г. Самара |
|
2 марта 2023 г. |
Дело N А65-14171/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28.02.2023.
Полный текст постановления изготовлен 02.03.2023.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Барковской О.В., судей Буртасовой О.И., Деминой Е.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кузнецовой Е.А.,
с участием в судебном заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Гринта" - Хайруллина Э.Р., представитель по доверенности от 01.01.2023,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Гринта" на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 29.11.2022 по делу N А65-14171/2022 по иску общества с ограниченной ответственностью "Гринта" (ОГРН 1161650054719, ИНН 1650326509) к муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению "Детский сад общеразвивающего вида N44 "Мирас" Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан (ОГРН 1021602502151, ИНН 1651028417) о взыскании долга и неустойки,
третьи лица: муниципальное казенное учреждение "Исполнительный Комитет города Нижнекамска", общество с ограниченной ответственностью "Мехуборка НК", государственный комитет Республики Татарстан по тарифам, Управление Федеральной налоговой службы по Республики Татарстан,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Гринта" обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с иском о взыскании с муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад общеразвивающего вида N 44 "Мирас" Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан о взыскании 93 589 руб. 97 коп. долга, 13 124 руб. 99 коп. неустойки.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 29.11.2022 иск удовлетворен частично, с муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад общеразвивающего вида N 44 "Мирас" Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан в пользу общества с ограниченной ответственностью "Гринта" взыскано 31 635 руб. 41 коп. долга, 4 436 руб. 53 коп. неустойки, 1 420 руб. 15 коп. расходов по уплате государственной пошлины, в оставшейся части иска отказано.
Не согласившись с судебным актом, общество с ограниченной ответственностью "Гринта" обжаловало его в апелляционном порядке, просит решение отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме. В обоснование апелляционной жалобы истец ссылался на необоснованность контррасчета ответчика, произведенного исходя из фактического объема ТКО, определенного ответчиком в одностороннем порядке, в связи с чем указывает, что суд первой инстанции неверно применил контррасчет ответчика, и ссылается на необходимость осуществления учета ТКО исходя из установленных нормативов образования ТКО. Кроме того, истец выразил несогласие с исключением из предъявленной им суммы долга НДС.
Третье лицо Исполнительный комитет Нижнекамского муниципального района представило отзыв на апелляционную жалобу, в которой просит решение суда изменить в части исключения взыскания неустойки в размере 4 400, 24 руб.
В судебном заседании представитель истца поддержала доводы жалобы.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в отсутствие иных надлежащим образом уведомленных лиц.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, проверив правильность применения норм материального и соблюдения норм процессуального права в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Собственники ТКО в соответствии с пунктом 4 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее по тексту - Федеральный закон N 89-ФЗ) обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Таким образом, в силу прямого указания закона следует, что все собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами только с региональным оператором.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, общество с ограниченной ответственностью "Гринта" 06.07.2018 признано победителем конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами по Восточной зоне деятельности регионального оператора на территории Республики Татарстан.
В соответствии с пунктом 8 (17) постановления Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" 20.12.2018 ответчиком опубликовано предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора на официальном сайте http://greenta.su/.
Предложение о заключении договора в форме публичной оферты о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в газетах "Ватаным Татарстан" и "Республика Татарстан" размещено истцом 28.12.2018.
Согласно Правилам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156, потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО направляет региональному оператору заявку. В случае, если потребитель не направил региональному операторы заявку потребителя договор считается заключенным на условиях типового договора и вступившим на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Договор с региональным оператором обладает признаками договора присоединения, предусмотренными статьей 428 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку его условия фактически определены в типовом договоре, предлагаемом потребителю и подготовленном на основании типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации N 1156, что следует из пункта 5 статьи 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ.
В материалы дела представлен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N МУБП-026808 от 01.01.2021, который ответчиком не подписан, в связи с чем он считается заключенным на условиях типового договора.
В соответствии с пунктом 12 договора учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов производится в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы ТКО" расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
Иск мотивирован неисполнением ответчиком обязательств по оплате услуг истца по обращению с ТКО, оказанных истцом в период с 01.01.2021 по 31.12.2021.
