г. Санкт-Петербург |
|
01 марта 2023 г. |
Дело N А26-8084/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 марта 2023 года.
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Мельникова Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Апхудовым А.А.
при участии: не явились, извещены
рассмотрев апелляционную жалобу Администрации Олонецкого национального муниципального района на определение Арбитражного суда Республики Карелия от 23.12.2022 по делу N А26-8084/2018, принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ремонтно-строительный участок"
о замене должника по решению Арбитражного суда Республики Карелия от 30.04.2019 с Администрации Олонецкого городского поселения на Администрацию Олонецкого национального муниципального района
по иску общества с ограниченной ответственностью "Ремонтно-строительный участок"
к Администрации Олонецкого городского поселения
о взыскании
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Ремонтностроительный участок" (далее - истец, ООО "РСУ") обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к Администрации Олонецкого городского поселения (далее - ответчик) о взыскании 231 750 руб. задолженности по оплате работ, выполненных по муниципальному контракту N 27- АЭФ27/17 и 18 928,90 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 20.02.2018 по 26.03.2019 с учетом уточнений, принятых определением от 27.03.2019.
Решением суда от 30.04.2019 иск удовлетворен в полном объеме.
17.06.2019 выдан исполнительный лист ФС N 028464545.
ООО "РСУ" обратилось в суд с заявлением о замене должника, просит заменить Администрацию Олонецкого городского поселения на ее правопреемника - Администрацию Олонецкого национального муниципального района.
Определением суда от 23.12.2022 заявление общества удовлетворено, произведена замена должника по с Администрации Олонецкого городского поселения на Администрацию Олонецкого национального муниципального района (далее - Администрация).
Не согласившись с вынесенным определением, Администрация обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит определение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает на то, что Администрация является правопреемником только в части решения вопросов местного значения, выполняет лишь функции исполнительно-распорядительного органа муниципального образования, однако обязательства, возникшие у первоначального ответчика перед истцом, вытекают из гражданско-правовых отношений, не относящихся к вопросам местного значения. При этом, как указывает податель жалобы, согласно сведениям из ЕГРЮЛ первоначальный ответчик не ликвидирован, а находится в стадии ликвидации, предъявленный истцом исполнительный документ поставлен на учет ликвидационной комиссии и планируется к исполнению в порядке очередности.
Иные лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей в судебное заседание не направили, в силу статьи 156 АПК РФ спор рассмотрен в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
В обоснование заявления о процессуальном правопреемстве сослался на то, что задолженность по судебному акту не погашена. В письме Управление федерального казначейства по Республике Карелия от 07.09.2022 указало, что для исполнения судебных актов по искам к муниципальным образованиям за счет средств местного бюджета документы, указанные в пункте 2 статьи 242.1 БК РФ, направляются для исполнения в финансовый орган муниципального образования. В данном случае финансовым органом муниципального образования Олонецкого городского поселения - является Администрация Олонецкого национального района, то есть финансировать обязан орган - Администрация Олонецкого национального района.
В случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса (часть 1 статьи 48 АПК РФ).
Разрешая вопрос о процессуальном правопреемстве в рамках рассматриваемого обособленного спора, суд первой инстанции исходил из наличия предусмотренных частью 1 статьи 48 АПК РФ оснований для замены стороны в правоотношениях.
Согласно части 1 статьи 37 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) местная администрация (исполнительнораспорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Органы местного самоуправления, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом и уставом муниципального образования наделяются правами юридического лица, являются муниципальными казенными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц в соответствии с федеральным законом (часть 2 статьи 41 Закона N 131-ФЗ).
В соответствии с подпунктом 3 части 1 статьи 19.1 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" принятие решения о ликвидации и проведение ликвидации казенного учреждения осуществляются в порядке, установленном местной администрацией муниципального образования - в отношении муниципального казенного учреждения.
Согласно пункту 1 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам.
Между тем, как верно отметил суд первой инстанции, применительно к ликвидации казенных учреждений, являющихся Администрациям муниципальных образований, действующим законодательством предусмотрен специальный порядок правопреемства по обязательствам такого лица.
Исходя из взаимосвязанных положений статьи 35 и подпункта 12 части 6 статьи 36 Закона N 131-ФЗ полномочия главы муниципального образования, осуществляющего руководство местной администрацией, прекращаются досрочно в случае упразднения муниципального образования.
В силу части 1 статьи 13.1 Закона N 131-ФЗ упразднение поселений допускается на территориях с низкой плотностью сельского населения и в труднодоступных местностях, если численность населения сельского поселения составляет не более 100 человек и решение об упразднении поселения будет принято на сходе граждан, проживающих в указанном поселении.
Территория упраздняемого поселения входит в состав муниципального района в качестве межселенной территории. Упразднение поселений осуществляется законом субъекта Российской Федерации (часть 2 той же статьи).
Положениями статьи 34 Закона N 131-ФЗ предусмотрено, что до формирования органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования полномочия по решению вопросов местного значения вновь образованного муниципального образования на соответствующих территориях в соответствии со статьями 14, 15 и 16 настоящего Федерального закона осуществляют органы местного самоуправления, которые на день создания вновь образованного муниципального образования осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на этих территориях; муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, которые на день создания вновь образованного муниципального образования осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующих территориях, действуют в части, не противоречащей федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, конституциям (уставам), законам и иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации, а также муниципальным правовым актам органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования; органы местного самоуправления вновь образованного муниципального образования в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления, которые на день создания вновь образованного муниципального образования осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами.
Вопросы правопреемства подлежат урегулированию муниципальными правовыми актами вновь образованного муниципального образования; до урегулирования муниципальными правовыми актами вновь образованного муниципального образования вопросов правопреемства в отношении органов местных администраций, муниципальных учреждений, предприятий и организаций, ранее созданных органами местного самоуправления, которые на день создания вновь образованного муниципального образования осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, или с их участием, соответствующие органы местных администраций, муниципальные учреждения, предприятия и организации продолжают осуществлять свою деятельность с сохранением их прежней организационно-правовой формы.
В соответствии с подпунктом 1 части 1 статьи 43 Закона N 131-ФЗ в систему муниципальных правовых актов входят устав муниципального образования.
Согласно части 1 статьи 48 Закона N 131-ФЗ муниципальные правовые акты могут быть отменены в случае упразднения таких органов.
Согласно статье 1 представленному Уставу Администрации района, Олонецкий национальный муниципальный район - муниципальное образование "Олонецкий национальный муниципальный район", состоящий в том числе, из Олонецкого городского поселения, объединенных общей территорией в соответствии с законом Республики Карелия от 1 декабря 2004 года N 825-ЗРК "О муниципальных районах в Республике Карелия".
Согласно части 6 статьи 34 Устава на администрацию Олонецкого национального муниципального района возлагается исполнение полномочий администрации Олонецкого городского поселения.
Таким образом, Администрация района является правопреемником Администрации поселения, ввиду чего заявление истца правомерно удовлетворено судом первой инстанции.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Республики Карелия от 23.12.2022 по делу N А26-8084/2018 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.
Судья |
Н.А. Мельникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-8084/2018
Истец: ООО "Ремонтно-строительный участок"
Ответчик: Администрация Олонецкого городского поселения, администрация Олонецкого национального муниципального района
Третье лицо: Олонецкий районный суд Республики Карелия