г. Москва |
|
02 марта 2023 г. |
Дело N А41-80894/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 февраля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 марта 2023 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миришова Э.С.,
судей Беспалова М.Б., Игнахиной М.В.,
при ведении протокола судебного заседания Устаевой А.Ш.,
при участии в заседании:
от Левицкого Алексея Андреевича - представитель Понявин С.Н. по доверенности 77 АГ 8536841 от 24.01.2022, паспорт, диплом;
от общества с ограниченной ответственностью "Асока" - представитель Зуй И.В. по доверенности от 25.10.2022, удостоверение адвоката N 1174;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Левицкого Алексея Андреевича на решение Арбитражного суда Московской области от 13 декабря 2022 года по делу N А41-80894/22 по иску общества с ограниченной ответственностью "Асока" к Левицкому Алексею Андреевичу об обязании,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Асока" (далее - ООО "Асока", истец) обратилось в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к Левицкому Алексею Андреевичу (далее - Левицкий А.А., ответчик) об обязании передать следующие документы:
1.1. Учредительные документы:
- Протоколы и решения общих собраний участников.
1.2. Кадровая документация:
- Трудовые договоры с сотрудниками
- Личные карточки работников
- Уведомление работников о выборе формы трудовой книжки
- Штатное расписание
- Должностные инструкции
- Правила внутреннего трудового распорядка
- График отпусков
- Положение о персональных данных
- Согласия на обработку персональных данных
- Положение об оплате пруда
- Табель учета рабочего времени
- Расчетный листок и документ об утверждении его формы -Приказы по кадровым вопросам, в том числе, о приеме на работу и увольнении работников.
1.3. Бухгалтерская документация:
- Акт приема-передачи помещения по Договору аренды помещения N 02/211 от 12.02.2018;
- Копия свидетельства о праве собственности на нежилое помещение по договору аренды N 02/211 от 12.02.2018;
- Договоры займа: N 2 от 06.08.2018. N 14 от 07.02.2019. N 15 от 19.02.2019 -заключенные между ООО "АСОКА" и Левицкой О.В.;
- Договоры займа N 3 от 24.08.2018. N 3 от 12.09.2018. N 5 от 25.05.2018. N 6 от 09.10.2018, N 8 от 24.10.2018. N 9 от 13.12.2018, N 10 от 21.12.2018, N 11 от 25.12.2018, N 12 от 07.01.2019, N 13 от 10.01.2019, N 20 от 27.01.2020 заключенные между ООО "АСОКА" и Левицким А.В.;
- Договоры займа N 17 от 21.02.2019. N 19 от 16.10.2019. заключенные между ООО "АСОКА" и Блудовой В.;
- Договор займа N 20 от 16.10.2019. заключенный между ООО "АСОКА" и Чередниченко И.П.;
- Соглашение об оказании юридической помощи от 02.04.2019, заключенное между ООО "АСОКА" и Адвокатом Межрегиональной коллегии адвокатов г. Москвы Шагиным Дмитрием Александровичем па сумму 400 000 руб., счета на оплату оказанных услуг, акты приема-передачи выполненных работ;
- Счета, акты выполненных работ, акты сверки взаиморасчетов, акт возврата помещения по договору аренды в отношении ООО "ВЕНЕРА" (арендная плата по договору N 0424-ВНP/19A от 23.09.2019) на общую сумму 107 604.20 руб.;
- Счет, счет-фактура, товарная накладная по договору купли-продажи N 61734500333/S020 от 03 декабря 2019 г. между ООО "АСОКА" и ООО "МВМ" сумма 48 970.00 руб.;
- Счет, счет-фактура, товарная накладная по договору купли-продажи. заключенному между ООО "АСОКА" и ООО "Первый мебельный" на общую сумму 66 026.00 руб. в качестве оплаты по заказу N 2212.;
2. Обязать Левицкого Алексея Андреевича в срок не позднее 10 рабочих дней с даты вступления решения в законную силу передать Обществу с ограниченной ответственностью "АСОКА" следующее имущество общей стоимостью: 238 708,29 руб.:
- Горизонтальные алюминиевые жалюзи, в количестве 1 шт., общей стоимостью 2500 руб.;
- Вертикальные тканевые жалюзи, в количестве 1 шт., общей стоимостью 3210,42 руб.;
