г. Москва |
|
28 февраля 2023 г. |
Дело N А40-240650/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 февраля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 февраля 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи: В.А. Свиридова,
судей: |
И.В. Бекетовой, Т.Б.Красновой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Н.С. Криворотовой |
Рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу ФКП "Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации" на решение Арбитражного суда города Москвы от 22.12.2022 по делу N А40-240650/22 (93-1866)
по заявлению ФКП "Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации"
к 134 отделу государственного архитектурно-строительного надзора Минобороны России
об оспаривании постановления,
при участии:
от заявителя: |
Андрианов Е.В. по дов. от 22.01.2021; |
от ответчика: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
ФКП "Управление заказчика капитального строительства Минобороны России" (далее предприятие) обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановления 134 отдела государственного архитектурно-строительного надзора от 18.10.2022 N 134-30-2022 о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст.9.4 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 300 000 руб.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 22.12.2022 в удовлетворении заявленных требований отказать.
Заявитель, не согласившись с принятым решением суда, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
От ответчика поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором он просит решение суда оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Представитель заявителя, в судебном заседании, доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В судебное заседание ответчик своего представителя не направил, суд располагает доказательствами надлежащего извещения о времени и месте судебного заседания. Дело рассмотрено в порядке ст.ст.123, 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность принятого решения проверены в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, заслушав позицию управления, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, а также отзыва на неё, считает, что оснований для отмены или изменения решения не имеется.
Из материалов дела следует, что в период с 06.09.2022 года по 09.09.2022 года, на основании "Решения о проведении выездной проверки в соответствии с программой проверок" N 69 от 29.08.2022 г., на объекте капитального строительства, шифр 370/РК-1Р. 1, 2, 3 этапы, расположенного по адресу: Оренбургская область, г.Ясный, инспекторским составом 134 отдела ГАСН, проводилась выездная проверка, в отношении застройщика (технического заказчика) - Федерального казенного предприятия "Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации", лица, осуществляющего строительство (генподрядчика) Федерального государственного унитарного предприятия "Главное управление специального строительства".
Программа проверок объекта капитального строительства, шифр 370/РК-1Р, направлена предприятию в соответствии с действующим законодательством, заказным письмом 28.06.2022 г. исх. N 197/134/426дсп, через УФПС войсковой части 59292 (реестр 7 от 30.06.2022 г.). Довод Предприятия о том, что указанная программа проверок к ним не направлялась, считаю фальсификацией и введением суда в заблуждение.
О проведении проверки, привлекаемое юридическое лицо ФКП "УЗКС МО РФ", было уведомлено надлежащим образом. Уведомление о направлении копии вышеуказанного "Решения о проведении выездной проверки согласно программы проверок органа государственного надзора..." за исх. N 197/134/589 от 30.08.2022 года, направлено в ФКП "УЗКС МО РФ" по почте заказным письмом и согласно "Отчета об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 44309958305156". получено адресатом 05.09.2022 года.
При проведении проверки присутствовал представитель филиала ФКП "УЗКС МО РФ" - РУЗКС ЦВО - руководитель проекта "Регионального управления заказчика капитального строительства Центрального военного округа" - Пайгачов Александр Геннадьевич (действующий на основании доверенности от 01.01.2022 года N 22/19) и ведущий инженер-инспектор инспекции строительного контроля "Регионального управления заказчика капитального строительства Центрального военного округа" Артемьев Владимир Николаевич (действующий на основании доверенности от 01.01.2022 года N 22/17, выписки из приказа о закреплении за объектом от 13.01.2022 г. N 4).
Проверка объекта капитального строительства, шифр 370/РК-1Р, проведена законно, в соответствии с положениями Федерального закона от 31.07.2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и Приказа Министра обороны Российской Федерации от 10.01.2022 года N 6 (зарегистрирован в Минюсте РФ 23.03.2022 года регистрационный номер N 67868).
Оформленный по результатам проведенной проверки "Акт проверки" N 134-22-2022 от 14.09.2022 г. и "Предписание об устранении нарушений..." N 134-22/1-2022 от 14.09.2022 г. юридическим лицом - ФКП "УЗКС МО РФ", в соответствии с действующим законодательством не оспорены.
В части довода Предприятия, что проверка (согласно решению) должна была проводиться с 09:00 часов 06.09.2022 года по 17:00 09.09.2022 года, а в п.8 Акта срок проведения проверки с 09:00 часов 06.09.2022 года по 18:00 09.09.2022 года поясняю, что инспектором отдела при оформлении Акта допущена техническая ошибка, в части указания времени окончания проверки. Действительно проверка на объекте была окончена в 17:00 09.09.2022 года.
Акт проверки N 134-22-2022 составлен инспектором 134 отдела ГАСН 14.09.2022 года, т.е. в течение трех рабочих дней после дня возвращения должностного лица в расположение надзорного органа, в случае поведения проверки вне места расположения надзорного органа (п.33 Порядка организации и осуществления федерального государственного строительного надзора при строительстве, реконструкции объектов обороны и безопасности, входящих в военную инфраструктуру Вооруженных Сил Российской Федерации, объектов обороны и безопасности войск национальной гвардии Российской Федерации, утверждённого Приказом Министра обороны Российской Федерации от 10.01.2022 года N 6 (зарегистрирован в Минюсте РФ 23.03.2022 года регистрационный номер N 67868). Таким образом, после сопоставления выявленных нарушений с проектной документацией (находящейся в отделе), инспектором отдела был составленный указанный акт. предписание и протокол осмотра. Соответственно дата выявления административного правонарушения 14.09.2022 года - дата составления акта.
Протокол об административном правонарушении N 134-30-2022 от 04.10.2022 составлен в отсутствие законного представителя ФКП "УЗКС МО РФ" и направлен Предприятию 04.10.2022 г. за исх. N 197/134/736дсп, получен адресатом 11.10.2022 г.
04.10.2022 г. исх. N 197/134/737, Предприятию направлено "Определение о назначении времени и места рассмотрения дела и вызове лиц для рассмотрения дела об административном правонарушении", согласно "Отчета об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 4430995835 1580" получено адресатом 11.10.2022.
На рассмотрение дела об административном правонарушении, представитель юридического лица - ФКП "УЗКС МО РФ не прибыл, своего представителя не направил, ходатайств и объяснений не представил.
Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, 134 отдела государственного архитектурно-строительного надзора вынес оспариваемое постановление от 18.10.2022 N 134-30-2022 о привлечении ФКП "Управление заказчика капитального строительства Минобороны России" к административной ответственности по ч.1 ст. 9.4 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 300 000 руб.
Проверив порядок привлечения заявителя к административной ответственности, суд считает, что положения статей 25.1, 28.2, 28.4, 29.7 КоАП РФ соблюдены административным органом. Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления в соответствии с п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10, судом не установлено и заявителем не оспаривается.
Срок привлечения к административной ответственности, установленный ст.4.5 КоАП РФ, не пропущен.
Частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ установлено, что нарушение требований проектной документации и нормативно-правовых документов при строительстве объектов капитального строительства, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Согласно п.1 ст.52 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт регулируется Градостроительным кодексом РФ. другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными Правовыми актами Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 53 ГрК РФ в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации, требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка проводится строительный контроль. Частью 2 статьи 53 ГрК РФ предусмотрено, что строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления капитального ремонта на основании договора строительный контроль проводится также застройщиком или техническим заказчиком, либо привлекаемым ими на основании договора физическим или юридическим лицом.
В соответствии с п.1 ст.53 ГрК РФ в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов строительства, в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации, требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка проводится строительный контроль. В соответствии со ст.34 Технического регламента строительство здания или сооружения должно осуществляться с применением строительных материалов и изделий, обеспечивающих соответствие здания и сооружения требованиям проектной документации и Технического регламента. Обязанности по проведению строительного контроля, организации, координации строительства установлены в соответствии с действующими градостроительными требованиями, по строительному контролю соответствия выполняемых работ проектной документации (в том числе, решениям и мероприятиям, направленным на обеспечение соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов), требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 53 ГрК РФ) с подпунктом 3 части 1 статьи 39 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", пунктом 16 части 1, часть 15 статьи 48. статьей 49. 51, 52, частей 2, 4 статьи 53 ГрК РФ, пунктами 2, 3, 6. 7, 8, 9. 10, 11, 12 Положения о проведении строительного контроля, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 N 468. пунктами 4.4, 7.1, 7.3 СП 48.13330.2019 "Организация строительства". Согласно действующему законодательству как застройщик (заказчик, технический заказчик) гак и лицо, осуществляющее строительство, обязаны проводить строительный контроль в процессе строительства объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации (в том числе, решениям и мероприятиям, направленным на обеспечение соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов), требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям к строительству реконструкции объекта капитального строительства, установленным на лап выдачи прелставленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 53 ГрК РФ).