Досудебная претензия истца от 17.02.2022 N 180 о добровольной оплате имеющейся задолженности оставлена ответчиком без удовлетворения, что послужило основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Как верно установлено судом первой инстанции, правовое регулирование спорных правоотношений предусмотрено нормами главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных Федеральным законом N 89-ФЗ от 24.06.1998 "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги, а заказчик оплатить эти услуги.
В силу статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Принимая обжалуемое решение, суд первой инстанции исходил из того, что спорные услуги истцом оказаны, тогда как оплата ответчиком не произведена. При этом суд первой инстанции признал за ответчиком право на осуществление учета объема ТКО расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для складирования ТКО.
При этом суд первой инстанции исходил из следующего.
Правилами учета ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 (далее по тексту - Правила N 505) коммерческий учет ТКО для собственников ТКО предусмотрен с применением альтернативных способов учета объема ТКО: исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема, либо исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО (пункты 5 и 6 Правил N 505).
Согласно пункту 8 Правил N 505 при раздельном накоплении ТКО в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с абзацем третьим подпункта "а" пункта 5 Правил (количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО). Однако данный пункт лишь регулирует вопрос осуществления расчетов при способе раздельного накопления и не содержит ограничений по способу коммерческого учета для других видов накопления ТКО.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в решении от 17.02.2021 N АКПИ20-956 указала, что отсутствие на территории субъекта Российской Федерации организованного (раздельного) накопления ТКО позволяет собственнику ТКО осуществлять их коммерческий учет в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил N 505 одним из альтернативных способов расчета.
Суд первой инстанции установил, что ответчиком 05.02.2021 подана заявка на заключение договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в разделе 6 которой в качестве способа учета объема твердых коммунальных отходов указан расчетный способ исходя из количества и объема контейнеров для складирования твердых коммунальных отходов.
Суд первой инстанции указал, что ответчиком организовано накопление ТКО на контейнерной площадке, оборудованной на территории учреждения, соответствие которой требованиям законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения подтверждается заключением Территориального отдела Роспотребнадзора в Нижнекамском районе и г. Нижнекамск от 30.12.2020 N 30 о соответствии мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов. Включение данной площадки в схему обращения с отходами, подтверждается распоряжением Исполнительного комитета города Нижнекамска от 30.12.2020 N 458 "О создании мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории города Нижнекамска".
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к выводу о том, что из материалов дела следует, что ответчик направил истцу заявки на заключение соответствующего договора, на основании которых истец в спорный период оказал ответчику услуги по вывозу ТКО исходя из количества и объема принадлежащих ответчику контейнеров для их накопления, расположенных на специально оборудованной площадке ответчика.
Суд первой инстанции при определении объема ТКО исходил из представленного ответчиком контррасчета суммы иска, а поскольку истцом доказательств вывоза ТКО в большем объеме, чем указано в контррасчете ответчика, в материалы дела не представлены, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в 2021 году объем вывезенных ТКО составил 80,4 куб.м, исходя из вывоза ТКО из 2 контейнеров объемом 1,1 куб.м, как указано в заявке ответчика (л.д. 29-31).
Между тем выводы суда первой инстанции в данной части следует признать ошибочными ввиду следующего.
Действительно, в случае отсутствия на территории субъекта Российской Федерации организованного накопления ТКО коммерческий учет ТКО может осуществляться расчетным путем в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил N 505 одним из альтернативных способов расчета (решение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 17.02.2021 N АКПИ20-956).
Таким образом, в силу принципа диспозитивности субъекты правоотношений вправе производить расчет как по количеству и объему контейнеров, так и в соответствии с нормативами накопления ТКО.
Одним из основополагающих принципов гражданского законодательства является принцип свободы договора, закрепленный в пункте 1 статьи 421 Гражданского Кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 статьи 421 Гражданского Кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 Гражданского Кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 431 Гражданского Кодекса Российской Федерации при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.
В силу разъяснений, приведенных в пункте 43 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора", толкование условий договора осуществляется с учетом цели договора и существа законодательного регулирования соответствующего вида обязательств.
При этом согласно правовой позиции, сформулированной в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 16.08.2022 N 303-ЭС22-4152 по делу N А04-3361/2021, из системного анализа вышеназванных положений норм права следует, что нормативы накопления отходов, установленные в региональном законодательстве, следует применять только при отсутствии согласования между региональным оператором и потребителем количества и объема отдельных контейнеров для накопления ТКО, установленных потребителем в месте накопления ТКО, и периодичности их вывоза, путем подписания соответствующего приложения к договору на оказание услуг по обращению с ТКО или в иной форме.