- Комбайн Kyocera Еcosys M2235dn (лазерное МФУ), в количестве 1 шт., общей стоимостью 17276.12 руб.;
- Монитор Lenovo в количестве 1 шт., общей стоимостью 11308.62 руб.;
- Корпус MiniTower In Win. в количестве 1 шт., общей стоимостью 3014.90 руб.;
- Процессор Intel Core 15-4590 Haswell, в количестве 1 шт., общей стоимостью 11958.41 руб.;
- Модуль памяти DIMM DDR4 8192Mb. в количестве 1 шт., общей стоимостью 4815,58 руб.;
- M. пл.ASRock Н81М-ГГХ. в количестве 1 шт., общей стоимостью 4093.52 руб.;
- Жесткий диск SSI) 2.5 480 Gb. в количестве 1 шт., общей стоимостью 3675.70 руб.;
- Кулер для процессора Cooler Intel, в количестве 1 шт., общей стоимостью 392,35 руб.;
- Диван Гастон, (экокожа) черный, в количестве 1 шт., общей стоимостью 10575 руб.;
- Комод, в количестве 1 шт., общей стоимостью 5575 руб.;
- Шкаф-купе, в количестве 1 шт., общей стоимостью 14158.33 руб.;
- Офисное кресло, в количестве 1 шт., общей стоимостью 7575 руб.;
- Стол компьютерный, в количестве 1 шт., общей стоимостью 8441.67 руб.;
- Тумба, в количестве 2 шт., общей стоимостью 5831.67 руб.;
- Предметы мебели, приобретенные у ООО "Первый мебельный" на общую сумму 66 026.00 руб. по п/п N 100 от 06.03.2020 в качестве оплаты по заказу N 2212.;
- Товарно-материальные ценности, приобретенные по договору купли-продажи N 61734500333/S020 от 03 декабря 2019 г. у ООО "МВМ" на общую сумму 48 970.00 руб.;
- Жалюзи, приобретенные 09.10.2019 по п/п N 300 у ООО ТПК "Веренд" стоимостью 93 10 руб. по счету N 170708 oт 27.09.2019.
4. В случае утраты или порчи какого-либо из перечисленного имущества и невозможности исполнения обязательства в натуре, истец просит взыскать с Левицкого Алексея Андреевича в пользу ООО "АСОКА" стоимость утраченного имущества.
Также истец просит взыскать с Левицкого Алексея Андреевича в пользу ООО "АСОКА"(ИНН 5047208317, ОГРН 1185029002619) расходы на оплату услуг представителя в размере 64 000 руб., расходы по уплате государственной пошлины в размере 13 774 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Левицкая О.В., Блудова В., Чередниченко И.П.
Решением Арбитражного суда Московской области от 13 декабря 2022 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным судебным актом, Левицкий А.А. обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил отменить решение Арбитражного суда Московской области, принять по делу новый судебный акт.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству размещена на официальном сайте в общедоступной автоматизированной информационной системе "Картотека арбитражных дел" в сети интернет - http://kad.arbitr.ru/ в режиме ограниченного доступа.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Московской области проверены Десятым арбитражным апелляционным судом в соответствии со статьями 258, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представители третьих лиц в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Дело рассмотрено в соответствии с нормами ст. 153 АПК РФ или ст. 121-123, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru. До начала судебного разбирательства заявлений и ходатайств не заявлено.
Выслушав представителей сторон и повторно исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд не нашел оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 12 февраля 2018 года было создано ООО "АСОКА", основной вид деятельности: "Оптовая торговля фармацевтической продукцией". Единственным учредителем Общества являлась Левицкая Ольга Владимировна (доля 100%), обязанности директора исполнял Левицкий Андрей Викторович. С 22 февраля 2019 года в состав учредителей ООО "АСОКА" вошли Блудова Виктория (доля 30%), Чередниченко Игорь Петрович (30%). С 04.07.2019 по 29.05.2020 года обязанности единоличного исполнительного органа исполнял ответчик - Левицкий Алексей Андреевич (сын Левицкого А.В.).
