г. Хабаровск |
|
02 марта 2023 г. |
А73-7286/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 февраля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 марта 2023 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сапрыкиной Е.И.
судей Вертопраховой Е.В., Швец Е.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ивановой Н.А.
при участии в заседании:
от АJ "Ванинский морской торговый порт": не явились;
от Хабаровской таможни: Пузанковой А.В., по доверенности 09.01.2023;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Хабаровской таможни
на решение от 05.12.2022
по делу N А73-7286/2022
Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению Акционерного общества "Ванинский морской торговый порт"
к Хабаровской таможне
о признании незаконным и отмене постановления
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Ванинский морской торговый порт" (далее - АО "Порт Ванино", декларант) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Хабаровской таможни (далее - таможня, административный орган) от 12.04.2022 о назначении административного наказания по делу N 10703000-185/2022, которым общество привлечено к административной ответственности по статье 16.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 05.12.2022 в удовлетворении заявленного требования отказано. Вместе с тем оспариваемое постановление таможни признано не подлежащим исполнению.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, таможня обратилась в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просила его изменить в части признания постановления не подлежащим исполнению по мотиву того, что судом неправильно применены положения части 5 статьи 4.4 КоАП РФ.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу отклонило позицию апеллянта, считая обжалуемое решение законным и обоснованным.
В судебном заседании второй инстанции представитель таможенного органа поддержал доводы жалобы, указывая на то, что вмененное административное правонарушение выявлено не в ходе государственного контроля (надзора) при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия.
В порядке статьи 158 АПК РФ судебное заседание откладывалось.
Исследовав материалы дела, проверив обоснованность доводов жалобы с учетом отзыва, заслушав пояснения представителей таможни, Шестой арбитражный апелляционный суд приходит к следующему.
Из материалов дела видно, что 19.11.2021 таможней обществу в соответствии с ранее поданным заявлением выдано генеральное разрешение на временное хранение товаров в иных местах временного хранения N 10703000/191121/00035/2, а именно, на территории складских площадок расположенных в тылу причалов N 19 и N 20 в пределах морского пункта пропуска через государственную границу "Ванино" по адресу: 682860, Хабаровский край, Ванинский район, р.п. Ванино, ул. Железнодорожная, д. 1.
В соответствии с приказом таможни от 19.11.2021 N 599 "О создании постоянной зоны таможенного контроля" на территории вышеуказанных площадок в целях временного хранения товаров создана постоянная зона таможенного контроля по генеральному соглашению N 10703000/191121/00035/2.
05.01.2022 после фактической выгрузки на открытую площадку в зону таможенного контроля иностранного товара (гайки шестигранные/крепежное изделие, прибывшего на т/х "АСАС1А WA") представитель АО "Порт Ванино" представил таможенному посту отчет о принятии товаров на временное хранение по форме ДО - 1 N 0000018 в электронном виде в штатное программное средство "Учет и контроль товаров на ВХ", подписанный усиленной квалифицированной цифровой подписью участника внешнеэкономической деятельности.
Согласно журналу регистрации документов, представленных для помещения товаров на временное хранение, должностным лицом таможенного поста 05.01.2022 зарегистрированы документы, представленные декларантом для помещения товаров на временное хранение, указанной записи в штатном программном средстве КПС "Учет и контроль товаров на ВХ" в журнале регистрации документов, представленных для помещения товаров на временное хранение, присвоен номер 10703130/050122/0000018.
В соответствии с отчетом о принятии товаров на временное хранение N 0000018 в графе "Перевозчик" указан Fujian Huihui shipping Co., Limited. В свою очередь, в соответствии с транспортными (перевозочными) и коммерческими документами, а именно, коносаментом N JASTXG211600117 от 08.12.2021, декларацией о грузе, перевозчиком указан MINGGSHENG LOGISTICS СО, LTD. В представленном для помещения товаров на временное хранение в электронном виде свидетельстве о регистрации судна владельцем т/х "АСАС1А WA" (ИМО 9400590) указан также MINGGSHENG LOGISTICS СО, LTD.
