г. Владивосток |
|
27 февраля 2023 г. |
Дело N А24-2666/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 февраля 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 февраля 2023 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Е.Н. Номоконовой,
судей Д.А. Самофала, И.С. Чижикова,
при ведении протокола секретарем судебного заседания К.В. Плетнёвой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества энергетики и электрификации "Камчатскэнерго",
апелляционное производство N 05АП-6780/2022
на решение от 08.09.2022
судьи Ю.В. Ищук
по делу N А24-2666/2022 Арбитражного суда Камчатского края
по иску публичного акционерного общества энергетики и электрификации "Камчатскэнерго" (ИНН 4100000668, ОГРН 1024101024078)
к обществу с ограниченной ответственностью управляющей компании "Лидер" (ИНН 4101171909, ОГРН 1154101003946)
о взыскании 59 952 руб. 75 коп.,
при участии: стороны не явились;
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество энергетики и электрификации "Камчатскэнерго" (далее - истец, ПАО "Камчатскэнерго", апеллянт) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью управляющей компании "Лидер" (далее - ответчик, ООО УК "Лидер") о взыскании 59 778 руб. 87 коп. долга по оплате тепловой энергии и теплоносителя, поставленных в целях содержания общедомового имущества жилых домов N 17 по бульвару Рыбацкой Славы, N 3 по ул. Кирдищева, N 10, 12 по ул. Абеля, N 33 по пр. Победы, N 5 по ул. Молчанова, N 43 по ул. Автомобилистов, N 1 по ул. Флотская, N 5/2 по ул. Чубарова в г. Петропавловске-Камчатском в феврале - марте 2022 года и 173 руб. 88 копеек пеней, начисленных за период с 16.03.2022 по 31.03.2022 (учетом уточнений, принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)).
Определением суда от 06.06.2022 дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). Определением от 25.07.2022 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
Решением суда от 08.09.2022 иск удовлетворен частично. С ответчика в пользу истца взыскано 39 227 руб. 36 коп. долга, 110 руб. 56 коп. пеней, 1 573 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом в части отказа во взыскании 11 190 рублей 33 копейки и соответствующих пеней, истец обжаловал его в апелляционном порядке. Ссылаясь на неполное выяснение судом первой инстанции всех обстоятельств, имеющих значение для дела, истец просит его изменить, исковые требования в указанной части - удовлетворить. Доводы апеллянта сводятся к оспариванию вывода суда об отсутствии системы ГВС в многоквартирных домах N 1 по ул. Флотская; N 5/2 по ул. Чубарова в г. Петропавловске-Камчатском. По мнению истца, в указанных домах имеется открытая система теплоснабжения с отбором ГВС из тепловой сети, что подтверждается доступными сведениями, размещенными в сети интернет, а также указывает, что спорные дома оборудованы общедомовыми приборами учета тепловой энергии и теплоносителя.
Ответчик по доводам жалобы возражал, полагает верным вывод суда об отсутствии системы ГВС по спорным адресам, ссылаясь, в том числе, на заключение специалиста.
Определением апелляционного суда на основании пункта 2 части 3 статьи 18 АПК РФ в составе судебной коллегии произведена замена судьи Л.А. Мокроусовой на судью Д.А. Самофала, в связи с чем, судебное разбирательство произведено с самого начала.
Коллегией установлено, что апеллянт обжалует решение суда первой инстанции в части отказа во взыскании с ответчика основного долга в размере 11 190 рублей 33 копейки.
В соответствии с частью 5 статьи 268 АПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 27 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" при применении части 5 статьи 268 АПК РФ необходимо иметь в виду следующее: если заявителем подана жалоба на часть судебного акта, суд апелляционной инстанции в судебном заседании выясняет мнение присутствующих в заседании лиц относительно того, имеются ли у них возражения по проверке только части судебного акта, о чем делается отметка в протоколе судебного заседания.
В связи с тем, что возражения относительно проверки только части судебного акта сторонами не заявлено, апелляционная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции только в обжалуемой части.
Повторного исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 - 271 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, в отзыве на нее, суд апелляционной инстанции признал обжалуемое решение арбитражного суда первой инстанции подлежащим изменению по следующим основаниям.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ООО УК "Лидер" в период с февраля по март 2022 года являлось управляющей организацией, в управлении которой находились многоквартирные жилые дома, расположенные по следующим адресам: бульвар Рыбацкой Славы, 17, N 3 по ул. Кирдищева, N 10, 12 по ул. Абеля, N 33 по проспекту Победы, N 5 по ул. Молчанова, N 43 по ул. Автомобилистов, N 1 по ул. Флотская, N 5/2 по ул. Чубарова в г. Петропавловске-Камчатском. Жильцы в этих домах перешли на прямые договоры с ресурсоснабжающей организацией в целях предоставления коммунальных услуг.
