город Ростов-на-Дону |
|
01 марта 2023 г. |
дело N А32-16741/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 февраля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 марта 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пименова С.В.
судей И.Н. Глазуновой, О.Ю. Ефимовой
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Каменцевой Ю.В.
при участии:
от акционерного общества "НЭСК-электросети" посредством информационной системы "Картотека арбитражных дел" в режиме веб-конференции: представитель Михайленко П.В. по доверенности от 01.01.2023, паспорт,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "НЭСК-электросети"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края 06.09.2022 по делу N А32-16741/2021
по заявлению акционерного общества "НЭСК-электросети" (ИНН 2308139496, ОГРН 1072308013821)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (ИНН 2309053192, ОГРН 1022301433813)
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Андруневчин В.В.
об оспаривании постановления о наложении штрафа по делу об административном правонарушении
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "НЭСК-электросети" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее - Управление) от 26.11.2020 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 023/04/9.21-4848/2020.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Арбитражным судом Краснодарского края привлечён Андруневчин В.В..
Решением Арбитражного суда Краснодарского края 06.09.2022 в удовлетворении заявления Общества было отказано. Решение мотивировано нарушением Обществом требований пункта 15 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила) при рассмотрении заявки Андруневчина В.В. на технологическое присоединение к электрическим сетям энергопринимающих устройств, что образовало состав вменённого административного правонарушения.
Не согласившись с принятым судебным актом, Общество обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить.
В обоснование апелляционной жалобы Общество указывает, что объект Андруневчина В.В., находящийся в здании лит. Е, расположенном на земельном участке по адресу: г.Анапа, пр. Пионерский, д.70Д, уже имеет надлежащее технологическое присоединение к электрическим сетям Общества. Следовательно, повторное технологическое присоединение энергопринимающих устройств, которые уже надлежащим образом технологически присоединены, а также технологическое присоединение второго энергопринимающего устройства в границах одного земельного участка, на котором уже имеется подключенное к электрическим сетям энергопринимающее устройство, действующим законодательством не предусмотрено.
Таким образом, факт нарушения норм законодательства, за которое предусмотрена административная ответственность, предусмотренная статьёй 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Апелляционный суд удовлетворил ходатайство Общества об участии его представителя в судебном заседании с использованием системы веб-конференции.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объёме.
Управление, Андруневчина В.В., извещённые надлежащим способом о времени и месте судебного заседания, в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путём размещения соответствующей информации на официальном сайте пятнадцатого арбитражного апелляционного суда, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
27.02.2023 апелляционный суд объявил перерыв в судебном заседании до 27.02.2023 до 16 час 20 минут.
После перерыва Общество не обеспечило подключение к судебному заседанию в режиме веб-конференции.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Нежилые помещения с кадастровым номером 23:37:0107002:8710 находятся в нежилом здании с кадастровым номером 23:37:0107002:2216, расположенном на земельном участке с кадастровым номером 23:37:0107002:163 по адресу: г.Анапа, пр-т Пионерский, 70Д.
Земельный участок с кадастровым номером 23:37:0107002:163 принадлежит Ашикову Н.О. на основании договора о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения, заключённого 08.02.2008 между ООО "Эгма" и Ашиковым Н.О.. Технологическое присоединение земельного участка с кадастровым номером 23:37:0107002:163 по адресу: г.Анапа, пр-т Пионерский, 70Д, с расположенным на нём нежилым зданием с кадастровым номером 23:37:0107002:2216, выполнено от трансформаторной подстанции N 318 на основании технических условий от 05.12.2000 N 372-00 и от 21.07.2005 N 705-05 о чём был составлен Обществом и ООО "Медицинский центр "Эгма" акт разграничения границ балансовой принадлежности N 1407 (в последующем, после перераспределения мощности, переоформленным актом о технологическом присоединении от 13.07.2018 N 3-31-18-0061). Наряду с этим, технологическое присоединение земельного участка, находящегося по адресу: г. Анапа, пр-т Пионерский, д. 70Д, кадастровый номер 23:37:0107002:163 с расположенным на нём объектом недвижимого имущества, в том числе незавершённым строительством зданием лит. Е общей площадью 492 кв.м. с кадастровым номером 23:37:0107002:8709 выполнено от трансформаторной подстанции ТП-318, согласно техническим условиям от 05.12.2000 N 372-00 и от 21.07.2005 N 705-05 о чём был составлен Обществом и ООО "Медицинский центр "ЭГМА" акт разграничения балансовой принадлежности N 1407 (который в последующем, после перераспределения мощности, переоформлен на акт о технологическом присоединении от 13.07.2018 N 3-31-18-0061).