Истец указал, что в день прекращения полномочий директора Левицкого А.А. в его присутствии, а также в присутствии вновь назначенного директора Общества Лещинскаса Э.Р. была составлена инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей N 1 от 29.05.2020, находящихся в собственности ООО "АСОКА". По итогам инвентаризации была выявлена недостача следующих товарно-материальных ценностей, находящихся на балансе Общества, однако, фактически отсутствующих:
- Горизонтальные алюминиевые жалюзи, в количестве 1 шт., общей стоимостью 2500 руб.;
- Вертикальные тканевые жалюзи, в количестве 1 шт., общей стоимостью 3210,42 руб.;
- Комбайн Kyocera Еcosys M2235dn (лазерное МФУ), в количестве 1 шт., общей стоимостью 17276.12 руб.;
- Монитор Lenovo, в количестве 1 шт., общей стоимостью 11308.62 руб.;
- Корпус Mini Tower InWin. в количестве 1 шт., общей стоимостью 3014.90 руб.;
- Процессор Intel Core S5-4590 Haswell, в количестве 1 шт., общей стоимостью 11958,41 руб.;
- Модуль памяти DIMM DDR4 8192Mb. в количестве 1 шт., общей стоимостью 4815.58 руб.;
- M.пл. ASRock Н81M-ITX. в количестве 1 шт., общей стоимостью 4093,52 руб.; - Жесткий диск SSD 2.5 480 Gb. в количестве 1 шт., общей стоимостью 3675.70 руб.;
- Кулер для процессора Cooler Intel, в количестве 1 шт., общей стоимостью 392.35 руб.;
- Диван Гастон, (экокожа) черный, в количестве 1 шт., общей стоимостью 10575 руб.;
- Комод, в количестве 1 шт., общей стоимостью 5575 руб.;
- Шкаф-купе, в количестве 1 шт., общей стоимостью 14158.33 руб.;
- Офисное кресло, в количестве 1 шт., общей стоимостью 7575 руб.;
- Стол компьютерный, в количестве 1 шт., общей стоимостью 8441.67 руб.;
- Тумба, в количестве 2 шт., общей стоимостью 5831.67 руб.
Итого, в результате проведения инвентаризации была обнаружена недостача 18 предметов товарно-материальных ценностей на общую сумму 114 402.29 руб.
Также, истец указал, что в дальнейшем в ходе проведения анализа финансово-хозяйственной деятельности Общества, а также сведений об операциях по расчетным счетам Общества, было выявлено, что в период исполнения ответчиком обязанной директора Общества, со счета Общества были списаны денежные средства по договорам купли-продажи на приобретение товарно-материальных ценностей следующими платежными поручениями:
- в адрес ООО "Первый мебельный" на общую сумму 66 026.00 руб. по п/п N 100 от 06.03.2020 в качестве оплаты по заказу N 2212.;
- по договору купли-продажи N 61734500333/S020 от 03 декабря 2019 г. в пользу ООО "МВМ" на общую сумм) 48 970.00 руб.
09.10.2019 по ц/и NN 300 с расчетного счета Общества в адрес ООО ТПК "Веренд" была перечислена сумма в размере 9310 руб. в качестве оплаты по счету N 170708 от 27.09.2019 за жалюзи.
Между тем, оплаченное с расчетного счета имущество oт ООО "Первый мебельный", ООО ТПК "Веренд" и ООО "МВМ" в адрес Общества не поступало, на балансе Общества не значится, документы первичною бухгалтерского учета по указанным сделкам в Обществе отсутствуют.
Помимо выше обозначенного имущества, ответчиком вновь назначенному директору Общества Лещинскасу Э.Р. не была передана круглая печать Общества с ограниченной ответственностью "АСОКА", что подтверждается, в том числе, наличием документов, изготовленных и подписанных отцом ответчика и его предшественником в должности директора - Левицким Л.В., на которых имеется оттиск печати Общества (например, в акте возврата поставщику N 1 от 12.11.2020 этилового спирта на сумму 50 700 руб.), что в соответствии с требованиями, установленными к правилам хранения печати организации - недопустимо.
Истец указал, что в дальнейшем в ходе проведения сверки информации бухгалтерского учета, а также информации об операциях по расчетным счетам Общества с имеющимися в наличии документами первичного бухгалтерского учета, а также в ходе проведения инвентаризации документов Общества была выявлена недостача следующих документов, что подтверждается сличительной ведомостью от 29.05.2020.
1. Учредительные документы:
- Протоколы и решения общих собраний участников.
2. Кадровая документации:
- Трудовые договоры с сотрудниками
- Личные карточки работников
- Уведомление работников о выборе формы трудовой книжки
- Штатное расписание
- Должностные инструкции
- Правила внутреннего трудового распорядка
- График отпусков
- Положение о персональных данных
- Согласия на обработку персональных данных
- Положение об оплате труда
- Табель учета рабочего времени
- Расчетный листок и документ об утверждении его формы
- Приказы по кадровым вопросам, в том числе, о приеме на работу и увольнении работников.