В рассматриваемом случае в материалах дела отсутствуют доказательства согласования сторонами количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных потребителем в месте накопления ТКО, на которые ответчик ссылался в ходе рассмотрения дела, а также периодичности вывоза ТКО, в том числе путем урегулирования разногласий по договору в судебном порядке.
Согласно пункту 13(1) Правил N 1156 об обращении с твердыми коммунальными отходами региональный оператор ежегодно, не позднее 25 декабря года, предшествующего году фактического размещения контейнеров и бункеров, направляет в орган местного самоуправления, уполномоченный на ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, сведения о количестве планируемых к размещению контейнеров и бункеров с указанием их объема и о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, на которых планируется разместить такие контейнеры и бункеры.
Орган местного самоуправления, уполномоченный на ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включает указанную информацию в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039 "Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра" (далее по тексту - Правила обустройства мест накопления ТКО N 1039)
В соответствии с пунктом 2 Правил обустройства мест накопления ТКО N 1039 места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов (пункт 3 Правил обустройства мест накопления ТКО N 1039).
В соответствии с пунктом 11 Правил обустройства мест накопления ТКО N 1039 реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (далее - реестр) представляет собой базу данных о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов.
Пунктом 15 Правил обустройства мест накопления ТКО N 1039 предусмотрено, что в соответствии с пунктом 5 статьи 13.4 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" реестр включает в себя следующие разделы:
данные о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;
данные о технических характеристиках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;
данные о собственниках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;
данные об источниках образования твердых коммунальных отходов, которые складируются в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов.
При этом в пункте 17 Правил обустройства мест накопления ТКО N 1039 установлено, что раздел "Данные о технических характеристиках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов" содержит сведения об используемом покрытии, площади, а также о количестве размещенных и планируемых к размещению контейнеров и бункеров с указанием их объема.
Между тем, распоряжение Исполнительного комитета города Нижнекамска от 30.12.2020 N 458 "О создании мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории города Нижнекамска", которым установлено количество и объем контейнеров для ответчика, в материалы дела не представлено.
Заключение Территориального отдела Роспотребнадзора в Нижнекамском районе и г. Нижнекамск от 30.12.2020 N 30 о соответствии мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, из которого также исходил суд первой инстанции, в деле также отсутствует.
Несмотря на предложение апелляционного суда (определение от 07.02.2023) соответствующие документы о согласовании в установленном порядке мест размещения ТКО ответчиком в дело не представлены.
Таким образом, основания указания ответчиком в заявке количества контейнеров - 2 объемом 1,1 куб.м ответчиком не приведены. Произвольное указание ответчиком в заявке двух контейнеров объемом 1,1 куб.м не может быть признано обоснованным.
В соответствии с пунктом 3 Правил N 1156 накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются с учетом экологического законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Законодательство Российской Федерации в сфере обращения ТКО устанавливает императивные требования для регионального оператора, как лица, осуществляющего деятельность по обращению с ТКО, в части соблюдения санитарно-эпидемиологических норм.
Периодичность вывоза ТКО региональным оператором должна соответствовать срокам временного накопления несортированных ТКО, установленным санитарными правилами и нормами.
В силу пункта 25 Правил N 1156 существенными условиями договора на оказание услуг по обращению с ТКО являются места приема и передачи ТКО, а также периодичность вывоза ТКО.
Периодичность сбора и вывоза ТКО закреплена требованиями санитарного законодательства, в частности СанПиН 2.1.3684-21, в пункте 11 которых указано, что срок временного накопления несортированных ТКО определяется исходя из среднесуточной температуры наружного воздуха в течение 3-х суток: плюс 5°C и выше - не более 1 суток; плюс 4°C и ниже - не более 3 суток.
Требования санитарных норм и правил в части периодичности вывоза ТКО носят императивный характер.
Таким образом, определение количество вывезенного ТКО с иной периодичности вывоза противоречит действующему законодательству.
