гор. Самара |
|
02 марта 2023 г. |
Дело N А72-11905/2021 |
Резолютивная часть постановления оглашена 22 февраля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 марта 2023 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гадеевой Л.Р.,
судей Александрова А.И., Гольдштейна Д.К.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Пчелинцевой В.Ю.,
рассмотрев 22 февраля 2023 года в открытом судебном заседании, в помещении суда, в зале N 2,
апелляционную жалобу ФНС России на определение Арбитражного суда Ульяновской области от 19.12.2022 по делу N А72-11905/2021, вынесенное по результатам рассмотрения обоснованности заявления Федеральной налоговой службы в лице Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Ульяновской области о признании Муниципального унитарного предприятия "Спешневское ЖКХ" несостоятельным (банкротом),
в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы;
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Ульяновской области 17.08.2021 поступило заявление Федеральной налоговой службы России в лице Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Ульяновской области о признании Муниципального унитарного предприятия "Спешневское ЖКХ" (далее - должник) несостоятельным (банкротом), введении в отношении должника процедуры конкурсного производства, утверждении арбитражного управляющего должника из числа членов Саморегулируемой организации "Союз менеджеров и арбитражных управляющих", адрес: 109029, г. Москва, ул. Нижегородская, д. 32, корп. 15, включении требования Федеральной налоговой службы России в третью очередь реестра требований кредиторов должника с суммой в размере 2 804 056,89 руб. (2 126 527,98 руб. - основной долг; 649 249,11 руб.- пени; 28 279,80 руб. - штраф), из них: во вторую очередь реестра требований кредиторов с суммой 1529180,43 руб., в третью очередь реестра требований кредиторов с суммой 1 274 876,46 руб., из нее: 597 347,55 руб. - основной долг; 649 249,11 руб. - пени; 28 279,80 руб. - штраф.
Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 19.12.2022 производство по заявлению Федеральной налоговой службы в лице Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Ульяновской области прекращено.
Не согласившись с принятым судом первой инстанции судебным актом, ФНС России обратилась в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит определение Арбитражного суда Ульяновской области от 19.12.2022 по делу N А72-11905/2021 отменить, принять новый судебный акт.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2023 апелляционная жалоба оставлена без движения. Заявителю предложено устранить обстоятельства, послужившие основанием для оставления апелляционной жалобы без движения в срок до 09.02.2023.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2023 апелляционная жалоба принята к производству.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным ст. 121 АПК РФ.
До начала судебного заседания от Муниципального унитарного предприятия "Спешневское ЖКХ" поступил отзыв, согласно которому должник возражает относительно доводов апелляционной жалобы.
Поступившие документы приобщены судом апелляционной инстанции к материалам дела в порядке ст. 262 АПК РФ.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе публично путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на официальных сайтах Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда и Верховного Суда Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ при неявке в судебное заседание иных лиц, участвующих в деле и надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд рассматривает дело в их отсутствие.
Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы и не явившихся в судебное заседание, в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Рассмотрев материалы дела, проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный апелляционный суд не установил оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены судебного акта.
В соответствии со ст. 32 Закона о банкротстве и ч. 1 ст. 223 АПК РФ дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы о несостоятельности (банкротстве).
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, основанием для обращения налогового органа в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом по признакам отсутствующего должника явилось неисполнение обязательств по уплате обязательных платежей с даты, когда они должны были быть исполнены, в сумме 2 804 056,89 руб., из которых: 2 126 527,98 руб. - основной долг, 649 249,11 руб. - пени, 28 279,80 руб. - штраф.
Банкротство отсутствующего должника осуществляется в соответствии с особенностями, установленными § 2 главы XI Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".
В соответствии со ст. 227 Закона о банкротстве заявление о признании отсутствующего должника банкротом может быть подано конкурсным кредитором, уполномоченным органом независимо от размера кредиторской задолженности в случаях, если руководитель должника - юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность, отсутствует или установить место их нахождения не представляется возможным.
Таким образом, должник - юридическое лицо может быть признан отсутствующим при наличии совокупности двух условий: юридическое лицо фактически прекратило деятельность, и руководитель юридического лица отсутствует или невозможно установить место его нахождения.