3. Бухгалтерская документация:
- Акт приема-передачи помещения по Договору аренды помещения N 02/211 от 12.02.2018;
- Копия свидетельства о праве собственности на нежилое помещение по договору аренды N 02/211 от 12.02.2018;
- Договоры займа: N 2 от 06.08.2018. N 14 oт 07.02.2019. N 15 от 19.02.2019 заключенные между ООО "АСОКА" и Левицкой О.В.;
- Договоры займа N 3 от 24.08.2018. N 3 от 12.09.2018. N 5 от 25.05.2018. N 6 от 09.10.2018, N 8 от 24.10.2018. N 9 от 13.12.2018. N 10 от 21.12.2018, N 11 от 25.12.2018. N 12 от 07.01.2019, N 13 от 10.01.2019. N 20 от 27.01.2020 - заключенные между ООО "АСОКА" и Левицким А.В.;
- Договоры займа N 17 от 21.02.2019. N 19 от 16.10.2019. заключенные между ООО "АСОКА" и Блудовой В.;
- Договор займа N 20 от 16.10.2019, заключенный между ООО "АСОКА" и Чередниченко И.П.;
- Соглашение об оказании юридической помощи от 02.04.2019. заключенный между ООО "АСОКА" и Адвокатом Межрегиональной коллегии адвокатов г. Москвы Шагиным Дмитрием Александровичем на сумму 400 000 руб., счета на оплату оказанных услуг, акты приема-передачи выполненных работ;
- Счета, акты выполненных работ, акты сверки взаиморасчетов, акт возврата помещения по договору аренды в отношении ООО "ВЕНЕРА" (арендная плата по договору N 0424-BHP/l 9А от 23.09.2019) на общую сумму 107 604.20 руб.;
- Счет, счет-фактура, товарная накладная по договору купли-продажи N 61734500333/S020 от 03 декабря 2019 г. между ООО "АСОКА" и ООО "МВМ" сумма 48 970.00 руб.;
- Счет, счет-фактура, товарная накладная по договору купли-продажи. заключенному между ООО "АСОКА" и ООО "Первый мебельный" на общую сумму 66 026.00 руб. в качестве оплаты по заказу N 2212.
По факту выявленной недостачи документов Общества была составлена сличительная ведомость па основании приказа N 2 от 29.05.2020 о проведении инвентаризации товарно-материальных ценностей и документов комиссией в составе директора Лещинскаса Э.Р. и членов комиссии Павленко СВ.. Даниловой С.А., Хайбулина М.М., при этом ответчик от участия в проведении инвентаризации документов Общества и подписания сличительной ведомости уклонился.
Истец указал, что директором ООО "АСОКА" неоднократно направлялись требования о необходимости предоставить недостающие документы и имущество, подписать акт о недостаче документов, в том числе посредством телефонных переговоров, переписки посредством электронной почты, заказной корреспонденции.
Как указал истец, из всего имущества, недостача которого была обнаружена Обществом, ответчиком было возвращено только 300 л. этилового спирта, вывезенные со склада Общества по адресу нахождения ответчика, что подтверждается сведениями водителя и транспортной компании. Причем, истец счел необходимым отметить, что возврат данного сырья был произведен ответчиком исключительно после угрозы обращения в правоохранительные органы, поскольку свободный оборот указанной продукции по российскому законодательству не допустим.
В дальнейшем ответчик лично и посредством своего представителя адвоката Шагина Д.А. в течение длительного времени обещал исполнить обязательства по передаче имущества и документов Обществу, однако, фактически такого намерения не имел, ни имущества, ни истребуемых документов Обществу не предоставил.
В связи с чем, истец был вынужден обратиться в правоохранительные органы с целью привлечения ответчика к уголовной ответственности по факту хищения денежных средств и товарно-материальных ценностей Общества, мошенничества и растраты. 09.02.2021 заявитель обратился в Сходненский отдел полиции Управления МВД России по городскому округу Химки с соответствующим заявлением. Проверка по настоящему заявлению до настоящего времени не завершена.
