г. Тула |
|
28 февраля 2023 г. |
Дело N А62-9619/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28.02.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 28.02.2023.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Дайнеко М.М., судей Селивончика А.Г. и Суркова Д.Л., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Осиповой Д.И., при участии от ответчика - Битюкова П.А. (доверенность от 23.12.2021, паспорт, диплом), в отсутствие иных лиц, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Смоленска на решение Арбитражного суда Смоленской области от 15.11.2022 по делу N А62-9619/2021 (судья Л.А.Савчук), принятое по иску Администрации города Смоленска (ОГРН 1026701449719, ИНН 6730012070) к индивидуальному предпринимателю Мирзалиеву Нариману Абульфат оглы (ОГРНИП 304671409100035, ИНН 671400013800) о сносе самовольной постройки и встречному иску индивидуального предпринимателя Мирзалиева Наримана Абульфат оглы (ОГРНИП 304671409100035, ИНН 671400013800) к Администрации города Смоленска (ОГРН 1026701449719; ИНН 6730012070) о признании права собственности на здание магазина непродовольственных товаров общей площадью 2 993,8 кв.м., количество этажей - 2, расположенного по адресу: г. Смоленск, пр-т Гагарина, на земельном участке с кадастровым номером 67:27:0030708:780, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамент государственного строительного и технического надзора Смоленской области (ОГРН 1066731118244; ИНН 6730067390),
УСТАНОВИЛ:
Администрация города Смоленска (далее - истец по первоначальному иску; Администрация) обратилась в арбитражный суд с иском к индивидуальному предпринимателю Мирзалиеву Нариману Абульфат оглы (далее - ответчик по первоначальному иску) о признании незавершенного объекта капитального строительства, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 67:27:0030708:780, самовольной постройкой, и возложении на ответчика обязанности своими силами и за свой счет произвести снос указанного объекта в течение 3 месяцев со дня вступления в силу решения суда.
От индивидуального предпринимателя Мирзалиева Наримана Абульфат оглы поступило встречное исковое заявление к Администрации города Смоленска о признании права собственности на здание магазина непродовольственных товаров общей площадью 2 993,8 кв.м., количество этажей - 2, расположенного по адресу: г. Смоленск, пр-т Гагарина, на земельном участке с кадастровым номером 67:27:0030708:780.
Решением суда области от 15.11.2022 в удовлетворении первоначального и встречного иска отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец обратился с апелляционной жалобой о его отмене.
Представитель истца доводы жалобы поддержал в полном объеме, решение просил отменить, первоначальный иск удовлетворить.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом. От истца поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя, которое удовлетворено судебной коллегией.
От третьего лица - Департамента государственного строительного и технического надзора Смоленской области, поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение отменить, первоначальный иск - удовлетворить.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав представителей истца и ответчика, Двадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
Как следует из материалов дела, на земельном участке с кадастровым номером 67:27:0030708:780 по адресу: г. Смоленск, пр-т Гагарина, участок 45б с разрешенным видом использования: под объекты розничной торговли, на основании разрешения на строительство им начато строительство объекта розничной торговли на основании разрешения на строительство N 67RU-67302000-3402020 от 16.04.2020, проектной документации разработанной ООО Свобода".
Проектом предусмотрено строительство здания розничной торговли площадью застройки 981,8 кв.м, габаритными параметрами в плане 30,0*32,0 двухэтажное. Площадь первого этажа проектным решением принята в размере 880,4 кв.м, второго этажа 111,3 кв.м, строительный объем при этом должен составить 8345 куб.м, общая высота 9,8 м.
Фактически параметры строящегося объекта отличны от проектной документации разрешения на строительство- площадь застройки составляет 1617 кв.м за счет изменения длины здания. данные обстоятельства подтверждены экспертным заключением и актом проверки уполномоченного органа N 3 02-175 от 11.05.2021 и послужили основанием для обращения в суд с иском о сносе самовольно построенного объекта.
Ссылаясь на то, что строительство здания, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 32:28:0032301:2 по адресу: г. Брянск, ул. Красноармейская, не соответствует выданному разрешению на строительство, а также расположено на земельном участке, не отведенном для строительства, Брянская городская администрация обратилась в суд с иском о сносе самовольной постройки.
В свою очередь, ссылаясь на то, что спорный объект расположен на отведенном для этих целей земельном участке, соответствует требованиям строительных и градостроительных норм и правил, его самовольной постройки не создает угрозу жизни и здоровью граждан, ответчик обратился со встречным иском о признании права собственности на спорное здание.
Отказывая в первоначальном иске и встречном иске, суд области правомерно исходил из следующего.
В силу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными законом.
В пункте 24 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Постановление N 10/22) разъяснено, что по смыслу абзаца 2 пункта 2 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации ответчиком по иску о сносе самовольной постройки является лицо, осуществившее самовольное строительство.
Согласно пункту 14 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) реконструкцией капитального объекта является изменение параметров объекта, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства.
На основании статьи 222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.
Самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом, осуществившим ее лицом либо за его счет, а при отсутствии сведений о нем лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, или лицом, которому такой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен во временное владение и пользование, либо за счет соответствующего лица, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, и случаев, если снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляется в соответствии с законом органом местного самоуправления.
Вводя правовое регулирование самовольной постройки, законодатель закрепил в пункте 1 статьи 222 ГК РФ три признака самовольной постройки, а именно: постройка должна быть возведена либо на земельном участке, не отведенном для этих целей в установленном законом порядке, либо без получения необходимых разрешений, либо с нарушением градостроительных и строительных норм и правил (причем для определения ее таковой достаточно наличия хотя бы одного из этих признаков), и установил в пункте 2 той же статьи последствия, то есть санкцию за данное правонарушение в виде отказа признания права собственности застройщиком и сноса самовольной постройки осуществившим ее лицом либо за его счет.
Из буквального смысла приведенной нормы следует, что содержащаяся в ней санкция может быть применена, если доказана вина в осуществлении самовольной постройки. Осуществление самовольной постройки является виновным действием, доказательством совершения которого служит установление хотя бы одного из трех условий, перечисленных в пункте 1 статьи 222 ГК РФ.
Согласно разъяснениям, изложенным в пунктах 22 и 24 Постановления N 10/22 собственник земельного участка, субъект иного вещного права на земельный участок, его законный владелец либо лицо, права и законные интересы которого нарушает сохранение самовольной постройки, вправе обратиться в суд по общим правилам подведомственности дел с иском о сносе самовольной постройки.
В соответствии с нормами статьи 51 ГрК РФ, а также положениями статьи 3 Федерального закона от 17.11.1995 N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт осуществляются на основании разрешения на строительство, которое выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, где планируется строительство. К заявлению о выдаче разрешения в обязательном порядке должны прилагаться правоустанавливающие документы на земельный участок, градостроительный план земельного участка, материалы проектной документации, а также иные предусмотренные статьей 51 данного Кодекса документы.
В силу пункта 26 Постановления N 10/22 отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности, к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию.
В случае если истец не предпринимал никаких мер к получению разрешения на строительство как до начала строительства (реконструкции) спорного объекта, так и во время проведения работ, удовлетворение иска о признании права собственности на данное самовольное строение не соответствует положениям статьи 222 ГК РФ и статьи 51 ГрК РФ (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.01.2010 N 11066/09).
В рассматриваемом случае спорный объект возведен на земельном участке ответчика, которым получено разрешение на строительство.
Исковые требования мотивированы отступлением периметров строительства спорного объекта от параметров, согласованных проектной документацией, выявленных в рамках проведенной проверки застройщика Департаментом строительного и технического надзора Смоленской области, о чем в материалы дела представлены письмо от 14.05.2021 N исх-2275 и акт проверки N 02-175 от 11.05.2021.
ИП Мерзалиев А.Н.о. пояснил, что изменение параметров строящегося объекта обусловлено выявленными после получения разрешения на строительство обстоятельствами, связанными с окружающей застройкой, состоянием грунта и им принимаются меры к внесению изменений в проектную документацию. ИП Мерзалиевым Н.А.о. подготовлены изменения в проектную документацию, однако изменения в разрешение на строительство не внесены. С учетом изменения параметров строящегося объекта необходимо внесение изменений проектной документации и параметров разрешенного использования, что в свою очередь требует изменения условно-разрешенного вида использования земельного участка.
В подтверждение данного обстоятельства в материалы дела представил техническое заключение N 125/15-2020, согласно которому в связи с выявлением наличия влажного русла временного ручья, образовавшихся в результате обильных дождей и просадкой грунта с вымыванием основного слоя, рекомендовано произвести усиление существующего фундамента монолитной железобетонной плитой с габаритными параметрами: ширина не менее 30 000 м, длина не менее 54 500 м.
Вместе с тем, судебная коллегия принимает во внимание, что недостаток в виде отсутствия предварительного разрешения на строительство/изменений в ранее выданное разрешение на строительстов как таковой после окончания строительства устранен быть не может, однако, согласно приведенному разъяснению Пленума Верховного Суда Российской Федерации указанный недостаток сам по себе не является основанием для отказа в иске.
Данный недостаток устраняется исследованием вопроса о соответствии постройки всем необходимым нормам и правилам при рассмотрении дела судом.
В Обзоре судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19 марта 2014 г., разъяснено, что одним из юридически значимых обстоятельств по делу о признании права собственности на самовольную постройку является установление того обстоятельства, что сохранение спорной постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, в частности права смежных землепользователей, правила застройки, установленные в муниципальном образовании, и т.д. Наличие допущенных при возведении самовольной постройки нарушений градостроительных и строительных норм и правил является основанием для отказа в удовлетворении иска о признании права собственности на самовольную постройку либо основанием для удовлетворения требования о ее сносе при установлении существенности и неустранимости указанных нарушений, к которым относят такие неустранимые нарушения, которые могут повлечь уничтожение постройки, причинение вреда жизни, здоровью человека, повреждение или уничтожение имущества других лиц.
При оценке значительности допущенных нарушений при возведении самовольных построек принимается во внимание и положения ст. 10 ГК РФ о недопустимости действия граждан и юридических лиц, осуществляемых исключительно с намерением причинить вред другому лицу, или злоупотребление правом в других формах, а также соразмерность избранному способу защиты гражданских прав, равно как и несоблюдение конституционно-правовых принципов справедливости, разумности и соразмерности, несоответствие избранного истцом способа защиты характеру и степени допущенного нарушения прав или законных интересов, публичных интересов.
Вопрос безопасности возведенной самовольной постройки и возможности ее легализации определяется специальными законами, в частности, Градостроительным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 17.11.1995 N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации", Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", а также иными специальными нормативно-правовыми актами, в связи с чем истец должен в порядке, предусмотренном названными законами и иными нормативно-правовыми актами, представить суду положительные заключения соответствующих служб, свидетельствующие о соответствии самовольной постройки установленным нормам и правилам и возможности ее эксплуатации, не нарушая права и интересы других лиц.
Проведенной по делу судебной экспертизой установлено, что параметры строящегося объекта отличны от проектной документации, на основании которой выдано разрешение на строительство N 67RU-67302000-3402020 от 16.04.2020 в части изменения строительного объема здания за счет увеличения его длины. При этом согласно экспертному заключению объект соответствует строительно-техническим, санитарно-эпидемиологическим требованиями Правилам землепользования и застройки.
Согласно полученным во исполнение определения суда апелляционной инстанции от 31.01.2023 пояснениям эксперта спорный объект соответствует Правилам землепользования и застройки в части вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, установлено соответствие требованиям Правил расположение объекта на территории земельного участка по отношению к его границам. Поскольку предельное количество этажей и предельная высота зданий не регламентирована, то по указанному параметру объект также соответствует Правилам. Исследуемый объект в связи с превышением площади 1000 кв.м. относится к условно-разрешенным видам использования земельного участка. Экспертом также приведены дополнительные пояснения относительно соответствия объекта градостроительному плану земельного участка. Ознакомившись с градостроительным планом земельного участка, размещенного в общем доступе в системе "Картотека арбитражных дел" эксперт указал, что объект соответствует требования градостроительного плана земельного участка.
Частями 21.5 - 21.7, 21.9 ст. 51 ГрК РФ предусмотрено внесение изменений в разрешение на строительство в определенных случаях и в порядке, установленном чч. 21.10, 21.14 названной статьи. В силу ч. 7 ст. 52 ГрК РФ допускается отклонение параметров объекта капитального строительства (высоты, количества этажей, площади, объема) от проектной документации, если необходимость отклонения выявилась в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта такого объекта. С учетом приведенной нормы предусмотренные ст. 51 ГрК РФ основания внесения изменений в разрешение на строительство не являются исчерпывающими, однако они должны быть объективными и подтвержденными определенными документами, которые подлежат рассмотрению в рамках заявления застройщика.
Согласно постановлению Главы города Смоленска от 17.01.2022 N 01 назначено проведение публичных слушаний по проекту внесения изменений в проект планировки и проект межевания застроенных и подлежащих застройке территорий в городе Смоленске, в том числе в отношении места расположения спорного объекта
Материалы дела свидетельствуют о том, что ИП Мерзалиевым Н.А.о. приняты меры к введению спорного объекта в оборот с соблюдением установленного порядка, что подтверждено разрешением на строительство, однако после регистрации права собственности на незавершенный строительством объект, готовностью 20% строительство продолжалось с отступлением от проекта. Вместе с тем, ответчик не лишен возможности внести изменения в разрешение на строительство и проектную документацию в установленном законом порядке.
При том, эксперт в дополнительных пояснениях указал, что в целях приведения объекта к проектным параметрам, на основании которых было выдано разрешение на строительство, необходимо демонтировать несущий каркас здания с монолитными перекрытиями площадью 635,2 кв.м., что может послужить началу деформации, потере общей несущей способности монолитной конструкции, что приведет к аварийной ситуации и дальнейшим разрушениям.
Поскольку отсутствие разрешения на строительство как единственный признак самовольной постройки не может бесспорно свидетельствовать о невозможности сохранения постройки, так как необходимость сноса самовольной постройки гражданское законодательство связывает не с формальным соблюдением требований о получении разрешения на строительство, а с установлением обстоятельств, которые могли бы препятствовать использованию такой постройки, ввиду ее несоответствия требованиям безопасности и возможности нарушения прав третьих лиц, о чем было также указано в определении Верховного Суда РФ от 17.12.2019 N 306-эс19-15447, определении Верховного Суда РФ от 06.06.2022 N 308-эс21-4522, суды должны были дать правовую оценку другим обстоятельствам, имеющим отношение к рассмотрению дела.
С учетом изложенного отклонения от проектной документации, выразившиеся в нарушение площади возводимого объекта, в данном случае нельзя признать существенными, влекущими непригодность для эксплуатации объекта или создающее угрозу жизни, здоровью и имуществу иных лиц.
Снос объекта в данном случае не отвечает принципу справедливости и балансу интересов сторон. Объект возведен на земельном участке ответчика, назначение которого соответствует фактически возведенному объекту.
Аналогичный правовой подход нашел отражение в постановлении АС ЦО от 13.07.2022 по делу N А09-157/2021.
При изложенных обстоятельствах судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения первоначального иска.
Относительно условно-разрешенного вида использования земельного участка судебная коллегия отмечает следующее.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 40, пунктом 1 статьи 41 ЗК РФ собственник земельного участка, иные лица, не являющиеся собственниками земельных участков, за исключением обладателей сервитутов, вправе возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В соответствии с частями 1 - 5 статьи 37 ГрК РФ разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними. Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
На основании статьи 39 ГрК РФ физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства (далее - разрешение на условно разрешенный вид использования), направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию. Проект решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, проводимых в порядке, установленном статьей 5.1 настоящего Кодекса, с учетом положений настоящей статьи.
Организатор общественных обсуждений или публичных слушаний направляет сообщения о проведении общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования правообладателям земельных участков, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение, правообладателям объектов капитального строительства, расположенных на земельных участках, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение, и правообладателям помещений, являющихся частью объекта капитального строительства, применительно к которому запрашивается данное разрешение. Указанные сообщения направляются не позднее чем через семь рабочих дней со дня поступления заявления заинтересованного лица о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования. На основании заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации. На основании указанных в части 8 настоящей статьи рекомендаций глава местной администрации в течение трех дней со дня поступления таких рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения. Указанное решение подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".
В случае, если условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства включен в градостроительный регламент в установленном для внесения изменений в правила землепользования и застройки порядке после проведения общественных обсуждений или публичных слушаний по инициативе физического или юридического лица, заинтересованного в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования, решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования такому лицу принимается без проведения общественных обсуждений или публичных слушаний.
Согласно постановлению Главы города Смоленска от 17.01.2022 N 01 назначено проведение публичных слушаний по проекту внесения изменений в проект планировки и проект межевания застроенных и подлежащих застройке территорий в городе Смоленске, в том числе в отношении места расположения спорного объекта.
С учетом срока проведения общественных слушаний, установленного п. 7 ст. 39 ГрК РФ, они должны были быть проведены на момент составления акта проверки уполномоченного органа N 3 02-175 от 11.05.2021.
Со дня поступления в орган местного самоуправления уведомления о выявлении самовольной постройки от исполнительного органа государственной власти, должностного лица, государственного учреждения или органа местного самоуправления, указанных в части 2 статьи 55.32 настоящего Кодекса, не допускается предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования в отношении земельного участка, на котором расположена такая постройка, или в отношении такой постройки до ее сноса или приведения в соответствие с установленными требованиями, за исключением случаев, если по результатам рассмотрения данного уведомления органом местного самоуправления в исполнительный орган государственной власти, должностному лицу, в государственное учреждение или орган местного самоуправления, которые указаны в части 2 статьи 55.32 настоящего Кодекса и от которых поступило данное уведомление, направлено уведомление о том, что наличие признаков самовольной постройки не усматривается либо вступило в законную силу решение суда об отказе в удовлетворении исковых требований о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями.
Вместе с тем составление акта проверки от 11.05.2022 само по себе не свидетельствует о невозможности предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования в отношении земельного участка, на котором расположена такая постройка, при наличии установленных ч. 2 ст. 55.32 ГрК РФ исключений.
Кроме того, физическое или юридическое лицо вправе оспорить в судебном порядке решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения.
Относительно встречного иска, судебная коллегия отмечает следующее.
В силу положений пункта 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ; здесь и далее - в редакции на день обращения истца в суд - 16.11.2021), самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
По правилам пункта 3 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий:
если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта;
если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям;
если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
В абзаце 2 пункта 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" указано, что суду при рассмотрении споров необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию.
Приведенное выше разъяснение направлено на то, чтобы воспрепятствовать явным злоупотреблениям правом легализовать постройку, которое предусмотрено пунктом 3 статьи 222 ГК РФ (статья 10 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В целях защиты публичных интересов действующее законодательство предусматривает особый порядок ведения строительства объектов недвижимости и обязывает застройщиков получать необходимые разрешения (статья 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно разъяснениям, содержащимся в Обзоре судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством, утвержденным Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19.03.2014, признание права собственности на самовольную постройку в судебном порядке является исключительным способом защиты права, который может применяться в случае, если лицо, обратившееся в суд, по какой-либо не зависящей от него причине было лишено возможности получить правоустанавливающие документы на вновь созданный или реконструированный объект недвижимости в порядке, установленном нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, связанные с градостроительной деятельностью, и отношения по использованию земель.
Такой иск не может быть использован для упрощения регистрации прав на вновь созданный объект недвижимости с целью обхода норм специального законодательства, предусматривающего разрешительный порядок создания и ввода в гражданский оборот новых недвижимых вещей.
Иной подход ставит добросовестного застройщика, получающего необходимые для строительства (реконструкции) документы в установленном порядке, в худшее положение по сравнению с самовольным застройщиком, который не выполнял предусмотренные законом требования.
Согласно данным ЕГРП зарегистрировано право собственности на спорный незавершенный строительством объект розничной торговли.
Объектом экспертного исследования являлся объект незавершенного строительства степенью готовности 54%, в настоящее время строительство не ведется, что подтверждается сторонами.
Легализация самовольной постройки в судебном порядке носит исключительный характер и может применяться лишь в том случае, когда заинтересованным лицом предприняты все необходимые меры для введения соответствующей постройки в гражданский оборот в рамках существующих административных процедур. Поэтому иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры.
В рассматриваемом случае установить соответствие законченного строительством объекта требованиям законодательства на данный момент не представляется возможным ввиду незавершенности строительства.
Доказательств невозможности иным способом введения объекта в гражданский оборот (административные процедуры по внесения изменений в проект межевания планировки территорий, изменений в разрешение на строительство и получение в установленном порядке разрешения на ввод объекта в эксплуатацию) ответчиком не представлено, в связи с чем суд области пришел к правомерному выводу, что требование о признании права на объект на данной стадии не могут быть удовлетворены, поскольку являются преждевременными.
Кроме того, в судебном заседании ответчик пояснил, что строительство спорного объекта не завершено, при этом право собственности ответчика на незаконченный строительством объект зарегистрировано в установленном законом порядке и не оспорено. В связи с указанным обстоятельством в настоящий момент времени требование о признании права собственности на завершенный строительством объект не может быть удовлетворено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 15.11.2022 по делу N А62-9619/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской
Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.М. Дайнеко |
Судьи |
А.Г. Селивончик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А62-9619/2021
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА СМОЛЕНСКА
Ответчик: ИП Мирзалиев Н.А.О, Мирзалиев Нариман Абульфат оглы
Третье лицо: Департамент государственного строительного и технического надзора Смоленской области, ООО ЭКСПЕРТ "Департамент стандарта экспертиз", ООО "Департамент стандарта экспертиз"