Андруневчина В.В. обратился к Обществу с заявкой на технологическое присоединение к электрическим сетям ЭПУ, расположенным по адресу: Краснодарский край, Анапский район, г.Анапа, пр. Пионерский, д.70Д, объект незавершённого строительства, кадастровый номер 23:37:0107002:2216 (далее - Объект), заявка зарегистрирована Обществом 27.03.2020 N 174. В заявке запрашиваемая максимальная мощность составляла 15 кВт, существующая - 0 кВт.
06.04.2020 по результатам рассмотрения заявки, Общество направило Андруневчину В.В. письмо N 31.НС-08/613, в котором указано, что отсутствует второй лист заявки, а также сообщило о необходимости предоставления соглашения о перераспределении максимальной мощности.
13.04.2020 Андруневчин В.В. направил Обществу откорректированную заявку, которая зарегистрирована за N 175.
Письмом от 14.04.2020 N 31.НС08/645 Общество уведомило Андруневчина В.В. о необходимости предоставления соглашения о перераспределении максимальной мощности.
В связи с не устранением Андруневчиным В.В. замечаний, указанных в письме Общества от 14.04.2020 N 31.НС08/645 в установленный Правилами срок, заявка была аннулирована Обществом.
Письмами от 22.05.2020 N 3509, от 29.05.2020 N 3509 Андруневчин В.В. направил Обществу требование о направлении представителя для подтверждения факта наличия технологического присоединения объекта к электрическим сетям, с последующим составлением документов, подтверждающих надлежащее технологическое присоединение.
Письмами от 08.06.2020 N 12.2.НС-08/1565/4307, от 30.06.2020 N 12.2.НС-08/1809/4902 Общество разъяснило Андруневчину В.В. об однократности технологического присоединения к электрическим сетям в силу положений статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике".
Полагая, что отказы Общества являются необоснованными, Андруневчин В.В. обратился в Управление с заявлением, в связи с чем 14.08.2020 Управление возбудило административное дело N 023/04/9.21-4848/2020 и начато административное расследование.
По результатам административного расследования, Управление пришло к выводу о наличии в действиях Общества признаков административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьёй 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем 14.10.2020 заместитель начальника Управления, в отсутствии представителя Общества, был составлен протокол об административном правонарушении. Указанным протоколом Андруневчин В.В. был признан потерпевшим.
26.11.2020 заместитель начальника Управления, в отсутствии представителя Общества и Андруневчина В.В., рассмотрен материалы административного дела N 023/04/9.21-4848/2020 и вынесено постановление о наложении на Общество административного наказания, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 600000 рублей.
Исследовав представленные доказательства, по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дав надлежащую правовую оценку доводам лиц, участвующих в деле, апелляционный суд пришёл к выводу о том, что апелляционная жалоба Общества подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюдён ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за повторное нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Объектом рассматриваемого правонарушения являются общественные отношения, возникающие в сфере эксплуатации сетей и систем энергоснабжения.
Объективную сторону правонарушения составляет, в том числе нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии.
Общество включено в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль по виду деятельности - услуг по передачи электрической энергии.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Федеральный закон N 35-ФЗ) технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Правилами определён порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям, регламентирована процедура присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации, определены существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, установлены требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям, критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения присоединённой мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
На основании пункта 3 Правил, сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения. Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил.
В соответствии с пунктом 15 Правил сетевая организация в течение 3 рабочих дней рассматривает заявку, а также приложенные к ней документы и сведения и проверяет их на соответствие требованиям, указанным в пунктах 9, 10 и 12-14 настоящих Правил.
При отсутствии сведений и документов, указанных в пунктах 9, 10 и 12 - 14 настоящих Правил, сетевая организация не позднее 3 рабочих дней со дня получения заявки направляет заявителю уведомление о необходимости в течение 20 рабочих дней со дня его получения представить недостающие сведения и (или) документы и приостанавливает рассмотрение заявки до получения недостающих сведений и документов.