Поскольку со стороны правоохранительных органов не предпринималось реальных попыток восстановить нарушенные права Общества и его участников. 06.12.2021 года Общество обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском о взыскании убытков с бывших директоров. В удовлетворении указанного искового заявления истцу было отказано, в том числе на том основании, что ответчиком представлен отзыв, согласно которому "договор с ООО "Венера" был заключен для осуществления обычной хозяйственной деятельности", "движение денежных средств осуществлялось исключительно по договорам", "платежи адвокату Шагину Д.А. осуществлялись на основании Соглашения об оказании юридической помощи от 02.04.2019 б/н, который оказывал юридические услуги ООО "АСОКА". Между тем, как указал истец, указанное Соглашение не только отсутствует в документах общества, равно как и документы первичного бухгалтерского учета, но и сам факт его заключения и оплаты услуг с расчетного счета ООО "АСОКА" тщательно скрывался от учредителей Общества.
Так, в выписках с расчетного счета, исправленных на компьютерной программе ответчиком, и направленных учредителям в целях предоставления отчетности по осуществлению финансово-хозяйственной деятельности значились следующие операции:
-26.06.2019 по п/п N 143, 146 со счета Общества списаны денежные средства в пользу Адвоката Шагина Дмитрия Александровича на общую сумму 100 000 руб., данные транзакции в поддельной выписке отсутствуют;
- 02.09.2019 по п/п N 240, 242 со счета Общества списаны денежные средства в пользу Адвоката Шагина Дмитрия Александровича на общую сумму 100 000 руб., данные транзакции в поддельной выписке отсутствуют, при этом вместо них указаны операции на сумм) 5000 рублей и 1000 рублей в пользу АКБ 11 АО "Держава" в качестве оплаты за выдач) банковской гарантии;
04.02.2020 по п/п N 53 со счета Общества списаны денежные средства в пользу Адвоката Шагина Дмитрия Александровича на сумму 100 000 руб., данная транзакция в поддельной выписке отсутствует, вместо нее указана операция по переводу данной суммы 100 000 руб. между счетами Общества. Согласно выписке со счета Общества N 40702810938000238158 данная сумма по указанному п/п не поступала;
- 27.03.2020 по п/п N 157 со счета Общества списаны денежные средства в пользу Адвоката Шагина Дмитрия Александровича на сумму 100 000 руб., данная транзакция в поддельной выписке отсутствует, вместо нее указана операция по переводу данной суммы 100 000 руб. между счетами Общества. Согласно выписке со счета Общества N 40702810938000238158 данная сумма по указанному п/п не поступала.
Таким образом, как указал истец, бухгалтерские документы по данному соглашению Обществу не передавались, услуги по нему не оказывались, сам факт заключения Соглашения скрывался от Общества и его учредителей, в связи с чем, указанные документы подлежат истребованию у бывшего директора Общества.
Истец указал, что ответчиком в рамках дела о взыскании убытков было заявлено, что с ООО ТПК "Веренд" был заключен договор на покупку и установку жалюзи в арендуемом помещении, находящемся по адресу: Москва. Щелковское шоссе, д. 100. при этом они являются встраиваемыми и признаются неотделимым улучшением арендуемого помещения. Между тем, Общество по указанному адресу никогда не находилось, причин, по которым жалюзи не могут быть демонтированы и переданы Обществу в отзыве не указано, а также отсутствует необходимый бухгалтерский учет и документы первичной бухгалтерской отчетности, на основании которых собственнику помещения по адресу Щелковское шоссе, д. 100. от лица ООО "Асока" был сделан подарок в виде жалюзи, стоимостью 9310 руб., что прямо противоречит п. 4 ч. 1 ст. 575 ГК РФ "Запрет дарения".
Также ответчик в рамках дела о взыскании убытков, в отзыве указал, что по договору с ООО "Первый мебельный" приобреталась мебель для помещения, расположенного по адресу: Московская обл., г. Химки, ул. Кирова, д. 10. корп. 2. пом.211. где указанная мебель и находится по настоящее время. То есть ответчик подтверждает тот факт, что мебель Обществу не передавалась и имеется у ответчика в наличии. Также по заявлению ответчика по указанному адресу также находятся телевизор и холодильник, приобретенный по договору с ООО "МВМ". Вышеприведенные положения из отзыва Ответчика в неизмененном виде легли в основу принятого 17.05.2022 решения Арбитражного суда города Москвы, оставленного в силе апелляционным определением Девятого Арбитражного апелляционного суда.
Истец указал, что в целях установления соответствия ведения бухгалтерского учета Общества требованиям законодательства Российской Федерации, по специальному заданию ООО "АСОКА" - Обществом с ограниченной ответственностью "УЧЕТ.НАЛОГИ.ПРАВО" была проведена бухгалтерская экспертиза за период с 01.02.2018 года по 25.11.2021 года.
