город Ростов-на-Дону |
|
27 февраля 2023 г. |
дело N А32-10330/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 февраля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 февраля 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Глазуновой И.Н.
судей Ефимовой О.Ю., Соловьевой М.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Струкачевой Н.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Новороссийской таможни
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 02.12.2022 по делу N А32-10330/2022
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "СТАР"
к заинтересованному лицу Новороссийской таможне
об обязании вернуть излишне взысканные платежи,
при участии:
от Новороссийской таможни: представитель Лемешко Ю.С. по доверенности от 30.11.2022, (лично); посредством системы веб-конференции ИС "Картотека арбитражных дел": представители Соболева Е.О. по доверенности от 16.07.2021,
Петецкая И.В. по доверенности от 30.12.2021,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "СТАР" (далее - заявитель, общество, ООО "СТАР") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением об обязании Новороссийской таможни (далее - заинтересованное лицо, таможенный орган) осуществить возврат излишне взысканных таможенных платежей по ДТ N N 10317120/280219/0015013, 10317120/250719/0052173 в размере 46 291,42 руб.
Решением от 02.12.2022 Арбитражный суд Краснодарского края обязал Новороссийскую таможню вернуть обществу с ограниченной ответственностью "СТАР" излишне взысканные таможенные платежи в сумме 46 291,42 руб. по ДТ N N 10317120/280219/0015013, 10317120/250719/0052173. Суд взыскал с Новороссийской таможни в пользу общества с ограниченной ответственностью "СТАР", понесенные судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2 000 (две тысячи) руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, Новороссийская таможня обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что правомерность принятых решений о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ N N 10317120/280219/0015013, 10317120/250719/0052173 обусловлена тем, что в ответ на запросы декларантом не были представлены в полном объеме все истребованные документы и пояснения, представленные документы содержат несоответствия и противоречия. Декларантом не соблюдены положения пункта 7 статьи 325 ТК ЕАЭС, не устранены признаки недостоверности заявленных сведений о таможенной стоимости товаров, в связи с которыми были осуществлены запросы документов. Возражая относительно выводов суда первой инстанции, таможенный орган указывает, что Южной оперативной таможней в ходе оперативно-розыскного мероприятия "обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств" (постановление о производстве ОРМ от 27.04.2022 N 3, акт обследования от 28.04.2022, протокол изъятия предметов (документов, материалов) от 28.04.2022 при исследовании компьютера, находящегося в офисе по месту осуществления деятельности ООО "СТАР", были изъяты магнитные носители информации - внешний жесткий диск, моноблоки, флеш-накопитель. В ходе анализа содержания архива электронной почты общества, была установлена электронная переписка общества с контрагентом "EKIN GIDA DIS TICARET VE TASIMACILIK LIMITED SIRKETI". Выявлены факты направления обществом турецкой стороне шаблонов прайс-листов, спецификаций к контракту для подписи и печати (сообщения, содержащие файлы спецификаций, прайс-листов, в форматах Microsoft Word без подписей и печатей продавца). В ответ представителями иностранной фирмы направляются подписанные экземпляры документов. Учитывая изложенное, таможенный орган полагает, что представленные обществом документы, являющиеся основными документами, непосредственно подтверждающими заявленные сведения по таможенной стоимости - внешнеэкономические контракты, приложения к контрактам, инвойсы, упаковочные листы, прайс-листы имеют признаки недействительных документов (поддельных документов, документов, полученных незаконным путем, содержащих недостоверные сведения, не имеющих юридической силы - примечание 2 к статье 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). Данное обстоятельство, указывает на фиктивность оформленных при реализации внешнеэкономической сделки документов и, соответственно, самой сделки.
Судом приобщены к материалам дела документы, полученные в ходе оперативных мероприятий в отношении ООО "СТАР", приложенные к апелляционной жалобе.
В судебном заседании представители Новороссийской таможни заявили ходатайство об отложении судебного заседания до рассмотрения Арбитражным судом Северо-Кавказского округа кассационных жалоб ООО "СТАР" и Краснодарской таможни на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 02.08.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2022 по делу N А32-898/2022.
Ходатайство об отложении рассмотрения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции рассмотрено и отклонено по следующим основаниям.
В соответствии с положениями части 5 статьи 158 АПК РФ арбитражный суд может отложить судебное разбирательство, если признает, что оно не может быть рассмотрено в данном судебном заседании, в том числе вследствие неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле, других участников арбитражного процесса, в случае возникновения технических неполадок при использовании технических средств ведения судебного заседания, в том числе систем видеоконференц-связи, а также при удовлетворении ходатайства стороны об отложении судебного разбирательства в связи с необходимостью представления ею дополнительных доказательств, при совершении иных процессуальных действий.
Из содержания данной нормы следует, что полномочие суда по вопросу удовлетворения ходатайства об отложении судебного разбирательства относится к числу дискреционных и зависит от наличия обстоятельств, препятствующих участию стороны в судебном заседании, которые суд оценит в качестве уважительных причин неявки, а также обстоятельств, связанных с необходимостью предоставления доказательств, совершения иных процессуальных действий, способных повлиять на разрешение спора. Кроме того, даже в случае наличия уважительных причин неявки в судебное заседание лица, извещенного о времени и месте его проведения, отложение судебного разбирательства является правом, а не обязанностью суда.
Рассмотрев ходатайство об отложении судебного заседания, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что в данном случае препятствия для рассмотрения апелляционной жалобы отсутствуют, материалы дела содержат достаточно доказательств для рассмотрения апелляционной жалобы по существу.
В материалы дела от ООО "СТАР" поступил отзыв на апелляционную жалобу. Отзыв приобщен к материалам дела.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "СТАР" просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители Новороссийской таможни поддержали доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном статьей 156 АПК РФ, в отсутствие ООО "СТАР", извещенного надлежащим образом о времени судебного заседания.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителей лица, участвующего в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и верно установлено судом первой инстанции, ООО "СТАР" зарегистрировано в качестве юридического лица и является участником внешнеторговой деятельности.
В соответствии с контрактом N 11 от 01.12.2017 г., заключенным с Фирмой EKIN GIDA DIS TICARET VE TASIMACILIK LIMITED SIRKETI, Турция на территорию Российской Федерации, были ввезены:
по ДТ N 10317120/280219/0015013 на условиях поставки CFR Новороссийск оформлены следующие товары:
товар N 1 - ЛИМОНЫ свежие, сорт LAMAS, урожай 2019, для употребления в пищу, страна происхождения - Турция, изготовитель EKIN GIDA DIS TICARET VE TASIMACILIK LIMITED SIRKETI, товарный знак отсутствует, марка LIDER, в 1 270 деревянных ящиках, на 13 поддонах, вес нетто - 12 500.000 кг, вес брутто - 13 366,000 кг, цена товара 6 875,00 долл. США, ИТС - 0,55 долл. США/кг;
товар N 2 - КАБАЧКИ свежие, сорт GIRIT, ALBA, урожай 2019, для употребления в пищу, страна происхождения - Турция, изготовитель EKIN GIDA DIS TICARET VE TASIMACILIK LIMITED SIRKETI, товарный знак отсутствует, марка LIDER, в 1 560 пластмассовых ящиках, на 13 поддонах, вес нетто - 10100.000 кг, вес брутто - 10 866,000 кг, цена товара 5 555,00 долл. США, ИТС - 0,55 долл. США/кг;
уникальный идентификационный номер (ID) партии TR12019022520190000039108 от 25.02.2019 г.
по ДТ N 10317120/250719/0052173 на условиях поставки CFR Новороссийск оформлены следующие товары:
товар N 1 - ПЕРСИКИ свежие, сорт DIXIRED, урожай 2019, для употребления в пищу, страна происхождения - Турция, изготовитель EKIN GIDA DIS TICARET VE TASIMACILIK LIMITED SIRKETI, товарный знак отсутствует, марка LIDER, в 1160 деревянных ящиках, на 6 поддонах, вес нетто - 4 100.000 кг, вес брутто - 4 692,000 кг, цена товара 3 608,00 долл. США, ИТС - 0,88 долл. США/кг;
товар N 2 - НЕКТАРИНЫ свежие, урожай 2019, для употребления в пищу, страна происхождения - Турция, изготовитель EKIN GIDA DIS TICARET VE TASIMACILIK LIMITED SIRKETI, товарный знак отсутствует, марка LIDER, в 8 096 деревянных ящиках, на 46 поддонах, вес нетто - 30 100.000 кг, вес брутто - 34 172,000 кг, цена товара 26 488,00 долл. США, ИТС - 0,88 долл. США/кг;
товар N 3 - ВИНОГРАД свежий, сорт ERGIN CEKIRDEKSIZ, урожай 2019, для употребления в пищу, страна происхождения - Турция, изготовитель EKIN GIDA DIS TICARET VE TASIMACILIK LIMITED SIRKETI, товарный знак отсутствует, марка LIDER, в 4680 пластмассовых ящиках, на 52 поддонах, вес нетто - 43 700.000 кг, вес брутто - 45 364,000 кг, цена товара 38 456,00 долл. США, ИТС - 0,88 долл. США/кг;
уникальный идентификационный номер (ID) партии TR12019072220190000044892 от 22.07.2019 г.
При осуществлении таможенного оформления таможенная стоимость ввезенных и оформленных по ДТ N N 10317120/280219/0015013, 10317120/250719/0052173 товаров была заявлена ООО "СТАР" первым методом определения таможенной стоимости в соответствии со ст. 4 и ст. 5 Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза".
В подтверждение заявленной таможенной стоимости товаров, оформленных по ДТ N N 10317120/280219/0015013, 10317120/250719/0052173 ООО "СТАР" в соответствии со статьей 183 Таможенного кодекса Таможенного союза, а также в соответствии с пунктом 1 Приложения N 1 к Порядку декларирования таможенной стоимости, утвержденного Решением Комиссии ТС от 20.09.2010 N 376 "О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров", были представлены следующие документы: контракт купли-продажи N 11 от 01.12.2017; спецификации к контракту на каждую поставку, инвойсы, коносаменты, сертификаты происхождения формы А.
Посчитав, что сведения о таможенной стоимости товаров, оформляемых по спорным ДТ, должным образом не подтверждены, Новороссийской таможней в адрес общества направлен запрос о предоставлении документов и (или) сведений от 28.02.2019 по ДТ N 10317120/280219/0015013:
- контракт со всеми действующими приложениями, дополнениями и спецификациями, имеющими отношение к данной поставке; инвойс, содержащий полные сведения о товаре (на русском и английском языках), упаковочный лист (на русском и английском языках);
- прайс-лист производителя ввозимых товаров либо его коммерческое предложение, представляющее собой открытую оферту неограниченному кругу лиц (с переводом);
- экспортную таможенную декларацию страны отправления, заверенная уполномоченным органом страны экспорта и ее заверенный перевод;
- банковские платежные документы, подтверждающие оплату по данной поставке (платежное поручение, выписка из лицевого счета), в случае, если товар оплачен; сведения об оплате идентичных товаров, поставленных в рамках того же контракта (ведомость банковского контроля);
- договоры на поставку оцениваемых, идентичных и однородных товаров для их продажи на единой таможенной территории Евразийского экономического союза; иная имеющаяся в распоряжении декларанта информация о стоимости идентичных/однородных товаров;
- бухгалтерские документы об оприходовании товаров (по предыдущим поставкам идентичных товаров в рамках одного контракта);
- информацию о стоимости реализации товара на внутреннем рынке РФ (договоры поставки, счета-фактуры, товарные накладные в адрес нескольких покупателей товара, калькуляция цены реализации товара на внутреннем рынке);
- документы и сведения о физических характеристиках, качестве и репутации на рынке ввозимого товара и их влияние на ценообразование;
- страховые полисы, договоры по предоставлению услуг по страхованию товара, счета, банковские платежные документы на оплату страховых премий;
- электронную экспортную счет-фактуру, зарегистрированную в министерстве таможни и торговли Турции, введенную с 01.01.2017 Положением об обязательном использовании при экспорте товаров электронного счета-фактуры;
- в случае невозможности предоставления дополнительных документов и сведений, необходимо представить письменное объяснение причин, по которым данные документы не могут быть представлены таможенному органу.