В случае непредставления заявителем недостающих документов и сведений в течение 20 рабочих дней со дня получения указанного уведомления сетевая организация аннулирует заявку и уведомляет об этом заявителя в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения об аннулировании заявки. После получения недостающих сведений от заявителя сетевая организация рассматривает заявку и направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2-х экземплярах и технические условия (как неотъемлемое приложение к договору) в сроки, предусмотренные настоящим пунктом для соответствующей категории заявителя, исчисляемые со дня представления заявителем недостающих сведений.
Согласно пункту 2 Правил, действие Правил распространяется на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединённых энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых увеличивается, а также на случаи, при которых в отношении ранее присоединённых энергопринимающих устройств изменяются категория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины максимальной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения таких энергопринимающих устройств.
Под однократностью технологического присоединения, упомянутого в пункте 1 статьи 26 Федерального закона N 35-ФЗ, понимается разовое осуществление процедуры технологического энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, в объеме максимальной мощности таких энергопринимающих устройств, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства.
Согласно пунктам 7 и 19 Правил документом, подтверждающим технологическое присоединение к электрическим сетям энергопринимающих устройств, является акт об осуществлении технологического присоединения.
В соответствии с абзацем 2 пункта 4 статьи 26 Федерального закона N 35-ФЗ владелец энергопринимающего устройства или объекта электроэнергетики, ранее технологически присоединённых в надлежащем порядке, по согласованию с сетевой организацией вправе технологически присоединить к принадлежащим ему энергопринимающему устройству или объекту электроэнергетики энергопринимающее устройство или объект электроэнергетики иного лица при условии соблюдения выданных ранее технических условий и самостоятельного обеспечения указанным владельцем энергопринимающего устройства или объекта электроэнергетики и владельцем присоединяемых энергопринимающего устройства или объекта электроэнергетики технической возможности введения раздельного ограничения режима потребления электрической энергии в отношении данных энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики. В этом случае между указанным владельцем энергопринимающего устройства или объекта электроэнергетики и владельцем присоединяемых энергопринимающего устройства или объекта электроэнергетики заключается договор технологического присоединения.
В силу пункта 40(5) Правил при опосредованном присоединении владелец ранее присоединённых энергопринимающих устройств перераспределяет максимальную мощность принадлежащих ему энергопринимающих устройств в пользу энергопринимающих устройств иного лица.
Пунктами 40(4) и 40(6) Правил определено, что при технологическом присоединении энергопринимающих устройств иного лица к объектам электросетевого хозяйства владельца ранее присоединённых энергопринимающих устройств владелец ранее присоединённых энергопринимающих устройств осуществляет деятельность по технологическому присоединению, руководствуясь положениями Правил, при этом опосредованное присоединение осуществляется только по согласованию с сетевой организацией, для получения которого стороны опосредованного присоединения направляют подписанное ими уведомление об опосредованном присоединении сетевой организации.
Как следует из материалов дела, нежилое помещение Андруневчина В.В. с кадастровым номером 23:37:0107002:8710 находится в нежилом здании с кадастровым номером 23:37:0107002:2216, расположенном на земельном участке с кадастровым номером 23:37:0107002:163 по адресу: г.Анапа, пр-т Пионерский, 70Д.
Технологическое присоединение земельного участка по адресу: г. Анапа, пр-т Пионерский, 70Д, с кадастровым номером 23:37:0107002:163 с расположенным на нём, нежилым зданием с кадастровым номером 23:37:0107002:2216, выполнено от трансформаторной подстанции N 318 на основании технических условий от 05.12.2000 N 372-00 и от 21.07.2005 N 705-05 (т.1 л.д. 106-110).
Согласно справке ООО "Медицинский центр "ЭГМА", в акте разграничения балансовой принадлежности и ответственности за эксплуатацию электроустановок N 1407, учтена мощность на энергопринимающие устройства индивидуального предпринимателя Андруневчина В.В., расположенные в нежилом помещении с кадастровым номером 23:37:0107002:8710 в количестве 15 кВт (380 В). Энергопринимающие устройства Андруневчина В.В. подключены через сети нежилого здания с кадастровым номером 23:37:0107002:2216, Андруневчина В.В. производит оплату за потреблённую электроэнергию согласно показаниям прибора учёта ЦЭ68038М7РЗ1 (заводской номер 104290136), установленный в границах нежилого помещения с кадастровым номером 23:37:0107002:8710. Нежилое помещение обеспечено электроэнергией по договору N 2687 (т.1 л.д. 68-69).