Наряду с признаками, указанными в п. 1 ст. 227 Закона о банкротстве, признаки отсутствующего должника отражены также в ст. 230 Закона о банкротстве, из которой следует, что положения о банкротстве отсутствующего должника применяются также в случае: если имущество должника - юридического лица заведомо не позволяет покрыть судебные расходы в связи с делом о банкротстве или если в течение последних двенадцати месяцев до даты подачи заявления о признании должника банкротом не проводились операции по банковским счетам должника, а также при наличии иных признаков, свидетельствующих об отсутствии предпринимательской или иной деятельности должника.
Таким образом, для применения положений § 2 главы XI Закона о банкротстве в дело должны быть представлены доказательства, подтверждающие факт отсутствия должника применительно к п. 1 ст. 227 Закона о банкротстве либо наличие иных оснований, позволяющих рассмотреть дело о банкротстве по правилам для отсутствующего должника в соответствии со ст. 230 Закона о банкротстве
Как разъяснено в пункте 64 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 29 от 15.12.2004 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" правила о банкротстве отсутствующего должника являются специальными по отношению к общим правилам Закона о банкротстве, касающимся возбуждения производства по делу о несостоятельности, в частности в отношении заявления конкурсного кредитора или уполномоченного органа. При принятии заявления конкурсного кредитора или уполномоченного органа о банкротстве отсутствующего должника правила пунктов 2 и 3 статьи 6, пункта 2 статьи 7, пункта 2 статьи 41 Закона не применяются.
Таким образом, для применения положений параграфа 2 главы XI Закона о банкротстве (статей 227 - 229) в дело должны быть представлены доказательства, подтверждающие факт отсутствия должника применительно к пункту 1 статьи 227 Закона о банкротстве либо наличие иных оснований, позволяющих в соответствии со статьей 230 этого же Закона о банкротстве рассмотреть дело, о банкротстве по правилам для отсутствующего должника.
По смыслу пункта 1 статьи 227 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" должник может быть признан отсутствующим при наличии совокупности следующих условий: фактическое прекращение деятельности и отсутствие и невозможность установления места нахождения руководителя должника.
При этом в соответствии со статьей 21.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается бухгалтерской отчетностью, представленной должником за 2021 год (сдана 18.03.2022), активы должника составляют 13 083 000 руб. - доходные вложения в материальные ценности, дебиторская задолженность в размере - 145 000 руб.
Заявитель по делу - ФНС России указал, что за должником зарегистрировано на праве хозяйственного ведения следующее имущество:
- скважина N 2223, адрес: Ульяновская область, Кузоватовский район, с.Стоговка,
- скважина N 2838, адрес: Ульяновская область, Кузоватовский район, с.Чертановка,
- скважина N 2837, адрес: Ульяновская область, Кузоватовский район, с.Чертановка,
- скважина N 3124, адрес: Ульяновская область, Кузоватовский район, п.Первомайский.
Судом установлено, что перечисленное выше имущество является муниципальной собственностью, относится к объектам системы жизнеобеспечения и социально-значимым объектам.
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Верховного суда Российской Федерации от 25.06.2021 N 303-ЭС21-5541 и пункте 22 Обзора практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2021), если при рассмотрении вопроса о признании должника банкротом по упрощенной процедуре суд приходит к выводу о невозможности применения упрощенной процедуры отсутствующего должника, то следует поставить перед заявителем вопрос о возможности продолжения рассмотрения дела в общем порядке (введении процедуры наблюдения, возможности возложения расходов на заявителя по делу и т.д.). В случае отказа заявителя от применения иной процедуры производство по делу подлежит прекращению.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ основным видом деятельности Муниципального унитарного предприятия "Спешневское ЖКХ" является распределение воды для питьевых и промышленных нужд.
Согласно справке Муниципального унитарного предприятия "Спешневское ЖКХ" от 24.10.2022 строка 1160 бухгалтерского баланса "Доходные вложения в материальные ценности" по состоянию на 24.10.2022 состоит из основных средств организации.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к выводу, что должник не отвечает условиям для применения упрощенной процедуры банкротства отсутствующего должника.