При этом ООО "СТАР" предложено для выпуска товаров в срок до 09.03.2019 предоставить обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин.
В соответствии с расчетом размера обеспечения, его размер составил 122 501,14 руб.
Товары были выпущены под обеспечение уплаты таможенных платежей в соответствии с расчетами таможенного органа.
В установленный срок ООО "СТАР" в Новороссийскую таможню не представлены дополнительно запрошенные документы, в связи с чем, таможней принято решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, указанные в декларации на товары от 26.05.2019.
Новороссийской таможней в адрес общества направлен запрос о предоставлении документов и (или) сведений от 26.07.2019 по ДТ N 10317120/250719/0052173:
- контракт со всеми действующими приложениями, дополнениями и спецификациями, имеющими отношение к данной поставке; инвойс, содержащий полные сведения о товаре (на русском и английском языках), упаковочный лист (на русском и английском языках);
- прайс-лист производителя ввозимых товаров либо его коммерческое предложение, представляющее собой открытую оферту неограниченному кругу лиц (с переводом);
- экспортную таможенную декларацию страны отправления, заверенная уполномоченным органом страны экспорта и ее заверенный перевод;
- банковские платежные документы, подтверждающие оплату по данной поставке (платежное поручение, выписка из лицевого счета), в случае, если товар оплачен; сведения об оплате идентичных товаров, поставленных в рамках того же контракта (ведомость банковского контроля);
- договоры на поставку оцениваемых, идентичных и однородных товаров для их продажи на единой таможенной территории Евразийского экономического союза; иная имеющаяся в распоряжении декларанта информация о стоимости идентичных/однородных товаров;
- бухгалтерские документы об оприходовании товаров (по предыдущим поставкам идентичных товаров в рамках одного контракта);
- информацию о стоимости реализации товара на внутреннем рынке РФ (договоры поставки, счета-фактуры, товарные накладные в адрес нескольких покупателей товара, калькуляция цены реализации товара на внутреннем рынке);
- документы и сведения о физических характеристиках, качестве и репутации на рынке ввозимого товара и их влияние на ценообразование;
- страховые полисы, договоры по предоставлению услуг по страхованию товара, счета, банковские платежные документы на оплату страховых премий;
- электронную экспортную счет-фактуру, зарегистрированную в министерстве таможни и торговли Турции, введенную с 01.01.2017 Положением об обязательном использовании при экспорте товаров электронного счета-фактуры;
- в случае невозможности предоставления дополнительных документов и сведений, необходимо представить письменное объяснение причин, по которым данные документы не могут быть представлены таможенному органу.
При этом ООО "СТАР" предложено для выпуска товаров в срок до 03.08.2019 предоставить обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин.
В соответствии с расчетом размера обеспечения его размер составил 817 319, 49 руб.
Товары были выпущены под обеспечение уплаты таможенных платежей в соответствии с расчетами таможенного органа.
В установленный срок ООО "СТАР" в Новороссийскую таможню не представлены дополнительно запрошенные документы, в связи с чем таможней принято решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, указанные в декларации на товары от 28.08.2019.
При этом на основании принятых решений о корректировки таможенной стоимости товаров по ДТ N N 10317120/280219/0015013, 10317120/250719/0052173 были взысканы 46 291,42 руб., в том числе: по ДТ N 10317120/280219/0015013 пошлина в размере 12 592, 38 НДС в размере 37 166, 22 руб.; по ДТ N 10317120/250719/0052173 сбор в сумме 9 375 руб., пошлина в размере 24 324, 04 руб., НДС в размере 300 013, 65 руб.
НДС в размере 337 179, 87 руб. был возвращен из бюджета РФ ООО "СТАР" в порядке обращения в налоговый орган за получением налогового вычета в соответствии со статьями 171, 172 Налогового кодекса Российской Федерации.
11.02.2022 ООО "СТАР" обратилось в Новороссийскую таможню с заявлением N 1 о внесении изменений в ДТ NN 10317120/280219/0015013, 10317120/250719/0052173.
При этом заявителем были приложены следующие документы: электронные копии КДТ и ДТС-1 к ДТ N N 10317120/280219/0015013 и 10317120/250719/0052173 с внесенными изменениями на (USB) флеш-карте - 1 шт.: КДТ к ДТ NN 10317120/280219/0015013 и 10317120/250719/0052173 с внесенными изменениями; ДТС-1 к ДТ NN 10317120/280219/0015013 и 10317120/250719/0052173 с внесенными изменениями; копия контракта N 11 от 01.12.2017 г., заключенным с Фирмой "EKIN GIDA DIS TICARET VE TASIMACILIK LIMITED SIRKETI, TURKEY" с дополнительными соглашениями N 1 от 02.01.2018, N 2 от 12.01.2018, N 3 от 26.02.2018, N 4 от 26.04.2018, N 5 от 28.04.2018, N 6 от 28.05.2018, N 7 от 14.07.2018, N 8 от 09.09.2019, N 9 от 09.12.2020; копия ведомости банковского контроля УНК 17120005/2275/0060/2/1 от 01.12.2017 по состоянию на 17.12.2020.
Копии документов по ДТ N 10317120/280219/0015013: ДТ N 10317120/280219/0015013; ДТС-2, КДТ N 10317120/280219/0015013/TO; решение о внесении изменений от 26.05.2019; расчет обеспечения; таможенная расписка; запрос документов; Инвойс, упаковочный лист, спецификация от 23.02.19 г.; Прайс-лист; коносамент (Bill of lading) N 17; экспортная декларация N 19550100ЕХ002810 от 23.02.19 г. с заверенным переводом; оборотно-сальдовая ведомость по счету 41 от 28.02.2019; пояснения по обстоятельствам рассматриваемой сделки и условий продажи товаров, пояснения в отношении соблюдения структуры таможенной стоимости товара, пояснения в отношении сведений о заявленной таможенной стоимости.
Копии документов по ДТ N 10317120/250719/0052173: ДТ N 10317120/250719/0052173; ДТС-2, КДТ N 10317120/250719/0052173/2; решение о внесении изменений от 28.08.2019; расчет обеспечения; таможенная расписка; запрос документов; инвойс, упаковочный лист, спецификация от 20.07.2019; прайс-лист; коносамент (Bill of lading) N CRKN 191812; экспортная декларация N 19550100ЕХ010023 от 20.07.2019 с заверенным переводом; оборотно-сальдовая ведомость по счету 41 от 26.07.2019; пояснения по обстоятельствам рассматриваемой сделки и условий продажи товаров, пояснения в отношении соблюдения структуры таможенной стоимости товара, пояснения в отношении сведений о заявленной таможенной стоимости; уведомление о взыскании таможенных платежей
Вместе с тем, таможенным органом не было принято решение о внесении изменений в ДТ N N 10317120/280219/0015013, 10317120/250719/0052173, письмом от 04.04.2022 N 14-25/0945-1 таможенный орган отказал обществу во внесении изменений в указанные ДТ, что послужило основанием для обращения общества в арбитражный суд.
Принимая решение по данному делу, суд первой инстанции с учетом положений статей 198 - 201 АПК РФ, пришел к правильному выводу об обоснованности заявленных требований.
В силу статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 10 статьи 38 ТК ЕАЭС таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.
На основании пункта 15 статьи 38 ТК ЕАЭС основой таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, определенном статьей 39 ТК ЕАЭС.
Согласно подпункту 10 пункта 1 статьи 108 ТК ЕАЭС документы, подтверждающие заявленную таможенную стоимость товаров, в том числе ее величину и метод определения, относятся к документам, подтверждающим сведения, заявленные в таможенной декларации.
После выпуска товаров изменение (дополнение) сведений, заявленных в декларации на товары, и сведений в электронном виде декларации на товары на бумажном носителе, производится по решению таможенного органа либо с разрешения таможенного органа (пункт 3 статьи 112 ТК ЕАЭС).
В пункте 1 статьи 313 ТК ЕАЭС определено, что при проведении таможенного контроля таможенной стоимости товаров, заявленной при таможенном декларировании, таможенным органом осуществляется проверка правильности определения и заявления таможенной стоимости товаров (выбора и применения метода определения таможенной стоимости товаров, структуры и величины таможенной стоимости товаров, документального подтверждения сведений о таможенной стоимости товаров).
Согласно пункту 2 статьи 313 ТК ЕАЭС при проведении контроля таможенной стоимости товаров таможенный орган вправе запросить у декларанта пояснения в письменной форме о факторах, влияющих на формирование цены товаров, а также об иных обстоятельствах, имеющих отношение к товарам, перемещаемым через таможенную границу ЕАЭС.
Согласно правовой позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 8 постановления от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза" (далее - Постановление N 49), принимая во внимание публичный характер таможенных правоотношений, при оценке соблюдения декларантом данных требований Таможенного кодекса судам следует исходить из презумпции достоверности информации (документов, сведений), представленной декларантом в ходе таможенного контроля, бремя опровержения которой лежит на таможенном органе (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и часть 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 9 Постановления N 49 при оценке выполнения декларантом требований пункта 10 статьи 38 Таможенного кодекса судам следует принимать во внимание, что таможенная стоимость, определяемая исходя из установленной договором цены товаров, не может считаться количественно определяемой и документально подтвержденной, если декларант не представил доказательства совершения сделки, на основании которой приобретен товар, в любой не противоречащей закону форме, или содержащаяся в представленных им документах ценовая информация не соотносится с количественными характеристиками товара, или отсутствует информация об условиях поставки и оплаты товара.
В то же время выявление отдельных недостатков в оформлении представленных декларантом документов (договоров, спецификаций, счетов на оплату ввозимых товаров и др.) в соответствии с установленными требованиями, не опровергающих факт заключения сделки на определенных условиях, само по себе не может являться основанием для вывода о несоблюдении требований пункта 10 статьи 38 Таможенного кодекса.
Из материалов дела видно и судом первой инстанции установлено, что 01.12.2017 между Фирмой "EKIN GIDA DIS TICARET VE TASIMACILIK LIMITED SIRKETI, TURKEY" (Турция) и покупателем ООО "СТАР" заключен контракт N 11, в соответствии с пунктом 1.1 которого продавец продает, а покупатель покупает плодоовощную продукцию импортного производства - свежие овощи фрукты, кроме товаров, указанных в санкционных списках.
