г. Чита |
|
27 февраля 2023 г. |
Дело N А19-10938/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 февраля 2023 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Будаевой Е.А.,
судей Басаева Д.В., Ломако Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Зиминым Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Слюдянского городского поселения Слюдянского района на решение Арбитражного суда Иркутской области от 30 ноября 2022 года по делу N А19-10938/2022 по заявлению Администрации Слюдянского городского поселения Слюдянского района (ОГРН 1053848033678, ИНН 3837003651) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области (ОГРН 1043801066760, ИНН 3808114653) о признании незаконными решений,
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Серебрянниковой Юлии Юрьевны (г.Новосибирск),
в отсутствие в судебном заседании представителей участвующих в деле лиц,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Слюдянского городского поселения Слюдянского района (далее - заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области (далее - заинтересованное лицо, регистрирующий орган) с требованиями о признании незаконными решений:
от 14.03.2022 N КУВД-001/2022-8068131/2 о возврате без рассмотрения заявления от 02.03.2022 о принятия на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества - жилого дома, расположенного по адресу: Иркутская область, г. Слюдянка, ул. Парижской Коммуны, д. 83, с кадастровым номером 38:25:010116:409,
- от 14.03.2022 N КУВД-001/2022-8057059/2 о возврате без рассмотрения заявления от 02.03.2022 о принятия на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества - объекта незавершенного строительства, расположенного по адресу: Иркутская область, г. Слюдянка, ул. Парижской Коммуны, д. 77, с кадастровым номером 38:25:010116:1155,
- от 14.03.2022 N КУВД-001/2022-8057383/2 о возврате без рассмотрения заявления от 02.03.2022 о принятия на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества - объекта незавершенного строительства, расположенного по адресу: Иркутская область, г. Слюдянка, ул. Парижской Коммуны, д. 77, с кадастровым номером 38:25:010116:1156;
- от 18.05.2022 N КУВД-001/2022-20020153/2 о возврате без рассмотрения заявления от 17.05.2022 о принятия на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества - жилого дома, расположенного по адресу: Иркутская область, г. Слюдянка, ул. Парижской Коммуны, д. 83. с кадастровым номером 38:25:010116:409,
- от 18.05.2022 N КУВД-001/2022-20021378/2 о возврате без рассмотрения заявления от 17.05.2022 года о принятия на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества - объекта незавершенного строительства, расположенного по адресу: Иркутская область, г. Слюдянка, ул. Парижской Коммуны, д. 77, с кадастровым номером 38:25:010116:1155,
- от 18.05.2022 N КУВД-001/2022-20020814/2 о возврате без рассмотрения заявления от 17.05.2022 о принятия на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества - объекта незавершенного строительства, расположенного по адресу: Иркутская область, г. Слюдянка, ул. Парижской Коммуны, д. 77, с кадастровым номером 38:25:010116:1156, и обязании регистрирующий орган устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем осуществления государственной регистрации постановки на учет бесхозяйных объектов недвижимости: жилого дома, расположенного по адресу: Иркутская область, г.Слюдянка, ул. Парижской Коммуны, д. 83, с кадастровым номером 38:25:010116:409, объекта незавершенного строительства, расположенного по адресу: Иркутская область, г. Слюдянка, ул. Парижской Коммуны, д. 77, с кадастровым номером 38:25:010116:1155, объекта незавершенного строительства, расположенного по адресу: Иркутская область, г. Слюдянка, ул. Парижской Коммуны, д. 77, с кадастровым номером 38:25:010116:1156.
На основании статьи 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом выделены в отдельные производства: требование Администрации Слюдянского городского поселения Слюдянского района к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области о признании незаконными решения от 14.03.2022 N КУВД-001/2022-8057059/2 о возврате без рассмотрения заявления от 02.03.2022 о принятия на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества - объекта незавершенного строительства, расположенного по адресу: Иркутская область, г. Слюдянка, ул. Парижской Коммуны, д. 77, с кадастровым номером 38:25:010116:1155; от 18.05.2022 N КУВД-001/2022-20021378/2 о возврате без рассмотрения заявления от 17.05.2022 о принятия на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества - объекта незавершенного строительства, расположенного по адресу: Иркутская область, г. Слюдянка, ул. Парижской Коммуны, д. 77, с кадастровым номером 38:25:010116:1155; обязании Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя - произвести государственную регистрацию постановки на учет бесхозяйных объектов недвижимости: объекта незавершенного строительства, расположенного по адресу: Иркутская область, г. Слюдянка, ул. Парижской Коммуны, д. 77, с кадастровым номером 38:25:010116:1155 и требование Администрации Слюдянского городского поселения Слюдянского района к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области о признании незаконными решения от 14.03.2022 N КУВД-001/2022-8057383/2 о возврате без рассмотрения заявления от 02.03.2022 о принятия на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества - объекта незавершенного строительства, расположенного по адресу: Иркутская область, г. Слюдянка, ул. Парижской Коммуны, д. 77, с кадастровым номером 38:25:010116:1156; от 18.05.2022 N КУВД-001/2022-20020814/2 о возврате без рассмотрения заявления от 17.05.2022 о принятия на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества - объекта незавершенного строительства, расположенного по адресу: Иркутская область, г. Слюдянка, ул. Парижской Коммуны, д. 77, с кадастровым номером 38:25:010116:1156; обязании Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя - произвести государственную регистрацию постановки на учет бесхозяйных объектов недвижимости: объекта незавершенного строительства, расположенного по адресу: Иркутская область, г. Слюдянка, ул. Парижской Коммуны, д. 77, с кадастровым номером 38:25:010116:1156.
