02 марта 2023 г. |
Дело N А84-7129/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 марта 2023 года.
В полном объёме постановление изготовлено 02 марта 2023 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Горбуновой Н.Ю., судей Зарубина А.В. и Рыбиной С.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Гутник Г.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по городу Севастополю на решение Арбитражного суда города Севастополя от 22 декабря 2022 года по делу N А84-7129/2021,
по иску Управления Федеральной налоговой службы по городу Севастополю
к Индивидуальному предпринимателю Червову Владимиру Георгиевичу
при участии в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: Уполномоченный по защите прав предпринимателей в городе Севастополе,
о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной налоговой службы по г. Севастополю (далее - истец, управление) обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с иском к индивидуальному предпринимателю Червову Владимиру Георгиевичу (далее - ответчик, предприниматель) о взыскании 60 500,00 рублей денежных средств в доход федерального бюджета.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 22.12.2022 года в удовлетворении исковых требований отказано в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, управление обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 09 февраля 2022 года апелляционная жалоба принята к производству и назначена к рассмотрению в судебном заседании.
В обоснование своих возражений заявитель жалобы указал на несоблюдение предпринимателем условий для получения субсидии согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 02.07.2020 N 976 "Об утверждении Правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям на проведение мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции" (далее - Постановление N 976), которым утверждены Правила предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям на проведение мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции (далее - Правила).
Так, Пунктом 3 Правил определены условия для включения получателя субсидии, относящегося к категории субъектов малого и среднего предпринимательства, в реестр получателей субсидий в целях предоставления субсидии, согласно которым у получателя субсидии по состоянию на 01.06.2020 отсутствует недоимка по налогам и страховым взносам, в совокупности (с учетом имеющейся переплаты по налогам и страховым взносам) превышающая 3000 рублей (при расчете суммы недоимки используются сведения о ее погашении, имеющиеся у налогового органа на дату подачи заявления).
Согласно п. 6 Правил для получения субсидии получатель субсидии направляет заявление в налоговый орган в период с 15 июля по 15 августа 2020 года (включительно) по форме согласно приложению N 2 к Правилам.
Налоговый орган осуществляет проверку информации, необходимой для включения получателя субсидии в реестр получателей субсидий, в части соответствия условиям, предусмотренным п. 3 Правил, полноты, правильности и достоверности сведений, содержащихся в заявлении, их соответствия данным, имеющимся в налоговом органе, в том числе соответствия информации о счете организации (индивидуального предпринимателя), указанном в заявлении, сведениям, представленным в налоговые органы банками согласно ст. 86 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
ИП Червовым В.Г. в ИФНС России по Гагаринскому району г. Севастополя в электронном виде представлено Заявление на получение субсидии по Постановлению N 976, дата поступления заявления - 15.07.2020.
Согласно выписке о движении денежных средств по счетам налогоплательщика субсидия в размере 60 500,00 руб. через Межрегиональное операционное УФК (КАЗНАЧЕЙСТВО РОССИИ) поступила на указанный ИП Червовым В.Г. в заявлении на получение субсидии расчетный счет N 40802810741270000010 в РОССИЙСКОМ НАЦИОНАЛЬНОМ КОММЕРЧЕСКОМ БАНКЕ (публичное акционерное общество) на основании платежного поручения ОТ 22.07.2020 N362780 с назначением платежа - "Субсидия по Постановлению Правительства РФ от 02.07.2020 N 976 на проведение мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции по реестру N 002 от 21.07.2020".
ИП Червовым В.Г. суммы страховых взносов за 9 месяцев 2017 года, указанные в расчете по страховым взносам за 9 месяцев 2017 года, представленном в МИФНС России N 1 по г. Севастополю в установленные сроки не уплачены, в связи с чем, у Ответчика по состоянию на 01.06.2021, а также на дату подачи заявления на получении субсидии от 15.07.2020 имелась неоплаченная задолженность по страховым взносам, в совокупности превышающая 3000 рублей.
ИП Червов В.Г. электронным обращением от 30.10.2017, просил аннулировать представленный 21.10.2017 в МИФНС России N 1 по г. Севастополю расчет по страховым взносам за 9 месяцев 2017 года.
ИП Червовым В.Г. в УФНС России по г. Севастополю только 22.12.2020 представлен корректировочный расчет по страховым взносам за 9 месяцев 2017 года, на основании которого налоговым органом произведено уменьшение начислений недоимки по страховым взносам за 9 месяцев 2017 года с учетом сумм указанных в представленном корректировочном расчете.
Таким образом, у ИП Червова В.Г. в нарушение условий предусмотренных пп. "д" п. 3 Правил по состоянию на 01.06.2021, а также на дату подачи заявления на получение субсидии от 15.07.2020 имелась задолженность по страховым взносам за 9 месяцев 2017 года в размере, превышающем 3 000 руб.