ФКП "УЗКС МО РФ" распоряжением Правительства РФ от 03.03.2010 N 272-р определено единственным исполнителем, оказывающим услуги заказчика (застройщика) в части проектирования, строительства, капитального ремонта и технического перевооружения строек и объектов Минобороны России.
Из положений распоряжения Правительства Российской Федерации от 29.06.2011 N 1119-р "О внесении изменений в устав федерального казенного предприятия "Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации", утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.03.2008 N 290-р" (далее - Устав) следует, что Предприятие создано в целях выполнения работ и оказания услуг в сфере проектирования, строительства и организации строительства объектов для нужд обороны и безопасности государства (пункт 10 Устава). Пунктом 11 указанною распоряжения установлено, что для достижения цели, указанной в пункте 10 настоящего устава, предприятие в установленном законодательством Российской Федерации порядке осуществляет следующие виды деятельности, в том числе: обеспечение проектно-сметной и разрешительной документацией в отношении строительства и капитального ремонта объектов, в том числе объектов государственного оборонного заказа, выполнение работ по предпроектной подготовке, проектированию и организации строительства объектов, организация проектных, изыскательских исследовательских, природоохранных, строительных, ремонтных, монтажных и иных работ, определение порядка и условий строительства. Согласно подпункту "д" пункта 12 Устава предприятие вправе в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации выступать застройщиком, заказчиком, исполнителем работ и услуг в сфере предпроектной подготовки, проектирования и организации строительства.
Исходя из указанных распоряжений, Устава Предприятия, условий государственного контракта, Предприятие является фактически техническим заказчиком в целях обеспечения выполнения работ, осуществления контроля и надзора за производством строительных работ и принятия решений во взаимоотношениях с генеральным подрядчиком.
Таким образом, Предприятие является надлежащим субъектом ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ.
В соответствии с пунктом 4.4 СП 48.13330.2019 "Организация строительства" базовыми функциями застройщика является получение разрешения на строительство; обеспечение строительства проектной документацией, прошедшей экспертизу и утвержденной в установленном порядке; извещение о начале любых работ на строительной площадке органа государственного строительного надзора, которому подконтролен данный объект; обеспечение строительного контроля застройщика (заказчика); организация наладки и опробования оборудования, пробного производства продукции и других мероприятий по подготовке объекта к эксплуатации; принятие решений о начале, приостановке, консервации, прекращении строительства, о вводе законченного строительством объекта недвижимости в эксплуатацию; комплектование, хранение и передача соответствующим организациям исполнительной и эксплуатационной документации. Согласно пункту 7.3 СП 48.13330.2019 "Организация строительства" строительный контроль заказчика (застройщика) выполняет: проверку наличия у лица, осуществляющего строительство, документов о качестве (сертификатов в установленных случаях) на применяемые им материалы, изделия конструкций и оборудование, документированных результатов входного контроля и лабораторных испытаний; контроль соблюдения лицом, осуществляющим строительство правил складирования и хранения применяемых материалов, изделий конструкций и оборудования; при выявлении нарушений этих правил представитель строительного контроля застройщика (заказчика) может запретить применение неправильно складированных и хранящихся материалов; контроль соответствия выполняемого лицом, осуществляющим строительство, операционного контроля требованиям 7.1.6; контроль наличия и правильности ведения лицом, осуществляющим строительство, исполнительной документации, в том числе оценку достоверности геодезических исполнительных схем выполненных конструкций с выборочным контролем точности положения элементов; контроль за устранением дефектов в проектной документации, выявленных в процессе строительства, документированный возврат дефектной документации проектировщику, контроль и документированная приемка исправленной документации, передача ее лицу, осуществляющему строительство; контроль исполнения лицом, осуществляющим строительство, предписаний органов государственного надзора и местного самоуправления; извещение органов государственного надзора обо всех случаях аварийного состояния на объекте строительства; оценку (совместно с лицом, осуществляющим строительство) соответствия выполненных работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения, подписание двухсторонних актов, подтверждающих соответствие; контроль за выполнением лицом, осуществляющим строительство, требования о недопустимости выполнения последующих работ до подписания указанных актов; заключительную оценку (совместно с лицом, осуществляющим строительство, соответствия законченного строительством объекта требованиям законодательства, проектной и нормативной документации.
Кроме того, в соответствии с правовой позицией, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 24.02.2011 N 213-0-0, для обеспечения безопасности градостроительной деятельности законодателем введена норма, возлагающая не только на лиц, осуществляющих строительство, но и на заказчика обязанность осуществлять контроль за соответствием выполняемых строительных работ проектной документации, требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка.