Таким образом, в материалы дела представлены доказательства технологического подключения недвижимого объекта нежилого здания, в состав которого входит нежилое помещение Андруневчина В.В. с кадастровым номером 23:37:0107002:8710. Указанные объекты расположены на земельном участке по адресу: г. Анапа, пр-т Пионерский, 70Д, с кадастровым номером 23:37:0107002:163.
В абзаце втором пункта 16(1) Правил определено, что для целей названных Правил под границей участка заявителя понимаются подтверждённые правоустанавливающими документами границы земельного участка, либо границы иного недвижимого объекта, на котором (в котором) находятся принадлежащие потребителю на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающие устройства, либо передвижные объекты заявителей, указанные в пункте 13 данных Правил, в отношении которых предполагается осуществление мероприятий по технологическому присоединению.
Доказательства того, что нежилое помещение Андруневчина В.В. с кадастровым номером 23:37:0107002:8710, не имеет подключение в электрическим сетям и не осуществляется потребление электрической энергии, в материалы дела не представлены. Апелляционный суд неоднократно предлагал Андруневчину В.В. представить такие доказательства, что было проигнорировано Андруневчиным В.В..
Согласно постановлению Управления от 26.11.2020 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 023/04/9.21-4848/2020, в качестве события вменённого административного правонарушения Обществу было вменено нарушение требований пунктов 11 и 15 Правил, выразившееся в неправомерном требовании от Андруневчина В.В. соглашения о перераспределении максимальной мощности и нарушение срока выдачи проекта договора и технические условия во исполнение заявки от 13.04.2020 N 175.
При этом, в целях устранения причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, 26.11.2020 Управление выдало Обществу представление по делу N 023/04/9.21-4848/2020, согласно которому Обществу надлежало направить Андруневчину В.В. проект договора и технические условия во исполнение заявки от 13.04.2020 N 175 (т.1 л.д.18-24).
С учётом изложенного апелляционный суд пришёл к выводу о том, что у Общества отсутствовали основания для выдачи Андруневчину В.В. проекта договора и технических условий на основании заявки от 13.04.2020 N 175, поскольку объект энергопринимающие устройства Андруневчина В.В. подключены через сети нежилого здания с кадастровым номером 23:37:0107002:2216 и Андруневчина В.В. производит оплату за потреблённую электроэнергию согласно показаниям прибора учёта ЦЭ68038М7РЗ1 (заводской номер 104290136), установленного в границах нежилого помещения с кадастровым номером 23:37:0107002:8710.
Удовлетворив Общество заявки Андруневчина В.В. заявки от 13.04.2020 N 175, фактически был допустило осуществление повторного технологического подключения энергопринимающих устройств Андруневчина В.В., что не соответствует пункту 16(1) Правил.
В силу пунктом 1 и 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае: отсутствия события административного правонарушения; отсутствия состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действии (бездействия) возраста, предусмотренного настоящим Кодексом для привлечения к административной ответственности (за исключением случая, предусмотренного частью 3 настоящей статьи), или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие).
Согласно пункту 2 абзаца 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт.
Пунктом 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что основанием для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции является нарушение или неправильное применение норм материального права.
При таких обстоятельствах апелляционный суд пришёл к выводу о том, что решение Арбитражного суда Краснодарского края 06.09.2022 по делу N А32-16741/2021 подлежит отмене, а постановление Управления от 26.11.2020 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 023/04/9.21-4848/2020 является незаконным и подлежит отмене.
Согласно пункту 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесённых в связи с подачей апелляционной жалобы.
Частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
С учётом изложенного, апелляционный суд не рассматривает вопрос о распределении судебных расходов в связи с уплатой государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края 06.09.2022 по делу N А32-16741/2021 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 26.11.2020 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 023/04/9.21-4848/2020.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определённом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.В. Пименов |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-16741/2021
Истец: АО "НЭСК-электросети"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю, УФАС по КК
Третье лицо: Андруневчин Василий Васильевич, АО "Независимая энергосбытовая компания Краснодарского края""