Суд апелляционной инстанции также отмечает, что несмотря на указание ответчиком в заявке двух контейнеров объемом 1,1 куб.м и иной периодичности вывоза ТКО, из контррасчета ответчика (л.д. 33) усматривается, что в каждом из месяцев в спорном периоде ответчик указал разный объем ТКО, из чего следует, что расчет ответчиком произведен исходя из фактически вывезенного объема ТКО. Однако доказательства осуществления взвешивания либо определения фактически вывозимого объема ТКО иным способом измерения ответчик не представил. Журнал вывоза ТКО (л.д.34,35), в котором указан фактический объем ТКО по месяцам, и на который ссылался ответчик, является односторонним документом ответчика, и отраженные в нем сведения не подтверждены какими-либо доказательствами.
На основании изложенного ввиду неустановления уполномоченным органом для ответчика количества и объема контейнеров, а также ввиду несогласования истцом и ответчиком данных показателей в договоре (в том числе путем урегулирования разногласий в судебном порядке) осуществление истцом в рассматриваемом случае расчета платы за услуги по обращению с ТКО исходя из нормативов образования ТКО и нормативной периодичности их вывоза является правомерным.
Вместе с тем суд апелляционной инстанции признает обоснованными выводы суда первой инстанции, касающиеся неправомерности осуществления истцом расчета платы с учетом НДС.
Согласно пункту 1 статьи 24.8 Федерального закона N 89-ФЗ оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами региональным оператором относится к регулируемым видам деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Пунктом 2 статьи 24.8 Федерального закона N 89-ФЗ определено, что регулируемые виды деятельности в области обращения с ТКО осуществляются по ценам, которые определены соглашением сторон, но не должны превышать предельные тарифы на осуществление регулируемых видов деятельности в области обращения с ТКО, установленные органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в области регулирования тарифов.
Постановлением Государственного Комитета Республики Татарстан по тарифам от 19.12.2019 N 11-54/тко "Об установлении предельных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами общества с ограниченной ответственностью "Гринта" по Восточной зоне деятельности на территории Республики Татарстан на 2020 - 2022 годы" (в редакции постановления Государственного Комитета Республики Татарстан по тарифам от 17.12.2021 N 698-52/тко-2021) (далее - Постановление N 11-54/тко) для истца утверждены предельные тарифы на услугу по обращению с ТКО.
На 2021 год тариф для категории "иные потребители" (без учета НДС) составляет: в первом полугодии 2021 года - 380 руб. 52 коп./куб.м; во втором полугодии 2021 года - 407 руб. 16 коп./куб.м.
В соответствии с подпунктом 36 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона N 211-ФЗ операции по реализации услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказываемых региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, освобождаются от обложения НДС.
В целях применения данного освобождения к услугам по обращению с твердыми коммунальными отходами относятся услуги, в отношении которых органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное регулирование тарифов, либо органом местного самоуправления, осуществляющим регулирование тарифов (в случае передачи ему соответствующих полномочий законом субъекта Российской Федерации), утвержден предельный единый тариф на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами без учета НДС.
Пунктом 3 статьи 2 Федерального закона N 211-ФЗ установлено, что вышеуказанное освобождение от НДС применяется в отношении операций по реализации услуг по обращению с ТКО, оказываемых региональными операторами по обращению с ТКО, по предельным единым тарифам, вводимым в действие с 01.01.2020.
Порядок государственного регулирования тарифов в области обращения с ТКО устанавливается статьей 24.9 Федерального закона N 89-ФЗ, согласно пункту 3 которой в отношении региональных операторов устанавливается единый тариф на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами. Таким образом, исход из буквального толкования приведенных выше норм права, регулируемый вид деятельности в области обращения с ТКО осуществляется по ценам, которые не могут превышать предельные тарифы на осуществление регулируемых видов деятельности в области обращения с ТКО, установленные органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в области регулирования тарифов.
Предельные тарифы на осуществление регулируемых видов деятельности в области обращения с ТКО устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в области обращения с ТКО, и в отношении каждого осуществляемого вида деятельности с учетом территориальной схемы обращения с отходами.
Как указано выше, Постановлением N 11-54/тко единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО общества с ограниченной ответственностью "Гринта" по Восточной зоне деятельности на территории Республики Татарстан установлен на 2020-2022 годы, в том числе на каждое полугодие в данном периоде согласно приложению к данному постановлению, а именно: для населения указаны тарифы с учетом НДС, для иных потребителей тарифы указаны без учета НДС.