Из вышеизложенного следует, что застройщик (заказчик) при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства обязан обеспечить, в том числе и через лиц, непосредственно выполняющих работы, соответствие строящегося или реконструируемого объекта обязательным законодательным требованиям, общую организацию строительного производства, ведение исполнительной документации, строительный контроль за выполнением строительно-монтажных работ, техническое сопровождение строительства, а также устранение выявленных государственными надзорными органами нарушений, поскольку действующим законодательством именно на застройщика (заказчика) возложена обязанность по предъявлению законченного строительством или реконструкцией объекта органам государственного строительного надзора. Безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством установления соответствующих требованиям безопасности проектных значений параметров зданий и сооружений и качественных характеристик в течение всего жизненного цикла здания или сооружения, реализации указанных значений и характеристик в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта и поддержания состояния таких параметров и характеристик на требуемом уровне в процессе эксплуатации, консервации и сноса (часть 1 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений").
Являясь субъектом строительной деятельности и обладая свидетельством саморегулируемой организации в области строительного контроля (см. Приложение N 5), заказчик (застройщик) ФКП "УЗКС МО РФ" как субъект строительной деятельности обязан знать и добросовестно выполнять требования действующего законодательства в рассматриваемой сфере.
В целях реализации работ по обозначенному объекту, заключен государственный контракт N 18207848 от 23.10.2018 года (далее - Госконтракт). Согласно Госконтракту государственный заказчик передал исполнение части своих функций, определенных в разделе 7 указанного контракта ФКП "УЗКС МО РФ". В соответствии с пунктами раздела 7 Госконтракта ФКП "УЗКС МО РФ" обязалось: - осуществлять контроль и технический надзор за выполнением строительно-монтажных работ (объемами качеством, стоимостью и сроками), используя при этом качественные критерии, заложенные в действующих в РФ строительных нормах и правилах, технических условиях, а также принимать и проверять качество строительно-монтажных работ. Заказчик осуществляет иные функции государственного заказчика, определенные законодательством РФ. Перечень функций определён разделом 7 Госконтракта и не является исчерпывающим.
Положениями указанного Госконтракта, так и нормами законодательства о градостроительной деятельности, техническом регулировании, на застройщика (заказчика) возложена обязанность по устранению нарушений законодательных требований, в том числе, возникших по причине ненадлежащего (несвоевременного) осуществления строительного контроля и организации строительства (реконструкции). Обязанность по осуществлению строительного контроля, организации и координации строительства в соответствии с действующими градостроительными требованиями возложена на предприятие как на застройщика (заказчика) подпунктом 3 части 1 статьи 39 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", пунктом 16 части 1, частью 15 статьи 48, статьями 49, 51, 52, частями 2, 4 статьи 53 ГрК РФ, пунктами 2, 3, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12 Положения о проведении строительного контроля, утв. постановлением Правительства РФ от 21.06.2010 N 468, пунктами 4.4, 7.1, 7.3 СП 48.13330.2019 "Организация строительства".
Учитывая данные обстоятельства, оценив в соответствии со ст.71 АПК РФ в совокупности все имеющиеся в деле доказательства, суд приходит к выводу о доказанности административным органом состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 9.4 КоАП РФ, а также вины предприятия в его совершении.
Совершенное правонарушение не может быть признано малозначительным, а назначенное наказание не подлежит замене на предупреждение, с учетом положений статьи 2.9 КоАП РФ.
В соответствии с ч.3 ст.4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Предприятие (на момент вынесения постановления) неоднократно привлечено 134 отделом ГАСН к административной ответственности за однородное административное правонарушение (постановления N N 134/9-2022 от 12.07.2022 г. (Дело А40-168679/2022), N 134-13-2022 от 30.08.2022 г. (Дело N А40-197691/2022), N 134-16-2022 от 09.09.2022 г. (Дело N А40-208623/2022), N 134-19- 2022 от 09.09.2022 г. (Дело N А40-214771/2022), N134-22-2022 (Дело N А40-214771/2022).
Таким образом, размер ответственности в рассматриваемом случае административным органом определен, с учетом правил, определенных ст.4.1 КоАП РФ, в размере, предусмотренном ч.1 ст. 9.4 КоАП РФ.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, свидетельствуют о несогласии с выводами суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 22.12.2022 по делу N А40-240650/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
В.А. Свиридов |
Судьи |
И.В. Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-240650/2022
Истец: ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "УПРАВЛЕНИЕ ЗАКАЗЧИКА КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Ответчик: 134 отдел государственного архитектурно-строительного надзора Минобороны России