Согласно п. 22 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2021), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 10.11.2021, если при рассмотрении вопроса о признании должника банкротом по упрощенной процедуре суд приходит к выводу об отсутствии признаков отсутствующего должника, то следует поставить перед заявителем вопрос о возможности продолжения рассмотрения дела в общем порядке (введении процедуры наблюдения, возможности возложения расходов на заявителя по делу и т.д.). В случае отказа заявителя от применения иной процедуры производство по делу подлежит прекращению.
Вместе с тем, уполномоченный орган не выразил согласия на рассмотрение дела в общем порядке.
В соответствии со статьей 20.7 Закона о банкротстве расходы на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве, осуществляются за счет средств должника, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Согласно ч. 1 ст. 57 Закона о банкротстве арбитражный суд прекращает производство по делу о банкротстве в случае отсутствия средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве, в том числе расходов на выплату вознаграждения арбитражному управляющем.
В Постановлении Правительства РФ от 21.10.2004 N 573 "О порядке и условиях финансирования процедур банкротства отсутствующих должников" указано, что финансирование процедуры банкротства отсутствующего должника, проводимой по заявлению федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" Правительством Российской Федерации представлять в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам, осуществляется в соответствии со сметой расходов уполномоченного органа за счет средств, выделенных ему из федерального бюджета.
В соответствии с п. 2, 3 Положения о порядке и условиях финансирования процедур банкротства отсутствующих должников, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 21.10.2004 N 573, заявление уполномоченного органа о признании отсутствующего должника банкротом должно содержать информацию о наличии средств, необходимых для финансирования процедуры банкротства отсутствующего должника, с указанием источника финансирования. Размер единовременного вознаграждения конкурсного управляющего за проведение процедуры банкротства отсутствующего должника составляет 10 тысяч рублей.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что в бюджете предусмотрены денежные средства на финансирование процедуры банкротства в указанном размере в отношении должника.
Как указано в п. 61 Постановления Пленума ВАС РФ от 15.12.2004 N 29 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", если признаки отсутствующего должника выявляются в деле о банкротстве, возбужденном по заявлению уполномоченного органа, то при отсутствии доказательств наличия финансирования (пункт 2 статьи 227 Закона) производство по делу подлежит прекращению.
Принимая во внимание отсутствие доказательств возможности финансирования процедуры банкротства, суд первой инстанции пришел выводу об отсутствии объективной возможности для проведения процедуры банкротства, в связи с чем правомерно прекратил производство по настоящему заявлению на основании абзаца восьмого пункта 1 статьи 57 Закона о банкротстве.
В тоже время судом первой инстанции принято во внимание, что должник является субъектом естественной монополии, что подтверждается представленной в материалы дела Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области выпиской из реестра субъектов естественной монополии от 22.04.2022.
Под субъектом естественной монополии понимается организация, осуществляющая производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии.
Согласно пункту 2 статьи 197 Закона о банкротстве субъект естественной монополии считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение шести месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.
Дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом, если требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и об уплате обязательных платежей к должнику - субъекту естественной монополии в совокупности составляют не менее чем один миллион рублей. Указанные требования должны быть подтверждены исполнительным документом и не удовлетворены в полном объеме путем обращения взыскания на имущество должника, указанное в пунктах 1 - 3 части 1 статьи 94 Федерального закона "Об исполнительном производстве" (пункт 3 статьи 197 Закона о банкротстве).
Судом первой инстанции приняты во внимание представленные в материалы дела платежные ордера о перечисления Муниципальным унитарным предприятием "Спешневское ЖКХ" взносов в ПФ РФ по решениям на основании ст. 19 Федерального закона N 212-ФЗ от 24.07.2009 за период: январь-март 2022 года.
В дополнительных пояснениях к заявлению ФНС России указала, что в соответствии с информацией сервиса "Банк данных исполнительных производств" все исполнительные производства в отношении должника прекращены в силу п.4 ч. 1 ст. 46 ФЗ N 229-ФЗ от 02.10.2007 "Об исполнительном производстве".
Между тем, в материалы дела не представлено доказательств того, что реализация судебным приставом-исполнителем всех незадействованных в производстве имущественных прав должника не позволит удовлетворить требования кредитора.