При этом в приведенном Постановлении N 11-54/тко отсутствует указание на то, что тарифы для всех категорий потребителей утверждены с учетом налога на добавленную стоимость, равно как и указание о том, что подпункт 36 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации не применяется.
Следовательно, поскольку единый предельный тариф для иных потребителей, к которым относится ответчик, установлен уполномоченным органом без НДС, у истца отсутствовали законные основания для увеличения установленного предельного тарифа на сумму НДС.
Указанные выводы подтверждаются судебной практикой рассмотрения аналогичных споров (постановления Арбитражного суда Поволжского округа от 01.12.2022 по делу N А65-10680/2022, от 05.12.2022 по делу N А65-10672/2022).
Дополнительно суд округа в Постановлении от 01.12.2022 по делу N А65-10680/2022 счел необходимым указать, что содержащееся в Постановлении N 11-54/тко положение о том, что тарифы для населения указаны с учетом НДС в целях реализации пункта 6 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому при реализации товаров (работ, услуг) населению по розничным ценам (тарифам) соответствующая сумма налога включается в указанные цены (тарифы), а на ярлыках товаров и ценниках, выставляемых продавцами, сумма налога не выделяется, не изменяет положения пункта 3 статьи 24.9 Федерального закона N 89-ФЗ об установлении в отношении региональных операторов единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, не предусматривающего установление для региональных операторов иных видов тарифов.
Исходя из изложенного, оснований для увеличения подлежащей уплате суммы долга на сумму НДС, у истца не имелось.
Произведя перерасчет платы за услуги по обращению с ТКО, исходя из установленных нормативов (без НДС), суд апелляционной инстанции установил, что с ответчика в пользу истца за заявленный в иске период следует взыскать долг в размере 77 989, 20 руб.
Как следствие, неустойка подлежит начислению на ежемесячные суммы долга без НДС.
Осуществив начисление неустойки на суммы долга без НДС, а также с учетом положений постановления Правительства Российской Федерации от 26.03.2022 N 474 "О некоторых особенностях регулирования жилищных отношений в 2022 году", суд апелляционной инстанции установил, что общий размер неустойки, начисленной по 31.03.2022 (как заявлял истец), составляет 7 250, 89 руб., исходя из следующего расчета: за просрочку оплаты услуг, оказанных в феврале 2021 года, неустойка равна 1 267, 93 руб., в марте 2021 года - 1 166, 50 руб., в апреле 2021 года - 1 050, 57 руб., в мае 2021 года - 945, 52 руб., в июне 2021 - 833, 21 руб., в июле 2021 года - 720, 91 руб., в августе 2021 года - 655, 09 руб., в сентябре 2021 года - 527, 17 руб., в январе 2022 года - 83, 99 руб.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о необходимости изменения решения суда первой инстанции на основании пункта 4 части 1, пункта 1 части 2 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Расходы по государственной пошлине подлежат распределению в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пропорционально удовлетворенным требованиям (на 80 %).
Истцом при обращении в суд уплачена государственная пошлина в размере 4 201 руб. (за иск госпошлина составляет 4 201 руб.), истец при подаче апелляционной жалобы уплатил государственную пошлину в размере 3 000 руб., всего 7 201 руб., в соответствии с установленным процентом удовлетворения иска и апелляционной жалобы на истца распределяется - 1 440, 20 руб., на ответчика - 5 760, 80 руб., т.е. с ответчика в пользу истца взыскиваются расходы по уплате госпошлины в сумме 5 760, 80 руб.
На основании изложенного и руководствуясь ст.258, ст.ст.268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 29.11.2022 по делу N А65-14171/2022 изменить, изложить резолютивную часть в следующей редакции:
Иск удовлетворить частично.
Взыскать с муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад общеразвивающего вида N 44 "Мирас" Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан 77 989, 20 руб. долга, 7 250, 89 руб. неустойки за период с 11.02.2021 по 31.03.2022, 5 760, 80 руб. расходов по государственной пошлине за рассмотрение иска и апелляционной жалобы.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
О.В. Барковская |
Судьи |
О.И. Буртасова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-14171/2022
Истец: ООО "Гринта", г.Казань
Ответчик: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад общеразвивающего вида N44", г. Нижнекамск
Третье лицо: Государственный комитет РТ по тарифам, МКУ "Исполнительный комитет города Нижнекамска", ООО "Мехуборка НК", Управление ФНС по РТ, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд