г. Самара |
|
2 марта 2023 г. |
Дело N А65-22957/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28.02.2023.
Полный текст постановления изготовлен 02.03.2023.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Барковской О.В., судей Буртасовой О.И., Морозова В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кузнецовой Е.А.,
с участием в судебном заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Гринта" - Хайруллина Э.Р., представитель по доверенности от 01.01.2023,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Гринта" на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 16.12.2022 по делу N А65-22957/2022 по иску общества с ограниченной ответственностью "Гринта" (ОГРН 1161650054719, ИНН 1650326509) к индивидуальному предпринимателю Эфендиеву Метлебу Аяз Оглы (ОГРНИП 306165133200011, ИНН 165118225129) о взыскании основного долга и неустойки,
третьи лица: Государственный комитет Республики Татарстан по тарифам (ОГРН 1101690053497, ИНН 1655200443), Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан (ОГРН 1041625497209, ИНН 1654009437),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Гринта" обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан к индивидуальному предпринимателю Эфендиеву Метлебу Аяз Оглы с иском о взыскании 74 359 руб. 13 коп. по договору N МУБП-030206 от 09.09.2021, в том числе 56 896 руб. 56 коп. - основной долг за период с 01.01.2019 по 20.10.2021, 17 462 руб. 57 коп. - неустойка, начисленная за период 12.02.2019 по 31.03.2022.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 16.12.2022 иск удовлетворен частично, с индивидуального предпринимателя Эфендиева Метлеба Аяз Оглы в пользу общества с ограниченной ответственностью "Гринта" взыскано 66 259 руб. 71 коп. по договору N МУБП-030206 от 09.09.2021, в том числе: 50 778 руб. 51 коп. - основной долг за период с 01.01.2019 по 20.10.2021, 15 481 руб. 20 коп. - неустойка, начисленная за период 12.02.2019 по 31.03.2022, а также 2 650 руб. в возмещение расходов по уплате госпошлины, 318 руб. 66 коп. в возмещение почтовых расходов,в остальной части иска отказано.
Не согласившись с судебным актом, общество с ограниченной ответственностью "Гринта" обжаловало его в апелляционном порядке, просит решение отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В судебном заседании представитель истца поддержала доводы жалобы.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в отсутствие иных надлежащим образом уведомленных лиц.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, проверив правильность применения норм материального и соблюдения норм процессуального права в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, с 06 июля 2018 года обществу с ограниченной ответственностью "Гринта" (истец) присвоен статус регионального оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами (ТКО) по Восточной зоне деятельности Республики Татарстан.
Индивидуальный предприниматель Эфендиев Метлеб Аяз Оглы (ответчик) осуществляет деятельность по адресу: Республика Татарстан, г.Нижнекамск, с.Большое Афанасово, ул. Молодежная, в результате которой образуются твердые коммунальные отходы (ТКО).
Отношения между истцом и ответчиком урегулированы договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N МУБП-030206 от 09.09.2021, подписанным сторонами без возражений.
В рамках указанного договора истец оказал ответчику услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01.01.2019 по 20.10.2021 стоимостью 56 896 руб. 56 коп.
Ссылаясь на неисполнение обязательств ответчиком по оплате услуг, не урегулировав спор в досудебном порядке, истец обратился в суд с настоящим иском.
Как верно установлено судом первой инстанции, правовое регулирование спорных правоотношений предусмотрено нормами главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных Федеральным законом N 89-ФЗ от 24.06.1998 "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги, а заказчик оплатить эти услуги.
В силу статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
В качестве доказательств оказания услуг по обращению с ТКО истец представил универсальные платежные документы за спорный период, которые направлены в адрес ответчика.
Стоимость услуг определена истцом расчетным путем, исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема.
Ни факт оказания услуг, ни способ определения их стоимости ответчиком не оспорен.
Частично удовлетворяя иск, суд первой инстанции исходил из неправомерности включения в стоимость услуги налога на добавленную стоимость (НДС).
Апелляционный суд признает выводы суда правильными и отклоняет доводы жалобы в связи со следующим.
Согласно пункту 1 статьи 24.8 Федерального закона N 89-ФЗ оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами региональным оператором относится к регулируемым видам деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Пунктом 2 статьи 24.8 Федерального закона N 89-ФЗ определено, что регулируемые виды деятельности в области обращения с ТКО осуществляются по ценам, которые определены соглашением сторон, но не должны превышать предельные тарифы на осуществление регулируемых видов деятельности в области обращения с ТКО, установленные органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в области регулирования тарифов.
Как следует из представленных в материалы дела актов оказанных услуг, при расчете стоимости оказанных услуг истец применил тариф за оказанные услуги в период с 01.01.2019 по 30.06.2020 в размере 365,86 руб./куб. м, в период с 01.07.2020 по 01.07.2021 в размере 380,52 руб./куб. м, с 01.07.2021 по 30.09.2021 в размере 407,16 руб./куб. м, при этом увеличив размер тарифа на сумму налога на добавленную стоимость (НДС) в размере 20%.
В соответствии с постановлением Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 19.12.2018 N 10-189/кс "Об установлении единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с ТКО ООО "Гринта" по Восточной зоне деятельности на территории Республики Татарстан на 2019 год" предельный тариф на услугу регионального оператора составляет 439,03 руб./куб. м с НДС для населения и 365,86 (тариф указаны без учета НДС) - для иных потребителей.
