г. Ессентуки |
|
1 марта 2023 г. |
Дело N А15-4480/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20.02.2023.
Полный текст постановления изготовлен 01.03.2023.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Луговой Ю.Б., судей: Счетчикова А.В. и Сулейманова З.М., при ведении протокола судебного заседания секретарем Акаевой У.В., в отсутствии представителя истца - публичного акционерного общества "Россети Северный Кавказ" в лице филиала "Дагэнерго" (г. Махачкала, ИНН 2632082033 ОГРН 1062632029778), представителя ответчика - жилищно-строительного кооператива "Домстройсервис-1" (г. Махачкала, ОГРН 1070562001157, ИНН 0562067194), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Россети Северный Кавказ" в лице филиала - "Дагэнерго" на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 23.08.2022 по делу N А15-4480/2021,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Россети Северный Кавказ" в лице филиала "Дагэнерго" (далее - истец, компания, ПАО "Россети Северный Кавказ") обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с исковым заявлением к жилищно-строительному кооперативу "Домстройсервис-1" (далее - ответчик, кооператив, ЖСК "Домстройсервис-1") о взыскании 2 856 368 руб. 86 коп. долга за поставленную электроэнергию по договору N 15120210 от 19.07.2013 за период с 01.04.2021 по 30.04.2021 и 154 719 руб. 98 коп. неустойки за период с 18.04.2021 по 20.08.2021 с последующим начислением по день фактической оплаты.
Решением суда от 23.08.2022 в удовлетворении исковых требований отказано. Суд пришел к выводу о том, что истцом не доказан факт потребления электроэнергии на содержание общего имущества (далее - СОИД) в многоквартирных жилых домах (далее - МКД), находящихся в управлении ответчика.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, истец обратился в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований, ссылаясь на то, что электрическая энергия на сумму 2 856 368 руб. 86 коп. поставлена истцом, что подтверждено надлежащими доказательствами, которые ответчик не опроверг.
В отзыве на жалобу ответчик просил в иске отказать; в последующем представил контррасчет исковых требований на сумму 32 556 руб.
17.01.2023 рассмотрение дела откладывалось в порядке статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд апелляционной инстанции предлагал истцу представить обоснованный расчет исковых требований по спорному МКД, показания общедомового прибора учета (далее - ОДПУ) и индивидуальных приборов учета (далее - ИПУ).
Информация о времени и месте судебного заседания с соответствующим файлом размещена 19.01.2023 МСК в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на общедоступных сайтах http://arbitr.ru// в разделе "Картотека арбитражных дел" и Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда http://16aas.arbitr.ru в соответствии положениями статьи 121 АПК РФ и с этого момента является общедоступной.
Дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле, уведомленных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в соответствии со статьями 156, 266 АПК РФ.
Обжалуемый судебный акт проверен судом апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, отзыва, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Судом установлено, что ПАО "Россети Северный Кавказ" в соответствии с Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения N 442), является гарантирующим поставщиком по поставке электроэнергии, в том числе в г. Махачкала.
Сопроводительным письмом N 165 от 25.05.2021 ПАО "Россети Северный Кавказ" (гарантирующий поставщик) направляло в адрес кооператива (исполнитель) оферту о заключении договора ресурсоснабжения N 15120210 от 30.06.2020.
Между тем, кооперативом договор не подписан.
Как следует из искового заявления, за период с 01.04.2021 по 30.04.2021 объем электроэнергии, поставленной на СОИД составил 577 061 кВт/ч.
На оплату электроэнергии кооперативу выставлена счет-фактура на сумму 2 856 368 руб. 86 коп.
Ответчик электрическую энергию не оплатил.
Направленная в адрес кооператива претензия с требованием погасить образовавшуюся задолженность, оставлена без ответа и удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения компании в суд.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований, пришел к выводу о недоказанности истцом факта поставки электрической энергии в заявленном объеме.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для переоценки вывода суда первой инстанции.
К спорным правоотношениям применяются положения Жилищного кодекса Российской Федерации и Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Согласно пункту 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В силу пункта 2 статьи 161 ЖК РФ, при управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом указанные товарищество или кооператив несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем. Указанные товарищество или кооператив могут оказывать услуги и (или) выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме своими силами или привлекать на основании договоров лиц, осуществляющих соответствующие виды деятельности.
Управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 ЖК РФ, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) (часть 12 статьи 161 ЖК РФ).
В силу части 15 статьи 161 ЖК РФ организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией.
Исходя из положений подпунктов "а", "в" пункта 4 и пункта 13 Правил N 354, к числу коммунальных услуг, предоставляемых потребителю, отнесены услуги электроснабжения, то есть снабжение электрической энергией, подаваемой по централизованным сетям электроснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в случаях, установленных настоящими Правилами, - в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме. Предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 настоящих Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
Следовательно, на кооператив, как исполнителя услуг по содержанию общего имущества МКД, в императивном порядке возложена обязанность по заключению договоров на поставку коммунальных ресурсов в объеме, потребляемом на общедомовые цели (пункты 4 - 12 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124; далее - Правила N 124).
В силу пункта 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент - оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Пунктом 1 статьи 544 ГК РФ установлено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Порядок расчета платы за коммунальные ресурсы в целях содержания общего имущества предусмотрен пунктом 21 (1) Постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами" (вместе с "Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями") (далее - Правила N 124).
Объем коммунального ресурса, поставленного на общедомовые нужды, определяется в соответствии с пунктом 21 (1) Правил N 124, как разница между объемами коммунального ресурса, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) и объемом коммунального ресурса, подлежащего оплате потребителями в многоквартирном доме, определенным за расчетный период (расчетный месяц).
Подпунктом "а" пункта 21 (1) Правил N 124, установлено, что объем коммунального ресурса, подлежащий оплате на ОДН исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома, оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) по формуле:
Vд = Vодпу - Vпотр, где:
Vодпу - объем коммунального ресурса, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за расчетный период (расчетный месяц);
Vпотр - объем коммунального ресурса, подлежащий оплате потребителями в многоквартирном доме, определенный за расчетный период (расчетный месяц) в соответствии с правилами предоставления коммунальных услуг. В случае если величина Vпотр превышает или равна величине Vодпу, то объем коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома за расчетный период (расчетный месяц), принимается равным 0.
В случае отсутствия общедомовых (коллективных) приборов учета, объем коммунального ресурса, поставленного на содержание общего имущества МКД, определяется исходя из нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (подпункт "ж" пункта 22 Правил N 124).
Компанией в подтверждение заявленных требований представлены: счет-фактура N 0529/Э004612 от 30.04.2021, акт поставки электроэнергии за апрель 2021 года и акт приема-передачи N 0529/э004612 от 30.04.2021. В указанных документах содержится только конечное количество (объем) ресурса и его стоимость. Доказательств потребления указанного объема электроэнергии на нужды СОИД истец в материалы дела не представил.
Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 N 65 "О подготовке дела к судебному разбирательству" (далее - постановление N 65), в процессе подготовки дела к судебному разбирательству судья определяет предмет доказывания, достаточность представленных доказательств и рассматривает ходатайства об истребовании доказательств от третьих лиц. Если судья установит, что представленных доказательств недостаточно для подтверждения требований истца или возражений ответчика либо они не содержат иных необходимых данных, восполнить которые стороны не могут, он вправе предложить сторонам представить дополнительные доказательства.
Арбитражный суд вправе предложить лицам, участвующим в деле, представить дополнительные доказательства, необходимые для выяснения обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела и принятия законного и обоснованного судебного акта до начала судебного заседания или в пределах срока, установленного судом (часть 2 статьи 66 АПК РФ).
Определениями от 27.10.2022, 12.12.2022 и 17.01.2023 суд апелляционной инстанции предлагал компании представить обоснованный расчет исковых требований по МКД; показания по общедомовому прибору учета и индивидуальным приборам учета МКД.
Между тем, определения суда апелляционной инстанции компанией не исполнены.
В соответствии с частью 2 статьи 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
В деле также отсутствуют сведения о том, по какому МКД (адрес не указан) истец предъявляет ответчику требование об оплате электроэнергии, поставленной для СОИД. В связи с чем, суд апелляционной инстанции лишен возможности самостоятельно произвести расчет и запросить у компетентных органов необходимую для расчета информацию.
При таких обстоятельствах, вывод суда первой инстанции о том, что компания не доказала обоснованность заявленных требований, является правомерным.
Между тем, кооператив в суд апелляционной инстанции представил контрасчет задолженности, согласно которому расход потребленной электроэнергии в целях содержания общего имущества составил 32 556 руб. Как пояснил представитель ответчика в судебном заседании 16.01.2023, иск на указанную сумму кооперативом признается.
В связи с чем, суд апелляционной инстанции полагает возможным удовлетворить требования истца о взыскании задолженности на признанную ответчиком сумму в размере 32 556 руб.
Компанией заявлено требование о взыскании с ответчика 154 719 руб. 98 коп. неустойки за период с 18.04.2021 по 20.08.2021 с последующим начислением по день фактической оплаты.
В соответствии с положениями статьи 12 ГК РФ неустойка является одним из способов защиты нарушенного права.
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 329 ГК РФ, исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
Согласно статье 330 ГК РФ неустойкой признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Согласно абзацу 9 пункта 2 статьи 37 Федерального закона N 35-ФЗ от 26.03.2003 "Об электроэнергетике" товарищества собственников жилья, жилищные, жилищно-строительные и иные специализированные потребительские кооперативы, созданные в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, приобретающие электрическую энергию для целей предоставления коммунальных услуг, в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты электрической энергии уплачивают гарантирующему поставщику пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
В абзаце 2 пункта 1 постановления Постановление Правительства Российской Федерации от 26.03.2022 N 474 "О некоторых особенностях регулирования жилищных отношений в 2022 и 2023 годах" установлено, что до 01.01.2023 начисление и уплата пени в случае неполного и (или) несвоевременного внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, взносов на капитальный ремонт, установленных жилищным законодательством Российской Федерации, а также начисление и взыскание неустойки (штрафа, пени) за несвоевременное и (или) не полностью исполненное юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательство по оплате услуг, предоставляемых на основании договоров в соответствии с законодательством Российской Федерации о газоснабжении, об электроэнергетике, о теплоснабжении, о водоснабжении и водоотведении, об обращении с твердыми коммунальными отходами, осуществляются в порядке, предусмотренном указанным законодательством Российской Федерации, исходя из минимального значения ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации из следующих значений: ключевая ставка Центрального банка Российской Федерации, действующая по состоянию на 27.02.2022 (9,5%), и ключевая ставка Центрального банка Российской Федерации, действующая на день фактической оплаты.
Между тем, положения постановления Постановление Правительства Российской Федерации от 26.03.2022 N 474 "О некоторых особенностях регулирования жилищных отношений в 2022 и 2023 годах" в части необходимости применения к спорным правоотношениям ставки Банка России, действующей на 27.02.2022 - 9,5%, были приняты в целях обеспечения устойчивого функционирования сферы электроэнергетики, тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения в качестве антикризисной меры ввиду того, что с 28.02.2022 установлена ставка Банка России - 20% (информационное сообщение Банка России от 28.02.2022).
Данное повышение ставки Банка России носило экстраординарный характер и было обусловлено изменением внешних условий для российской экономики и необходимостью поддержания национальной валюты в условиях санкционного давления.
Следовательно, фиксация Правительством Российской Федерации ставки Банка России для определения размера законной неустойки являлась мерой поддержки российской экономики, была обусловлена значительным повышением ставки Банка России и направлена на смягчение (минимизацию) негативных последствий в условиях кризиса, с учетом того, что размер законной неустойки в силу своей правовой природы учитывает минимальные финансовые потери кредитора, вызванные неисполнением должником своих обязательств.
Между тем, на момент вынесения решения ряд экономических показателей стабилизировались, в том числе и размер ключевой ставки ЦБ РФ, который стал составлять - 8%, что менее установленного фиксированного размера ключевой ставки - 9,5%.
Следовательно, принимаемые Правительством Российской Федерации антикризисные временные меры не могли ухудшать положение потребителей коммунальных ресурсов, изменять действующее правовое регулирование в сторону ухудшения порядка формирования их финансовых обязательств.
О необходимости применения именно такого подхода к регулированию спорных правоотношений свидетельствует также принятие Правительством Российской Федерации постановления от 23.09.2022 N 1681 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам особенностей правового регулирования отношений в сферах электроэнергетики, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения и жилищных отношений", согласно которому для начисления и уплаты пеней и неустоек в сфере ЖКХ и ресурсоснабжения нужно выбирать минимальную ключевую ставку.
Иной подход к определению порядка оплаты неустойки (штрафа, пени) в период принятия Правительством РФ антикризисных мер противоречил бы смыслу и содержанию принимаемых мер и государственной политике в сфере регулирования поставок коммунальных ресурсов через присоединенную сеть.
Таким образом, при расчете неустойки применима ставка ЦБ РФ в размере 8%, действующая на день вынесения резолютивной части решения суда (16.08.2022).
Судом апелляционной инстанции произведен расчет неустойки на сумму долга в размере 32 556 руб. следующим образом:
Задолженность |
Период просрочки |
Ставка |
Доля ставки |
Формула |
Пени |
||
с |
по |
дней |
|||||
32 556,00 |
19.05.2021 |
17.07.2021 |
60 |
8,00 % |
1/300 |
32 556,00 |
520,90 р. |
32 556,00 |
18.07.2021 |
16.08.2021 |
30 |
8,00 % |
1/170 |
32 556,00 |
459,61 р. |
32 556,00 |
17.08.2021 |
20.08.2021 |
4 |
8,00 % |
1/130 |
32 556,00 |
80,14 р. |
|
|
|
|
|
|
Итого: |
1 060,65 руб. |
Сумма пеней по всем задолженностям: 1 060,65 руб. |
Таким образом, требования истца о взыскании неустойки подлежат удовлетворению на сумму 1 060 руб. 65 коп.
Требование о взыскании неустойки по день фактического исполнения денежного обязательства также подлежит удовлетворению в силу пункта 65 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств".
На основании постановления Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами" приостановлено действие порядка начисления (взыскания) неустоек, предусмотренных законодательством и условиями заключенных договоров (установлен мораторий) с 01.04.2022 по 01.10.2022.
Таким образом, в период действия указанного моратория (с 01.04.2022 по 01.10.2022) пени по день фактической уплаты долга не подлежат начислению.
С учетом изложенного, решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 23.08.2022 по делу N А15-4480/2021 подлежит отмене с принятием нового судебного акта о частичном удовлетворении исковых требований.
В силу статьи 110 АПК РФ расходы по оплате государственной пошлины по иску и апелляционной жалобе распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь статьями 110, 268, 269, 271, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 23.08.2022 по делу N А15-4480/2021 отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить частично.
Принять по делу новый судебный акт.
Исковые требования публичного акционерного общества "Россети Северный Кавказ" удовлетворить частично.
Взыскать с жилищно-строительного кооператива "Домстройсервис-1" (г. Махачкала, ОГРН 1070562001157, ИНН 0562067194) в пользу публичного акционерного общества "Россети Северный Кавказ" в лице филиала "Дагэнерго" (г. Махачкала, ИНН 2632082033 ОГРН 1062632029778) 32 556 руб. задолженности, 1 060 руб. 65 коп. неустойки, неустойки, начисленной на сумму долга, с последующим ее начислением с 21.08.2021 по 31.03.2022, а также с 02.10.2022 до момента фактического исполнения основного обязательства, 458 руб. возмещения судебных расходов по уплате государственной пошлины по иску и апелляционной жалобе.
В остальной части в удовлетворении исковых требований отказать.
Взыскать с публичного акционерного общества "Россети Северный Кавказ" в лице филиала "Дагэнерго" (г. Махачкала, ИНН 2632082033 ОГРН 1062632029778) в доход федерального бюджета 773 руб. государственной пошлины по иску.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Ю.Б. Луговая |
Судьи |
А.В. Счетчиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А15-4480/2021
Истец: ПАО "РОССЕТИ СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ"
Ответчик: ЖИЛИЩНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ КООПЕРАТИВ "ДОМСТРОЙСЕРВИС-1"