В связи с указанными несоответствиями в адрес общества направлен запрос от 11.01.2022 N 41-02-30/4 о пояснениях по факту указания в отчете ДО-1 недостоверных сведений о перевозчике товара, на что письмом от 25.01.2022 N 046/69-22 общество сообщило, что отчет по форме ДО-1 оформлялся и направлялся в адрес таможенного органа начальником отдела логистики АО "Порт Ванино" 05.01.2022 посредством информационной системы "ВЭД-Склад" на основании коносаментов. При этом дополнительно пояснило, что "периодические ошибки обновления и работы информационной системы "ВЭД-Склад" и взаимодействия с сервером ФТС приводят к частым сбоям формирования отчетов ДО-1".
17.02.2022 по факту предоставления отчета ДО-1, содержащего недостоверные сведения, таможней в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении N 10703000-000185/2022 по статье 16.15 КоАП РФ, и постановлением от 12.04.2022 N 10703000-185/2022 АО "Порт Ванино" привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 5 000 руб.
Не согласившись с постановлением, общество обратилось в суд с требованием об оспаривании его законности.
В соответствии со статьей 16.15 КоАП РФ непредставление или нарушение срока представления в таможенный орган отчетности в случаях, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле, либо представление отчетности, содержащей недостоверные сведения влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
Подпунктом 13 пункта 1 статьи 338 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) установлено, что проверка ведения учета товаров лицами, осуществляющими деятельность в области таможенного дела, включая владельцев складов временного хранения (СВХ), является одной из мер, обеспечивающих таможенный контроль, который в соответствии с действующим законодательством осуществляют таможенные органы.
В силу статьи 345 ТК ЕАЭС таможенные органы ведут учет товаров, находящихся под таможенным контролем, и совершаемых с ними таможенных операций; порядок и формы учета товаров, находящихся под таможенным контролем, и совершаемых с ними таможенных операций устанавливаются законодательством государств - членов о таможенном регулировании.
Согласно статье 414 ТК ЕАЭС владелец склада временного хранения обязан соблюдать условия и выполнять требования, установленные ТК ЕАЭС в отношении хранения товаров и совершения операций на складах временного хранения, обеспечивать сохранность товаров, находящихся на складе временного хранения, обеспечивать возможность проведения таможенного контроля, вести учет товаров, находящихся на складе временного хранения, и представлять таможенным органам отчетность о таких товарах, в том числе с использованием информационных технологий, в соответствии с законодательством государств-членов.
Согласно части 1 статьи 13 Закона о таможенном регулировании федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области таможенного дела, определяет способ представления отчетности, формы отчетов, структуру и формат представляемых отчетов в виде электронного документа, порядок их заполнения, а также порядок и сроки представления отчетности, если они не установлены настоящим Федеральным законом, среди прочих лиц, лицам получившим разрешение на временное хранение в местах временного хранения товаров, указанных в пунктах 2-12 части 1 статьи 90 настоящего Федерального закона.
Приказом Министерства финансов Российской Федерации и Федеральной таможенной службы от 18.03.2019 N 444 утверждены порядок совершения таможенных операций при помещении товаров на склад временного хранения и иные места временного хранения, при хранении и выдаче товаров, порядок регистрации документов, представленных для помещения товаров на временное хранение и выдачи подтверждения о регистрации документов, порядок выдачи (отказа в выдаче) разрешения на проведение операций, указанных в пункте 2 статьи 102 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, определены условия и порядок выдачи (отмены) разрешения на временное хранение товаров в иных местах, способ предоставления отчетности владельцами складов временного хранения и лицами, получившими разрешения на временное хранение в местах временного хранения товаров, форм отчетов, порядка их заполнения, а также порядка и сроков представления отчетности.