В соответствии с пунктом 1.2 договора цены на товар устанавливаются в приложениях, которые являются неотъемлемой частью настоящего контракта, и действительны в течение срока действия контракта.
Общая сумма контракта составляет 5 000 000 долларов США (пункт 2.1 договора). В стоимость товара включается: стоимость товара, тары, упаковки, погрузки, маркировки, доставки до пункта назначения, информацию об отгрузке товара, выписки коносамента, складированию товара, портовых и грузовых пошлин, оформления таможенных формальностей территории продавца (пункт.2.2 договора). В конечную сумму товара включены все затраты по доставке товара до места назначения, в том числе: упаковка, маркировка, тара, поддоны, расходы, связанные с экспортным оформлением, погрузка, транспортировка.
По условиям пункта 7.1 контракта оплату за поставляемые товары покупатель осуществляет в долларах США путем банковского перевода с правом отсрочки платежа на срок до 120 рабочих дней с момента получения партии товара, против представленных инвойсов или без таковой.
Из материалов дела следует, что обществом при декларировании рассматриваемых товаров по ДТ N 10317120/280219/0015013 представлен инвойс от 23.02.2019 N IHR2018000000262, в котором содержится информация о цене за единицу товара, его количестве, общей стоимости 12 430 долларов США.
Указанные в инвойсе товары в части количества, ассортимента соответствуют товарам, задекларированным по ДТ N 10317120/280219/0015013.
В пункте 1 раздела III "Сведения о подтверждающих документах" ведомости банковского контроля по контракту в качестве документа, подтверждающего уплату денежных средств в сумме 12 430 долларов США, указана ДТ N 10317120/280219/0015013.
Обществом при декларировании рассматриваемых товаров по ДТ N 10317120/250719/0052173 представлен инвойс от 20.07.2019 N IHR2018000000792, в котором содержится информация о цене за единицу товара, его количестве, общей стоимости 68 552 долларов США.
Указанные в инвойсе товары в части количества, ассортимента соответствуют товарам, задекларированным по ДТ N 10317120/250719/0052173.
В пункте 1 раздела III 2 "Сведения о подтверждающих документах" ведомости банковского контроля по контракту в качестве документа, подтверждающего уплату денежных средств в сумме 68 552 долларов США, указана ДТ N 10317120/250719/0052173.
Представленные обществом документы выражают содержание и условия заключенной сделки, являются взаимосвязанными, содержат соответствующие ссылки, содержат все необходимые сведения о наименовании товара и его стоимости.
Описание товара в указанных документах соответствует воле сторон и позволяет идентифицировать товар.
Сведения в данных документах также позволяют с достоверностью установить цену применительно к количественно определенным характеристикам товара, условиям поставки и оплаты.
Противоречий между одними и теми же сведениями, содержащимися в представленных документах, судом не установлено.
Представленные обществом документы не имеют признаков недостоверности и являются достаточными для подтверждения заявленной при таможенном оформлении стоимости ввезенного товара.
Сторонами согласованы существенные условия контракта, претензий по ассортименту, количеству, цене ввезенного товара у его участников не имеется.
При таможенном оформлении товаров общество документально подтвердило совершение внешнеторговой сделки на условиях, задекларированных в таможенном органе.
Условий, позволяющих исключить применение метода определения таможенной стоимости "по цене сделки" (пункт 1 статьи 39 ТК ЕАЭС), не выявлено.
Соответственно, в данной ситуации в полном объеме подтвержден факт оплаты ввозимого товара, имелась возможность для соотнесения платежных документов с инвойсами на товар.
Ссылка таможенного органа на то, что предусмотренная отсрочка оплаты платежа свидетельствует о том, что срок и порядок оплаты однозначно не определены, судебной коллегией не принимается, поскольку возможность согласования сторонами отсрочки платежа, а также установления дополнительного срока для оплаты товаров покупателем не противоречит действующему законодательству.
Следовательно, обществом представлены необходимые документы, подтверждающие правомерность применения им первого метода определения таможенной стоимости товаров (метода по цене сделки), в связи с чем, у таможенного органа отсутствовали основания для отказа в принятии заявленной стоимости.
Достаточных и надлежащих доказательств недостоверности сведений, содержащихся в пакете документов, представленном обществом в подтверждение заявленной таможенной стоимости, равно как невозможность использования таких документов в их совокупности и системной оценке таможенный орган не представил, что не отвечает требованиям части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ.
Вопреки правовой позиции таможни, само по себе выявление таможенным органом расхождений цены товара, заявленной декларантом, с ценовой информацией по однородным товарам, полученной посредством базы данных КПС "Мониторинг-анализ", не свидетельствует о недостоверности заявленных обществом в декларации сведений.
Корректировка таможенной стоимости товаров, задекларированных обществом, производилась таможенным органом на основе выписок, полученных из информационно- аналитической системы "Мониторинг-Анализ. При этом была использована не полностью соответствующая по сопоставимым условиям ценовая информация на товар, ввезенный заявителем.
Из представленных таможней ДТ N N 10317120/141218/0020606, 10309180/181218/0003466, 10317120/230719/0051444, 10317120/230719/0051443, 10317120/250719/0052183 следует, что таможенный орган использовал сведения о физических характеристиках товара, качестве, количестве, наименовании, фирме изготовителя (производитель), условиях поставки и других условия, которые значительно отличаются от заявленных обществом.
Корректировка таможенной стоимости товара, задекларированного ООО "СТАР" по ДТ N 10317120/280219/0015013 производилась на основе ценовой информации, полученной с помощью ИАС "Мониторинг-Анализ" по ДТ NN 10317120/141218/0020606, 10309180/181218/0003466.