По настоящему делу судом первой инстанции рассмотрены требования о признании незаконным решений:
от 14.03.2022 N КУВД-001/2022-8068131/2 о возврате без рассмотрения заявления от 02.03.2022 о принятия на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества - жилого дома, расположенного по адресу: Иркутская область, г. Слюдянка, ул. Парижской Коммуны, д. 83 с кадастровым номером 38:25:010116:409;
от 18.05.2022 N КУВД-001/2022-20020153/2 о возврате без рассмотрения заявления от 17.05.2022 о принятия на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества - жилого дома, расположенного по адресу: Иркутская область, г. Слюдянка, ул. Парижской Коммуны, д. 83 с кадастровым номером 38:25:010116:409;
и обязании Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя - произвести государственную регистрацию постановки на учет бесхозяйных объектов недвижимости: жилого дома, расположенного по адресу: Иркутская область, г. Слюдянка, ул. Парижской Коммуны, д. 83, с кадастровым номером 38:25:010116:409.
Решением суда от 30 ноября 2022 года в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, администрация обжаловала его в апелляционном порядке, указав в апелляционной жалобе, что постановка на учет бесхозяйного недвижимого имущества не влечет возникновения права собственности на заявленный к регистрации объект, в связи с чем права иных лиц не нарушаются; в материалах дела отсутствуют доказательства перехода прав собственности ООО "Аляска плюс" на объекты к учредителю.
В отзыве заинтересованное лицо выразило согласие с решением суда первой инстанции.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного заседания, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Судом первой инстанции установлены следующие фактические обстоятельства.
24.07.2013 в Единый государственный реестр недвижимости внесена запись о праве собственности ООО "Аляска плюс" на жилой дом, кадастровый N 38:25:010116:409, расположенный по адресу: Иркутская область, р-н. Слюдянский, г.Слюдянка, ул. Парижской Коммуны, д. 83, на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от 25.01.2013 N 1/2013, заключенного по результатам торгов по продаже имущества ООО АСФ "Дада".
Согласно сведениям Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) ООО "Аляска плюс" исключено из ЕГРЮЛ в связи с наличием сведений о юридическом лица, в отношении которых внесена запись о недостоверности. Соответствующая запись внесена в ЕГРЮЛ 16.12.2021 за N 2213800834333.
02.03.2022 Администрацией в порядке межведомственного информационного взаимодействия в электронном виде представлено заявление о принятии на учет в качестве бесхозяйного жилого дома, кадастровый N 38:25:010116:409. Заявлению присвоен N КУВ Д-001/2022-8068131.
Рассмотрев заявление, 14.03.2022 Управлением принято решение N КУВД-001/2022-8057383 о возврате прилагаемых к заявлению о принятии на учет в качестве бесхозяйного документов в связи с тем, что из представленных документов не следовало, что объект является бесхозяйным, поскольку Администрацией представлено заявление о постановке на учет как бесхозяйного недвижимого имущества, в отношении которого в Едином государственном реестре недвижимости зарегистрировано право собственности ООО "Аляска плюс".
Администрация повторно обратилась с заявлением о принятии на учет в качестве бесхозяйного жилого дома, кадастровый N 38:25:010116:409. Заявлению присвоен N КУВД-001/2022- 20020153.
Рассмотрев заявление, учитывая наличие зарегистрированных в ЕГРН прав ООО "Аляска плюс" на вышеназванный жилой дом, Управлением 18.05.2022 принято решение N КУВД-001/2022-20020153 о возврате прилагаемых к заявлению о принятии на учет в качестве бесхозяйного документов в связи с тем, что из представленных документов не следовало, что объект является бесхозяйным.
Решения регистрирующего органа оспорены заявителем в судебном порядке.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев материалы дела, проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, оценив доводы лиц, участвующих в деле, не установил оснований для отмены судебного акта.
В силу статьи 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации одной из задач судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу положений части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из положений статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 6 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
По мнению суда апелляционной инстанции, суд первой инстанции, признавая правомерными оспариваемые ненормативные акты регистрирующего органа, верно применил и истолковал следующие правовые нормы.
В соответствии с частью 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Согласно пункту 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей (далее - Порядок N 931) утвержден приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 10.12.2015 N 931, согласно пункту 3 которого на учет принимаются здания, сооружения, помещения, которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались.
Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований (пункт 5 Порядка N 931).
Суд первой инстанции, установив, что право собственности на спорный объект зарегистрировано в установленном порядке, в отсутствие доказательств отказа собственника от своего права на объект недвижимости, пришел к правильному выводу о том, что оснований для признания данного объекта бесхозяйным не имеется.
Прекращение деятельности юридического лица - собственника имущества в связи с исключением его из ЕГРЮЛ само по себе не влечет исключение из ЕГРН сведений о зарегистрированных правах данной организации на имущество.
С учетом положений статей 61, 63 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае ликвидации юридического лица право собственности на имущество такого юридического лица переходит к его учредителям (участникам), а не становится бесхозяйным.
Суд апелляционной инстанции соглашается с судом первой инстанции в том, что в рассматриваемом случае при установленных по делу обстоятельствах в рамках настоящего дела не может быть рассмотрен спор о зарегистрированном праве, поскольку в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, не может разрешаться спор о праве на недвижимое имущество (пункт 56 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав").
Доводы апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции проверены, но признаны не опровергающими обоснованные выводы суда первой инстанции, поскольку основаны на неверном толковании правовых норм.
Предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены судебного акта судом апелляционной инстанции не установлены.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 30 ноября 2022 года по делу N А19-10938/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.А. Будаева |
Судьи |
Д.В. Басаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-10938/2022
Истец: Администрация Слюдянского городского поселения Слюдянского района
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области
Третье лицо: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 17 по Иркутской области, Серебрянникова Юлия Юрьевна