На основании пункта 2 Приложения N 5 названного Приказа владелец СВХ и лица, получившие разрешения на временное хранение в местах временного хранения товаров, указанных в пункте 2 Приложения N 4, обязаны вести учет хранимых товаров, находящихся под таможенным контролем, и представлять таможенному посту, в регионе деятельности которого функционирует СВХ (иное место временного хранения товаров), отчеты об их хранении в электронном виде по следующим формам: ДО-1 - отчет о принятии товаров на временное хранение (приложение N 1); ДО-2 - отчет о выдаче товаров с СВХ (иного места временного хранения) (приложение N 2).
Согласно пункту 3, отчетность по формам ДО-1, ДО-2 и ДО-3 представляется лицами, указанными в пункте 2 настоящего Порядка, по структуре и в форматах, определенных альбомом форматов электронных форм документов, предназначенных для организации взаимодействия между информационными системами таможенных органов и информационными системами, предназначенными для представления участниками внешнеэкономической деятельности сведений таможенным органам в электронной форме и подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя организации, главного бухгалтера либо лица, ими уполномоченного.
В соответствии с пунктом 4 приложения N 5 владелец СВХ (лицо, получившее разрешение на временное хранение в местах временного хранения товаров) представляет таможенному посту отчет по форме ДО-1 при принятии (после принятия) товаров на хранение не позднее окончания рабочего дня, следующего за днем фактического размещения товаров на СВХ (ином месте временного хранения товаров).
Согласно пункту 5 заполнение отчета по форме ДО-1 включает заполнение владельцем СВХ (лицом, получившим разрешение на временное хранение в местах временного хранения товаров) всех предусмотренных данным отчетом граф с указанием в них сведений о товарах, принятых на хранение, с учетом следующих особенностей.
Владельцы СВХ (лица, получившие разрешение на временное хранение в местах временного хранения товаров) формируют отчет по форме ДО-1 на основании информации, полученной в соответствии с пунктом 4 Приложения N 2 к настоящему Приказу, которым предусмотрено, что информация о факте регистрации документов, указанных в пункте 3 настоящего Порядка, о реквизитах указанных документов и содержащихся в них сведениях передается в информационную систему владельца склада временного хранения (лица, получившего разрешение на временное хранение в местах временного хранения товаров) при условии наличия у таможенного поста сведений, подтверждающих заключение договора хранения (иного договора, в соответствии с которыми осуществляется временное хранение товаров) между указанным владельцем СВХ (лицом, получившим разрешение на временное хранение в местах временного хранения товаров) и уполномоченным лицом.
Согласно утвержденной Приказом N 444 форме отчета ДО-1, сведения о перевозчике товаров, подлежат указанию в отчете, при этом указанные сведения содержаться в документах представленных АО "Порт Ванино" для помещения товаров на временное хранение.
Таможенный пост проверяет полноту и достоверность сведений, указанных в принятых отчетах, и регистрирует их в журнале регистрации документов отчета (пункт 8 Приложения N 5 Приказа N 444).
Как установлено арбитражным судом, на АО "Порт Ванино", как владельца СВХ, возложена обязанность по представлению в таможенный орган отчетности по форме ДО-1 в установленные сроки и порядке, однако при представлении отчетности общество допустило указание недостоверных сведений при заполнении графы "Перевозчик".
С учетом установленных обстоятельств суд апелляционной инстанции соглашается с выводом арбитражного суда о наличии в действиях общества правонарушения, установленного статьей 16.15 КоАП РФ. Данный вывод не оспаривается декларантом по существу.
Нарушение процедуры привлечения общества к административной ответственности также не установлено.
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ, таможенным органом соблюден.
Оснований для освобождения от административной ответственности в порядке статьи 2.9 КоАП РФ или замены административного штрафа на предупреждение в порядке части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ судебная коллегия также не усматривает.
Рассмотрев апелляционный довод таможни о том, что часть 5 статьи 4.4 КоАП РФ не применима к спорном отношениям, суд второй инстанции отклоняет его по следующим основаниям.
Федеральным законом N 70-ФЗ статья 4.4 КоАП РФ дополнена частью 5, в силу которой, если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения.