В отсутствие заключенного между сторонами договора ПАО "Камчатскэнерго", являясь ресурсоснабжающей организацией на территории Камчатского края, осуществило поставку коммунальных ресурсов (теплоснабжение и горячее водоснабжение) для нужды содержания общего имущества в период с февраля по март 2022 года в названные многоквартирные дома, находящиеся в управлении ответчика, выставив на оплату соответствующие счета-фактуры.
В связи с неоплатой управляющей компанией поставленного коммунального ресурса и оставлением ею без удовлетворения претензии о погашении задолженности, ПАО "Камчатскэнерго" обратилось в арбитражный суд с соответствующим иском.
Удовлетворяя исковые требования в части взыскания с ООО УК "Лидер" 39 227 руб. основного долга по жилым домам N 10, 12 по ул. Абеля, N 33 по проспекту Победы, N 5 по ул. Молчанова, имеющим подключение к системе горячего водоснабжения, и 110 руб. 56 коп. пени, арбитражный суд исходил из доказанности материалами дела спорной задолженности.
В указанной части решение не оспаривается, вследствие чего апелляционным судом не проверятся.
Отказывая в удовлетворении остальной части исковых требований (на сумму 20 551 руб. 51 коп.), суд первой инстанции руководствовался отсутствием централизованной системы горячего водоснабжения по ряду домов N 17 по бульвару Рыбацкой Славы, N 3 по ул. Кирдищева, N 43 по ул. Автомобилистов, N 1 по ул. Флотская и N 5/2 по ул. Чубарова.
Между тем судебная коллегия полагает, что при разрешении настоящего спора судом первой инстанции не учтено следующее.
Отношения по поставке электрической, тепловой и иных видов энергии в целях содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах регулируются общими положениями Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) об обязательствах и специальными нормами об энергоснабжении (§ 6 главы 30 ГК РФ), а также Жилищным кодексом Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Правилами, обязательными при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правилами N 124).
В связи с поставкой ресурса в многоквартирные жилые дома правоотношения сторон также подпадают под регулирование Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), и Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354).
Согласно подпункту "л" пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя приобретение холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в таком доме при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность такого потребления, отведения.
Потребление коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме находится в прямой взаимосвязи с предоставлением и потреблением коммунальных услуг при содержании общего имущества в многоквартирном доме и при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания такого имущества услуг (пункт 2 Правил N 354).
Возможность взимания платы поставлена в зависимость от конструктивных особенностей многоквартирного дома.
Горячее водоснабжение в соответствии с подпунктом "б" пункта 4 Правил N 354 представляет собой снабжение горячей водой, подаваемой по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме. При отсутствии централизованного горячего водоснабжения, снабжение горячей водой потребителей в многоквартирном доме осуществляется исполнителем путем производства и предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению с использованием внутридомовых инженерных систем, включающих оборудование, входящее в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (при наличии такого оборудования).
Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) даны определения централизованной и нецентрализованной систем горячего водоснабжения.
Под централизованной системой горячего водоснабжения понимается комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для горячего водоснабжения путем отбора горячей воды из тепловой сети (открытая система теплоснабжения (горячего водоснабжения)) или из сетей горячего водоснабжения либо путем нагрева воды без отбора горячей воды из тепловой сети с использованием центрального теплового пункта (закрытая система горячего водоснабжения) (пункт 27 статьи 2 Закона N 416-ФЗ).
Согласно части 19.1 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N190-ФЗ) и пункту 3 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034, под открытой системой теплоснабжения (горячего водоснабжения) понимается технологически связанный комплекс инженерных сооружений, предназначенный для теплоснабжения и горячего водоснабжения путем отбора горячей воды из тепловой сети.
Теплоноситель в виде воды в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения) может использоваться для теплоснабжения и для горячего водоснабжения (часть 4.1 статьи 2 Закона N 190-ФЗ).
В соответствии со статьей 15.1 Закона N 190-ФЗ потребители, подключенные (технологически присоединенные) к открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения), приобретают тепловую энергию (мощность) и теплоноситель, в том числе как горячую воду на нужды горячего водоснабжения, у теплоснабжающей организации по договору теплоснабжения и поставки горячей воды.