При сравнительном анализе данных ИАС "Мониторинг-Анализ" с заявленной обществом стоимостью товара, таможенным органом не были соблюдены условия (критерий) о сопоставимости условий ввоза (приобретения) сравниваемых товаров, а именно:
- отличие в качественных характеристиках и сорте товара: у таможенного органа указано, что поставлялись лимоны свежие, сорт MEYER; кабачки свежие, сорт не указан;
- отличие в фирме изготовителе: у товара таможенного органа компании MOONSTAR ORMAN URUNLERI YAS SEB. MEY. INS. SAN. TIC. LTD.STI., Турция; LORAFRESH TARIM DIS TICARET LIMITED SIRKETI, Турция;
- отличие в местонахождении получателя: у таможенного органа г. Туапсе;
Корректировка таможенной стоимости товара, задекларированного ООО "СТАР" по ДТ N 10317120/250719/0052173 производилась на основе ценовой информации, полученной с помощью ИАС "Мониторинг-Анализ" по ДТ NN 10317120/230719/0051444, 10317120/230719/0051443, 10317120/250719/0052183.
При сравнительном анализе данных ИАС "Мониторинг-Анализ" с заявленной обществом стоимостью товара, таможенным органом не были соблюдены условия (критерий) о сопоставимости условий ввоза (приобретения) сравниваемых товаров, а именно:
- отличие в качественных характеристиках и сорте товара: у таможенного органа указано, что поставлялись персики свежие, сорт не указан; виноград свежий, калибр 15 мм +, сорт VICTORIA;
- отличие в фирме изготовителе: у товара таможенного органа компания ER MEY TARIMSAL URUNLER SANAYI VE TICARET LIMITED SIRKETI, Турция;
- отличие в условиях поставки: у таможенного органа DAP.
Таможня при проведении выборки ДТ из ИАС "Мониторинг-Анализ" не представила информацию о долгосрочности заключенных контрагентами договоров, сведения о физических характеристиках, качестве и репутации на рынке ввозимых товаров и их влияние на ценообразование, расчет контрактной стоимости, калькуляцию себестоимости товара, а также другие документы и сведения, имеющие отношение к производству, перемещению и реализации ввозимых товаров. Также таможенный орган использовал иные условия поставки, что не соответствует условиям сопоставимости и однородности в отношении товаров, ввозимых ООО "СТАР".
Таможенный орган не представил доказательства того, что уровень таможенной стоимости, заявленной декларантом, является самым низким по всей федеральной таможенной службе России за сопоставимый период по идентичным или однородным товарам.
Из изложенного следует, что таможенным органом не доказана обоснованность применения резервного метода определения таможенной стоимости товара - не представлены доказательства того, что использованная ценовая информация (из базы данных таможенных деклараций) была сопоставлена с конкретными условиями сделки, а также не доказано, что использованная информация подтверждает ценовую информацию, сложившуюся на рынке согласно коммерческим условиям, сопоставимым с условиями контракта, заключенного ООО "СТАР".
В качестве доказательства стоимости при ввозе товара ООО "СТАР" предоставляет таможенные декларации иных фирм, которыми ввезены аналогичные товары по идентичным товарам ООО "СТАР", а именно:
ДТ N 10309180/190719/0004275 ООО "ФРУТЕЛЛА" на условиях поставки CFR Туапсе оформлены следующие товары:
товар N 1 - НЕКТАРИНЫ свежие, сорт NEKTARIN, для употребления в пищу, страна происхождения - Турция, изготовитель ASTERA DIS TICARET LOJISTIK KUYUMCULUK SANAYI VE TICARET LIMITED SIRKETI, товарный знак отсутствует, марка ASTERA, в 4 160 пластиковых ящиках, на 26 паллетах, вес нетто - 15 795.000 кг, вес брутто - 17 230,000 кг, цена товара 13 899, 60 долл. США, ИТС - 0,88 долл. США/кг;
ДТ N 10309180/290719/0004479 ООО "ФРУТЕЛЛА" на условиях поставки CFR Туапсе оформлены следующие товары:
товар N 1 - ПЕРСИКИ свежие, сорт FLORED, для употребления в пищу, страна происхождения - Турция, изготовитель GOLDEN TARIM URUN.NAKLIYAT AMBALAJLAMA VE DIS TICARET LTD.STI., товарный знак отсутствует, марка TASLI GOLDEN, в 4576 пластиковых ящиках, на 26 паллетах, вес нетто - 17 700.000 кг, вес брутто - 19 400,000 кг, цена товара 14 160,00 долл. США, ИТС - 0,80 долл. США/кг;
ДТ N 10309180/120419/0001932 ООО "ИНТЕРТЕХНОМАШ" на условиях поставки CFR Туапсе оформлены следующие товары:
товар N 1 - КАБАЧКИ свежие, для употребления в пищу, страна происхождения - Турция, изготовитель GOKSAL KIRMIT, товарный знак отсутствует, марка GOKSAL KIRMIT, в 2608 деревянных ящиках, на 26 поддонах, вес нетто - 19 500.000 кг, вес брутто - 21 800.000 кг, цена товара 10 725.00 долл.США - ИТС 0.55 долл. США/кг;
ДТ N 10309180/130419/0001959 ООО "ИНТЕРТЕХНОМАШ" на условиях поставки CFR Туапсе оформлены следующие товары:
товар N 1 - КАБАЧКИ свежие, ручной способ сбора, для употребления в пищу, страна происхождения - Турция, изготовитель HAKAN GIDA NAKLIYE ITH. IHR. INS. GIDA TURZ. YAS SEB. VE MEY. PET. PLAS. SAN. TIC. VE LTD.STI., товарный знак отсутствует, марка HAKAN GIDA, в 3000 деревянных ящиках, на 26 паллетах, вес нетто - 19 400.000 кг, вес брутто - 22 000.000 кг, цена товара 10 670.00 долл. США - ИТС 0.55 долл. США/кг;
ДТ N 10309180/300719/0004502 ООО "ФРУТЕЛЛА" на условиях поставки CFR Туапсе оформлены следующие товары:
товар N 1 - ПЕРСИКИ свежие, сорт FLORED, для употребления в пищу, страна происхождения - Турция, изготовитель KARABAG GUBRE GIDA INS.NAK.ITH.IHR.PAZ.SAN. VE TIC.LTD.STI., товарный знак отсутствует, марка KARABAG, в 2778 пластиковых ящиках, на 21 паллетах, вес нетто - 13 495.000 кг, вес брутто - 14 580,000 кг, цена товара 10 796,00 долл. США, ИТС - 0,80 долл. США/кг;
товар N 2 - ВИНОГРАД столовый свежий, сорт VICTORIA, для употребления в пищу, страна происхождения - Турция, изготовитель KARABAG GUBRE GIDA INS.NAK.ITH.IHR.PAZ.SAN. VE TIC.LTD.STI., товарный знак отсутствует, марка KARABAG, в 600 пластиковых ящиках, на 5 паллетах, вес нетто - 5120.000 кг, вес брутто - 5 420,000 кг, цена товара 4 505,60 долл.США, ИТС - 0,88 долл. США/кг;
ДТ N 10309180/300719/0004509 ООО "ФРУТЕЛЛА" на условиях поставки CFR Туапсе оформлены следующие товары:
товар N 1 - ВИНОГРАД столовый свежий, сорт SUPERIOR, для употребления в пищу, страна происхождения - Турция, изготовитель GOLDEN TARIM URUN NAKLIYAT AMBALAJLAMA VE DIS. TICARET LTD. STI., товарный знак отсутствует, марка TASLI GOLDEN, в 2130 пластиковых ящиках, на 26 паллетах, вес нетто - 23500.000 кг, вес брутто - 25 000,000 кг, цена товара 20 680,00 долл. США, ИТС - 0,88 долл. США/кг;
ДТ N 10309180/300719/0004511 ООО "ФРУТЕЛЛА" на условиях поставки CFR Туапсе оформлены следующие товары:
товар N 1 - НЕКТАРИНЫ свежие, сорт отсутствует, для употребления в пищу, страна происхождения - Турция, изготовитель GOLDEN TARIM URUN NAKLIYAT AMBALAJLAMA VE DIS. TICARET LTD. STI., товарный знак отсутствует, марка TASLI GOLDEN, в 4576 пластиковых ящиках, на 26 паллетах, вес нетто - 17 100.000 кг, вес брутто - 18 800,000 кг, цена товара 15 048,00 долл. США, ИТС - 0,88 долл. США/кг;
ДТ N 10309180/300719/0004501 ООО "ИНТЕРТЕХНОМАШ" на условиях поставки CFR Туапсе оформлены следующие товары:
товар N 1 - ВИНОГРАД свежий столовых сортов, без ГМО, ручной способ сбора, для употребления в пищу, страна происхождения - Турция, изготовитель ZEYPA GIDA NAKLIYE TARIM ITH.IHR.SAN.VE TIC.LTD.STI., товарный знак отсутствует, марка ZEYPA, в 2 308 пластиковых ящиках, на 26 поддонах, вес нетто - 21 200.000 кг, вес брутто - 23 000,000 кг, цена товара 18 656,00 долл. США, ИТС - 0,88 долл. США/кг.
Поставки товара по контракту N 11 от 01.12.2017, заключенным с Фирмой EKIN GIDA DIS TICARET VE TASIMACILIK LIMITED SIRKETI. осуществлялись в рамках "Турецкого зеленого коридора", особенности оформления грузов по которому установлены Приказом ФТС России N 2171 от 18.11.2010 г. "Об утверждении инструкции об особенностях совершения должностными лицами таможенных органов отдельных таможенных операций в отношении товаров, происходящих и ввозимых в РФ из Турецкой Республики" с учетом изменений утвержденных Приказом ФТС N 2380 от 23.11.2011 г. (далее - Инструкция N 2171).
Компания EKIN GIDA DIS TICARET VE TASIMACILIK LIMITED SIRKETI входит в список турецких экспортеров "Ассамблеи экспортеров Турции" (TIM), участвуют в проекте "упрощенный таможенный коридор" (УТК).
УТК - информационный канал передачи электронной информации между Таможенным департаментом Турецкой Республики и Федеральной таможенной службой РФ. Обмен информацией в рамках подписанного Протокола между Федеральной Таможенной Службой (ФТС) России и Таможенным Департаментом Турецкой Республики "Об упрощении таможенных процедур", утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2008 г. N 1539-р осуществляется путем электронного информационного обмена и относится к информации о сделках, совершенных участниками внешнеторговой деятельности, участвующими в УТК.
В письме ФТС России N 01-11/07452 от 11.02.2021 "О перечне таможенных органов, включенных в проект УТК, указано, что "методические рекомендации по совершению должностными лицами таможенных органов отдельных таможенных операций в отношении товаров, происходящих и ввозимых в Российскую Федерацию из Турецкой Республики, в рамках российско-турецкого проекта "Упрощенный таможенный коридор" применять без ограничений по таможенным органам".
В рамках "Упрощенного таможенного коридора" (УТК) экспортер предоставляет таможенной службе своей страны информацию о перемещаемых товарах, их номенклатуре и фактурной стоимости.
