
Поскольку корректировка таможенной стоимости была осуществлена Краснодарской таможней без достаточных на то оснований, шестой метод оценки таможенной стоимости товаров определен неверно, таможенные платежи, уплаченные обществом, подлежат возврату как излишне взысканные.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к законному и обоснованному выводу о том, что требования заявителя об обязании осуществить возврат излишне взысканных таможенных платежей и пеней по ДТ N N 10309180/251017/0001173; 10309180/141217/0001960; 10309180/141217/0001961 в сумме 483 491, 59 руб., в течение десяти дней от даты вступления решения суда в законную силу, являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.
В целом доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, поскольку, не опровергая выводы суда, они сводятся исключительно к несогласию с оценкой установленных обстоятельств по делу, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Суд первой инстанции выполнил требования статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полно, всесторонне исследовал и оценил представленные в деле доказательства и принял законный и обоснованный судебный акт.
Оснований для переоценки выводов и доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы и оценены судом первой инстанции с соблюдением требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену оспариваемого акта (ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 06.12.2022 по делу N А32-53847/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.Н. Глазунова |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-53847/2020
Истец: ООО "Стар"
Ответчик: Краснодарская таможня
Хронология рассмотрения дела:
08.07.2024 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-8320/2024
16.06.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-5269/2023
27.02.2023 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-1231/2023
06.12.2022 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-53847/20