Так, за период с 01.01.2019 по 31.12.2019 года экспертами установлены, в частности, следующие факты нарушений:
Сумма оплаченного расхода в пользу адвоката Шагина Д.А. в размере 200 000 руб. не получила отражения в учете, не подтверждена документально и экономически не обоснована.
На сумму оплаченных ООО "АСОКА" расходов в размере 79734.69 руб. отсутствуют первичные учетные документы.
Расходы на сумму 73489 руб. отражены в бухгалтерском учете ООО "АСОКА", однако являются экономически необоснованными, так как мебель приобреталась в офисное помещение по адресу: Москва. Щелковское шоссе, д. 100. корп. 5. помещение 906 и при передаче имущества в связи со сменой исполнительною органа данные товарно-материальные ценности фактически отсутствуют, о чем свидетельствует инвентаризационная опись ТМЦ N 1 от 29.05.2020 г.
За период с 01.01.2020 по 31.12.2020 имеют место следующие факты нарушений:
Сумма оплаченного расхода в пользу адвоката Шагина Д.А. в размере 200 000 руб. не получила отражения в учете, не подтверждена документально и экономически не обоснована.
На сумму оплаченных ООО "АСОКА" расходов в размере 119894.65 руб. отсутствуют первичные учетные документы.
Расход, произведенный на сумму 50700 руб. по приобретению этилового спирта не связан с основным видом деятельности организации, а также требует специального разрешения на торговлю алкогольной продукцией, соответственной является экономически необоснованным. Возврат спирта поставщику произведен 12.11.2020 года на сумму 50 700 руб.
Таким образом, истец указывает на то, что Обществу при смене единоличного исполнительного органа ответчиком не были переданы документы, в том числе учредительная, кадровая, бухгалтерская документация, а также документы. подтверждающие факты ведения финансово-хозяйственной деятельности за период с 04.07.2019 по 29.05.2020 года, а также круглая печать Общества и имущество общей стоимостью 238 708.29 руб.
Между тем, участник Общества Левицкая О.В., являясь по совместительству бывшей и фактической супругой отца ответчика Левицкого А.В., в ноябре 2021 года обратилась к Обществу с требованием о предоставлении документов, в том числе, тех, которые не были переданы Обществу ответчиком, о чем ей было доподлинно известно. В дальнейшем она обратилась с соответствующими исковыми требованиями в Арбитражный суд Московской области, решением которого от 17.05.2022 г. по делу N А41-93073/21 ее исковые требования об обязании ООО "АСОКА" предоставить заверенные подписью руководителя и печатью документы - удовлетворены в полном объеме.
Суд первой инстанции обязал ООО "АСОКА" в срок не позднее 10 (десяти) рабочих дней с момента принятия решения Арбитражного суда Московской области предоставить Левицкой О.В. заверенные подписью руководителя и печатью Общества копии следующих документов:
1. Устав Общества, все изменения и дополнения, внесенные в устав Общества. зарегистрированные в установленном порядке, протокол о создании Общества. документ о государственной регистрации Общества.
2. Документы, подтверждающие права Общества на имущество, находящееся на его балансе (конкретное имущество движимое и недвижимое, неимущественные права: договоры, счета, инвойсы. накладные, платежные документы за период с 01.03.2018 по 30.04.2022.
3. Годовые отчеты Общества за 2018-2021 годы.
4. Протоколы всех общих собраний участников Общества за 2018-2021 годы.
5. Списки аффилированных лиц Общества за 2018-2021 годы.
6. Все списки лиц, имеющих право па участие в общем собрании участников. составлявшиеся Обществом за 2018-2021 толы.
7. Все списки лиц, принимающих участие в распределении прибыли, составлявшиеся Обществом за 2018-2021 голы.
8. Акты, заключения государственных и муниципальных органов финансового контроля, в том числе акты налоговых проверок Общества за 2018-2021 годы.