По мнению апеллянта, мероприятий государственного контроля (надзора) при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия, оформленного актом проверки, таможенным органом не осуществлялось. В силу пункта 41 статьи 2, статьи 351 ТК ЕАЭС, статей 214, 254, 255 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", таможенный контроль относится к видам государственного контроля (надзора).
Однако из положений части 5 статьи 4.4 КоАП РФ не следует, что под государственным контролем (надзором) не подразумевается государственный контроль, осуществляемый в рамках ТК ЕАЭС и Закона N 289-ФЗ.
Как установлено арбитражным судом первой инстанции по материалам настоящего дела, постановлениями N N 10703000-196/2022, 10703000-214/2022, 10703000-195/2022, 10703000-194/2022, 10703000-193/2022, 10703000-191/2022, 10703000-192/2022, 10703000-197/2022, 10703000-215/2022, 10703000-216/2022, 10703000-217/2022, 10703000-219/2022, 10703000-218/2022, 10703000-220/2022, 10703000-189/2022, 10703000-188/2022, 10703000-187/2022, 10703000-186/2022, 10703000-185/2022, 10703000-184/2022, 10703000-183/2022 декларант привлечен к административной ответственности по статье 16.15 КоАП РФ в виде штрафа в размере 5 000 руб., соответственно по каждому постановлению, за недостоверное указание в отчетах ДО-1 сведений о перевозчике (вместо компании "Mingsheng Logistics со., ltd" указан "Fujian Huihui shipping со, Limited"). При этом все товары перевозились на одном транспортном средстве, одним перевозчиком; отчеты ДО-1 поданы обществом в таможенный орган один день - 05.01.2022.
В спорном случае поводом для возбуждения всех вышеуказанных дел об административных правонарушениях послужили нарушения, выявленные таможней в ходе контроля в форме проведенной на основании статей 322, 326 ТК ЕАЭС проверки (единого анализа) таможенных, транспортных (перевозочных) и коммерческих документов (коносаментов, декларации о грузе, свидетельства о регистрации теплохода "Acacia WA" от 06.09.2008) и сведений, полученных из данных программного средства КПС "Учет и контроль товаров на ВХ", взаимодействующего с используемой обществом информационной системой "ВЭД-Склад".
По результатам проверки постановлениями от 05.04.2022 по каждому факту АО "Порт Ванино" привлечено к административной ответственности статье 16.15 КоАП РФ за представление самостоятельной отчетности по форме ДО-1, содержащей недостоверные сведения о едином перевозчике. Представление каждого из отчетов с недостоверными сведениями является самостоятельным событием административного правонарушения и образует самостоятельный состав правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 16.15 КоАП РФ.
Вместе с тем, составление в порядке статьи 28.2 КоАП РФ в отношении общества всех протоколов об административных правонарушениях, выявленных в ходе осуществления одного контрольного мероприятия, и отсутствие при этом акта проверки, не свидетельствует об отсутствии оснований для применения части 5 статьи 4.4 КоАП РФ с учетом установленных по делу обстоятельств.
Вышеуказанная позиция о возможности применения в спорной ситуации положений части 2 статьи 1.7 и части 5 статьи 4.4 КоАП РФ изложена в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 15.11.2022 N 303-ЭС22-13406.
Поскольку на момент вынесения решения по настоящему делу, в рамках дела N А73-6642/2022 постановление от 05.04.2022 N 10703000-196/2022 получило судебную оценку, и вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Хабаровского края от 15.08.2022 признано законным, у суда первой инстанции имелись законные основания для признания постановления таможни от 05.04.2022 N 10703000-214/2022 не подлежащим исполнению.
Учитывая выше установленное, апелляционная коллегия приходит к выводу, что обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, изложенные в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 05.12.2022 по делу N А73-7286/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.И. Сапрыкина |
Судьи |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-7286/2022
Истец: АО "Ванинский морской торговый порт"
Ответчик: Хабаровская таможня