Достоверность предоставляемых данных заверяет национальная Торгово-промышленная палата. Затем турецкие таможенные органы в электронной форме по электронным каналам связи направляют эту информацию российским коллегам.
После подтверждения российской стороной о получении данной информации для обеспечения скорейшего прохождения турецких товаров через границу России партии присваивается уникальный идентификационный номер (ID)
Идентификационный номер партии обязательно указывается в графе 44 под кодом 09015 декларации на товары (дополнительная информация/представленные документы), что регламентируется п. 2 раздела 1 Приложения к Приказу ФТС России от 25 мая 2017 г. N 883.
Наличие идентификационного номера партии подтверждает соответствие и достоверность представленных документов по поставке.
Кроме того, информация, содержащаяся в базах данных таможни, носит учетно-статистический характер и не обладает необходимыми признаками, установленными законом, позволяющими использовать ее в качестве основы для определения таможенной стоимости по методам по цене сделки с идентичными или однородными товарами. Более того, на формирование рыночной цены может оказывать влияние система факторов, в том числе: технические, функциональные и качественные характеристики товара, коммерческие условия сделки, налоги страны импорта, и прочие. Эти причины могут привести к объективным расхождениям в уровне цен на один и тот же товар.
Указание таможенного органа о необходимости дублирования условий поставки и оплаты товара в инвойсе, спецификации, контракте и других документах является необоснованным в силу следующего. Условия поставки и оплаты товара, зафиксированы сторонами, в контракте заключенного обществом едины для всех поставок по контракту и отсутствует необходимость дублирования их во всех коммерческих документах и заключения дополнительных соглашений к нему.
Спецификация - это часть контракта, поэтому указание в каждой части контракта условий поставки и оплаты товара, а также других условий контракта нецелесообразно.
При этом условия поставки в спецификации указаны. FATURA (инвойс) - счет-фактура унифицированной формы, не предусматривает полей для указания условий поставки и оплаты, т.е. с точки зрения Турецкого законодательства и поставщика вышеуказанные документы оформлены правильно.
Общество в обоснование определения таможенной стоимости по методу по стоимости сделки с ввозимыми товарами, представило все необходимые документы, отражающие содержание сделки и информацию по условиям ее оплаты.
Из изложенного следует, что таможенным органом не доказана обоснованность применения резервного метода определения таможенной стоимости товара - не представлены доказательства того, что использованная ценовая информация (из базы данных таможенных деклараций) была сопоставлена с конкретными условиями сделки, а также не доказано, что использованная информация подтверждает ценовую информацию, сложившуюся на рынке согласно коммерческим условиям, сопоставимым с условиями контракта, заключенного ООО "СТАР".
Таким образом, общество в обоснование определения таможенной стоимости по методу по стоимости сделки с ввозимыми товарами, представило все необходимые документы, отражающие содержание сделки и информацию по условиям ее оплаты.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о несостоятельности доводов таможни о правомерности корректировки таможенной стоимости.
Суд первой инстанции правомерно установил, что ведомостью банковского контроля по спорному контракту поставки оплачены заявителем в полном объеме.
Доказательств того, что покупатель по контракту уплатил цену больше заявленной, таможня не представила. Низкий ценовой уровень сам по себе не свидетельствует о недостоверности заявленной таможенной стоимости товара.
Суд апелляционной инстанции повторно исследовал представленные в материалы дела доказательства и установил, что документы, представленные заявителем при подаче спорных ДТ, достаточны для подтверждения стоимости сделки и применения метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1), предусмотренного статьей 39 ТК ЕАЭС.
Не принимаются доводы апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции не были учтены документы и сведения, полученные таможенным органом в ходе оперативно-розыскных мероприятий. Суд апелляционной инстанции критически относится к указанным доводам таможни, так как отсутствуют доказательства того, что таможенным органом в рамках оперативно-розыскных мероприятий были изъяты у общества печати, штампы, факсимиле с оттисками иностранной организации, подтверждающие факт оформления документов ООО "СТАР". Само по себе нахождение документов в формате "Word" не свидетельствует о том, что документы оформлялись обществом.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о том, что документы, представленные декларантом в таможенный орган, содержат достоверные и достаточные сведения, подтверждающие заявленную декларантом таможенную стоимость ввезенного товара, является правомерным. Следовательно, оснований сомневаться в условиях поставки товара и в особенностях, составляющих его стоимость, у таможенного органа не было.
Таким образом, таможенные платежи и пени по спорным ДТ в размере 46 291,42 руб., дополнительно начисленные по результатам корректировки таможенной стоимости товаров, являются излишне взысканными и подлежащими возврату в полном объеме.
Из содержания статьи 66 ТК ЕАЭС следует, что излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с настоящим Кодексом и (или) законодательством государств - членов таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.
Право плательщика на зачет и возврат из соответствующего бюджета излишне уплаченных либо взысканных сумм налога непосредственно связано с наличием переплаты сумм налога в этот бюджет и отсутствием задолженности по налогам, зачисляемым в тот же бюджет.
Аналогичная позиция изложена в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 14.05.2020 N 307-ЭС19-18595 по делу N А56-122276/2018.
Наличие переплаты в указанной сумме подтверждается таможенным органом.
В материалы дела таможней не представлены доказательства о наличии у заявителя задолженности по уплате таможенных платежей перед бюджетной системой Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Суд первой инстанции выполнил требования статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полно, всесторонне исследовал и оценил представленные в деле доказательства и принял законный и обоснованный судебный акт.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 02.12.2022 по делу N А32-10330/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.Н. Глазунова |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-10330/2022
Истец: ООО "СТАР"
Ответчик: "Новороссийская таможня"