Из взаимосвязанных положений частей 4.1, 19.1 статьи 2 Закона N 190-ФЗ, пункта 3 Правил N 1034, пункта 2 Основ ценообразования Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075, преамбулы Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 N 115, следует, что особенности открытой системы теплоснабжения (ГВС) заключаются в ее одновременном использовании для целей ГВС и для отопления МКД, когда отбор горячей воды (теплоносителя) производится прямо из тепловой сети.
Это обусловливает невозможность соблюдения принципа полного возврата теплоносителя в тепловую сеть, свойственного закрытым системам теплоснабжения (пункт 60 Методических указаний N 20-э/2).
Оказание, по сути, двух коммунальных услуг посредством использования одного комплекса инженерных сооружений влечет особенности ценообразования, поэтому тарифы на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (ГВС) имеют двухкомпонентную структуру с разделением компонентов на теплоноситель и тепловую энергию, а потребители приобретают тепловую энергию и теплоноситель, в том числе как горячую воду на нужды ГВС, по особому договору теплоснабжения и поставки горячей воды (часть 5 статьи 9, статья 15.1 Закона N 190-ФЗ, пункт 87 Основ ценообразования, пункты 154 - 156 Методических указаний N 760-э и приложение 6.8 к ним, пункты 38, 42, 50 Правил N 354).
Специфика открытой системы теплоснабжения (ГВС) также влечет необходимость отдельного учета массы (объема) теплоносителя, израсходованного на водозабор, в дополнение к учету массы (объема) теплоносителя, полученного по подающему трубопроводу и возвращенного по обратному трубопроводу (пункты 97, 100 Правил N 1034, пункты 36, 37 Методики N 99/пр).
Судом установлено и сторонами не оспаривается, что отбор теплоносителя в виде горячей воды в спорных МКД осуществляется из тепловой сети (открытая система теплоснабжения).
Ключевым моментом в рассматриваемой ситуации, позволяющим исключить взимание платы с управляющей компании, являлось выяснение вопроса о наличии либо отсутствии внутридомовых инженерных систем, предназначенных для подачи коммунального ресурса, отобранного из тепловой сети для целей ГВС, до внутриквартирного оборудования.
Понятие внутридомовых инженерных систем дано в Правилах N 354, 124 - это являющиеся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме инженерные коммуникации (сети), механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, предназначенные для подачи коммунальных ресурсов от централизованных сетей инженерно-технического обеспечения до внутриквартирного оборудования, а также для производства и предоставления исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения).
Исходя из положений СП 347.1325800.2017 "Свод правил. Внутренние системы отопления, горячего и холодного водоснабжения. Правила эксплуатации" утвержденного и введенного в действие Приказом Минстроя России от 05.12.2017 N 1617/пр, внутренние системы горячего водоснабжения включают: узел ввода, разводящую трубопроводную сеть, стояки, подводки к санитарным приборам и технологическому оборудованию, водоразборную, запорно-регулирующую арматуру, теплообменное оборудование, насосы, расширительные баки и контрольноизмерительные приборы. В зависимости от местных условий вода во внутреннюю систему горячего водоснабжения поступает или из открытых систем теплоснабжения, или из теплового пункта, где проводится подогрев холодной воды, поступающей из централизованной системы водоснабжения (пункты 5.2.1, 5.2.2).
Отсутствие внутридомовой инженерной сети горячего водоснабжения и отбор горячей воды из отопительных приборов (радиаторов, полотенцесушителей) не может быть признано внутридомовой инженерной системой и лишь свидетельствует о несанкционированном отборе теплоносителя отдельными лицами.
Дав оценку имеющимся в деле доказательствам (актам обследования, заключению), арбитражный суд пришел к выводу о недоказанности факта наличия во внутридомовых инженерных системах спорных многоквартирных жилых домов отдельного подключения к обратному и подающему трубопроводам, позволяющего централизованно отбирать воду из открытой системы теплоснабжения (открытая система горячего водоснабжения с отбором горячей воды из системы теплоснабжения), а отсутствие отдельной системы горячего водоснабжения исключает потребление коммунального ресурса "горячая вода".
Между тем судом не учтено, что в соответствии с представленными истцом техническими паспортами многоквартирных домов N 5/2 по ул. Чубарова; N 1 по ул. Флотская в них имеется система горячего водоснабжения. Более того, согласно составленным истцом актами обследования от 20.10.2021, от 19.11.2021 (в отношении дома N 5/2 по ул. Чубарова; дома N 1 по ул. Флотская) в этих многоквартирных домах имеется отдельная разводка инженерных сетей на разбор горячей воды из системы отопления с технической возможностью разбора горячей воды в летнее время, что ответчиком не оспаривалось.
Кроме того, в материалы дела представлены подписанные управляющей компанией акты готовности сетей отопления и ГВС к эксплуатации в отопительном периоде, содержащие сведения о наличии внутридомовой системы теплоснабжения (отопления и ГВС) в четырехтрубном исполнении. Данные документы составлены в порядке главы 11 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденные приказом Минэнерго России от 24.03.2003 N 115 и являются подтверждением выполнения потребителем всех необходимых условий безопасной эксплуатации тепловых сетей.
Помимо прочего, стоит отметить, что спорные жилые дома оборудованы общедомовыми приборами учета тепловой энергии и теплоносителя. Расчет объема коммунальных ресурсов, поставленных на объекты ответчика в спорный период произведен истцом исходя из показаний общедомовых приборов учета, что подтверждается актами допуска в эксплуатацию узла учета, которые фиксируют раздельно объем на отопление и объем ЦГВС и отчетами о данных теплосчетчика за спорный период.
Таким образом, исходя из конструктивных особенностей внутридомовой инженерной системы потребление горячей воды в находящихся в управлении ответчика многоквартирных домах по адресам ул. Флотская, 1; ул. Чубарова, 5/2 производится путем отбора теплоносителя в виде горячей воды из тепловой сети (открытая система теплоснабжения), следовательно, поставленный истцом коммунальный ресурс (теплоноситель) используется ответчиком в целях получения двух коммунальных услуг (горячее водоснабжение и отопление).
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30.06.2015 N 823-ст утвержден и введен в действие Национальный стандарт "Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания внутридомовых систем теплоснабжения, отопления и горячего водоснабжения многоквартирных домов. Общие требования" ГОСТ Р 56501-2015, действие которого распространяется на услуги управления и содержания внутридомовых систем теплоснабжения и входящих в их состав систем водяного отопления и горячего водоснабжения.
Согласно пункту 3.8 ГОСТ Р 56501-2015 Внутридомовая система теплоснабжения представляет собой совокупность трубопроводов, устройств, аппаратуры и оборудования, технологически соединенных между собой и с тепловой сетью, и обеспечивающих прием коммунального ресурса, его учет, регулировку, трансформацию при необходимости, передачу в места непосредственного потребления в системе отопления, горячего водоснабжения, а также возврат использованного коммунального ресурса.
Для предоставления качественной коммунальной услуги отопления и горячего водоснабжения исполнитель, оказывающий услуги управления многоквартирным домом, организует управление системой теплоснабжения. Исполнителю, передается техническая документация, в составе которой должен быть раздел по эксплуатации системы теплоснабжения и входящих в ее состав систем отопления и горячего водоснабжения, содержащий параметры, в соответствии с которыми проектировались эти системы. В случае отсутствия технической документации или необходимых ее частей, а также, если ее состав не полный, должны быть приняты меры к ее восстановлению (пункты 3.2, 4.2, 4.4, 5.4 ГОСТ Р 56501-2015).
В процессе выполнения работ управления и содержания системы теплоснабжения должна вестись, разрабатываться и актуализироваться техническая документация к которой относится в том числе: В составе технической документации должны быть: - схема системы отопления (с указанием диаметров, длины трубопроводов, запорной и регулирующей арматуры и автоматики, приборов учета, расчетного давления по каждому расчетному участку и др.); - схема системы горячего водоснабжения. К схемам должны быть приложены инструкции возможного аварийного отключения участков с указанием мест и порядка закрытия запорных устройств, обеспечивающих прекращение подачи теплоносителя в аварийный участок (пункт 5.4 ГОСТ Р 56501-2015).
Однако указанные документы, позволяющие определить состав систем отопления и горячего водоснабжения многоквартирного дома, вопреки обязанности, нормативно возложенной на лицо, оказывающее услуги управления многоквартирным домом, управляющая компания в материалы дела не представила, что не согласуется с принципом добросовестности и смыслом ее экономической деятельности.
Вместе с тем в опровержение презумпции документов технического учета (сведения в технических паспортах многоквартирных жилых домов о наличии централизованного горячего водоснабжения) ответчик представил заключение ООО "ПетроПроект" N 02-П-180-21-ТЗ (проводилось в период: 17.11.2021 - 03.12.2021), согласно которому экспертом выявлено отсутствие отдельной системы горячего водоснабжения в многоквартирных домах, в том числе по адресам: ул. Флотская, 1; ул. Чубарова, 5/2. В свою очередь указанные выводы построены лишь на анализе типовых проектов жилых домов, предполагавших двухтрубное подключение к тепловой сети (лист 6-7 заключения) с установкой водогрейных (дровяных) колонок в ванных комнатах.
Между тем судебная коллегия отмечает, что вышеуказанные МКД введены в эксплуатацию в 1987 - 1993 годах, а действующее в этот период нормативно-техническое регулирование не предусматривало осуществление горячего водоснабжения жилого фонда посредством использования дровяных колонок в ванных комнатах при наличии централизованного отопления.
То есть позиция специалиста вопреки нормативно допустимой схеме обеспечения централизованного горячего водоснабжения путем отбора горячей воды из тепловой сети и без ссылки на конкретные конструктивные особенностей внутридомовые инженерных систем исследуемых домов обусловлена не отсутствием возможности получения жильцами коммунальной услуги "горячая вода" в местах непосредственного потребления, а исключительно технологическим присоединением домов к системе теплоснабжения по духтрубной схеме и их неподключением к обратному и подающему трубопроводам централизованной сети горячего водоснабжения, позволяющим регулировать и выдерживать температуру горячей воды (четырехтрубная схема); кроме того, указано, что ввиду отсутствия вентилей или кранов для отбора воды управляющая компания не может получать коммунальный ресурс для целей содержания общедомового имущества МКД.
Аналогичная правовая позиция соответствует правовой позиции Арбитражного суда Дальневосточного округа, изложенной в постановлении от 14.02.2023 N Ф03-5852/2022 по делу NА24-6198/2021.
Возражения управляющей компании относительно неполучения ею коммунальной услуги "горячая вода" строятся исключительно на несоблюдении истцом обязательных требований к предоставлению коммунальной услуги по горячему водоснабжению (температурный режим, состав и свойства горячей воды). Однако названные характеристики касаются качества коммунальной услуги, но не исключают сам факт ее оказания, при этом несоответствие их закону может являться лишь основанием для снижения платы (подпункт "б" пункта 102 Правил N 354, пункт 5 приложения N 1 к Правилам), а не полного освобождения от ее внесения.
Поскольку правильность расчета задолженности ответчиком не оспаривалась, а вопросы качества поставленного ресурса не поднимались, правовые основания для отказа в удовлетворении требований на 20 551 руб. 51 коп., сформированных по вышеупомянутым МКД, у суда первой инстанции отсутствовали.
Также истцом заявлено требование о взыскании с ответчика 173 руб. 88 коп. неустойки за период с 16.03.2022 по 31.03.2022.
В соответствии с пунктом 1 статьи 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. Кредитор вправе требовать уплаты неустойки, определенной законом (законной неустойки), независимо от того, предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон (статья 332 ГК РФ).
В соответствии с частью 9.3. статьи 15 Закона N 190-ФЗ управляющие организации, приобретающие тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель для целей предоставления коммунальных услуг, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя уплачивают единой теплоснабжающей организации (теплоснабжающей организации) пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение шестидесяти календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения шестидесяти календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в шестидесятидневный срок оплата не произведена. Начиная с шестьдесят первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена, пени уплачиваются в размере одной стосемидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
Поскольку факт нарушения ответчиком обязательства по оплате поставленного теплового ресурса в спорный период подтверждается материалами дела и ответчиком не оспорен, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что требования истца о взыскании пени за нарушение срока оплаты поставленного ресурса заявлены правомерно.
Принимая во внимание, что подлежит удовлетворению 50 417 руб. 69 коп. основного долга, суд апелляционной инстанции произвел самостоятельный перерасчет спорной неустойки, в результате чего, подлежащий взысканию размер составил 148 руб. 15 коп.
В соответствии с частью 2 статьи 269 АПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт.
При изложенных обстоятельствах доводы апелляционной жалобы признаются судебной коллегией обоснованными, обжалуемое решение арбитражного суда подлежит изменению с принятием нового судебного акта на основании пункта 1 части 1 статьи 270 АПК РФ.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ, судебные расходы по уплате государственной пошлины относятся на ответчика пропорционально удовлетворенным требованиям. По результатам рассмотрения апелляционной жалобы судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ответчика.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Камчатского края от 08.09.2022 по делу N А24-2666/2022 изменить, изложить абзац второй его резолютивной части в следующей редакции:
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью управляющей компании "Лидер" в пользу публичного акционерного общества энергетики и электрификации "Камчатскэнерго" 50 417 (пятьдесят тысяч четыреста семнадцать) рублей 69 копеек долга, 148 (сто сорок восемь) рублей 15 копеек пеней и 5 022 рубля судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Е.Н. Номоконова |
Судьи |
Д.А. Самофал |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А24-2666/2022
Истец: ПАО энергетики и электрификации "Камчатскэнерго"
Ответчик: ООО управляющая компания "Лидер"