9. Документы бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности Общества за период с 2018 года (годовые и квартальные) и за 1 квартал 2022 года:
-квартального, полугодового, за девять месяцев и годового бухгалтерского баланса ООО "АСОКА" (форма N 1) за период с 2018 года по 2021 год, а также -квартального, полугодового за девять месяцев и годового отчета о прибылях и убытках ООО "АСОКА" (форма N 2) за период с 2018 года по 2021 год;
- годовых отчетов об изменениях капитала ООО "АСОКА" (форма N 3) за период с 2018 года по 2021 год;
- годовых отчетов о движении денежных средств ООО "АСОКА" (форма N 4) за период с 2018 года по 2021 год;
- приложений к годовому балансу (форма N 5) за период с 2018 года по 2021 год;
- налоговых деклараций и налоговых расчетов по всем видам налогов за период с 2018 года (годовые и квартальные) и за I квартал 2022 года;
-всех заключенных с участием Общества договоров за период с 2018 года по 2021 год;
- распечаток бухгалтерских счетов учета заемных средств (оборотно-сальдовых ведомостей по счетам 58.66 и 67) за период с 2018 года по 2021 год (отдельно за каждый год).
10. Банковские выписки о движении денежных средств по всем расчетным счетам Общества, открытым в отношении ООО "АСОКА" ОГРН 1185029002619 ИНН 5047208317 за период с 01.03.2018 по 30.04.2022 включительно.
11. Трудовые договоры с генеральным директором Общества и решения общего собрания о продлении полномочий генерального директора Общества.
Между тем, как указал истец, документы, перечисленные в п. п. 1.2, 4, 9, 11 решения Арбитражного суда Московской области ответчиком в адрес Общества не передавались, в связи с чем, решение фактически является неисполнимым в указанной части.
Поскольку ответчик в добровольном порядке требования истца не исполнил, истец обратился с настоящим иском в суд.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из правомерности и обоснованности исковых требований в полном объеме.
Руководство текущей деятельности общества осуществляется единоличным исполнительным органом общества - директором (п. 4 ст. 32, ст. 40 Закона об обществах с ограниченной ответственностью).
Согласно пункту 1 статьи 50 указанного Закона общество обязано хранить следующие документы:
- договор об учреждении общества, за исключением случая учреждения общества одним лицом, решение об учреждении общества, устав общества, а также внесенные в устав общества и зарегистрированные в установленном порядке изменения;
- протокол (протоколы) собрания учредителей общества, содержащий решение о создании общества и об утверждении денежной оценки неденежных вкладов в уставный капитал общества, а также иные решения, связанные с созданием общества;
- документ, подтверждающий государственную регистрацию общества;
- документы, подтверждающие права общества на имущество, находящееся на его балансе;
- внутренние документы общества;
- положения о филиалах и представительствах общества;
- документы, связанные с эмиссией облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг общества;
- протоколы общих собраний участников общества, заседаний совета директоров (наблюдательного совета) общества, коллегиального исполнительного органа общества и ревизионной комиссии общества;
- списки аффилированных лиц общества;
- заключения ревизионной комиссии (ревизора) общества, аудитора, государственных и муниципальных органов финансового контроля;
- иные документы, предусмотренные федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации, уставом общества, внутренними документами общества, решениями общего собрания участников общества, совета директоров (наблюдательного совета) общества и исполнительных органов общества.
В соответствии с пунктом 2 статьи 50 Федерального закона Российской Федерации от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" общество хранит документы, предусмотренные пунктом 1 данной статьи, по месту нахождения его единоличного исполнительного органа или в ином месте, известном и доступном участникам общества.
Согласно п. 1 ст. 6 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон о бухгалтерском учете) ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители организаций.
В силу п. 1 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
Все организации обязаны составлять на основе данных синтетического и аналитического учета бухгалтерскую отчетность. Бухгалтерская отчетность организаций состоит, в том числе: из бухгалтерского баланса; отчета о прибылях и убытках; приложений к ним, предусмотренных нормативными актами (п. 2 ст. 13 названного Закона).
В ст. 17 Закона о бухгалтерском учете предусмотрено, что организации обязаны хранить первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерскую отчетность в течение сроков устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, не менее пяти лет. Рабочий план счетов бухгалтерского учета, другие документы учетной политики, процедуры кодирования, программы машинной обработки данных (с указанием сроков их использования) должны храниться организацией не менее пяти лет после года, в котором они использовались для составления бухгалтерской отчетности в последний раз. Ответственность за организацию хранения учетных документов, регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности несет руководитель организации.
В соответствии с подп. 7 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчислений и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов.
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В силу пункта 1 статьи 44 Закона N 14-ФЗ единоличный исполнительный орган общества при осуществлении им прав и исполнении обязанностей должен действовать в интересах общества добросовестно и разумно.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пунктах 1 и 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 62 "О некоторых вопросах возмещения убытков лицами, входящими в состав органов юридического лица", в случае отказа директора от дачи пояснений или их явной неполноты, если суд сочтет такое поведение директора недобросовестным (статья 1 Гражданского кодекса Российской Федерации), бремя доказывания отсутствия нарушения обязанности действовать в интересах юридического лица добросовестно и разумно может быть возложено судом на директора.
Недобросовестность действий (бездействия) директора считается доказанной, в частности, когда директор после прекращения своих полномочий удерживает и уклоняется от передачи юридическому лицу документов, касающихся обстоятельств, повлекших неблагоприятные последствия для юридического лица.
Принцип разумности и добросовестности поведения участника гражданского оборота, закрепленный в ст. 10 ГК РФ, распространяется и на лиц, исполняющих обязанности руководителей хозяйственных обществ. Таким образом, лицо. руководствующееся в своей деятельности указанным принципом, обязано предпринять все зависящие он него меры для исполнения своих обязательств добровольно и в разумные сроки.
Так, генеральный директор общества после прекращения полномочий обязан добровольно передать новому руководителю все документацию и имущество общества, последний, в свою очередь, не должен изыскивать способы получения дубликатов у третьих лиц, поскольку это значительно затруднит руководство текущей хозяйственной деятельностью и может привести к значительным убыткам из-за невозможности оперативно реагировать на экономическую ситуацию.
Требуется также учитывать те соображения, что оригиналы любой документации общества не должны оставаться на руках у третьих лиц без законных оснований с целью избегания возможных злоупотреблений, ответственность за которые может быть возложена на нового руководителя.
К числу обязанностей бывшего руководителя ООО относится обеспечение сохранности всех документов, касающихся его деятельности, а также передача этих документов вновь избранному руководителю.
Недобросовестность действий (бездействия) директора считается доказанной, в частности, когда директор после прекращения своих полномочий удерживает и уклоняется от передачи юридическому лицу документов, касающихся обстоятельств, повлекших неблагоприятные последствия для юридического лица.
Левицкий А.А., являлся директором Общества и период 04.07.2019 года по 29.05.2021) года, в связи с чем, обязан был обеспечить сохранность документации и имущества организации и их передач) вновь избранному руководителю, однако эту обязанность не исполнил.
Левицкий А.А. за период своей деятельности в качестве руководителя Общества ни разу не производил инвентаризацию товарно-материальных ценностей с данными бухгалтерского учета, не проводил аудит правильности и полноты веления бухгалтерского учета, а также после прекращения своих полномочий в качестве директора Общества не обеспечил передачу новому руководителю имущества и документов, относящихся к обстоятельствам приобретения и расходования товарно-материальных ценностей, а также иных учредительных, кадровых и бухгалтерских документов, а также не представил истцу каких-либо объяснений относительно фактов отсутствия имущества, а также не отразил его в полном объеме в данных бухгалтерского учета, круглую печать общества, а также поименованное имущество в натуре, а и случае утраты или порчи соответствующего имущества обязать возместить истцу его стоимость.
Доказательств того, что документы и информация, касающиеся деятельности ООО "АСОКА" переданы бывшим директором Левицким А.А., действующему исполнительному органу истца в материалы дела не представлено.
Доказательств, достоверно подтверждающих утрату требуемых истцом документов, имущества, равно как и доказательств принятия ответчиком всех возможных мер по восстановлению утраченной информации и документов (в случае их действительной утраты), последним также не представлено (ст. 9, 65 АПК РФ).
Обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований (часть 3.1 статьи 70 АПК РФ).
Между тем, ответчиком в суде первой инстанции вышеуказанные обстоятельства оспорены не были.
Поскольку все имеющиеся документы, касающиеся деятельности общества, об истребовании которых просит истец, должны быть переданы ответчиком истцу в силу указанных выше норм права, следовательно, ответчик неправомерно не передает документы, имущество и информацию, касающуюся деятельности ООО "АСОКА" за спорный период времени.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что заявленные исковые требования об истребовании документов общества, круглой печати общества, а также поименованное имущество в натуре, а и случае утраты или порчи соответствующего имущества обязании возместить истцу его стоимость, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены состоявшегося решения.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 13 декабря 2022 года по делу N А41-80894/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий судья |
Э.С. Миришов |
Судьи |
М.Б. Беспалов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-80894/2022
Истец: ООО "АСОКА"
Ответчик: Левицкий Алексей Андреевич
Третье лицо: Блудова Виктория, Левицкая Ольга Владимировна, Чередниченко Игорь Петрович