Постановлением Государственного Комитета Республики Татарстан по тарифам от 19.12.2019 N 11-54/тко "Об установлении предельных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами общества с ограниченной ответственностью "Гринта" по Восточной зоне деятельности на территории Республики Татарстан на 2020 - 2022 годы" (в редакции постановления Государственного Комитета Республики Татарстан по тарифам от 17.12.2021 N 698-52/тко-2021) (далее - Постановление N 11-54/тко) для истца утверждены предельные тарифы на услугу по обращению с ТКО в первом полугодии 2021 года для категории "иные потребители" (без учета НДС) - 380 руб. 52 коп./куб.м; 2021 года - 407 руб. 16 коп./куб.м., в первом полугодии 2022 года - 407 руб. 16 коп/куб. м.; во втором полугодии 2022 года - 417 руб. 75 коп/куб. м.
В соответствии с подпунктом 36 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона N 211-ФЗ операции по реализации услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказываемых региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, освобождаются от обложения НДС.
В целях применения данного освобождения к услугам по обращению с твердыми коммунальными отходами относятся услуги, в отношении которых органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное регулирование тарифов, либо органом местного самоуправления, осуществляющим регулирование тарифов (в случае передачи ему соответствующих полномочий законом субъекта Российской Федерации), утвержден предельный единый тариф на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами без учета НДС.
Пунктом 3 статьи 2 Федерального закона N 211-ФЗ установлено, что вышеуказанное освобождение от НДС применяется в отношении операций по реализации услуг по обращению с ТКО, оказываемых региональными операторами по обращению с ТКО, по предельным единым тарифам, вводимым в действие с 01.01.2020.
Порядок государственного регулирования тарифов в области обращения с ТКО устанавливается статьей 24.9 Федерального закона N 89-ФЗ, согласно пункту 3 которой в отношении региональных операторов устанавливается единый тариф на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами. Таким образом, исход из буквального толкования приведенных выше норм права, регулируемый вид деятельности в области обращения с ТКО осуществляется по ценам, которые не могут превышать предельные тарифы на осуществление регулируемых видов деятельности в области обращения с ТКО, установленные органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в области регулирования тарифов.
Предельные тарифы на осуществление регулируемых видов деятельности в области обращения с ТКО устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в области обращения с ТКО, и в отношении каждого осуществляемого вида деятельности с учетом территориальной схемы обращения с отходами.
Как следует из вышеприведенных Постановлений регулятора единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО общества с ограниченной ответственностью "Гринта" по Восточной зоне деятельности на территории Республики Татарстан установлен для населения с учетом НДС, для иных потребителей - без учета НДС, при этом отсутствует указание на то, что тарифы для всех категорий потребителей утверждены с учетом налога на добавленную стоимость, равно как и указание о том, что подпункт 36 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации не применяется.
Следовательно, поскольку единый предельный тариф для иных потребителей, к которым относится ответчик, установлен уполномоченным органом без НДС, у истца отсутствовали законные основания для увеличения установленного предельного тарифа на сумму НДС.
Указанные выводы подтверждаются судебной практикой рассмотрения аналогичных споров (постановления Арбитражного суда Поволжского округа от 01.12.2022 по делу N А65-10680/2022, от 05.12.2022 по делу N А65-10672/2022).
Дополнительно суд округа в Постановлении от 01.12.2022 по делу N А65-10680/2022 счел необходимым указать, что содержащееся в Постановлении N 11-54/тко положение о том, что тарифы для населения указаны с учетом НДС в целях реализации пункта 6 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому при реализации товаров (работ, услуг) населению по розничным ценам (тарифам) соответствующая сумма налога включается в указанные цены (тарифы), а на ярлыках товаров и ценниках, выставляемых продавцами, сумма налога не выделяется, не изменяет положения пункта 3 статьи 24.9 Федерального закона N 89-ФЗ об установлении в отношении региональных операторов единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, не предусматривающего установление для региональных операторов иных видов тарифов.
Исходя из изложенного, оснований для увеличения подлежащей уплате суммы долга на сумму НДС, у истца не имелось.
Расчет неустойки произведен судом соответственно исходя из указанных сумм долга и является правильным.
Ссылка истца на правовую позицию, изложенную в постановлении Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 N 72 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с расчетами за коммунальные ресурсы", отклоняется, поскольку сделана без учета льготного налогового статуса ответчика, освобожденного от уплаты НДС.
Пунктом 5 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогоплательщик, осуществляющий операции по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренные пунктом 3 данной статьи, вправе отказаться от освобождения таких операций от налогообложения, представив соответствующее заявление в налоговый орган по месту учета в срок не позднее 1-го числа налогового периода, с которого налогоплательщик намерен отказаться от освобождения или приостановить его использование.
Истец не представил в материалы дела доказательства подачи в установленные сроки соответствующего уведомления. Между тем, в силу статей 9 и 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации именно истец обязан доказать право получения платы за оказанные услуги в указанном им размере.
Кроме того, реализация права на отказ от освобождения от налогообложения операций в данном случае не может влечь негативных последствий для иных лиц, в частности, потребителей услуг по обращению с ТКО, имеющих право на оплату услуг в размере, не превышающем предельный размер тарифа.
Позиция третьих лиц о правомерности предъявления требований истца отклоняется, поскольку сделана без учета вышеприведенных норм права.
В остальной части судебный акт не обжалуется и судебной коллегией не проверяется.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме и не могут быть учтены, как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
На основании изложенного и руководствуясь ст.258, ст.ст.268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 16.12.2022 по делу N А65-22957/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
О.В. Барковская |
Судьи |
О.И. Буртасова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-22957/2022
Истец: ООО "Гринта", г.Казань
Ответчик: ИП Эфендиев Метлеб Аяз Оглы, г.Нижнекамск
Третье лицо: ИП Эфендиев Метлеб Аяз Оглы, г.Нижнекамск, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 18 по Республике Татарстан, Отдел адресно-справочной работы УМВ МВД по Республике Татарстан, УФНС России по Республике Татарстан