Следовательно, техническая ошибка, допущенная налоговым органом при рассмотрении заявления ИП Червова В.Г. и формировании реестра получателей субсидии, не может освобождать ответчика от обязанности возвратить неосновательно полученные средства.
В связи с изложенным, апеллянт полагает, что суд первой инстанции неполно выяснил все обстоятельства по делу, что привело к ошибочным выводам и неверному применению норм материального права.
Более подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
В судебном заседании 01.03.2023 года управление поддержало доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просило решение первой инстанции отменить, удовлетворить исковые требования в полном объеме.
Предприниматель и уполномоченный по защите прав предпринимателей в городе Севастополе возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, просили оставить решение суда первой инстанции без изменения, отзывы приобщены к материалам дела.
Законность решения суда первой инстанции проверена в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
При повторном рассмотрении дела апелляционным судом установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения дела, обстоятельства.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 15.07.2020 предпринимателем в налоговый орган - ИФНС России по Гагаринскому району г. Севастополя подано заявление о предоставлении в соответствии с Постановлением Правительства N 976 субсидии.
Исходя из сведений, имеющихся в информационных ресурсах налогового органа на момент рассмотрения заявления, сделан вывод о соответствии налогоплательщика критериям, установленным пунктом 3 Правил и производен расчет размера субсидии, сформирован и направлен в Федеральное казначейство реестр для выплаты субсидии.
С учетом изложенного, субсидия в размере 60 500 руб. 22.07.2020 поступила на расчетный счет ответчика, указанный в заявлении, что ответчиком в отзыве на исковое заявление не оспаривается.
Впоследствии в ходе мониторинга исполнения Федеральной налоговой службой Постановления N 976 установлено, что по состоянию на 15.07.2020 у предпринимателя имелась задолженность по страховым взносам. При этом на дату подачи заявления (15.07.2020) задолженность не погашена.
Таким образом, инспекция указала, что субсидия перечислена ответчику, без соответствующих на то оснований.
ИФНС России по Гагаринскому району г. Севастополя 19.07.2021 направлено уведомление о необходимости возврата неправомерно (ошибочно) полученных сумм субсидий с указанием реквизитов для осуществления возврата субсидий, по каналам ТКС.
Ответчиком неправомерно (ошибочно) полученные суммы субсидий в размере 60500 рублей добровольно не возвращены.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции, исследовав имеющие значение для дела обстоятельства, верно оценил в порядке ст. 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, правильно применив нормы материального, процессуального права сделал выводы, соответствующие обстоятельствам дела, принял по делу правомерный и обоснованный судебный акт.
Согласно п. 1 ст. 1102 ГК РФ, лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий (ч. 2 ст. 9 АПК РФ).
В силу ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами и никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы.
Поскольку материалами дела подтвержден факт наличия у ответчика правовых оснований для получения спорной денежной суммы, суд первой инстанции, в силу положений ст. 1102 ГК РФ, правомерно отказал в удовлетворении исковых требований.
Коллегия принимает во внимание отсутствие в материалах дела доказательств, подтверждающих искажение ответчиком данных отчетности, о недоказанности факта недобросовестного поведения получателя субсидии (реорганизация налоговых инспекций по г. Севастополю с объединением их в Управление Федеральной налоговой службы России по г. Севастополю, отсутствие технической возможности сдачи корректирующего расчета по страховым взносам за 9 месяцев 2017 года для снятия начисления в Межрайонной ИФНС России N 1 по страховым взносам по коду ОКТМО 67302000 как ошибочного в связи с неправильным адресование отчета РСВ).
Коллегия судей также учитывает, что ошибочные начисления недоимки по страховым взносам из расчета по страховым взносам за 9 месяцев 2017 года были сняты, что подтверждается справкой N 11589 "О состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам организаций и индивидуальных предпринимателей" по состоянию на 29.12.2020 года (том 2 л. д. 29-31).
Суд апелляционной инстанции отклоняет доводы заявителя, как противоречащие обстоятельствам дела, в частности, приведенные истцом основания для возврата предоставленной субсидии не соответствуют закрытому перечню, отраженному в п. 12 Постановления Правительства Российской Федерации от 02.07.2020 N 976, следовательно, у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для иной оценки утверждений истца.
При таких обстоятельствах принятое по настоящему делу судебное решение является законным, обоснованным и мотивированным.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта в порядке ч. 4 ст. 270 АПК РФ, не допущено.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Севастополя от 22 декабря 2022 года по делу N А84-7129/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по городу Севастополю - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Ю. Горбунова |
Судьи |
А.В. Зарубин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А84-7129/2021
Истец: Управление федеральной налоговой службы по г. Севастополю
Ответчик: Червов Владимир Георгиевич
Третье лицо: Уполномоченный по защите прав предпринимателей в г. Севастополе