Принимая во внимание требования вышеназванных норм материального права, условий для применения правил ст. 230 Закона о банкротстве не установлено, в производстве Арбитражного суда Ульяновской области отсутствуют иные заявления о признании Муниципального унитарного предприятия "Спешневское ЖКХ" банкротом, суд первой инстанции обоснованно прекратил производство по делу N А72-11905/2021.
Повторно рассмотрев материалы дела, судебная коллегия оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не усматривает.
При обращении с заявлением о признании должника банкротом по упрощенной процедуре отсутствующего должника заявитель должен представить доказательства фактического прекращения деятельности должника.
Между тем, при рассмотрении обоснованности заявления кредитора и его апелляционной жалобы в судебных заседаниях участвовал представитель должника, в материалы дела представлен отзыв, из содержания которого следует, что должник является действующей организацией, имеет в своем штате сотрудников, предприятие является гарантирующим поставщиком услуг.
Акты судебных приставов-исполнителей о невозможности взыскания задолженности в рамках исполнительного производства в связи с невозможностью установления местоположения должника либо его имущества, подтверждающие фактическое прекращение деятельности должника, отсутствие должника по месту его юридической регистрации, уполномоченным органом не представлены.
В целом доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные выводы и выводы суда первой инстанции, направлены на переоценку собранных по делу доказательств, в связи с чем не могут служить основанием для отмены или изменения решения суда.
Таким образом, уполномоченным органом не представлено безусловных доказательств, однозначно свидетельствующих об отсутствии у должника имущества, позволяющего покрыть судебные расходы по делу о банкротстве, а также наличия признаков, которые бы свидетельствовали об отсутствии у должника предпринимательской и иной деятельности, то есть признаков, предусмотренные статьей 230 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".
При таких обстоятельствах, ввиду недоказанности наличия у должника признаков отсутствующего должника основания для его признания банкротом по упрощенной процедуре банкротства отсутствующего должника не имеются, в связи с чем правовых оснований для удовлетворения заявления уполномоченного органа, у суда первой инстанции отсутствовали.
Несогласие заявителя с оценкой, установленных по делу обстоятельств не может являться основанием для отмены судебного акта.
Обращаясь с апелляционной жалобой, заявителем не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые были бы не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта.
В частности, заявитель так и не представил письменное согласие на финансирование, сославшись лишь на то, что такое финансирование предусмотрено законом.
В своей апелляционной жалобе заявитель приводит расчет, согласно которому наличие активов не позволяет погасить образовавшуюся задолженность по обязательным платежам.
Однако, как усматривается из материалов дела и пояснений представителей должника, предприятие является действующим, оказывает коммунальные услуги по водоснабжению на территории населенных пунктов муниципального образования Спешневское сельское поселение Кузоватовского района Ульяновской области, получает прибыль и финансовую поддержку муниципалитета, поэтому способно погасить задолженность.
Заявитель апелляционной жалобы указывает, что, несмотря на то, что должник относится к субъектам естественных монополий, задолженность им не погашается длительное время, денежных средств у него недостаточно, однако, заявитель не приводит конкретных обстоятельств, подтверждающих, что имеются критерии, установленные ст. 197 Закона о банкротстве для банкротства субъектов естественных монополий.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что апелляционная жалоба содержит доводы, не опровергающие выводы суда первой инстанции, доводы жалобы направлены на их переоценку с целью установления иных обстоятельств, которые опровергаются материалами дела. В этой связи, учитывая отсутствие нарушений, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта по статье 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обжалуемое определение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Руководствуясь ст.ст. 268-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Ульяновской области от 19.12.2022 по делу N А72-11905/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в месячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Л.Р. Гадеева |
Судьи |
А.И. Александров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-11905/2021
Должник: МУП "Спешневкое ЖКХ", МУП "СПЕШНЕВСКОЕ ЖКХ"
Кредитор: УФНС России по Ульяновской области
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "КУЗОВАТОВСКИЙ РАЙОН" УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ, МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 8 ПО УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ, НП Союз Менеджеров и арбитражных управляющих, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) по Ульяновской области, ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА